Как бороться с травлей в школе: «Ябедничать можно»: как учителям и родителям бороться с травлей в школе

«Ябедничать можно»: как учителям и родителям бороться с травлей в школе

В обществе то и дело проскальзывает миф о том, что травля в детском коллективе — это нормально. Это не так. Травля — ужасна, и с ней надо бороться. Подробно разобраться в том, что такое буллинг можно на онлайн-конференции «Безопасный интернет: что нужно знать школьникам и учителям», а в блоге Учи.ру Валерий Майоров, руководитель учительского отдела благотворительного фонда «Шалаш», дает несколько важных советов учителям и родителям, которые помогут избежать или остановить травлю в классе.

Почему возникает буллинг и каким он может быть

Взрослые часто повторяют: «В наше время было лучше». И про буллинг тоже — «в наше время травли не было». Так ли это? Разобраться сложно, ведь точной статистики по школам в советское время и в начале двухтысячных нет. Зато мы точно знаем, что интерес к этой теме в профессиональной среде растёт с каждым годом.

Согласно исследованию агентства «Михайлов и партнеры. Аналитика», 52% школьников сталкивались с травлей. В День борьбы с кибербуллингом, 11 ноября, VK и «Учи.ру» при поддержке Департамента образования и науки города Москвы и платформы «Сферум» проведут онлайн-конференцию «Безопасный интернет: что нужно знать школьникам и учителям».

Одна из главных причин — свободная интернет-среда. Дети стали равноправными участниками медийного пространства, там они делятся своими проблемами анонимно. Родители также активно включаются в жизнь детей, в том числе с помощью социальных сетей.

И да, травля была всегда, где-то больше, где-то меньше. Интернет просто сделал эту проблему видимой. Благодаря этому в 2021 году мы пришли к чёткому пониманию, что такое травля и каковы причины её возникновения:

Травля или буллинг — систематическое и целенаправленное агрессивное поведение группы людей или одного человека при поддержке группы по отношению к другому человеку или малой группе. Травля возникает там, где наблюдается неравенство власти между агрессором и жертвой. Травля может быть разной:

  • Прямая травля — когда на жертву напрямую оказывается психологическое или физическое давление. Например, физическое — агрессор каждый урок физкультуры прячет портфель, психологическое — каждый урок агрессор смеётся над внешним видом жертвы.
  • Косвенная травля происходит без прямого воздействия на жертву. Наиболее частый вариант — сплетни за спиной. В результате этого человек сталкивается с информационным вакуумом.
  • Кибербулинг — травля с использованием интернет-ресурсов, социальных сетей. Единственное отличие этого вида от других — использование интернет-пространства.

Наличие любого вида травли делает среду в школе гарантированно опасной. Атмосфера, в которой ребёнка систематически обзывают или бьют, — токсичная, и не способствует развитию детей как полноценных членов общества.

Важно: под пагубное влияние травли попадает не только жертва, но и остальные участники группы, в том числе и агрессор.

Тот, кто является свидетелем травли, боится, что на следующий день станет жертвой. Агрессор тоже не чувствует себя в безопасности, потому что если он перестанет играть свою роль, сам станет жертвой буллинга.

Чтобы лучше разобраться в теме школьной травли, приглашаем вас посмотреть записи лекций на тему безопасности и кибербезопасности в школе со всероссийского онлайн-совещания «Августовка 2021».

Иллюстрация: shutterstock / BRO.vector

Как учителю бороться с травлей

Чтобы дети рассказывали о случаях насилия, создайте доверительную среду в классе. У детей должно быть безопасное место, где учащиеся будут выражать своё мнение и чувствовать себя услышанными. Развивайте способности учеников защищать свои и чужие интересы.

Один из вариантов — разрешить «ябедничество». Введите правило — любой может попросить помощи. Если быть последовательным в соблюдении этого правила, дети будут чувствовать себя защищёнными. Вот ещё пять практических советов, которые помогут вам в борьбе с травлей:

1.
Возьмите на себя ответственность

Станьте человеком, который будет предлагать решения по борьбе с травлей. Дети (неважно, жертвы они или авторы травли) не справятся с проблемой без вашего вмешательства.

2. Чётко обозначьте проблему

Если не говорить, что происходит травля, решить проблему нельзя. Обозначьте прямо, что в группе происходит насилие. Такое решение произведёт эффект «холодного душа», так как чаще всего насилие случается без лишней огласки. Если агрессор поймёт, что его действия не остаются незамеченными, то как минимум начнет сдерживать агрессию, как максимум — полностью прекратит её.

3. Дайте оценку ситуации

Нельзя давать оценку детям, участвующим в травле. Это будет иметь обратный эффект: жертва столкнётся с ещё более жестоким насилием или агрессор сам станет жертвой травли. Давайте оценку только ситуации, причём конкретную: «Травля — это плохо». Нужно привести детей к тому, что плохой не конкретный человек, а само явление.

4. Назовите травлю проблемой группы

Докажите детям, что проблема касается не отдельных людей, а всего класса. Ученикам важно объяснить, что травля касается всех, остановить ее — общая задача. При этом возьмите на себя ответственность и создайте план действий для преодоления проблемы.

5. Введите правила поведения

Проблему травли в группе можно решить, если ввести правила. Самое очевидное — «в нашей группе нельзя обижать друг друга физически». Будь то серьёзные драки или обычные подножки — все они должны быть под запретом. Словесные оскорбления — тоже. Дети, особенно в начальной и средней школе, еще не осознают последствий своих слов. Нужно объяснить им, что любая агрессивная лексика — плохо.

Эти правила очень сложно соблюдать детям, поэтому будьте последовательны, показывайте пример. Если вы сами соблюдаете правила, найдутся те, кто также будет им следовать. Рано или поздно это распространится на большинство учеников в группе.

Иллюстрация: shutterstock / mentalmind

Как родителям бороться с травлей

Если вы поняли, что ваш ребёнок стал жертвой буллинга, самое важное — поддержать его, дать понять, что вы на его стороне.

Нельзя использовать спорные фразы и тезисы, например «ты сам виноват» или «почему ты не дашь ему сдачи». Помните, что вашему ребёнку сложно, он не понимает причин травли и не видит способов её решения.

  • Поддержите ребёнка простыми фразами, например «я тебя понимаю», «я тебя люблю», «я постараюсь сделать всё, что в моих силах». В некоторых случаях прямо спросите ребёнка о том, что нужно сделать и как ему помочь.
  • После этого попытайтесь решить вопрос на школьном уровне. Подойдите к классному руководителю, школьному психологу или завучу и расскажите, что вы знаете о травле вашего ребёнка. Постарайтесь избежать конфликта с учителями и сотрудниками школы. Помните, что часто школа может выступить вашим союзником и оказать поддержку в решении ситуации. Помните, что вы тоже не замечали проблему вашего ребёнка, пока он сам о ней не сообщил.
  • Не забудьте рассказать ребёнку о способах противодействия травле, доступных ему. Например, он всегда может подойти к взрослому человеку и рассказать о проблеме. Ответная агрессия может усугубить ситуацию, поэтому порекомендуйте быть сдержанным и спокойным, а если нет сил — уходить от авторов травли.
  • Противодействие буллингу со стороны жертвы — очень трудный процесс, требующий много сил, времени и нервов. Не каждый может постоять за себя: многим просто не хватает на это ментальной силы. Если ваш ребёнок тяжело переносит травлю — замыкается в себе, долгое время чувствует подавленность, тревогу, боли в голове и животе, — важно обратиться к психологу.
  • Если на ребёнка оказывают не психологическое, а физическое воздействие — ограничьте посещение школы или кружка на некоторое время.
  • Если вы видите, что проблему решить не получится, или на это уйдет слишком много времени, а ваш ребёнок уже не может этому противостоять, задумайтесь о переводе в другую школу. Сменить школу можно и в том случае, если у вас самих нет сил и возможности бороться с травлей. Такое решение — не проявление слабости или бегство, а способ позаботиться о себе и ребенке.

Более подробно этот вопрос разбирается на онлайн-конференции «Безопасный интернет: что нужно знать школьникам и учителям», которая будет проходить 11 ноября с 13:00 до 17:45 по московскому времени. Педагоги-практики, специалисты по кибербуллингу и кибербезопасности, психологи и эксперты VK, «Учи.ру», Департамента образования и науки города Москвы, «Сферума» и «Лаборатории Касперского» расскажут участникам мероприятия о кибербуллинге, а также о безопасности в сети и инструментах, которые помогают её обеспечить.

Зарегистрироваться для участия в конференции можно на сайте. Участие в мероприятии бесплатное.

Иллюстрация: shutterstock / AnastasiaNi

как бороться с ней при помощи закона?

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности. Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, — это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны учителей. Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно жестокий и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего — постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что травля в школе – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка. Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.

Иван Долгов

Чем могут заниматься дети | StopBullying.gov

Над вами издеваются? Видите ли вы издевательства в вашей школе? Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы уберечь себя и детей, которых вы знаете, от издевательств.

  • Уважительное отношение ко всем
  • Что делать, если над вами издеваются
  • Защитите себя от киберзапугивания
  • Встань на защиту других
  • Примите участие

Уважительное отношение ко всем

Никто не должен плохо относиться к другим.

  • Остановитесь и подумайте, прежде чем сказать или сделать что-то, что может кому-то навредить.
  • Если вам хочется обидеть кого-то, найдите себе другое занятие. Поиграйте в игру, посмотрите телевизор или поговорите с другом.
  • Поговорите со взрослым, которому вы доверяете. Они могут помочь вам найти способы быть добрее к другим.
  • Имейте в виду, что все люди разные. Не лучше и не хуже. Просто другой.
  • Если вы считаете, что в прошлом обижали кого-то, извинитесь. Все чувствуют себя лучше.

Что делать, если над вами издеваются

Вот что вы можете сделать, если над вами издеваются:

  • Посмотрите на ребенка, который издевается над вами, и скажите ему или ей, чтобы он остановился спокойным, четким голосом. Вы также можете попробовать отшутиться. Это работает лучше всего, если вам легко шутить. Это может застать ребенка, издевающегося над вами, врасплох.
  • Если высказывание кажется слишком трудным или небезопасным, уходите и держитесь подальше. Не сопротивляйся. Найдите взрослого, чтобы остановить издевательства на месте.

Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы оставаться в безопасности и в будущем.

  • Поговорите со взрослым, которому вы доверяете. Не держите свои чувства внутри. Рассказывая кому-то, вы можете чувствовать себя менее одиноким. Они могут помочь вам составить план, как остановить издевательства.
  • Держитесь подальше от мест, где происходят издевательства.
  • Оставайтесь рядом со взрослыми и другими детьми. Большинство издевательств происходит, когда взрослых нет рядом.

Защитите себя от киберзапугивания

Запугивание не всегда происходит лично. Киберзапугивание — это тип травли, который происходит в Интернете, с помощью текстовых сообщений или электронных писем. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы защитить себя.

  • Всегда думайте о том, что публикуете. Никогда не знаешь, что кто-то отправит. Доброта по отношению к другим в Интернете поможет вам обезопасить себя. Не делитесь тем, что может кого-то обидеть или смутить.
  • Держите свой пароль в секрете от других детей. Даже дети, которые кажутся друзьями, могут выдать ваш пароль или использовать его так, как вам не хочется. Пусть ваши родители знают ваши пароли.
  • Подумайте о том, кто видит то, что вы публикуете в Интернете. Совершенно незнакомые люди? Друзья? Друзья друзей? Настройки конфиденциальности позволяют контролировать, кто что видит.
  • Держите родителей в курсе. Расскажите им, что вы делаете в Интернете и с кем вы это делаете. Пусть они дружат или следуют за вами. Послушайте, что они говорят о том, что можно и что нельзя делать. Они заботятся о вас и хотят, чтобы вы были в безопасности.
  • Поговорите со взрослым, которому вы доверяете, о любых сообщениях, которые вы получаете, или о том, что вы видите в Интернете, что вас огорчает или пугает. Если это киберзапугивание, сообщите об этом.

Встаньте на защиту других

Когда вы видите издевательства, есть безопасные способы остановить их.

  • Поговорите с родителем, учителем или другим взрослым, которому вы доверяете. Взрослые должны знать, когда случаются плохие вещи, чтобы они могли помочь.
  • Будьте добры к ребенку, над которым издеваются. Покажите им, что вы заботитесь о них, пытаясь включить их. Посидите с ними за обедом или в автобусе, поговорите с ними в школе или предложите им что-нибудь сделать. Простое общение с ними поможет им понять, что они не одиноки.

Молчание может сделать хуже для всех. Ребенок, который запугивает, будет думать, что продолжать так обращаться с другими – это нормально.

Примите участие

Вы можете быть лидером в предотвращении издевательств в своем сообществе.

  • Узнайте больше о том, где и когда происходят издевательства в вашей школе. Подумайте, что может помочь. Затем поделитесь своими идеями. Есть большая вероятность, что взрослые не знают всего, что происходит. Ваши друзья могут пойти с вами, чтобы поговорить с учителем, консультантом, тренером или родителем, и могут добавить то, что они думают.
  • Поговорите с директором об участии в школе. Школы иногда дают учащимся право голоса в программах, чтобы остановить издевательства. Быть в школьном комитете по безопасности. Создайте плакаты для своей школы о травле. Будьте образцом для подражания для младших детей.
  • Напишите в блоге, письмо редактору местной газеты или твитните о травле.

Что можно сделать | StopBullying.gov

Взрослые играют важную роль в предотвращении издевательств. Узнайте, что вы можете сделать:

  • Родители
  • Педагоги
  • Сообщество

Родители

Родители играют ключевую роль в предотвращении издевательств и реагировании на них. Если вы знаете или подозреваете, что ваш ребенок причастен к издевательствам, вам могут помочь несколько ресурсов.

  • Распознавайте предупреждающие признаки того, что ваш ребенок вовлечен в издевательства. Они могут подвергаться издевательствам, издеваться над другими или быть свидетелями издевательств. Хотя эти признаки могут сигнализировать о других проблемах, вам следует поговорить с ребенком, если у него проявляются какие-либо поведенческие или эмоциональные изменения. Часто дети не просят о помощи, поэтому важно знать, на что обращать внимание. Если вашему ребенку угрожает непосредственный риск причинения вреда себе или другим, немедленно обратитесь за помощью.
  • Узнайте, что такое травля, а что нет. Понимание того, что такое запугивание, является первым шагом в формировании плана предотвращения или реагирования на издевательства над вашим ребенком. Многие виды поведения, которые выглядят как издевательства, могут быть столь же серьезными, но могут потребовать различных стратегий реагирования. Вы также можете узнать о:
    • Частота издевательств;
    • Кто подвергается риску издевательств и издевательств над другими; и
    • Последствия издевательств
  • Киберзапугивание часто требует иных стратегий, чем при личном издевательстве. Узнайте, как работать со своими детьми, чтобы предотвратить киберзапугивание, и как реагировать, когда оно происходит.
  • Используйте советы и инструменты, чтобы поговорить с ребенком о травле. Открывая линии связи до того, как ваш ребенок будет вовлечен в издевательства, ему будет легче сообщить вам, когда что-то произойдет. Также важно работать со школой, чтобы помочь предотвратить издевательства до их начала.
  • Если вы знаете или подозреваете об издевательствах, узнайте, как узнать, что произошло с вашим ребенком. Понимание того, что произошло, также может помочь в общении со школой или общественными властями по поводу ситуации.
  • Если вы определили, что запугивание имело место, узнайте, как вы и представители школы или сообщества можете работать вместе, чтобы поддержать вашего ребенка, независимо от того, подвергались ли они издевательствам, запугивали других или были свидетелями издевательств. Узнайте также о рекомендациях для определенных групп.
  • Если в школе происходят издевательства, узнайте, что ваш штат требует от школ в соответствии с законом штата о борьбе с издевательствами. Узнайте также о федеральных законах, обязывающих школы бороться с домогательствами по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения, пола и инвалидности, а также о способах сообщения о ситуациях, которые не были должным образом переданы в Министерство образования и юстиции США.
  • Если вы работали со своим ребенком и своей школой и нуждаетесь в дополнительной помощи, найдите ресурсы, которые помогут разрешить ситуацию.

Педагоги

Школы являются основным местом, где могут происходить издевательства. Помощь в создании благоприятного и безопасного школьного климата, в котором все учащиеся принимаются, и знание того, как реагировать, когда происходит издевательство, является ключом к тому, чтобы все учащиеся могли учиться и расти. На StopBullying.gov есть множество инструментов, специально предназначенных для учителей, администраторов и других сотрудников школы.

  • Узнайте, что такое издевательства и чем не являются. Многие виды поведения, которые выглядят как издевательства, могут быть столь же серьезными, но могут потребовать различных стратегий реагирования. Вы также можете узнать, на что обращать внимание в качестве предупреждающих знаков о том, что некоторые из ваших учащихся могут быть причастны к издевательствам, и кто может подвергаться большему риску быть вовлеченным. Знайте об особых соображениях для определенных групп.
  • Создайте безопасный школьный климат. Часто первым шагом к предотвращению издевательств является обеспечение того, чтобы учащиеся, учителя и администраторы были осведомлены о травле. Могут помочь такие инструменты, как обучение водителей школьных автобусов и обучение классных учителей. Такие инструменты, как эти веб-эпизоды, могут помочь детям узнать о травле.
  • Узнайте, как привлечь родителей и молодежь к созданию позитивного школьного климата. Научиться говорить о буллинге с молодежью — важный шаг.
  • Знайте о своих обязательствах в соответствии с законом вашего штата о борьбе с издевательствами. Узнайте также о федеральных законах, которые требуют, чтобы школы пресекали домогательства по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения, пола (включая сексуальную ориентацию и гендерную идентичность), инвалидности и религии. Работайте над созданием правил и политик, чтобы помочь всему школьному сообществу понять ожидания, связанные с издевательствами, как сообщить о них, а также процедуры расследования и реагирования, когда что-то происходит.
  • Оцените издевательства в вашей школе и узнайте, как ваша школа сравнивается с национальными показателями издевательств.
  • Реагировать, когда происходят издевательства. Узнайте, как остановить это на месте, выясните, что произошло, и поддержите всех вовлеченных учащихся.
  • Избегайте неправильных указаний в стратегиях предотвращения издевательств и реагирования на них.
  • Используйте бесплатные федеральные и нефедеральные ресурсы о травле.

Как взрослый член сообщества вы играете важную роль в защите всех детей от издевательств. Независимо от того, работаете ли вы в правоохранительных органах, психиатрических службах, общественных или молодежных организациях или выполняете любую другую работу, связанную с детьми, у вас есть ресурсы, которые помогут вам принять меры против издевательств.

  • Во-первых, понимание того, что такое издевательство и чем оно не является, имеет решающее значение для формирования стратегии предотвращения издевательств.

Добавить комментарий