Интонация голоса: Развитие интонации голоса: как сделать, чтобы вас дослушали до конца

Содержание

Как интонации влияют на коммуникацию

Во время разговора порой важны не сами слова, а то, как вы их произносите. Это напрямую зависит от интонаций. Именно они создают настроение, меняют восприятие информации и влияют на результат беседы. Т&Р вместе с экспертом по технике речи Ксенией Черновой разобрались, как научиться управлять интонациями, синхронизироваться с собеседником и преодолеть волнение перед разговором.

Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций

Эмоциональное воздействие на собеседника, аудиторию осуществляется с помощью интонаций. Они помогают донести смыслы и изменить восприятие транслируемой информации; соответственно, именно от интонаций зависит результат разговора или выступления. С помощью голоса и интонаций человек может успокоить, спровоцировать, привлечь внимание или вызвать раздражение, даже если сам человек не ставил перед собой такую цель.

Ксения Чернова

Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»

Интонации в русском языке — это важнейшая составляющая нашей речи. Не столь важны слова, как их формы. С помощью интонаций мы транслируем смыслы. Возьмите любую фразу и произнесите ее с помощью разных интонаций — собеседник воспримет ее иначе; соответственно, результаты разговора будут другими.

Нужно понимать цель разговора и, отталкиваясь от этого, находить интонацию. С помощью нее мы привлекаем аудиторию — или же, наоборот, отталкиваем. Мы можем транслировать заинтересованность, равнодушие. Фальшивые же интонации могут вызвать недоверие.

В книге «Система английской речевой интонации» Антонина Антипова определяет интонации как «сложное единство нескольких компонентов»:

  • речевая мелодика (изменение частоты тона при произнесении фраз)

  • фразовое ударение

  • временные характеристики (длительность, темп, пауза)

  • ритм

  • тембр

Эти компоненты позволяют выполнять функцию воздействия, а также наделять высказывание смыслом в зависимости от типа высказывания: повелительного, вопросительного, восклицательного, побудительного.

Мелодика речи — это так называемая мелодичность вашего голоса, которая напрямую связана с вашим эмоциональным состоянием. Если вы переживаете, ваша речь будет сжатой, скомканной, а напряжение будет передаваться аудитории.

Фразовое ударение позволяет делать смысловые акценты и обращать внимание аудитории на определенные фразы.

Меняя темп речи, вы также управляете вниманием собеседника или аудитории: чрезмерная размеренность может сделать речь скучной, и вас перестанут слушать; слишком быстрый темп также искажает восприятие, слушатель не успевает обрабатывать информацию. Поэтому необходимо выбирать средний и в то же время комфортный для вас темп речи, меняя его в зависимости от произносимого.

Ритм включает в себя темп и продолжительность произносимых фраз. Он помогает делать смысловые паузы, а также правильно разбивать предложения. Например, начиная абзац, вы можете постепенно идти к наиболее важным предложениям. Прочитайте следующие предложения вслух и почувствуйте, как меняется ритм:

Два / двадцать — два/ двести — двадцать — два/ две тысячи — двести — двадцать — два/ двадцать — две — тысячи — двести — двадцать — два

Тембр голоса — это яркость и окраска голоса, который может быть низким или высоким. Тембр напрямую зависит от особенностей строения нашего речевого аппарата: значение имеют объем и форма трахеи, плотность смыкания голосовых связок. Поэтому изменить тембр голоса достаточно сложно, однако вы можете экспериментировать с высотой звучания.

Паузы напрямую не относятся к интонациям, однако с их помощью мы также влияем на аудиторию. Временное молчание необходимо как слушателю для обработки полученной информации, так и самому спикеру, который во время пауз может сосредоточиться и немного отдохнуть.

Ксения Чернова

Не бойтесь делать паузы. Если начали переживать во время выступления — задайте вопрос залу, сделайте вдох-выдох, сосредоточьтесь, вернитесь в ресурсное состояние. Паузы нужны для того, чтобы разговорить собеседника, а также необходимы для усвоения и обработки полученной аудиторией информации.

«Голосовое колесо» показывает, из каких компонентов состоит наш голос

Все перечисленные выше компоненты и определяют нашу интонацию. Она в первую очередь зависит от коммуникативной ситуации: деловые переговоры, встреча с друзьями, личный разговор с близким человеком или же публичное выступление.

В любом случае необходимо уловить настроение собеседника, понять его эмоциональное состояние и настрой и в зависимости от этого синхронизироваться с ним. Так вы сможете наладить контакт и впоследствии выстроить конструктивный разговор.

Ксения Чернова

Человека может раздражать непохожесть на него, если он спокойный, говорит медленно, а вы давите его своей энергией — это отталкивает. Постарайтесь синхронизироваться с ним и найти похожий темп, тон голоса, громкость. Это не манипуляция, а «подстройка», которая необходима для комфортной коммуникации.

Как подготовиться к выступлению?

Интонации транслируют ваше эмоциональное состояние и показывают, насколько вы уверены в собственных словах. Это может повысить или же понизить уровень доверия аудитории к спикеру. Поэтому в первую очередь перед выступлением или разговором необходимо сосредоточиться и снять напряжение. Ксения Чернова рекомендует выполнить следующие упражнения:

  • Перед выступлением необходимо подготовить тело и дыхательную систему. Доведите себя до состояния легкого кислородного опьянения, делайте частые вдохи и выдохи.

  • Разминайте шею, плечевой пояс, чтобы снять напряжение.

  • Также можно, начиная от ступней ног, напрягать тело, стопы, икры, спину, живот, шею. Находиться в этом состоянии 10–15 секунд и расслабиться на выдохе.

  • Если волнение пришло в процессе выступления, нужно упереться большим пальцем ноги в пол, сделать себе слегка больно, чтобы напряжение ушло в эту точку.

Источник: cosmaa / istockphoto.com

Наша «голосовая система» состоит из трех частей: лицо (а именно язык и губы), гортань (включая язык) и диафрагма. Если хотя бы одно из перечисленного находится в напряжении, речь будет скомканной и неразборчивой и вы не сможете управлять своими интонациями и, соответственно, воздействовать на аудиторию. Поэтому перед выступлением необходимо настроить свой голос и снять напряжение с голосовых связок. Самая простая техника — сжать и расслабить челюсть и держать ее открытой в течение 30 секунд.

Ксения Чернова предлагает выполнить следующие упражнения:

  • Расслабить связки можно с помощью зевков.

  • Ищите звук «м» или «н» и направьте его в зубы. Должна возникнуть вибрация в верхней губе.

  • Берем маркер и вставляем его в рот вдоль, начинаем проговаривать свою речь, разжимаем только челюсть. Делайте это на протяжении 40 секунд.

Эти техники работают только в том случае, если вы сами психологически и эмоционально настроены на коммуникацию и уверены в том, что вы произносите.

Любовь Карась

Теги

#результат

#коммуникация

#восприятие

#беседа

#разговор

#интонация

Интонация голоса и другие его характеристики в различных ситуациях

Елена ЛитвиненкоPosted in Ораторское мастерство

Общение между людьми возникло на заре человечества, гораздо раньше любого из существующих языков. Удивительное дело — слов ещё люди не придумали, а уже передавали друг другу информацию. Понятно, что это были просто различные звуки, и вероятнее всего, довольно продолжительное время их было в обиходе не так уж много. Итак, представьте себе, что вам нужно рассказать ребёнку, что для него представляет опасность. Какие средства для своего рассказа вы будете использовать? Полагаю, что первыми в списке стали интонация голоса и его громкость, так?

 

Возможно, что вспомнили, как при опасности ускоряются звуковые сигналы животных, значит можем включить в этот список и темп повествования, то есть средства, которые составляют паралингвистическую часть нашей речи. Помимо этого, вы наверняка решили подключить невербальную (не голосовую) составляющую, то есть взгляд, мимику, жесты, движения тела. Таким образом, ваше повествование стало больше похожим на танец или актёрскую игру «Показуха», не так ли?

 

Кстати, примерно так и общаются дети второго года жизни, когда у них в запасе уже много разнообразных звуков и слогов, но мало слов. Это наглядный пример того, что отнюдь не лингвистика (содержание, смысл) в нашем общении играют главную роль. 85% информации о людях наше подсознание считывает именно с невербальных проявлений. Возможно, что вы уже где-то читали или слышали про это?

 

Частые заблуждения, мешающие пониманию

Люди зачастую заблуждаются: что важнее в общении слова или характеристики голоса. Для многих это кажется очевидным, и при этом ошибочным…. Вот недавний реальный пример переписки с одной агрессивной случайной подписчицей. Привожу без изменений наиболее лояльную часть текста:

 

«Что важнее слова или голос? Ответьте  себе на возникающий вопрос: в беседе кого с кем? Или выступлении кого?  Открою вам секрет, причем бесплатно, если это беседа любящих людей, то звучание голоса  любимого — это музыка эльфов, а если это приговор, зачитываемый судьей, то  ничего  важнее смысла слов для вас не будет. »

 

По мнению известного драматурга Б. Шоу интонация речи человека столь бесконечно разнообразна, что существует 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет», но только один способ это написать. Хотелось бы привести пример, когда одну и туже фразу можно сказать совершенно различным образом.

 

Предлагаю вам посмотреть видео, где исполняется песня на стихи И. Уткина  «Типичная история» (вокалистка Ольга Арефьева). Вы легко услышите насколько по-разному звучат фразы-рефрены: «Ты плохая, ты плохой» и «как я рада, как я рад». Несмотря на позитивный текст самой фразы «как я рад», в игру вступает  подтекст, эмоциональное наполнение, интонация голоса. Когда фраза звучит первый раз в начале — это отнюдь не «музыка эльфов», зато в финале текст и подтекст совпадают.

 

 

Перейдём от выразительного исполнения к ситуациям более жизненным. Согласитесь, часто во время телефонных разговоров люди не передают интонацию, и слушателю непонятно отношение рассказчика к событию. В таких случаях приходится спрашивать о том, что собственно чувствует звонящий абонент, его мнение. К примеру, кто-то рассказывает вам, что посмотрел новый фильм, вы узнаете какой актёр в главной роли, что много компьютерной анимации и даже краткое содержание, но так и не понимаете понравился ему фильм или нет, и стоит ли вам его смотреть, а для вас-то именно это очень важно.

 

Почему порой тяжело общаться через сообщения в социальных сетях, и особенно письма? Потому что, если не использовать смайлики, (а для деловой переписки смайлики неуместны), то очень часто непонятно ваш партнер по переписке искренне радуется или пишет с издёвкой, то ли он спрашивает, то ли он чем-то недоволен. Ведь мы видим только текст, а в общении чаще важен подтекст, который можно вложить самый разнообразный, если вы хорошо владеете интонациями.

 

Какие выразительные средства помогают вложить чувства и отношение в слова?

 

Мелодика вашей речи выразительна, когда используются:

  • Повышение и понижение интонации. Для повествовательной фразы характерно понижение интонации голоса, а для вопросительной — повышение. Для слов перечисления, разделённых запятыми, интонацию обычно повышают в конце каждого слова, причем в каждом следующем слове звучание голоса выше (как ступени). Когда на письме используется троеточие, то интонацию не понижают, а как бы «подвешивают»  — это подчеркивает неразрешенность ситуации.
  • Изменение темпа речи — очень важно вашу речь то ускорять, то замедлять, в зависимости от того, что вы хотите выделить.
  • Акценты на главном слове или словосочетании.
  • Паузы. Как правило в тексте, который  нужно произнести, есть необходимость использовать паузы различной длительности. Небольшая пауза в конце предложения, двойная пауза в том месте, где окончена мысль,  на письме — это финал абзаца.
  • Разнообразный тон голоса.

 

Вот упражнение, которое я предлагаю для развития интонаций голоса и перемещения акцентов. Текст прост:

Мимозы Мила маме купила.

      • Мимозы (а не другие цветы) Мила маме купила?
      • Мимозы Мила (а не другие дети) маме купила?
      • Мимозы Мила маме (а не кому-то другому) купила?
      • Мимозы Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Задание заключается в том, чтобы по очереди переносить логическое ударение с одного слова на другое сначала в повествовательном предложении, а потом в вопросительном. Если у вас это не сразу получилось сделать — попрактикуйтесь 3-5 дней и запишите выполнение задания на диктофон для того, чтобы послушать со стороны. Зачастую мы не слышим своих ошибок в то время, когда говорим.

 

 

Это вам тоже может быть полезно:

Интонация | Определение, примеры и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Что такое интонация? 3 секрета выразительного голоса

Интонация — это цвет, мелодия и плавность речи. Одним словом, это то, что вдыхает жизнь в ваше общение. Поэтому, если мы собираемся овладеть одним коммуникативным навыком, овладение искусством интонации находится прямо там с точки зрения желаемого!

 

Читайте дальше, чтобы узнать мнение Джейми Чепмена, главного тренера, который работает дольше всех, о том, как овладеть искусством интонирования… предметом, которым он очень увлечен.

Так что же такое интонация и почему она так важна для эффективного общения?

Акцент состоит не только из технической точности различных гласных и согласных. Это намного больше. Я уверен, вы знаете, что у каждого акцента есть свой особый ритм, мелодия и мелодия, что наводит на мысль о том, существует ли правильный способ произношения слов. Мы называем это интонацией.

Часто интонацию преподают как «дополнение» к курсу «Акцент» — как если бы это был дополнительный гласный звук. Только не на Лондонском семинаре по ораторскому искусству. Мы знаем, что хорошая интонация жизненно важна. Это важнее, чем каждая гласная и согласная вместе взятые. И все же, на мой взгляд, этому часто учат крайне плохо.

Когда я начинал учить (в смутном и далеком прошлом!) интонации традиционно преподавали очень запутанным способом. Целые тексты были даны клиентам со стрелками, указывающими вверх, для предполагаемой интонации голоса вверх, и стрелками, указывающими вниз, для предполагаемой интонации вниз. Все это было умопомрачительно, головокружительно сложно. И это полностью упустило суть, а именно:

Хорошая интонация — это просто хорошая коммуникация.

 

Если понять основные принципы этого — он открывает дверь. Если вы больше ничего не помните из этого блога, я бы хотел, чтобы вы запомнили это:

Задача хорошего оратора состоит в том, чтобы сделать за слушателя как можно больше работы за него.

Итак, как мне улучшить интонацию?

Первое, что нужно сделать, это полностью изменить свое отношение к словам, которые вы говорите. Так часто, когда я обучал Смягчению Акцента, я замечал, что клиенты начинают с почти «настороженного» отношения к словам, которые исходят из их уст. Как будто слова, которые они используют, заминированы… подстерегают, чтобы сбить их с толку и выявить ошибки.

 

Это должно измениться. Слова — ваш слуга, а не ваш господин. Они должны работать на вас. Но для этого вы должны понимать, как работают слова.

 

По сути, слова — это просто набор звуков. В частности, есть два звука — гласные звуки и согласные звуки. Они оба выполняют очень специфическую работу за вас, когда вы говорите, и первым этапом в развитии более эффективной интонации является точное понимание того, что они делают.

 

Почему бы не загрузить нашу бесплатную электронную книгу здесь, чтобы получить дополнительные советы и рекомендации о том, как использовать звуки и интонацию, чтобы говорить на работе более четко.

Как с помощью интонации выразить чувство?

Кто-то очень мудрый однажды сказал (и я люблю эту цитату!), что гласная буква — это место, где можно выразить свои чувства. Это то место, где вы вкладываете в слово все чувства, значения и цвета. Подумайте о ком-то, кого вы знаете, у кого очень выразительный голос — это не волшебство, это просто то, как они используют гласные звуки.

 

Возьмем, к примеру, Дэвида Аттенборо. Ему 94 года, и он все еще лучший в своем деле. Когда он говорит «это ам ауу зинг вид» — он изливает все свое удивление и изумление в звук «ау». Вот почему мы любим его слушать. Он делает это таким доступным.

 

Именно гласные являются секретом выразительности голоса — посмотрите видео ниже, чтобы услышать, как я объясняю это дальше!

 

 

Согласные разные. Согласные — это точность и ясность . Они об эффективности и уважении к языку. Одной из наиболее распространенных ошибок согласных является привычка не полностью произносить их в конце слова. Это особенно похоже на тот случай, когда слово заканчивается на «t» (например, «точка t »).

 

Это не просто педантичность — речь идет о ценности. Если мы не произносим полностью наши согласные и позаботимся о том, чтобы поставить их на место, убедившись, что полностью завершаем слова, которые мы произносим, ​​это может звучать для слушателя так, как будто мы не полностью ценим то, что говорим. Хуже того, это может даже звучать так, будто мы не в полной мере ценим самих слушателей.

 

По сути, это нарушает первое правило: мы заставляем слушателя работать больше, чем нужно. В конечном счете, хорошая интонация делает вас отличными коммуникаторами и может научить вас говорить так, чтобы люди захотели вас слушать.

 

Секрет того, как стать привлекательным оратором 

Здесь, в LSW, у нас есть базовая трехэтапная формула «выполнения работы» для вашего слушателя.

Первый шаг –

акцент.

Это идея о том, что когда мы говорим, не каждое сказанное нами слово имеет одинаковую ценность. Некоторые слова имеют большее значение для нашего слушателя, чем другие. Я всегда говорю, что это немного похоже на то, как если бы в вашем голосе был маркер, который выделяет все ключевые слова для вашего слушателя. Слова, которые вы выделяете для слушателя, как правило, являются словами, содержащими информацию.

Второй шаг:

пауза .

Очень важно разделить нашу речь на единицы мысли — на куски размером с укус. Мы всегда говорим, что это немного похоже на кормление ребенка. Если бы вы кормили ребенка, вы бы не взяли горсть детского питания и не сказали: «Вот твой обед!» Вы будете 90 167 кормить с ложки 90 168  ребенка. Это именно то, что вы делаете со своим слушателем. Вы даете им небольшие порции информации, разделенные паузой.

Третий шаг мы называем

оправдание паузы ‘.

Это идея о том, что ваш голос никогда не должен быть ровным на протяжении всего блока. Для того, чтобы заслужить паузу, нужно иметь какое-то движение в тональности голоса.

Добавить комментарий