Можно ли во взрослом возрасте избавиться от заикания? И что этому мешает?
Заикание – проблема или своеобразная изюминка? Для людей без нарушений речи общение часто является главной радостью в жизни, а для заикающихся – становится настоящим испытанием, приносящим волнение и тревогу. Портал Свойкировский.рф поговорил с логопедом-заикологом Ольгой Южаковой и узнал, что помогает людям решиться преодолеть заикание, какие типы этого нарушения речи существуют и может ли взрослый человек избавиться от него навсегда.
Что такое заикание?
В Вятском центре патологии речи с заиканием работают уже полтора года. За всё это время с помощью логопедов-заикологов избавились от речевого дефекта более 100 детей и взрослых. В среднем за помощью в центр ежемесячно обращаются пять – шесть человек.
По словам специалистов, сказать однозначно, сколько именно кировчан страдают от заикания, невозможно. Всё потому, что многие взрослые даже не думают обращаться к логопедам или психологам, потому что уже привыкли так жить: заикание не мешает им в работе, в общении с родственниками или друзьями, а многие услуги сейчас и вовсе можно получить онлайн, не говоря при этом ни слова.
Внезапно осознать во взрослом возрасте, что у тебя появились признаки заикания, невозможно, рассказывает логопед-заиколог Ольга Южакова.
– Сенситивный (чувствительный – прим. ред.) период для появления данной патологии всё-таки проходит в возрасте от трёх до пяти лет. Заикание может носить волнообразный характер: вначале может достаточно быстро пройти, а потом снова проявиться в подростковом или уже взрослом возрасте, – отмечает специалист. – Волна может повториться из-за какого-то сильного психогенного фактора. Чтобы человек начал заикаться спонтанно, при этом раньше никогда не испытывая дискомфорта в речи, – такого на моей практике ещё не было.
Заикание – это нарушение речи, при котором человек часто повторяет или пролонгирует (удлиняет) звуки, слоги, слова. Так, частые остановки в речи разрывают её ритмическое течение. В отечественной логопедической литературе заикание характеризуется как темпо-ритмическое нарушение речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Вятский центр патологии речи работает с заиканием педагогическими методами: логопедическими и коррекционными.
– Есть много разных методик по работе с заиканием, например, в Центре патологии речи мы работаем по методике Натальи Геннадьевны Шутовой. Это комплексная программа, которая позволяет работать одновременно с основными компонентами речи: дыханием, голосом и его мягким включением, ритмом, темпом, а также с артикуляцией. Выразительность и интонация речи также прорабатываются, – объяснила Ольга Южакова.
По словам специалиста, логопед-заиколог не всегда работает с заиканием в одиночку:
– Несмотря на то, что указанная выше методика не предполагает совместную работу логопеда-заиколога и психолога либо какого-то другого сопутствующего специалиста, в центре занятия с психологом входят в комплекс работы по коррекции заикания. Взрослому человеку, например, с помощью психолога становится гораздо проще пройти нашу программу, – рассказала специалист.
В центре фотографии логопед-заиколог Ольга Южакова
От простого к сложному: какие бывают заикания?
По степени сложности эксперт выделила несколько видов. Так, заикание может быть лёгкой, средней и тяжёлой степени.
– Лёгкая степень заикания – это когда человек не акцентирует внимание на своём дефекте речи. Он может свободно общаться, у него нет логофобии. Но когда такой человек начинает говорить, то начинает заикаться на начале фразы, а затем легко выходит из этого состояния и продолжает оставшуюся фразу без дефектов, – отметила Ольга Южакова.
По её словам, в этом случае заикание проявляется только в каких-то эмоциональных ситуациях, например, когда человеку нужно выступать перед широкой аудиторией. При этом в привычной обстановке он может и не заикаться, уверена специалист. Она добавила, что при лёгкой форме заикания человек хорошо может читать стихотворения, без запинок.
А дальше уже степени заикания возрастают к средней и тяжелой. Самой сложной считается та, при которой запинки в речи присутствуют постоянно и сопровождаются сбитым дыханием и судорогами дыхательного аппарата. Также при такой степени возникают лицевые судороги, отягощённые различными тиками (тик – это быстрое, стереотипное кратковременное непроизвольное элементарное движение, прим. ред.): подёргивается глаз или веко, например.
– При тяжёлой степени заикания есть даже такие судороги, при которых лицо человека каменеет во время речи: он застывает в определённой позе и может пребывать в ней в течение минуты, а дальше снова продолжать говорить. Зачастую это происходит с таким человеком регулярно. Проблемы возникают даже при чтении, – рассказала специалист.
По мнению эксперта, логофобия усложняет работу не логопеду, а самому заикающемуся. Потому что человеку гораздо сложнее признаться себе в том, что у него есть дефект речи. Специалист уточнила, что именно эти моменты и нужно прорабатывать с психологом.
– Боязнь говорить чаще формируется в подростковом возрасте. Именно в это время человек уделяет своей фигуре больше внимания, в том числе и в обществе сверстников: ему нужно получить среди них признание. Когда подросток не может правильно и красиво выразить свои мысли речью, он уходит в себя. И тогда предпочитает избегать различные выступления перед классом, любого общения, старается меньше говорить и вообще меньше появляться на людях, – сообщила логопед. – Логофобия достаточно индивидуальна и возникает не во всех случаях заикания. Так, например, есть подростки, которые совсем не стесняются своего нарушения речи и особенно не переживают из-за него и воспринимают заикание как изюминку.
Несмотря на то, что программа курса в центре рассчитана для всех её учеников на год, человеку с логофобией, который может испытывать дискомфорт при общении в дальнейшем, специалист рекомендует продолжить заниматься с логопедом-заикологом или психологом.
– В курсе все страхи в речи прорабатываются отдельно и иногда человеку бывает этого достаточно. Но для тех, кому этого обучения не хватает, в центре есть поддерживающие курсы. В первую очередь они помогают тем, кто не может самостоятельно организоваться – чтобы получить результат, в течение трёх месяцев после курса ученику придётся ежедневно заниматься. Человеку достаточно сложно справляться с нарушением речи в одиночку, мы же предлагаем поддержку со стороны специалистов, тем самым стимулируя его к выполнению заданий. – рассказала Ольга Южакова.
Она отметила, что на курсе каждому ученику оказывают максимальную поддержку. Участники программы еженедельно сдают видеоотчёты, на которых фиксируют выполнение заданий. Логопеды-заикологи просматривают их и что-то в работе учеников корректируют, за успехи – хвалят.
– Такой формат работы помогает ученикам не отпустить ситуацию, а наоборот контролировать её и даёт дополнительный стимул для занятий. Взрослые участники программы всегда по-разному относятся к таким отчётам: кто-то теряется, кто-то выполняет всё, что требуется, – отметила специалист.
Важно ли найти причины заикания? Как их определяют?
По словам Ольги Южаковой, очень важно сначала найти причины заикания. В первую очередь, специалисты всегда анализируют анамнез.
– Необходимо выяснить, с какого именно момента у человека начались проблемы с речью. Если есть возможность, узнать у родителей, как проходили роды, а также о том, последовательным ли было развитие ребёнка: начиная от моторного и заканчивая онтогенезом речи. Также очень важно выяснить и то, какие отношения складываются внутри семьи, частыми ли были различные стрессовые ситуации, которые тоже могли повлиять на речь ребёнка, – сообщила эксперт.
По мнению логопеда-заиколога, не менее важно специалистам знать и о том, когда именно ребёнок начал говорить. Так как поздноговорящие дети чаще начинают заикаться. Когда такой ребёнок только осваивает речь, его артикуляционный аппарат оказывается не готов говорить. Ему многое хочется сказать, и тогда в речи возникают запинки, это тоже может вызвать заикание, отметила Ольга Южакова.
Кому легче избавиться от заикания: взрослому или ребёнку?
Считается, что проще перестать заикаться ребёнку. Однако для лечения взрослых также существуют различные практики и техники.
– Скажем так, дети избавляются от заикания легче, чем взрослые. Всё потому, что мозг ребёнка гораздо пластичнее: у него намного быстрее формируются новые нейронные связи. Однако ребёнку гораздо сложнее объяснить, зачем ему это нужно, – считает логопед-заиколог Ольга Южакова.
Эксперт отметила, что это связано с тем, что у детей зачастую не настолько развит уровень самоконтроля. Но при этом ребёнок хорошо «зеркалит» нужные упражнения – у них они откладываются в долгий ящик.
– У взрослых учеников нейронные пути уже сформированы и при разговоре выработался некий алгоритм действий. Взрослому человеку гораздо сложнее выйти из зоны комфорта и начать действовать как-то по-новому: ведь тогда ты начинаешь говорить абсолютно по-другому и, соответственно, в глазах окружающих ты выглядишь уже не так, как раньше. Это как научиться заново ходить или дышать, – сравнивает эксперт.
Чтобы взрослому человеку избавиться от заикания, ему необходимо сделать над собой серьёзное усилие, требующее сильного самоконтроля, а для этого человеку нужна весомая мотивация, считает Ольга Южакова. По её словам, некоторых не мотивируют даже видео с результатами до и после курса. Такие люди выходят с курса в обычную жизнь и забрасывают упражнения, ссылаясь на нехватку времени или любые другие обстоятельства. Логопед-заиколог уверена, что без мотивации взрослому человеку достаточно сложно добиться необходимого результата.
– Это как с письмом. В школе нас всех учат писать буквы. Сначала мы просто учимся их писать, потом совершенствуем навык и начинаем выводить их красиво. Когда эти умения закрепились, во время письма мы уже не задумываемся о том, как какую букву писать, – рассуждает специалист. – И в работе с заиканием всё точно так же. Чтобы перестать думать о том, как правильно говорить, полученные навыки нужно довести до автоматизма.
Что может мотивировать избавиться от заикания взрослого человека?
Мотивировать человека преодолеть заикание может многое:
перевод на новую должность, на которой он станет публичной личностью;
перевод на руководящую должность, когда человеку придётся стать примером для других сотрудников;
ситуация, при которой человек может чувствовать дискомфорт от того, как он выглядит со стороны во время очередной судороги, которая видна окружающим, например.
– В таких случаях это действительно мешает общению, высказаться, чтобы тебя поняли окружающие, и это тоже хороший мотиватор, – отметила Ольга Южакова. – Но бывает заикание лёгкой степени, которое не очень мешает ему разговаривать. В таких случаях человеку значительно проще избавиться от речевого нарушения, но гораздо сложнее замотивировать себя автоматизировать новый навык.
По её словам, всё потому, что человек в данном случае рассуждает так: окружающие к этому привыкли, и я привык, вроде и хотелось бы исправить, да и так тоже ничего.
– Езжу на старенькой «Ладе», хотелось бы, конечно, иномарочку, проехался бы на такой машинке, но вроде и моя ещё нормальная. Да, немного тарахтит, ну и что? А чтобы на иномарке ездить, надо немного поднапрячься, вот и с заиканием примерно так же выходит, – сравнила логопед-заиколог.
Как вести себя окружающим рядом с заикающимся человеком?
Каких-то определённых алгоритмов поведения при общении с заикающимся человеком нет. Как сообщила Ольга Южакова, достаточно оказывать ему должную поддержку. Так, например, после того, как закончился курс по преодолению заикания, человеку необходимо следить за темпом, ритмикой своей речи. Очень важно, чтобы кто-то из родственников или друзей помог ему в этом.
– Нужно относиться к таким людям с пониманием и стараться следить не только за речью человека, преодолевшего заикание, но и за своей в том числе. Чтобы не задавать ему высокий темп разговора. Останавливать, если он вдруг ускорился, и давать время передохнуть. Я на своей практике, к счастью, не встречала негативной реакции на людей в реабилитационный период, – заверила логопед-заиколог.
Эксперт также добавила, что если человек живёт один и ему не к кому обратиться за помощью после прохождения курса, то он тоже может получить поддержку в Центре патологии речи.
– Мы не отказываемся от своих учеников сразу после окончания курса. Если моему подопечному после прохождения учебной программы нужна помощь, он знает, что может мне позвонить по видеосвязи, например, и я расскажу ему, всё ли он сделал верно [с использованием всех правил речи, которые мы с ним разучили], – добавила Ольга Южакова.
По словам специалиста, до конца избавиться от заикания взрослый человек может, но 100% гарантию дать невозможно в силу того, что каждый случай с нарушением речи индивидуален.
Фото: Вятский центр патологии речи
Подробнее узнать о курсе по коррекции заикания можно по телефону: 8 (8332) 45-33-60. Киров, Ленина, 164, корп. 5. Сайт: https://vcosp.ru, ВК: https://vk.com/vcosp, Инст: https://www.instagram.com/vcpr_zaikanie_net/. Лицензия №1698 от 17 марта 2020 г. Патент №2721301 от 18 мая 2020 г.
По теме
4306 5
«Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте»: зачем родители устраивают пышные праздники детям и нужны ли они им
Как я лечил заикание
История болезни
Но так и не смог от него избавиться
Этот текст написал читатель в Сообществе. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции
Anton Zhitarev
живет с заиканием
Профиль автораВ 1996 году, когда мне было 15 лет, я начал заикаться.
Не хочу раскрывать подробности. Скажу только, что в моей семье случилось событие, из-за которого я пребывал в состоянии страха несколько часов. На следующее утро проснулся и обнаружил, что не могу нормально говорить. Запинки возникали почти в каждом слове при общении и с близкими, и с незнакомыми. Пытаясь что-то сказать, я нервничал и от этого начинал заикаться еще сильнее.
Сейчас мне 42 года. Полностью избавиться от заикания не удалось, но я смог сделать его менее заметным. Расскажу, какие методы лечения пробовал и что помогло улучшить речь.
Почему возникает заикание
Медредакция
на страже здоровья
Заикание — это нарушение беглости речи. Оно возникает из-за того, что мышцы артикуляционного аппарата непроизвольно сокращаются во время разговора. В результате человек повторяет отдельные звуки, слоги, слова, растягивает их или делает непреднамеренные паузы.
С артикуляционного аппарата спазмы могут распространяться на соседние мышцы. Поэтому иногда заикание сопровождается морганием, подергиванием челюсти, плеч и другими непроизвольными движениями. Негативные симптомы могут усиливаться на фоне стресса, усталости и ослабевать после отдыха.
В зависимости от причин выделяют несколько форм заикания.
Связанное с развитием. Такое заикание возникает у детей от двух до шести лет. Его объясняют нарушениями в развитии участков мозга, ответственных за воспроизведение речи. У 90% детей дефект проходит самостоятельно до 18 лет. Если заикание продолжает сохраняться в подростковом возрасте, оно, как правило, переходит и во взрослую жизнь.
Нейрогенное. Возникает после черепно-мозговых травм, инсультов и других повреждений головного мозга.
Психогенное. Становится следствием эмоциональной травмы. Это крайне редкая форма заикания, которая обычно возникает у взрослых.
Врачи относят психогенное заикание к конверсионным расстройствам — состояниям, при которых психические проблемы «конвертируются» в физические симптомы, которые человек не может контролировать. Это могут быть не только нарушения речи, но и ослабление слуха, зрения и прочее.
Особенность психогенного заикания — внезапное начало и повторение начальных или ударных слогов при разговоре. Многие люди с этой формой дефекта также страдают психическими заболеваниями, например тревожным расстройством или депрессией, которые развились после эмоциональной травмы.
Как я занимался с логопедом
Мама отвела меня в поликлинику к логопеду почти сразу после стрессового события. На первой же консультации врач дала пару рекомендаций:
- Говорить медленнее и слегка нараспев. Но у меня это не получалось, потому что я начинал заикаться с первых букв фразы.
- Усилить артикуляцию и говорить громче, чтобы увеличить поток воздуха через связки. Эта рекомендация оказалась полезной. Говорить действительно стало проще.
Я начал ходить на занятия к логопеду три раза в неделю. Каждое занятие длилось примерно два часа, на них мы с врачом выполняли разные упражнения. Например, много раз повторяли слоги, фразы или отдельные звуки. Смысл был в том, чтобы научиться преодолевать запинки и почувствовать себя увереннее при разговоре.
Еще мы занимались артикуляционной гимнастикой: тренировали мышцы щек, губ и языка.
Благодаря гимнастике я стал реже ощущать спазмы мышц во время затыков. Упражнения нужно было повторять дома — по меньшей мере по часу, пока не устанешь. Начинать врач советовала с медитаций. В течение нескольких минут я спокойно дышал, затем приступал к занятиям. Во время упражнений старался не думать о речи, а сосредотачивался на дыхании или какой-нибудь части тела.
Где-то через два месяца логопед предложила испробовать новый метод терапии. Две недели я молчал, чтобы артикуляционный аппарат отвык от речи. А затем врач начала заново обучать меня говорить: ставила отдельные звуки, слоги, следила за дыханием. Учила дышать то грудью, то животом, переходить с носового дыхания на ротовое и обратно.
Но все же полностью дефект не проходил — и иногда это сильно демотивировало. Мне казалось, что это уже какая-то неотъемлемая часть меня, с которой невозможно справиться.
Сейчас думаю, что, возможно, я мог бы победить заикание, если бы лучше отрабатывал упражнения дома. Но так вышло, что история совпала с периодом подросткового бунта — домашние занятия я часто саботировал. Поначалу мама и бабушка пытались на меня как-то повлиять, но в итоге сдались и махнули рукой.
Через полгода я бросил ходить к логопеду. После этого еще месяц с горем пополам занимался дома самостоятельно. А потом окончательно на все забил.
Сходите к врачу
В этой статье мы не даем рекомендации. Прежде чем принимать решение о лечении, проконсультируйтесь с врачом. Ответственность за ваше здоровье лежит только на вас.
Какие еще варианты лечения я пробовал
Невролог. К неврологу меня отвели примерно в то же время, что и к логопеду. Врач назначил какие-то успокоительные настойки типа валерианы. Точно уже не помню, но, кажется, легче от них не стало.
Психолог. Когда мне было 16 лет, маме дали контакты частного психолога. Я сходил на две сессии.
Специалист, как в кино, расспрашивал, что я чувствую и как отношусь к тем или иным событиям в своей жизни. И убеждал меня, что испытывать негативные эмоции — это нормально. Результата от общения я не ощутил. Возможно, потому что изначально был настроен скептически и не доверял психологу.
Как выбрать психотерапевта
Гипнолог. На гипноз мама водила меня три или четыре раза — тоже к частному специалисту. Что он пытался внушить, не знаю. Мне тогда ничего не объясняли. Эффекта от этих сеансов тоже не было.
Народная медицина. Народными методами меня упорно лечила бабушка. Она находила «авторские» рецепты отваров, настоев и порошков. Помню, как однажды я принимал настой, который нужно было отмерять пипеткой по каплям. Бог знает из чего он был сделан, но вкус у него был мерзкий — до сих пор удивляюсь, как не отравился.
Травами бабушка не ограничивалась. В ход шли заговоры, шепотки, умывания святой водой и прочая эзотерика. Как-то раз она пыталась снять с меня порчу. Я сидел на стуле, а она руками собирала негативную энергию над головой и стряхивала ее в таз с водой. Как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно.
Желание бабушки использовать любой шанс, чтобы вылечить внука, я понимаю, но повторять такое никому не советую.
Как лечат заикание
Медредакция
на страже здоровья
Занятия с логопедом. Это основной метод лечения всех форм заикания. Логопед обучает приемам, которые улучшают беглость речи. Например, учит говорить медленнее, чтобы замечать запинки. Постепенно темп речи наращивают до естественного. Также специалист занимается с пациентом артикуляционной гимнастикой, работает над дыханием при разговоре, учит преодолевать беспокойство, которое возникает при запинках в речи.
Электронные устройства. Некоторым людям справляться с заиканием помогают устройства с эффектом отсроченной обратной слуховой связи. Они похожи на слуховой аппарат, который вставляется в ухо. Через наушник заикающийся человек слышит свою речь с запозданием на доли секунды — это вынуждает его говорить медленнее.
Другой тип наушников дублирует речь заикающегося, слегка искажая его голос. У человека возникает ощущение, что он говорит в унисон с другими людьми. Хоровой эффект помогает сильно уменьшить или даже полностью устранить заикание.
Долгосрочных исследований электронных устройств нет, поэтому пока неясно, как долго сохраняется результат от их использования.
Психотерапия и психотропные препараты. Чтобы устранить психологические проблемы, которые усугубляют заикание, пациентам рекомендуют когнитивно-поведенческую терапию. Если выявляют тревогу или депрессию, назначают психотропные препараты. При психогенном заикании также могут быть эффективны групповая и семейная терапия.
Легкую степень заикания, при которой запинки в речи возникают редко и длятся меньше секунды, зачастую удается устранить полностью. В остальных случаях лечение если не избавляет от дефекта, то помогает существенно улучшить беглость речи и развить коммуникативные навыки.
Как работа продавцом помогла улучшить речь
В 17 лет мне захотелось иметь собственные деньги — я начал искать работу. В силу возраста выбирать особенного было не из чего, и я устроился разъездным продавцом — коммивояжером. С утра приезжал на базу, загружал полный рюкзак отечественной парфюмерии и шел ее продавать — хоть кому-нибудь.
Мой заработок напрямую зависел от продаж, поэтому я вынужден был говорить много и старался делать это правильно. Даже если мне становилось дискомфортно, застопориться во время беседы с покупателем было нельзя. Иначе он уходил, а я оставался без денег. Мне же хотелось заработать как можно больше — это мотивировало преодолевать затыки в речи лучше, чем похвалы от логопеда.
В итоге эта работа помогла улучшить речь больше, чем все предыдущее лечение. За три месяца работы я избавился от комплекса заики и поборол страх общения с незнакомыми людьми. Число запинок в речи уменьшилось: они стали возникать только в начале предложений, да и то не в каждом. Но главное, что я вынес из этого опыта: заикание — не приговор, с ним вполне можно жить и работать.
Как понять, что ребенку нужны занятия с логопедом
Как дела с речью сейчас
Сейчас я заикаюсь так же, как и в 17 лет.
Чистота моей речи сильно зависит от эмоционального состояния. В периоды стресса заикание усугубляется. При сильных затыках я стараюсь говорить медленнее, активнее артикулирую, помогаю себе жестами и разгонными словами. Например, вместо «с утра шел на работу» говорю «тут с утра шел на работу». Но слова-паразиты для связки слов внутри предложений не использую: не хочу загрязнять речь.
Хуже стрессов на меня влияет недосып. Если не удается поспать ночь, речь становится настолько плохой, что ничего не помогает. В такие дни я стараюсь вообще не разговаривать.
С 2002 года я работаю в технической поддержке. Устроился туда по специальности — не ради борьбы с заиканием. Но терапевтический эффект от работы ощущаю. В течение дня я много говорю, а людям приходится выслушивать меня до конца. Возможно, это не совсем честно по отношению к ним. Но думаю, что имею право работать кем хочу и где хочу. Табуированными для себя считаю только профессии диктора и чтеца.
На личную жизнь заикание никак не влияет. Жена и друзья не обращают внимания на затыки — спокойно ждут, пока я договорю. С коллегами отношения тоже хорошие. К тому же на своей работе я не единственный сотрудник с дефектом речи.
Всем, кто столкнулся с аналогичной проблемой, рекомендую не повторять мою ошибку — не бросать занятия с логопедом и психологом. Я знаю, что при должном подходе можно полностью вылечить заикание или сделать его практически незаметным.
Тем, кто общается с заиками, тоже хочется дать несколько советов. Не нужно заканчивать за человеком предложения, обрывать его посреди речи словами «все, понятно» или сочувственно на него смотреть. Миллионы людей в мире говорят невнятно, картавят, шепелявят, присвистывают или имеют еще какие-то дефекты речи. Заикание — такой же дефект. И он никого не делает людьми с инвалидностью.
История болезни. Здесь читатели рассказывают о своих болезнях, которые повлияли на образ жизни или отношение к ней
Мероприятия по терапии заикания для взрослых
В этом посте мы рассмотрим стратегии лечения заикания у взрослых. Мы называем человека, который заикается, PWS .
Помните, что взрослые, страдающие заиканием в процессе развития, возможно, на протяжении многих лет сталкивались со стигмой и смущением. Они также, вероятно, проходили лечение заикания в прошлом — с разными результатами.
Во-первых, подробно изложите историю болезни и проведите собеседование.
Во время лечения сообщайте пациенту как можно больше информации. Обсудите причины вашего решения о лечении. Будьте гибкими: скорректируйте свой план лечения, чтобы удовлетворить потребности пациента (ASHA, расстройства беглости речи).
Сотни раздаточных материалов и рабочих листов, основанных на фактических данных, можно найти в нашем бестселлере «Стартовый пакет по логопедии для взрослых»!
Посетите наш магазин!
Содержание- Виды лечения заикания
- 21 Идеи терапии заикания для взрослых
- Дополнительные ресурсы
900 03 Популярные статьи:
- Банк целей для логопедии взрослых
- Афазия Подходы к лечению
- Как сделать книгу памяти (бесплатный шаблон)
Методы модификации речи применяются ко всей речи человека, а не только к нарушениям речи. Они стремятся изменить время и напряжение всей речи . Конечная цель — более беглая речь в целом.
2. Модификация заиканияМетоды модификации заикания целевая невнятная речь . Чтобы сделать это эффективно, СПВ должны сначала понять, что происходит в их телах как во время беглой, так и не беглой речи.
Модификация заикания помогает PWS:
- Выявлять основные виды поведения, связанные с заиканием
- Распознавать сопутствующее физическое поведение
- Выявлять точки физического напряжения и бороться с ним в моменты нарушения речи
- Окончательно уменьшать это физическое напряжение
(ASHA , Нарушения беглости речи)
Эти подходы к лечению направлены на устранение негативных реакций, сопровождающих заикание . Их часто включают в другие методы лечения заикания, хотя есть несколько подходов, которые полностью сосредоточены на замещении негативных мыслей и/или принятии заикания.
В эту категорию мы включаем направления к специалистам в области психического здоровья.
4. Повышение уровня участияЭтот подход помогает PWS стать более активным участником жизни , в том числе чаще высказываться и преодолевать препятствия для участия.
Примерами лечения являются прогулки, телефонные звонки или стратегии преодоления проблем на рабочем месте.
В конце концов, PWS может принять множество методов борьбы с заиканием, но вводить их следует по одному.
В целом, если техника модификации речи или заикания не уменьшает нарушения речи после трех сеансов (или пациенту это не нравится), откажитесь от нее и попробуйте другую.
Многие пациенты изучают методы коррекции речи и заикания, читая вслух или копируя прямую модель. По мере того, как они осваивают эту технику, пусть они переходят к более сложному материалу для чтения (предложениям, наполненным триггерными звуками/словами и т. д.) и простым разговорам со знакомым партнером.
Дополнительные способы повышения сложности:
- Более сложные разговоры со знакомым собеседником
- Добавление фонового шума
- Разговор в разных условиях
- Разговор с другим собеседником
Обзор анатомию и физиологию разговора с пациентом перед началом лечения. Улучшение осознания своего тела может сделать лечение более эффективным:
Чтобы говорить, вы должны координировать дыхание, издавать звуки и формировать звуки. Заикание может произойти, когда любой из них прерывается.
Дыхание (Дыхание для речи)- Когда вы делаете вдох, ваши голосовые связки открываются, а легкие расширяются и наполняются воздухом.
- Когда вы выдыхаете, воздух выходит из легких и между голосовыми связками.
- Непосредственно перед тем, как говорить, вы выдыхаете, и ваши голосовые связки закрываются.
- Звук создается, когда воздух проходит через сомкнутые голосовые связки.
- Звук, создаваемый вашими голосовыми связками, поднимается вверх по горлу и выходит изо рта и/или носа.
- Вы двигаете языком, губами, челюстью и небом (задняя часть нёба), чтобы сформировать все звуки речи.
Ресурсы
- Видеообзор того, как мы говорим (автор Евгений Логопед)
Пациент начинает произносить около 1 слога в секунду, растягивая каждый звук и вставляя паузы между слогами и словами.
Сниженная скорость речи во время чтения:
- Читайте вслух в унисон с пациентом, используя медленный темп пациент, чтобы скопировать вас
Также известна как «плавная речь». Это снижает скорость речи и заикание за счет удлинения слогов. Постепенно научите пациента говорить с нормальной скоростью.
- «Хии уезжает в ооооооооооооооооооооооооооооооооон по пт».
Кривая дыхания представляет собой простое изображение, которое помогает PWS визуализировать, как координировать дыхание с фонацией.
Для печати: щелкните правой кнопкой мыши, скопируйте изображение, вставьте в текстовый документ, отформатируйте по своему усмотрению и распечатайте! Или см. пакет Fluency Pack для версии для печати и использования.
Как использовать кривую дыхания:
- Проследите кривую пальцем
- Вдох на восходящей кривой
- Выдох на нисходящей кривой
- Скажите «хааа» вскоре после начала выдоха
- Постепенно говорить более длинные слова и предложения всякий раз, когда вы проводите пальцем по линии разговора
Избегайте резких голосовых атак, используя /h/. Это фонема, которая обеспечивает максимальный и легкий воздушный поток.
Попросите пациента начать с произнесения /h/ плюс гласный звук. Далее следуют /h/ начальные слова, /h/ начальные предложения, затем фразы, начинающиеся с гласных звуков.
6. Легкие артикуляционные контактыАртикуляторы мягко двигаются и соприкасаются. Чтобы уменьшить артикуляционное напряжение, научите пациента различать жесткий и легкий контакт.
Например, объясните разницу между произношением /h/ и /p/. Попросите пациента использовать легкие контакты при выполнении следующих контактных упражнений:
Свет против жестких звуковГа/Па
Хау/Пау
Мотыга/По
Он/Горох
Привет/Пай
Ветчина /Pam
Hop/Pop
Heal/Peel
Hang/Pang
Host/Post
Чтобы узнать больше о легких и жестких звуках, списках слов /h/, материалах для чтения, кривой дыхания и т. д., ознакомьтесь с Fluency Pack!
View Fluency Pack
7. Непрерывное озвучивание и воздушный потокПопросите пациента «поддерживать двигатель», произнося всю постановку или предложение без перерывов (до тех пор, пока ему не понадобится сделать вдох).
8. ОтменыНаучите пациента сначала делать паузу на несколько секунд после заикания, а затем повторять слово снова, с меньшим напряжением.
«Ф-ф-ф- [пауза]. Пятница.
9. ВытягиванияКогда пациент заикается, попросите его вытянуть или соскользнуть с него, пока он продолжает говорить, чтобы избежать остановки или блока.
«Х-х-х- [выдвигается] хххх уезжает в пятницу».
10. Подготовительные наборыКогда пациент ожидает, что он будет заикаться на звуке, попросите его «расслабиться» в слове, слегка продлив начальный звук.
«Он [полегче] уезжает в пятницу».
11. МетрономС помощью метронома помогите своему пациенту говорить в более медленном темпе.
Попросите пациента произнести один слог или слово за удар. Постепенно увеличивайте скорость до нормальной скорости речи.
Существует множество бесплатных приложений метронома, которые вы и ваши пациенты можете загрузить на свои телефоны или планшеты.
12. Хоровая речьЧитайте вслух вместе с пациентом. Затухайте до тех пор, пока пациент не начнет читать вслух один.
13. СлежкаПациент читает сценарий в унисон с записью того же сценария.
14. Электрокардиостимуляция- Запишите целевые слова или фразы для вашего пациента. Поставьте точку под каждым слогом.
- Попросите пациента коснуться каждой точки и произнести по одному слогу на точку.
- Продолжайте в темпе по одной точке на слог.
- Постепенно переходите к завершению фаз, затем к предложениям.
Псевдозаикание – намеренное заикание. СПВ может заикаться через определенные промежутки времени (каждое 3-е слово, начало каждого предложения и т. д.) или при определенных звуках (все твердые согласные и т. д.)
Преднамеренно заикаясь, человек может лучше себя контролировать их речи, что может уменьшить тревогу непреднамеренного заикания.
Ресурсы- Добровольное заикание: как это может помочь беглости речи?
- Приложение Stamuri для лечения заикания
Эта терапия направлена на преодоление трудностей, через которые проходит СПВ, чтобы избежать заикания. Это избегающее поведение (закрытие глаз, замена слов и т. д.), а также чувства и установки, поддерживающие страх заикания.
Целью и процессом АРТС-терапии является систематическое уменьшение этого страха и избегания.
Ресурсы- Учебные семинары и видеоматериалы по ARTS
Группы поддержки и сообщества могут предложить PWS столь необходимую эмоциональную и практическую поддержку. Национальная ассоциация заикающихся (NSA) имеет местные отделения, а также мероприятия (онлайн и в прямом эфире).
АНБ также предлагает бесплатные онлайн-практики собеседования при приеме на работу, а также вебинары и другие ресурсы для преодоления трудностей на рабочем месте.
18. Сертификация советаЧтобы стать начальником по беглости, подумайте о том, чтобы стать сертифицированным специалистом по беглости.
Чтобы подать заявку, вам необходимо получить степень C плюс три года опыта работы с не менее 450 часами лечения нарушений беглости речи.
19. Когнитивная реструктуризацияЦель когнитивной реструктуризации состоит в том, чтобы помочь СПВ заменить негативные мысли, которые у них есть о себе и своей речи, новыми мыслями, которые принесут им больше пользы.
Вам потребуется дополнительное обучение для применения этого метода лечения или обратитесь к квалифицированному специалисту в области психического здоровья.
Терапия принятия и приверженности (ACT)Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)ACT — это целостный, ориентированный на человека подход, который позволяет людям изменить свои отношения со своими эмоциями и мыслями. Один из основных принципов ACT – осознанность. Осознанность — это намеренное осознание настоящего момента (например, посредством медитации), помогающее освободиться от автоматических мыслей и перенаправить внимание, снизить эскалацию эмоций и повысить самопринятие.
ASHA, Нарушения беглости речи
20. ОсознанностьЦелью КПТ является изменение текущих негативных мыслей, эмоций, и/или поведения и заменить их положительными путем выявления модели мышления и сложные когнитивные искажения в режиме реального времени. Совсем недавно когнитивно-поведенческая терапия и осознанность стали применяться в терапии заикания и могут свидетельствовать о том, что КПТ+осознанность более полезна для клиентов, страдающих заиканием, чем только когнитивно-поведенческая терапия.
ASHA, Нарушения беглости речи
Как упоминалось выше, осознанность может быть очень полезной при СПВ. Осознавая настоящий момент без осуждения, СПВ могут легче чувствовать, что происходит в их теле и уме, когда они заикаются.
Это может привести к самопринятию, сохранению спокойствия и замечанию закономерностей, над которыми они могут работать, чтобы улучшить беглость речи.
Ресурсы- Осознанность для заикающихся: 4 управляемые медитации
Самораскрытие — это когда СПВ «раскрывает» о том, что у него заикание. Это может помочь как человеку, который заикается, так и его собеседнику чувствовать себя более непринужденно во время разговора.
Американский институт заикания приводит несколько примеров самораскрытия:
Джон, врач в больнице, ежедневно навещает нового пациента: «Привет, миссис Доу, я доктор С-С-Ссссмит. Вы могли заметить, что я заикаюсь. Это не имеет никакого отношения к вашему делу. Я просто так разговариваю. Теперь давайте поговорим о вашем кровяном давлении».
Анна, в продуктовом магазине. У нее нет бонусной карты, и кассир просит ее указать номер телефона: «Конечно, но сначала я должен сказать, что я действительно заикаюсь, и мне особенно трудно произносить числа. Заранее благодарим за ваше терпение».
Посмотреть стартовый пакет
Что вызывает заикание у взрослых и что с этим делать? | Районная речевая и языковая терапия
Никто не всегда говорит с идеальной ясностью — мы все заикаемся и иногда с трудом говорим.
Однако, если вы испытываете частые и серьезные трудности с беглой речью, у вас может быть заикание.
Если вы считаете, что страдаете заиканием, вы можете узнать больше о заикании; вот для чего мы здесь.
Заикание обычно начинается в детстве, но у взрослых также может наблюдаться позднее начало нарушения речи, иногда в результате травмы, инсульта или черепно-мозговой травмы.
СВЯЗАННЫЕ С: признаки того, что у вашего малыша может быть нарушение речи
Это может начаться внезапно, или вы могли заикаться всю свою жизнь.
Тем не менее, давайте поговорим о причинах заикания и о том, какие услуги логопеда по уменьшению заикания могут помочь.
Что такое заикание?
Заикание — это речевое расстройство, также известное как заикание или детское расстройство беглости речи, и оно включает в себя частые проблемы с беглостью и плавностью речи.
Если вы заикаетесь, вы можете заметить, что ваша речь повторяется, прерывается и продлевается.
Часто встречающееся у детей, которые учатся говорить, заикание может развиться во взрослом возрасте по разным причинам.
Заикание происходит не потому, что вы не знаете, какие слова хотите сказать; вместо этого заикание — это проблема с фактической способностью воспроизводить речь.
Определенные слова или звуки могут быть особенно сложными, это зависит от человека к человеку.
Заикание считается нарушением беглости речи, как и нарушение невнятности речи, но эти два расстройства проявляются совершенно по-разному.
Как выглядит заикание?
Повторение является распространенным проявлением заикания, когда человек повторяет слово, звук или слог.
Заикание также может вызывать частые паузы во время речи, когда вы работаете над формулировкой проблемного звука или слова.
Другие распространенные признаки заикания включают:
- Удлинение звука или слова
- Звуки-наполнители, такие как «гм» или «гм»
- Напряжение мышц лица и верхней части туловища при разговоре
- Сломанные слова или паузы внутри слов
Заикание также может вызывать видимые физические симптомы, включая быстрое моргание, лицевые тики, сжатые кулаки или тремор губ и челюстей.
Эмоции и определенные состояния могут усугубить заикание, например, стресс, волнение или недостаток сна.
Публичные выступления и разговоры по телефону также являются распространенными триггерами.
Что вызывает заикание?
Дети часто испытывают заикание как нормальный этап обучения речи.
Эти случаи заикания часто проходят со временем или с помощью логопеда для детей.
Однако примерно 20-25% не имеют.
У взрослых также может развиться заикание из-за различных факторов.
На самом деле, возможно, есть даже знаменитые взрослые, которые заикаются, о которых вы можете не знать!
Давайте рассмотрим некоторые известные причины заикания у взрослых.
1. Генетика
За последние несколько десятилетий накопилось ошеломляющее количество доказательств генетической причастности к заиканию.
Те, чьи члены семьи заикаются, генетически более склонны к этому нарушению речи, что подтверждается исследованиями генетических связей и ассоциаций.
Хотя генетика влияет на то, испытываете ли вы заикание или нет, серьезность заикания не зависит от генетики.
Таким образом, если у члена вашей семьи сильное заикание, вы сами не подвергаетесь большему риску серьезного заикания.
Другие факторы могут работать в тандеме с генетической предрасположенностью, увеличивая ваши шансы на развитие заикания.
2. Развитие ребенка
Если у вас были проблемы с речью в детстве, они могут сохраниться во взрослом возрасте или могут вновь проявиться в какой-то момент вашей жизни.
Заикание в связи с развитием у детей обычно происходит в возрасте от двух до шести лет.
В зависимости от тяжести и длительности заболевания обычно проходит самостоятельно или с помощью логопеда.
Однако заикание может повториться во взрослом возрасте из-за основной проблемы с процессами контроля моторики речи.
Если у вашего ребенка есть признаки заикания, рекомендуется как можно скорее записаться на прием в районный отдел речи.
Логопедия на раннем этапе, как правило, дает лучшие результаты, чем лечение в более позднем возрасте.
На самом деле начинать логопедическую терапию для детей никогда не рано.
3. Факторы окружающей среды
Факторы окружающей среды могут влиять на развитие заикания и продолжительность жизни.
Исследования изучали роль между выражает эмоции и заикается.
Выраженные эмоции — это термин, используемый для описания часто критического и враждебного отношения к заикающимся со стороны членов семьи и общества в целом.
Согласно вышеупомянутому исследованию, у детей может « развиться заикание из-за уничижительных и критических комментариев, связанных с речью членов их семьи ».
Последствия социально-семейных факторов могут выходить далеко за пределы детства и вызывать длительное заикание или повторение когда-то пережитого заикания.
Это может привести к необходимости логопедического лечения для взрослых.
4. Побочный эффект лекарства
Если вы заметили внезапное начало заикания и принимаете новое лекарство, эти два явления могут быть связаны.
Ряд фармацевтических препаратов имеют проблемы с речью, указанные как известный побочный эффект.
Лекарства, которые могут вызывать заикание, часто являются препаратами, воздействующими на нейротрансмиттерные системы, в том числе:
- Амитриптилин – антидепрессант
- Сертралин – антидепрессант
- Метилфенидат – лекарство от СДВГ, более известное как риталин
- Ломустин – препарат для лечения опухолей головного мозга
Если вы принимаете одно из этих лекарств, поговорите со своим врачом о возможных альтернативах.
5. Идиопатическое заикание
Возможно, вы читаете приведенные выше причины и думаете, что ни одна из них не относится к вам и вашему состоянию речи.
Идиопатическое заикание — термин, обозначающий внезапное начало заикания, вызванное неизвестными причинами.
Однако то, что видимой причины нет, не означает, что вы ничего не можете с этим поделать.
Патология речи все еще может помочь решить вашу идиопатическую проблему с беглостью речи.
6. Другие причины
Существуют различные другие причины, которые могут вызывать или усугублять ваше заикание.
Нейрогенное заикание — еще одна распространенная причина заикания у взрослых, вызванная черепно-мозговой травмой, инсультом или другим травмирующим событием.
Если это произошло в результате инсульта, вам также может потребоваться лечение афазии логопедом, поскольку они связаны между собой.
Заикание также может развиться в результате сильного стресса.
Будь то стресс из-за такого события, как автомобильная авария, или что-то более рутинное, например финансовый или семейный стресс, ваша беглость речи может быть нарушена.
Логопедия для взрослых, которые заикаются
От генетических факторов до факторов окружающей среды, а также независимо от того, страдали ли вы заиканием в детстве или нет — логопед может помочь вам уменьшить степень заикания, которое вы испытываете.
Логопед для взрослых может определить тип заикания и наилучшее лечение для вас и ваших индивидуальных потребностей.
Логопедия может помочь вам развить эффективное общение и улучшить беглость речи.
Наряду с традиционной логопедией ваш логопед может использовать различные методы, включая когнитивно-поведенческую терапию и устройства отсроченной слуховой обратной связи, поскольку разные варианты лечения подходят для разных людей и в разных условиях.
Еще одним важным аспектом логопедической терапии для взрослых является уменьшение беспокойства, улучшение вашего психического здоровья и придание вам уверенности в своей речи.
Ваш логопед будет работать с вами, чтобы улучшить ваши речевые навыки и не позволить заиканию помешать вам жить полной жизнью.
Запишитесь на прием в районный отдел речи сегодня
Заикание может вызвать сильный стресс и тревогу, но вы не должны страдать в одиночестве.
Логопедия — это мощный инструмент, который может помочь вам преодолеть проблемы с речью и помочь вам общаться уверенно и без проблем.