Как должна жена относиться к мужу: Что должен делать муж в семье, женские обязанности. Как должны распределяться обязанности в доме?

Содержание

Новый Завет о браке — православная энциклопедия «Азбука веры»

Оглавление
  • Взаимные права и обязанности супругов
  • Безусловная верность супругов
  • Супружеские отношения
  • Нерасторжимость брака. Развод.
  • Второбрачие вдовствующих
  • Воскресение изменяет значение брака
  • Семья – священный союз
  • Благословенная трудность семьи
  • Новозаветное учение о браке

Взаимные права и обязанности супругов

1‑е Послание Апостола Петра (1Петр.3:1-2,7):
Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Апостола Павла 1‑е послание к коринфянам (1Кор.7:3):
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Апостола Павла послание к колоссянам (Кол.3:18-19):
Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Апостола Павла послание к ефесянам (Еф.5:22-33):
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Безусловная верность супругов

Евангелие по Матфею (Мф.5:27-28):
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Супружеские отношения

Апостола Павла 1‑е послание к коринфянам (Кор.7:3–6):
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Нерасторжимость брака. Развод.

См. также «Что говорит Евангелие о разводе?..» свящ. Константин Пархоменко.

Евангелие по Матфею (Мф.5:31-32):
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (см. Втор.24:1-4). А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Евангелие по Матфею (Мф.19:3-12):
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Евангелие по Марку (Мк.10:2-12):
Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания. Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Евангелие по Луке (Лк.16:18):
Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

1‑е Послание к Коринфянам (1Кор.7:10-18):
А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен, оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Второбрачие вдовствующих

1‑е Послание к Коринфянам (1Кор. 7:39-40):
Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Воскресение изменяет значение брака

Евангелие по Луке (Лк.20:27-40):
Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.

(См. параллели: Мф.22:23-32; Мк.12:18-27).

***

Семья – священный союз

Семья — это первый, естественный и в то же время священный союз. Человек призван строить этот союз на любви, вере и свободе. Семья — первоначальная, исходная ячейка духовности не только в том смысле, что именно здесь человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом. Духовные силы и умения (а также слабости и неумения), полученные в семье, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь.

Настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Если брак не основан на любви, то семья имеет лишь внешнюю видимость; если брак не дает человеку счастья, то он не выполняет своего первоначального назначения. Научить детей любви родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, — это школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В жизни общества она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и “семейных сцен”, — это настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного “неудачничества”.

Человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и “душу” — своеобразие личности, особенности характера, сердечную глубину, для которых внешний облик человека служит лишь телесным выражением или живым органом.

То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство — единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, не сходство характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. Важно, чему ты поклоняешься, что любишь, чего желаешь себе в жизни и в смерти, чем и во имя чего ты способен жертвовать. Жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить. Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим. С этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может решить одну из главных задач брака и семьи — осуществить духовное воспитание детей.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, чем взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее — в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость — и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

Благословенная трудность семьи

Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Создание плодотворных, наполненных любовью и заботой супружеских отношений требует времени и труда, вернее, всей жизни. Необходимо приложить огромные усилия, чтобы эгоистические формы поведения, приобретенные во время ухаживания, трансформировались в бескорыстную любовь, которая является основой счастливого брака.

При вступлении в семейный союз человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор. С одной стороны, необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака, а с другой, хорошо узнать будущего супруга до брака невозможно.

Оба супруга приносят с собой в брак личное прошлое, культуру, манеру общения. Два различных стиля жизни, два жизненных опыта и две судьбы сливаются в единое целое. Но если каждый из супругов не обладает навыками общения и умением понимать другого и не желает учиться этому, то близости, приносящей удовлетворение, не получится.

Брак — это когда сходятся два несовершенных человека, и каждый из них помогает другому дополнить и усовершенствовать себя. Вы не потеряете свою индивидуальность, если научитесь ставить нужды своего супруга выше своих собственных. Брак — не просто нечто, что вы добавляете к своим ежедневным занятиям холостого человека. Брак должен занять центральное место в вашей жизни, а все остальные занятия отойти на второй план.

Благословенная трудность семьи в том, что здесь каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни — к другому человеку. Специально для брака свойство Другого быть именно Другим резко подчеркивает два запрета: библейский запрет на однополую любовь и запрет на кровосмешение. Мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский взгляд на вещи, ее женскую душу — до глубины своей собственной мужской души; и женщина имеет столь же трудную задачу по отношению к мужчине. Кроме того, мужчина и женщина, создающие новую семью, должны прийти непременно из двух разных семей, с неизбежным различием в навыках и привычках, в том, что само собой разумеется, — и заново привыкать к перепадам, к чуть-чуть иному значению элементарнейших жестов, слов, интонаций.

Что касается отношений между родителями и детьми, тут, напротив, единство плоти и крови — в начале пути; но путь — снова и снова перерезание пуповины. Тому, что вышло из родимого чрева, предстоит стать личностью. Это — испытание и для родителей, и для детей: заново принять как Другого — того, с кем когда-то составлял одно неразличимое целое в теплом лоне родового бытия. А психологический барьер между поколениями до того труден, что поспорит и с пропастью, отделяющей мужской мир от женского, и со рвом, прорытым между различными семейными традициями.

Этот Другой — он же, по словам Евангелия, Ближний! Все дело в том, что мы его не выдумали — он неумолимо, взыскательно предъявляет нам жесткую реальность своего собственного бытия, абсолютно не зависящую от наших фантазий, чтобы вконец нас измучить и предложить нам наш единственный шанс на спасение. Вне Другого нет спасения; христианский путь к Богу — через Ближнего.

Новозаветное учение о браке

В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Различия тем более явственны, что в новом Завете использованы категории ветхозаветного мышления для того, чтобы наполнить их новым содержанием. Так, например, в противовес иудейскому представлению, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторождение является оправданием брака. Само по себе деторождение является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается «верой, любовью и святостью» (1Тим.2:15). Особенно ясно изменение ветхозаветных норм жизни видно на трех примерах:

1. Рассказ об отношении Иисуса Христа к левирату1 приведен во всех синоптических Евангелиях (Мф.22:23-32; Мк.12:16-27; Лк.20:27-37). Важно подчеркнуть, что этот рассказ имеет непосредственное отношение к учению Христа о воскресении и бессмертии – учению, которое не нуждается в идее вечной жизни в потомстве. Когда саддукеи («которые говорили, что нет воскресения») спросили, кто из семи братьев, последовательно женившихся на одной и той же женщине, будет иметь ее женой «в воскресении», Иисус отвечал, что «в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

Эти слова часто толкуются в том смысле, что брак есть чисто земное установление, действительность которого уничтожается смертью. Такое понимание преобладало в Западной Церкви, которая разрешает вдовцам вступать в новый брак и никогда не ограничивает число этих браков. Но если считать правильным такое понимание слов Иисуса, то мы окажемся в прямом противоречии с учением о браке апостола Павла и с канонической практикой Православной Церкви. Ответ Иисуса Христа саддукеям строго ограничен значением их вопроса. Они отвергали воскресение, потому что были пропитаны иудаистским пониманием брака как возобновления земного человеческого бытия путем воспроизведения потомства. Об этом Господь и говорит им: «Заблуждаетесь», потому что жизнь в Царствии будет подобна жизни ангелов… Поэтому ответ Христа – только отрицание наивного и материалистического понимания воскресения, отрицание материалистического понимания брака.

2. Сущность христианского брака глубоко освящена в запрещении Христом развода.

Такой запрет прямо противоречит Второзаконию (Мф.5:32; 19:9; Мк.10:11; Лк.16:18). Христианский брак нерасторжим, и это исключает всякие материалистические, утилитарные его истолкования. Союз мужа и жены является самоцелью; это вечный союз между двумя личностями, союз, который не может быть расторгнут ради «продолжения рода» (оправдание конкубината2) или защиты родовых интересов (оправдание левирата).

Так как искусители хотели уличить Христа и обвинить в нарушении закона Моисеева, то, проникая в их тайные мысли, Он указал им на того же Моисея и изобличил их его же словами. «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Мф.19:4, ср.: Быт.1:27). Первоначальный акт творения говорит, что Бог создал человека в действенном виде, т.е. составил одного человека из двух половин – мужчины и женщины, предназначив одну половину для другой, что мужчину Он создал для женщины, а женщину для мужчины. Значит, брак лежит в основе самого акта сотворения человека.

И потому, создав человека таким путем, Бог сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф.19:5, ср.: Быт.2:24). И из этих слов Моисея, раскрывающих основную идею брака, Христос делает прямой и ясный для всех вывод: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ответ решительный, бесповоротный, сам собою вытекающий из плана и задачи сотворения человека. Человек не имеет права расторгать то, что сочетал Бог. И если он иногда и разлучает, то это его произвол, а не воля Господня, это, наоборот, явное нарушение заповеди Господней.

«Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен есть». Требование абсолютной моногамии показало все несовершенство слушателей Христа (см.: Мф.19:10). Фактически любовь стоит вне категорий «возможного» и «невозможного». Она есть тот «совершенный дар», который познается лишь в реальном опыте. Любовь, очевидно, несовместима с супружесткой изменой, потому что в этом случае ее дар отвергается и брака более не существует.

Тогда мы имеем дело не с юридическим только «разводом», но и с трагедией злоупотребления свободой, то есть, с грехом.

3. Апостол Павел, говоря о вдовстве, исходит из того, что брак не прерывается смертью и любовь никогда не перестает (1Кор.13:8). Вообще, отношение апостола Павла к браку разительно отличается от иудаистско-раввинистического взгляда на брак, что особенно заметно в 1‑м Послании к Коринфянам, где апостол отдает предпочтение безбрачию над браком. Только в Послании к Ефесянам этот отрицательный взгляд исправлен учением о браке как образе союза Христа и Церкви; учением, которое стало основой богословия брака, созданного православной традицией.

В спорном вопросе о безбрачии вдов взгляд апостола Павла точно соответствует канонической и освященной традиции Церкви: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:9). Второй брак вдовца или разведенного терпим только как лекарство от «разжжения», не более того. Современный чин благословения второбрачных ясно показывает, что он допускается только из снисхождения к человеческой слабости.

Священное Писание и Предание всегда исходили из того, что верность вдовца или вдовы покойной или покойному – это нечто большее, чем «идеал», это – норма христианской жизни, потому что христианский брак – не только земной, плотский союз, но вечные узы, которые не распадаются и тогда, когда тела наши «станут духовными» и когда Христос будет «всяческая во всех».

Эти три примера ясно показывают, что Новый Завет наполнил древнее библейское учение о браке новым содержанием и что основывается это новое представление на Благой вести о Воскресении, проповеданной Спасителем. Христианин призывается уже в этом мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Царства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае, брак перестает быть простым удовлетворением временных природных потребностей и гарантией иллюзорного выживания через потомство. Это – единственный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только «друг с другом», но и «во Христе».


Примечания:

1 Левират – древний брачный обычай, по которому жена умершего должна выйти замуж за его брата – своего деверя (левиря).

2 Конкубинат – узаконенное Римским правом фактическое сожительство мужчины и женщины без юридического оформления брака.

Права и обязанности супругов в Исламе

Супружеская жизнь состоит из прав и обязанностей, которые представляют собой прекрасное здание, и нарушение этих прав приводит к расколу в построении мусульманской семьи.

В этой статье мы рассмотрим:

– Обязанности мужа перед женой;

– обязанности жены перед мужем;

– общие обязанности супругов.

Обязанности мужа перед женой

У жены есть материальные права, как брачный дар (махр) и содержание, а также права нематериальные: хорошее отношение и справедливость.

1. Брачный дар (махр) — это имущество, которое получает женщина от мужа при заключении брака или первой близости между супругами. Выплата махра становится обязательной для мужчины с момента заключения действительного брака, поскольку Всевышний Аллах сказал:

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً

«И отдавайте женщинам их брачный дар (махр) безвозмездно». (сура «Ан-Ниса», аят 4).

2. Содержание — это питание, одежда и жилье, которые, согласно Шариату, муж обязан предоставлять жене. Всевышний Аллах сказал:

وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

«А отец ребенка обязан обеспечивать питание и одежду матери, согласно установленному (принятому обычаем и согласно своим возможностям)». (сура «Аль-Бакара», аят 233)

Сообщается со слов Муавии аль-Кушайри (да будет доволен им Аллах):

قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ مَا حَقُّ زَوْجَةِ أَحَدِنَا عَلَيْهِ قَالَ أَنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طَعِمْتَ وَتَكْسُوَهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ أَوْ اكْتَسَبْتَ وَلاَ تَضْرِبْ الْوَجْهَ وَلاَ تُقَبِّحْ وَلاَ تَهْجُرْ إِلاَ فِي الْبَيْت

«Однажды я спросил: О Посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена? Он сказал: Ты должен кормить ее, если ешь сам, и одевать ее, если одеваешься сам, и не (должен) ни бить её по лицу, ни говорить ей мерзких слов, ни отворачиваться от нее, если только (это не происходит) дома». (Абу Дауд)

Муж обязан давать жене достаточное финансовое обеспечение и поддержку в соответствии со своими возможностями, статусом и тем, как принято в данном обществе. Жена имеет право на получение полного материального обеспечения от мужа, включая питание, одежду, жилье, образование, медицинское обслуживание, расходы на отдых и тому подобное. Муж не имеет права отказывать жене в материальном обеспечении или принуждать ее самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

От Абу Мас’уда аль-Бадри (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا أنْفَقَ الرَّجُلُ عَلَى أَهْلِهِ نَفَقَةً يَحْتَسِبُهَا فَهِيَ لَهُ صَدَقَةٌ مُتَّفَقٌ عَلَيهِ

«Если человек расходует (средства) на свою семью с верой и надеждой на награду Аллаха, это становится для него садакой». (Аль-Бухари, Муслим)

3. Хорошее отношение. Муж должен хорошо обращаться с женой, говоря ей благое и относиться к ней с должным уважением. Он должен быть снисходительным по отношению к ней, прощая ей ее проступки и закрывая глаза на многие ее действия, которые ему не по душе, жалея ее, а также по возможности наставляя её и давая добрые советы. Хорошее отношение подразумевает достойное поведение, слова и дела, то есть, мужчина не должен причинять женщине вред своими словами и поступками. Он не должен стыдить ее, унижать её человеческое достоинство и обижать ее.

Всевышний Аллах сказал:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

«Живите с ними достойно» (сура «Ан-Ниса», аят 19)

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ

«Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму». (сура «Аль-Бакара», аят 228)

Сказал Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах):

إني أحب أن أتزين للمرأة كما أحب أن تتزين لي المرأة لأن الله تعالى يقول: ولهن مثل الذي عليهن بالمعروف

«Я люблю украшаться для своей жены так же, как я люблю, чтобы она украшалась для меня, потому что Всевышний Аллах говорит: Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму». (Ибн Аби Шейба)

Достоверно пришло в Сунне о хорошем отношении к женам, и разъяснение их прав и обязанностей супругов.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается в двух достоверных сборниках, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

استوصوا بالنساء خيرا فإنهن خُلقن من ضِلع ، وإن أعوج ما في الضِلع أعلاه ، فإن ذهبت تقيمه كسرته ، وإن تركته لم يزل به عوج

«Относитесь к женщинам хорошо! Воистину, женщина сотворена из ребра, и самая кривая часть ребра — это верхняя. Если ты захочешь выпрямить его, то поломаешь, а если ты оставишь его, то оно останется кривым». (Аль-Бухари, Муслим)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

استوصوا بالنساء خيرا ، فإنما هن عوان عندكم ، لاتملكون منهن غير ذلك ألا وإن لكم في نساءكم حقا ، ألا وإن لنسائكم عليكم حقا ، فحقكم عليهن أن لا يوطئن فرشكم من تكرهون ولا يأذنّ في بيوتكم من تكرهون ، وحقهن عليكم أن تحسنوا إليهن في طعامهن وكسوتهن

«Относитесь к женщинам хорошо, ведь они — ваши пленницы, и нет у вас прав на иное в отношении них. И, поистине, у вас есть право на ваших женщин, и, поистине,  у ваших женщин есть право на вас. Ваше право на них в том, чтобы они не впускали в дом того, кто вам не нравится, а их право на вас в том, чтобы вы заботились о их еде и одежде». (Ат-Тирмизи)

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет Аллах им доволен), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

أكمل المؤمنين إيماناً أحسنهم خلقاً، وخياركم خياركم لنسائهم

«Самый совершенный верующий это тот, чей нрав наиболее совершенен. А самые лучшие из вас это те, кто лучше всех относится к своим женщинам». (Ат-Тирмизи)

К важнейшим правам жены относятся также:

4. Половое сношение с ней. Маликиты сказали: «Совершение полового сношения — обязанность мужчины, если только у него нет оправдания». Имам аш-Шафии сказал: «Половое сношение не является обязательным для него, потому что это его право, и не является его обязанностью». Ханбалиты сказали: «Половое сношение с женой должно совершаться с женой раз в четыре месяца, если только у него нет оправдания».

Половое сношение в анус запрещено и является большим грехом, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن الله لا يستحي من الحق، لا تأتوا النساء في أدبارهن

«Поистине, Аллах не стыдится истины, не совершайте половое сношение с женщинами в задний проход». (Ибн Маджа)

لا ينظر الله إلى رجل جامع امرأته في دبرها

«Аллах не посмотрит на мужчину, который совершил половое сношение с женщиной в задний проход». (Ибн Маджа)

5. Справедливость. К правам жены относится проявление справедливости между женами в ночлеге и в материальном обеспечении. И тот, у кого две жены и более, обязан согласно мнению ученых быть справедливым между женами. Муж обязан ночевать у жен поочерёдно, независимо от того, здоров он или болен, или здорова или больна жена, или она в состоянии хайда или нифаса. Если же другие жены дадут свое согласие на то, чтобы во время болезни за ним ухаживала одна жена, то это разрешается.

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ كانت له امرأتان فَمَالَ إلى إحْداهُما جاء يومَ القيامةِ وشِقُّهُ مَاِئلٌ

«Если у мужчины было две жены, и он отдавал предпочтение одной из них, то в День Воскрешения он предстанет, склонившись набок». (Абу Дауд)

Жена не обязана по шариату прислуживать мужу — печь хлеб, месить тесто, готовить, стирать и делать другие подобные дела.

Однако, учитывая обычай (урф) местности и проявляя набожность, жене следует взять домашние дела на себя, даже если она будет благородного происхождения, потому, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разделил обязанности между Али и Фатымой (да будет доволен ими Аллах), возложил работу вне дома на Али, а на Фатыму — работу по дому, несмотря на то, что она является госпожой женщин в Раю.

Обязанности жены перед мужем

1. Повиновение мужу. Жена должна повиноваться своему мужу, когда муж желает насладиться ею, и когда ей нужно выйти из дома.

Жена должна повиноваться мужу, если он зовет ее в постель, если только это не отвлекает ее от обязательных молитв или не причиняет ей вреда.

Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لو كنت آمراً أحداً أن يسجد لأحد، لأمرت المرأة أن تسجد لزوجها

«Если бы я имел право повелеть (то есть если бы было дозволено) кому-либо совершить земной поклон другому (помимо Аллаха), то я повелел бы жене совершить земной поклон своему мужу». (ат-Тирмизи)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا دعا الرجل امرأته إلى فراشه، فأبت أن تجيء، فبات غضبان عليها، لعنتها الملائكة، حتى تصبح

«Если мужчина позовет свою жену на свое ложе, а она откажется, и он заснет, гневаясь на нее, то ангелы будут проклинать ее до самого утра». (Аль-Бухари, Муслим)

Жене не разрешается выходить из дома, даже в хадж, кроме как с разрешения мужа; он также может запретить ей ходить в мечети и другие места.

Шафииты сказали, что нежелательно мужу запрещать жене навещать отца, если он сильно болен, или присутствовать на его похоронах, потому что это может вызвать отвращение и привести к непослушанию. Но ханафиты разрешили женщины выходить без разрешения мужа, если один из родителей заболеет.

Нахождение женщины дома не подразумевает запирание или ограничение ее, напротив, нахождение дома — это лучшее, что есть для женщины.

Сообщается со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن المرأة عورة، فإذا خرجت استشرفها الشيطان، وأقرب ما تكون من رحمة ربها، وهي في قعر بيتها

«Поистине, женщина это аурат, и когда она выходит, то шайтан приукрашивает ее. И ближе всего она к милости Своего Господа в глубине своего дома». (Ат-Тирмизи)

Женщина может соблюдать добровольный пост только с разрешения мужа, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا يحل لامرأة أن تصوم، وزوجها شاهد إلا بإذنه، ولا تأذن في بيته إلا بإذنه

«Не дозволяется женщине поститься, если муж ее дома, кроме как с его разрешения». (Аль-Бухари)

2. Оберегание чести и имущества. Женщина обязана оберегать в отсутствии мужа себя, супружеский дом, его имущество и детей. В достоверном хадисе говорится:

والمرأة راعية على بيت زوجها وولده، فكلكم راع وكلكم مسؤول عن رعيته

 «… и женщина — пастырь в доме мужа своего, и она несет ответственность за свою паству». (Аль-Бухари)

3. Хорошее отношение. Жена должна относиться к мужу с уважением, и не должна причинять ему вред своими словами и поступками.

Передают от Му’аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا تؤذي امرأة زوجها في الدنيا إلا قالت زوجته من الحور العين: لا تؤذيه، قاتلكِ الله، فإنما هو عندكِ دخيل، يوشك أن يفارقك إلينا

«Всякий раз, как в этом мире женщина причиняет страдания своему мужу, его жена из числа гурий обязательно говорит: “Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только твой гость, который уже скоро покинет тебя (и отправится) к нам!”» (Ат-Тирмизи)

4. Выход в путешествие только с лишь мужем или махрамом. Женщине недозволенно путешествовать без сопровождения махрама. По мнению большинства ученых это относится как к длительному, так и короткому путешествию. Ей запрещается выезжать без махрама на любое расстояние, которое можно назвать путешествием.

Передается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время своей проповеди сказал:

لَا تُسَافِرْ الْمَرْأَةُ إِلَّا مَعَ ذِي مَحْرَمٍ ، وَلَا يَدْخُلُ عَلَيْهَا رَجُلٌ إِلَّا وَمَعَهَا مَحْرَمٌ

«Пусть женщина путешествует только в сопровождении махрама. И пусть не входит к ней мужчина, если при ней нет махрама». (Аль-Бухари)

Имам ан-Навави (631–676 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах), разъясняя, что под путешествием в этом хадисе не подразумевается определенное расстояние, пишет:

فالحاصل أن كل ما يسمى سفرا تنهى عنه المرأة بغير زوج أو محرم سواء كان ثلاثة أيام أو يومين أو يوما أو بريدا أو غير ذلك لرواية بن عباس المطلقة وهي آخر روايات مسلم السابقة لا تسافر امرأة إلا مع ذي محرم وهذا يتناول جميع ما يسمى سفرا والله أعلم

«Итак, женщине запрещается выходить в путь без махрама во все поездки, которые называются путешествием. Будь-то путешествие продолжительностью в три, в два дня, в день или в полдня или так далее. Так как передается от Ибн ‘Аббаса в «Сахихе Муслим», что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть женщина путешествует только в сопровождении махрама», что включает в себя любое путешествие. А Аллах знает лучше». («Шарх Сахих Муслим» 9/103-104)

Имам Шамсуддин ар-Рамли (ум. 1004) (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Нихаят уль-Мухтадж» 3/250:

أما سفرها وإن قصر لغير فرض فحرام مع النسوة مطلقا

«Поездка женщины с определенной группой женщин, кроме как для совершения фарда, является абсолютно запретной даже на короткое расстояние».

5. Применение воспитательных мер. Муж имеет право наказать свою жену в воспитательных целях, если она проявляет неповиновение, отказывается его слушать, за исключением того, что Аллах запретил. Потому что Всевышний Аллах сказал:

فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا

«Если же они послушны, то не ищите путей причинения им вреда». (сура «Ан-Ниса», аят 34)

Праведная жена не нуждается в том, что к ней применяли воспитательные меры, ибо Всевышний Аллах сказал:

فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللَّهُ

«Праведные женщины — это те, которые покорны (своим мужьям) и хранят то, что должны хранить, в отсутствие мужей». (сура «Ан-Ниса», аят 34)

А что касается той, кто не является праведной, то это та, кто нарушает супружеские права, не подчиняется мужу, она та, кто заслуживает, чтобы ей применили меры.

Признаки непокорности: непокорность делом, отказ в чем-либо, проявление хмурости или с неохотой идти к мужу, когда он вежливо позвал ее. Непокорность словом: отвечать мужу грубо после мягкого его обращения.

Применение воспитательных мер мужем идет в следующем порядке:

1) Наставления и увещания. Мужчина увещевает свою жену с мудростью и по-доброму, обращая ее внимание на ее проступки посредством намеков, слов или же легких, негрубых упреков.

2) Покидание в супружеской постели. Если увещания не помогли, то мужчина покидает жену в супружеской постели. Согласно словам Всевышнего:

وَاللَّاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ

«А тем женщинам, непокорности которых вы опасаетесь, делайте наставления, (затем) разделите с ними постель, (а если и это не поможет, то) стукните их». (сура «Ан-Ниса», аят 34)

Жену не стукают согласно мнению большинства, как сказал имам ан-Навави: «Более достоверное мнение — что стукают», согласно словам Всевышнего: «Разделите с ними постель, (а если и это не поможет, то) стукните их».

Имеется в виду: покидайте их, если они проявили непокорность, и стукайте их, если они проявляют упорство в этом.

3) Удары (стуки) должны быть легкими и не должны быть сильными или оставлять следы. Следует избегать при ударе: лицо и живот. Удары должны быть чисто символические — сиваком или чем-то подобным или ладонью по верхней части плеча.

Если муж столкнется с упрямой непокорностью со стороны жены, ему лучше ограничиться устрашениями (угрозами), не прибегая к ударам. Потому что сообщается со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах):

ما ضرب رسول الله -صلى الله عليه وسلم- شيئا قَطُّ بيده، ولا امرأة ولا خادما، إلا أن يجاهد في سبيل الله، وما نيِل منه شيء قَطُّ فينتقم من صاحبه، إلا أن ينتهك شيء من محارم الله تعالى، فينتقم لله تعالى

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда никого не бил своей рукой, ни женщину, ни раба, — за исключением тех случаев, когда он сражался (с врагом) на пути Аллаха. И когда бы ему ни нанесли обиду, он никогда не мстил обидчику, за исключением тех случаев, когда нарушались запреты Всевышнего Аллаха, и тогда он взыскивал (с нарушителя) ради Всевышнего Аллаха». (Муслим)

4) Третейский суд (примирение посредством вмешательства родственников). Если ни одно из перечисленных выше средств не помогло и посредством них не удалось перевоспитать и образумить женщину, то мужчина идет к судье и объясняет ему сложившуюся ситуацию, чтобы тот назначит его и ее родственника в качестве третейских судей, для того, чтобы примирить супругов или расторгнуть брак.

Всевышний Аллах сказал:

وَإِنْ خِفْتُمْ شِقَاقَ بَيْنِهِمَا فَابْعَثُوا حَكَمًا مِنْ أَهْلِهِ وَحَكَمًا مِنْ أَهْلِهَا إِنْ يُرِيدَا إِصْلَاحًا يُوَفِّقِ اللَّهُ بَيْنَهُمَا

«И если вы опасаетесь разлада между ними (мужем и женой), то отправьте (к ним) судью из его семьи и судью из ее семьи. Если они хотят примирения, то Аллах даст им благословение». (сура «Ан-Ниса», аят 35)

Общие обязанности супругов

Большинство предыдущих прав, особенно право на удовлетворение — являются общими правами обоих супругов, однако обязанностей по отношению к жене больше (более важны), нежели ее обязанностей. Потому что Всевышний Аллах сказал:

وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ

«Но у мужей есть главенство над ними (женщинами)». (сура «Аль-Бакара», аят 228)

Супругам желательно хорошо обращаться друг с другом, говорить мягко и с уважением. Лучший из вас тот, кто лучший для своих женщин.

Муж должен ревновать свою супругу, но не быть чрезмерным в этом.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا يَفْرَك مؤمن مؤمنة، إن كره منها خلقاً، رضي منها خلقاً آخر

«Верующий не будет ненавидеть верующую. Если ему не нравится в ней какая-то черта, то он будет доволен какой-то другой». (Муслим)

Мулла Али аль-Кари (ум. в 1014), да смилуется над ним Аллах, комментирует этот хадис:

وفيه إشارة إلى أن الصاحب لا يوجد بدون عيب فإن أراد الشخص بريئا من العيب يبقى بلا صاحب ولا يخلو الإنسان سيما المؤمن عن بعض خصال حميدة فينبغي أن يراعيها ويستر ما بقيها

«В этом хадисе есть указание, что не бывает супруги без недостатков, и если (мужчина) хочет найти себе жену без изъянов, то останется без жены. И всякий человек, особенно верующий, не может не обладать какими-то похвальными чертами, поэтому надо обращать внимание на них, скрывая ими другие». («Миркат уль-Мафатих» 5/118)

(Статья подготовлена на основе книги «Аль-Фикх аль-Ислямийлю ва адиллятух» (الفقه الاسلامي وادلته) доктора Вахба аз-Зухайли, да смилуется над ним Аллах)



Как женщина должна относиться к мужчине согласно Богу | Как быть благочестивой женщиной

2022-07-25 2022-07-25

Готовы ли вы прославлять Бога в своем браке?
Меган Бейли меган бейли

Shutterstock.com

Существует множество неправильных представлений о том, что значит быть благочестивой женой. Некоторые люди выбирают библейский стих, который звучит так, будто женщина всегда должна подчиняться своим мужьям, несмотря ни на что. Это приводит к разорванным отношениям, которые вообще не являются примером Божьей любви.

Когда Библия прочитана полностью, мы можем начать по-настоящему понимать, что значит быть надлежащей женой-христианкой. Мы узнаем, что в отношениях на обоих людей возлагаются ожидания, которым Бог хочет, чтобы мы стремились соответствовать. В конце концов, Бог всегда должен быть в центре любого брака. Он может направить нас к тому, чтобы стать лучшей версией себя, которой мы можем быть. Быть женой-христианкой не всегда легко, но нам никогда не приходится делать это в одиночку.

Вот несколько ключевых стихов из Библии, которые показывают нам, что значит быть благочестивой женой.

Она должна обращаться с ним бережно.

Pixabay.com

Она должна обращаться с ним бережно.

«Она делает ему добро, а не вредит во все дни жизни своей» (Притчи 31:12).

Благочестивая жена знает, что она всегда должна поддерживать своего мужа и никогда не унижать его. Это, вероятно, одна из самых важных вещей, которые Бог хочет, чтобы мы помнили. Относиться к кому-либо с заботой — это то, что мы должны делать как христиане, но это невероятно важно для семейного окружения. Старайтесь позитивно проводить время, проведенное с мужем. Не говорите что-то из гнева, ненависти или из подлости, независимо от того, что еще может происходить. Будьте уважительны и любвеобильны, как если бы вы относились к своим родителям или друзьям.

Она должна относиться к нему с уважением.

Shutterstock.com

Она должна относиться к нему с уважением.

«…и жена да уважает мужа своего» (Ефесянам 5:33).

Жена-христианка всегда должна уважать своего мужа. Уважение — один из самых важных аспектов отношений, потому что оно закладывает основу для всего остального. Недостаток уважения уменьшает желание любить. Уважение означает слушать своего мужа, обращаться с ним справедливо и заставлять его чувствовать себя ценной частью вашей жизни. Уважение не означает, что вы должны терпеть все, что хочет ваш муж. Если ваш муж приказывает вам делать что-то, что вас не устраивает, помните, что вы всегда должны повиноваться Богу, а не мужчинам.

Она должна быть благородной и грациозной.

Скрыть

Она должна быть благородной и грациозной.

«Жена благородная — венец мужа своего, а бесчестная жена — как тление в костях его» (Притчи 12:4).

Быть благородной женщиной означает соответствовать более высоким стандартам, чем все христиане. Вы должны каждый день стремиться быть более похожей на Христа не только потому, что вы христианин, но и потому, что вы хотите быть лучшей версией себя, которой вы можете быть для своего мужа и семьи. Не поддавайтесь и не поддавайтесь желаниям сатаны, ибо это только еще больше отдалит вашего мужа от Христа. Бог говорит нам, что мы невероятно достойны своей семьи, и мы должны стремиться соответствовать тем ожиданиям, которые Он возлагает на нас.

Она должна обеспечить компанию.

Shutterstock. com

Она должна обеспечить компанию.

«Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18).

Хотя все мы призваны быть помощницами, Библия уделяет особое внимание ответственности жен. Заметьте, однако, что еврейское значение слова «помощник» в этом отрывке на самом деле означает, что женщина способна творить добро в жизни своих мужей. У жены есть особая способность поднять своего мужа, чтобы он стал тем, кем он должен быть. Благодаря их товарищеским отношениям их мужья могут процветать! Будьте рядом со своим мужем. Будьте для него плечом, на которое он может опереться, человеком, которому он может доверять и с которым можно поговорить, и наслаждайтесь временем, которое вы все проводите вместе. Это создает атмосферу любви для всех.

Она должна уважать его лидерство.

Shutterstock.com

Она должна уважать его лидерство.

«Но хочу, чтобы вы поняли, что всякому мужчине глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Коринфянам 11:3).

Когда многие женщины слышат это, они волнуются, а иногда и злятся. Это противоречивая концепция, согласно которой женщина подчиняется лидерству своего мужа, но обычно это происходит потому, что ее неправильно понимают. Подчинение своему мужу никогда не должно означать слепого послушания. Писание ясно говорит о том, что жена должна добровольно подчиниться любящему руководству своего мужа, и это помогает ему выполнять свои обязанности истинного благочестивого мужа. Уважая руководящую роль своего мужа, вы помогаете ему стать лидером, каким его задумал Бог.

Shutterstock.com

Жены-христианки могут обратиться к Библии за ответами о том, как прославить Бога в своем браке. Настоящий христианский брак включает в себя радость, жертвенность, посвящение, любовь и прощение. Вы можете это сделать. Хотя мы никогда не будем совершенными, Бог дает нам советы о том, как быть лучшими женами, какими мы можем быть.

Меган Бейли — бывший специалист по социальным сетям и продюсер контента для Beliefnet. Она училась в Университете Джеймса Мэдисона, где получила степень в области психологии. Меган Бейли

Вернет Beliefnet — это веб-сайт, посвященный образу жизни, на котором публикуются редакционные материалы на темы вдохновения, духовности, здоровья, хорошего самочувствия, любви и семьи, новостей и развлечений.

Почему жена должна слушаться мужа?

Хвала Аллаху.

Что мусульманин должен сделать, когда он узнает правило Ислама, так это подчиниться ему и поверить в него, даже если он не знает мудрости, стоящей за этим. Аллах говорит (интерпретация значения): 

«Не для верующего, мужчины или женщины, когда Аллах и Его Посланник постановили вопрос, у них должен быть какой-либо выбор в их решении. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в явное заблуждение» 9. 0003

[аль-Ахзааб 33:36]

Он должен быть уверен, что за всеми постановлениями Ислама стоит высшая мудрость, но эта мудрость может быть скрыта, и он может не понять ее. В таком случае он должен понять, что это происходит из-за его невежества и недостатков человеческого интеллекта, который не свободен от недостатков.

Когда мужчина и женщина вступают в брак и живут вместе, между ними неизбежно возникают разногласия, и последнее слово в решении вопроса должно быть за одной стороной, в противном случае разногласия будут множиться, а споры будут увеличивать. Так что должен быть кто-то ответственный, иначе брак рухнет.

Поэтому ислам сделал мужа защитником и кормильцем жены и возложил на него ответственность вести хозяйство, потому что в большинстве случаев он более совершенен в рациональном мышлении, чем она. Это означает, что она обязана ему подчиняться. Аллах сказал (интерпретация смысла): 

«Мужчины являются защитниками и кормильцами женщин, потому что Аллах сделал одну из них превосходящей другую, и потому что они расходуют (для поддержания их) из своих средств» [ан-Нисаа ‘ 4:34] 

Среди причин этого следующие: 

1 – Мужчины более способны нести эту ответственность, так же как женщины более способны, чем мужчины, заботиться о детях и домашних делах. Так что каждый из них имеет свою естественную роль и положение.

2 – В исламе мужчины обязаны тратить на своих жен; жена не должна работать или зарабатывать на жизнь. Даже если у нее есть независимый доход или она разбогатеет, муж все равно обязан тратить на нее столько, сколько ей нужно. Поскольку он несет ответственность за расходы, он становится защитником и кормильцем своей жены и ставится во главе (домашнего хозяйства).

Отсюда мы видим хаос в обществах, которые идут против этого: мужчины не берут на себя ответственность расходовать на своих жен, а жены не обязаны подчиняться своим мужьям; они выходят из дома, когда захотят, оставляют семейное гнездышко пустым и пренебрегают своими детьми. Женщина должна много работать, даже если это за счет ее дома и семьи.

Мы также должны принять к сведению следующие моменты: 

1 – Женщина будет вознаграждена Аллахом за ее послушание мужу.

2 – Это послушание не должно включать неповиновение Аллаху. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет послушания ни одному сотворенному существу, если оно связано с неповиновением Творцу».

Добавить комментарий