Стоит ли извиняться, когда не виноват, и зачем просить прощения, если прав
Представьте себе ситуацию: вас обвиняют в чём-то, в чём нет вашей собственной вины. Естественно, никакие аргументы вам не помогают и только усиливают негатив. Что делать в таком случае? Стоит ли извиняться перед человеком или попытаться всё-таки настоять на собственной правоте? Вопрос очень деликатный и многогранный, но мы попробуем разобраться.
Перед кем извиняемся?
Стоит ли извиняться или лучше этого не делать, зависит в первую очередь от того, что за человек перед вами.
Надо ли просить прощения у партнера?
Допустим, это ваша вторая половинка.
Есть одно мудрое выражение: «Первым извиняется не тот, кто виноват, а тот, кто дорожит отношениями».
Вы наверняка знаете, что негатив ни к чему хорошему не приводит, поэтому, если вас по-мелочи в чём-то обвиняют, не упрямьтесь, а просто извинитесь. Особенно, это касается парней: девушки часто закатывают истерики по поводу и без него, и иногда слово «прости» — самый безболезненный выход из ситуации.
Извиняться ради выгоды?
Другой пример: перед вами человек, вышестоящий по должности — декан факультета вашего университета или начальник по работе. Стоит ли извиняться перед ним, если не виноват? Мы считаем, что да. От ваших извинений никому хуже не станет, зато вы сможете избежать конфликта и сохранить хорошие отношения с тем, к кому за помощью вы ещё не один раз обратитесь. В подобной ситуации важно не перейти грань, когда вы извиняетесь и хоть примерно понимаете, за что, и заискиваниями.
Не извиняйтесь перед малознакомыми
Если же вас обвиняет незнакомец, нужно ли извиняться перед ним? Конечно, нет. Если вы ни в чём не виноваты, имеет смысл просить прощения только у тех людей, с которыми вы тем или иным образом связаны и хотите сохранить дружеские отношения. Не стоит извиняться перед неизвестными вам личностями, ведь если они в чём-то вас обвиняют, значит, хотят спровоцировать конфликт в своих корыстных целях — кто знает, что у них в голове, поэтому рекомендуем избегать подобных людей.
За что не нужно извиняться
Есть несколько вещей, за которые мы не рекомендуем вам извиняться — никогда, ни перед кем. Давайте разберёмся подробнее.
Извиниться, когда не прав, несложно и иногда имеет смысл. Но если вас обвиняют в том, что вы – человек?
Усталость не делает из вас виновного.
Вы пришли с работы и легли отдыхать, а ваша вторая половинка обиделась на вас за то, что вы не уделяете ей внимание — обида очень эгоистичная, по правде говоря. Не стоит извиняться перед ней за свою усталость, ведь отдых — естественная потребность организма. Просто объясните любимому человеку, что вы очень устали и обязательно уделите ему время после того, как отдохнёте — но никаких «прости» и «извини», иначе вам попросту сядут на шею.
Внешность – причина для извинений?
Не нужно извиняться за то, каким вас сотворила природа. Если вы не нравитесь кому-то, просто забудьте — и всё. Никому никогда не надо просить прощения за свой внешний вид, потому что никто не выбирал, каким родится.
Убеждения – только вы правы в том, во что верите.
Не стоит извиняться перед христианами за то, что вы атеист — и наоборот. У каждого человека есть свои убеждения, и он должен их отстаивать. Запомните, если вам кто-то говорит, что вы ошиблись в этом плане, ни в коем случае не надо просить прощения у этого человека. Убеждения — та область, в которой полезно быть упрямым.
Просить прощения за любовь?
«Сердцу не прикажешь», поэтому когда кто-то винит вас в том, что вы выбрали плохого партнёра, нужно ли извиняться? Конечно же, нет. Человек не может просто выбрать того, в кого он влюбится — этот процесс полностью неконтролируемый. Вы видите свою вторую половинку совершенно иначе, чем другие люди, поэтому никогда не пытайтесь у кого-либо попросить прощения за ваш личный выбор.
Как правильно просить прощения
Допустим, вы не виноваты, но признали вину, чтобы избежать конфликта. Как правильно просить прощения? Во-первых, холодное «прости» или «извини» помогает редко. Чтобы у человека возникло ощущение, что вы правда раскаиваетесь в содеянном (хотя вы-то и ничего не делали), нужно во время извинения озвучить причину обиды. Представьте, что ваш обвинитель — батюшка, а вы на исповеди. Включите актёрское мастерство и раскайтесь в том, чего вы не делали. Тогда в ваше извинение поверят и изменят отношение на благоприятное для вас.
Надеемся, статья вам понравилась, и вы извлекли из неё максимум пользы! И помните: извиняйтесь лишь тогда, когда извинения имеют смысл. И порой этот смысл в признании себя неправым, даже если это не так, ради получения чего-то большего.
Всегда знать, как поступить
Вы лучше других знаете, как вести себя в любой ситуации. Зная, как реагировать на поведение окружающих и как выстроить свою модель поведения, легко избавиться от, как минимум, 50% сомнений, о которых Вы размышляете в течение дня. Гораздо продуктивнее будет посвятить это время более важным решениям, не так ли?
Поговорить с психологом
Как извиниться, чтобы улучшить отношения — Кинжал
Полезный навык, если вы совершаете ошибки
Можно извиниться так, что к тебе не будет никаких вопросов и ваши отношения с другим человеком только укрепятся. А можно извиниться так, что станет ещё хуже. Вот необходимая техника безопасности:
Важнейшая задача — чётко сформулировать, в чём именно ваш прокол и за что вы извиняетесь. Распространённая ошибка — абстрактное или ироничное извинение, когда очевидно, что вы не признаёте свою вину.
Главная беда при извинениях — сглаживать свою вину: мол, на самом деле проблема не такая уж и страшная. Получается, что человек вроде извиняется, но на самом деле имеет в виду, что извиняться тут не за что.
Оправдание — это когда мы говорим, что да, мы сделали что-то неправильно, но не по своей вине, а из-за каких-то объективных обстоятельств. Смысл извинений в том, что мы берём ответственность на себя, а не скидываем на других.
А что, если правда задача пришла только вечером, а перед кольцом пробка? А тогда нужно понять, нужно ли извиниться. Извинения — это мы говорим: «Я доставил тебе неудобства, я это признаю». Когда мы оправдываемся, мы перечёркиваем смысл извинения.
Если вы действительно в чём-то виноваты, можно предложить другому человеку как-то исправить ситуацию, искупить вину или восстановить справедливость.
Важно именно предложить, а не решить за другого человека, что будет считаться справедливостью. А то человек может сказать: «Всё, я угощаю тебя кофе, и мы квиты». А на самом деле другой человек считает, что его оплошность гораздо страшнее, чем кофе. Или вы говорите «Я сделаю три следующие этапа работы раньше срока», а это другому человеку совершенно не нужно. И получится, что вы как будто восстановили справедливость, а на самом деле нет.
Варианты «сорри», «сорьки» и «сорян» — подчёркнуто неформальные и могут показаться неискренними. Так можно говорить, только если извиняетесь перед кем-то очень близким за не очень большой проступок и на самом деле не особо ощущаете свою вину:
Извиняться нужно за что-то, где вы подвели человека или доставили ему неудобства, хотя не должны были.
Например, если вы обещали клиенту что-то сделать и не сделали, вероятно, вы доставили неудобства. Полезно будет извиниться и предложить новый план действий: «Иван, я не успеваю сделать то-то к сроку. Прошу прощения, это мой недосмотр. Вот что предлагаю…»
А вот если вы ничего не обещали, то извиняться не за что. Например, если клиент хочет срочно с вами созвониться, чтобы обсудить новый проект, но раньше у вас не было никаких договорённостей о созвонах. Тогда можно не извиняться: «Иван, я не могу созвониться ни сегодня, ни завтра. Могу предложить только в пятницу. Понимаю, что это нескоро, поэтому, если удобно, давайте начнём письмом».
Извинения работают не благодаря особым словам, а потому, что вы признаёте свою ошибку и хотите её исправить. Ценится не форма вежливости, а ваше отношение.
- ✓ Когда человек признаёт свои проколы и хочет их исправить, другие люди могут на него опереться, быть в нём уверенным и строить с ним долгосрочные отношения.
- ✗ Обратная ситуация — когда человек извиняется формально, на самом деле не признавая свою вину и не желая ничего исправлять. В глазах окружающих это ненадёжный человек.
Короче:
Если виноват, прими ответственность и извинись.
Твои отношения улучшатся 🗡
8 советов по эффективности и искренности
Кому не приходилось слышать неприятные извинения?
- «Прости, господи. Я не знал, что это будет иметь такое большое значение».
- «Извините, но вам действительно не следует быть таким чувствительным».
- «Извините, если задел ваши чувства. Я просто баловался».
- «Мне очень жаль, что так получилось, но, знаешь, это действительно не моя вина».
Скорее всего, вы сами несколько раз приносили некачественные извинения.
Это абсолютно нормально. Извиняться может быть непросто, даже если вы искренне сожалеете о том, что совершили ошибку или причинили кому-то боль.
Признать проступок, как правило, нелегко, особенно когда это означает признание того, что вы причинили боль кому-то, кто вам небезразличен.
Вы хотите загладить свою вину, но не знаете, как это сделать. Вы также можете беспокоиться о том, что скажете что-то не то и не усугубите ситуацию.
Хорошая новость: научиться приносить искренние извинения не так сложно, как может показаться, и мы здесь, чтобы провести вас через этот процесс. 8 приведенных ниже советов помогут вам искренне извиниться перед кем-либо в вашей жизни.
Чтобы хорошо извиниться, сначала нужно хорошо понять, в чем вы ошиблись.
Сожаление — ключевой элемент эффективных извинений, но вам, вероятно, будет трудно выразить искреннее сожаление, если вы не знаете, о чем сожалеете.
«Прошу прощения за все, что я сделал не так» и подобные общие извинения обычно не дают результата, но они также могут привести к еще большему конфликту.
Воспоминание о своей ошибке может показаться не таким уж приятным, особенно когда вы знаете, что причинили кому-то боль. Если вы уже чувствуете вину или разочарование в себе, вы можете вообще не думать об этом.
Однако помните: как бы плохо вы себя ни чувствовали, другому человеку, скорее всего, будет еще хуже. Неспособность признать свою боль делает их еще большей несправедливостью.
Вот пример:
Ваш сосед по комнате кажется раздраженным, но вы не знаете, почему он злится. Немного подумав, вы замечаете в дверях большую коробку и вдруг вспоминаете, что обещали помочь переставить мебель в их спальне, чтобы освободить место для новой книжной полки. Вы немедленно идете в их комнату, чтобы извиниться.
«Я только что понял, что забыл помочь вам передвинуть вашу мебель. Мне очень жаль. Работа была немного подавляющей в последнее время, и это совершенно вылетело из моего сознания. Я знаю, ты хотел сделать это как можно скорее. Могу ли я помочь вам с этим прямо сейчас?»
Не уверен, что именно ты напортачил? Такое случается, особенно когда ты плохо знаешь кого-то. Можно спросить, как вы обидели. Просто знайте, что некоторые способы задать на лучше, чем другие.
Вместо:
- «Хорошо, что я сделал на этот раз?»
- «Что не так с , вы сегодня?»
Попробуйте:
- «Я заметил, что в последнее время наше общение немного изменилось. Я сделал что-то, чтобы вызвать это?»
- «Кажется, между нами что-то не так, и я хотел бы это исправить. Мне интересно, сделал ли я что-нибудь, чтобы вызвать такое расстояние?»
Тогда внимательно слушай, что они говорят.
Извинения, содержащие уточнения или оправдания, обычно не работают.
Подсказка: после «извините» с «но» никогда не путь.
Когда вы рационализируете свои действия, вы, по сути, перекладываете вину на другого человека. Это посылает сообщение о том, что вы не считаете, что сделали что-то плохое, и придает вашим извинениям оттенок поверхностности.
Даже честные оправдания могут свести на нет искренность извинений, которые вы действительно имеете в виду.
Скажем, вы извиняетесь перед коллегой за невыполнение группового задания: «Мне жаль, что я не закончил свою часть проекта к сроку, но я просто не могу справиться с этой рабочей нагрузкой ».
Возможно, это и правда. Тем не менее, элементы, отсутствующие в вашем извинении, могут оставить у вашего коллеги затянувшееся чувство обиды.
Вместо этого вы можете сказать:
«Мне жаль, что я не закончил свою часть проекта к сроку. Я знаю, что это тоже выставляет тебя в плохом свете, поэтому я объясню, что произошло, и дам всем понять, что это было полностью на мне. Моя рабочая нагрузка в прошлом месяце полностью похоронила меня, но в следующий раз я обращусь за помощью раньше».
Признание своей ошибки поможет вам выразить раскаяние, но не останавливайтесь на достигнутом. Искренние извинения также включают в себя сочувствие к человеку, которого вы обидели, и важно признать боль, причиненную вашими действиями. (Вот здесь пригодится хорошее понимание своих действий.)
Подумайте об этом извинении:
«Мне не следовало комментировать твой хиджаб. Мне было любопытно узнать о вашей религии, но это не повод для неуважительного комментария. Я не учел, как это замечание может вызвать у вас чувства, и я сожалею, что причинил вам боль и заставил вас чувствовать себя некомфортно».
Вы заметите, что в нем есть пояснение: «Мне было интересно узнать о вашей религии».
Понимание разницы между объяснениями и оправданиями поможет вам принести более искренние и эффективные извинения.
Для сравнения, вот причина, по которой следует избегать:
«Извините, что спрашиваю о вашем хиджабе, но мне просто любопытно. Я и не думал, что это так тебя обеспокоит».
В отличие от оправданий, объяснения дают некоторый контекст вашим действиям. Этот контекст позволяет другому человеку понять, что вы не собирались причинять ему боль. Это также может подчеркнуть, как вы намерены предотвратить ситуацию в будущем.
Например:
«Извини, что накинулся на тебя, когда ты спросил меня о работе. Раньше моя мама устраивала мне неприятности из-за поиска новой работы, так что я уже был в стрессе. Но это не повод срываться на тебе, и я буду работать над тем, чтобы лучше справляться со своим стрессом».
СоветЕсли объяснения будут краткими и по существу, это поможет вам не заходить слишком далеко и не превращать их в оправдания.
Конечно, вы не собирались причинять кому-либо вред.
Тем не менее, в конце концов, ваши намерения часто имеют меньшее значение, чем влияние ваших действий.
Вы солгали своему лучшему другу об измене его партнера, потому что хотели защитить его. Но, скрыв эту информацию, вы лишили их возможности принять взвешенное решение об отношениях. Вы также предали их доверие, что причинило им еще большую боль.
Когда вы извиняетесь, вы можете упомянуть, что хотели только защитить их, но вы захотите продолжить это объяснение, признав, что ваша нечестность в конечном итоге привела к прямо противоположному результату. Ваше извинение должно быть сосредоточено на боли, которую вы им причинили, а не на добрых намерениях, стоящих за вашими действиями.
Человек, которого вы обидели, заслуживает возможности поделиться своими чувствами, поэтому осознание последствий вашей ошибки часто требует эмпатического слушания. Это может показаться неудобным, но это важный шаг к проявлению раскаяния.
Эффективные извинения включают попытку исправить ситуацию.
Иногда репаративное поведение довольно очевидно. Например:
- Если вы одолжили машину своей сестры без спроса и запачкали ее внутри и снаружи, ваше извинение может потребовать оплаты ее чистки и детализации.
- Если вы в спешке выполнили рабочее задание и предоставили своему руководителю отчет, содержащий неверную информацию, вы можете задержаться допоздна, чтобы исправить свои ошибки.
В других случаях вам может понадобиться спросить: «Что я могу сделать, чтобы все исправить?» Затем покажите им, что вы действительно сожалеете о своих действиях, сделав то, что они просят.
Вообще говоря, извинение должно соответствовать ошибке. Чрезмерное возмещение ущерба или поведение, выходящее за рамки того, что они просили от вас, могут помочь облегчить вашу вину, но это не обязательно принесет пользу человеку, которого вы обидели.
Это может даже заставить их усомниться в вашей искренности — ведь вы не послушались их просьбы.
Скажем, кто-то украл велосипед вашего друга, когда вы одолжили его и оставили незапертым. Они присылают вам ссылку на подержанную версию того же велосипеда и просят купить его взамен.
Вместо этого вы выбираете совершенно другую (и гораздо более дорогую) новую модель, чтобы показать, как вам искренне жаль. Когда вы даете им новый велосипед, они не пытаются скрыть свое разочарование и раздражение.
Хотя вы можете вообразить, что щедрый жест или извинение, которое вы повторяете каждый раз, когда видите их, показывает ваше крайнее раскаяние, на самом деле это может иметь негативный эффект. Чрезмерные извинения могут показаться насмешливыми и неискренними. Они также имеют тенденцию передавать больше ваших чувств, чем любое признание боли другого человека.
Помните: извинения нужны им, а не вам.
Просьба о прощении — важная часть извинения, потому что она дает человеку, которого вы обидели, некоторую свободу действий в данной ситуации. Другими словами, просьба о прощении говорит им, что вы не предполагаете, что они автоматически простят вас.
Процесс прощения может занять некоторое время, и вам, возможно, придется проделать определенную работу, например, возместить ущерб и исправить проблемное поведение, чтобы заслужить его. (Не забывайте о важности самопрощения на этом пути.)
Имейте в виду, что прощение не гарантируется, какими бы искренними ни были ваши извинения. Тем не менее, у вас больше шансов заслужить это, дав понять, что вы действительно раскаялись в своих действиях и приложили серьезные усилия, чтобы измениться.
Извинения могут залечить ущерб в отношениях после ошибок или необдуманного поведения. Но извинения, когда вы не сделали ничего плохого, просто чтобы предотвратить конфликт, могут повлиять на ваше чувство собственного достоинства и, в конечном счете, навредить вам.
Вот что следует учитывать: если друг, партнер или член семьи регулярно ожидает, что вы возьмете на себя вину за то, чего вы не делали, они не берут на себя ответственность за свои ошибки и не исправляют свои ошибки.
Вы можете подумать, что первое извинение побудит их сделать то же самое, но все же лучше не брать на себя вину, когда вы не виноваты.
Одна ситуация, когда вам не за что извиняться? Романтический отказ от кого-либо. На самом деле, исследования показывают, что извинения, когда вы отвергаете кого-то, могут заставить его чувствовать себя хуже.
Лучший вариант? Будьте открытыми и добрыми:
«Ты милый и веселый, и мне понравились наши свидания. Но мы находимся на разных этапах нашей жизни, и я просто не вижу, чтобы это работало в долгосрочной перспективе. Если двигаться дальше, у нас обоих будет шанс найти того, кого мы ищем».
Ваше извинение может начинаться со слов, но не заканчивается ими.
После того, как вы произнесли свои извинения, у вас есть возможность прожить их, подтверждая границы, работая над восстановлением доверия и анализируя свое поведение на предмет других возможностей для роста.
Эти изменения, если они сделаны искренне, могут помочь вам заслужить прощение, но они также могут помочь вам избежать повторения тех же ошибок.
Кристал Рэйпол ранее работала писателем и редактором в GoodTherapy. В сферу ее интересов входят азиатские языки и литература, японский перевод, кулинария, естественные науки, позитивный секс и психическое здоровье. В частности, она стремится помочь уменьшить стигму в отношении проблем психического здоровья.
8 советов по эффективности и искренности
Кому не приходилось слышать неприятные извинения?
- «Извините, но вам действительно не следует быть таким чувствительным».
- «Извините, если задел ваши чувства. Я просто баловался».
- «Мне очень жаль, что так получилось, но, знаешь, это действительно не моя вина».
Скорее всего, вы сами несколько раз приносили некачественные извинения.
Это абсолютно нормально. Извиняться может быть непросто, даже если вы искренне сожалеете о том, что совершили ошибку или причинили кому-то боль.
Признать проступок, как правило, нелегко, особенно когда это означает признание того, что вы причинили боль кому-то, кто вам небезразличен.
Вы хотите загладить свою вину, но не знаете, как это сделать. Вы также можете беспокоиться о том, что скажете что-то не то и не усугубите ситуацию.
Хорошая новость: научиться приносить искренние извинения не так сложно, как может показаться, и мы здесь, чтобы провести вас через этот процесс. 8 приведенных ниже советов помогут вам искренне извиниться перед кем-либо в вашей жизни.
Чтобы хорошо извиниться, сначала нужно хорошо понять, в чем вы ошиблись.
Сожаление — ключевой элемент эффективных извинений, но вам, вероятно, будет трудно выразить искреннее сожаление, если вы не знаете, о чем сожалеете.
«Прошу прощения за все, что я сделал не так» и подобные общие извинения обычно не дают результата, но они также могут привести к еще большему конфликту.
Воспоминание о своей ошибке может показаться не таким уж приятным, особенно когда вы знаете, что причинили кому-то боль. Если вы уже чувствуете вину или разочарование в себе, вы можете вообще не думать об этом.
Однако помните: как бы плохо вы себя ни чувствовали, другому человеку, скорее всего, будет еще хуже. Неспособность признать свою боль делает их еще большей несправедливостью.
Вот пример:
Ваш сосед по комнате кажется раздраженным, но вы не знаете, почему он злится. Немного подумав, вы замечаете в дверях большую коробку и вдруг вспоминаете, что обещали помочь переставить мебель в их спальне, чтобы освободить место для новой книжной полки. Вы немедленно идете в их комнату, чтобы извиниться.
«Я только что понял, что забыл помочь вам передвинуть вашу мебель. Мне очень жаль. Работа была немного подавляющей в последнее время, и это совершенно вылетело из моего сознания. Я знаю, ты хотел сделать это как можно скорее. Могу ли я помочь вам с этим прямо сейчас?»
Не уверен, что именно ты напортачил? Такое случается, особенно когда ты плохо знаешь кого-то.
Вместо:
- «Хорошо, что я сделал на этот раз?»
- «Что не так с , вы сегодня?»
Попробуйте:
- «Я заметил, что в последнее время наше общение немного изменилось. Я сделал что-то, чтобы вызвать это?»
- «Кажется, между нами что-то не так, и я хотел бы это исправить. Мне интересно, сделал ли я что-нибудь, чтобы вызвать такое расстояние?»
Тогда внимательно слушай, что они говорят.
Извинения, содержащие уточнения или оправдания, обычно не работают.
Подсказка: после «извините» с «но» никогда не путь.
Когда вы рационализируете свои действия, вы, по сути, перекладываете вину на другого человека. Это посылает сообщение о том, что вы не считаете, что сделали что-то плохое, и придает вашим извинениям оттенок поверхностности.
Даже честные оправдания могут свести на нет искренность извинений, которые вы действительно имеете в виду.
Скажем, вы извиняетесь перед коллегой за невыполнение группового задания: «Мне жаль, что я не закончил свою часть проекта к сроку, но я просто не могу справиться с этой рабочей нагрузкой ».
Возможно, это и правда. Тем не менее, элементы, отсутствующие в вашем извинении, могут оставить у вашего коллеги затянувшееся чувство обиды.
Вместо этого вы можете сказать:
«Мне жаль, что я не закончил свою часть проекта к сроку. Я знаю, что это тоже выставляет тебя в плохом свете, поэтому я объясню, что произошло, и дам всем понять, что это было полностью на мне. Моя рабочая нагрузка в прошлом месяце полностью похоронила меня, но в следующий раз я обращусь за помощью раньше».
Признание своей ошибки поможет вам выразить раскаяние, но не останавливайтесь на достигнутом. Искренние извинения также включают в себя сочувствие к человеку, которого вы обидели, и важно признать боль, причиненную вашими действиями. (Вот здесь пригодится хорошее понимание своих действий.
Подумайте об этом извинении:
«Мне не следовало комментировать твой хиджаб. Мне было любопытно узнать о вашей религии, но это не повод для неуважительного комментария. Я не учел, как это замечание может вызвать у вас чувства, и я сожалею, что причинил вам боль и заставил вас чувствовать себя некомфортно».
Вы заметите, что в нем есть пояснение: «Мне было интересно узнать о вашей религии».
Понимание разницы между объяснениями и оправданиями поможет вам принести более искренние и эффективные извинения.
Для сравнения, вот причина, по которой следует избегать:
«Извините, что спрашиваю о вашем хиджабе, но мне просто любопытно. Я и не думал, что это так тебя обеспокоит».
В отличие от оправданий, объяснения дают некоторый контекст вашим действиям. Этот контекст позволяет другому человеку понять, что вы не собирались причинять ему боль. Это также может подчеркнуть, как вы намерены предотвратить ситуацию в будущем.
Например:
«Извини, что накинулся на тебя, когда ты спросил меня о работе.
СоветЕсли объяснения будут краткими и по существу, это поможет вам не заходить слишком далеко и не превращать их в оправдания.
Конечно, вы не собирались причинять кому-либо вред.
Тем не менее, в конце концов, ваши намерения часто имеют меньшее значение, чем влияние ваших действий.
Вы солгали своему лучшему другу об измене его партнера, потому что хотели защитить его. Но, скрыв эту информацию, вы лишили их возможности принять взвешенное решение об отношениях. Вы также предали их доверие, что причинило им еще большую боль.
Когда вы извиняетесь, вы можете упомянуть, что хотели только защитить их, но вы захотите продолжить это объяснение, признав, что ваша нечестность в конечном итоге привела к прямо противоположному результату. Ваше извинение должно быть сосредоточено на боли, которую вы им причинили, а не на добрых намерениях, стоящих за вашими действиями.
Человек, которого вы обидели, заслуживает возможности поделиться своими чувствами, поэтому осознание последствий вашей ошибки часто требует эмпатического слушания. Это может показаться неудобным, но это важный шаг к проявлению раскаяния.
Эффективные извинения включают попытку исправить ситуацию.
Иногда репаративное поведение довольно очевидно. Например:
- Если вы одолжили машину своей сестры без спроса и запачкали ее внутри и снаружи, ваше извинение может потребовать оплаты ее чистки и детализации.
- Если вы в спешке выполнили рабочее задание и предоставили своему руководителю отчет, содержащий неверную информацию, вы можете задержаться допоздна, чтобы исправить свои ошибки.
В других случаях вам может понадобиться спросить: «Что я могу сделать, чтобы все исправить?» Затем покажите им, что вы действительно сожалеете о своих действиях, сделав то, что они просят.
Вообще говоря, извинение должно соответствовать ошибке. Чрезмерное возмещение ущерба или поведение, выходящее за рамки того, что они просили от вас, могут помочь облегчить вашу вину, но это не обязательно принесет пользу человеку, которого вы обидели.
Это может даже заставить их усомниться в вашей искренности — ведь вы не послушались их просьбы.
Скажем, кто-то украл велосипед вашего друга, когда вы одолжили его и оставили незапертым. Они присылают вам ссылку на подержанную версию того же велосипеда и просят купить его взамен.
Вместо этого вы выбираете совершенно другую (и гораздо более дорогую) новую модель, чтобы показать, как вам искренне жаль. Когда вы даете им новый велосипед, они не пытаются скрыть свое разочарование и раздражение.
Хотя вы можете вообразить, что щедрый жест или извинение, которое вы повторяете каждый раз, когда видите их, показывает ваше крайнее раскаяние, на самом деле это может иметь негативный эффект. Чрезмерные извинения могут показаться насмешливыми и неискренними. Они также имеют тенденцию передавать больше ваших чувств, чем любое признание боли другого человека.
Помните: извинения нужны им, а не вам.
Просьба о прощении — важная часть извинения, потому что она дает человеку, которого вы обидели, некоторую свободу действий в данной ситуации. Другими словами, просьба о прощении говорит им, что вы не предполагаете, что они автоматически простят вас.
Процесс прощения может занять некоторое время, и вам, возможно, придется проделать определенную работу, например, возместить ущерб и исправить проблемное поведение, чтобы заслужить его. (Не забывайте о важности самопрощения на этом пути.)
Имейте в виду, что прощение не гарантируется, какими бы искренними ни были ваши извинения. Тем не менее, у вас больше шансов заслужить это, дав понять, что вы действительно раскаялись в своих действиях и приложили серьезные усилия, чтобы измениться.
Извинения могут залечить ущерб в отношениях после ошибок или необдуманного поведения. Но извинения, когда вы не сделали ничего плохого, просто чтобы предотвратить конфликт, могут повлиять на ваше чувство собственного достоинства и, в конечном счете, навредить вам.
Вот что следует учитывать: если друг, партнер или член семьи регулярно ожидает, что вы возьмете на себя вину за то, чего вы не делали, они не берут на себя ответственность за свои ошибки и не исправляют свои ошибки.
Вы можете подумать, что первое извинение побудит их сделать то же самое, но все же лучше не брать на себя вину, когда вы не виноваты.
Одна ситуация, когда вам не за что извиняться? Романтический отказ от кого-либо. На самом деле, исследования показывают, что извинения, когда вы отвергаете кого-то, могут заставить его чувствовать себя хуже.
Лучший вариант? Будьте открытыми и добрыми:
«Ты милый и веселый, и мне понравились наши свидания. Но мы находимся на разных этапах нашей жизни, и я просто не вижу, чтобы это работало в долгосрочной перспективе. Если двигаться дальше, у нас обоих будет шанс найти того, кого мы ищем».