Психологические исследования (электронный журнал) — журнал
В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.
скрыть
Индексирование: Список ВАК (1 января 1970 г.-), Список РИНЦ (1 января 1970 г.-)
Период активности журнала: не указан
- Другие названия журнала:
/Психологические исследования: электрон. науч. журнал,
Интернет-журнал «Психологические исследования» (psystudy.ru),
Научный электронный журнал «Психологические исследования» показать полностью…,
Научный электронный журнал «Психологические исследования»,
Психологические исследования,
Психологические исследования (электронны журнал),
Психологические исследования (электронный журнал,
Психологические исследования (электронный журнал) URL: http://psystudy.
науч. журн. { Электронный ресурс}.- 2013 –URL:http:psystudy.ru, Психологические исследования: электрон. науч. журн. {Электронный ресурс}, Психологические исследования: электрон. науч. журнал, Психологические исследования: электронный журнал, Психологические исследования: электронный научный журнал, Психологические исследования: электронный научный журнал. URL: http://psystudy.ru (0421200116/0018), Психологические исследования: электронный научный журнал/ URL: http://psystudy.ru (0421200116/0018), Электронный психологический журнал «Психологические исследования», ж.Психологические исследования http://psystudy.ru - ISSN: 2075-7999 (Electronic)
Редколлегия
- Солдатова Галина Уртанбековна, с 1 января 2020
- Митина Ольга Валентиновна, с 1 июля 2018
- Тихомандрицкая Ольга Алексеевна, с 11 сентября 2013
- Панкратова Алина Александровна, 1 января 2011 — 31 декабря 2019
- Балашова Елена Юрьевна, 1 сентября 2009 — 30 сентября 2020
- Белинская Елена Павловна, с 1 марта 2009
- Марцинковская Татьяна Давидовна, с 30 октября 2008
- Пьянкова Светлана Дмитриевна, с 7 августа 2008
- Егорова Марина Сергеевна, с 7 апреля 2008
Статьи, опубликованные в журнале
- 2023 Психологическая и социальная реабилитация лиц с зависимостью от психоактивных веществ
- Теперик Р. Ф., Ганин В.В.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал)
- 2022 Взаимосвязь увлеченности, мотивационных и гигиенических факторов с трудовыми интересами работников
- Лобанова Т.Н.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 15, № 81 DOI
- 2021 Возрастные особенности выполнения компьютерных методик нейропсихологического обследования детьми 6-9 лет
- Жижина О. Г., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 14, № 77, с. 1
- 2021 Медиапотребление подростков и родителей: источники информации и доверие к ним
- Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 14, № 80, с. 4
- 2021 Осознанность в структуре саморегуляции: структура и психодиагностические возможности методики оценки осознанного присутствия (МООП)
- Митина О. В., Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Костенко В.Ю., Кошелева Н.В.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 14, № 76
- 2021 Речевые реакции на фрустрацию: автоматическая категоризация
- Девяткин Д.А., Ениколопов С.Н., Салимовский В.А., Чудова Н.В.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 14, № 78
- 2021 Рукопись А. В. Запорожца «Эмоции и деятельность»
- Бондаренко Я.А.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 14, № 76, с. 1-7
- 2020 Взаимосвязь способов морального самооправдания личности со склонностью к риску в подростковом возрасте
- Молчанов Сергей, Алмазова Ольга, Пряжников Николай
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 13, № 74 DOI
- 2020 Вклад правого и левого полушария в восприятие лиц
- Петракова А. В., Микадзе Ю.В., Турсунов В.В.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 13, № 69, с. 1-1
- 2020 Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории
- Асланов И.А., Котов А.А.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 13, № 72
- 2020 Возрастные особенности запоминания последовательности движений, заданной зрительным образцом
- Корнеев А. А., Ломакин Д.И., Курганский А.В.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 13, № 69, с. 3
- 2020 Курт Левин и его стратегия создания новых способов научного мышления
- Патяева Е.Ю.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 12, № 67-68, с. 1-16
- 2020 Психологические особенности женщин с депрессией и самоповреждающим поведением
- Медведева Т. И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 4, № 13(69)
- 2020 Психологические особенности женщин с депрессией и самоповреждающим поведением
- Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 4, № 13(69)
- 2020 Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы
- Бойко О. М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 13, № 70, с. http://psystudy.ru-http://psystudy.ru
- 2020 Структура мотивации трудовой деятельности современного российского руководителя (на материале исследования менеджеров среднего звена, работающих в банковской сфере
- Каширский Д.В., Макота Е.М., Сабельникова Н.В.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 13, № 72, с. 1
- 2019 Антропоморфизм – методологическая стратегия или ловушка для социальной психологии?
- Хорошилов Д.А.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 12, № 63, с. 11-11
- 2019 Взаимосвязь субъективной и объективной картины нарушений сна с тревогой и депрессией у пациентов с инсомнией, парасомниями, синдромом апноэ во сне: сопоставительный анализ
- Рассказова Е. И., Ковров Г.В., Мачулина А.И.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 12, № 64, с. 1
- 2019 Исследование взаимосвязи личностных характеристик и динамики эмоциональной сферы в ситуации длительного стресса
- Митина О.В., Перпер А.М., Абдуллаева Л.Ш.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 12, № 63
- 2019 Когнитивные компоненты радикальных установок и готовности к экстремальному поведению: разработка рабочей модели
- Рассказова Е. И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 12, № 63, с. 2
- 2019 Особенности представлений о повседневности у девушек и женщин в условиях транзитивного общества
- Хузеева Г.Р., Гусельцева М.С.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 12, № 63, с. 8
- 2019 Переосмысление психодиагностической работы с принимающими семьями с позиций конструктивизма
- Жуйкова Е. Б., Печникова Л.С., Рыжов А.Л.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 12, № 63, с. 3
- 2019 Разработка и валидизация шкалы чувствительности к обратной связи
- Леонтьев Д.А., Моспан А.Н., Митина О.В.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), № 12(63), с. 12-12
- 2019 Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников
- Тихомандрицкая О. А., Малышева Н.Г., Шаехов З.Д., Кабальнов Н.А.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 12, № 63
- 2019 Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта)
- Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П.
- в журнале Психологические исследования (электронный журнал), том 12, № 63, с. 5-5
Виды психологических исследований
Подготовка научных работ по психологии не обходится без исследований, описание которых является «стержнем» курсовых, дипломных, научно-исследовательских и научных работ по психологии.
В зависимости от характера и вида психологического исследования, его масштабов, корректности, зависит качество письменного проекта. Сегодня мы расскажем, о классификации психологических изысканий, свойственных
СОДЕРЖАНИЕ
Три классических вида исследования в психологии
Каждый начинающий или опытный исследователь независимо от опыта на своем пути сталкивается с тремя «категориями» изысканий.
Первый вид самый простейший – теоретический. С ним сталкиваются абсолютно все студенты и ученые независимо от глубины погружения и цели научно-исследовательской работы. Его особенность проявляется в том, что автору проекта предстоит разобраться в рамках намеченной темы и проблемы сугубо на теоретическом уровне: проверить теорию или канон (ее действие в настоящее время), обзор мнений экспертов по проблематике и пр.
В основе теоретических исследований кладут научную литературу, частично – учебную и энциклопедическую ресурсную базу, обзоры квалифицированных и опытных экспертов.
Виды исследований в психологииВторой вид психологических исследований – эмпирический. Данные изыскания нацелены на получение фактического материала по рассматриваемой теме. Его миссия – уточнить определенные факты и параметры, убедиться в состоятельности конкретного заявления или момента, который играет существенную роль в теме. В основе подобных работ лежит совмещение теоретических моментов с практическими действиями: все результаты призваны подтвердить или опровергнуть определенный параметр, элемент и пр.
Третий вид – прикладное исследование. В его основе лежит практический подход, то есть проведение эксперимента, наблюдения, работа с конкретной выборкой или совокупностью и пр. Результаты прикладных исследований позволяют получить достоверные и относительно точные результаты, подчеркивающие не только актуальность проблемы, но и ее проявление в реальном времени. Притом в конечном счете итоги подобных проектов призваны выработать определенные рекомендации по решению проблемы и возможностям его применения.
Данная триада успешно делится по цели научно-исследовательской деятельности: писать, изучить – теоретические, проанализировать и констатировать – эмпирическое, проверить, удостовериться в гипотезе (верности) – прикладное.
Классификация психологических исследований по дисциплинарной отнесенности
Психология – это не одна конкретная наука или область, а целый спектр гуманитарных и частично статистических, математических и социальных наук, исследующих проблему в едином комплексе. В зависимости от того, какие методы и дисциплинарные подходы подключал автор можно выделить два типа изысканий:
- Монодисциплинарные, когда в центре проекта лежат подходы конкретной психологической плоскости, то есть тема раскрывается с одной определенной позиции, ракурса и пр.
- Междисциплинарные. В их основе лежит комплексный подход, учитывающий специфику нескольких дисциплин или отраслей, притом они могут лежать не только в одной психологической нише, но и захватывать инструменты и каноны иных дисциплин (например, статистика, моделирование, социология, маркетинг, педагогика и пр. ). При этом связь подходов будет не просто важна, но и содействовать всецелому изучению проблемы и раскрытию темы.
Первый тип научных исследований свойственен студентам, осваивающим психологический профиль на начальных стадиях, когда они оттачивают новый навык, теорию, подход и пр.
Второй тип свойственен более опытным авторам, уже владеющим минимальными навыками, азами. Этот подход применим старшекурсниками или опытными учеными, которые владеют простейшими подходами, навыками сочетания инструментов и пр.
Междисциплинарные исследования требуют более тщательного проектирования и планирования, разработки специальной программы и пр.
Психологические исследования по характеру результатов и обработке данных
Психологические исследования базируются на самых разных видах информации. Первоисточники могут предстать перед автором сугубо в текстовом, «симптоматическом» виде, то есть позволяет оценить ситуацию в качественном виде. Проекты, которые основаны на таких материалах, называют качественными.
Их специфика проявляется в том, что тема и проблему изучается сугубо со стороны научной литературы или «общей картины мира»: описание тенденций, сбор сведений нематематического склада и пр.
Классификация исследований в психологии по характеру первоисточниковВторой вид – количественные исследования в психологии. В основе данных проектов лежат методы математической и статистической обработки, которые позволяют собрать более точные данные или преобразовать качественную информацию описательного плана в количественную по конкретным признакам и пр.
Притом чаще всего в студенческих и научных работах по психологии в той или иной мере присутствуют оба вида, точнее их подходы. Притом столь специфическое сочетание позволяет изучить проблему, прояснить и объяснить ее, установить причинно-следственные связи, объяснить выявленные тенденции или детализировать их (перевести в математический вид и пр.).
Виды исследований в психологии по масштабам и условиям проведения
В данном случае речь пойдет о таких вариантах исследовательской деятельности, как полевые и лабораторные изыскания.
Первая категория предполагает проведение естественного эксперимента или исследования, которое будет основываться на реальных данных. При этом исследователь вмешиваться в ход испытания не будет. Его цель – изучить происходящие тенденции на примере конкретной выборки или группы (объект). Основополагающим методом исследования – наблюдение или опрос.
Второй вид психологических исследований предполагает создание специальных условий, личное участие в организации и реализации хода испытания, тщательного контроля над каждым этапом и действием. Иными словами его называют «лабораторным» или «искусственным», так как все факторы, условия полностью подконтрольны организатором и могут изменяться с целью воздействия на объект исследования в любой момент. Чаще всего данный подход используется для определения работы конкретной идеи, проверки «способа воздействия» или инструмента и пр.
Студентам и ученым свойственны оба вида изыскания в психологии. Первый позволяет внимательно изучать окружающую среду, выявлять тенденции, а второй – определять способы воздействия, решения проблемы.
Психологические исследования по типу операции
Научная работа в психологической плоскости всегда связана с социумом или отдельной группой лиц с учетом определенной классификации (признака). В зависимости от того, какими методами и как автор намерен искать или подбирать решение в рамках изучаемой проблемы, можно выделить еще 4 вида научно-исследовательской деятельности:
- Поисковый. В данном случае в рамках научной деятельности автор занимается поиском сугубо инновационного приема для решения проблемы. Основная задача – не просто изучить, проанализировать ситуацию и подобрать комплекс действий, подходов, инструментов, но и сформировать кардинально новый вариант для оценки и разрешения ситуации.
Также к данному виду принято относить психологические исследования по погружению в новейшую проблему или такую тему, которую ранее никто не поднимал.
Таким образом, поисковые психологические проекты нацелены сугубо на выработку инноваций, получение новых результатов. Конечно же, для их оценки без апробации не обойтись.
Виды исследований в психологии по типу операций- Критический. В данном случае автор намерен проверить действие ранее выдвинутых концепции и на основе их критики предложить собственный новый вариант. То есть здесь изучается уже всем известная проблема, но решение будет либо инновационным, либо усовершенствованным, в основе которого лежат труды предшественников, их опыт и решения, адаптированные под реалии.
- Уточняющий. Он находится на меже с предыдущим видом, но их миссия – определить «границы эффективности» конкретного правила, гипотезы или решения. Далее при желании автор может ее оптимизировать и расширить спектр ее применения. Чаще всего в основе данного вида лежит метод лабораторных исследований: автор проверяет действие концепции посредством воздействия на объект с помощью изменения условий, факторов и пр. В конце исследования он подводит итог: при каких условиях изначальная теория успешно функционирует, а также освещает условия и варианты изменения для успешного действия при текущих элементах, обосновывая необходимость перемен и пр.
- Воспроизводящий. Специфика данного вида проявляется в том, что автор должен «скопировать» исследование предшественника и повторить его точно так же, как это было описано в соответствующих научных работах. Делается это для перепроверки достоверности, надежности и качества отмеченных результатов. Данный вид психологических исследований – своего рода экспертиза реализованных гипотез, полученных итогов научной деятельности. Заниматься этим видом деятельности может только компетентный и квалифицированный эксперт.
Психологические исследования в зависимости от количества воздействующих на объект или учтенных авторов факторов
Изучение ситуации предполагает не просто наблюдение за выборкой и определение симптомов проявления проблемы, но и учета ряда факторов, которые могут как провоцировать появление негативного элемента, так и воздействовать на него с определенной целью (смягчения решения и пр.).
Как правило, в психологических изысканиях автор учитывает целую систему факторов, которые так или иначе проявляют себя в ходе эксперимента, описаны в теории или работах других ученых и пр. Притом важно не просто выделить данный компонент, но и выделить его роль, определить силу воздействия на объект научной работы и пр. Далее исследователь определяет с каким из ни х (или какими) будет работать, манипулировать, комбинировать и пр.
Если в решении проблемы «виновен» один фактор, работа построена сугубо на изменении его (определенных условий и пр.), то такое исследование именуется однофакторным.
Если же эксперт выделил целую систему факторов и работает на протяжении изыскания со всеми ними, то такая модель называется многофакторной. Также данный вид называют комплексным (так как оценивается целый комплекс факторов).
Чаще всего исследователи выделяют фактор-провокатор, работают с ним, анализируя изменение остальных элементов и условий, силу воздействия на объект, проблему и пр.
Классификация психологических исследований по степени соответствия реалиям
Далеко не каждый научный труд базируется на текущей ситуации в обществе, социуме или времени. Нередко авторы научных работ по психологии сравнивают теории, определяя их совместимость, эффективность и актуальность.
Классификация исследований по психологии по степени соответствия с реальностьюНа самом же деле научная деятельность в психологической плоскости весьма разнообразна. При этом можно выделить идеальные и реальные исследования. Первая группа связана с воссозданием «идеальной обстановки». В данном случае преобладают теоретические подходы, концепции и воображение автора. То есть он нацелен на определение «равновесного» соотношения в обществе, урегулировании ситуации с минимумом потерь. В основе таких исследований лежит метод абстрагирования, сравнения и пр. Автор выделяет сходства и не принимает их в учет, ищет различия в ситуации и пытается выявить «воздействующий фактор», привести модель к единому виду, результату, который не зависит от времени, пространства, л характеристик и пр.
Реальное исследование полагается сугубо на практические или экспериментальные данные, то они есть оценивают реальную текущую ситуацию и призваны разрешить настоящую проблему в социуме. Здесь учитываются все элементы, а решение в обязательном порядке апробируется.
Притом обратите внимание, что результаты реальных и идеальных исследований могут кардинально разниться, но наиболее достоверными и актуальными будет считаться первые (реальные).
Как определить вид психологического исследования?
Согласитесь, что все научные работы и изыскания в психологической нише отчасти схожи между собой, так как они полагаются на целый набор схожих методов, базируются на аналитических операциях, установлении тенденции и нацелены на решение проблемы (в той или иной мере). Порой на фоне «внутреннего разнообразия» информации трудно понять, какой вид работы предстал перед нами. В данном случае на помощь приходит анализ научного аппарата и полученных результатов. Именно эти два действия помогут конкретизировать вид психологического исследования.
Анализ научного аппарата предполагает тщательный разбор цели, задач и гипотезы. Цель позволит определить, к чему стремился автор: банальному изучению и перепроверке фактов или разработке инновационного подхода, нового решения и пр. Задачи помогут определить ход и логику исследования, общие мероприятия, последовательность мыслей автора, а полученные результаты отразят общий итог исследовательской деятельности – предложение автора и его обоснование.
Общая характеристика видов психологического исследования | |
Вид исследования | Особенности |
Теоретическое | Опирается сугубо на фундаментальные, теоретические аспекты: теории, законы, принципы и пр. |
Эмпирическое | Теория в сопровождении практики для оценки действия научных канонов в реалиях |
Прикладное | Предполагает проведение эксперимента, апробацию результатов |
Монодисциплинарное | Опирается на канонах. Принципах и методах одной научной плоскости или дисциплины |
Междисципинарное | Находится на стыке нескольких научных плоскостей и/или использует методы, инструменты из разных наук |
Качественные | Полагается на описание ситуации и симптоматике, на основе теоретических подходов, имеет приблизительный вид и характеристики |
Количественные | Предполагает преобразование качественной информации в более точный вид на основе статистических, математических моделей, приемов моделирования и пр. |
Полевые | Базируются на изучении настоящих, действующих условий, на реальных событиях и пр. В их основе лежит метод опроса или наблюдения |
Лабораторные | Предполагают личное участие организатора в создании условий ля оценки ситуации. Управление факторами и условиями для воздействия на проблему или объект |
Поисковые | Их миссия состоит в поиске новых проблем и/или выработке сугубо инновационных (ранее не выдвигаемых, не проверенных) решений |
Критические | Нацелены на проверку достоверности и эффективности действующих подходов и решений на основе их критики, выработка нового решения на фоне критического обзора опыта предшественников |
Уточняющие | Призваны определить границы применения имеющегося «стандартного» решения, определить его эффективность и содействующие ее повышению условия (при каких условиях может применяться с максимальной отдачей) |
Воспроизводимые | Основаны на копировании эксперимента, его точном воспроизведении с целью перепроверки качества, эффективности и достоверности описанных в первоисточнике результатов |
Однофакторные | Учитывают влияние на объект одного фактора или условия (как правило, провоцирующего появление или проявление проблемы) |
Многофакторные | Когда исследователь учитывает целый комплекс условий и факторов при поиске решения, намерен управлять ими для наиболее эффективного исхода |
Идеальные | Как правило основываются на теории и воображении автора грамотном сочетании научных канонов без учета реальной ситуации |
Реальные | Базируются сугубо на практике, текущих событиях и тенденциях |
На практике очно определить вид исследования бывает трудно. Каждый эксперимент в психологии предполагает тщательное проектирование действий, использование определенной комбинации подходов, теорий, выработку решений на основе познаний и умений исследователя. Нередко в одной и той же работе можно встретить качественные и количественные приемы, наблюдения, опросы и настоящие эксперименты.
Установление и отражение вида психологического исследования играет немаловажную роль. Во-первых, он позволяет использовать общепринятые подходы, нормы, решения и перепроверять их, пользоваться ими с учетом опыта предшественников, во-вторых, у каждой группы психологических исследований есть свой «арсенал» инструментов, терминов, категорий, ограничений, которые способны облегчить участь автора при сборе или обработке информации. В-третьих, вид исследования предопределяет характер научной деятельности: описательные, теоретические изыскания построены преимущественно на качественной информации и носят приблизительный характер, а более точные модели (факторные, лабораторные и пр. ).
От вида исследования в психологи может зависеть его общая роль: изменение теоретических представлений по проблеме или теме или выработка практических навыков по ее решению.
Чаще всего психологические исследования являются комбинацией нескольких «узких подвидов». Автор относит его к определенной нише на основе «доминантного фактора»: каких моментов и результатов больше, какие из них весомее и в рамках какой категории были получены.
Обратите внимание, что независимо от вида психологического исследования, автору предстоит тщательно его спроектировать и спланировать, получить репрезентативные результаты. Данные действия позволяют конкретизировать цель научной работы, определить ее логику и программу, получить наиболее качественные и надежные результаты, которыми можно будет пользоваться в перспективе с учетом определенных условий и нюансов.
2.1 Почему важны исследования? — Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Объяснить, как научные исследования решают вопросы о поведении
- Обсудите, как научные исследования определяют государственную политику
- Понимание важности научных исследований для принятия личных решений
Научные исследования — важнейший инструмент для успешной навигации в нашем сложном мире. Без него мы были бы вынуждены полагаться исключительно на интуицию, авторитет других людей и слепую удачу. В то время как многие из нас уверены в своих способностях расшифровывать окружающий мир и взаимодействовать с ним, история полна примеров того, как сильно мы можем ошибаться, когда не осознаем необходимость доказательств в поддержку утверждений. В разные периоды истории мы были бы уверены, что солнце вращается вокруг плоской земли, что земные континенты не двигаются и что психическое заболевание вызвано одержимостью (рис. 2.2). Именно благодаря систематическим научным исследованиям мы избавляемся от наших предвзятых представлений и суеверий и обретаем объективное понимание себя и нашего мира.
Рисунок 2.2 Некоторые из наших предков во всем мире и на протяжении веков считали, что трепанация — практика проделывания отверстия в черепе, как показано здесь, — позволяет злым духам покинуть тело, тем самым излечивая психические заболевания и другие расстройства. (кредит: «taiproject»/Flickr)
Цель всех ученых — лучше понять окружающий их мир. Психологи сосредотачивают свое внимание на понимании поведения, а также на когнитивных (психических) и физиологических (телесных) процессах, лежащих в основе поведения. В отличие от других методов, которые люди используют для понимания поведения других, таких как интуиция и личный опыт, отличительной чертой научного исследования является наличие доказательств в поддержку утверждения. Научное знание является эмпирическим: оно основано на объективных, осязаемых доказательствах, которые можно наблюдать снова и снова, независимо от того, кто наблюдает.
Хотя поведение можно наблюдать, разум — нет. Если кто-то плачет, мы можем видеть поведение. Однако причину такого поведения определить сложнее. Человек плачет из-за грусти, боли или счастья? Иногда мы можем узнать причину чьего-то поведения, просто задав вопрос, например: «Почему ты плачешь?» Однако бывают ситуации, когда человек либо чувствует себя некомфортно, либо не желает честно отвечать на вопрос, либо не в состоянии ответить. Например, младенцы не смогут объяснить, почему они плачут. В таких обстоятельствах психолог должен творчески подходить к поиску способов лучше понять поведение. В этой главе исследуется, как генерируются научные знания и насколько важны эти знания для принятия решений в нашей личной жизни и в общественной жизни.
Использование исследовательской информации
Попытка определить, какие теории приняты, а какие нет научным сообществом, может оказаться сложной задачей, особенно в такой широкой области исследований, как психология. Как никогда ранее, у нас есть невероятное количество информации, и простой поиск в Интернете по любой теме исследования может привести к ряду противоречащих друг другу исследований. В этих случаях мы наблюдаем, как научное сообщество проходит через процесс достижения консенсуса, и может пройти довольно много времени, прежде чем консенсус возникнет. Например, бурный рост использования нами технологий заставил исследователей задаться вопросом, помогает ли это нам в конечном итоге или мешает. Использование и внедрение технологий в образовательных учреждениях получили широкое распространение за последние несколько десятилетий. Исследователи приходят к разным выводам относительно использования технологии. Чтобы проиллюстрировать этот момент, исследование приложения для смартфонов, предназначенного для резидентов хирургии (аспирантов, обучающихся хирургии), показало, что использование этого приложения может повысить вовлеченность студентов и повысить результаты тестов (Shaw & Tan, 2015). И наоборот, другое исследование показало, что использование технологий у студентов бакалавриата негативно влияет на сон, общение и навыки управления временем (Massimini & Peterson, 2009).). До тех пор, пока не будет проведено достаточное количество исследований, не будет единого мнения о влиянии технологий на приобретение учащимися знаний, учебных навыков и психического здоровья.
Тем временем мы должны стремиться критически относиться к информации, с которой сталкиваемся, проявляя при этом некоторый здоровый скептицизм. Когда кто-то делает заявление, мы должны исследовать его с разных точек зрения: каков опыт человека, делающего заявление, что он может получить, если заявление обоснованно, кажется ли заявление обоснованным с учетом доказательств и что думают ли другие исследователи об этом утверждении? Это особенно важно, когда мы рассматриваем, сколько информации в рекламных кампаниях и в Интернете претендует на то, чтобы быть основанным на «научных доказательствах», тогда как на самом деле это убеждение или точка зрения всего нескольких людей, пытающихся продать продукт или привлечь внимание к своей продукции. перспективы.
Мы должны информировать потребителей о предоставленной нам информации, поскольку решения, основанные на этой информации, имеют серьезные последствия. Одно из таких последствий можно увидеть в политике и государственной политике. Представьте, что вас избрали губернатором вашего штата. Одна из ваших обязанностей — управлять государственным бюджетом и определять, как лучше всего потратить налоги ваших избирателей. Как новый губернатор, вы должны решить, продолжать ли финансирование программ раннего вмешательства. Эти программы предназначены для помощи детям из малообеспеченных семей, с особыми потребностями или с другими неблагоприятными условиями. Эти программы могут включать в себя предоставление широкого спектра услуг, направленных на максимальное развитие детей и обеспечение их оптимальных успехов в школе и в дальнейшей жизни (Blann, 2005). Хотя такие программы звучат привлекательно, вы хотели бы убедиться, что они также доказали свою эффективность, прежде чем вкладывать в них дополнительные деньги. К счастью, психологи и другие ученые провели огромное количество исследований таких программ, и в целом программы признаны эффективными (Neil & Christensen, 2009).; Peters-Scheffer, Didden, Korzilius, & Sturmey, 2011). Хотя не все программы одинаково эффективны, а краткосрочные эффекты многих таких программ более выражены, есть основания полагать, что многие из этих программ приносят долгосрочную пользу участникам (Barnett, 2011). Если вы стремитесь быть хорошим распорядителем денег налогоплательщиков, вам следует обратить внимание на исследования. Какие программы наиболее эффективны? Какие характеристики этих программ делают их эффективными? Какие программы способствуют достижению наилучших результатов? Изучив результаты исследования, вы будете лучше подготовлены к принятию решений о том, какие программы финансировать.
В конечном счете, не только политики могут извлечь выгоду из использования исследований при принятии решений. Мы все можем время от времени обращаться к исследованиям, принимая решения в своей жизни. Представьте, что вы только что узнали, что ребенку вашей сестры Марии, Умберто, недавно поставили диагноз аутизм. Существует множество методов лечения аутизма, которые помогают уменьшить негативное влияние аутизма на человека. Некоторыми примерами лечения аутизма являются прикладной анализ поведения (ABA), группы социального общения, группы социальных навыков, трудотерапия и даже варианты лекарств. Если бы Мария попросила у вас совета или руководства, что бы вы сделали? Вы, вероятно, захотите ознакомиться с исследованиями и узнать об эффективности каждого лечения, чтобы вы могли лучше посоветовать своей сестре.
В конце концов, именно исследование определяет разницу между фактами и мнениями. Факты — это наблюдаемые реальности, а мнения — это личные суждения, выводы или установки, которые могут быть точными или нет. В научном сообществе факты могут быть установлены только с использованием данных, собранных в ходе эмпирических исследований.
ИЗВЕСТНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Психологические исследования имеют давнюю историю, в которой участвуют важные фигуры самого разного происхождения. Хотя во вводной главе обсуждались несколько исследователей, которые внесли значительный вклад в эту дисциплину, существует гораздо больше людей, заслуживающих внимания при рассмотрении того, как психология как наука продвинулась благодаря их работе (рис. 2.3). Например, Маргарет Флой Уошберн (1871–1819 гг. )39) была первой женщиной, получившей докторскую степень по психологии. Ее исследования были сосредоточены на поведении и познании животных (Маргарет Флой Уошберн, доктор философии, nd). Мэри Уитон Калкинс (1863–1930) была выдающимся американским психологом в первом поколении, которая выступала против бихевиористского движения, провела значительные исследования памяти и создала одну из первых лабораторий экспериментальной психологии в Соединенных Штатах (Мэри Уитон Калкинс, nd).
Фрэнсис Самнер (1895–1954) был первым афроамериканцем, получившим докторскую степень по психологии в 1920. Его диссертация была посвящена вопросам, связанным с психоанализом. У Самнера также были исследовательские интересы в области расовой предвзятости и образовательной справедливости. Самнер был одним из основателей факультета психологии Университета Говарда, и из-за его достижений его иногда называют «отцом черной психологии». Тринадцать лет спустя Инес Беверли Проссер (1895–1934) стала первой афроамериканкой, получившей докторскую степень по психологии. Исследование Проссер выявило проблемы, связанные с обучением в сегрегированных школах по сравнению с интегрированными, и, в конечном счете, ее работа оказала большое влияние на отличительную черту Браун против Совета по образованию Верховный суд постановил, что сегрегация в государственных школах была неконституционной (Этническая принадлежность и здоровье в Америке, серия: Избранные психологи, без даты).
Рисунок 2.3 (а) Маргарет Флой Уошберн была первой женщиной, получившей степень доктора психологии. (b) На исход дела Браун против Совета по образованию повлияло исследование психолога Инес Беверли Проссер, которая была первой афроамериканкой, получившей докторскую степень в области психологии.
Хотя зарождение научных корней психологии произошло сначала в Европе и США, не прошло много времени, как исследователи со всего мира начали создавать свои собственные лаборатории и исследовательские программы. Например, некоторые из первых лабораторий экспериментальной психологии в Южной Америке были основаны Горацио Пиньеро (1869–1919) в двух учреждениях в Буэнос-Айресе, Аргентина (Godoy & Brussino, 2010). В Индии Гунамудян Давид Боаз (1908–1965) и Нарендра Натх Сен Гупта (1889 г.–1944) основал первые независимые факультеты психологии в Мадрасском и Калькуттском университетах соответственно. Эти разработки предоставили возможность индийским исследователям внести важный вклад в эту область (Гунамудиан Дэвид Боаз, nd; Нарендра Нат Сен Гупта, nd).
Когда в 1892 году была впервые основана Американская психологическая ассоциация (АПА), все ее члены были белыми мужчинами (Женщины и меньшинства в психологии, nd). Однако к 1905 году Мэри Уитон Калкинс была избрана первой женщиной-президентом АПА, а к 1946 лет почти четверть американских психологов были женщинами. Психология стала популярным вариантом получения степени для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях страны, исторически сложившихся для чернокожих, что увеличило число чернокожих американцев, которые впоследствии стали психологами. Учитывая демографические сдвиги, происходящие в Соединенных Штатах, и расширение доступа к возможностям получения высшего образования среди исторически недопредставленных групп населения, есть основания надеяться, что разнообразие в этой области будет все больше соответствовать большей численности населения, и что исследовательский вклад психологов будущего будет лучше служить людям любого происхождения (Женщины и меньшинства в психологии, без даты).
Процесс научных исследований
Научное знание развивается посредством процесса, известного как научный метод. По сути, идеи (в форме теорий и гипотез) проверяются в реальном мире (в форме эмпирических наблюдений), и эти эмпирические наблюдения приводят к большему количеству идей, которые проверяются в реальном мире, и так далее. В этом смысле научный процесс цикличен. Типы рассуждений внутри круга называются дедуктивным и индуктивным. В дедуктивных рассуждениях идеи проверяются в реальном мире; в индуктивных рассуждениях наблюдения реального мира приводят к новым идеям (рис. 2.4). Эти процессы неразделимы, как вдох и выдох, но разные исследовательские подходы делают разный акцент на дедуктивных и индуктивных аспектах.
Рисунок 2,4 Психологические исследования основаны как на индуктивных, так и на дедуктивных рассуждениях.
В научном контексте дедуктивное рассуждение начинается с обобщения — одной гипотезы, — которая затем используется для логических выводов о реальном мире. Если гипотеза верна, то и логические выводы, сделанные посредством дедуктивных рассуждений, также должны быть правильными. Аргумент дедуктивного рассуждения может звучать примерно так: всем живым существам для выживания требуется энергия (это будет ваша гипотеза). Утки — живые существа. Следовательно, уткам для выживания требуется энергия (логический вывод). В этом примере гипотеза верна; следовательно, вывод также правильный. Однако иногда неверная гипотеза может привести к логичному, но неверному заключению. Рассмотрим этот аргумент: все утки рождаются со способностью видеть. Квакеры — это утка. Таким образом, квакеры были рождены со способностью видеть. Ученые используют дедуктивные рассуждения для эмпирической проверки своих гипотез. Возвращаясь к примеру с утками, исследователи могли бы разработать исследование для проверки гипотезы о том, что если всем живым существам для выживания требуется энергия, то и уткам для выживания потребуется энергия.
Дедуктивное рассуждение начинается с обобщения, которое проверяется на реальных наблюдениях; однако индуктивное рассуждение движется в противоположном направлении. Индуктивное рассуждение использует эмпирические наблюдения для построения широких обобщений. В отличие от дедуктивных рассуждений выводы, сделанные на основе индуктивных рассуждений, могут быть или не быть правильными, независимо от наблюдений, на которых они основаны. Например, вы можете заметить, что ваши любимые фрукты — яблоки, бананы и апельсины — растут на деревьях; следовательно, вы предполагаете, что все фрукты должны расти на деревьях. Это был бы пример индуктивного рассуждения, и, очевидно, существование клубники, черники и киви демонстрирует, что это обобщение неверно, несмотря на то, что оно основано на ряде непосредственных наблюдений. Ученые используют индуктивные рассуждения для формулирования теорий, которые, в свою очередь, генерируют гипотезы, которые проверяются с помощью дедуктивных рассуждений. В конце концов, наука включает в себя как дедуктивные, так и индуктивные процессы.
Например, тематические исследования, о которых вы прочтете в следующем разделе, сильно перевешивают эмпирические наблюдения. Таким образом, тематические исследования тесно связаны с индуктивными процессами, поскольку исследователи собирают огромное количество наблюдений и ищут интересные закономерности (новые идеи) в данных. С другой стороны, экспериментальные исследования уделяют большое внимание дедуктивным рассуждениям.
Мы уже говорили, что теории и гипотезы — это идеи, но что это за идеи? Теория — это хорошо развитый набор идей, предлагающих объяснение наблюдаемым явлениям. Теории многократно проверяются в мире, но они, как правило, слишком сложны, чтобы проверять их все сразу; вместо этого исследователи создают гипотезы для проверки конкретных аспектов теории.
Гипотеза — это проверяемый прогноз о том, как поведет себя мир, если наша идея верна, и ее часто формулируют как утверждение «если-то» (например, если я буду заниматься всю ночь, я получу проходной балл за тест). Гипотеза чрезвычайно важна, потому что она устраняет разрыв между царством идей и реальным миром. По мере проверки конкретных гипотез теории модифицируются и уточняются, чтобы отразить и включить результаты этих проверок. Рисунок 2.5.
Рисунок 2,5 Научный метод включает в себя выведение гипотез из теорий и последующую проверку этих гипотез. Если результаты согласуются с теорией, то теория поддерживается. Если результаты не согласуются, то следует модифицировать теорию и генерировать новые гипотезы.
Чтобы увидеть, как работает этот процесс, давайте рассмотрим конкретную теорию и гипотезу, которая может быть порождена этой теорией. Как вы узнаете из следующей главы, теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоциональный опыт зависит от физиологического возбуждения, связанного с эмоциональным состоянием. Если вы вышли из дома и обнаружили на пороге очень агрессивную змею, ваше сердце забилось быстрее, а желудок скрутило. Согласно теории Джеймса-Ланге, эти физиологические изменения приведут к вашему чувству страха. Гипотеза, которая может быть выведена из этой теории, может заключаться в том, что человек, который не осознает физиологического возбуждения, которое вызывает вид змеи, не будет чувствовать страх.
Научная гипотеза также может быть опровергнута или может быть доказана как неверная. Вспомним из вводной главы, что у Зигмунда Фрейда было много интересных идей для объяснения различных видов человеческого поведения (рис. 2.6). Однако основная критика теорий Фрейда заключается в том, что многие из его идей не поддаются фальсификации; например, невозможно представить себе эмпирические наблюдения, опровергающие существование Ид, Эго и Супер-Эго — трех элементов личности, описанных в теориях Фрейда. Несмотря на это, теории Фрейда широко преподаются во вводных текстах по психологии из-за их исторической значимости для психологии личности и психотерапии, и они остаются корнем всех современных форм терапии.
Рисунок 2,6 Многие особенности (а) теорий Фрейда, такие как (б) его разделение разума на Ид, Эго и Супер-Эго, в последние десятилетия потеряли популярность, потому что их невозможно опровергнуть. В более широком смысле его взгляды заложили основу для большей части современного психологического мышления, например, в отношении бессознательного характера большинства психологических процессов.
Теория Джеймса-Ланге, напротив, порождает фальсифицируемые гипотезы, такие как описанная выше. Некоторые люди, получившие серьезные травмы позвоночника, не могут ощущать телесные изменения, которые часто сопровождают эмоциональные переживания. Следовательно, мы могли бы проверить гипотезу, определив, как различаются эмоциональные переживания между людьми, способными обнаруживать эти изменения в своем физиологическом возбуждении, и теми, кто этого не делает. Фактически, это исследование было проведено, и хотя эмоциональные переживания людей, лишенных осознания своего физиологического возбуждения, могут быть менее интенсивными, они все же испытывают эмоции (Chwalisz, Diener, & Gallagher, 19).88).
Зависимость научных исследований от фальсифицируемости позволяет быть уверенным в информации, которую они производят. Как правило, к тому времени, когда информация принимается научным сообществом, она неоднократно проверяется.
областей исследования | Департамент психологии и неврологии
Наша приверженность исследованиям
Среди наших преподавателей есть опытные исследователи, которые внесли существенный вклад в развитие науки в нашей области. Факультет психологии и неврологии неизменно входит в четверку лучших факультетов Колледжа с точки зрения внешнего грантового финансирования, генерируемого факультетом, и недавно мы заняли 1-е место в опросе Национального научного фонда по общему финансированию исследований и разработок. Узнайте больше о нашей репутации и достижениях.
Мы определили ряд сквозных тем, которые оказались особенно успешными в обеспечении внешнего финансирования и, таким образом, в повышении престижа нашего Департамента: исследования злоупотребления наркотиками и алкоголем; психология здоровья, включая изучение стресса и иммунной системы, а также психологических аспектов медицинских заболеваний; наука о развитии, включая изучение ухода за детьми в раннем возрасте; познание на протяжении всей жизни, включая исследования памяти у маленьких детей и пожилых людей, а также когнитивную неврологию. Наш отдел имеет шесть подполей психологии и неврологии; каждый из них представлен в исследовании ниже.
Поведенческая и интегративная неврология
Основное внимание в поведенческой и интегративной нейронауке уделяется пониманию биологических основ поведения. Центральной темой исследования в нашей программе является понимание биологических механизмов, лежащих в основе наркомании, включая нейронные механизмы, опосредующие поведение, связанное с поиском наркотиков, фармакологические механизмы, лежащие в основе обезболивающих и вознаграждающих свойств веществ, которыми злоупотребляют, а также влияние веществ, которыми злоупотребляют, на иммунную систему. В связи с этим преподаватели проводят исследования с использованием самых современных экспериментальных подходов, включая сложные поведенческие анализы, методы молекулярной и клеточной биологии, нейровизуализацию, электрофизиологию, электрохимию и молекулярно-генетические инструменты. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.
Клиническая психология
Факультетские исследования в области клинической психологии охватывают широкий круг тем, от причин психологических расстройств и психологических механизмов, лежащих в основе симптомов, до прикладных областей, включающих разработку и оценку инструментов вмешательства и оценки. В исследованиях факультета возникает несколько основных тем, включая изучение природы психопатологии, эффективность психотерапевтических вмешательств, профилактику и терапию, психологию здоровья, межличностные отношения и изучение проблем этнических меньшинств, связанных с психологическим здоровьем. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.
Когнитивная психология
Когнитивная психология — это научное исследование психических процессов, лежащих в основе поведения, широкая область исследований, охватывающая изучение внимания, восприятия, памяти, языка, рассуждений и решения проблем. Эти области исследований широко представлены преподавателями Программы когнитивной психологии наряду с исследованиями когнитивного старения и когнитивной нейробиологии. Основным методом исследования являются поведенческие эксперименты с людьми (как со взрослыми студенческого возраста, так и со здоровыми пожилыми людьми). В других важных методах используются технологии нейровизуализации (такие как фМРТ и ERP), которые позволяют нам соотносить нейронную обработку с когнитивной функцией, технологии отслеживания взгляда, которые позволяют изучать чтение и визуальное восприятие, а также эксперименты с особыми неврологическими популяциями, чьи когнитивные функции дефицит может сообщить нам о влиянии повреждения мозга на нормальное познание. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.
Психология развития
Преподаватели Программы психологии развития интересуются многими из тех же когнитивных и социальных явлений, что и наши коллеги по другим программам, но с особым акцентом на то, как эти явления возникают, стабилизируются и изменяются в зависимости от взросления и опыта. Таким образом, мы проводим исследования младенчества, детства и юности, используя либо перекрестные планы, в которых возраст является независимой переменной, либо лонгитюдные планы, в которых люди оцениваются в течение дней, месяцев, лет или поколений. Мы поместили наше исследование в физиологический контекст нервного, гормонального и физического созревания, а также в такие контексты окружающей среды, как диада родитель-ребенок, семья, класс и общество. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.
Количественная психология
Известный во всем мире своими исследованиями и обучением количественным и статистическим методам психологических исследований, наш факультет количественной психологии проявляет методологический интерес к теории измерений, методам опросов и методам анализа корреляционных данных. Наши методологические исследования сосредоточены на разнообразии образования, структуре личности, проблемах психологии здоровья, статистических методах изучения изменений во времени, а также на разработке и адаптации инструментов моделирования и анализа, которые подходят для оценки моделей линейных и нелинейных динамических систем. Все наши преподаватели активно участвуют в междисциплинарных предметных исследованиях в различных областях, включая образовательное тестирование, злоупотребление психоактивными веществами, развитие детей, психопатологию развития и разнообразие в образовании. В этой работе эти преподаватели привносят свой количественный и существенный опыт для улучшения разработки и анализа эмпирических исследовательских проектов. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.
Социальная психология
Факультетские исследования в области социальной психологии охватывают многие основные области этой области, с особой силой в аффективных процессах, связанных с благополучием, отношением и стереотипами, а также социальными суждениями и принятием решений.