Как правильно спорить – Как правильно спорить? | Психология

Содержание

Как правильно спорить? | Психология

Одни утверждают, что в споре рождается истина, другие — что в споре она умирает. На самом деле, все зависит от того, как именно спорить и с какой целью, сообщает нам психология общения. Как обычно возникает спор? В дружеской беседе за «рюмкой чая» кто-то из присутствующих высказывает свою (или чужую, но выдаваемую за свою) мысль. В запале азарта остальные присутствующие начинают эту мысль оспаривать, высказывая свои личные предположения или ссылаясь на авторитеты. Редко такие посиделки обходятся без разбитой посуды и обиженных, а то и травмированных участников. Ведь мало кто у нас обладает истинной культурой спора.

Нынче искусство полемики давно и прочно забыто, Сократ отдыхает на дальней полке районной библиотеки, монографии психологов на эту тему читают только студенты-отличники. А ведь для того, чтобы дискуссия не переросла в мордобой, достаточно соблюсти всего лишь несколько действенных правил искусства спора:

1. Обозначьте тему, суть и цель полемики. От этого во многом будет зависеть ход и итог спора. Лучше всего, если целью станет действительно поиск истины, интересное времяпровождение, игра, а не сбрасывание накопившегося негатива или самоутверждение за счет побежденного. Хотя цели и мотивы — это личное дело каждого. Во всяком случае, важно, чтобы цели совпадали.

2. Уточните термины, употребляющиеся в споре, и понятия, о которых идет речь. Так как людям свойственно совершенно по-разному трактовать и представлять себе одно и то же понятие, это условие является наиболее важным. Ведь зачастую люди, сами того не понимая, яростно, до драки, спорят и лишь потом выясняют, что их мнения по этому вопросу на самом деле не различались, вот только высказаны они были в непонятной для оппонента форме.

3. Определите лично для себя, с чем вы согласны, с чем нет, в чем не уверены, а в чем попросту некомпетентны. И без стыда информируйте об этом собеседника (это правило важно лишь в том случае, если ваша цель — нахождение истины, а не обливание друг друга грязью).

4. Не переходите на личности (обычно это правило игнорируется в споре, перерастающем в ссору, когда вообще никакие правила не имеют места, кроме воли к победе любой ценой).

5. Не слишком отвлекайтесь на побочные темы, во множестве возникающие в ходе полемики. Уточнив детали, всегда возвращаться к сути обговариваемого вопроса. Иначе эта дискуссия никогда не закончится.

6. В конце дискуссии не забудьте подвести итоги и сделать выводы

(«запротоколировать истину»), а также пожать друг другу руки в знак уважения и благодарности за прекрасно (а главное — культурно) проведенное время.

Ну, и бонус для поощрения особо культурных спорщиков: заказать еще по одной «рюмке чая» — и по домам в хорошем настроении!

Удачных вам дискуссий!

shkolazhizni.ru

Как правильно спорить: практические советы и рекомендации

В споре никогда не выиграет тот, кто прав. Выиграть может только тот, кто умеет спорить. Поэтому критически важно научиться правильно дискутировать, при этом не обижая своего собеседника. Большинство этого делать не умеют и даже не хотят учиться, предпочитая бой с кулаками нежели адекватный спор. Но образованный человек всегда готов отстоять свою точку зрения без криков и махания кулаками. Чтобы разобраться, как правильно спорить, рекомендуем почитать нашу статью.

Каждый уважающий себя человек должен исключить из головы классическое понятие «спор», когда два друга или малознакомых человека, выпив пару бокалов вина, начинают громко и шумно спорить о политике. В споре никогда не родиться истина, а вот в полемике – да. Говоря простыми словами, полемика – своего рода тот же спор, но на более высоко интеллектуальные темы и намного организованнее.

С людьми всегда трудно спорить, тем более если вы хотите сделать это культурно. Никогда не знаешь, чего можно ожидать от своего собеседника. Именно поэтому необходимо быть очень аккуратным, чтобы не найти себе ещё одного врага. Благодаря соблюдению маленьких правил, вы не только можете найти друга, но и узнать много интересных вещей. Но нужно действительно знать их на зубок и использовать при каждом удобном случае.

Правило первое

Заранее решите для себя, что вы хотите вынести из дискуссии. Будет здорово, если ваш оппонент тоже это сделает, а ещё лучше будет, если ваши цели совпадут. Старайтесь в ходе полемики действительно искать истину, а не просто высказывать своему другу или знакомому весь негатив. Иногда это бывает очень сложно, особенно если конкурент начинает агрессивно себя вести. Но всегда старайтесь придерживаться своей первоначальной позиции – найти истину. Это сложно, но только так можно обучиться искусству правильно спорить.

Правило второе

Все мы люди, у каждого своё сознание и понимание вещей. Поэтому ещё до полемики, поговорите с оппонентом и выясните, правильно ли вы понимаете трактование терминов, которые касаются вашего спора. Часто бывает, что люди в буквальном смысле грызут друг другу глотки, хотя просто по-разному воспринимают некоторые понятия.

Правило третье

Если вы действительно хотите докопаться до истины, то в ходе разговора решайте лично для себя, с чем вы не согласны и в чём недостаточно квалифицированы. Обязательно скажите об этом оппоненту. Большинство людей не хочет признавать, что их в каком-то роде соперник в чём-то лучше чем они, особенно когда споришь с девушкой, но тем не менее только так можно найти правду.

Правило четвертое

Решите лично для себя, что вы не хотите победить и возвыситься над другом. Когда люди спорят только для того, чтобы победить, они никогда не найдут правильного ответа на вопрос, а вместо этого получат потрепанные нервы и плохое настроение. Поэтому решите сами для себя, что важнее.

Правило пятое

Ни в коем случае нельзя обзываться, материться и некультурно себя вести. Таким образом вы превратите полемику в обычный курятник, где все готовы друг друга побить, лишь бы доказать, что он прав. Практика показывает, что после руганий оппоненты и вовсе забывают из-за чего спорили. Их главное целью становится даже не доказать свою правоту, а просто нагрубить своему собеседнику больше, чем второй собеседник сможет это сделать.

Правило шестое

Ведение спора – обычный разговор с человеком. Очень часто бывает, что оппоненты отходят от сути дела, начинают затрагивать совсем другие темы, явно некасающиеся выбранного вопроса. Всегда старайтесь перевести разговор в то русло, откуда всё и начиналось. Иначе вы рискуете так и забыть про спор и больше никогда к нему не вернуться. А тогда как вы сможете отыскать правду?

Правило седьмое

Гармонично завершённый спор оставляет положительные впечатления у всех участвовавших. Аккуратно подведите итог беседы (то, к чему вы пришли), пожмите друг другу руки и тихо разойдитесь. Или же закажите кружку кофе и мирно посидите в уютной обстановке. Это ведь действительно гораздо лучше, чем кричать друг на друга и тратить свои нервы.

Несмотря на распространённое мнение, что не стоит спорить со старшими, это не всегда так. Конечно, если вы хотите поругаться с бабушкой за единственное свободное место в вагоне, то вам действительно лучше помолчать. Но если это высококвалифицированный специалист, который имеет какое-то отношение к тому, что изучаете вы, то приличная дискуссия здесь вполне имеет место. Только будьте аккуратны, ведь люди постарше очень остро воспринимают критику в свой адрес. Если не уверены в своих силах, то лучше и не начинать, чтобы остаться вежливым и образованным человеком, а не «безграмотным балбесом», как ваш может обозвать ваш старший обидчивый оппонент.

womee.ru

Как правильно спорить | Солнечный КОТ

Большинство людей, увидев заголовок «как правильно спорить», подумают, наверное, что спорить не стоит в принципе. Это, конечно, справедливо, если речь идёт о споре в маршрутке или очереди, на форуме или в социальной сети…
А если спор происходит в семье и обсуждаются жизненно важные вопросы? Или спор между коллегами на работе, от исхода которого зависит многое.

В жизни возникает множество ситуаций, когда спора избежать не удаётся. Поэтому важно понимать, как правильно спорить, чтобы результатом были положительные изменения, а не ссора или взаимные обиды.

Зачем люди спорят

Самое главное, что нужно осознавать в споре — это цель. Зачем мы вообще спорим? Это может быть желание объяснить собеседнику какие-то понятия, в которых, по нашему мнению, он не разобрался, и потому заблуждается. Это может быть защита наших интересов или же борьба за права важных для нас людей.

Бывают и сомнительные (а также откровенно недостойные) цели спора. Например, «утереть собеседнику нос», «знай наших», желание «победить» и превознестись над кем-то, выплеснуть эмоции, навязать свое мнение, подразнить или найти повод для ссоры, чтобы перестать общаться. Конечно, ради такого рода целей не стоит ввязываться в споры, так как ни к чему хорошему, скорее всего, такие «баталии» не приведут.

Но даже если ваша цель справедлива и благородна, важно не увлечься переживаниями и не начать «воевать» словами вместо дискуссии. Помните, что собеседник не враг вам, а лишь человек в другим взглядом на ситуацию, о которой идет спор. У него могут быть вполне уважительные основания, даже если он заблуждается. Он может быть просто ошибся в чем-то, но пока не может увидеть свою ошибку. А, может, наоборот, именно вы в данный момент ошибаетесь, но при этом уверены, что правы.

Есть еще и третий вариант: вы заблуждаетесь оба. А правда состоит в чем-то другом, пока не обнаруженном вами.

Хорошо, если мирный и уважительный спор поможет вам прийти к правильному ответу. Со мной это случалось много раз, и я знаю множество примеров, когда именно спор помог людям найти правильное решение, поэтому не считаю спор пустым или вредным занятием.

Уважение или «война»?

Вредным спор становится тогда, когда один или оба собеседника перестают уважать друг друга. В такие моменты споры переходят в ссору, словесную войну или перебранку. Самый лучший вариант при первых признаках потери уважения, это свернуть спор до момента, когда все успокоятся и смогут говорить уважительно. Лучше всего взять хороший тайм-аут, например, на сутки и более. Это поможет каждому из участников диспута переосмыслить и сформулировать свои соображения, посмотреть на ситуацию свежим взглядом, отключить излишние переживания и вернуться к изначальной цели спора.

Правила хорошего спора

  • Чтобы избежать накала страстей во время спора, старайтесь говорить негромко, спокойным тоном и без «сильнодействующих» формулировок.
  • Держите в фокусе внимания цель спора. Она не долна быть категоричной, не стоит «Доказывать ему(ей), что он(а не прав». Лучше сосредоточиться на желании договориться и понять, в чем правда.
  • Если появляются первые звоночки накала эмоций и потери уважения с любой из сторон, под любым предлогом уклоняйтесь от продолжения диспута, перенося его на другое время. Если решение не срочное, можно вообще не назначать пока продолжение на какую-то дату.
  • Не обижайтесь. Некоторые люди настольно категоричны и прямолинейны (в смысле не имеют гибкости в мышлении), что не могут даже представить себе другого мнения на тот же вопрос. Если нам приходится спорить с таким человеком, наша задача достучаться до его разума в обход этой категоричности. То есть именно мы должны проявить гибкость и мудрость, так как наш собеседник не способен на это в силу своего характера.
  • Ведение спора должно быть похоже на собирание пазла. Мнения и взгляды нужно уложить таким образом, чтобы получился конструктив и полезные открытия. Тут нет места грубой силе и эмоциональному напору — так пазл не собрать, разве что поломать его детали и все испортить.

Искусство спора требует навыка. Может не получиться с первого раза или же может попасться настолько сложная ситуация, что просто и быстро пазл не сложится.

  • Никогда не пытайтесть настроить себя на какой-то негативный исход спора. Как бы там ни было, мы не можем знать, чем все закончится, иначе мы сами все портим, еще не начав. Будучи настроенными на то, что ничего хорошего не выйдет, скорее всего, мы именно такой исход и получим, так как сообщаем сами своему собеседнику незримыми сигналами, что пришли за провалом.
  • Помните, что любое, даже самое абсурдное мнение, основано на чем-то и потому кажется человеку правильным. Поэтому не судите о собеседнике по его ошибкам, лучше помогите ему выбраться из них мирно и безболезненно.
 

И, конечно же, не забывайте, что ошибаться может каждый, а не ошибается только тот, кто ничего не делает. 🙂

Искренне желаю вам только добрых и полезных споров, в которых рождается истина!

Если у вас есть свои секреты правильного ведения спора, поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях. они могут быть очень полезными для всех!

Забрать эту статью к себе на стену: нажмите кнопочки соцсетей ниже

Если Вы хотите отблагодарить денежкой и(или) поддержать проект Солнечный КОТ, это можно сделать по ссылке: http://solinka.onwiz.ru/buy/373/ 

solinka-elisheva.ru

Как правильно спорить | BroDude.ru

Расхожее выражение «в споре рождается истина» оказывается верным только по отношению к «правильным» спорам.

Спор может послужить толчком к возникновению оригинальной идеи, позволит развить ту или иную мысль в необычном ключе, убедит одного или обоих участников пересмотреть свои точки зрения на предмет… или приведет к драке. Стоит ли объяснять, что после драки никакой истины оппонентам уже не светит?

По большому счету, то, что привело в конечном итоге к драке, как таковым спором не являлось. Скорее всего, это были «разборки». Чтобы не путать одно с другим, а также чтобы избежать возникновения в ходе полемики деструктивных факторов, превращающих спор в разборки, нужно понимать основные механизмы функционирования спора.

Что обязательно должны сделать участники спора

1. Высказать свою точку зрения.
2. Аргументировать свою точку зрения.
3. Выслушать точку зрения собеседника.
4. Привести дополнительные аргументы для усиления своей позиции.
5. Привести аргументы, призванные ослабить позицию собеседника.

Эти пять пунктов составляют костяк любой дискуссии. Хорошо, если оба оппонента осведомлены о том, как выглядит структура спора в общем виде. Еще лучше, если оппоненты знают некоторые детали, позволяющие сделать спор более продуктивным.

Как сделать спор более продуктивным

1. Обозначьте тему и суть полемики.
Ничего не выйдет, если вы будете обсуждать один предмет, но разные его аспекты. Будет странно, если споря, скажем, о доме, один будет напирать на то, что дом большой, а другой на то, что дом зеленый.

2. Определитесь с терминологией.
Расскажи собеседнику, что ты подразумеваешь под теми или иными словами, выясни, что подразумевает оппонент под теми словами, которые употребляет он.

3. Удостоверьтесь в том, что правильно понимаете друг друга.
Уже не на уровне отдельных слов, а на уровне высказываний. Полезно использовать технику «активного слушания»: «если я правильно понял, ты имеешь ввиду….» и тому подобное.

Но даже уточнив терминологию и разобравшись с собственной позицией, вы рискуете дойти до мордобоя (или просто свести полемику к пустой болтовне), если не будете помнить о том, что делать ни в коем случае нельзя.

Чего нельзя делать участникам спора

1. Переходить на личности.
Здесь всё и так понятно. «Потому что ты козёл» — это не аргумент и ни в каком контексте им не станет.

2.Отвлекаться на побочные темы, возникающие в ходе дискуссии.
Старайся не слишком увлекаться и не забывать о том, из-за чего вообще весь сыр-бор.

3. Говорить о том, в чем не разбираешься, или о тех вещах и явлениях, в своей позиции относительно которых ты сам не уверен.
Сложно спорить, хороши или плохи яйца всмятку, приготовленные при полной луне на старом заброшенном кладбище, когда ты их не пробовал и вообще в полнолуние на кладбище не был.

Наконец, когда вы оба культурно и приятно отдискутировали своё, спросите себя — из-за чего всё началось? И обязательно подведите итог спора. Если уж не истина, то что-то же должно было в нем родиться.

brodude.ru

Как правильно спорить 🚩 как научиться не спорить 🚩 Общение

В очном споре видимо срабатывают какие-то забытые рефлексы из области культуры общения, а может и просто страх за собственное благополучие. На многочисленные форумы, комментарии в блогах это видимо не распространяется именно в силу того, что общение виртуальное и никто в «морду» бить не будет. Хотя, кажется, были случаи, когда виртуальный спор переползал в реальный мир и перемещался уже в область уголовного права.

Виртуальный спор очень трудно остановить. Если в споре очном сигналом для нас служит интонация собеседника, его мимика жесты, то в споре виртуальном все это остается за кадром, и часто вполне нейтральные фразы воспринимаются оппонентом в негативном ключе. «Собеседникам» раз за разом приходится пояснять, что они конкретно имели в виду. 

Но, так или иначе, следует все же придерживаться определенных правил ведения даже виртуального спора, чтобы не превратиться в обыкновенного «тролля». Правила эти выработаны, что называется «потом и кровью» многочисленных полемистов за всю историю человечества. Итак, вот они:

1. Вступая в полемику, постарайтесь выяснить основной предмет спора.

2. Определите основные понятия, удостоверьтесь, что каждый спорящий вкладывает один и тот же смысл в обсуждаемое понятие. Иногда случается, что люди спорят об одном и том же, но называют это по-разному, либо вкладывают совершенно разный смысл в один и тот же термин. 

3. Очертите круг основных разногласий с оппонентом, выделите те пункты, по существу которых уже достигнуто некоторое согласие.

4. Не упускайте из виду главный предмет спора, иначе спор будет вестись уже ради спора.

5. Четко определите свою позицию в споре. 

6. Не переходите на «личности» и не позволяйте делать это другим. Уважайте себя и собеседника. 

7. Не унижайте собеседника недоверием к его знаниям, презрением к его мнению. 

8. Постоянно уточняйте, о каких разногласиях в споре удалось договориться, о каких – нет. 

9. Помните, что не бывает абсолютно правильной точки зрения, всегда есть варианты.

10. Если ваш оппонент не придерживается подобных правил ведения спора, постарайтесь или донести их до него, или вежливо закончите общение. Если человек не готов вести полемику цивилизованно, весьма вероятно, что спор ведется с троллем.

www.kakprosto.ru

Как правильно спорить

Люди спорят всегда и везде. В подходящих и неподходящих ситуациях. С нужными и с ненужными людьми, по поводу и без повода.

Что же входит в понятие спора? Есть его четыре обязательные составляющие.

  1. Во-первых, каждый спорщик высказывает свою точку зрения
  2. Во-вторых, он дает такую же возможность своему оппоненту
  3. Затем он подкрепляет свою позицию аргументами
  4. И в-четвертых, пытается свести на нет аргументы оппонента.

В сущности, спор — это стремление вывести предмет спора на более новый и совершенный уровень. И этот уровень всегда будет другим относительно того, каким он был до начала спора.

И вполне закономерно, что все основополагающие решения касательно бизнеса, политики, семейного бюджета и прочего, принимаются более, чем одним человеком.

Как принимать коллективное решение

Собирается совет для обсуждения предмета коллективно, однако принимать или не принимать ту или иную версию, дело индивидуальное. Для харизматичных лидеров выбор находится между их личными амбициями и положительным результатом, но чем более амбициозен человек, тем большая ответственность при принятии решения на него ложится, и тут тоже каждый смотрит, насколько ему это по плечу.

Бессмысленный и осмысленный спор — приметы

Все вышеперечисленное — приметы осмысленного спора. А бывают еще и бессмысленные. У них отсутствуют приведенные положительные моменты. Но это не самое страшное. Хуже, когда подобный спор приводит к серьезным конфликтам, скандалам и переходит на личный уровень. Это не учитывая утерянное время.

Тем не менее, масса людей занимается именно бессмысленными спорами. Зачем?
Как выяснилось, многие участники спора могут понимать одни и те же аргументы по-разному. И потому не приходят к общему знаменателю. Они говорят между собой на разных языках, и у них нет возможности понять друг друга.

Например, первый оппонент считает некоего общего знакомого богатым и успешным. А второй всего лишь обеспеченным. И вот тут начинается долгий спор с пеной у рта.

Золотые правила осмысленного спора

Чтобы избежать подобного, и сэкономить время и ресурсы, следует держать в голове три простых правила осмысленного спора:

  1. Четко объяснить, что подразумевается под теми или иными словами
  2. Выяснить, что имеет в виду оппонент под теми же словами
  3. Убедиться, что собеседник все правильно понял

Все негативные моменты бессмысленного спора, таким образом, снимаются, и он становится продуктивным.

И пусть в споре каждый становится мудрее и сильнее, и всегда побеждает истина!

Если следующие 5 минут вы можете в  самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: Как можно расположить к себе собеседника


[ninja-inline id=3280]

Понравилось? Жми «Мне Нравится«
Оставьте комментарий к этой статье ниже

igorzuevich.com

Что такое спор и как правильно вести себя в споре

Что такое спор? Это резкое столкновение мыслей и позиций разных людей к определенным аспектам жизни.  

Эффективная коммуникация не может допускать возникновения спорных ситуаций. Невозможно выиграть в споре – это иллюзия. Перепалка только демонстрирует, что одна сторона не способна пойти на компромисс, а другая выглядит беспомощной. Проигравший в споре всегда пойдет на любые меры, только чтобы вернуть свое положение, отстоять свою позицию. Нельзя утверждать, что в споре рождается истина, хоть этому выражению уже много лет. Обычно продуктами спора становятся враждебность и недопонимание. Хороший коммуникатор должен всеми силами избегать конфликтных ситуаций. Это касается не только непосредственно спора, но и любого участия в нем, даже в роли третьей стороны. Отдав предпочтение одному, можно потерять доверие другого. Этот постулат открывает основные правила ведения спора.

Нельзя допускать возникновения спора любой ценой

Если вы хотите выйти победителем в конфликтной ситуации, то вам необходимо изменить мнение и позицию собеседника. Только так можно достичь успеха в споре. Но эффективный диалог может резко перейти в иное русло, превратиться в перепалку. Нужно сдерживать свои возможности, не доводить до обострения конфликта.

Иногда уйти от спора невозможно, так как вовлеченность является спонтанной, независимой от коммуникатора. В этом случае стоит сгладить ситуацию, снизить накал страстей. Эффективный коммуникатор может не только умерить пыл оппонента, но и помочь ему сохранить лицо в конфликтной ситуации. При этом коммуникатор умеет донести до собеседника собственные мысли и идеи. Для грамотного продвижения своих установок, для создания спокойной дискуссии, необходимо использовать второй пункт, который входит в правила ведения спора.

Больше узнать о мнении собеседника, о его взглядах на проблему

Никогда нельзя задевать самолюбие оппонента, занижать его самооценку. Это может привести к негативным последствиям. Ваши мысли не должны быть навязаны, не стоит перебивать оппонента и насильно продвигать ему собственное мнение.

Преимущество «разведывательных действий» заключается не только в возможности оценить ситуацию. Оппонент, высказывая свои мысли, постепенно успокаивается, исчезает его агрессивность и излишняя эмоциональность. Собеседник перестает воспринимать коммуникатора как врага. А если вы еще будете задавать дополнительные вопросы, позволяющие прояснить ситуацию, то сможете лучше понять все претензии, которые выдвигаются в адрес вашей позиции по вопросу.

Не стоит забывать, пока собеседник полностью не выговорится, пока он не озвучит свои мысли целиком, то он не будет вас слушать. Он психологически еще не готов к этому. Для эффективной коммуникации необходимо подготовить почву, чтобы ваши собственные идеи лучше укоренились в сознании оппонента.

Собеседник должен понимать, что вы цените его идеи и позицию

Хороший коммуникатор умеет сделать из любого спора нормальное продуктивное общение. Для этого нужно показать, что вы прислушиваетесь к мнению собеседника, что его позиция важна для вас. Когда оппонент полностью объяснит свои идеи, не стоит торопиться с высказыванием ваших мыслей.

  • Для начала нужно задать уточняющие вопросы, чтобы противоположное мнение стало более понятным и прозрачным.
  • Затем стоит дать понять, что вы не только уважаете позицию оппонента, но и размышляете над ней. Если продемонстрировать свою заинтересованность, то можно убедить оппонента в ценности его идей. Если вы раздумываете, значит, он точно сказал что-то значимое и интересное. И наоборот, слишком быстрый ответ может расцениваться как неуважение и отсутствие интереса к противоположному мнению.

Нельзя стремиться к полному поражению оппонента

Проигрыш в споре – это серьезный удар по репутации, который может впоследствии негативно сказаться на продуктивности общения. Не стоит желать оппоненту полного краха, дайте ему «сохранить лицо».

Спор можно сравнить с тараном, со столкновением. Но это столкновение не должно выглядеть как конфликт. Грамотный спорщик не дает повода для враждебности, не показывает, что он намеревается полностью разбить собеседника в споре, раздавить его. Иначе вы потеряете возможность в дальнейшем наладить контакт. Либо вы выбираете победу в единичном споре, либо предпочитаете и дальше продуктивно общаться и сотрудничать со своим оппонентом. Получить все и сразу невозможно.

У каждого участника спора есть доводы и позиции, которые являются несущественными. Хороший коммуникатор умеет пожертвовать этими доводами в угоду оппонента. Лучше сдать позиции в незначительных вопросах, зато укрепиться в более важных аспектах. Стоит признать правоту собеседника в мелочах. Без этих уступок даже самый конструктивный спор превращается в бойню, в желание полностью уничтожить противоположное мнение. Положительного результата от такой перепалки точно не будет. Эффективная коммуникация не разделяет подобной категоричности.

Ведите себя сдержано и подбирайте точные определения

Правила ведения спора и полемики предполагают, что коммуникатор будет спокоен и рассудителен.

Не всегда аргументы могут быть полными и достаточными. Чтобы закрепить позицию в споре, человек может намеренно преувеличить их значение, заставить собеседника прислушиваться к собственному мнению. Для этого в разгаре спора мы можем повышать голос, перебивать оппонента, переходить на грубости. Естественно, что такие меры нанесут эффективной дальнейшей коммуникации непоправимый вред или вовсе исключат ее возможность.

Повышение голоса и угрозы не принесут необходимого результата. А спокойный тон и смирение, наоборот, могут заставить прислушаться к себе, обратить внимание на противоположную точку зрения.

Используйте третью сторону

Правила поведения в споре рекомендуют использовать помощь посторонних людей, если полемика приближается к перепалке.

Сама ситуация спора – это изначально недружелюбная атмосфера. Собеседники не воспринимают полярную позицию, скептически настроены к ней. А значит, они хуже воспринимают противоположное мнение, не станут прислушиваться к позиции, отличной от их взглядов. Но аргументы третьей стороны, которая не участвует в конфликте, будут иметь гораздо больший вес. Из-за отсутствия враждебности эти аргументы будут лучше приняты и поняты.

Также использование третьей стороны будет полезно для поддержания самооценки оппонента. Ваши мысли и идеи будут озвучены, донесены до собеседника, при этом сам он не пострадает. Если третья сторона является авторитетом для вашего оппонента, то это существенно упрощает задачу. Эффективный коммуникатор может использовать в качестве третьей стороны своего человека, который будет доносить до оппонента нужные мысли, при этом связь коммуникатора и третьей стороны не будет видна.

Позвольте собеседнику сохранить лицо в споре

Основой спора является возражение. Во всяком случае, когда спор не перешел в состояние перебранки. Чаще всего именно с возражения начинается спор.

Как только человек видит возражение, то он должен принять решение, как дальше действовать. Можно сразу перевести диалог в русло спора, выставить собственную аргументацию. Другой вариант – использование возражения в своих целях, нелинейное воздействие. У каждого возражения есть своя причина, которую коммуникатор должен выяснить.

  • отсутствие необходимой информации;
  • конфликт воссозданной картины мира с реальностью;
  • нежелание потерять позицию в споре;
  • другие личные причины.

Если оппонент настаивает на своем мнении, если он твердо в нем уверен, то ему будет довольно сложно отступиться от своих взглядов. В пылу конфликта он будет использовать все возможные методы, чтобы выйти победителем. Основа этого поведения – страх потерять лицо, нежелание осознать свою неправоту.

Можно перевести спор в другую плоскость. Но для этого коммуникатор должен понять, почему возникло возражение, что стало его причиной. Правила проведения спора утверждают, что грамотная дискуссия способна не только донести до собеседника другое мнение, но и избавить его от необходимости биться из последних сил. Опытный коммуникатор может помочь собеседнику обратить внимание на другую точку зрения.

Если грамотно проанализировать происхождение возражений, то можно помочь оппоненту сохранить статус-кво. Так коммуникатор будет уверен, что дальнейшее деловое общение не прекратится из-за одного спора. А результатом полемики станет умелое изменение мнения оппонента в своих целях.

Чтобы возражение исчезло, необходимо определить причину его появления и устранить ее. Если причина возражения кроется в отсутствии информации, то просто предоставьте ее собеседнику.

– Мне понятна ваша точка зрения, однако обратите внимание на факты, которые вам не были известны.

Также действенные правила спора помогают достичь соглашения, если коммуникатор выявляет ошибки во взглядах оппонента самостоятельно.

– Я бы тоже пришел к этому мнению при воздействии сходных обстоятельств.

Или:

– Сначала я тоже так думал, но после получения дополнительной информации мое мнение изменилось.

Еще один способ, позволяющий избежать губительной полемики, предполагает демонстрацию оппоненту приемлемого выхода из спора, который не затронет его репутацию и статус-кво. Сначала требуется подробно изучить все особенности мнения собеседника, определить точки напряжения. Затем просто покажите ему, как можно покинуть спор, не потеряв лицо. Этот метод использует все вышеперечисленные правила, зато он способен помочь выйти из кризисной ситуации с наименьшими потерями для обеих сторон.

lichnorastu.ru

Добавить комментарий