Интерпретация рисунков в психологии: Интерпретация рисунков: цвет, сюжет, размер, положение на листе

Содержание

Интерпретация рисунков: цвет, сюжет, размер, положение на листе

Интерпретация рисунков — полезное умение для родителей. Ведь можно отслеживать не только развитие художественных навыков, но и изменение душевного состояния ребенка, его интересов и представлений.

Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его представлению, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникает в голове в виде образа, а затем отражает на бумаге мысли и чувства автора. Так действует психический механизм сублимации в арт-терапии.


Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал всё черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.


Интерпретация рисунков: сюжет.

Родители часто спрашивают психолога, что значит тот или иной рисунок или какая-то деталь в нём. Если Вы хотите разобраться в этом сами, начните с главного — общего впечатления от рисунка (грустный, веселый, спокойный, тревожный, нежный, агрессивный и т.д.) — чувства Вас не обманут.

Затем обратите внимание сюжет. Проще всего спросить ребёнка: «Расскажи, что ты нарисовал?» Вопрос «А что это такое?» может показаться обидным для малыша, так как такая формулировка означает, что он нарисовал плохо, непонятно, непохоже. В то время как вопрос, начинающийся со слова «расскажи» — это приглашение к беседе, показывающее заинтересованность взрослого, его одобрение.

Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и  деревья, трава и цветы, города и машины. Постоянное отсутствие людей на рисунках указывает на трудности в общении.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка, он как будто находится в опасности и ожидает нападения.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов – не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовится к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Интерпретация цвета в рисунке.

Цвет в рисунке передает эмоции и чувства. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные». Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка. Например, в рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома.

Синий — цвет уверенности и спокойствия. Например, школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия. Но если его слишком много, то это уже тоска.
Рисунок молодой мамы на тему «Бессилие» практически состоит из зеленого цвета:

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительность.

Рисунок семьи девочки 8 лет: фон розового цвета указывает на ее нежное отношение к членам своей семьи:

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Рисунок мальчика 5 лет: красный и черный цвет выражают злость и обиду на человека, над которым нарисован знак минус:

Всегда можно уточнить субъективное значение того или иного цвета для рисующего: «А фиолетовый цвет — он какой? Добрый или злой? Грустный или веселый?» К примеру, значение красного цвета сильно отличается для разных людей. Красный — яркий и эмоциональный, но может быть как радостным, так и злобным.

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

Значение размера рисунка.

Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. Преувеличенный размер рисунка, который пытается выйти за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.

То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо ‐ маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены или недорисованы руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности, в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции («твёрдо стоит на ногах»).

Нажим и расположение элементов рисунка.

Чтобы оценить уровень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим — это высокое напряжение. Напряжение может быть высоким вообще (постоянно, на протяжении всего рисования) или только в отдельных участках рисунка. Например, всех членов семьи ребенок нарисовал со средним нажимом, а папу — с сильным. Это значит, что отношения с папой очень напряженные. Слабый нажим, когда линии едва заметные и прерывистые, указывает на астению, сниженное настроение, апатию («всё валится из рук»).

Верх рисунка имеет несколько толкований. С одной стороны, это сфера духовного: мыслей, чувств, фантазий, — как в интерпретации теста «Звезды и волны». С другой — сверху изображаются все те, кого рисующий считает сильнее, главнее себя, как в тесте «Рисунок несуществующего животного». Есть версия, что верхняя часть рисунка означает рациональное начало, осмысленные идеи, цели и ценности.

Низ рисунка также имеет несколько значений. Земля — это реальность, повседневная жизнь, заботы, деятельность — среда, в которой мы живем. В то же время внизу изображается всё малозначимое и отвергаемое, как в тестах «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное». В противоопложность рациональному верху, низ иногда рассматривается как иррациональная сторона, т.е. неосознаваемые желания, влечения и поступки.

Правая часть рисунка символизирует будущее. Не зря в рекламе стирального порошка чистую вещь (результат стирки) располагают справа, а грязную — слева.

Левая часть рисунка обозхначает прошлое. Голова, повернутая налево, или машина, едущая налево, указывают на ориентацию на прошлое: сожаления, желание вернуть его, что-то изменить, жизнь в воспоминаниях.

Рисунок мальчика 9 лет очень символичен: он изображает выдуманное событие в пошлом — пожар в квартире, где он жил с родителями, после чего им стало негде жить и его отправили жить к бабушке. На самом деле мальчик переехал жить к бабушке после того, как его родители развелись. Пожар сиволизирует развод. Его бывший дом изображен на рисунке слева, и пожарная машина также движется в левую сторону, так как мальчик до сих пор не понимает, почему так произошло, и часто оглядывается назад.

Помните, что главное при интерпретации рисунка – это общее впечатление от него. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или злость, страх, одиночество – что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать своим рисунком? На втором месте — сюжет, а на третьем — графические показатели: цвет, размер, расположение и нажим.

Автор Крысанова Светлана

Иллюстрации являются собственность автора.

Смотрите также:  давать или нет карманные деньги,  тест PARI,  игры для обучения чтению: слоги.

Tags: значение рисунков, интерпретация рисунков, психология цвета, рисунок семьи, рисуночные тесты

Читать онлайн «Психологический анализ рисунков контактеров. Практическое руководство», Алексей Тулин – Литрес

© Алексей Тулин, 2022

ISBN 978-5-0059-2299-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Метод психологического анализа рисунков в психологии известен уже достаточно давно, и насчитывает несколько методов и подходов в анализе рисунков – это достаточно известный психодиагностический метод в психологической науке. Анализируя рисунки контактеров, я брал интерпретации рисунков из разных методик психологического анализа рисунка. Надо сказать, что я столкнулся с одной проблемой: дело в том, что анализе рисунков нет точных психологических интерпретаций рисунка или частей или фигур рисунка, каждый психолог анализирует рисунки и фигуры, и сюжет рисунка по-своему, по-разному, поэтому я столкнулся с некой субъективностью психологического анализа.

При этом психологический анализ может раскрыть: личность, характер, переживания и эмоции, которые испытывал автор рисунка. При этом совсем не обязательно личное общение с автором рисунка, бывает так, что нет возможности связаться с контактером, но при этом есть его тексты и рисунки, которые многое могут рассказать о психологии автора того или иного рисунка, и такой момент опускать никак нельзя. Мне представляется очень важном в исследование психологии контакта и психологии самого контактера через рисунок, который отражает психоэмоциональные переживания и образ «Я» автора.

Рисунки контактеров можно делить на две большие группы – это сюжетные и портретные рисунки. К сюжетные рисунки изображают саму контактную ситуацию или отрывок из нее.

Портретные чаще всего изображаю человекоподобных существ (инопланетян, пришельцев или самого контактера), которые участвовали в самой контактной ситуации, реже контактер изображает себя. Через портретные рисунки хорошо можно проанализировать «Я» контактера, его характер эмоции и переживания.

Сюжетный рисунок показывает эмоции и переживания, которые контактер испытывал при контактной ситуации, в том числе сюжетные рисунки также рассказывают об личности и характере контактера.

В этой практической работе я проанализировал только пять рисунков контактеров, конечно – это недостаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы, работа по анализу будет продолжена. Основная цель этой работы показать методику психологического анализа рисунков, и возможно даже обучить заинтересованных специалистов психологическому анализу рисунков контактеров. К сожалению, в российской психологической так и в психиатрической науке практически нет специалистов, в направлении которых лежит изучении психологии контактеров и контактных ситуаций, большинство психиатров и психологов предпочитают обозначить контактную ситуацию как один из симптом психического расстройства, не погружаясь в детали самого контакта. Методику психологического анализа рисунка, которую я подготовил позволяет изучать психологию личности контактера через анализ рисунка, что позволит лучше понять саму суть технологию и психологические особенности контактной ситуации и личность контактера.

 
Ваш
Алексей Тулин
11.11.2022
 

Метод психологического


анализа рисунков

Методов психологического анализа рисунков очень много, в этой работе я буду использовать сборную солянку из разных методов. А контактерском мифотворчестве огромное место по мимо контактерских текстов занимает рисунки, которые представляют огромный интерес для психологов.

В этой работе я постараюсь проанализировать несколько рисунков контактеров, которые мне присылали в разное время. При анализе рисунков я руководствуюсь следующим алгоритмом:

– описание рисунка;

– расположение фигур на листе бумаги;

– цветовую гамму;

– состав линий;

– пропорции объектов;

– психологический анализ фигуры человека и человекоподобных существ;

– оценка по количественному анализу;

– общий анализ рисунка.

Аспекты анализа рисунка

Описание рисунка. Общее описание рисунка, вид рисунка: сюжетный, портретный и т.  д. Как расположены фигуры на листе бумаги, наметить первые психологические особенности рисунка и его автора.

Расположение фигур на листе бумаги. Расположение рисунка на листе указывает на ценности, особенности характера. В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженное) трактуется как высокая самооценка, неудовлетворенностью собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги коррелирует со стремлением соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Расположение справа. Обозначает устремленность к будущему. Субъект желает перемен, которые изменяет его привычную жизнь к лучшему. Нынешнее положение дел не приносит удовлетворения. Расположение рисунка в нижней части листа. Указывает на низкую самооценку личности. Индивид не может реализоваться на 100%, проявляется закомплексованность в общении. Фигуры располагаются по двум краям листа. Обозначает недовольство определенными аспектами жизни, неудовлетворенность. Расположение рисунка в левой части листа. Указывает на ностальгическое настроение, консервативность взглядов. Такой человек не обращает внимание на настоящее, живет прошлым.

Рисунки, которые занимают все свободное место на листе, указывают на то, что личность не может добиться чего-либо в жизни, старается компенсировать это изображением. Чаще это люди-экстраверты, которые не могут по достоинству реализовать себя в своих начинаниях. Большие рисунки – обозначают высокую самооценку. Очень крупные фигуры, могут говорить о том, что субъекту присуща излишняя гордость, тщеславие, высокомерие. Глубинная причина проявления этих чувств – неудовлетворенность привычной жизнью. Большое количество пустого пространства на листе присуще интровертам. Такие люди скованны, зажаты в себе, боятся чего-то нового. Они не доверяют окружающим, бояться совершать ошибки.

Цветовая гамма. Синий – положительный аспект: организованность и ответственность, решительность, сосредоточенность, склонность к систематизированию и частому анализу своего состояния/ситуации; наличие внутреннего стержня. Негативный аспект: апатичность, подавленность, слабость, чрезмерная концентрация и погружённость в себя.

Фиолетовый: положительный аспект: творческий склад ума; преобладание интеллектуальности; эксцентричность, необычность и постоянное стремление к новому. Негативный аспект: поверхностность, высокое самомнение и самоуверенность.

Красный (яркий, алый): положительный аспект: настойчивость, активность, творческое начало, дружелюбие, наличие большого количества внутренней энергии, чувственность, открытость, уверенность, готовность к действиям, общительность, креативность, наличие нестандартного мышления, целенаправленность, импульсивность характера. Проблема цвета в раздражительности, тревожности, нетерпимости.

Темно-красный (вишнёвый) – те же характеристики, что и выше, но через затемнение передаётся подавление чрезмерной эмоциональности, внутренняя концентрация чувств без их высвобождения. Негативный аспект: леность, апатичность, нетерпимость или пассивность, гиперконтроль.

Зелёный: положительный аспект: постоянное движение вперёд; необходимость в росте и развитии; уравновешенность, работоспособность, внутренний баланс. Негативный: инертность, бездействие, леность.

Коричневый: положительный аспект: стабильность; устойчивость к переменам в виде постепенной адаптации к новым условиям социальной сферы; трудолюбие, строгость, преданность, надежность; потребность в уюте и тепле. Негативный аспект: пассивность, инертность, леность.

Голубой: положительный аспект: воздушность, безмятежность, спокойствие, постоянство, нежность, легкость; доверие и безопасность, комфорт, защищенность, надежность, уравновешенность. Негативный: чрезмерная чувствительность, восприимчивость.

Белый: положительный аспект: свидетельство потребности в приобретении внутреннего равновесия; открытость восприятия; простота, лёгкость личности; стремление к будущим изменениям и прогрессу. Отрицательный аспект: повышенный уровень тревожности, волнение, чрезмерная восприимчивость.

Желтый: положительный аспект: символизирует ловкость, оригинальность склада ума, обоснованную уверенность в себе, честность, справедливость, оптимизм; желтый играет роль в становлении самостоятельной личности. Негативный аспект: рассеянность, склонность к осуждению, язвительность, чрезмерная увлеченность своими мыслями, частое игнорирование действительности.

Розовый: положительный аспект: акцент на эмоциональную сферу: мягкость, чувственность, восприимчивость, мечтательность, склонность к романтизму; стойкость, стабильность, самоотдача и умение постоять за свои интересы. Негативный аспект: чрезмерная меланхоличность характера.

Черный: положительный аспект: ощущение закрытости, защищенности, чувство безопасности и комфорта; проявление личного протеста; стремление к авторитарности; выражение упорства и местами настойчивость. Негативный аспект: неуверенность в себе, подавленность эмоционального состояния, ощущение пустоты, отсутствие удовлетворенности.

Серый: положительный аспект: наличие способностей к анализу. потребность в приобретении внутреннего равновесия посредством правильного подавления излишней (для самой персоны) эмоциональности; нейтралитета и постоянства; склонность к проявлению расслабленности, хладнокровия, местами меланхоличности и даже чувствительности. Негативный аспект: чрезмерная пассивность, безразличие, бездействие.

 

Оранжевый: положительный аспект: проявление тепла и открытости личности; признак психологической и интеллектуальной активности; следствие восприимчивости. Негативный аспект: рассеянность, критичность.

Состав линий. Состав линий (нажим). Ровный, умеренный по силе нажим характерен для гибкой и адаптивной личности, а также свидетельствует об уравновешенности, склонности обдумывать свои действия и выраженном самообладании. Слишком сильный нажим, который оставляет следы на обратной стороне бумаги, является признаком сильного напряжения, проявления напористости, тенденции к преодолению сопротивления (повторное наведение линий, неаккуратность соединения деталей, отрывистость находящих друг на друга линий, затемнение части рисунка, отклонение от вертикальной оси и т.д.). Очень лёгкие, отрывистые линии, как правило, характерны для людей нерешительных, робких, беззащитных. Это, чаще всего, указывает на то, что такой человек испытывает дефицит доверия к себе и самоуважения. В детских рисунках лёгкий нажим может свидетельствовать о сдержанности, ограничении в личностных проявлениях или низком уровне энергетики.

Интерпретация проективных рисунков: самопсихологический подход

Содержание Описание книги отзыва критиков

    216 страниц

    к Рутледж

    210 страниц

    к Рутледж

    216 страниц

    к Рутледж


    Узнайте об электронных книгах VitalSource Открывает всплывающее окно

    Также доступна в виде электронной книги по адресу:

    • Тейлор и Фрэнсис электронные книги
      (Институциональная покупка)Открывается в новой вкладке или окне

    Продолжить покупки

    Использование рисунков для выявления эмоций, отношений и личностных черт, не заявленных клиентом в устной форме, является ценным и широко используемым методом в психоанализе и психотерапии. В этой книге автор предлагает очень практическое введение в использование и интерпретацию проективных рисунков. Основанный на психологии себя, доктор Лейбовиц предоставляет подробную информацию о том, как интерпретировать рисунки домов, деревьев, мужчин, женщин и животных. Сочетая примеры из клинических случаев с общими рекомендациями по интерпретации, книга предлагает тщательное изучение проективных рисунков, что делает ее ценным текстом для начинающих и важным справочным источником для опытных клиницистов.

    Интерпретация проективных рисунков содержит впечатляющий набор рисунков с более чем 175 иллюстрациями. Почти половина этих рисунков взята из всесторонних тематических исследований, которые наблюдают за взрослыми пациентами с начальной фазы лечения до их годового (или более) статуса. К ним относятся более 30 хроматических иллюстраций, которые наглядно демонстрируют важность цвета в интерпретации проективного рисунка.

    В дополнение к подробной информации о том, как интерпретировать эти пять типов ахроматических и хроматических рисунков, книга также содержит приложение, содержащее инструкции для экзаменаторов, инструкции по самостоятельному выполнению и списки прилагательных, помогающие в интерпретации.

    Вместе эти компоненты делают книгу «Интерпретация проективных рисунков» важным ресурсом для любого специалиста в области психического здоровья, заинтересованного в максимально эффективном использовании рисунков в своей практике.

    Использование проекционных рисунков на практике — импрессионистический анализ. Примеры импрессионистического анализа — Дом, Дерево. Люди. Животное. Структурный анализ — Дом. Пример структурного анализа дома. Структурный анализ — Дерево. Пример структурного анализа дерева. Структурный анализ — Лица. Пример структурного анализа лиц. Структурный анализ — Животное. Пример структурного анализа животного. Вертикальное разделение, как видно на проективных рисунках. Полный импрессионистический и структурный анализ. Приложение A – Инструкции для экзаменатора. Инструкции по самостоятельному администрированию. Приложение B. Прилагательное перечисляет дерево домов мужского/женского пола.

    Биография

    Марвин Лейбовиц

    «[Автор] книги «Интерпретация проективных рисунков » заслуживает похвалы [за решение проблем отсутствия установленных норм и последовательной базовой теоретической основы в] использовании этого метода, который иногда подвергается критике со стороны, в конечном счете, освященной веками техники.
    [Книга] относительно краткое, легко читаемое и не слишком подробное… [и] хотя оно предназначено в первую очередь для практикующих психологов, психоаналитиков… оно также будет информативным и полезным». — Психоаналитический ежеквартальный номер

    Добавить в корзину

    Рисунок 12 из книги «Толкование детских рисунков»: руководство для учителей title={Интерпретация детских рисунков: руководство для учителей}, автор={Mtandiwesizwe Patriot Noqamza}, год = {2002} }

    • Mtandiwesizwe Patriot Noqamza
    • Опубликовано в 2002 г.
    • Education

    Интерпретация детских рисунков: руководство для учителей Мтандивесизве Патриот Нокамза Степень магистра образования (руководство и консультирование) Руководитель отдела образовательных исследований д-р Г. Э. Пиенаар. Основная цель этого исследования заключалась в том, чтобы определить, приобрели ли учителя в ходе своего начального обучения или повышения квалификации базовые знания об интерпретации детских рисунков человеческой фигуры. Было проведено литературное исследование, в котором основное внимание уделялось таким основным аспектам, как… 

    uir.unisa.ac.za

    Болезнь Живопись или Живопись Болезнь: как болезнь и госпитализация влияют на детскую артистичность?

    • Б. Байракчи, А. Форуз, А. Шахин, Мустафа Абали, Гюльтен З Алиева
    • Искусство, медицина

      Восприятие

    • 2009
    • 90 008 В этом исследовании изучалось, как болезнь и госпитализация влияют на детское искусство, и комментировались как болезни повлияли на технику известных художников для дальнейшего изучения возможного влияния болезни на артистизм госпитализированных детей.

      Что рисунки от руки и компьютерные рисунки рассказывают учителям о детях, которые их рисовали?

      • Джудит Б. Харрис
      • Образование

      • 1997

      РезюмеКачественный анализ данных был использован для определения объема и межсудебного согласия информации о личности, сообщаемой учителям, использующим компьютер, посредством трех типов…

      Картинки в классе: могут ли учителя и специалисты в области психического здоровья идентифицировать рисунки детей, с которыми жестоко обращаются?

      • M. Veltman, K. Browne
      • Психология

      • 2000

      Цель этого документа — исследовать, могут ли учителя и специалисты по психическо шанс, когда эти…

      Раннее развитие детского рисунка и его связь со специальными способностями к обучению.

      • С. Доулинг
      • Образование

      • 1994

      Исследование основано на личном наблюдении за тем, что дети младшего возраста с умеренными трудностями в обучении проявляют заметное отсутствие интереса, вовлеченности и удовольствия от рисования по сравнению с их…

      Последовательное развитие детского рисунка человеческой фигуры Eames

    • Психология

    • 1996

    В этой статье сообщается о серии из трех экспериментов, проведенных с детьми в возрасте от 3 до 9 лет, а также с детьми с синдромом Дауна того же умственного возраста. Эти эксперименты были…

    Интеллектуальные оценки детей с помощью рисунков человеческих фигур: эмпирическое исследование двух методов.

    У более длинного и подробного теста Гуденаф-Харриса была значительно более высокая корреляция с IQ производительности по шкале WISC-R, чем у системы Коппица, и ни одна из систем рисования не имела закономерностей значительно различающихся коэффициентов достоверности для детей разного возраста или уровня IQ.

    Связь рисунков человеческих фигур с агрессивным поведением детей дошкольного возраста

    • Bradley C. Norford, L. Barakat
    • Психология

    • 1990

    Адекватность рисунка человека (HFD) как диагностического инструмента для дифференциации агрессивного и неагрессивного поведения в от 4 до 5 лет- обследовали детей старшего возраста. Две группы детей,…

    Детское изображение контраста в человеческом рисунке: стоит и идет

    • Пэм Смит
    • Психология

    • 1993

    Детям в возрасте от 4 до 10 лет было предложено нарисовать человека, стоящего абсолютно неподвижно, и человека, идущего очень быстро, чтобы кто-то из отсутствующих знал только по картинкам, что было…

    Описательный этюд о малышах и дошкольниках Рисование основными и стандартными маркерами, карандашами и мелками.

    Добавить комментарий