Известные примеры поведения людей в толпе: Толпа и аспекты работы при большом скоплении людей. Тема 2.5

Содержание

как возникают модные увлечения и можно ли просчитать поведение толпы — T&P

В своей новой книге «Ритм Вселенной. Как из хаоса возникает порядок» математик Стивен Строгац объясняет, как в мире синхронизируются физические процессы, начиная с движения планет и астероидов и заканчивая ритмичными ударами сердца. И хотя поведение людей не вписывается в жесткие рамки теории синхронизации, он, помимо прочего, пытается разобраться, можно ли с ее помощью рассчитать, как возникают массовые увлечения и что делает из нескольких человек толпу. «Теории и практики» публикуют фрагмент из книги, которую перевело издательство «МИФ».

«Ритм вселенной»

Недавние исследования, касающиеся модных увлечений, строятся на классической модели, разработанной в 1970-е годы социологом Марком Грановеттером. Он проиллюстрировал свои результаты историей о гипотетической толпе из 100 человек, которые, возможно, пребывают на стадии зарождения мятежа. Грановеттер предположил, что решение каждого из этих людей о том, участвовать ли ему в мятеже, зависит от действий всех остальных членов этой толпы. Зачинщики начнут мятеж, даже если остальные не присоединятся к ним. Другим людям, чтобы присоединиться к мятежу, нужно увидеть некое критическое количество других, уже присоединившихся к мятежу. Считается, что это критическое количество — порог принятия решения о собственном участии — распределено по популяции согласно некоторому распределению вероятности.

Самый известный пример Грановеттера относится к случаю толпы с равномерным распределением порогов, находящихся в диапазоне от 0 до 99. Другими словами, у одного из участников этой толпы порог равняется 0, у другого — 1, и т. д. Легко предсказать, как будут развиваться события в такой толпе. Человек с нулевым порогом готов присоединиться к мятежу, даже если пока еще никто, кроме него самого, не изъявил такого желания. Этот человек является зачинщиком мятежа. Затем к участникам мятежа присоединяется человек с порогом 1, поскольку он уже видит одного участника мятежа (зачинщика). Теперь, когда в мятеже уже готовы участвовать два человека, к ним присоединяется человек с порогом 2. Одним словом, начинает действовать хорошо известный «эффект домино»: мятеж рекрутирует все новых и новых людей до тех пор, пока его участниками не станут все 100 человек. Все это вполне очевидно, за исключением одного нюанса. Допустим, говорит Грановеттер, что в исходный состав толпы вносится небольшое изменение. Допустим, что вместо человека с порогом 1 там появляется человек с порогом 2. Теперь, после появления зачинщика не оказывается ни одного желающего присоединиться к нему, поскольку порог всех остальных членов толпы больше единицы. Иными словами, мятеж подавляется на корню.

Самым удивительным здесь является то, что две описанные гипотетические ситуации почти неразличимы между собой — по крайней мере, если пользоваться обычными социологическими показателями. В среднем картина толпы почти не изменилась; распределения порогов в том и другом случае также почти идентичны. Тем не менее, исходы в том и другом случае диаметрально противоположны: в первом случае в мятеже участвуют все, а во втором все ограничивается одним маньяком-зачинщиком. Сторонний наблюдатель мог бы описать первую толпу как сборище головорезов, а вторую — как мирную демонстрацию, в которую затесалась одна-единственная «паршивая овца», зачинщик, хотя на самом деле обе эти толпы являются практически точными копиями друг друга. Вывод из этого примера заключается в том, что коллективная динамика толпы может оказаться чрезвычайно чувствительной к ее составу, что может быть одной из причин столь непредсказуемого поведения больших толп.

Среди многих упрощений, заложенных в модели Грановеттера, самым серьезным, возможно, является предположение о том, что все члены толпы очень хорошо знают друг друга. Такая аппроксимация является социологическим аналогом системы связей по принципу «каждый с каждым», с которой мы уже сталкивались в простейших моделях осцилляторов, где каждый светлячок мог видеть всех остальных светлячков. Дункан Уоттс (который в настоящее время уже является профессором социологии в Колумбийском университете) недавно разработал математический аппарат для более реалистичного случая, когда каждый оказывается в сфере влияния определенного подмножества друзей и близких знакомых. Его модель мотивирована ситуациями, когда доминирующей формой взаимодействия является молва (так называемое «сарафанное радио») или общение посредством определенной социальной сети (в отличие от «всеобщего оповещения» или «глобальной видимости»). В таких децентрализованных сетях спонтанные вспышки координированного поведения могут казаться особенно загадочными и необъяснимыми. Эту загадку Уоттс формулирует следующим образом.

Почему некоторые книги, фильмы и музыкальные альбомы возникают словно ниоткуда, при использовании весьма незначительных маркетинговых бюджетов, быстро приобретая огромную популярность, тогда как в других случаях примерно такие же по своему качеству книги, фильмы и музыкальные альбомы не выделяются на фоне общего шума, даже если на их «раскрутку» затрачиваются немалые средства? Почему на фондовой бирже время от времени наблюдаются значительные скачки то в ту, то в другую сторону, которые невозможно объяснить появлением более или менее значимой информации, способной вызвать эти скачки? Каким образом зарождаются крупные низовые социальные движения в отсутствие организующей силы или публичных коммуникаций?

Все эти общественные явления связаны со стадным поведением, когда каждый человек руководствуется в своих собственных действиях решениями других людей. Рассмотрим это на более абстрактном уровне. Представьте себе сеть, состоящую из узлов любого рода — компаний, людей, стран или других субъектов принятия решений, причем каждый узел такой сети должен сделать один и тот же бинарный выбор: принять какую-то новую технологию или нет, поднять мятеж или нет, подписать Киотский протокол или нет. Как и в модели Грановеттера, решение о приеме новой технологии, поднятии мятежа или подписании Киотского протокола определяется тем, какое количество других узлов уже приняли соответствующее решение, — правда, на этот раз каждый узел обращает внимание лишь на решения определенной совокупности своих «соседей», то есть узлов, решения которых влияют на его собственное решение. (Например, решение некой компании о покупке аппарата факсимильной связи в 1985 г., когда такие устройства были большой редкостью, в значительной мере зависело от того, приобрели ли такие устройства бизнес-партнеры этой компании, поскольку полезность такого устройства в значительной мере зависела от количества партнеров, с которыми данная компания могла обмениваться информацией. ) Порог каждого узла определяется как та часть соседей, которая должна выполнить соответствующее действие, прежде чем это действие выполнит данный узел. Чтобы обеспечить известное разнообразие в популяции, Дункан предположил, что некоторые узлы в большей степени склонны к риску, чем другие; кроме того, он предположил, что некоторые узлы располагают более обширной системой связей. С математической точки зрения это означает, что как пороги, так и количества соседей распределены по всей популяции. Наконец, исходя из количества соседей, которые оказывают влияние на решения, принимаемые тем или иным узлом, каждый узел устанавливает соответствующие связи с членами популяции, выбирая их произвольным образом (хотя такой вариант представляется не очень-то реалистичным, даже при таком допущении анализ оказывается весьма непростым).

Процесс начинается, когда один из узлов выбирается (произвольным образом) в качестве инициатора, совершающего первый шаг — запуск процесса. Это можно представлять себе как падение первой костяшки домино. Затем, один за другим, в произвольном порядке, каждый узел смотрит на своих соседей и определяет, какая часть их уже «упала». Если к этому моменту порог данного конкретного узла уже превзойден, он «опрокидывается». В противном случае он продолжает стоять. После того как обход всех узлов завершится, процесс проверок и «падений» начинается вновь. Какие-то из костяшек домино упадут уже в первом раунде (те соседи инициатора, пороги которых оказались достаточно низкими, чтобы упасть после того, как упадет инициатор). Они, в свою очередь, могут инициировать вторичные волны падений. Но если инициатор обладает слабой системой связей или если его соседи представляют собой консервативную совокупность с высокими порогами, то процесс может затухнуть, едва начавшись.

В этой идеализированной вселенной Дункану удалось определить, при каких именно условиях единственная костяшка домино запустит сильный лавинообразный процесс. Ему также удалось вычислить вероятность и масштаб таких каскадов, а также факторы риска, которые делают сеть в большей или меньшей степени предрасположенной к возникновению таких каскадов. Эти выводы с неизбежностью носят статистический характер; ничего нельзя сказать заранее о конкретных результатах каждого сеанса моделирования на компьютере: подробности исхода меняются от одного сеанса моделирования к другому. Эти подробности зависят от местоположения инициатора, от распределения порогов по популяции, от того, какой системой связей располагает каждый из узлов. Тем не менее проявляется ряд интересных тенденций, которые невозможно было бы предвидеть, опираясь лишь на доводы здравого смысла.

Основной результат заключается в том, что такая модель отображает два разных фазовых перехода, широко известных как переломный момент, или поворотный пункт. Если сеть располагает очень разреженной системой связей, она превращается, по сути, в совокупность небольших островков, и каскады не могут распространяться за пределы любого из этих островков. На более высоком, критическом уровне системы связей сети — первый переломный момент — островки внезапно связываются между собой в гигантскую сеть, в результате чего становятся возможными глобальные каскады. Теперь узел-инициатор может запустить «эпидемию» изменений, которая в конечном счете заражает бóльшую часть популяции. По мере дальнейшего наращивания системы связей сети масштаб каскадов поначалу становится еще бóльшим, а их возникновение становится еще более вероятным (впрочем, это нетрудно было предвидеть), но затем — и это уже оказывается неожиданным — масштаб каскадов становится еще бóльшим, но возникают они реже и внезапно вообще прекращаются, когда сеть превышает некий критический порог системы связей сети. Этот второй переломный момент возникает вследствие эффекта разжижения: когда у какого-либо узла появляется слишком много соседей, каждый из них оказывает слишком малое влияние, чтобы самостоятельно запустить процесс падений. (Вспомните, что каждый узел сравнивает свой порог с частью своих соседей, которые уже упали, а не со всеми ними. Чем больше соседей у узла, тем меньшее влияние оказывает каждый из них — в «частичном» смысле.)

Непосредственно перед наступлением этого второго переломного момента исход оказывается чрезвычайно непредсказуемым — во многом так же, как это бывает с реальными модными увлечениями. На сеть могут воздействовать тысячи перспективных инициаторов, каждый из которых провоцирует в лучшем случае обманчивую «рябь», которая быстро затухает. С этой точки зрения сеть представляется весьма стабильной и устойчивой к внешним воздействиям. Затем появляется инициатор — на первый взгляд неотличимый от тех, кто вступал в действие до него — тем не менее именно этому инициатору удается запустить массивный каскад. Иными словами, вблизи этого второго переломного момента модные увлечения возникают редко, но если уж они возникают, то принимают гигантские масштабы.

Вот что происходит в этом случае (на интуитивном уровне). Внутри сети скрывается некое подмножество узлов, которое Дункан называет уязвимым кластером. Определяющим здесь является геометрическая структура этого кластера — способ, посредством которого он «просачивается» через остальную сеть. Выражаясь языком маркетинга, уязвимый кластер состоит из так называемых ранних последователей («энтузиастов», «первопроходцев»): это не инициаторы, а узлы, готовые к тому, чтобы опрокинуться, как только опрокинется хотя бы кто-нибудь из их соседей. Вблизи второго переломного момента уязвимый кластер очень узок и почти незаметен — он занимает очень малый процент сети в целом, — поэтому шансы активизировать его с помощью случайного инициатора весьма невелики. Но после того как он оказывается активизирован, «пожар» с него постепенно перебрасывается на соседей, которые, в свою очередь, распространяют этот пожар на своих собственных соседей; этот процесс неумолимо продолжается до тех пор, пока весь этот гигантский компонент (обширная, взаимосвязанная сетчатая структура узлов, которая занимает доминирующее положение в системе) не оказывается объят пламенем. Самым удивительным здесь оказывается то, что почти все узлы в этом гигантском компоненте не являются ранними последователями: они представляют собой более консервативную совокупность с более высокими порогами (в литературе по маркетингу их называют «ранним и поздним большинством»). Однако поскольку сеть оказывается столь плотно связанной вблизи второго переломного момента, искра, которой удалось активизировать уязвимый кластер, способна создать достаточный импульс для активизации практически всех остальных узлов.

Очевидно, что модель Дункана является весьма упрощенной: она оставляет за скобками все богатство реальной структуры общества, приписывает всем отношениям дружбы между людьми одинаковый вес и исходит из того, что все инициаторы одинаково «заразительны» — но даже в этом случае она успешно моделирует особенности реальных модных увлечений, которые кажутся нам наиболее загадочными: их непредсказуемость, сравнительную редкость их появления и капризность их поведения. В частности, ползучее распространение какого-нибудь немыслимого каскада вблизи второго переломного момента очень напоминает малобюджетный хит, который неспешно начинает завоевывать популярность в массах, раскручиваясь за счет молвы.

Эта модель позволяет также делать поддающиеся проверке прогнозы, которые касаются не отдельно взятых модных увлечений (которые, как гласит теория, непредсказуемы по своей природе), а статистики многих из них, рассматриваемых в совокупности. Эти статистические выводы позволяют понять, какие вмешательства вероятнее всего способны вызвать каскады. Например, анализ показывает, что неоднородность популяции может иметь разнонаправленные последствия. Расширение диапазона порогов дестабилизирует систему, делая ее более восприимчивой к модным увлечениям (главным образом из-за наличия большего числа ранних последователей, обеспечивающих «разжигание»), тогда как расширение диапазона связности сети (увеличение количества соседей в расчете на один узел) способствует стабилизации системы. К тому же каскады обычно начинаются в разных местах вблизи двух переломных моментов этой модели. Вблизи первого переломного момента, когда сеть все еще остается разреженной и слабо связанной, каскады легче всего инициируются в хабах — узлах с наибольшим количеством связей. Вблизи второго переломного момента те немногие каскады, которые действительно возникают, обычно инициируются в среднестатистических узлах, ничем особенным не выдающихся, просто потому, что таких узлов появилось очень много. […]

Даже в столь автоматической форме группового поведения, как хлопанье в ладоши, можно обнаружить присутствие человеческой психологии. Однако — по крайней мере до настоящего времени — все модели пренебрегали капризами человеческого волеизъявления. Они намеренно исходили из того, что все люди ведут себя подобно роботам, и пытались понять, что можно объяснить хотя бы на этой основе. В модели модных увлечений, предложенной Дунканом Уоттсом, человек поддается модному увлечению, как только будет превзойден порог, присущий этому человеку. […] В моделях искусственных сообществ люди, склонные к систематическому уничтожению своих соплеменников, стараются не высовываться, пока за ними присматривают миротворцы ООН, но как только миротворческие войска покидают страну, в ней разворачивается вакханалия убийств.

Это происходит потому, что указанные модели упрощены до такой степени, что их достоверность вызывает большие сомнения. Во многих формах группового поведения люди не склонны полагаться на собственный разум. «Умопомешательство у каждого из людей в отдельности встречается довольно редко, — утверждал Ницше, — но в группах, партиях, странах и эпохах оно является скорее правилом, чем исключением». Возможно, это является частью того, что кажется нам столь ужасающим, когда мы видим колонны марширующих нацистов. В руках тоталитарных режимов синхронизм становится символом всего, что недостойно человека. «Тот, кто бодро марширует под звуки военного марша, уже заслуживает моего презрения, — говорил Эйнштейн. — Господь наделил его головным мозгом по ошибке, поскольку такой индивид вполне мог бы обойтись спинным мозгом».

Ирония судьбы заключается, однако, в том, что синхронизм также является неотъемлемой частью наиболее прекрасных форм самовыражения человека в балете, в музыке и даже во взаимной любви двух людей, чьи сердца стучат в унисон. Разница в том, что эти формы синхронизма являются более гибкими и мягкими, в отличие от упоминавшихся выше — бездумных, косных и брутально монотонных. Они воплощают в себе качества, которые, как принято считать, присущи только человеку: ум, способность к тонким переживаниям и чувство духовной близости с другими людьми, которое возникает лишь как высшая форма сочувствия и сопереживания.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Толпа в житейском и психологическом смысле //Психологическая газета

Отрывок из книги Забарина А.В. «Психология толпы и массовых беспорядков»:

Обыватель воспринимает толпу как множество людей, идущих по улицам города, участвующих в массовом забеге, ждущих на остановке, едущих в вагоне метро, осматривающих товары и делающих покупки на рыночной площади или в торговом центре, болеющих за любимую команду на стадионе, смотрящих кино, театральную  постановку, слушающих концерт, участвующих в  карнавале, политическом митинге или демонстрации. Все это для него различные проявления того, как народ толпится. Именно в таком значении определяется слово «толпа» в словаре В.И.Даля:  «ТОЛПА́ ж. скопище, сборище, сходбище, толкотня,  множество сошедшихся вместе людей, а иногда и о скоте; орда, орава, ватага. Толпи́ть народ, сгонять, теснить в кучу, в толпу. Толпиться, собираться, сходиться, сбиваться в толпу, толкаться»

1. 

Житейское сознание механически объединяет в толпу людей, сошедшихся вместе, располагающихся на одной  территории без всякого учета особенностей их  поведения и деятельности. «При известных условиях,  — пишет Г. Лебон, — и при том только при этих условиях — собрание людей представляет совершенно  новые черты, отличающиеся от тех, которые  характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания… каковы  бы  ни  были  индивиды, составляющие ее (толпу.  —  А.З.), каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или  ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной  души, заставляющих их чувствовать, думать и  действовать как отдельный организм, совершенно  иначе, чем это делал бы каждый из них в отдельности»

2.

Каковы же эти условия? Как появляется толпа как  целое, отличное от составляющих ее отдельных индивидов, и в чем проявляется эта целостность? Ответом исследователей психологии толпы на этот вопрос стало выделение различных оснований (факторов общности), представленных в табл. 1.1. Для их понимания рассмотрим следующие ситуации.

Ситуация  1.

По улицам города движется толпа, и общее между прохожими только то, что они идут по одному и тому же тротуару. Люди, оказавшиеся вместе в одном пространстве (прохожие, попутчики в общественном транспорте), отличаются различными объектами внимания. Один смотрит по сторонам, другой  углублен в свои мысли, мечты или воспоминания.  

Третий — в смартфон или книжку. У каждого из них  свои оценки окружающего, индивидуальные эмоции и  поведение. Все другие, оказавшиеся в это же время  в этом же месте, для них не более, чем случайные  встречные. Такая формальная толпа как случайное  собрание людей не в состоянии проявлять ничего  особенного. Здесь нет никакой общности. В такой толпе каждый, конечно, испытывает на себе воздействие окружающих его людей (улыбающихся или нахмуренных), но вместе с тем вполне сохраняет свою идентичность, критичность оценок и эмоциональный настрой. Соединившийся с такой формальной  толпой человек через одно только внешнее с ней соприкосновение не перестает быть самим собой.

Это множество людей может быть названо толпой только в житейском смысле.

Ситуация 2.
 
Модная выставка или новая рок-группа привлекла  толпу. У всех зрителей разные впечатления, один в восхищении, другой настроен скептически, третьего  уговорили пойти за компанию, и он не рад, что поддался на  уговоры. Ту же самую разницу эмоционального состояния зрителей можно заметить в театре или кинотеатре, где одни наслаждаются игрой любимого актера, другие — попкорном и общением с  друзьями, третьи — возможностью продемонстрировать публично новые наряды. Это тот случай, когда  объединяющим толпу фактором становится общий интерес (происходит что-то интересное, необычное,  важное), появляется общий объект внимания. Данный фактор общности толпы выделялся Г. Блумером, А.П. Назаретяном, В.Д. Ольшанским и другими. Цели  присоединяющихся к зрительской толпе участников, эмоции, и поведенческие акты, проявляющиеся в  связи с объектом, привлекшим общее внимание, могут  совпадать или различаться.

Соответственно в первом случае — при совпадении объекта внимания — мы будем наблюдать толпу, реагирующую, например, аплодисментами, как единое целое, во втором — когда совпадения нет, такого единства и общности тоже не почувствуешь. Другие люди в этом случае — зрители, разделяющие интерес, а также разделяющие или не разделяющие оценки и эмоции, возникшие по поводу объекта всеобщего внимания.

Ситуация 3.
 
Толпа людей собралась на распродажу продовольственных товаров. В магазине очередь и  толкучка. Присоединение покупателя к такой толпе связано уже не только с интересом (что «дают»), но и с актуальной потребностью самосохранения. В  другой обстановке вид спасающихся бегством людей заставляет присоединиться к ним прохожих по причине той же потребности самосохранения. Наличие  общей потребности как фактора, объединяющего людей  в толпу, предопределяет, во-первых, наличие общего  внимания к предмету этой актуальной для всех  потребности, во-вторых, схожий эмоциональный фон реагирования на ситуацию, создавшую толпу.

Участники толпы при этом могут различаться по индивидуальным целям. В одном случае другие для  них — помеха или конкуренты в достижении цели. В  другом случае, если есть общая цель, «другие» — помощники в ее достижении. Данный фактор общности толпы был выделен В.М. Бехтеревым.

Ситуация 4.
 

Толпа мусульман, стихийно вышедших на улицы Парижа с протестами против карикатур на пророка Мухаммеда в журнале «Charlie Hebdo», представляет собой яркий пример самоорганизации населения, проявившийся в ответ на оскорбление религиозных чувств. Аналогичный пример представляет собой и толпа,  объединившаяся под знаком солидарности: «Я Шарли» после зверского нападения на редакцию этого же журнала. Когда люди объединяются в толпу на основе  стержневой, актуализированной, особенно угрожающей  или поданной как угрожающей идеи, эта идея становится объектом всеобщего внимания. И общность  оценки ситуации, связанной с реализацией этой  идеи, будет определять и общность эмоционального отклика на ситуацию, собравшую толпу.
А участники  данной толпы опираются на общую цель, общую веру, общую идеологию, общие взгляды. Другие люди в этой толпе — это единоверцы, единомышленники.

Фактор общей идеи, веры как основания толпы был выделен Г. Лебоном. Но на эту же ситуацию можно посмотреть по-другому, выделив в качестве  объединяющего фактора не общую идею, а различие,  противопоставление идей. Чтобы возникла какая-либо социальная общность — МЫ, она должна отличаться от  всех других общностей — ОНИ. Чем больше будет таких отличий и чем более непримиримыми эти отличия будут казаться членам общности, тем более сплоченной будет общность. Фактор противопоставления идей как основания толпы рассматривался в качестве определяющего Б.Ф. Поршневым и А.М. Зимичевым.

В ситуации 1 формальная толпа прохожих, идущих по одной улице, ничем существенным не отличалась от толп прохожих, идущих по другим улицам. Как  следствие, не было и никакой общности. В ситуациях  2 и 3 такое отличие уже возникло (МЫ смотрели концерт, МЫ были на распродаже), но это отличие  было вполне мирным, не располагающим к какому-либо  конфликту. То есть общность налицо, но временная и  неустойчивая.  

В ситуации 4 возникло невольное идейное противопоставление между ОНИ и МЫ (сторонники  вседозволенности и так называемой свободы  прессы против верующих, оскорбленных похабной  публикацией). До тех пор пока это противопоставление будет существовать, будут существовать и общности, объединяющие и сплачивающие приверженцев соответствующих  социальных идеалов, настоящих или мнимых. И здесь  ОНИ, угрожающие МЫ, т.е. нашей толпе, являются объектом нашего общего внимания. Отсюда у МЫ схожие оценки, эмоции, цели и совместно реализуемый сценарий поведения. Все другие участники конфликта, противостоящие  ОНИ, — это МЫ, наша толпа.

Таблица 1.1

Динамика социально-психологических процессов, происходящих между МЫ и ОНИ (рис. 1.1), определяет, согласно Б.Ф. Поршневу, не только формирование толпы, но и ее дальнейшее развитие или разрушение 1. Процесс разделения (дифференциации) толпы  связан с постоянным поиском чужеродных элементов ОНИ среди МЫ. Поскольку отличия людей всегдасуществуют, весь вопрос оказывается в том, какое  значение придается данным отличиям. Процесс  развития толпы связан с поиском и присоединением новых МЫ, которые обнаружились среди ОНИ (интеграция). Предельный случай, когда все ОНИ вдруг стали восприниматься как МЫ, означает распад  толпы как общности: отличий больше нет. В реальности в любой толпе как социальной общности происходят как процессы дифференциации, так и интеграции. Равновесие между ними означает и сохранение существования толпы.

Отметим, что выделенные основания (см. табл. 1.1) не являются, строго говоря, абсолютно независимыми. В категории интересов отражаются наши потребности.  Идея, вера может рассматриваться как элемент социальных потребностей, а стремление выделиться и  противопоставить себя другим отражает существо социально-биологических потребностей. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе 3. Таким образом, толпа — это временное соединение отдельных лиц, связанных общей потребностью, интересом, идеей, верой, осознанием своей общности МЫ, отличающейся от других, в одно формально неорганизованное целое, приобретающее на время этого соединения единство мыслей, чувств, эмоций и действий.

Недостаточно собрать на одной территории людей,  чтобы они начали чувствовать, мыслить и действовать как одно целое. Вот охваченные потребительским ажиотажем покупатели, разбирающие уцененный товар. А вот горожане, сметающие в аптеках запасы марлевых масок и лекарств под воздействием новостей об эпидемии очередного птичьего или свиного гриппа. Вот  болельщики, поддерживающие свою команду или  выясняющие с другими болельщиками, чья команда  круче. А вот рабочие или служащие, объявившие  забастовку. Вот убегающие врассыпную из хозяйского сада мальчишки с трофейными яблоками. А вот поклонники, ожидающие выхода на сцену кумира. И вот участники умных толп (smartmob), которые переживают не только самые реальные эмоции, но и объединяются  для совместных действий, от флешмобов (показных  актов, социальных инсталляций) до твиттерных  (организуемых посредством социальных сетей) революций. Чтобы родились все эти толпы необходима почва для  возникновения единства внимания, мысли, чувства, эмоций, целей, поведения, действий. Этой почвой  является общий интерес, общая потребность, идея,  вера и противопоставление членов одной толпы (МЫ)  какой-либо другой (ОНИ).

Как подчеркивал В. М. Бехтерев, необходимо строго  отличать простое собрание людей от «сборища лиц,  воодушевленных одними и теми же чувствами, преследующих одну и ту же цель». «Такого  рода  сборища, представляющие собой в отличие от общества временные и случайные отношения людей, сами собой  превращаются в одну огромную личность, чувствующую и действующую как одно целое». «Искра страсти, — говоря словами Г. Тарда, — перескакивая от одного к другому, должна наэлектризовать это нестройное  сборище людей. Тогда это сборище получает нечто  вроде внезапно, самопроизвольно зарождающейся  организации. Разрозненность переходит в связь».

В отличие от формальной связи, определенной правовым статусом, субординацией, эта связь участников толпы носит неформальный аффективно-эмоциональный или идеологический характер. Так, армия, утрачивая формальные ролевые отношения военнослужащих, обращается в толпу, бегущую в панике от противника или промышляющую грабежами и  разбоем в захваченной местности. В толпу превращаются избиратели, подменившие собственную  оценку реальности мечтой очередного политического гуру о лучшем европейском (американском) будущем. Суд присяжных рискует стать толпой, если под воздействием зажигательной речи адвоката, прокурора, комментариев прессы исполнится единым общим эмоциональным отношением к подсудимому, а  критичность мышления каждого уступит суггестивным  выводам выступающего. Толпу могут образовать и депутаты парламента, когда полемика вдруг или не вдруг переходит в мордобой. Следовательно, толпа может возникать на самых разных уровнях социальной иерархии.

Классическая толпа предполагает случайный, неопределенный состав участников, отсутствие какой-либо структуры в отношениях между участниками и неустойчивость, временность, непостоянство этих  отношений. Но есть и другие виды толпы.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: http://www.infoliolib.info/sprav/dal/01/1720.html (дата обращения: 02.02.2016).

2. Лебон Г. Психология народов и масс. М. : Академический проект, 2012. С. 36—37.

3. Блумер Г. Коллективное поведение // Психология  масс  :  хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара : БАХРАХ-М, 2010. С. 535—565.

4. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая  паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. СПб. : Питер, 2003.

5. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб. : Питер, 2001.

6. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.

7. Зимичев А.М.Психология политической борьбы. СПб. : САНТА, 1993.

8. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история.

9. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М. : Наука, 1994. С. 34.
 
10. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. М.: ИНФРА-М, 2004. С.336.

Почему люди склонны следовать за толпой – Эффективология

 

Эффект подношения — это когнитивное искажение, которое заставляет людей думать или действовать определенным образом, если они считают, что другие делают то же самое. Например, эффект побеждающей стороны может заставить кого-то принять определенную политическую идеологию, потому что они видят, что другие люди в их социальном кругу приняли ту же идеологию.

Эффект подножки может оказывать сильное влияние на людей во многих сферах жизни, поэтому важно его понимать. Таким образом, в следующей статье вы узнаете больше об эффекте побеждающей стороны, поймете, почему люди испытывают его, и увидите, что вы можете сделать, чтобы объяснить его влияние.

 

Содержание

Примеры эффекта массовой поддержки

Одним из примеров эффекта массовой поддержки является то, что когда люди видят комментарий в социальных сетях, который получил много лайков или голосов, они с большей вероятностью сами проголосуют за него. Еще один пример эффекта побеждающей стороны: когда люди видят, что другие вкладывают деньги в фондовый рынок, они, скорее всего, тоже будут инвестировать, что может привести к спекулятивным пузырям и рыночным обвалам.

Кроме того, есть и другие сферы жизни, где эффект побеждающей стороны может влиять на людей. Например:

  • Эффект побеждающей стороны может влиять на политический выбор людей. Например, избиратели иногда оказывают повышенную поддержку определенной политической партии просто потому, что эта партия преуспевает в недавних опросах (поведение, которое иногда называют эффект следования за победителем ).
  • Эффект побеждающей стороны может повлиять на решения потребителей относительно того, какие продукты покупать. Например, люди часто покупают одежду того же типа, что и другие люди, которых они знают, потому что они хотят показать, что следуют последним тенденциям моды (поведение, которое иногда называют потреблением на выборах , которое используется преимущество в маркетинге и рекламе).
  • Эффект побеждающей стороны может повлиять на медицинские решения врачей. Например, многие медицинские процедуры широко применялись на протяжении долгого времени, несмотря на отсутствие достаточных подтверждающих доказательств их эффективности, потому что они считались популярными в медицинском сообществе.
  • Эффект подножки может повлиять на склонность людей мусорить. Например, люди с большей вероятностью будут мусорить, если они находятся в среде, которая уже замусорена, и с меньшей вероятностью будут мусорить, если они находятся в чистой среде.
  • Эффект побеждающей стороны может повлиять на внедрение организациями новых технологий. Например, многие компании, работающие на рынке гостиничного бизнеса, реализовали новые функции на своих веб-сайтах только тогда, когда это стало популярным, несмотря на то, что если бы они сделали это раньше, это могло бы дать им конкурентное преимущество на рынке.

Еще один хорошо известный пример эффекта подножки проявляется в том, что часто называют экспериментом с лифтом :

«[Эксперимент с лифтом] появился в телешоу «Скрытая камера» в 1962 году. В эпизоде ​​​​под названием «Лицо» Тыл… незнающие люди вошли в лифт, где все остальные смотрели назад. Несмотря на то, что это было совершенно неестественно, многие люди «пошли с толпой» и ехали в лифте лицом от дверей».

— Из «Когнитивных ошибок и диагностических ошибок» (Howard, 2019)

Кроме того, эффект побеждающей стороны может также влиять на людей в более общем виде. Как отмечает один ученый:

«Эффект побеждающей стороны может также влиять на людей не только в отношении конкретного решения, но и в отношении общей культуры и рабочей среды. Групповые установки и нормы «заразительны». На нас бессознательно влияют установки и поведение окружающих нас людей. Мы все раньше оказывались в неприятной группе, возможно, в числе многих разгневанных авиапассажиров, ожидающих задержанного рейса. Напряжение может быть ощутимым, и мы можем обнаружить, что наше собственное беспокойство растет в ответ на беспокойство незнакомцев рядом с нами. Точно так же такие события, как спортивные мероприятия и выступления, доставляют удовольствие в основном потому, что волнение толпы распространяется на всех нас».

— Из «Когнитивных ошибок и диагностических ошибок» (Howard, 2019)

Наконец, эффект подножки также играет центральную роль в различных связанных явлениях. Это включает, например, стадное поведение , то есть то, как люди в группе думают и действуют сходным образом из-за локальных взаимодействий, а не централизованной координации, групповое мышление , то есть то, как определенные группы стремятся к конформизму в мысли и действия членов группы некритичным и вредным образом, а также другие явления, такие как социальное заражение , менталитет толпы и эффект ложного консенсуса .

Примечание : термин «эффект побеждающей стороны» иногда используется в специальном смысле в определенных контекстах. Например, в контексте потребления и экономики эффект подножки часто используется для обозначения повышенного спроса на определенный товар в результате наблюдения за тем, как его используют другие.

 

Почему люди сталкиваются с эффектом побеждающей стороны

Эффект побеждающей стороны вместе с поведением, которое с ним связано, таким как следование толпе и популярным тенденциям, можно объяснить несколькими психологическими причинами.

Одной из таких причин является нормативное социальное влияние , , которое представляет тенденцию соответствовать другим из-за желания вписаться в толпу и получить одобрение от других.

Другой такой причиной является информационное социальное влияние , которое представляет тенденцию соответствовать другим из-за желания быть правым, исходя из предположения, что другие могут знать что-то, чего не знаете вы, или могут лучше понимать ситуацию чем ты.

Кроме того, опора на мнение и действия других часто может служить полезным эвристическим ментальным ярлыком, помогающим людям формировать суждения и принимать решения, особенно в определенных ситуациях, например, когда людям нужно сделать быстрый выбор или в условиях неопределенности. Использование эффекта подножки в качестве эвристики таким образом может быть чем-то, что люди делают интуитивно, не осознавая этого, или чем-то, что люди активно выбирают.

Все эти причины эффекта подношения означают, что когда люди сталкиваются с сигналами популярности (иногда их также называют признаками популярности ), которые являются признаками того, что другие люди во что-то верят или что-то делают, они используют эти сигналы, чтобы направлять свои действия. собственные действия, исходя из предположения, что выгодно поступать так же, как другие, или что на чужие суждения стоит полагаться. Например, когда людей просят оценить важность новостных статей, они склонны давать более высокие оценки тем статьям, которые, по их мнению, касаются темы, которая также освещается другими информационными агентствами, поскольку это служит сигналом о важности история.

И, наконец, другие факторы могут вызывать у людей эффект побеждающей стороны или быть более восприимчивыми к нему в определенных ситуациях. Например, в некоторых случаях страх упустить может сделать людей восприимчивыми к эффекту победы на выборах, например, когда кто-то видит, что другие люди пользуются уникальной инвестиционной возможностью, что побуждает этого человека делать то же самое, даже если они не уверены, что эта возможность действительно хороша. Точно так же в случае голосования за кандидата, потому что он лидирует, желание поддержать «победителя» (или избежать поддержки «проигравшего») может сделать людей восприимчивыми к эффекту побеждающей стороны.

Обратите внимание, что любая комбинация этих причин может быть ответственна за единство мышления и поведения людей, а причины эффекта побеждающей стороны могут варьироваться в зависимости от людей и обстоятельств. Это означает, например, что разные люди могут испытать эффект побеждающей стороны из-за разных причин при одних и тех же обстоятельствах, и что один и тот же человек может испытать эффект побеждающей стороны из-за разных причин при разных обстоятельствах.

В целом, люди испытывают эффект побеждающей стороны по разным причинам, например, потому что они хотят соответствовать другим, чтобы получить их одобрение, потому что они считают, что полагаться на мнение других полезно, или потому что они мотивированы дополнительными механизмы, такие как страх упустить возможность.

Примечание : поскольку различные механизмы могут привести к эффекту побеждающей стороны, разные люди могут испытать его по разным причинам при одних и тех же обстоятельствах, и один и тот же человек может испытать эффект побеждающей стороны по разным причинам при разных обстоятельствах. Кроме того, люди иногда ведут себя как единомышленники, даже если на них не влияет эффект единообразия, а скорее потому, что их побуждает к нему что-то другое, например, стратегические соображения.

 

Как распространяется эффект поддержки

Во многих ситуациях эффект поддержки группы может быстро и широко распространяться через петлю положительной обратной связи , при этом чем больше людей затронуты им, тем больше вероятность того, что другие люди быть затронутым им также. Это можно объяснить рядом лежащих в основе механизмов, таких как повышенная вероятность того, что кто-то проявит поведение, вызванное эффектом побеждающей стороны, и повышенное давление действовать таким же образом в результате того, что такое поведение становится общепринятой нормой.

Практический пример того, как может распространяться эффект побеждающей стороны, появляется в случае медицинских наук, которые обычно рассматриваются как строгие, объективные и эмпирически управляемые, и поэтому менее вероятно, что на них повлияет это и подобные явления. В одной статье на эту тему, озаглавленной «Победители медицины», описывается, как новая медицинская концепция или метод лечения могут набрать обороты и стать общепринятыми в результате широкомасштабного эффекта:

  • СМИ узнают о новом лечения и предает гласности его, часто публикуя материалы, преувеличенные и вводящие в заблуждение.
  • Различные организации, такие как правительственные учреждения, исследовательские фонды и частные компании, также продвигают новый метод лечения, потому что они заинтересованы в его успехе.
  • Общественность подхватывает ставшее известным лечение и оказывает давление на практикующих врачей, чтобы они приняли его, особенно когда это лечение воспринимается как новое.
  • Врачи часто хотят принять новый метод лечения, потому что он предлагает убедительное решение сложной проблемы.
  • Кроме того, поскольку врачам приходится потреблять все большие объемы медицинской информации, чтобы быть в курсе последних тенденций в своей области, им иногда трудно достаточно критически читать новый материал.

Это демонстрирует, как новая концепция, которая первоначально пропагандировалась только одним защитником или небольшой группой защитников, может быстро вырасти и стать широко популярной, даже при отсутствии достаточных подтверждающих доказательств.

Хотя этот пример посвящен теме медицины, аналогичные процессы могут происходить и в других областях, таких как мода и политика. Во всех этих областях происходит то, что новая концепция получает небольшое количество последователей, которое растет до тех пор, пока не достигает критической массы, например, до тех пор, пока она не начинает освещаться основными средствами массовой информации, и в этот момент начинается крупномасштабный эффект побеждающей стороны, который заставляет все больше людей поддерживать эту концепцию во все большем количестве.

Это связано с тесно связанной концепцией, называемой каскадом доступности , который представляет собой самоусиливающийся процесс, благодаря которому определенная позиция приобретает все большее значение в публичном дискурсе.

Примечание : тесно связанным явлением является «распространение инноваций», которое объясняет, как внедряются новые технологии и тенденции. В этом процессе обычно есть пять классов людей: новаторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство и отстающие, и по мере того, как все больше людей принимают новую технологию (особенно с высокой репутацией), все больше людей, которые изначально не хотели этого делать. так что также передумать и запрыгнуть на подножку.

 

Как избежать эффекта подношения

Поскольку эффект подношения — это когнитивное искажение, вы можете уменьшить его влияние на себя и других, используя соответствующие методы устранения предубеждений , которые помогут вам мыслить и действовать рационально. К таким методам относятся следующие:

  • Дистанцируйтесь от общепринятых сигналов. Например, вы можете создать физическое расстояние от этих сигналов, отойдя от людей, оказывающих давление со стороны сверстников, прежде чем принять решение, или вы можете создать физическое расстояние от этих сигналов.0007 временное расстояние, подождав день после разговора с людьми, прежде чем принять решение.
  • Создайте оптимальные условия для суждений и принятия решений. Например, прежде чем принять решение, на которое может повлиять эффект побеждающей стороны, отправляйтесь в тихое место, где вы сможете должным образом сконцентрироваться, обдумывая ситуацию.
  • Замедлите процесс рассуждений. Это требует времени, чтобы медленно и аналитически обдумать ситуацию, а не полагаться на интуицию или поспешные рассуждения.
  • Сделайте процесс рассуждения явным. Например, если вы обсуждаете, следует ли следовать определенному курсу действий, связанному с подсказками на выборах, вы можете явно перечислить его плюсы и минусы, а затем четко озвучить, какое решение вы приняли и почему.
  • Возьмите на себя ответственность за свои решения. Напомните себе, что в конечном итоге вы несете ответственность за любое решение, которое вы принимаете, даже если это решение вызвано эффектом побеждающей стороны или другими видами социального влияния.
  • Осмотрите подножку. Например, попытайтесь определить, кто его продвигает и почему он это делает (например, маркетолог продвигает его, потому что пытается заставить людей покупать его продукт).
  • Напомним, подобные ситуации в эффекте подножки сыграли свою роль. Размышление о подобных ситуациях, в которых вы испытали эффект побеждающей стороны, может помочь вам оценить его текущее влияние на вас, определить потенциальные последствия этого влияния и помнить, что только потому, что что-то кажется популярным, это не означает, что это правильно или что это лучший вариант действий.
  • Рассмотреть альтернативные варианты. Например, попробуйте определить один альтернативный курс действий, отличный от того, который предлагается подсказками на выборах, и рассмотрите его потенциальные преимущества.
  • Создать психологическую дистанцию. При рассмотрении того, как вам следует действовать в свете подсказок, вы можете улучшить свою способность мыслить рационально, создавая психологическую дистанцию, например, используя язык самодистанцирования и спрашивая себя: «Что следует делать?»0007 вы делаете в этой ситуации?».
  • Визуализируйте последствия ваших решений. В частности, подумайте, какими будут последствия, если вы будете следовать курсу действий, предложенному эффектом подножки, с точки зрения таких факторов, как то, что произойдет и как вы себя почувствуете.
  • Получение внешней обратной связи. Например, вы можете поговорить с доверенным лицом, на которого вряд ли повлияет конкретный эффект побеждающей стороны, о котором вы беспокоитесь, и спросить их, что они думают о вашем процессе рассуждений.

Кроме того, часто бывает полезно определить причины вашего эффекта поддержки (например, желание приспособиться), так как это может помочь вам понять, какие методы следует использовать, чтобы уменьшить его. Это имеет дополнительное преимущество, помогая вам определить ситуации, в которых вы, вероятно, испытаете это предубеждение, что может помочь вам подготовиться к нему заранее, например, установив стандартизированный план реализации с точки зрения того, как вы будете реагировать, если вы чувствуете себя что вы собираетесь испытать это предубеждение.

Кроме того, важно помнить об эффекте подношения на выборах в различных ситуациях, , так как обычно вам нужно знать о его потенциальном влиянии, чтобы правильно с ним бороться. Это означает, например, что всякий раз, когда вы собираетесь принять решение, испытывая некоторое давление со стороны других, вы должны напомнить себе об этом эффекте, чтобы вы могли должным образом учесть его потенциальное влияние.

Наконец, обратите внимание, что, несмотря на то, что возможность избежать эффекта побеждающей стороны полезна, не означает , что все подсказки обязательно ошибочны и их следует игнорировать. Скорее, иногда они могут быть ценными инструментами, которые приводят вас к оптимальному решению.

Таким образом, вы, как правило, не должны игнорировать эти сигналы без рассмотрения, а лучше анализировать их рациональным образом, не поддаваясь эффекту побеждающей стороны. Это означает, например, что если вы пытаетесь решить, какую книгу прочитать или какой продукт купить, вы, вероятно, можете извлечь пользу из просмотра рейтингов и обзоров, оставленных людьми, при этом обязательно анализируя их рациональным образом, и также принимая во внимание другие соответствующие факторы, если это возможно.

В целом, чтобы уменьшить эффект побеждающей стороны, вы можете использовать различные методы устранения предубеждений, такие как дистанцирование от подсказок побеждающей стороны, замедление процесса рассуждений, возложение на себя ответственности за свои решения, визуализация последствий ваших решений и рассмотрение альтернативных вариантов. . Кроме того, часто бывает полезно определить причины вашего эффекта побеждающей стороны, и важно помнить, что даже если эффект побеждающей стороны может быть проблематичным, подсказки побеждающей стороны не обязательно ошибочны, поэтому вам следует правильно оценивать их, а не отвергать никакого рассмотрения.

 

Как использовать эффект подножки

В некоторых случаях полезно использовать эффект подножки, чтобы влиять на мысли и действия людей. Например, если вы автор, вы можете разместить на обложке своей книги подсказки и аналогичные сигналы социального доказательства, такие как рекламные объявления от влиятельных людей или уведомления о статусе бестселлера, чтобы побудить людей купить вашу книгу. книга.

Чтобы оптимально использовать эффект побеждающей стороны, важно сначала понять, что это такое, почему люди испытывают его и как он может повлиять на людей. Затем вы должны оценить ситуацию, чтобы определить, как лучше всего применить эффект побеждающей стороны в вашей конкретной ситуации, задав себе такие вопросы, как следующие:

  • Какого результата я пытаюсь достичь?
  • Кто является целевой аудиторией?
  • Каковы характеристики целевой аудитории, когда речь идет о вещах, относящихся к эффекту побеждающей стороны? Например, нацелен ли я только на одну группу людей или на несколько? Если я ориентируюсь на несколько групп, чем эти группы отличаются друг от друга в социальном плане?
  • Какие лежащие в основе психологические механизмы могут заставить мою целевую аудиторию испытать эффект побеждающей стороны? Например, могут ли люди из целевой аудитории испытать эффект побеждающей стороны, потому что они полагаются на оценку информации другими людьми?
  • Что я могу сделать, чтобы на практике добиться эффекта побеждающей стороны? Например, какие признаки социального доказательства я могу использовать для создания эффекта побеждающей стороны?
  • Как моя целевая аудитория отреагирует на различные подходы, которые я могу использовать для создания эффекта побеждающей стороны? В частности, на какие подходы моя целевая аудитория отреагирует положительно, а на какие негативно (и почему)?

Иногда у вас может не быть всей важной информации, которая вам нужна в начале. Например, вы можете не сразу знать, как ваша целевая аудитория отреагирует на разные подходы. Чтобы получить необходимую информацию, вы можете сделать несколько вещей:

  • Поговорите с соответствующими лицами , чтобы напрямую узнать их точку зрения, помня при этом, что люди не всегда полностью осознают, почему и как они действуют или как они могут действовать из-за проблем например, пробел в эмпатии .
  • Наблюдайте за соответствующими людьми , например, чтобы увидеть, как они реагируют на подсказки на практике, помня при этом, что ваше наблюдение за их поведением дает вам ограниченное представление о том, что они думают и почему они действуют так, как они делают. .
  • Рассмотрите соответствующие исследования и тематические исследования , чтобы получить соответствующие идеи; например, если вы разрабатываете веб-сайт, вы можете изучить связанные веб-сайты и изучить, как сигналы поддержки, такие как рейтинги и обзоры, влияют на мнение людей.
  • Проведите эксперименты , чтобы напрямую проверить, насколько хорошо ваши подходы работают в вашей конкретной ситуации.

В целом, использование эффекта побеждающей стороны может быть полезным в самых разных ситуациях. Чтобы использовать его эффективно, вы должны сначала узнать, как работает эффект побеждающей стороны, а затем оценить свою ситуацию, чтобы определить, как вы должны его использовать, учитывая такие аспекты, как ваша целевая аудитория и каковы результаты, которых вы пытаетесь достичь. , а также потенциально собирая соответствующую информацию с помощью таких методов, как наблюдение за людьми и проведение экспериментов.

 

Дополнительная информация

Индивидуальные вариации в эффекте побеждающей стороны

Существует значительная индивидуальная изменчивость, когда речь идет о восприимчивости людей к эффекту побеждающей стороны, что может быть связано с различными личными и ситуационными факторами. Это означает, что разные люди могут быть подвержены влиянию эффекта побеждающей стороны в разной степени, по-разному и по разным причинам.

Например, когда дело доходит до политики, люди, которые сильно заинтересованы в своей нынешней политической партии, вероятно, не будут голосовать за оппозиционную партию только потому, что у нее хорошие результаты в опросах, в то время как люди, которые не уверены, за кого голосовать, могут быть эти опросы повлияли, особенно если у них нет сильных ранее существовавших политических убеждений.

Концепция индивидуальных вариаций в эффекте подножки проиллюстрирована в одном из самых известных экспериментов по этой теме, обычно называемом экспериментом соответствия Аша , который описывается следующим образом:

«Группа из восьми индивидуумам предписывалось судить о ряде простых, четко структурированных перцептивных отношений — сопоставлять длину данной линии с одной из трех неравных линий.

Каждый член группы публично объявил о своих суждениях. Среди этого монотонного «испытания» один индивидуум вдруг оказался в противоречии со всей группой, и это противоречие повторялось снова и снова в ходе опыта.

Группа, о которой идет речь, за исключением одного члена, ранее встречалась с экспериментатором и получала инструкции отвечать в определенных моментах неправильными — и единодушными — суждениями. Ошибки большинства были большими… и порядка, не встречающегося в контрольных условиях. Выдающийся человек — критический субъект, которого мы поставили в положение меньшинства из среди единодушного большинства — был объектом исследования. Он столкнулся, возможно, впервые в жизни с ситуацией, в которой группа единодушно противоречила показаниям его чувств…

Количественные результаты ясны и недвусмысленны…

Наблюдалось заметное движение к большинству. Треть всех оценок в критической группе были ошибками, идентичными или в сторону искаженных оценок большинства. Значимость этого вывода становится понятной в свете фактического отсутствия ошибок в контрольных группах, члены которых фиксировали свои оценки письменно…

В то же время влияние большинства было далеко не полным. Преобладание оценок в критической группе (68%) оказалось правильным, несмотря на давление большинства…

Мы нашли доказательства крайних индивидуальных различий. Были в критической группе испытуемые, которые без исключения оставались самостоятельными, а были и такие, которые почти все время шли с большинством…

Различия между критическими испытуемыми в их реакциях на заданные условия были столь же разительны. Были испытуемые, которые оставались полностью уверенными в себе. На другом полюсе находились те, кто потерял ориентацию, засомневался и испытал сильное желание не отличаться от большинства».

— Как описано Ашем в «Эффектах группового давления на модификацию и искажение суждений» (глава в книге 1983 г., адаптированная из оригинальной публикации эксперимента — глава с тем же названием, опубликованная в 1951 г. книга «Группы, лидерство и мужчины: исследования человеческих отношений»)

Соответственно, эффект побеждающей стороны иногда ограничен в масштабах, что означает, что он влияет только на часть людей, вовлеченных в определенную ситуацию.

 

Эффект обратной поддержки

Обратный эффект поддержки Эффект поддержки (также называемый эффектом сноба в определенных контекстах) — это когнитивное искажение, которое заставляет людей избегать каких-либо действий, потому что они верят, что другие люди Делать это. Например, обратный эффект побеждающей стороны может заставить кого-то избегать ношения одежды люксового бренда после того, как он увидел, что многие другие люди носят этот бренд.

Таким образом, обратный эффект подножки влияет на людей противоположным образом, чем обычный эффект подножки, побуждая их к неконформному поведению, в отличие от эффекта подножки, который заставляет людей вести себя конформно.

Эффект обратной подножки может быть обусловлен различными психологическими механизмами, такими как желание чувствовать себя уникальным и желание отделиться от других. Например, одно исследование показало, что, когда люди находятся в непосредственной близости от других, которые, возможно, купили определенный продукт, желание людей быть уникальными может заставить их избегать этого продукта.

Тем не менее, обратите внимание, что обратное поведение, которое идет вразрез с тем, что делают другие, не всегда обусловлено связанным с ним когнитивным искажением. Например, люди иногда с большей вероятностью поддержат политического кандидата, если считают, что этот кандидат вряд ли победит (это явление иногда называют0007 эффект аутсайдера ), из-за симпатии к этому кандидату. Точно так же в других случаях такие вещи, как стратегические соображения, могут стимулировать поведение людей в обратном направлении.

 

Социальные нормы

Понимание социальных норм может помочь вам понять эффект побеждающей стороны.

Когда дело доходит до социальных норм, часто проводится различие между двумя основными типами норм:0025 , которые представляют то, что люди обычно одобряют или не одобряют.

  • Описательные нормы , которые отражают то, что люди обычно делают на практике.
  • Эти нормы могут быть конгруэнтными в случаях, когда предписания соответствуют описательным нормам, или неконгруэнтными в случаях, когда два типа норм не совпадают. Например, если люди обычно не одобряют мусор (т. Е. Имеют запрещающую норму против этого), то конгруэнтная описательная норма означает, что люди редко мусорят в действительности, тогда как неконгруэнтная описательная норма означает, что люди мусорят часто.

    Формулировка и восприятие людьми этих норм основаны на различных факторах, таких как наблюдение, общение и ранее существовавшие личные установки.

    Кроме того, значимость социальных норм также может влиять на то, как эти нормы влияют на людей в той или иной ситуации. В частности, в целом, чем более заметной является норма, то есть, что люди знают о ней в данный момент времени, тем сильнее эта норма влияет на людей, и это особенно важно, когда существует конфликт между несколькими различными наборами норм.

    Примечание : при обсуждении социальных норм иногда используются другие различия, такие как различие между предписывающими нормами (что следует делать ) и предписывающими нормами (что не следует делать ).

     

    Резюме и выводы

    • Эффект подношения на выборах — это когнитивное искажение, которое заставляет людей думать или действовать определенным образом, если они считают, что другие поступают так же.
    • Эффект побеждающей стороны может влиять на людей, когда речь заходит о том, за какого политического кандидата голосовать, какие продукты покупать и в какие инвестиции вкладывать свои деньги.
    • Люди испытывают эффект побеждающей стороны по разным причинам, например, потому что они хотят соответствовать другим, чтобы получить их одобрение, потому что они считают, что полагаться на мнение других полезно, или потому что они мотивированы дополнительными механизмами, например, страх пропустить.
    • Чтобы уменьшить эффект побеждающей стороны, вы можете использовать различные приемы устранения предубеждений, такие как дистанцирование от подсказок побеждающей стороны, замедление процесса рассуждений, возложение на себя ответственности за свои решения, визуализация последствий ваших решений и рассмотрение альтернативных вариантов.
    • При уменьшении эффекта «победы на выборах» часто бывает полезно сначала определить причины вашего эффекта «победы на выборах», и также важно помнить, что, хотя эффект «победы на выборах» может быть проблематичным, сигналы «победы на выборах» не обязательно ошибочны, поэтому в целом следует оценить их должным образом, а не отклонить их без рассмотрения.

     


    Как пребывание в толпе может изменить ваше поведение | Эшли Браун | Age of Awareness

    Опубликовано в

    ·

    Чтение: 5 мин.

    ·

    2 января 2021 г. s, например, в обычном повседневном life people используют его для описания большой массы людей. Хотя в психологии чаще принято описывать группу людей, объединенных общей идеологией, убеждениями или идеей. Это может варьироваться от разгневанных граждан, организующих забастовку, до мирного собрания о том, что им делать дальше, чтобы помочь своему городу. Эти толпы содержат различное поведение, которое может отсутствовать у его отдельных лиц.

    По словам Гюстава Лебона, французского эрудита, «Человек в толпе — это песчинка, которую ветер гонит по своему желанию». хотя они могли быть респектабельными и цивилизованными, когда были вне толпы. Многие люди в толпе на самом деле переключатся на поведение инстинктивно, вместо того, чтобы рационализировать то, что они будут делать.

    Gustave Le Bon (1841–1931)

    «Характеристики поведения людей в толпе обусловлены тремя основными причинами: анонимностью, заражением и внушаемостью». (Ле Бон, 1895)

    Анонимность

    Когда человек находится под анонимностью, он склонен терять свои инстинкты, страх перед последствиями и моральную ответственность, у него появляется идея и ощущение, что он непобедим, поскольку никто его по-настоящему не знает. Это позволяет им действовать иррационально, как если бы они не имели последствий, что объясняет, почему люди становятся агрессивными во время восстаний.

    Заражение

    Когда один человек может действовать иррационально, это будет иметь тенденцию передаваться другим, чтобы они также действовали иррационально, вот где происходит заражение. Заражение делает так, что каждое действие становится заразным, если один человек начинает кричать, то начинает кричать и вся толпа, люди начинают ставить интересы толпы выше своих личных интересов.

    Внушаемость

    После длительного нахождения в толпе человек склонен впадать в гипнотическое состояние, человек загипнотизирован лидером толпы, и когда лидер осознает это, он может влиять на толпу и они превратят мысли в действия. Следовательно, именно поэтому в нацистской Германии вождь смог превратить образованное население в злобное и геноцидное.

    На протяжении многих лет существовало множество различных теорий о том, почему толпы реагируют именно так, а не иначе. В этой статье мы объясним некоторые из них

    Теория предрасположенности

    Теория предрасположенности была создана Олпортом, Милларом и Доллардом, они думали, что когда что-то в толпе идет не так, это происходит потому, что люди, находящиеся в толпе, антисоциальны. и что у них есть это жестокое поведение в них и всегда было.

    Теория эмерджентной нормы

    Теория эмерджентной нормы считала, что люди склонны реагировать на окружающих их людей, их действия или их слова, такие как распространение слухов. Например, в Европе в 16-м и 17-м веках слухи о том, что люди являются ведьмами и приносят несчастье, привели к казни тысяч невинных людей практически без доказательств.

    Межгрупповая перспектива

    Межгрупповая перспектива, предложенная Райхером и Поттером, утверждает, что люди будут действовать по-разному в зависимости от того, кто находится в группе или вне группы. Своя группа — это тот, кто разделяет все те же идеи или убеждения, в то время как чужая группа может противостоять идеям или убеждениям своей группы, это вызовет волнение у своей группы и может даже заставить их наброситься на аутгруппа.

    Модель беспорядка

    Модель беспорядка Уоддингтона, Джонса и Критчера говорит о шести различных уровнях беспорядка в толпе: структурном, политическом, культурном, контекстуальном, ситуационном и интерактивном. Они сказали, что расстройство редко бывает преднамеренным и может быть объяснимо, поэтому оно в некоторой степени предсказуемо.

    Теория социальной идентичности

    Теория социальной идентичности Тернера, Оукса, Хаслама и МакГарти утверждает, что коллективное поведение возможно только при наличии общего чувства идентичности. Что все в толпе по сути одинаковы, каждый из них имеет одинаковые характеристики друг с другом.

    В ходе одного исследования, проведенного в 2005 году 7 июля в Лондоне, произошла серия из трех взрывов в поезде метро, ​​примерно 56 человек погибли и более 700 получили ранения. Это исследование полезно для понимания поведения толпы, потому что, когда взорвались бомбы, машинам экстренных служб потребовалось некоторое время, чтобы добраться до всех выживших, выжившие остались в темном подземном туннеле поезда и, по сути, должны были ждать, пока не появятся машины экстренных служб. Позже официальные лица спросили, что люди делали, когда машины скорой помощи не появлялись, и многие сообщили, что видели, как кому-то помогали, или что они сами помогали кому-то.

    Добавить комментарий