Качества личности человека: Качества личности — Психологос

2.4. Общественно-психологические качества личности . Психология и этика менеджмента и бизнеса

Формирование внутренних качеств личности человека во многом зависит от среды. Это еще в большей мере относится к формам поведения личности, связанным с общением и взаимодействием людей. Поведение человека формируется в ходе его общения с разными людьми в различных ситуациях, наблюдения за ними, подражания им, обучения на их примерах.

Таким образом, поведение человека зависит не только от его внутреннего мира, но и от внешнего.

Поэтому кроме индивидуальных качеств каждая личность характеризуется и общественно-психологическими свойствами (см. рис. 3).

Рис. 3. Общественно-психологические качества личности

Социализация личности – процесс становления личности, обучения и усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе; формирование на основе усвоения социального опыта жизненной позиции личности, приобретение необходимых для жизни среди людей знаний, умений, навыков.

Ведущим и определяющим началом социализации личности является воспитание. Наряду с этим она может происходить и в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.). В настоящее время процессы социализации протекают и вне официальных структур, в частности в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и т. д. Расширение и углубление социализации человека происходит в трех основных сферах: деятельности, общения, самосознания.

В сфере деятельности осуществляется расширение видов труда, с которыми связан человек, а также ориентировка, т. е. выделение главного в деятельности, его осмысление и т. д.

В сфере общения происходит расширение круга общения человека, обогащение его содержания, углубление познания другого человека, развитие навыков общения.

В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

В психологии используется понятие социальные чувства, предметом которых становятся явления и условия общественной жизни, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально. Сюда можно отнести такие свойственные человеку чувства, как чувство долга, ответственности, товарищества, коллективизма, патриотизма, в том числе преданность фирме и т. д.

Ценностные ориентации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения человека.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Они определяют предрасположенность человека к определенному восприятию условий жизни и деятельности и к поведению, а в ситуациях нравственного выбора являются критериями принятия человеком жизненно важных решений.

Будучи отражением социальных интересов личности, ценностные ориентации выражают субъективную социальную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы. Непротиворечивость ориентации – важнейший показатель устойчивости личности.

Социальные ожидания – система неформализованных требований относительно норм социального поведения, взаимодействия в группах, обществе; приобретают форму ожидания определенного поведения. Так, от матери окружающие ждут, что она будет заботиться о своем ребенке, от работника – что он будет выполнять свои трудовые обязанности и т. п. Ожидания не являются произвольными, они отражают степень обязательности, необходимости для группы предписываемой формы поведения, отношений, без которых группа не может успешно функционировать.

Ожидания формируются на основе процессов предвидения, упреждения действий, реакций, отношений и обеспечивают прогнозируемость поведения, а также санкций и ответных реакций на него.

Ожидания представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе.

В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций ожидания носят неформальный и не всегда осознаваемый характер.

Следует учитывать две основные стороны ожиданий – право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей.

Убежденность – особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающее регулятором ее сознания и поведения.

Убежденность выражается в глубокой и обоснованной уверенности в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми руководствуется человек. Она зависит от опыта личности и ее отношений с обществом. Убежденность основывается на знаниях, прежде всего мировоззренческого характера, которые тесно переплетены с волей, составляют содержание мотивов деятельности, формируют установки личности. Она может выступать как глубокое понимание социально-исторических процессов, потребностей общества, смысла требований нравственности.

Вместе с тем следует учитывать, что убежденность может носить отрицательный характер, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непререкаемость каких-либо принципов, чьего-либо авторитета.

Таким образом, можно сказать, что качества личности взаимообусловлены, взаимозависимы. Это видно даже из определения отдельных качеств.

Изучение индивидуально-психологических качеств личности невозможно без учета социальной среды и общественных отношений, в обстановке которых живет и трудится человек. Человек как личность неповторим, вместе с тем формирование личности зависит от общественного воспитания, от общественной среды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1.2.1. Качества личности и их взаимосвязь

Опыт свидетельствует о том, что от 60 до 90 % травм в быту и на производстве происходит по вине пострадавших.

Человек и его качества можно расценивать с нескольких точек зрения.

Во-первых, человек, как любая другая живая система, может рассматриваться как индивид, т.е. целостная неделимая биологическая особь.

С другой стороны, человека можно рассматривать как личность.

Личность – это человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности.

Среди качеств человека имеются такие, которые способствуют успешному и безопасному труду и такие, которые этому мешают.

Способность человека противостоять опасности характеризуется следующими психофизиологическими факторами: психобиологическим, психофизиологического качества (память, мышление), социального качества (мотивы трудовой деятельности), социально-демографического качества (стаж работы, возраст).

Психобиологический фактор – вытекает из природных свойств психики человека и проявляется в бессознательной регуляции.

Действие этого фактора связано с биологическими ритмами в жизнедеятельности человека, изменяющими его биологическую активность. Изменение работоспособности человека за различные промежутки времени показаны на рис.1.2.1.

а)

б)

Рис.1.2.1. Изменение работоспособности человека

а) в течение суток,

б) в течение года.

Успешному и безотказному труду также способствует психофизиологическое качество личности. Установлено, что травмированным работникам присущи более низкие показатели по скорости и точности действий, по сенсомоторной (от латинского sensus – чувства, ощущения) координации, по способности распределения и координации внимания, по наблюдательности и т.д.

Психофизиологическое качество личности определяется и психическим состоянием, которое зависит от состояния здоровья, степени утомления, а также воздействия стресса (от английского stress – давление, напряжение).

1.2.2. Мотивы и цели деятельности

1.

2.2.1. Закон Иеркса-Додсона

Под стрессом понимается состояние психической напряженности, вызываемое трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи.

Закон Иеркса-Додсона – эти законом определяется зависимость продуктивности человека от активности нервной системы.

Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что с ростом активности нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как в дальнейшем с ростом активности она начинает падать.

Так была установлена закономерность между уровнем активности нервной системы и продуктивностью (W), получившая название инвертированной U-образной кривой, рис.1.3.

а) б) в)

Рис.1.2.2. Зависимость продуктивности от активности нервной системы

а) общий вид,

б) W1 – повышение продуктивности,

в) W2 – снижение продуктивности (хотя a1 = a2).

Как следует из рис. 1.2.2.а стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока не превышает определенного критического уровня.

1.2.2.2. Cоциальное качество личности

К фактору, определяющему способность человека избежать опасности относится социальное качество личности. Оно определяется, прежде всего, отношением к работе, мотивам трудовой деятельности, социально-психологическими характеристиками. Основными мотивами трудовой деятельности являются: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность, нивелирование в трудовом коллективе.

Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается материальная выгода (заработная плата, премиальные) и социальная (самоутверждение, престиж, профессиональная гордость).

Мотив безопасности заключаются в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью здесь понимается не только возможность физических повреждений, угрожающих здоровью и жизни, но и материальная опасность (лишение премии, уменьшение заработков, понижение в должности), а также опасности социального порядка (административное наказание, потеря авторитета и др. ).

Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более легкий способ выполнения задания, при котором требуются меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение. Такими способами обычно оказываются не те, которые объективно являются самыми простыми, а те, для выполнения которых у человека выработаны навыки.

Мотив удовлетворенности проявляется в получении удовольствия от результатов и процесса труда. Такой мотив особенно силен тогда, когда профессия соответствует направленности человека, представляется ему престижной.

Мотив «нивелирования» проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действий принят в данной группе работников, – в стремлении быть не хуже других.

Роль и удельный вес каждого из мотивов в общей мотивации деятельности у разных людей не одинаковы. На силу мотива оказывает влияние и навык.

З-н Дж. Аткинсона

Дж. Аткинсон вывел ряд закономерностей, определяющих связь между уровнем мотивации субъекта к выполнению задачи и степенью ее трудности (рис. 1.2.3.).

Люди выбирают задание той или иной трудности исходя главным образом из мотивационной диспозиции: устремленности к успеху ( ) или же избежанию неудачи ( ).

На горизонтальной оси графика отложен показатель вероятности недостижения цели ( ), символизирующий степень трудности решаемых задач, а по вертикальной – уровень мотивации к их решению (причем, мотивация может быть и положительной +М и отрицательной – М).

Верхняя кривая построена для случая, когда диспозиция, устремленная к успеху преобладает над диспозицией избежания неудачи ( > ), а нижняя наоборот для < . Как следует из графика, люди с преобладающей диспозицией к успеху наиболее мотивированы к решению задач средней сложности (где = 0.5). Их не привлекают простые задачи (в которых близка к 0), а также чрезмерно сложные (где близка к 1).

Мотивация же тех, кто в своей деятельности более устремлен к избежанию неудачи ( < ) подчинена другой закономерности. Диспозиция к избежанию неудачи связана лишь с отрицательной мотивацией к выполнению деятельности. При возникновении простых задач (где мала) отрицательное воздействие мотивации невелико. Это означает, что люди с подобной диспозицией предпочитают задачи малой степени трудности. Отрицательная мотивация к решению трудных задач тоже невелика. Объяснить это можно тем, что в задачах с высокой трудностью неудача не является постыдной, она не грозит репутации человека.

Рис.1.2.3. Зависимость мотивации к деятельности M от доминирования диспозиции к достижению успеха или диспозиции избежания неудачи

В приведенных зависимостях не учитывается степень опасности при неудачах. В реальных условиях трудовой деятельности неудачи в труде чреваты многими отрицательными последствиями. Поэтому вопросы мотивации к деятельности должны рассматриваться не только исходя из трудности решаемых задач, но и с учетом степени опасности в них неудач.

Пятифакторная модель личности | психология

Похожие темы:
личность теория черт

Просмотреть весь связанный контент →

пятифакторная модель личности , в психологии модель личности человека, разделяющая ее на пять черт. Черты личности понимаются как модели мышления, чувств и поведения, которые относительно устойчивы на протяжении всей жизни человека.

Черты, составляющие пятифакторную модель, — это экстраверсия, невротизм, открытость новому опыту, доброжелательность и добросовестность. Экстраверсия, которую иногда называют срочностью, проявляется в напористом, энергичном и общительном поведении. Нейротизм по существу эквивалентен эмоциональной нестабильности и может проявляться в раздражительности и капризном поведении. Открытость опыту, иногда называемая интеллектом, указывает на любознательность, вдумчивость и склонность человека к решению интеллектуально сложных задач. Приятие проявляется в эмпатическом, сочувственном и добром поведении. Наконец, добросовестность относится к чувству ответственности и долга человека, а также к предвидению.

Пятифакторная модель была разработана в 1980-х и 1990-х годах в основном на основе лексической гипотезы, предполагавшей, что основные черты человеческой личности со временем закодировались в языке. Согласно этой гипотезе, задача психолога личности состоит в том, чтобы отобрать основные черты личности из тысяч прилагательных, встречающихся в языке, которые отличают людей в соответствии с их поведенческими установками. Лексическая гипотеза восходит к 19 веку.30-е годы, а появление в том же десятилетии многофакторного анализа (статистического метода для объяснения индивидуальных различий в ряде наблюдаемых признаков с точки зрения различий в меньшем количестве ненаблюдаемых или скрытых признаков) обеспечило эмпирический метод отбраковки. эти словесные описания. Во второй половине 20-го века психологи личности фактически полагались в первую очередь на факторный анализ, чтобы открывать и подтверждать многие из своих теорий черт. Большое количество личностных психологов пришли к выводу, что пятифакторная модель представляет собой наиболее успешный результат этих усилий.

Три направления исследований подтвердили достоверность пятифакторной модели. Прежде всего, пять факторов последовательно выявлялись в результате факторного анализа, проведенного на многочисленных наборах данных, состоящих из описательных терминов признаков из ряда языков, включая английский, китайский и немецкий. Во-вторых, исследования близнецов и усыновлений выявили значительный генетический компонент пяти факторов. В-третьих, пять факторов применялись на протяжении всей жизни человека. Например, исследования показали, что дети используют пять факторов, свободно описывая себя и других, и описания своих детей на естественном языке родителей могут быть классифицированы в соответствии с пятью факторами. Также было показано, что относительное положение людей по пяти факторам остается довольно стабильным на протяжении большей части взрослой жизни. Более поздние попытки были направлены на то, чтобы явно рассматривать пять факторов как темпераменты, присутствующие с рождения, таким образом помещая пятифакторную модель непосредственно в контекст развития.

Несмотря на весь свой успех, пятифакторная модель подверглась резкой критике со стороны ряда ученых. Одна проблема касается отсутствия всеобъемлющей теории. Лексическая гипотеза, хотя и интригующая и рациональная, рассматривается некоторыми учеными как слишком узкая, чтобы ее можно было квалифицировать как теорию личности. Связанный с этим вопрос касается общего характера факторов, которые якобы слишком широки, чтобы обеспечить достаточно глубокое понимание человеческой личности. Критики также подняли важные методологические проблемы, связанные с использованием факторного анализа в качестве основного инструмента открытия и проверки пятифакторного метода. Наконец, в литературе также заметны разногласия среди теоретиков черт. Некоторые исследователи утверждают, что достаточно трех черт: экстраверсии, невротизма и психотизма (отмеченного эгоцентричным, холодным и импульсивным поведением). Другие утверждали, что для обеспечения всеобъемлющей таксономии необходимо большее количество признаков.

Тем не менее пятифакторная модель, скорее всего, останется популярной в обозримом будущем в качестве популярной модели черт человеческой личности. Пять факторов оказались чрезвычайно полезными для исследователей и практиков в различных областях, таких как социальная, клиническая и производственно-организационная области. Эта модель, несомненно, вызвала множество исследований и дискуссий и сыграла важную роль в возрождении дисциплины психологии личности.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Джеймс В. Грайс

Личностные черты «большой пятерки», связанные с более высокой удовлетворенностью жизнью

Поделиться на PinterestИсследование показывает, что люди с чертами личности «большой пятерки», как правило, более удовлетворены жизнью на протяжении всей своей жизни. Julia Forsman/Stocksy
  • Согласно новому исследованию, связи между типами личности, связанные с более высокой удовлетворенностью жизнью, сохраняются на протяжении всей жизни, усиливаясь с возрастом.
  • Исследование основано на модели личности «Большой пятерки» и данных об удовлетворенности жизнью людей, живущих в Нидерландах.
  • Тип личности, наиболее тесно связанный с удовлетворенностью жизнью, — это высокий уровень эмоциональной стабильности.

В течение некоторого времени исследователи считали, что определенные типы личности более тесно связаны с получением удовлетворения от жизни, чем другие.

Недавнее исследование впервые исследует, связаны ли эти ассоциации с определенными фазами жизни или они справедливы для всех возрастов. Исследование основано на модели личности «Большой пятерки», которую некоторые психологи используют для описания поведения многих людей. Несколько черт личности особенно связаны с чувством удовлетворенности жизнью.

Исследование показало, что черты личности, связанные с чувством удовлетворения, в равной степени применимы ко всем этапам жизни и на самом деле становятся сильнее в более поздние годы. Эмоционально стабильные люди — и не невротики в терминах «большой пятерки» — чаще всего чувствуют себя удовлетворенными жизнью.

Было ли это полезно?

Исследователи также обнаружили, что удовлетворенность работой тесно связана с добросовестностью, а социальная удовлетворенность тесно связана с экстраверсией и покладистостью.

В исследовании анализируются общедоступные обезличенные данные, собранные для панельного опроса «Продольные интернет-исследования для социальных наук» с 2008 по 2019 год. 9 110 участников опроса представляли собой национально репрезентативную выборку людей, проживающих в Нидерландах в возрасте от 16 до 95 лет.

Исследование опубликовано в журнале Американской психологической ассоциации «Личность и социальная психология» .

Большая пятерка — это широкие черты личности, которые характеризуют то, как человек думает, чувствует и ведет себя. Последовательно, их первые буквы пишутся как «ОКЕАН».

Некоторые психологи используют немного разные названия для черт, и важно отметить, что ни одна личность не может быть описана исключительно каким-то одним типом, и у большинства людей есть комбинация. Черты описываются их наиболее крайними проявлениями.

  • Открытость — характеризует человека, открытого новому опыту. При высоком уровне черты они могут заниматься «магическим мышлением» и могут быть эксцентричными. Когда кому-то не хватает Открытости, он негибкий и ограниченный.
  • Добросовестность — описывает целеустремленного, перфекционистского трудоголика с высокой добросовестностью и безответственного, отвлекаемого или легкомысленного человека со слишком малой чертой.
  • Экстраверсия — описывается как общительный человек, который также может быть искателем волнения и внимания. При недостатке экстраверсии человек замкнут или может быть холоден к другим.
  • Доброжелательность — описывает людей, которые хотят ладить и, возможно, бескорыстны в своих попытках сделать это. Они также могут быть покорными и доверчивыми. Низкий уровень уступчивости может привести к лживости, манипулированию, безразличию или подозрительности.
  • Нейротизм — описывает людей неуверенных в себе, чрезмерно эмоциональных и, возможно, депрессивных и беспомощных. Низкий уровень нейротизма связан с бесстрашием и бесстыдством.

Когда человек не является ни высоконевротиком, ни низконевротиком, а балансирует между ними, возникает эмоциональная стабильность — ключевой фактор удовлетворенности жизнью.

«Это исследование было первым, которое показало нам, что определенные черты личности больше связаны с удовлетворением на протяжении всей жизни», — сказала клинический психолог доктор Алиса Руби Баш, не участвовавшая в исследовании. «Хотя в других исследованиях изучалась связь между личностными чертами и удовлетворенностью жизнью, это исследование рассматривает ее в долгосрочной перспективе».

В исследовании изучается взаимодействие между двумя вещами, которые меняются по мере того, как люди проходят разные этапы жизни: среда, в которой они функционируют, и их личности.

Например, экстравертный человек может наслаждаться жизнью в молодые годы, постоянно встречая новых людей и расширяя свой социальный кругозор. Что было менее ясно до этого исследования, так это то, как они себя чувствуют в более позднем возрасте, когда их отношения в основном установились и модели деятельности установлены. Скорее всего, будет меньше социального взаимодействия.

«Но если мы экстраверты, с нами легко ладить, надежны, надежны и прилагаем усилия, люди захотят быть рядом с нами и больше вовлекать нас в социальную деятельность и ценить наше присутствие», — объяснил доктор Баш.

Наши личности не фиксированы, хотя наследственность, вероятно, играет роль, и, возможно, большую.

По словам психолога доктора Адама Фельца, не участвовавшего в исследовании:

«Сейчас наилучшие оценки составляют около 50%. Вокруг этих оценок много споров, потому что очень сложно определить, какая часть различий в личности является результатом общего окружения или общих генов».

Доктор Фельц добавил, что данные свидетельствуют о том, что личность относительно стабильна в раннем детстве, имеет тенденцию претерпевать значительные изменения в подростковом возрасте, а затем снова стабилизируется во взрослой жизни.

Несмотря на это, по словам доктора Фельца, «люди в среднем с возрастом становятся более покладистыми».

«Работая над организационными навыками, становясь более открытыми, дружелюбными и общительными, мы можем со временем увеличить наше счастье в различных сферах нашей жизни», — сказал доктор Баш.

Действительно, одним из результатов исследования стало то, что связь между личностными чертами и удовлетворенностью становится несколько сильнее.

«Это связано с поговоркой «что потратишь, то и вернешь», — сказал доктор Баш. «Когда мы воодушевлены и позитивны, люди хотят быть рядом с нами и дарить нам больше любви и признательности».

Доктор Фельц предупредил, что найти причинно-следственную связь между эмоциональной стабильностью и удовлетворением сложно.

Тем не менее, он отметил:

«Есть некоторые свидетельства того, что люди с низкой эмоциональной стабильностью зарабатывают меньше денег в течение своей жизни, что может способствовать низкому субъективному благополучию».

Доктор Фельц добавил, что низкая эмоциональная стабильность может также предсказывать ухудшение психического здоровья во взрослом возрасте и более сложную чрезмерную реакцию на стрессоры.

Добавить комментарий