Воссоздающее воображение: Воссоздающее воображение

Воссоздающее воображение

Воссоздающим воображением называется построение образа объекта в соответствии с описанием (или чертежом, схемой и т. п.) этого объекта. Читая в учебнике физики или химии описание какого-нибудь опыта, учащийся должен возможно яснее представить себе расположение предметов и приборов, действия, которые надо произвести, результат этих действий и т. д. Это и есть деятельность воссоздающего воображения.

Рассматривая плоскостной чертёж машины, надо уметь совершенно отчётливо представить себе расположение отдельных частей этой машины в пространстве и взаимодействие их. Это также работа воссоздающего воображения, а именно той его разновидности, которая называется «техническим воображением». Техническое воображение, необходимое в деятельности инженера, техника, квалифицированного рабочего, предполагает уменье, глядя на чертёж, мысленно «видеть» машину, аппарат, деталь, изображённые на этом чертеже.

Особенно большую роль играет воссоздающее воображение при изучении таких наук, объекты которых не могут быть знакомы из личного опыта.

Это относится к ботанике, зоологии, географии, в особенности же к истории; события далёкого прошлого, людей тех времён, обстановку, в которой они действовали, можно представить себе только с помощью воображения. Изучение истории, не опирающееся на работу воссоздающего воображения, остаётся на уровне механического запоминания слов.

Недостаточно, однако,— о какой бы науке ни шла речь — воображать себе что-нибудь. Задача заключается не просто в том, чтобы вызвать у себя какое-нибудь представление изучаемого предмета, а в том, чтобы создать правильное представление. Воссоздающее воображение должно быть не только живым, богатым и гибким, оно должно также быть верным, точным, давать образы, соответствующие действительности.

Это возможно при наличии двух условий:
1. Нужно уметь правильно понимать те описания схемы, чертежи, от которых отправляется работа воображения.

Чтобы представить себе по чертежу машину, надо уметь «читать чертёж», понимать применяемые в нём способы изображения, знать условные обозначения. Чтобы создать верную картину событий прошлого, надо прежде всего правильно понимать текст исторического описания и рассказа.

2. Нужно

иметь достаточный запас наглядных образов из соответствующей области действительности.

В первом параграфе этой главы мы уже говорили о том, что без достаточного материала, полученного в восприятии, невозможна продуктивная работа воображения, и приводили пример неправильных исторических представлений, возникающих от недостатка такого материала.

Воссоздающее воображение имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам не видал и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и делает его знания конкретными и живыми.

Ярче всего развёртывается деятельность воссоздающего воображения при чтении художественной литературы. Герои произведений Пушкина, Гоголя, Л Н. Толстого, Горького и других крупных писателей сами собой оживают в воображении читателя, и сама собой развёртывается картина событий, изображаемых автором.

Всякий знает, что гораздо легче получить яркие и живые образы прошлого, читая исторический роман или повесть, чем изучая учебник по истории или научное историческое сочинение. Вспомните с этой точки зрения такие произведения, как «Капитанская дочка» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Пётр I» A. H. Толстого. Чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его.

Но не всякое чтение художественной литературы является такой школой. Беглое просматривание произведения, преследующее одну цель — узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше»,— не только не развивает воображения, а, наоборот, приучает его бездействовать. Уменье читать художественную литературу требует активной работы воображения, требует, чтобы читатель мысленно «видел и слышал» всё то, о чём идёт речь. Люди, не обладающие этим уменьем, склонны бывают при чтении художественного произведения пропускать описания. Это вполне естественно: для человека с «ленивым воображением» художественное описание должно казаться скучным и ненужным.

Чтобы понять художественное описание, недостаточно понять значение слов и сообразить, о каких предметах идёт речь; необходимо с полной наглядностью представить себе картину, которую развёртывает автор. Мало того. Чтобы эта картина ожила, во многих случаях необходимо дополнить зрительный образ её целым рядом других представлений: слуховых, обонятельных и т. п. Только тогда можно действительно перенестись воображением в ту обстановку, в которую хочет вас перенести писатель, «пережить» её.

Прочтите следующие строчки из данного Тургеневым описания июльского утра:

«Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи; воздух весь напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; ещё свежо, но уже чувствуется близость жара. Голова томно кружится от избытка благоуханий.

.. Вот заскрипела телега… Звучный лязг косы раздаётся за вами».

Чтобы действительно понять эти строчки, надо мысленно «увидеть» и стену дубового леса, блестящую и алеющую на солнце, и зелёный след на побелевшей траве, надо мысленно «услышать» скрип телеги и лязг косы. Мало того, надо представить себе горький запах полыни и медовый запах гречихи и «кашки», представить свежесть утра и начинающую чувствоваться близость жара, представить ощущение «томного» головокружения. Тогда можно действительно пережить то, что пережили бы вы, «бродя на заре по кустам», т. е. действительно перенестись в изображаемую ситуацию.

Искусству читать художественную литературу надо учиться, а овладевая этим искусством, в то же время развиваешь и совершенствуешь своё воображение.

Виды воображения

Воображение имеет тесную связь со всеми другими познавательными процессами. Познавательная деятельность человека не может существовать без воображения. Оно способствует созданию программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

Воображение делится на несколько видов, основными из которых являются пассивный и активный вид. Эти виды также можно разделить. Пассивный вид включает произвольное воображение (грезы, мечтательность) и непроизвольное (состояние под гипнозом, сновидовая фантазия). 

Активное воображение представлено творческим, артистическим, критическим, воссоздающим и антиципирующим воображением. Названные виды воображения близки к эмпатии, которая выражается в понимании других людей, способности к сопереживанию и состраданию. 

Особенности активного вида воображения

Целью активного воображения является решение творческой или личностной задачи. Человек управляет элементами определенной информации в конкретной области, он перемещает их и соединяет в различные комбинации.

Стимулируя этот процесс, появляются объективные возможности, способствующие возникновению неповторяющихся новых связей между существующими в памяти человека и общества условиями. 

Активное воображение характеризуется низким уровнем мечтательности и «беспочвенной» фантазией. Этот вид воображения устремлен в будущее, он управляет временем, выступающим как определенная категория. В таком случае человек сохраняет чувство реальности, и учитывает временные связи и обстоятельства. 

Направленность активного воображения отличается тем, что человек заинтересован в среде, обществе, деятельности, а внутренние субъективные проблемы его почти не волнуют. Задача пробуждает и направляет воображение. Задачу определяют волевые усилия, и подчиняется она волевому контролю. 

Воссоздающее воображение

В активное воображение входит воссоздающий вид. В ходе его процесса создаются новые образы, представления у людей. Он конструируются под влиянием внешней стимуляции в форме слов, сообщений, условных изображений, схем, знаков.  

К продуктам воссоздающего воображения относятся новые образы, которые не воспринимались человеком до определенного момента.

Несмотря на эту особенность продуктов воссоздающего воображения, их основой выступает ранее пережитый опыт.  
Согласно словам русского педагога и писателя, К. Д. Ушинского, воображение нужно рассматривать как новую комбинацию, состоящую из пережитых впечатлений и прошлого опыта. Ученый считал, что воссоздающее воображение – продукт воздействия на мозг человека материального мира. Воссоздающее воображение является процессом, в котором прежние восприятия комбинируются и конструируются заново в новой комбинации.

Антиципирующее воображение

В основе очень важной и необходимой способности человека лежит антиципирующее воображение. Эта способность заключается в предвосхищении будущих событий, предвидении результатов своих действий. 

Обращаясь к этимологии слова «предвидеть», можно отметить, что оно имеет один корень со словом «видеть». Данный факт указывает на важность значения осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее, где основой выступают знания или предугадывания логики развития событий.

Эта способность позволяет человеку «внутренним взором» предугадать и спрогнозировать события, которые могут произойти с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.  

Немецкий психолог Ф. Лерш дназвал это «прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения». Данная функция вступает в зависимость от величины жизненной перспективы. В таком случае более молодой человек имеет яркую и большую ориентацию его воображения . Воображение пожилых и старых людей больше ориентировано на события прошлого. 

Творческое воображение

Основой творческой деятельности человека является творческое воображение. В ходе его процесса человек сам создает новые образы и идеи. Они представляют ценность для других людей или общества в целом. Их воплощение проявляется в оригинальных продуктах деятельности. 

Благодаря использованию различных приемов интеллектуальных операций. Могут быть созданы образы творческого воображения. Такие интеллектуальные операции в составе творческого воображения делятся на два типа. Первый тип интеллектуальных операций способствует формированию образов, второй тип представлен операциями, с помощью которых перерабатывается готовая продукция.

Интеллектуальные операции

Французский психолог и педагог Т. Рибо, был одним из первых ученых, кто изучал интеллектуальные операции и их процессы. Ученый выделял две основные операции: ассоциацию и диссоциацию. 

Диссоциация характеризовалась как отрицательная и подготовительная операция. Данный опыт раздробляется чувственно в ходе этой операции. Результатом такой предварительной обработки опыта является формирование способности вхождения его элементов в новое сочетание.

Невозможно представить творческое воображение без предварительной диссоциации. В этой связи первым этапом творческого воображения, подготовки материала является диссоциация. Если диссоциация невозможна, то это станет основным препятствием для творческого воображения.

Элементы вычлененных единиц образов могут создавать целостный образ. В этом заключается главная функция ассоциации. 
Ассоциация выступает как начало новых сочетаний, новых образов. Кроме указанных операций есть и другие, как, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение

Внутренние субъективные факторы подчиняют пассивное воображение. Пассивное воображение также подчинено желаниям, мыслимым в процессе фантазирования. Неосознанные потребности личности удовлетворяются в образах пассивного воображения. 

Для усиления и сохранения положительно окрашенных эмоций существуют образы и представления пассивного воображения. Они также вытесняют и редуцируют отрицательные эмоции и аффекты. 

Нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания осуществляется в процессе пассивного воображения. В этом и состоит главная отличительная черта пассивного воображения от реалистического мышления.

Последнее направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Представления, образы, элементы понятий и другая информация, полученная из опыта являются материалами пассивного и активного воображения.

Синтез реализуется в процессах воображения. Его осуществление происходит в различных формах:

  • агглютинация — соединение разнообразных повседневных качеств, частей, которые являются несоединимыми;
  • гиперболизация — изменение предмета в размерах, или его отдельных частей;
  • схематизация — черты сходства выступают четко, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Recreative Minds: воображение в философии и психологии | Британский журнал эстетики

Фильтр поиска панели навигации The British Journal of AestheticsЭтот выпускЭстетика и философия искусстваКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации The British Journal of AestheticsЭтот выпускЭстетика и философия искусстваКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Кейн Тодд

Кейн Тодд

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

The British Journal of Aesthetics , том 43, выпуск 4, октябрь 2003 г. , страницы 419–422, https://doi.org/10.1093/bjaesthetics/43.4.419

Опубликовано:

01 октября 2003 г.

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Процитируйте

    Каин Тодд, Recreative Minds: Imagination in Philosophy and Psychology, The British Journal of Aesthetics , Volume 43, Issue 4, October 2003, Pages 419–422, https://doi. org/10.1093/bjaesthetics /43.4.419

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Фильтр поиска панели навигации The British Journal of AestheticsЭтот выпускЭстетика и философия искусстваКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации The British Journal of AestheticsЭтот выпускЭстетика и философия искусстваКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Раздел выпуска:

Обзор книги

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Реклама

Цитаты

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Предварительные уведомления о статьях

Оповещение о новой проблеме

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

Шиллера об эстетическом воспитании как радикальном этико-политическом средстве

Парковая эстетика между представлениями о дикой природе и повседневными возможностями

Восприятие эстетических свойств

Почему любить плохие фильмы — это нормально

Философия и искусство письма

Реклама

Сила творческого воображения

Систематическая программа управления стрессом

Шаг 5: Мыслить по-другому Раздел

Введение

 

Соотнесите разговор с самим собой с теорией

 

Выявите сомнительные сравнения

 

Мыслительные привычки становятся языковыми образцами 900 03

 

Как оспорить убеждение

 

Техники контроля над мыслями

 

Сила творческого воображения. 0003

Сила творческого воображения

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что разыгрываете в уме важное событие, такое как собеседование при приеме на работу, первое свидание или спортивный матч, прежде чем оно произойдет на самом деле? Репетиция этого события облегчила реальную жизнь? Если у вас когда-либо был подобный опыт, вы знаете, насколько мощным может быть «творческое воображение». Это позволяет вам проработать ситуацию заранее, чтобы вы могли справиться с ней, когда она действительно произойдет.

 

Мы можем изменить реакцию нашего тела на некоторые вещи с помощью нашего воображения. Эксперимент со студентами показал, что если их попросить представить, что одна рука намочена в холодной воде, температура воображаемой руки на самом деле понизится. Триггеры опасности вызывают физические изменения из-за выброса адреналина, такие как учащенное сердцебиение и учащенное дыхание. Эти реакции автоматические, основанные на угрозе опасности, но опасность не обязательно должна быть реальной, чтобы эти реакции произошли. Они произойдут, даже если опасность только воображается. Это переживается в кошмарах. Кошмары вызывают эти физические изменения, даже если человек благополучно спит в постели.

 

Ум может проецировать себя в воображаемые ситуации. Спортсмены продумывают предстоящую игру, прежде чем выйти на игровое поле. Эти занятия умственной практикой подготавливают их к предстоящей игре так же, как и их настоящие занятия. В эксперименте использовались три группы для сравнения умственной практики с баскетбольными навыками. Первая группа практиковалась в стрельбе каждый день в течение 20 дней. Вторая группа бросала мяч в первый и 20-й дни, но не тренировалась между ними.

 

Третья группа бросала мяч в первый день, а затем проводила по 20 минут в день в течение следующих 20 дней, представляя, что они бросают мяч. Если они промахивались, им приходилось воображать, что они корректируют прицел. На 21-й день первая группа, которая действительно тренировалась, улучшила свои результаты на 24%. Вторая группа, которая не практиковала, не показала никаких улучшений. Но третья группа, которая тренировалась только в своем воображении, улучшила свои результаты на 23%!

 

Помимо спортсменов, есть много других людей, использующих творческое воображение. Музыканты, продавцы или актеры могут улучшить свое выступление, занимаясь умственной практикой. Способность ума превращать воображение в реальность очень сильна. Для достижения успеха требуется практика и концентрация. Выберите ситуацию, которая вызывает у вас особый стресс, и используйте эту процедуру, чтобы отработать нестрессовую реакцию.

Загрузите автономный файл PDF.

2019 © Американский институт профилактической медицины — Все права защищены. Отказ от ответственности  | www.HealthyLife.com

Шаг 1: Понимание стресса

Шаг 3: Модели поведения типов A и B

Шаг 5: Мышление по-другому

Шаг 7: Общение и стресс

Шаг 2: Управление стрессом на работе

Шаг 4: Обучение биологической обратной связи и Релаксация

Шаг 6.

Добавить комментарий