12 способов заставить себя учиться
- Деталі
- Опубліковано: Понеділок, 20 січня 2014, 12:05
- Перегляди: 22018
Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день ученику приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого им приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд.
Ответ на вопрос «Как заставить себя хорошо учиться?» вы узнаете прочитав эту статью.
1. Поставьте задачу правильно! В первую очередь, Вы (ученик) должны правильно поставить себе задачу или цель. Думайте не о том, как заставить себя учиться, а о том, как начать хорошо учиться, Если Вы сформулируете себе вопрос, например: «Как начать хорошо учиться в этом семестре?», то Вы не заметите, как начнете искать способы получить хорошую отметку в школе, то есть Ваше сознание начнет работать в содействии с подсознанием, ориентируясь на положительный результат.
Психологический аспект очень важен в обучающем процессе, поэтому старайтесь не заставлять себя учиться, а искать вескую причину, которая может изменить Ваше отношение к учебе в благоприятном направлении. Но об этом в следующем пункте.
2. Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Как мы уже сказали, повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в Вашем случае. Мотивации бывают разного характера, к примеру, на некоторых действует такая фраза: Если ты не начнешь учиться, то уже в следующем семестре тебя отчислят из учебного заведения! Хотя на другого человека этот призыв ну никак не подействует. Для большинства хорошей мотивацией является перспектива, однако для одних работает долгосрочная перспектива: Если я буду очень хорошо учиться в школе, то смогу поступить в престижный ВУЗ, затем смогу устроится на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице.
3. Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека.
Те, кто привык, что на рабочем столе, всегда должен стоять компьютер и без него, стол кажется скучным и унылым, советуем организовать на столе всё таким образом, чтобы он выглядел красиво и интересно: купить новые яркие канцтовары, заменить скучную настольную лампу, на новую и оригинальную. Кроме того стол лучше разместить возле окна, чтобы не только дневной свет освещал рабочее место, но и вид из окна позволял отвлечься или наоборот сосредоточиться.
6. Поощряйте себя за успехи. Заставить учиться подростка или взрослого юношу (девушку) сложно, однако это вполне возможно. Используйте для этого методы поощрения, например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой прогуляться. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким (чипсами, шоколадкой или пиццей). Сдали экзамен или контрольную работу – здесь полагается приз побольше: сходите с друзьями в клуб, кафе или на дискотеку. Помните, что поощрение должно быть только в том, случае, если Вы действительно того заслужили. Если провинились, то ни о каком призе или отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.
7. Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?!
Главной причиной сложного старта является банальная лень. Домашняя работа может оказаться делом на 15 минут, но за неё ведь нужно сесть, начать думать, а ведь как этого не хочется делать. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.
10. Устраивайте конкурсы. Попробуйте договориться с родителями на своеобразный конкурс, в котором они будут выступать спонсорами призов. К примеру: если Вы в течение года будете получать одни только хорошие отметки, то в конце учебного года они Вам, покупают новый современный гаджет (к примеру).
11. Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и отдыхать по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять или идти в клуб. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать. Не бойтесь экспериментировать со своим режимом, так как некоторых не заставишь учиться сразу после уроков, им сначала требуется отдых.
12. Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакой конкурс и никакая мотивация ни способна заставить начать учиться студента. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!
Как не погасить мотивацию к учебе с первых дней в школе? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Большинство детей каждый год начинают новую жизнь с 1 сентября — 95% школьников стремятся исправить все предыдущие ошибки, полученные в последние годы. Но силы воли хватает не у всех — буквально со второй недели ребята берут привычный курс и прекращают усердно учиться. Знакомая проблема?«Не проявлять желание учиться намного проще, чем проявлять его. Это работает с любыми делами: выполнять всегда сложнее, чем не выполнять».
Мотивация внутренняя и внешняя. Что снижает мотивацию?
Для большинства ребят-школьников мотивация учиться — явление чисто внешнее: «Я это делаю, потому что так надо, потому что так говорят родители».Но внешняя мотивация работает, что называется, до поры до времени. И она, чаще всего, не приносит удовольствие от процесса учебы. Повышение мотивации — процесс длительный, происходит он на разных уровнях.
Что негативно влияет на мотивацию?
- Школьник не понимает, зачем ему нужны конкретные знания, и откладывает в долгий ящик все, что связано, например, с биологией. И так с каждым днем, с каждой неделей, месяцем и классом знания снижаются.
- Отношения с учителями. Если что-то пошло не так и с учителем начались конфликты, у ребенка неизбежно снизится мотивация, пропадет интерес к предмету.
- В классе, в школе не с кем общаться или наоборот — общение становится главной целью. Перекос мотивации в сторону коммуникации, а не получения знаний.
- Запущенность. Все начинается с малого. Иногда одна пропущенная тема становится причиной затяжных проблем. Написал контрольную на двойку, все смотрят косо, никто не поддержал. Все навалилось как снежный ком, а разгребать уже нет сил.
- Постоянные сравнения. Все родители знают, что сравнивать своего ребенка с сыном маминой подруги нехорошо, но многие все равно продолжают так делать.
- Недостаток или переизбыток похвалы. Любому человеку нужно знать, хорошо ли он справился с задачей. Вне зависимости от того, учитель вы или родитель, просто запомните: обратная связь важна всем.
- Переизбыток и недостаток контроля от родителя. Дети делятся на два полярных лагеря: одни говорят, что родители должны перестать их контролировать, а другие, наоборот, просят помочь с выполнением задания. Поинтересуйтесь у своего ребенка, чем ему можете помочь вы.
- Разное отношение взрослых к учебе. Мама говорит одно, папа другое, а учитель третье. Важно, чтобы каждый взрослый ссылался на другого. Так ребенок поймет, что находится в единой системе ценностей и будет следовать установленным правилам. Иначе ребенок будет всегда выбирать тот путь, который легче. И обращаться, соответственно, к тому взрослому, с которым проще договориться.
- Отсутствие доверительной атмосферы. Если ребенку не с кем поделиться проблемами и рассказать о любых вышеперечисленных пунктах, он будет находиться в стрессе не только в самой школе, но и дома.
«Не откладывайте в долгий ящик. Спросите у ребенка перед 1 сентября — чем помочь, чтобы упростить учебу. Или, наоборот — договоритесь, с чем точно не нужно помогать. Постарайтесь наладить такие отношения, в которых будет доверие и позитив, а не давление и страдания».
Любое изменение несет за собой следующее изменение
В любой ситуации есть множество выходов. Постарайтесь донести эту позицию до ребенка. Не можешь выучить стихотворение — попробуй другой способ. Не можешь наладить отношения с одноклассником — рассмотри запасной вариант, спроси у взрослых. Научите школьника анализировать все пути решения.Мотивация — это ресурс, который необходимо пополнять, ведь он всегда скатывается до нуля. Невозможно подойти к школьнику и сказать: ну будь ты уже замотивированным!«Помните: изменения не случаются по щелчку. Все перемены, которые происходят с ребенком, даже самые маленькие, неизбежно повлекут за собой более серьезные. Надо просто быть готовым к долгому и постепенному процессу».
Показывайте на собственном примере, как относитесь к труду в целом и к своей работе, как проводите досуг. Есть ли в вашей жизни спорт, хобби, какие-то интересы, читаете ли вы книги — каждый взрослый должен понимать, что оставаться голословным не получится. Мотивация строится на собственном примере.
1 сентября — новые обещания
«С 1 сентября я буду учиться только на отлично! Я никогда больше не запущу учебу!»Помните, сколько обещаний давали вы сами себе? Это как новая жизнь с понедельника и тотальный ЗОЖ с Нового года (а если точнее — января так с 10-го).
Во-первых, просто поверьте обещаниям ребенка. Не отмахивайтесь, даже если вам кажется, что это «пустые фантазии». Во-вторых, поддержите его. Попросите, например, написать письмо себе в будущее. Пусть 1 сентября ребенок напишет самому себе и прочтет письмо 30 сентября. Что он там говорил? Что сбылось? Что поменялось, а что осталось прежним? Будет здорово, если вы тоже напишете письмо себе. Сядьте вместе за один стол и распишите пожелания. Только не забывайте про четкую структуру и конкретные шаги.
«Когда есть конкретная цель и конкретный план действий, сразу приходит понимание того, как достичь желаемого. Важно не перепутать цель со средствами достижения».
Научить учиться – это как?
Учебная мотивация пропадает иногда просто потому, что ребенку не хватает элементарных навыков к обучению. Научите школьника концентрироваться на задаче. Если ребенок не успевает понять тему за то время, которое вы отвели на уроке (или дома, если вы родитель), это не значит, что он вредина — просто он действительно не может это сделать.«Эффективность — это не всегда про время выполнения заданий, но всегда про качество и про удовольствие от учебы. Как только у ребенка в арсенале будут разные инструменты, он сам поймет, как ему лучше».
Тренируйте концентрацию внимания ребенка, чтобы он научился, во-первых, быстро приступать к выполнению задачи, а во-вторых, не отвлекаться. Учите детей концентрировать внимание. Важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно развивать разные каналы восприятия, проводить эксперименты и даже игры на концентрацию.
Проведите эксперимент, рассчитанный на определенное время, — допустим, 3 минуты. На парте у ребят должны быть листочки и ручка. Каждый ученик берет какой-то предмет (например, пенал), кладет его перед собой, концентрируется на нем, стараясь не отвлекаться, и смотрит в течение заданного времени.
Задача каждого ребенка — ставить черточку на листе бумаги каждый раз, когда он отвлекается, то есть смотрит на что-то другое или даже думает о чем-то другом, ломает концентрацию. И, естественно, чем больше времени отводится на эксперимент, тем быстрее «слетает» концентрация внимания.
Воспитывайте в школьнике самомотивацию. Интернет пестрит призывами заниматься только тем, что доставляет нам удовольствие. Но жизнь показывает, что иногда приходится делать те вещи, которые не приносят радости. Даже люди, которые обожают свою работу, могут сталкиваться с негативными последствиями. Надо ли увольняться, натыкаясь на трудности? Вовсе нет. Все дело в мотивации!
Помогите ребенку искать вдохновение, превращать деятельность в игру, научиться хвалить себя самому и концентрироваться на своих сильных сторонах.
Объясните, как развить критическое мышление. Умение задавать вопросы, интересоваться чем-то непонятным, умение проецировать эту информацию на то, как она связана с нашей жизнью, — это все тоже про критическое мышление. Научите ребенка задавать вопросы не только детям, но и взрослым, и наоборот. Научите находить закономерности между какими-то событиями. Расскажите, что такое открытые и закрытые вопросы, чем отличается развернутый ответ от краткого «да» или «нет».
Научите детей находить неточности в какой-то информации — особенно в той, которая поступает из интернета. Не бойтесь при этом и ставить под сомнение свой авторитет, пусть дети задают свои вопросы, которые, кстати, вы можете предугадать.
Покажите, как тренировать память. Многие ребята приходят в школу совершенно не развитыми — они никогда не упражнялись в тренировке памяти. А зря — ведь этот навык помогает не только в учебе, но и в жизни.
Научите ребенка планировать свое время. Спойлер — это сложно даже взрослым. «Я сделаю это завтра», — десятилетиями говорим мы себе. Погодите, так почему же ребенок в 8 лет должен уметь планировать свой день и выполнять все поставленные задачи сразу?
Научите организовывать процесс обучения. Ручки, которыми удобно писать, пенал, который давно хотелось купить — позвольте ребенку приобрести хорошие канцтовары и купите удобный стул. Кто-то скажет, что раньше учились в полевых условиях — и ничего, как-то выжили. Но просто поверьте: комфортное рабочее место — однозначно плюс для мотивации. Научите ребенка не отвлекаться: сходить в туалет, налить себе воды нужно до того, как сел за уроки. Помогите ему понять, что его отвлекает. Проведите эксперимент, воспринимайте это как игру.
Попробуйте вместе сформировать цель обучения. Покажите детям прямую связь между полученными знаниями и будущей жизнью. Таблица умножения, виды грибов, горы в Африке — это все не только интересно выучить, но и полезно знать! Для чего? Попробуйте выстроить логическую связь и показать ее.
Работая со старшими школьниками, можно получить очень разные ответы на вопрос «зачем вы учитесь?» И большая часть из них будет негативная. Ребята не понимают, кем они хотят стать, и как то, что они изучают, связано с их жизнью.
«Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?». Поверьте, аргументы найдутся сразу. Подростки мгновенно прочувствуют свою важность».
способов сохранять мотивацию в классе | Отдел по делам студентов
Опубликовано: 10 февраля 2023 г.
Сохранение мотивации в классе может показаться сложной задачей сейчас, когда весенний семестр идет полным ходом. Если вы отстали в учебе, у вас еще есть время, чтобы вернуться в нужное русло. Вы можете внедрить привычки и практики, чтобы оставаться сосредоточенными и мотивированными, чтобы делать все возможное.
Использование различных методов обучения
Использование новых способов обучения может помочь улучшить удержание и продуктивность. Одним из методов, который можно включить в свою учебную программу, является метод учебного цикла. Метод использует четыре шага для изучения и сохранения информации.
- Предварительный просмотр материала перед занятием. Пролистайте главу, сосредоточьтесь на заголовках и выделенных жирным шрифтом словах, просмотрите резюме глав и подготовьте вопросы, чтобы задать их своему профессору.
- Посещайте занятия, делайте заметки и участвуйте в обсуждении в классе.
- Просмотрите свои записи как можно скорее после урока.
- Выделите время в неделю для повторного изучения материала. Просмотрите свои заметки, раздаточные материалы и другие материалы для чтения.
Используйте этот процесс для каждого класса, чтобы поддерживать актуальность содержания и сохранять мотивацию к обучению.
Сосредоточьтесь на общей картине
По мере того, как вы решаете повседневные задачи своих классов, вы можете потерять концентрацию на общей картине своего обучения в колледже. Некоторым студентам полезно помнить, почему они стремятся получить высшее образование. Найдите время, чтобы подумать о том, почему вы выбрали тот или иной путь обучения.
- Как ваша степень поможет вам в будущем?
- Что выиграет ваша семья после того, как вы закончите обучение?
- Вы хотите помочь улучшить определенную сферу общества?
- Вы увлечены делом, в котором ваше образование поможет вам изменить мир к лучшему?
- Вы хотите работать по профессии, требующей определенных полномочий?
Когда вы чувствуете отсутствие мотивации, подумайте о своих долгосрочных целях и мечтах. Даже если вы не уверены в своей специальности или в том, что хотите делать после выпуска, вы все равно можете подумать о том, почему вы выбрали CU Boulder, и использовать это в качестве мотивации.
Принять участие в занятиях
Приложить усилия, чтобы присоединиться к обсуждениям в классе и принять участие в занятиях. Сохранение вовлеченности не только поможет вам сосредоточиться на учебном материале, но и поможет вам почувствовать связь. Вы можете познакомиться с другими студентами и лучше узнать своего профессора.
- Приходите на занятия подготовленными, чтобы было проще задать вопрос, связанный с учебными материалами.
- Участвуйте в групповых обсуждениях, делясь своими мыслями или идеями.
- Если разговор в классе пугает, потренируйтесь задавать вопросы или делиться идеями перед зеркалом дома, чтобы повысить уверенность в себе.
Испытайте себя, чтобы говорить в классе, даже если поначалу это кажется вам неудобным. Помните, что независимо от формата, участие в классе может стать большим преимуществом для вашего учебного опыта.
Обратитесь за помощью
Если вы отстали, не поняли задание или у вас есть вопрос по понятию, обсуждаемому в классе, обратитесь за помощью. CU Boulder предлагает студентам множество ресурсов для получения академической поддержки. Вы можете поговорить с одноклассником, посетить часы работы своего профессора и воспользоваться другими бесплатными ресурсами.
- Программа академических успехов и достижений (ASAP) предлагает бесплатное обучение для всех первокурсников и студентов, проживающих в кампусе.
- Центр письма предлагает бесплатные письменные консультации для всех студентов CU Boulder в любой области обучения. Университетские библиотеки
- поддерживают академические потребности студентов, предоставляя доступ к библиотечным материалам, учебным помещениям, технической поддержке и связям с библиотекой.
- Центр академического успеха студентов (SASC) оказывает поддержку учащимся из малообеспеченных семей и учащимся первого поколения, проводя курсы по развитию академических навыков, математике и письму, дополнительные занятия на подготовительных курсах и репетиторство.
- CU Boulder связывает студентов с различными службами академической поддержки в зависимости от областей обучения, общежитий и других потребностей или групп. Ознакомьтесь с широким спектром учебных ресурсов CU Boulder.
Приоритет баланса
У студентов плотный график с большим количеством обязанностей. Может показаться сложным совмещать учебу, занятия, работу, отношения и другие обязательства. Тем не менее, забота о себе важна, чтобы избежать выгорания и оставаться мотивированным.
- Старайтесь спать от семи до девяти часов каждую ночь.
- Регулярно питайтесь, чтобы сохранять энергию и питание.
- Делайте перерывы во время учебы или работы над проектами, чтобы перезарядиться и переориентироваться.
- Установите распорядок и способы оставаться организованным.
- Обратитесь за помощью, если вы чувствуете себя подавленным или нуждаетесь в дополнительной поддержке.
Потеря мотивации в разные моменты семестра — это нормально. Не будьте слишком строги к себе. Вместо этого предпримите шаги, чтобы улучшить свое внимание и восстановить мотивацию.
Как получить мотивацию к учебе
2020 год был годом для учебников по истории. Для многих этот год также был невероятно трудным из-за глобальной пандемии. Даже если коронавирус не повлиял напрямую на ваше здоровье или вашу работу, он мог повлиять на вас другими способами. Возможно, вы чувствуете себя изолированным, потому что не можете навестить семью и друзей. Вам может быть трудно работать из дома, в то время как ваши дети также дома из школы. Вы также можете просто беспокоиться о том, что вы слышите в новостях.
Если вы пытаетесь получить высшее образование в это время и вам это трудно, вы не одиноки. В опросе, опубликованном исследователями Техасского университета A&M в сентябре 2020 года, 71% студентов сообщили о повышенном стрессе и тревоге из-за пандемии. 89 % студентов сообщили о трудностях с концентрацией внимания, а 86 % сообщили, что их сон был нарушен. [i]
Так что не будьте слишком строги к себе, если вам сейчас трудно идти в ногу со временем. Просто продолжать идти. Вот несколько советов о том, как мотивировать себя на учебу, даже если вы устали, испытываете стресс или тревогу.
Помните, почему вы хотите учиться
Один из способов сохранять мотивацию к учебе — помнить свое «почему». Возьмите лист бумаги или откройте новую заметку на телефоне и запишите несколько причин, по которым вы начали учиться в колледже. Если вы учитесь, чтобы встать на путь более стабильной карьеры, чтобы ваша семья гордилась вами, или чтобы узнать о предмете, который является вашей страстью, изложите свое «почему» в письменной форме. Храните свое «почему» в месте, где вы сможете регулярно на него смотреть. Просматривайте его перед каждым учебным занятием или всякий раз, когда вы чувствуете, что ваше внимание переключается на новости.
Если вам нравятся мотивирующие цитаты, вы также можете записать некоторые из них и опубликовать их там, где сможете их увидеть. Это от автора Марка Твена может сработать: «Секрет успеха в том, чтобы начать».
Учеба в уютном месте
Пандемия вынудила многих людей остаться дома или переехать к родственникам на время карантина. Для таких студентов, как вы, это означает, что у вас может не быть доступа к вашим обычным учебным помещениям, таким как библиотеки и кафе. Вы можете повысить свою мотивацию к учебе, выделив для себя специальное пространство, предназначенное только для занятий в классе.
Это может быть организованное офисное помещение в углу комнаты. Это также может быть особое место за столом на кухне, а также ноутбук, книги и наушники. Если это ваше специальное учебное пространство, посещение его может повысить вашу мотивацию к учебе.
Решение проблем с концентрацией внимания
Помните приведенную выше статистику опроса, согласно которой 89% студентов колледжей заявили, что им трудно сосредоточиться? Есть способы обойти это. Во-первых, блокируйте отвлекающие факторы везде, где только можно. Убирайте телефон с глаз долой, если он вам не нужен для учебы. В 2017 году исследователи из Техасского университета в Остине обнаружили, что люди, которые кладут свой телефон в другую комнату, лучше справляются с тестами на концентрацию, чем те, у кого телефон на столе. столы или карманы.[ii] Используйте приложения, чтобы заблокировать социальные сети, Netflix и другие веб-сайты, на которые вы склонны тратить время.
Затем спланируйте свое учебное время и разбейте задачи на достаточно мелкие части, чтобы уменьшить концентрацию внимания. Планируйте короткие перерывы между этими задачами, когда можно отвлечься на несколько минут. Учеба короткими очередями — это все равно учеба, и чем больше вы успеваете сделать, тем больше у вас появляется мотивации к учебе.
Используйте систему друзей
Еще один способ сохранить мотивацию к учебе — найти ответственного партнера. Это одноклассник или друг, с которым вы соглашаетесь регулярно связываться, чтобы сообщать о том, как вы выполняете свои учебные цели или ваши классные задания. Назначьте официальные встречи, чтобы связаться с этим другом по телефону или видеочату.
Чтобы повысить эффективность этой стратегии, вы и ваш партнер по подотчетности можете также договориться преподать друг другу короткий урок о том, что каждый из вас должен знать для своего класса. В 2014 году исследователи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре обнаружили, что студенты, которые готовились провести урок по предмету, который они изучают, лучше справлялись с тестами. Учащиеся, которые затем фактически проводили урок, показали лучшее усвоение материала по предмету в долгосрочной перспективе.[iii]
В качестве дополнительного бонуса планирование и проведение урока позволяет проявить творческий подход и попрактиковаться в проведении презентации — важный «мягкий» навык, который стоит развивать.
Позаботьтесь о себе
Изоляция и срыв пандемии привели к тому, что люди плохо спят и плохо едят — стрессовое переедание — явление, о котором психологи знают уже много лет.