К макрофакторам социализации личности относится: К мезофакторам социализации личности относится(-ятся) …

Содержание

Тест по «Социальной педагогике»

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Соликамский  государственный

 педагогический  институт» 
 
 

Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тест  по социальной педагогике 
 
 

 

Выполнила: студентка 3 курса

 психологического факультета

Казанцева Ольга Викторовна.

Проверила: асистент

кафедры педагогики

Милькевич Надежда Анатольевна.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Соликамск

2011 год

ТЕСТ

Инструкция: выберите один ответ.

1. Объектом социальной педагогики является:

    4) ребенок

2. Родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя и др. – это:

     1) средства социализации;

     2) жертвы социализации;

     3) агенты социализации;

     4) механизмы социализации.

3. Укажите лишнее понятие.      К институтам социального воспитания относятся:

      1) школа;

      2) церковь;

      3) личность;

      4) семья.

4. Приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования есть:

      1) социализация;

      2) адаптация;

      3) абилитация;

      4) реанимация.  

5. Причинами резкого снижения здоровья детей и увеличения числа детей «группы риска» являются:

      1) инфекционные заболевания;

      2) городские условия жизни;

      3) нарушение экологического равновесия;

      4) снижение уровня культуры. 

6. Ограниченный кругозор есть признак:

      1) отклонения в психосоматическом развитии и здоровье;

      2) недостаточного уровня социальной и психолого-педагогической готовности к школе;

      3) несформированности психофизиологических  и психологических предпосылок  учебной деятельности;

      4) индивидуально-типологических различий  между детьми.

7. Предметом социальной педагогики является:

    4) развитие  ребенка

8. В каком году в России была зарегистрирована профессия «социальный педагог»:

  1. 1781;
  2. 1808;
  3. 1981;
  4. правильного ответа нет.

9. К макрофакторам социализации относятся:

      1) мир;

      2) семья;

      3) средства массовой информации;

      4) государство.

10. Предостережения, замечания, штрафы, арест, заключения, лишение гражданских прав, отлучение от церкви и т.д. 

      1) факторы социализации;

      2) механизмы социализации;

      3) средства социализации;

      4) агенты социализации.

11. Автор, трактующий социальную педагогику как науку о воспитательных влияниях социальной среды?

    1) Л.И.Аксенова

    2) В. Т.Бачарова

    3) Ю.В.Василькова

    4) В.Д.Семенов

12.  Укажите лишнее понятие.      К элементам структуры взаимодействия субъектов социального воспитания относятся:

       1) цели и задачи взаимодействия;

       2) жизнедеятельность;

       3) средства;

       4) ситуация взаимодействия.

13. К микрофакторам  социализации относятся:

      1) мир;

       2) страна;

       3) семья;

       4) средства массовой информации.

14. Социализация продолжается:

    3) от 3 до 25 лет

15. К мезофакторам социализации относятся:

      1) мир;

     2) страна;

      3) государство;

      4) средства массовой информации.

16. Какой из принципов относится к принципам социального воспитания:

      1) принцип центрации на развитии  личности;

      2)  единство воспитания, обучения  и развития;

      3) принцип связи обучения с  жизнью;

      4) активность учащихся в процессе  обучения.

17.  Укажите лишнее понятие.      К элементам структуры взаимодействия субъектов социального воспитания относятся:

     1) задачи взаимодействия;

      2) средства;

      3) социальная среда;

      4) формы взаимодействия.

18. К мегафакторам социализации относятся:

      1) мир;

      2) страна;

      3) государство;

      4) средства массовой информации.

19. Поощрения и наказания относятся:

      1) к методам мотивации и стимулирования положительного поведения;

      2) к методам разрушения отрицательного  типа характера;

      3) к методам перестройки самосознания;

      4) к методам перестройки жизненного  опыта.          

20. При каком подходе сущность социализации личности трактуется как адаптация человека в общество, как процесс и результат становления человека социальным существом?

  1. индивидуальном
  2. субъективном
  3. субъект — объектном
  4. субъект – субъектном

21.Агенты социализации – это..

  1. Космос, планета, мир, которые в той или иной мере влияют на социализацию всех жителей Земли
  2. Люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека
  3. Виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека — общении, игре, спорте и т. д.
  4. Окружающие человека продукты материальной культуры

22. Результатами обособления человека в процессе социализации являются

    1. Социально зрелая личность
    2. Социализированная личность
    3. Социально компетентная личность
    4. Все ответы верны

    23. Укажите лишнее понятие.      К субъектам социального воспитания относятся:

          1) личность;

          2) коллектив;

          3) воспитательные организация;

          4) друзья.

    24. Деление общества на группы называется:

    25. Семья как институт социализации обеспечивает процесс, который направлен на

    1. усвоение ценностной системы собственных представлений
    2. развитие и адаптацию ребенка в обществе
    3. усвоение основных социальных знаний и социального опыта
    4. освоение различных социальных ролей

    26. Основными институтами социализации являются

      1) образование, культура, религия, общество

      2) культура, армия, государство, общество

      3) религия, семья, культура, образование

      4) армия, государство, общество, религия

    27. Самоизменение человека в процессе социализации

      2) процесс и результат осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным

      3) развитие и самосовершенствование, преобразование имеющихся черт,  знаний, задатков личности

    28.  Демографический параметр семьи включает в себя

      2) структура семьи

    29. Среди механизмов социализации выделяют

    1. Все ответы верны
    2. Традиционный
    3. Стилизованный
    4. Межличностный

    30. В педагогике имеет место процесс ———————— социализации

      1. ориентированной
      2. целенаправленной
      3. авторитарной
      4. демократической

      31. Социализация это процесс, в котором личность —————— социальный опыт

      1. приобретает
      2. усваивает и воспроизводит
      3. копирует
      4. изучает

      32. Принципы обучения — это

      1. приемы работы по организации процесса обучения.
      2. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий.
      3. основные положения теории обучения
      4. средства народной педагогики и современного педагогического процесса.

      Агенты первичной и вторичной социализации: примеры и их значение

      Человек, как известно, существо социальное. Мы живем в обществе и подчиняемся его законам. Становление личности человека происходит в процессе его воспитания, развития и социализации. Этот процесс начинается практически с первых дней знакомства ребенка с миром и продолжается на протяжении всей жизни. В данной статье мы рассмотрим влияние агентов первичной и вторичной социализации на личность человека.

      Что такое социализация?

      Она подразумевает под собой процесс усвоения человеком общественных норм, ценностей и образцов поведения.

      Становление личности человека происходит при помощи так называемых агентов первичной и вторичной социализации и ее институтов.

      Процесс адаптации к выдвигаемым условиям социума включает в себя передачу и усвоение знаний, умений, навыков, формирование идеалов, норм и правил поведения.

      Цель и функции социализации

      Главной целью данного процесса является подготовка индивида к исполнению определенной роли и соответствию требованиям, предъявляемых к нему обществом. Исходя из этого, социализация осуществляет ряд функций. Среди них можно выделить такие:

      • Нормативно-регулятивная функция. Она связана с регуляцией межличностных отношений в социуме, которые подчиняют общепринятым нормам и законам. Осуществляется благодаря воздействию на человека семьи, учебного или рабочего коллектива, религии, политики и других социальных институтов.
      • Личностно-преобразовательная функция. Эта функция социализации заключается в выделении человеком личностных установок, ценностей и ориентиров, преобразовании общественных идеалов в личностно значимые понятия.
      • Ценностно-ориентированная функция. Определяется тем, что человек осознает и принимает общественные ценности, которые близки его окружению; регулирует свое поведение в соответствии с этими ценностями, вырабатывает собственные жизненные ценности. Сформированность ценностных ориентаций влияет на отношение человека к окружающей действительности и своим близким.
      • Информационно-коммуникативная функция. В процессе коммуникации происходит обмен информацией. Это способствует расширению социального опыта и знаний каждого индивида.
      • Проективная функция. Способствует тому, что человек или группа в процессе социализации усваивает модель поведения и проектирует ее на свою жизнедеятельность, руководствуясь в своей деятельности определенным проектом. То есть это действие по определенной схеме.
      • Творческая функция. Становится возможной при достаточно высоком уровне социальной адаптации и свидетельствует о способности человека или социальной группы творить, создавать что-либо новое, искать пути выхода из ситуации, используя при этом свой личный опыт, накопленный в процессе социализации.
      • Компенсаторная функция. Сущность данной функции социализации в восполнении недостатков физического, психического или интеллектуального характера. В рамках данной функции происходит адаптация человека с определенными особенностями или недостатками к полноценной жизнедеятельности в обществе.

      Механизмы социализации

      Факторами или механизмами, с помощью которых осуществляется этот процесс, является все то, что влияет на жизнь человека. Сюда можно отнести наследственность, семью, коллектив, книги, телевидение, Интернет, тип общественного строя, политическую систему и другое.

      Агенты и институты социализации

      Под агентами социализации подразумевается окружение человека, которое, воздействуя на него, обеспечивает усвоение социальных норм и правил. Другими словами, это конкретные личности, которые влияют на процесс адаптации индивидуума.

      Институты социализации — это объекты, влияющие на становление личности в социуме (школа, университет, работа).

      Ученые различают первичную и вторичную социализацию.

      К первичной относится процесс овладения человеком нормами и законами, по которым живет общество, его ценностей и традиций от рождения и до периода формирования зрелости.

      Вторичная социализация связана непосредственно с овладением индивидом профессией в процессе его становления как личности.

      Агенты первичной социализации

      В зависимости от вида, ученые выделяют агенты первичной и вторичной социализации.

      Они влияют на человека по-разному и в разной степени.

      К первичным агентам относится самое близкое окружение человека: семья как институт первичной социализации (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, другие родственники). К этой же категории можно отнести школьных учителей, друзей и соседей.

      Особенностью данных агентов является то, что они начинают воздействовать на человека с самого рождения, с первых минут его жизнедеятельности.

      Роль семьи в социальной адаптации ребенка

      Одной из главных функций семьи является социализация личности ребенка.

      Социальная адаптация ребенка заключается в принятии им норм и правил на основе полученного при взаимодействии с обществом опыта.

      Роль семьи в этом процессе очень велика, ведь семья как институт социализации является тем самым первым и наиболее значимым институтом, который влияет на становление личности человека.

      Именно в семье ребенок приобретает первые знания об обществе, ролях, нормах и законах, узнает о традициях и обычаях, принятых членами данного общества.

      В такой обстановке он учится взаимодействовать с другими людьми и подчиняться определенным правилам. Поэтому роль семьи как института социализации при адаптации ребенка в социуме переоценить невозможно.

      Агенты вторичной социализации

      К ним относятся все те, кто оказывает меньшее влияние на человека, однако непосредственно связан с ним в процессе жизнедеятельности. Это представители администрации учебного заведения, сотрудники полиции, армии, церкви и других общественных или профессиональных организаций.

      Общество как институт социализации является сложной динамической системой, которая включает в себя множество подструктур, органично взаимодействующих между собой по определенным правилам в процессе жизнедеятельности.

      Факторы успешной социализации

      Это условия, при взаимодействии которых протекает процесс социализации. Принято различать 4 группы факторов социализации:

      • мегафакторы — это космос, мир, планета;
      • макрофакторы — государство, народ, общество;
      • мезофакторы, которые определяются условиями социализации большой группы людей, объединенных местом жительства, принадлежностью к одному этносу, социальной группе;
      • микрофакторы — семья, друзья, ученический или рабочий коллектив, соседи, другие социальные микрогруппы.

      Все эти факторы социализации в той или иной степени влияют на человека, обеспечивая процесс социализации.

      Стоит отметить, что существуют и другие классификации факторов социализации.

      А.В. Мудрик распределяет факторы на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.

      В классификации Бронфенбреннера находим четыре группы факторов, которые влияют на успешность социализации личности:

      • Первый фактор – микросреда. Это все то, что окружает человека с самого рождения — семья, друзья, книги, игрушки.
      • Второй фактор – мезосистема. Вза­имоотношения между различными жизненными областями, объединения этих областей — объединение школы и семьи, семьи и улицы и т. д.
      • Третий фактор — экзосистема. К ней относятся органы государственной власти, административные учреждения и другие общественные организации.
      • Четвертый факто — макросистема. Это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие позиции и идеология, преобладающие в обществе.

      Также выделяют личностные, средовые и воспитательные факторы социализации:

      • Личностные факторы — потенциал и особенности человека, которые регулируют его деятельность, поведение в обычных условиях жизнедеятельности, способность к приобретению нового социального опыта.
      • К средовым факторам относятся нетипичные ситуации и условия, в которых оказывается человек. Это может быть новая обстановка или давление со стороны коллектива.
      • Воспитательные факторы — это то воспитательное воздействие, которое оказывается на человека и регулирует процесс его социальной адаптации.

      Успешность социальной адаптации личности определяется ее принятием общественных норм и порядков, а также способностью противостоять обществу и жизненным ситуациям, препятствующим саморазвитию, самореализации.

      Условиями успешной социализации является согласованное воздействие на человека различных социальных институтов. Но тем не менее общество продолжает воздействовать на человека стихийно, что часто приводит к проблемам. В связи с этим в учебных заведениях активно внедряется и реализуется программа воспитания и социализации учащихся и молодежи.

      Воспитание грамотного и социально активного поколения — залог процветания государства в целом. Именно поэтому данная проблема уже требует поиска путей решения на государственном уровне.

      Центры социальной адаптации

      Разнообразность факторов социализации и несогласованность воздействия социальных институтов на личность часто провоцируют возникновение проблем с социальной адаптацией. Это выражается в асоциальном поведении человека, ведении им асоциального образа жизни, возникновении алкогольной или наркотической зависимости и т. д.

      Для преодоления этих проблем сегодня существуют центры социальной адаптации.

      Они работают для того, чтобы помочь людям восполнить пробелы и исправить недостатки социализации. Центры социальной адаптации предоставляют временный ночлег людям, которые оказались без определенного места жительства и занятий. Также сотрудники центров проводят ряд мероприятий, способствующих адаптации тех людей, которые утратили социально полезные связи. Они реализуют программу воспитания и социализации личности посредством влияния комплекса факторов. В работе центров учитывается взаимодействие всех компонентов адаптации человека в обществе. Центры активно сотрудничают со всеми институтами и агентами первичной и вторичной социализации.

      Влияние социализации на развитие личности

       

      I.     Введение

       

      Новорожденные homo sapiens — это биологические существа со склонностью развиваться в социальных существ, или «людей». Младенцы получают возможность ценить и использовать символы и украшения, созданные предыдущими поколениями, по мере взросления[ii]. Научиться взаимодействовать с другими надлежащим образом, формировать нежные связи, участвовать в различных организациях, разделять лояльность со многими неизвестными согражданами и усваивать нормы, ценности, роли и модели поведения общества, в котором он рожден. стать человеком. Формирование «я» или личности также является частью человеческого бытия. Личность определяется как «набор относительно постоянных и характерных стилей мышления, поведения и эмоциональных реакций, отражающих адаптацию человека к окружающей среде[iii]». Процесс приобретения этих качеств и, следовательно, становления человека называется социализацией.

       

      Общество различными способами вмешивается в процесс социализации. Стандарты, которым должны соответствовать социализированные люди с точки зрения физического роста, навыков и талантов, эмоционального выражения, интеллектуально значимых занятий и моделей их отношений со значимыми другими, устанавливаются обществом[iv]. Родители руководствуются в своих усилиях по социализации своих детей осознанием таких социальных ожиданий, а также своим видением того, какими должны стать дети, чтобы успешно жить в мире. Родители также руководствуются своим представлением о том, что представляет собой «отличное воспитание», и большинство из них посвящают значительное количество времени и усилий достижению этого идеала[v].

       

      Институты были разработаны в современных цивилизациях, где культурные особенности стали слишком многочисленными и сложными, чтобы передаваться исключительно через семью. Семья, церковь, система образования, правительство и экономическая система являются ключевыми институтами в нашем обществе, и каждому из них поручено обучать набору различных культурных норм и ценностей. Любое нарушение этих предполагаемых стандартов или принципов обычно сопровождается суровыми последствиями. Простое распределение санкций является декларацией воли общества и устанавливает стандарт, который будет влиять на людей независимо от того, получают ли они наказания или награды от учреждения.

       

        II. Социализация

       

      Социализацию можно понимать как сложный процесс социального обучения посредством усвоения прошлого опыта. Это интерактивный коммуникативный процесс, в котором человек взаимодействует со своим окружением, на основе которого человек развивает социальные и личные влияния. Процесс социализации превращает человека в социальное существо. Следовательно, потребность в сообществе/обществе важна для индивидуума, поскольку одиночное существование индивидуума «невообразимо и выходит за рамки человеческого коллектива».[vi]

       «Содержание социализации имеет не только психологическое значение (взросление молодого человека), но и культурологическое (усвоение социальных норм и ценностей) и социологическое (социальное ролевое разыгрывание и выработка адекватного поведения). Процесс социализации основан на наборе переменных, включающих:

      • Индивидуальные характеристики (возраст, пол, зрелость, развитие, интеллект)

      • Способы и формы передачи (язык, механизмы контроля, ритуалы, методы воспитания детей и социальные интеграция, формы имитации, идентификации, замещения, торможения или подкрепления)

      • Структуры установок, ценностей, действий и поведения (роли и социальный статус, мораль социальных отношений, этика труда, политико-гражданская ориентация, производительность, альтруизм, интеграция, конформация и т. д.)»[vii]

       

      III. Теория социализации

       

      Теория социализации предлагает две основные точки зрения, а именно: нормативную и интерпретативную. Нормативная точка зрения находит власть в социальных структурах, тогда как интерпретативная точка зрения находит власть в отдельных людях. Третье восприятие полагает, что как общество, так и личность сильны и обладают значительной силой в направлении изменений. «Процесс социализации длится всю жизнь, и реальность часто меняется в результате «трансформации», «рефлексивности» и переговоров. Конструируя эмерджентную реальность, люди обращаются к своему интернализованному взгляду на «обобщенного другого», своему «запасу знаний», своим «само собой разумеющимся предположениям», взглядам других, перед которыми они несут ответственность, прошлому опыту и своим взглядам на выбор в будущем».[viii]

      Наоборот, в статье упоминается реконцептуализация Вентворта. Согласно которому «расположение власти зависит от взглядов человека и других на свои навыки и ресурсы, а также от взглядов на навыки и ресурсы агентов социализации в конкретном контексте».[ix]

       

      IV. Агенты социализации

       

      Социализация невозможна в вакууме. Отдельные лица, сообщества и институты вносят свой вклад в социальную структуру, в которой происходит социализация. Через эти организации мы изучаем и интегрируем ценности и традиции нашей культуры. Они также рассматривали наше социальное положение с точки зрения класса, этнической принадлежности и пола[x]. Мы можем стать функциональными членами общества, изучая привычки, навыки, убеждения и стандарты суждений в процессе социализации.

       

      Термин «функциональный», с другой стороны, окрашен более широкой социокультурной средой. Индивидуальная социализация, согласно Бурдье (1990), представляет собой процесс, в котором на индивидуумов влияет классовая культурная среда, в которой они выросли.

      Формальные/неформальные, активные/пассивные, первичные/вторичные – все эти классификации могут применяться к различным агентствам. Однако из-за того, что все они настолько переплетены, четкого разграничения нет.

       

      Агенты социализации формируют наши нормы и ценности в отношении надлежащего поведения и того, как мы взаимодействуем с другими, и сильно влияют на наши взгляды и взгляды на наше сообщество, нашу страну и мир в целом. Величина воздействия, которое каждый агент оказывает на человека, зависит от стадии жизни, личности и опыта человека.[xi]

      Первичная детская социализация и вторичная взрослая социализация являются двумя основными стадиями социализации. Первичная социализация является наиболее важной стадией, поскольку она формирует идентичность, мировоззрение и ресурсы, на которых строится вторичная социализация[xii]. Значимые другие отвечают за первичную социализацию.

       

      Значимые другие — это те (родители, бабушки и дедушки, братья и сестры), которые оказывают положительное или плохое влияние на жизнь, личность и ориентацию ребенка, подвергая его определенному опыту, ценностям и ролям, а также ограничивая его воздействие неблагоприятные воздействия[xiii]. Государственная система образования, отношения со сверстниками и телевидение — все это дополнительные агенты или причины первичной социализации.

       

         В.     Модель Бронфенбреннера: экологическая теория

      «Экологическая теория утверждает, что язык ребенка развивается в его среде: семье, сверстниках, опекунах, школе, соседстве и культурном контексте (Kaderavek, 2011)»[xiv]. В рамках теории Бронфенбреннер разработал три отдельные системы для каждого типа среды, с которой ребенок контактирует в течение своей жизни: микросистему, мезосистему и макросистему.

      Основная концепция социализации как непрерывного процесса и того, как он осуществляется различными агентами. Различные агентства социализации прояснили, как каждое агентство способствует формированию личности человека. Агенты социализации были классифицированы на микро-, мезо- и макроуровни, а процесс на каждом уровне прописан.

       

      На микроуровне семья, группа сверстников и соседи являются основными факторами социализации[xv]. Семейные агенты социализации Понимание детства и подросткового возраста 56 играет ключевую роль в социализации. Мы также подробно говорили о социализации подростков в семье.

       

      На мезоуровне роль других факторов, таких как школа, религия, социальный класс, становится значительной. Школа – это общество в миниатюре, где собираются дети разных семей, религий, каст и экономического положения; участвовать в коллективной деятельности и учиться приспосабливаться к обществу[xvi]. Здесь большое значение приобретает учитель как агент социализации. Мы также обсудили гендерную социализацию на каждом уровне. Роль религии очень велика; так и взаимодействие с социальным классом.

       

      На макроуровне влияние средств массовой информации и электронных СМИ было объяснено с помощью примеров. Социальные сети не только облегчают социализацию, но и улучшают способность лучше понимать других.

       

      A.   Социализация на микроуровне: семья, группа сверстников и соседи

       

      Микроуровень предполагает взаимодействие в малых группах. Этот уровень жизненно важен, потому что личное, интенсивное и интимное взаимодействие формирует базовую формулировку. При социализации на микроуровне роль играют семья, группа сверстников и соседи [xvii]. Здесь ребенок испытывает наибольшее количество социальных взаимодействий, потому что это может быть первый языковой опыт, с которым сталкивается ребенок, который будет определять то, как он использует свой язык.

       

      B.   Мезоуровень Социализация: школа, религия, социальный класс XVIII]. Это могут быть школы, образовательные учреждения, политические группы и т. д. Эти организации и учреждения могут быть не такими большими, как глобальные единицы, но они выходят за рамки личного опыта, с которым приходится сталкиваться в повседневной жизни. Мезосистема — это место, где язык ребенка начинает адаптироваться к его/ее социальной среде. Вмешательство здесь может включать учителей и других педагогов[xix].

       

      C.   MacroSystem:

       

      Относится к вмешательству на уровне администратора.[xx] Влияние средств массовой информации и электронных средств массовой информации было объяснено с помощью примеров[xxi]. Социальные сети не только облегчают социализацию, но и улучшают способность лучше понимать других.

       

      VI. Механизмы социализации

       

      Одно из основных различий между первичной и вторичной социализацией состоит в том, что дети во время первичной социализации (от рождения до двенадцатилетнего возраста) формируют образы ролей и отношений значимых других и могут даже играть некоторые из этих ролей, но это во время вторичной социализации люди приобретают ролевые знания и словарный запас, фактически укорененные в социальных институтах[xxii]. Еще одно важное различие между этими двумя периодами заключается в том, что вторичная социализация представляет собой более самостоятельное принятие ролей, тогда как первичная социализация протекает в большей степени через наблюдательное обучение, элементарные формы принятия ролей (т. е. игры и игры) и социальное подкрепление[xxiii].

       

      VII. Социальное подкрепление

       

      Чтобы гарантировать, что дети выполняют желаемое социальное поведение (будь то инструментальное или приобретенное), агенты социализации используют социальное подкрепление. Социальное подкрепление можно определить как действия одного человека по поддержанию, изменению или подавлению поведения другого человека[xxiv]. Социальное подкрепление жизненно важно, потому что дети редко демонстрируют желаемое поведение ровно с первых нескольких попыток. Следовательно, социальное подкрепление служит для информирования и направления детей к желаемому результату.

       

      Социальные поощрения также играют важную роль в поощрении детей к ранее усвоенному поведению, а также в подавлении нежелательного поведения. Что можно сказать в очень общих чертах о социальном подкреплении, так это то, что положительно вознаграждаемое поведение, вероятно, будет повторяться, а поведение, которое наказывается, скорее всего, будет подавляться или отбрасываться.

       

      Во-первых, для достижения эффективных результатов необходимы как награды, так и наказания. Когда применяются как награды, так и наказания, дети учатся не только тому, что они могут делать, но и тому, что они не могут делать. Но больше обучения, похоже, происходит, когда чаша весов склоняется в пользу вознаграждений или положительных подкреплений.

       

      Во-вторых, поощрения и наказания более эффективны, если они применяются сразу же после установления или подавления реакции. Проблема для детей, когда есть длительные задержки, заключается в том, что они могут ассоциировать подкрепление с другими реакциями, сделанными во время задержки, совершенно не связанными с желаемыми или нежелательными реакциями. Один из способов решить эту проблему — символически (с помощью вербальных средств) восстановить природу желаемых или девиантных действий, а затем предоставить подкрепление.

       

      В-третьих, подкрепления, применяемые последовательно, более эффективны, чем подкрепления, которые не выполняются. Когда подкрепление непоследовательно, детям трудно сформировать ассоциации между поведением и подкреплением.

       

      В-четвертых, чтобы подкрепление имело какой-либо эффект, у детей должна быть положительная питательная привязанность к подкрепляющему агенту. В частности, в отношении наказания оказывается, что воспитательно-наказывающий агент вызывает у детей большую тревогу, чем нейтральный агент, поскольку поведению воспитательного агента придается такая высокая ценность.

       

      В исследовании[xxv], проведенном компанией Sears, было обнаружено, что матери, которые считали шлепки теплыми и ласковыми, были эффективным средством дисциплины, но матери, которые оценивались как холодные и враждебные, сообщали о том, что шлепки неэффективны.

       

      В-пятых, чтобы наказание было очень эффективным, оно должно использоваться в сочетании с обоснованием. Необходимо не только объяснить причину наказания, детям должны быть предложены альтернативные способы поведения, которые будут приносить вознаграждение, а не наказание.

       

      В-шестых, полной зависимости от сильных словесных или физических наказаний недостаточно для тотальной интернализации (принятия детьми социальных норм и ролей без внешних стимулов) желаемого поведения. Принятие норм и ролей, по-видимому, наиболее эффективно осуществляется через снятие привязанности со стороны воспитателей.

       

      Лишение привязанности включает такие формы наказания, как игнорирование или изоляция детей, неприятие и холодность. Восстановление привязанности зависит от согласия вести себя надлежащим образом. Считается, что причина, по которой отказ от привязанности является настолько сильным, заключается в том, что, когда наказание становится слишком жестоким, уровень тревоги достигает таких высот, что чувство тревоги не может стать независимым от внешнего наказания. Тогда наказание становится главным объектом внимания. Вместо этого за счет отказа от поощрительных стимулов детей побуждают сосредоточиться на своем поведении и сделать собственные выводы о приемлемых средствах уменьшения беспокойства, стыда или вины.

       

      VIII. Заключение:

       

      Цель этой статьи состояла в том, чтобы посмотреть, как различные компоненты личности формируются посредством социализации. В то время как биологические и когнитивные элементы могут влиять на формирование личности, общество вмешивается в этот процесс, устанавливая стандарты поведения, устанавливая ценности, предписывая надлежащие способы взаимодействия и определяя множество ролей, необходимых для функционирования общества. Было продемонстрировано, что наблюдательное обучение, ролевые игры и социальное подкрепление являются важными стратегиями социализации. Семья, школа, сверстники и телевидение играют роль в первичной социализации. Хотя эта статья не дополняет объем информации по этому вопросу, мы надеемся, что междисциплинарный подход будет способствовать лучшему пониманию влияния социализации на развитие личности.



      * Автор является аспирантом факультета литературы и социологии Канпурского университета, с ним можно связаться по адресу [email protected]

      [i] Aluja, A., & Blanch, A. (2004). Социализированная личность, школьные способности, учебные привычки и академические достижения: изучение связи. Европейский журнал психологической оценки, 20 (3), 157–165.

      [ii] Коллер М. и Ричи О. Социология детства. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1978.

      [iii] Вортман К., Лофтус Э. и Маршалл М. Психология. Нью-Йорк: А.А. Кноф, 19 лет85.

      [iv] Инкелес, А. «Общество, социальная структура и социализация детей». В Дж. Клаузене (ред.), Социализация и общество. Бостон: Little Brown, 1968.

      [v] Клаузен, Дж. (Ред.). Социализация и общество. Бостон: Little Brown, 1968.

      [vi] Пескару Мария, «Важность процесса социализации для интеграции ребенка в общество» (2019 г.) Доступно по адресу: researchgate.net/publication /330076266_THE_IMPORTANCE_OF_THE_SOCIALIZATION_PROCESS_FOR_THE_INTEGRATION_OF_THE_CHILD_IN_THE_SOCIETY> по состоянию на 12 июня 2021 г.

      [vii] Мария (n 1) 2.

      [viii] Каролин Грбич, «Социализация и социальные изменения: критика трех позиций» (1990) 41 Jstor по состоянию на 12 июня 2021 г.

      [ix]Grbich (n 3) 4.

      [x] Bourdieu, P (1990). Логика практики. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

      [xi] Сара Дженнер и Даниэль Зюсс, «Социализация как медиаэффект» (2017 г.) Онлайн-библиотека Wiley, доступно по адресу: по состоянию на 12 июня 2021 г.

      [xii] Бергер П. и Лакман Т. Социальное конструирование реальности. Garden City: Archor, 1967.

      [xiii] Гендель, Г. Кэхилл, и Элин, Ф. (2007). Дети и общество: Социология детей и социализация детства. Лондон: Издательство Оксфордского университета.

      [xiv] Эшли Дж. Реклей, «Инвалидность: влияние на экологическую теорию и теорию социального взаимодействия» (2013 г.) 1(1) SIUC OpenSIUC Доступно по адресу: по состоянию на 24 июня 2021 г.

      [xv] Арнотт, Дж. Дж. (1995). Широкая и узкая социализация: семья в контексте теории культуры. Журнал брака и семьи, Vol. 57, № 3. (август 1995 г.), стр. 617-628

      [xvi] Дэвис, Марк и Кандел, Д.Б. (1981). Влияние родителей и сверстников на образовательные планы подростков: некоторые дополнительные доказательства. American Journal of Sociology 87:363-87.

      [xvii] Гендель, Г. Кэхилл, и Элин, Ф. (2007). Дети и общество: Социология детей и социализация детства. Лондон: Издательство Оксфордского университета.

      [xviii] Кон, М. (1965). Социальный класс и отношения между родителями и детьми: интерпретация. Американский журнал социологии, 68, 471–480.

      [xix] Там же, 17.

      [xx] Реклей (n 17) 23.

      [xxi] Newman, D.M., (2014). Социология: изучение архитектуры повседневной жизни. Нью-Дели: Sage Publications

       

      [xxii] Бергер П. Приглашение к социологии: гуманистическая перспектива. Garden City: Anchor, 1963.

      [xxiii] Буш Д. и Симмонс Р. «Процессы социализации на протяжении жизни». В М. Розенбери и Р. Тернер (ред.), Социальная психология. Нью-Йорк: Basic Books, 1981.

      [xxiv] Horowitz, F. «Влияние социального подкрепления на поведение ребенка». В В. Хартапе и Н. Смотергилле (ред.) «Маленький ребенок». Вашингтон, округ Колумбия: Национальная ассоциация образования детей младшего возраста, 1967 г.

      [xxv] Парк Р. «Роль наказания в процессе социализации». В книге Р. Хоппе, Г. Милтона и Э. Зиммеля (ред.), «Ранний опыт и процессы социализации». Нью-Йорк: Academic, 1970.


      Теория экологических систем Бронфенбреннера — Просто психология

      Основные выводы

      • Теория экологических систем Бронфенбреннера рассматривает развитие ребенка как сложную систему отношений, на которые влияет многоуровневая окружающая среда, от семейных и школьных условий до широких культурных ценностей, законов и обычаев.
      • Таким образом, чтобы изучить развитие ребенка, мы должны смотреть на ребенка и его непосредственное окружение, а также на взаимодействие с более широкой средой.
      • Бронфенбреннер разделил среду обитания человека на пять различных систем: микросистему, мезосистему, экзосистему, макросистему и хроносистему.
      • Микросистема является наиболее влиятельным уровнем теории экологических систем. Это самая непосредственная окружающая среда, содержащая развивающегося ребенка, такая как семья и школа.
      • Теория экологических систем Бронфенбреннера имеет значение для образовательной практики.
      Модель теории экологических систем Бронфенбреннера – создана компанией Simply Psychology

      Содержание

      Предыстория

      Американский психолог Ури Бронфенбреннер критически относился к предыдущим теориям развития ребенка.

      Он утверждал, что исследования детей в незнакомой лабораторной среде с одним человеком, обычно незнакомым, были экологически недействительными (см. эксперимент Мэри Эйнсворт «Странная ситуация» 1970 года).

      Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1974) утверждал, что большинство ранних исследований были «однонаправленными», что означает, что лабораторные исследования наблюдали влияние А на В (например, незнакомец/мать с ребенком), а не рассматривали возможное влияние ребенка на незнакомец/мать или влияние любой другой третьей стороны.

      Бронфенбреннер утверждал, что эти лабораторные особенности исследования не характерны для среды, в которой дети на самом деле живут и развиваются.

      Бронфенбреннер признал, что многие аспекты жизни развивающегося ребенка взаимодействуют с ребенком и влияют на него. Его работа выходит за рамки индивидуального развития, принимая во внимание более широкие влияющие факторы и контекст (или экологию) развития.

      Он предложил «Теорию экологических систем», основанную на этих динамических взаимодействиях, которые окружающая среда оказывает на развивающегося ребенка.

      Точка зрения Бронфенбреннера (Bronfenbrenner, 1974) имеет некоторое сходство с работами по теории социального научения Альберта Бандуры и социокультурной теорией Льва Выготского, в которых среда явно или неявно рассматривается как важнейший механизм развития.

      Пять экологических систем

      Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1977) предположил, что окружающая среда ребенка представляет собой вложенное расположение структур, каждая из которых содержится внутри следующей. Он расположил их в порядке того, какое влияние они оказывают на ребенка.

      Он назвал эти структуры микросистемой, мезосистемой, экзосистемой, макросистемой и хроносистемой.

      Поскольку пять систем взаимосвязаны, влияние одной системы на развитие ребенка зависит от ее взаимосвязи с другими.

      Микросистема

      Микросистема представляет собой первый уровень теории Бронфенбреннера и представляет собой вещи, которые имеют непосредственный контакт с ребенком в его ближайшем окружении, например, родители, братья и сестры, учителя и одноклассники.

      Отношения в микросистеме являются двунаправленными, то есть другие люди могут влиять на ребенка в своем окружении, а также могут изменять убеждения и действия других людей.

      Кроме того, реакции ребенка на отдельных лиц в его микросистеме могут влиять на то, как он к ним относится в ответ.

      Взаимодействия внутри микросистем часто очень личные и имеют решающее значение для стимулирования и поддержки развития ребенка.

      Если у ребенка крепкие заботливые отношения с родителями, считается, что это положительно влияет на ребенка. В то время как далекие и нелюбящие родители могут оказать вредное влияние на ребенка.

      Мезосистема

      Мезосистема охватывает взаимодействие между микросистемами ребенка, например, взаимодействие между родителями ребенка и учителями или между одноклассниками и братьями и сестрами.

      Мезосистема – это место, где отдельные микросистемы человека не функционируют самостоятельно, а взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

      Например, если родители ребенка общаются с учителями ребенка, это взаимодействие может повлиять на развитие ребенка. По существу, мезосистема – это система микросистем.

      Согласно теории экологических систем, если родители и учителя ребенка ладят и поддерживают хорошие отношения, это должно иметь положительный эффект на развитие ребенка по сравнению с негативным влиянием на развитие, если учителя и родители не ладят друг с другом.

      Экзосистема

      Экзосистема является компонентом теории экологических систем, разработанной Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах.

      Он включает в себя другие формальные и неформальные социальные структуры, которые сами по себе не содержат ребенка, но косвенно влияют на него, так как эти социальные структуры воздействуют на одну из микросистем.

      Примеры экзосистем включают соседство, рабочие места родителей, друзей родителей и средства массовой информации. Это среда, в которой ребенок не участвует и которая является внешней по отношению к его опыту, но, тем не менее, влияет на него в любом случае.

      Примером экзосистем, влияющих на развитие ребенка, может быть конфликт одного из родителей с начальником на работе.

      Родитель может прийти домой и вспылить на ребенка в результате чего-то, что произошло на рабочем месте, что может отрицательно сказаться на его развитии.

      Макросистема

      Макросистема является компонентом теории экологических систем Бронфенбреннера, которая фокусируется на том, как культурные элементы влияют на развитие ребенка, такие как социально-экономический статус, богатство, бедность и этническая принадлежность.

      Таким образом, культура, в которую погружены люди, может влиять на их убеждения и восприятие событий, происходящих в жизни.

      Макросистема отличается от предыдущих экосистем тем, что относится не к конкретной среде одного развивающегося ребенка, а к уже сложившемуся обществу и культуре, в которых развивается ребенок.

      Это также может включать социально-экономический статус, этническую принадлежность, географическое положение и идеологию культуры.

      Например, ребенок, живущий в стране третьего мира, будет развиваться иначе, чем ребенок, живущий в более богатой стране.

      Хроносистема

      Пятый и последний уровень теории экологических систем Бронфенбреннера известен как хроносистема.

      Эта система включает все изменения окружающей среды, происходящие в течение жизни и влияющие на развитие, включая основные изменения в жизни и исторические события.

      Это могут быть обычные жизненные перемены, такие как поступление в школу, и нестандартные жизненные перемены, такие как развод родителей или переезд в новый дом.

      Биоэкологическая модель

      Важно отметить, что Бронфенбреннер (1994) позже пересмотрел свою теорию и вместо этого назвал ее «биоэкологической моделью».

      Бронфенбреннера стали больше интересовать процессы ближайшего развития, то есть устойчивые и устойчивые формы взаимодействия в ближайшем окружении.

      Его внимание переключилось с влияния окружающей среды на процессы развития, через которые проходит человек.

      «…развитие происходит через процесс все более сложных взаимодействий между активным, развивающимся биопсихологическим человеческим организмом и личностями, объектами и символами в его непосредственной внешней среде» (Бронфенбреннер, 1995).

      Бронфенбреннер также предположил, что для понимания влияния этих ближайших процессов на развитие мы должны сосредоточиться на человеке, контексте и результатах развития, поскольку эти процессы различаются и по-разному влияют на людей (Bronfenbrenner & Evans, 2000).

      Критическая оценка

      Модель Бронфенбреннера быстро стала очень привлекательной и стала полезной основой для психологов, социологов и учителей, изучающих развитие детей.

      Теория экологических систем предлагает целостный подход, включающий все системы, в которые вовлечены дети и их семьи, точно отражающий динамичный характер реальных семейных отношений (Hayes & O’Toole, 2017).

      Паат (2013) рассматривает, насколько полезна теория Бронфенбреннера, когда речь идет о развитии детей иммигрантов. Они предполагают, что опыт детей-иммигрантов в различных экологических системах, вероятно, будет определяться их культурными различиями. Понимание экологии этих детей может помочь в улучшении предоставления услуг социальной работы для этих детей.

      Ограничением теории экологических систем является ограниченность исследований, изучающих мезосистемы, в основном взаимодействие между соседями и семьей ребенка (Leventhal & Brooks-Gunn, 2000). Поэтому неясно, в какой степени эти системы могут формировать развитие ребенка.

      Еще одно ограничение теории Бронфенбреннера заключается в том, что ее трудно проверить эмпирически. Исследования, изучающие экологические системы, могут установить эффект, но они не могут установить, вызывают ли системы непосредственно такие эффекты.

      Кроме того, эта теория может привести к предположениям, что те, у кого нет сильных и позитивных экологических систем, не развиваются. Хотя в некоторых случаях это может быть правдой, многие люди все же могут развиться в разносторонних личностей без положительного влияния со стороны их экологических систем.

      Например, неверно утверждать, что все люди, выросшие в бедных районах мира, будут развиваться отрицательно. Точно так же, если учителя и родители ребенка не ладят, некоторые дети могут не испытывать никаких негативных последствий, если их это не касается.

      В результате людям следует избегать широких предположений о людях, использующих эту теорию.

      Теория Бронфенбреннера в 21 веке

      Мир сильно изменился с тех пор, как эта теория была представлена ​​в отношении технологических разработок.

      Экзосистему ребенка можно расширить, чтобы учесть влияние социальных сетей, видеоигр и других современных взаимодействий в рамках экологической системы.

      Это может свидетельствовать о том, что экологические системы по-прежнему актуальны, но со временем могут расшириться, включив новые современные разработки.

      Kelly and Coughlan (2019) использовали конструктивистский анализ обоснованной теории для разработки теоретической основы восстановления психического здоровья молодежи и обнаружили, что в их собственной более поздней теории есть много ссылок на теорию экологических систем Бронфенбреннера.

      Их теория предполагала, что компоненты восстановления психического здоровья встроены в «экологический контекст влиятельных отношений», что согласуется с теорией Бронфенбреннера о том, что экологические системы молодого человека, такие как сверстники, семья и школа, помогают развитие психического здоровья.

      Классное приложение

      Теория экологических систем использовалась для связи психологической и педагогической теории с учебными программами и практикой раннего образования. Развивающийся ребенок находится в центре теории, и все, что происходит внутри пяти экологических систем и между ними, делается для того, чтобы помочь ребенку в классе.

      • Согласно теории, учителя и родители должны поддерживать хорошие отношения друг с другом и работать вместе, чтобы помочь ребенку усилить развитие экологических систем в образовательной практике.
      • Учителя также должны понимать ситуации, в которых могут оказаться семьи их учащихся, включая социальные и экономические факторы, являющиеся частью различных систем.
      • Согласно теории, если между родителями и учителями хорошие отношения, это должно позитивно повлиять на развитие ребенка.
      • Точно так же ребенок должен быть активным в своем обучении, как в учебе, так и в обществе. Они должны сотрудничать со своими сверстниками и участвовать в содержательном обучении, чтобы обеспечить позитивное развитие (Эванс, 2012).

      Эмпирические данные

      Существует множество исследований, в которых изучалось влияние школьной среды на учащихся. Ниже приведены некоторые примеры:

      Липпард, Л.А. Паро, Роуз и Кросби (2017) провели исследование для проверки теории Бронфенбреннера. Они исследовали отношения учитель-ребенок с помощью отчетов учителей и наблюдений в классе.

      Они обнаружили, что эти отношения были в значительной степени связаны с успеваемостью детей и поведением в классе, предполагая, что эти отношения важны для развития детей и поддерживают теорию экологических систем.

      Уилсон и др. (2002) обнаружили, что создание позитивной школьной среды посредством школьного духа, ценящего разнообразие, оказывает положительное влияние на отношения учащихся в школе. Включение такого рода школьного этоса влияет на те, кто находится в экологических системах развивающегося ребенка.

      Лэнгфорд и др. (2014) обнаружили, что общешкольные подходы к программе здравоохранения могут положительно повлиять на успеваемость и благополучие учащихся. Таким образом, на развитие учащихся влияют микросистемы.

      Часто задаваемые вопросы

      Каков главный вклад теории Бронфенбреннера?

      Теория экологических систем помогла нам понять, что на развитие человека влияет несколько уровней, а не только отдельные черты или характеристики.

      Бронфенбреннер способствовал пониманию того, что отношения между родителями и детьми не возникают в вакууме, а встроены в более крупные структуры.

      В конечном итоге эта теория способствовала более целостному пониманию человеческого развития и повлияла на такие области, как психология, социология и образование.

      Что может произойти, если у ребенка сломается микросистема?

      Если ребенок сталкивается с конфликтами или пренебрежением в семье, издевательствами или неприятием со стороны сверстников, его микросистема может выйти из строя. Это может привести к целому ряду негативных последствий, таких как снижение успеваемости, социальная изоляция и проблемы с психическим здоровьем.

      Кроме того, если микросистема не обеспечивает необходимую поддержку и ресурсы для развития ребенка, это может помешать его развитию и полному раскрытию своего потенциала.

      Как теория экологических систем может объяснить давление со стороны сверстников?

      Теория экологических систем объясняет давление со стороны сверстников как результат уровней микросистемы (непосредственная среда) и мезосистемы (связи между средами).

      Сверстники обеспечивают чувство принадлежности и признания в микросистеме, и когда они проявляют определенное поведение или придерживаются определенных убеждений, они могут оказывать давление на ребенка, заставляя его подчиняться. Мезосистема также может влиять на давление со стороны сверстников, поскольку противоречивые сообщения и ожидания из разных сред могут создавать давление для соответствия.

      Ссылки

      Бронфенбреннер, У. (1974). Исследования развития, государственная политика и экология детства. Детское развитие, 45 (1), 1-5.

      Бронфенбреннер, У. (1977). К экспериментальной экологии человеческого развития. Американский психолог, 32 (7), 513.

      Бронфенбреннер, У. (1995). Экология развития в пространстве и времени: перспектива будущего .

      Бронфенбреннер, У., и Эванс, Г.В. (2000). Наука о развитии в 21 веке: новые вопросы, теоретические модели, планы исследований и эмпирические результаты. Социальное развитие, 9 (1), 115-125.

      Бронфенбреннер, У., и Сеси, С.Дж. (1994). Переосмысление природы и воспитания: биоэкологическая модель. Psychological Review, 10 (4), 568–586.

      Хейс, Н., О’Тул, Л., и Халпенни, А. М. (2017). Знакомство с Бронфенбреннером: руководство для практикующих врачей и студентов начальных классов . Тейлор и Фрэнсис.

      Келли, М., и Кофлан, Б. (2019). Теория восстановления психического здоровья молодежи с точки зрения родителей. Психическое здоровье детей и подростков, 24 (2), 161-169.

      Лэнгфорд Р., Бонелл С.П., Джонс Х.Е., Пулиу Т., Мерфи С.М., Уотерс Э., Комро А.А., Гиббс Л.Ф., Магнус Д. и Кэмпбелл Р. (2014). Программа Школы укрепления здоровья ВОЗ для улучшения здоровья и благополучия учащихся и их успеваемости. Кокрановская база данных систематических обзоров, (4) .

      Левенталь, Т., и Брукс-Ганн, Дж. (2000). Районы, в которых они живут: влияние проживания по соседству на результаты детей и подростков. Психологический вестник, 126 (2), 309.

      Липпард, К.Н., Ла Паро, К.М., Роуз, Х.Л., и Кросби, Д.А. (2018, февраль). Более пристальный взгляд на отношения между учителем и ребенком и эмоциональный контекст в классе в дошкольном учреждении. В Child & Youth Care Forum 47 (1), 1-21.

      Паат, Ю. Ф. (2013). Работа с детьми-иммигрантами и их семьями: применение теории экологических систем Бронфенбреннера. Журнал человеческого поведения в социальной среде, 23 (8), 954-966.

      Родс, С. (2013). Экологическая теория Бронфенбреннера [PDF]. Получено с http://uoit.blackboard.com

      Уилсон П., Аткинсон М., Хорнби Г., Томпсон М., Купер М., Хупер К. М. и Саутхолл А. (2002) . Молодые умы в наших школах – руководство для учителей и других работников школ .

Добавить комментарий