К вербальному общению относятся: Вербальные и невербальные средства общения

Вербальные средства общения

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение  3

2.     Вербальные средства общения  3

3.     Речевая деятельность  6

4.     Заключение  6

Список литературы   7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общение – это сложный социально-психологический процесс достижения взаимопонимания между людьми.

Основными его инструментами являются вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное (от латинского «устный, словесный») средство – это речь. С этим все более-менее понятно, но мы ведь общаемся не только при помощи голоса.

Большинство наших «сообщений» мы передаем при помощи невербального (неречевого) способа общения.

Невербальное общение – или язык тела – включает в себя нашу мимику, жесты, зрительный контакт, позы тела и даже интонации нашего голоса.

 

 

Вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не “процент использования”, а универсальность этого способа для человека, всеобщую “переводимость” любых коммуникативных средств на вербальный человеческий язык.

К числу вербальных средств относятся устная и письменная разновидности языка.

Вербальная коммуникация основана на словах, а произносимое слово является основой всех остальных форм речи.

Любое общение реализуется в знаках. Знак — материальный объект (предмет, явление, событие, действие), выражающий указания, обозначения и употребляется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

О.С. Ахманова рассматривает знак как функцию двух функтивов (функтива выражения и функтива содержания) и называет три категориальных признака, определяющих специфическое соотношение плана выражения и плана содержания, которое отличает знак от не-знака. Содержание и выражение не закреплены по природе, и соотношение между ними возникает в результате соглашения людей.

При этом каждая единица (знак) должна быть всегда равна себе. Данные характеристики являются общими для всех знаков. Изучение знаков и знаковых систем находятся в поле зрения семиотики. К знаковым системам относится человеческий.

Средством вербального общения является речь, которая в сою очередь является реализацией языка.

Язык  — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

Согласно этому определению язык отождествляется с другими знаковыми системами. Такая специфическая область семиотики и языкознания, как прагматика изучает функционирование языковых знаков в речи.

Прагматика занимается изучением всех аспектов, относящихся к адресату речи, говорящему субъекту, ситуации общения. Лингвистическая прагматика напрямую связана с коммуникацией. Польза слов для людей, как участников процесса коммуникации, заключается в том, что слова позволяют нам общаться друг с другом, без всякой необходимости носить с собой окружающие нас предметы.

Особый раздел филологии – семантика занимается изучением различных значений слов. Это второй компонент вербальной коммуникации.

Третьим составляющим вербальной коммуникации является синтаксис. Синтаксис изучает структуру слов и словосочетаний, а также целых предложений (законченных мыслей).

Слова организуются в предложения, параграфы и фразы. Соединяя все три компонента вербальной коммуникации (фонемы, семантику и синтаксис), мы получаем язык.

Вербальное поведение независимо от того, устная это речь или письменная одинаково удобно для сообщения информации, намерений и чувств.

Слова и их графические эквиваленты несут значения (содержание, смысл).

Они встраиваются в сообщения, которые должны быть расшифрованы адресатом.

Общение между людьми порой бывает настолько тонким, что если собеседники не будут иметь общего кода и одинаковых фоновых знаний, адресат не сможет сделать вывод о сути высказывания. Контекст ситуации не всегда помогает.

Одним из преимуществ использования языка вместо средств невербальной коммуникации является то, что язык служит лучшим инструментом для передачи идей и намерений говорящего.

В крайнем случае, говорящий всегда может изменить своё сообщение или предоставить слушающему пропущенные детали для лучшего восприятия.

Безусловно, может возникнуть ситуация, в которой ни говорящий, ни слушающий не добьются ясности сообщения, так как они не хотят, чтобы их услышали окружающие.

Если деловые партнеры будут говорить чуть тише, они будут защищены от всех посторонних людей.

Собеседники знают необходимый экстралингвистический контекст, окружающие – нет.

В вербальной коммуникации способом передачи информации является текст или дискурс.

Невербальные компоненты коммуникации также считаются формой общения, не относящейся к собственно языку.

Речь без невербальных компонентов коммуникации представляет не полноценное общение.

 

 

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

— говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

— слушание — восприятие содержания звучащей речи;

— письмо — фиксация содержания речи на бумаге;

— чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

 

 

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

 

 

8. Виды речи. Вербальное и невербальное общение.

Выделяют 2 основных вида речи: устную и письменную.

Устная речь – это внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Она может быть диалогической и монологической (по количеству активных участников речи).

Диалогическая речь – это речь двух и более людей. Это речь разговорная, не полностью развёрнутая, т.к. она ситуативная. В диалогической речи большое значение имеет мимика говорящего.

Монологическая речь – это речь одного человека. Она значительно более развёрнута и грамматически оформлена, обычно требует предварительной подготовки, это логичная, интонационно оформленная речь.

Письменная речь реализуется в форме, доступной для зрительного восприятия, она закреплена в виде письменного текста. В ней используется графический код, выра­зительные средства языка. Письменная речь требует более продуманного построения, точного изложения мысли.

И устная, и письменная речь являются видами внешней речи, которая связана с процессом общения, обменом информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления, она не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется этой речью, когда обдумывает что-то или планирует свои действия. Главным показателем внутренней речи является беззвучие, отрывочность, она сильно сокращена. Внешняя и внутренняя речь человека находятся в тесной связи.

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Язык используется в самых разных функциях:

Коммуникативная язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

Познавательная – язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

Аккумулятивная – язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художес­твенная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.

Конструктивная – язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму.

Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.

Эмоциональная – язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

Контактоустанавливающая – язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

Невербальное общение

 – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

К основным невербальным средствам общения относятся:

— жесты;

— мимика;

— пантомимика.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания.

В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

• Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)

• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).

• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего – означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят.

По своей специфике

взгляд может быть:

Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства

Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.

Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Проксемика – определяет зоны наиболее эффективного общения. Э. Холл выделяет четыре основные зоны общения:

Интимная зона (15-45 см) – в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.

Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный – зрительный контакт.

Социальная зона (120 — 400 см) – зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

Публичная зона (более 400 см) – зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д.

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов, мимические выражения несут в себе до 70% информации.

Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

типов вербального общения и примеры

Вербальная коммуникация — это использование различных комбинаций словOpens in new window