Малые и большие социальные группы – примеры, виды и их признаки кратко по обществознанию
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 67.
Обновлено 17 Октября, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 67.
Обновлено 17 Октября, 2021
Общество имеет сложную структуру, которая состоит из множества социальных групп. В обществознании под ними понимаются общности людей, обладающие схожими социальными признаками и выполняющие разного рода функции. Кратко познакомимся с наиболее распространёнными в современной науке классификациями групп и их типичными примерами.
Большие и малые группы
По численности все социальные группы делятся на большие и малые. Узнаем, какие общности к ним относятся, рассмотрим примеры малых и больших социальных групп.
Рис. 1. В гостях у бабушки.Находясь в группе, человек вырабатывает различные механизмы реагирования на мнение большинства.
Основными из этих механизмов являются:
- внушаемость — безропотное принятие линии поведения группы, целей и задач, мнения большинства;
- конформизм — внешнее согласие человека с групповыми ценностями и идеалами при внутреннем протесте;
- коллективизм — осознанное принятие и отстаивание мнения группы.
Узнаем, какими могут быть большие и малые группы.
Первичные и вторичные
Большие и малые группы могут отличаться по характеру взаимодействия.
- Первичная социальная группа представляет из себя общность людей, в которой происходит социализация человека, то есть усвоение им знаний и навыков общения, норм поведения, правил взаимодействия. Такие объединения состоят из ограниченного количества людей, по численности их можно соотнести с видом малых социальных групп. Ярким примером является семья, в которой ребёнок приобретает первый опыт коммуникации.
- Вторичная группа ориентирована прежде всего на достижение общих для всех участников целей, выполнение определённых функций. Например, сотрудники организации заинтересованы в увеличении прибыли, улучшении качества продукции. Часто такие организации по численности соотносятся с большими социальными группами.
Формальные и неформальные
По способу образования большие и малые группы делятся на формальные и неформальные.
- В основе выделения формальной группы лежит официальная документация, в которой чётко расписаны отношения соподчинения, состав, правила поведения. Так, например, устав воинской части определяет полномочия командного состава, права и обязанности военнослужащих разных категорий. Формальные группы чаще бывают большими.
- Неформальная группа строится на личных взаимоотношениях: родственных связях, симпатиях, интересах. В ней нет начальников и подчинённых, правила поведения носят негласный характер. Так, в компании друзей имеется лидер, который обладает способностью увлечь за собой других членов общности. Отношения выстраиваются на основе привязанностей и эмоций. Чаще всего по количеству членов такие группы бывают малыми.
Что мы узнали?
Структуру общества составляют социальные группы. По численности они делятся на малые и большие. По характеру взаимодействия малые группы могут быть первичными, большие — вторичными. И малые, и большие группы по способу организации бывают формальными и неформальными.
Тест по теме
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 67.
А какая ваша оценка?
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Социальные группы: основные характеристики
Ключевые слова: деятельность, идентификация, отождествление, группа, ПО, команда, функция, AND, обмен информацией, однородность, подразделения, чередование, страта, отношение, автор, конфигурация, очередь, член группы, информация, шаблон, значение, сеть, определение, анализ, таблица, матрица, операции, значимость, место, Личность, класс, поле, объект, права, контроль, опыт
7.
1. Группа как объект социально-психологического анализаКаждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними — помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.
Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент.
- Относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции, без посредников.
- Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы.
- Участие в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников.
- Общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения.
- Ясное и дифференцированное (индивидуализированное) представление членов группы друг о друге.
- Достаточно определенные и стабильные эмоциональные отношения, связывающие членов группы.
- Люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.
Можно выделить следующие характерные особенности больших групп. Это установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран; наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других — организованных и неорганизованных, формальных и неформальных — групп (Десев, 1979).
В большой группе, в отличие от малой, невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например, у представителей одного и того же социального класса).
Социальные психологи основное внимание уделяют группам малым. Это объясняется тем, что значительная часть нашей социальной жизни происходит именно в малых, а не в больших группах. Кроме того, малые группы являются более простыми объектами для исследования (в том числе экспериментирования), чем большие группы.
Помимо своей величины группы могут различаться по продолжительности существования. Так, некоторые группы собираются только один раз. Например, экспериментальная группа или люди, пришедшие на похороны. Другие же группы существуют в течение нескольких месяцев или даже лет. Например, семья, трудовая группа, спортивная команда. Каждая из подобных сравнительно стабильных групп характеризуется определенной ментальной общностью — групповым сознанием, которое включает в себя соответствующие моральные ценности и нормы.
Еще одной важной характеристикой группы является ее сплоченность. Группы могут сильно различаться по степени своей сплоченности. Члены групп с высоким уровнем сплоченности в большей степени стремятся сохранять это качество по сравнению с теми людьми, чьи группы не отличаются особой сплоченностью. Высокий уровень сплоченности группы позволяет ей оказывать более значительное влияние на своих членов.
Любую группу можно рассматривать как определенный социальный организм со свойственной ему жизнедеятельностью, имеющей в одних случаях прогрессивный, в других — регрессивный характер. Та или иная группа в рамках своего существования проходит различные фазы или стадии, которые также являются предметом исследования. Если иметь в виду прогрессивное функционирование группы, то на высшей стадии своего развития она, по мнению отечественных психологов, характеризуется как коллектив. Общепринятая среди них точка зрения состоит в том, что коллектив — это группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что всякий коллектив представляет собой группу (малую), но не всякая группа может быть признана коллективом (Коломинский, 1976).
В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной социальной психологии, термин «коллектив» употребляется в двояком смысле. Во-первых, как малая группа с высоким уровнем развития, цели которой подчинены целям данного общества. Во-вторых (в более широком смысле), как большая официальным образом организованная группа (типичный пример — предприятие), цели которой также служат общественному благу.
Рассматривая поэтапное развитие малой группы как коллектива, Л.И. Уманский начинает с определения крайних точек континуума, в рамках которого совершается этот процесс (Уманский, 1980). Очевидно, что крайней высшей точкой континуума является коллектив. Крайняя низшая точка этого континуума — группа-конгломерат, т.е. группа ранее не знакомых людей, случайно оказавшихся (или специально собранных) в одном месте и в одно время. Например, группа детей, только что приехавших в лагерь из разных мест и собранных вместе.
Следующий уровень — номинальная группа, которая характеризуется официальным присвоением ей какого-либо общего имени, названия (например, пятый отряд), приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности и т.п.
Если члены группы примут эти регламентации, то она в своем развитии «поднимется еще на одну ступеньку» — становится группой-ассоциацией. Здесь начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются основы коллективообразования, начинает формироваться ее структура.
При благоприятных условиях такая группа постепенно трансформируется в группу-кооперацию, которая отличается эффективной организационной структурой, высоким уровнем внутригруппового сотрудничества. Взаимоотношения в такой группе носят прежде всего деловой характер, что подчинено достижению ее официальных целей.
Следующая ступень развития — группа-автономия, характеризуемая высоким единством ее членов и в сфере деловых, и в сфере эмоциональных отношений. Именно на этом уровне, считает Л.И. Уманский, члены группы начинают идентифицировать себя с ней («моя» группа в отличие от «их» группы, «мы» в отличие от «они» — другие группы).
Группа-автономия в ходе своей жизнедеятельности может уйти в сторону от движения к коллективу и превратиться в группу-корпорацию. Так бывает в случаях гиперавтономизации, когда обособление приводит к замкнутости группы, ее направленности на узкогрупповые цели, противопоставлению себя другим группам.
В случае, противоположном корпоративной направленности, группа становится ячейкой более широкой общности, а через него и общества в целом. При этом в группе наблюдается коллективистическая направленность. Таким образом выглядит предлагаемый Л. И. Уманским континуум от групп-«неколлективов» к группам-коллективам. В рамках данной концепции выделены и отличительные признаки (параметры), с помощью которых можно оценивать степень развития группы как коллектива.
Это направленность группы, ее организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность (стрессоустойчивость). Данная концепция Л.И. Уманского оценивается отечественными исследователями как весьма плодотворная и в теоретическом, и в эмпирическом плане. Однако, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, необходимо дальнейшее уточнение выделяемых этапов коллективообразования и ряда других компонентов рассмотренной схемы (Кричевский и Дубовская, 2001).
В отличие от отечественных социальных психологов американские исследователи не выделяют развитие группы в качестве научной проблемы и очень редко обращаются к термину «коллектив». Если же этот термин ими используется, то не в том смысле, которым наделяют его отечественные авторы. Под коллективом в западных социальных науках имеют в виду просто соединение людей, действующих в одном направлении. Так, к коллективному поведению относят те или иные действия толпы. В последнем Оксфордском словаре по социологии отмечается, что крайние пункты коллективного поведения могут быть представлены, с одной стороны, координированными и организованными социальными движениями, а с другой стороны — спонтанными вспышками совместных поведенческих реакций, например, эпизодами массовой истерии (Marshall, 1998).
Рассматривая характер взаимоотношений в группе, западные психологи говорят о высоком или низком уровне ее сплоченности. При этом выделяют иногда межличностную сплоченность и сплоченность, связанную с задачей группы. Однако, как отмечают исследователи, сплоченность не всегда выступает как позитивный фактор (Kenrick еt a1., 2002). Так, группам, сплоченным на межличностной основе, иногда трудно сосредоточиться на своих задачах.
Подобные группы в большей степени подвержены некоторым cпецифичеcким ошибкам при принятии решений (подробно об этом см. в гл. 9).
Исследования различных характеристик групп (преимущественно малых) представлены в западной социальной психологии весьма широко. В частности, выделяются следующие параметры групп, каждый из которых может быть подвергнут определенным измерениям (Hemphill, 1956):
- Размер группы.
- Сплоченность или степень, в которой группа функционирует как целое.
- Гомогенность (однородность) членов группы по таким характеристикам, как возраст, пол и образование.
- Гибкость групповой деятельности с точки зрения неформальных, а не установленных процедур. ru/2010/edi»>Стабильность группы относительно значительных изменений за определенный период времени.
- Проницаемость или готовность группы к принятию новых членов.
- Поляризация группы, исходя из ее ориентации и функционирования в направлении к единой цели.
- Автономия членов группы относительно ее функционирования независимо от других групп.
- Близость членов группы относительно знакомства с деталями жизни друг друга.
- Контроль или степень, в которой группа регулирует поведение индивидов в то время, когда они функционируют как члены группы.
- Участие членов группы в затратах времени и сил на групповую деятельность.
- Важность группы для ее членов. intuit.ru/2010/edi»>»Гедонический тон», исходя из степени общего чувства удовлетворения или неудовлетворения, которое сопровождает групповое членство.
- Позиция членов группы относительно распределения их статусов в иерархии.
- Зависимость членов группы от данной группы.
Эмпирические исследования американских психологов, направленные на изучение различных групп, осуществляются уже в течение нескольких десятков лет с учетом данных параметров. В частности, обнаружено, что индивиды, описывающие одни и те же группы (от небольшого комитета до большого университета), проявляют тенденцию давать сходные оценки по этим параметрам для своих групп. Правда, порой фиксировались заметные различия этих оценок в некоторых типах групп. Во всяком случае считается, что использование указанных параметров является надежной основой для характеристики той или иной группы.
50 Примеры социальных групп (2023)
Социальная группа — это совокупность людей, которые разделяют цели и рутины, чувство единства и общую идентичность (Tischler, 2011, стр. 121).
В социальной группе люди регулярно взаимодействуют друг с другом на основе общих целей и идентичности. Социальной группой может быть семья, коллеги по компании, люди, проживающие в районе города, нация и другие подобные совокупности. Общее чувство принадлежности является важной чертой социальных групп.
Определение социальных групп
Когда два или более человека взаимодействуют друг с другом, имеют схожие характеристики и коллективно имеют чувство единства, они образуют социальную группу. Социальные группы имеют очень разные размеры и разновидности.
Социологи различают две категории социальных групп:
- Первичные группы и
- Вторичные группы
Первичные группы описывают небольшой набор тесных, продолжительных, прямых и близких отношений. Они связаны сильным чувством принадлежности, например, в семье или группе близких друзей.
У группы нет другой цели, кроме как быть вместе. Они обеспечивают эмоциональное тепло и комфорт, с чувством лояльности и принадлежности.
Второстепенные группы собираются для достижения конкретной и общей цели или для того, чтобы иметь общие интересы и чувство принадлежности.
Тем не менее, они имеют ограниченное чувство принадлежности и длятся более короткий период времени.
Отношения безличны, а взаимодействие и эмоциональная связь слабее.
Люди в вашем классе колледжа являются примерами второстепенных групп. Другие примеры включают отношения между людьми в компаниях, правительствах, религиозных учреждениях и гражданских ассоциациях.
Примеры социальных групп
- Урок социологии в университете
- Семья
- Клуб йоги
- Музыкальная группа
- Коллеги в корпоративной компании
- Нация
- Спортивная команда
- Ассоциация деловых людей
- Близкие друзья
- Круги покровителей в Метрополитен-музее, Нью-Йорк
Другие примеры
- организации по защите прав животных
- аниме-клубы
- творческие кооперативы
- книжные клубы
- булавы для бриджа
- шахматных клубов
- внеклассные социальные клубы в университете
- общественные организации
- общественные театральные организации
- кулинарные клубы
- танцевальные клубы
- Группы Dungeons and Dragons
- экологические активистские организации
- фан-клубов
- клубы любителей кино
- фитнес-клубы
- братства или женские клубы
- группы по генеалогии и семейной истории
- оздоровительные и оздоровительные группы
- профсоюзы
- LAN игровые клубы
- изучение языков и встречи по обмену
- Организации поддержки ЛГБТК+
- войсковые отряды, батальоны и т. п.
- музыкальные группы
- интернет-форумы по хобби
- группы приключений на свежем воздухе
- родительских групп
- благотворительные организации
- дискуссионных форумов по философии
- покерных клубов
- политические партии
- профессиональные организации
- расовые или этнические сообщества
- религиозных общин
- ролевых и косплей групп
- старшие группы
- социальные клубы
- спортивных команд
- группы поддержки
- настольные игровые группы
- торговые гильдии
- туристические клубы
- городские садоводческие хозяйства
- ветеранских организаций
- волонтерские и общественные сети поддержки
- женские группы
- рабочие кооперативы
- писательские кооперативы
- молодежные группы
Объяснение основных социальных групп
1.
СемьяТип: Основная группа
Семья – это группа из одного или нескольких родителей и их детей, живущих вместе как социальное и эмоциональное целое.
Семья – одна из важных социальных групп. Это пример первичной группы, в которой члены семьи эмоционально привязаны друг к другу и хорошо знакомы друг с другом.
Поддержка, любовь и забота являются одними из основных черт семьи. Участники тесно знакомы друг с другом и эмоционально вложены друг в друга.
Семейное общение основано на совокупности личностей членов, а не только на их социальной идентичности или положении общественных лидеров, студентов или спортсменов.
2. Класс социологии в университете
Тип: средняя группа
Учащиеся посещают занятия в колледжах и образуют социальную группу с однокурсниками в этих конкретных классах.
Студенты собираются вместе на занятиях по социологии только на определенный учебный семестр и с целью изучения общества через социологическую призму.
Социальные группы имеют свой собственный набор стандартов и норм, которые могут совпадать или не совпадать со стандартами более широкого сообщества.
Студенты-социологи также могут разделять некоторые нормы, такие как готовность выражать свои эмоции или идеи, перебивать преподавателя или даже спорить с ним, избегать конфликтов в классе, обсуждать темы докладов, а также продолжительность и периодичность своих выступлений.
Все это связано с групповой динамикой, и когда стандарты нарушаются, применяются санкции, которые могут принимать форму замечаний, неодобрительных взглядов или избегания обидчика. (Тишлер, 2011, стр. 121)
3. Йога-клуб
Тип: Вторичная группа
Йога-клуб — это ассоциация, которая предоставляет или обучает связанным с йогой практикам, таким как физическая активность, осознанность и упражнения по управлению стрессом, а также рекомендации по здоровому питанию.
Йога-клуб второстепенных групп. Существует несколько видов йогических практик. Члены определенного стиля йоги имеют определенную цель.
Группы йоги могут быть Аштанга, Виньяса, Хатха, Инь Йога, Кундалини. Конкретная группа йоги может отличаться от остальных групп, поскольку каждая из них имеет свой набор практик, основных ценностей и целей.
Таким образом, члены группы общаются и следуют определенным заранее установленным правилам, а также установленным статусам и обязанностям.
4. Спортивная команда
Тип: Средняя группа
Спортивная команда – это группа людей, в основном представляющих спортивные организации. Команда может играть в бейсбол, баскетбол, футбол и волейбол.
Спортивная команда также является одной из второстепенных групп. Он в основном большой и постоянный, и члены команды и ее поклонники могут отождествлять себя с основными ценностями и целями группы и могут смотреть на чужие группы с враждебными эмоциями.
Эти группы могут быть рассредоточены, у них могут быть методы вербовки новых членов и определенный набор целей и задач.
Для этих групп характерна меньшая близость. Однако у них могут быть сильные эмоциональные связи, поскольку они ассоциируют себя с основными ценностями команды.
5. Музыкальная группа
Тип: Основная группа
Музыкальная группа – ансамбль музыкантов, исполняющих музыку. Ее можно определить как первичную группу, поскольку у нее есть общая цель, чувство принадлежности, общая идентичность, а также прямые и близкие отношения.
Обычно состоит из небольшой группы людей, которые регулярно собираются вместе, и члены группы взаимодействуют друг с другом, обмениваясь чувствами и идеями.
Музыкальные группы исполняют разные жанры, такие как джаз, рок, фанк и т. д., и каждая группа может отличаться от других благодаря жанру и своим стандартам.
Заключение
Социальная группа состоит из двух или более человек, которые взаимодействуют друг с другом в рамках набора шаблонов. Его члены имеют чувство принадлежности и общую цель.
Социальные группы могут быть разных типов.
Основная группа обычно представляет собой небольшое собрание. Он демонстрирует интенсивную социальную активность и длительные эмоциональные связи. Члены группы заботятся друг о друге и страстно отождествляют себя с группой. Сильные эмоциональные связи являются важной чертой этой категории.
Вторичные группы крупнее, но демонстрируют менее близкие отношения и играют более значительную роль в нашей жизни. Они позволяют людям собираться на короткие промежутки времени для достижения определенной цели.
Члены вторичных групп не чувствуют себя так тесно связанными с группой, как члены первичных групп. Более того, их эмоциональные связи друг с другом слабее. Вторичные организации необходимы для функционирования общества, но не могут предоставить своим членам те потенциальные эмоциональные выгоды, которые могут дать первичные группы.
Ссылки
Cooley, C.H., & Rieff, P. (2017). Социальная организация: исследование большого разума . Лондон: Рутледж.
Эллиот Д.Л. (2017). Первичные группы. Социологическая энциклопедия Блэквелла . Лос-Анджелес: Блэквелл. doi: https://doi.org/10.1002/97814 05165518.wbeosp092.pub2
Lee, SC (1964). Первичная группа, как определяет ее Кули. The Sociological Quarterly , 5 (1), 23-34.
Литвак, Э., и Селеньи, И. (1969). Первичные групповые структуры и их функции: родственники, соседи и друзья. Американское социологическое обозрение , 465-481.
Маккормак, М., Андерсон, Э., Джейми, К., и Дэвид, М. (2021). Открытие социологии . Нью-Йорк: Издательство Блумсбери.
Ритцер, Г. (2015). Основы социологии . Лондон: публикации Sage.
Тишлер, Генри Л. (2011). Введение в социологию. Уодсворт, Калифорния.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + постов
Доктор Крис Дрю — основатель Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр педагогики Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Пройти курс написания эссе
Как указано вThe Economist
Readers Digest
50003 Times Higher Education Журнал eLearn
Просмотр сайта
Академическое письмо Навыки
Поиск
Советы по учебе в колледже
Поиск
Тематические учебные пособия
Поиск
Поиск учебных пособий
Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению 4
05
Как написать введение, которое поразит вашего учителя
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.