Как проходить собеседования на работу: советы для студентов
Какие вопросы задают рекрутеры при трудоустройстве выпускникам? Как подготовиться, если ищешь вакансии после окончания института и нет никакого опыта работы?
Собеседование – это еще один экзамен. Чтобы его успешно сдать, нужно просто подготовиться. Работодатель во время встречи хочет понять, подходите вы на должность или нет. Ответ на этот вопрос зависит не только от знаний и опыта. Важны мотивация человека, а также способность соответствовать корпоративной культуре. Вот несколько советов, благодаря которым работодателю захочется дать вам шанс проявить себя.
Как одеться на собеседование
Первое впечатление формируется за 20-30 секунд с начала общения и практически не изменяется в продолжение следующих 20-30 минут подробного собеседования. Такой результат показал эксперимент среди менеджеров по персоналу.
Завоевать расположение с первого взгляда поможет правильный выбор костюма. Есть два основных правила – одежда не должна быть вызывающей и вам должно быть в ней удобно. Сковывающие движения платья и костюмы заставляют нервничать. На невербальном уровне окружающие воспринимают эту информацию как негативную. Напротив, одежда, учитывающая все особенности фигуры, приносит спокойную уверенность и внутреннюю свободу.
Вот еще несколько рекомендаций, которые помогут привлечь к вам внимание:
- погуглите фото своих будущих коллег, чтобы оценить дресс-код и одеться в похожем стиле;
- продумайте 1-2 акцента – брошь, яркую оправу, галстук, часы — которые выделят вас из общей массы соискателей;
- используйте одежду разных цветов, чтобы подчеркнуть те или иные черты характера.
По мнению психологов, серый и приглушенно-синий цвета вызывают ассоциацию с профессионализмом и надежностью. Фиолетовый и ярко-синий цвета заставят думать о вас как о креативной оригинальной личности. Красно-желтая гамма быстро утомит.
Как произвести хорошее впечатление на работодателя
Хорошее впечатление в данном случае означает, что представитель компании увидел вашу заинтересованность в работе, способность справиться с ней и готовность взаимодействовать с коллективом. Эти характеристики проявляются в стандартах поведения, которых придерживается человек.
Если вы руководствуетесь основными правилами современного этикета, вам вряд ли придется прилагать дополнительные усилия. Вам будут рады в любом коллективе, если вы:
- пришли на собеседование вовремя или предупредили об изменении планов;
- на время встречи выключили звук телефона и отложили его;
- понимаете, где и с кем разговариваете, потому что заранее собрали предварительную информацию;
- легко вступаете в диалог и не боитесь задавать вопросы, но не переходите личные границы;
- говорите правду, но без тонн негатива о предыдущих работодателях;
- сохраняете спокойствие и доброжелательность даже при столкновении с сильными раздражителями.
Опытные рекрутеры советуют не брать на собеседование лишние документы. Но резюме и характеристики лучше иметь под рукой, чтобы не искать их в портфеле среди бумаг под пристальным взглядом собеседника.
Как студенту говорить о деньгах с работодателем
Большинство менеджеров по персоналу рекомендуют отложить вопрос о заработной плате на вторую половину беседы. Если вы поднимете эту тему до обсуждения функционала, тем самым сигнализируете: само рабочее место для вас не так уж важно. А работодатели предпочитают иметь дело со специалистами, для которых мотивацией являются не только деньги.
Лучше не называть самому свои зарплатные ожидания. На прямой вопрос можно ответить общей фразой «Уровень зарплаты обсуждается». Есть несколько фраз, которые употреблять не рекомендуется. Это разговорные выражения типа «А что по деньгам?» или «А сколько вы можете дать?».
Тему денежного вознаграждения легче всего поднять не по отношению к себе, а просто по отношению к любому специалисту, претендующему на вакансию. Вопрос может звучать примерно так: «Мне бы хотелось узнать о системе мотивации, которая предусмотрена для сотрудника на этой должности».
Если зарплата гораздо ниже той, на которую вы рассчитывали, спросите, что еще входит в компенсационный пакет. Возможно, это будет дополнительное медицинское страхование, компенсация расходов на транспорт или бесплатные обеды.
Но есть две ситуации, когда вопрос о зарплате уместно поднять сразу. Первая – если вакансия не требует обсуждения функционала и не предполагает высокой квалификации (например, разнорабочие или продавцы). Вторая ситуация – вакансии специалистов по продажам. Они замотивированы на зарабатывание денег, их заработная плата зависит от объема привлеченных средств. Поэтому вполне естественно будет поднять вопрос о деньгах сразу в начале собеседования.
Как отвечать на неудобные вопросы
Некоторые вопросы во время собеседования могут показаться бестактными. Иногда работодатели интересуются религиозными взглядами, сексуальной ориентацией, наличием кредитов, финансовым положением партнера или мужа, планированием беременности и другими темами. В цивилизованном обществе их относят к личным и обсуждают только с самыми близкими людьми. Для таких ситуаций можно рекомендовать следующий алгоритм действий.
Спросите, предполагает ли должность, на которую вы претендуете, высокий уровень стрессоустойчивости. Возможно, грубое вмешательство в личное пространство – это проверка вашей реакции. О проведении специального стресс-собеседования могут свидетельствовать другие отклонения от норм делового общения, например, курение, сломанный стул, постоянное перебивание собеседника. Вы можете продемонстрировать выдержку или в любой момент завершить разговор, если чувство собственного достоинства не позволит его продолжать.
Если это не стресс-собеседование, узнайте, с какой целью работодатель задает тот или иной вопрос. Поняв мотив, вы при желании сможете дать ответ или отказаться, сообщив, что данный фактор не влияет на вашу работоспособность. Хорошо, если есть чувство юмора — можно перевести неприятный разговор в шутку. Универсальная фраза: «На этот вопрос как ни ответь, все равно будешь выглядеть глупо. А мне бы этого не хотелось»,
В ответ на неудобные вопросы не стесняйтесь открыто сказать, что чувствуете себя некомфортно. Сообщите, что хотите говорить о своих профессиональных качествах и приоритетах в работе. Завершите собеседование, если неприемлемые для вас вопросы продолжаются. Независимо от тона разговора постарайтесь быть сдержанным, вежливым, уверенным в своей правоте профессионалом.
Как пройти собеседование… Или не пройти, но и не упасть духом
Самурайский принцип гласит: «В смертельном бою выигрывает тот самурай, который уже мертв». Представьте мысленно, что вы прошли собеседование и вас не взяли. Вы ничего не потеряли, только приобрели опыт, который в следующий раз точно поможет не облажаться. Эта мысль помогает расслабиться, прийти навстречу собранным и умиротворенным.
Обязательно подготовьтесь к разговору. Рассказывайте не о своих достижениях, а о том, чем можете быть полезны компании. Как ваши навыки и умения могут быть использованы на новом месте. Продемонстрируйте готовность стать частью коллектива, а не просто сотрудником компании.
Подготовьте ответы на самые распространенные вопросы – о своих сильных и слабых сторонах, о планах на 5-10-15 лет, об увлечениях, о том, почему хочется работать именно здесь и других. Чаще всего эти вопросы повторяются на собеседованиях во всех компаниях и организациях. И обязательно накануне выспитесь.
Что делать после интервью с HR-ом?
Статистика показывает, что типичный работодатель в среднем проводит собеседование с 6-10 кандидатами на должность. Прежде чем получить предложение, соискатель проходит 2-3 раунда переговоров. Поэтому если собеседование оказалось для вас неудачным, не расстраивайтесь сильно. Где-то точно есть место, в котором ждут именно вас.
Чтобы это произошло как можно скорее, попытайтесь получить обратную связь от рекрутера. Запросите по электронной почте (или по телефону, если рекрутер согласится на разговор) отзыв по итогам собеседования. Даже в самых общих фразах можно увидеть, в чем другой претендент оказался сильнее. А, следовательно, какие свои навыки необходимо прокачать.
Даже если вы получите вежливую отписку, запрос обратной связи продемонстрирует вашу заинтересованность. Возможно, именно это заставит рекрутера обратить на вас более пристальное внимание. И в следующий раз, когда появится вакансия, он в первую очередь вспомнит про вас. Рассылайте резюме, ходите на собеседования, уважайте себя и окружающих, и удача вам обязательно улыбнется.
Как пройти собеседование на работу, чтобы вас взяли
В статье рассказывается:
- Форматы собеседований
- Подготовка к собеседованию
- Ход собеседования
- Правила поведение на собеседовании
- Частые вопросы на собеседовании
- Дополнительные советы по прохождению собеседования
- Распространенные ошибки соискателей при собеседовании
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Многие люди даже не задумываются над тем, как пройти собеседование на работу, полагая, что все сложится само собой. Пришел, ответил на вопросы, потом тихо и мирно ждешь звонка по поводу результатов. Надо сказать, что это в корне неверный подход для тех, кто действительно желает получить хорошее место.
Существуют определенные правила прохождения собеседования. Если четко им следовать, то шансы трудоустройства повышаются, причем иногда довольно значительно. Так стоит ли пренебрегать вероятными преимуществами, которые можно использовать, даже не прилагая к этому каких-то невероятных усилий?
Форматы собеседований
Чтобы понять, как пройти собеседование на работу, нужно сначала рассмотреть каждый из трех основных его типов.
Личный разговор
В этом случае соискатель приходит на личную встречу с работодателем. При этом выделяют несколько подтипов таких собеседований.
Форматы собеседованийВо время структурированного собеседования работодатель планомерно узнает у соискателя о его образовании, опыте, причинах смены работы и профессиональных целях. Главной задачей данного собеседования является знакомство с предполагаемым сотрудником и получение ответов на важные для работодателя вопросы.
Ситуационное собеседование или кейс-интервью предполагает несколько другой формат. Здесь соискателю нужно представить разного рода обстоятельства и исходя из этого, объяснить свой план действий. Скажем, работодатель может предложить ситуацию, при которой с вами заключили договор на крупную сумму, однако на складе отсутствует нужный товар. Благодаря такому собеседованию можно больше узнать о мышлении кандидата и сравнить полученные данные с приемлемыми для организации методами решения задач.
В процессе проектного собеседования кандидату необходимо дать оценку чужим поступкам или людям в целом. Смысл заключается в том, что человек зачастую транслирует свой личный опыт на окружающих, что позволяет ему проанализировать их поступки. К примеру, работодатель может спросить, зачем люди лгут. В зависимости от ответа можно сделать некоторые предположения относительно причин лжи самого кандидата.
Во время собеседования по компетенциям (поведенческого интервью) кандидату нужно изложить те или иные события, произошедшие на предыдущей работе. К примеру, в каких ситуациях ему приходилось использовать те характеристики, которые он указал в резюме. Тем самым работодатель оценивает компетенции предполагаемого сотрудника – навыки кандидата, позволяющие ему решать поставленные перед ним задачи. Полученная информация сравнивается с теми качествами, которые необходимы для организации.
Стресс-собеседование предполагает создание некоторого давления на соискателя. Это достигается за счет неудобных вопросов, которые вызывают у человека различные эмоции, в том числе раздражение и стеснение.
К примеру, работодатель может сказать, что не рад приходу кандидата, выдать негативное оценочное суждение касательно его внешнего вида, намеренно создать ситуацию, при которой соискатель будет очень долго ожидать собеседования и всячески провоцировать. Целью такого собеседования является выявление реакций и действий кандидата во время нахождения в стрессовой обстановке.
В некоторых случаях работодатели совмещают сразу несколько разновидностей интервью. Тем самым фильтруются те соискатели, которые не подходят под требования организации.
Общение с несколькими соискателями сразу
В этом собеседовании принимают участие сразу несколько кандидатов, а само интервью протекает в виде группового общения или бизнес-игры.
Общение с несколькими соискателями сразуТакой способ отсеивания используют в том случае, если кандидатов набирается весомое количество, а время на отбор ограничено. Чаще всего групповое собеседование применяют в сфере ритейла для поиска продавцов, администраторов, сотрудников, взаимодействующих с клиентами вне офиса, управленцев и промоутеров. Кроме того, такие встречи устраиваются и в тех случаях, когда необходимо найти активных соискателей.
Цель такой встречи – отобрать только подходящих кандидатов и попрощаться с теми, кто не смог заинтересовать работодателя. Находясь на таких интервью нужно быть активным, проявлять инициативу, а также быть дружественно настроенным по отношению к другим кандидатам.
Если собеседование осуществляется в виде игры, то оптимальный вариант – выступить в качестве лидера и продемонстрировать свои лидерские качества наряду с умениями сотрудничать. Работодателю нужно именно такие кандидаты, поэтому он приглашает их на второй этап и затем трудоустраивает.
Беседа с комиссией
В этом случае на встрече присутствует несколько представителей организации и один кандидат. Комиссия задает соискателю вопросы, а после интервью выставляет ему оценку. В конечном итоге комиссия оценивает каждого предполагаемого работника и отбирает из их числа наиболее подходящего. Такие собеседования чаще всего проводятся в государственных органах.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 20817
При этом стоит понимать, что вне зависимости от выбранного работодателем способа ведения интервью, подготовка к собеседованию для всех примерно одна и та же.
Подготовка к собеседованию
Резюме не способно заменить встречу с работодателем. Поэтому для того, чтобы лучше проходить собеседование на работу, нужно грамотно подготовить себя к интервью. Да, это не дает гарантии того, что вы понравитесь организации, однако в этом случае вероятность положительного исхода увеличится.
Звонок от потенциального работодателя
Нельзя точно спрогнозировать время звонка от организации, поэтому стоит заранее ознакомиться с правилами ведения диалога в процессе коммуникации по телефону. Итак, вам нужно:
- Поздороваться.
- В краткой форме узнать о вакансии и организации, чтобы не произошло путаницы, если вы обращались сразу в несколько компаний.
- Спросить о том, что следует принести на собеседование.
- Узнать о формате встречи.
- Вести диалог уверенно, грамотно формулируя свои мысли.
- Воздержаться от применения излишне нагруженных или наоборот, просторечных понятий.
Чем больше вы постараетесь, тем лучше.
Домашняя подготовка к встрече
Чтобы удачно пройти собеседование на работу разведайте обстановку. В первую очередь нужно перейти на официальный веб-сайт организации или группу в социальной сети. Это поможет понять специфику компании и узнать о личности начальства.
Отыграйте собеседование. Можно организовать с другом сценку, где он выступит в качестве руководителя, задающего сложные и неловкие вопросы. Тем самым вы сможете лучше контролировать свои эмоции во время реальной встречи.
Сформируйте план рассказа о себе. Перечислите свои положительные качества, запишите ответы на популярные вопросы, укажите свои достижения. На просторах интернета можно найти информацию о критериях выбора соискателей в контексте именно вашей вакансии. Запишите все эти требования. Далее отрепетируйте свою речь до такого уровня, когда вы сможете говорить без помощи своих записей.
Создайте портфолио. Вложите туда все работы, демонстрирующие уровень вашего мастерства. Не забудьте и про оформление.
Сформулируйте вопросы работодателю. Собеседование нужно не только для того, чтобы работодатель узнал у вас нужную ему информацию, поэтому сформулируйте свои вопросы касательно обязанностей, заработной платы, карьерного роста и организационных нюансов.
Подумайте о вариантах одежды. В наше время уже не так высоко оцениваются дорогие костюмы и платья. В некоторых организация принято носить более простую одежду, поэтому появление в дорогом наряде может быть неугодно остальным сотрудникам. При этом ограничения касательно внешнего вида в компании могут быть очень строгими, умеренными, а в некоторых случаях они и вовсе отсутствуют.
По этой причине лучше заранее узнать о дресс-коде организации с помощью фотографий работников. Если же вы не нашли таких данных, то можете просто позвонить в организацию и узнать все что вам нужно. Так или иначе, лучше придерживаться одного правила: наряд не должен привлекать слишком много внимания и при этом обязан быть максимально удобным.
Выберите способ прибытия на место встречи. Рассчитайте время на дорогу и добавьте к этому числу еще 30-40 минут. Это спасет вас в том случае, если вы попадаете в пробку, аварию или любую другую непредвиденную ситуацию.
Только до 18.05
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
Отдохните. Чтобы правильно пройти собеседование при устройстве на работу, лучше попытаться расслабиться и перестать прокручивать негативные исходы.
На встречу лучше взять с собой следующие принадлежности:
- Паспорт.
- Диплом о высшем или среднем профессиональном образовании.
- Копию резюме.
- Сертификаты, удостоверения об окончании курсов. Лучше если они будут связаны с вакансией.
- Тетрадь, в которую вы внесете информацию об организации. В случае получения отказа вы сможете проанализировать свои ошибки.
Все эти приготовления могут занять целый день, но с помощью них вы сможете повысить свои шансы на трудоустройство.
Поведение в офисе перед началом собеседования
С утра лучше выпить чашечку кофе или сока. Обязательно съешьте что-нибудь, иначе в процессе беседы работодатель может услышать урчание в вашем животе. Более того, прием пищи поспособствует деятельности мыслительного аппарата.
Войдя, нужно поздороваться с охраной и секретарем. Не стоит спрашивать о времени ожидания, ведь это может создать вокруг вас неприятное впечатление. Для эмоционального спокойствия начните изучать помещение, в котором находитесь.
Конечно же, не нужно звать с собой друзей или родственников, хоть они и способны оказать должную поддержку. Работодатели чаще всего отказывают подобным соискателям.
Как вариант – узнать полезную информацию у реальных сотрудников компании, например, есть ли задержки в выплатах заработной платы и заставляют ли работать сверхурочно. Чем раньше вы получите такую информацию, тем лучше.
Поведение в офисе перед началом собеседованияЧтобы ничего не отвлекало от разговора, сходите в уборную за несколько минут до того, как вас вызовут.
Ход собеседования
Итак, как проходит собеседование при приеме на работу? Существует несколько этапов:
- Налаживание контакта. Все встречи начинаются с визуального контакта и приветствия. В первую очередь нужно поздороваться, улыбнуться и, когда это будет приемлемо, заведите беседу на нейтральную тему (погода, городская пробка и т. д.). Однако не стоит излишне много говорить – дайте работодателю начать интервью.
- Рассказ о компании. В первую очередь вам расскажут об организации, чтобы вы узнали историю ее становления, главные достижения и цели. Если вам будет казаться, что рекрутер ведет слишком долгий монолог, то не стоит обрывать его речь. Дождавшись конца рассказа, задайте несколько вопросов, иначе работодатель может решить, что у вас нет интереса.
- Интервью. В первую очередь свои вопросы задаст рекрутер, а уже потом вы. Точно предугадать, что будет нужно работодателю нельзя, поэтому приготовьтесь к провокациям и личным вопросам. К примеру, женщине могут задать вопрос относительно ее семейного положения, дабы выяснить уйдет ли она в ближайшее время в декретный отпуск. Если у вас нет желания отвечать на поставленный вопрос, то мягко объясните это рекрутеру, указав на причину.
- Обратная связь. Узнайте, какие временные рамки рассмотрения вашей кандидатуры имеют место в данной организации, а также возьмите контакты для связи на случай, если ответа все же не поступит.
- Окончание собеседования. На этом этапе нужно поблагодарить рекрутера и попрощаться.
Правила поведение на собеседовании
Теперь рассмотрим основные рекомендации, которые могут помочь вам создать положительное мнение относительно своей персоны.
- Ведите себя вежливо со всем персоналом организации.
- Заполните анкету во всех подробностях.
- Не забудьте представиться, узнайте, как можно обращаться к рекрутеру.
- Не ограничивайте зрительный контакт с работодателем.
- Избегайте перебивания рекрутера и сосредоточьтесь на его речи.
- Обязательно уточните непонятые вопросы.
- Старайтесь говорить по делу и не будьте излишне многословны.
- Не лгите, но и не слишком открывайтесь.
- Если необходимо сказать о себе что-то негативное, то совместите это с положительными моментами.
- Если рекрутер не задаст вопрос касательно ваших личных положительных качествах, то сами расскажите о них.
- Ведите себя достойно, но не привлекайте слишком много внимания. Не выступайте в роли жертвы.
- Уточните способ получения ответа по результатам интервью. Спросите, можете ли вы в случае чего связаться с рекрутером сами.
Частые вопросы на собеседовании
Если вы хотите узнать, как хорошо пройти собеседование на работу, то стоит ознакомиться с частыми вопросами во время интервью и подготовить ответы на них. Естественно, что вы не сможете в точности предугадать все вопросы работодателя. Сделать это можно лишь в случае структурированного собеседования, при котором у соискателей узнают одни и те же заготовленные моменты.
Однако такой тип интервью используется не так уж часто. При этом вы можете создать список из самых часто встречаемых вопросов, которые применяются практически во всех собеседованиях.
Есть ли у вас какие-либо вопросы?
Подобный вопрос иногда ставят в самом начале диалога, поэтому лучше заранее приготовиться к такому сценарию. Лучше всего заготовить ряд вопросов, которые вы могли бы задать. Но не следует ставить больше 3 вопросов на разные темы, конечно же, кроме тех ситуаций, где это необходимо.
Чем вас заинтересовала эта компания?
Здесь нужно выдать весомые аргументы, например: «Я хочу реализовать свои профессиональные умения и опыт в таком месте, которое сможет обеспечить максимальную отдачу, карьерный потенциал, эффективный и приятный коллектив».
Предлагали ли вам другую работу?
Если да, то ответьте соответствующим образом, ведь это повысить ваш статус в глазах работодателя. При этом лучше сказать о том, что данная компания представляет для вас наибольший интерес.
По каким причинам именно вы должны занять эту должность?
На одно место, как правило, метят сразу несколько соискателей, поэтому рекрутер желает узнать, в чем заключаются конкретно ваши преимущества. Оптимальный вариант ответа – перечислить свои квалификации и умения, а затем сравнить их с требованиями организации.
Может ли ваша личная жизнь создать помехи в выполнении профессиональных обязанностей?
Чаще всего такой вопрос слышат именно представительницы слабого пола. В этом случае нужно дать отрицательный ответ, причем сделать это максимально уверенно.
Частые вопросы на собеседованииКакие сильные качества вы можете у себя выделить?
Здесь необходимо упомянуть о тех характеристиках, которые могут принести пользу организации.
Какие слабые стороны вы можете у себя выделить?
В этом случае лучше сместить акценты, разбавить ответ своими положительными качествами, а не отвечать прямо и максимально правдиво.
По какой причине вы меняете работу?
Этот вопрос могут услышать трудоустроенные соискатели. Здесь стоит сказать об отсутствии возможностей для реализации на старом месте работы из-за политики компании, хотя сами вы стремитесь к увеличению мастерства.
Почему вас увольняли в других организациях?
Если у вас имеется такой опыт, то, скорее всего, вы услышите этот вопрос на собеседовании. Можно указать на следующие причины:
- Достигли профессионального предела и не смогли дальше развиваться.
- Компания была закрыта или реорганизована.
- Попали под сокращение.
- Перестал устраивать уровень заработной платы.
Существуют и другие факторы, которые могли повлиять на ваш уход из организации. Как бы то ни было, ответьте правдиво.
По какой причине затянулся поиск работы?
В этом случае рекрутер хочет узнать, почему вы все еще не трудоустроены и как вы к этому относитесь. Скажите все как есть, например, укажите на то, что занимались профессиональной ориентацией, проходи курсы повышения квалификации, испытывали семейные трудности и т.д. Любая адекватная причина будет спокойно воспринята работодателем, главное не говорить, что вам везде отказывали.
Что бы вы поменяли, если бы вас взяли на данную должность?
Такой вопрос зачастую слышат кандидаты на менеджерские или администраторские должности. Продемонстрируйте то, что вы уже бывали в таких ситуациях и являетесь инициативным сотрудником, но не перестарайтесь. Кроме того, лучше вообще не озвучивать варианты изменений, если вы не владеете нужной информацией.
Кем вы себя представляете в организации через 5 лет?
У организации может иметься своя карьерная лестница. К примеру, ассистент может стать младшим специалистом, потом – специалистом, далее – руководителем подразделения, после чего перейти на уровень директора. Конкретное положение дел зависит от специфики организации.
Если вы услышали этот вопрос, то используйте заранее добытую информацию касательно численности и структуры организации: какие подразделения в ней имеются, и какие должности в них входят. Если же вы этого не разузнали, то спросите самого рекрутера.
Какой уровень заработной платы вы хотели бы иметь?
Озвучьте конкретное число или границы, в пределах которых вы будете удовлетворены. Для этого стоит узнать уровень зарплаты специалистов из вашей сферы. Кроме того, ориентируйтесь на свои потребности: сколько платите за аренду, коммунальные услуги, питание и т.д. К получившемуся числу прибавьте сумму, которой будет достаточно для накопления и незапланированных покупок.
Частые вопросы на собеседованииПолучать сумму, которая не закрывает ваши потребности гораздо хуже, чем распрощаться с организацией из-за слишком низкой, на ваш взгляд, зарплаты.
Были ли ошибки, которые вы совершали в предыдущих организациях?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно заранее вспомнить совершенную ошибку и упомянуть о выводах, которые вы сделали. Стоит понимать, что организации не находятся в ожидании безошибочных сотрудников. Работодателю лишь нужно знать, способны ли вы принимать собственные неудачи и делать полезные выводы. Кроме того, рекрутер хочет узнать, что вы в принципе подразумеваете под ошибками.
Здесь можно воспользоваться техникой STAR, которая предлагает следующую формулу: ситуация — задача — действие — результат (situation — task — actions — results).
Плавно подведите к объяснению сути ошибки: скажите, на какой должности вы находились, и какую задачу выполняли в момент неудачи. Затем нужно описать детали и причины произошедшего события. Далее объясните, каким образом вам удалось решить проблему.
Когда соискатели уходят от ответа на данный вопрос, рекрутеры начинают думать, что они совершали глобальные ошибки, боялись рисковать, не стремясь достигнуть высоких показателей эффективности, или излишне идеализируют собственную персону.
Остались ли у вас какие-либо вопросы?
Не стоит отвечать отрицательно. Лучше разузнать у работодателя нюансы своих прав и обязанностей. Вопросы лучше сформулировать заранее. Перед уходом обязательно поблагодарите рекрутера за полученную информацию.
Вышеперечисленные вопросы являются самыми популярными, но не исчерпывают весь список того, что может захотеть узнать работодатель. К примеру, рекрутер вдруг спрашивает: «Чем вы сегодня занимались?». Ответ на этот вопрос может указать на ваш образ жизни и способ распределения времени, поэтому будьте готовы к такой ситуации.
Дополнительные советы по прохождению собеседования
Кроме основных правил ведения интервью можно выделить и несколько дополнительных моментов, которые помогут увеличить вероятность трудоустройства.
- Спокойствие – залог успеха
Зачастую люди слишком сильно переживают перед такими встречами, что проявляется в виде тремора и дрожания голоса. Это вполне естественная реакция организма, так как интервью представляет собой мощный стресс, даже если у вас уже есть опыт подобных бесед.
Дополнительные советы по прохождению собеседованияПри этом излишняя тревога может негативно сказаться на качестве общения с работодателем. Чтобы успешно пройти собеседование на работу, можно использовать три проверенных метода борьбы с лишними переживаниями. Вам нужно выпить воды, прижать стопы к полу и держать в руке «талисман».
- Коротко и по делу
В большинстве случаев работодатель в самом начале встречи попросит вас рассказать о себе. Здесь не нужно излагать свое детство и взросление – важна лишь та информация о вашей жизни, которая может быть полезна рекрутеру. Лучше рассказать о себе таким образом, чтобы ваши цели совпадали с интересами организации. Можно сразу объяснить, почему вы хотите работать именно в этой компании.
- Не «что», а «как»
Согласно исследованиям, первое впечатление о человеке напрямую связано с тем, как он излагает свои мысли, а не с тем, что именно он говорит. В эту категорию можно включить специфику речи и различные невербальные средства коммуникации (жестикуляция, мимика и т.д.). Так что перед встречей обязательно поработайте над этими деталями. Речь должна быть поставленной и отражать вашу уверенность в себе.
- Какие у вас слабые стороны?
В процессе собеседования вы можете услышать неудобные вопросы, на которые нельзя дать шаблонный ответ. Их цель – определить конкретно ваши характеристики и реакции. Причем сущность и формулировки таких вопросов могут быть самыми разными. Единственное универсальное правило в данном случае – быть умеренно самокритичным. Покажите свои аналитические способности и умения решать проблемы. Отразите в своих утверждениях познания касательно уровня заработных плат в своей сфере и взвешенную оценку своих квалификаций.
Распространенные ошибки соискателей при собеседовании
- Приезжать на встречу слишком рано
Ошибкой является не только опоздание, но и излишне ранний приезд. Лучше всего быть на месте за 5-10 минут до начала. Этого времени вполне хватает, чтобы оценить ситуацию и привести себя в порядок. Приехав слишком рано, вы можете столкнуться с тем, что рекрутер еще не явился, но даже если он уже находится в своем кабинете, никто не будет подстраиваться под вас.
Тем самым вы будете смотреться не столь выгодно, если бы приехали позже. Кроме того, секретарю может стать неловко, ведь из соображений вежливости он будет пытаться вас как-то заинтересовать.
- Выливать негатив на прошлого работодателя
Да, вы могли уйти с прошлого места из-за очень неприятных обстоятельств, но это не повод затягивать беседу детальными жалобами. Достаточно указать на нейтральные факторы, которые привели к вашему уходу.
- Молчать
Молчание во время собеседования будет сигнализировать работодателю об отсутствии у вас необходимых навыков коммуникации.
Распространенные ошибки соискателей при собеседованииМногие кандидаты прекрасно отвечают на все вопросы работодателя, пока не услышат фразу «Расскажите о себе». Чтобы сразу дать четкий и ясный ответ, заранее подготовьте рассказ. В идеале он должен занимать не более 2-3 минут, включая в себя все важные детали вашей персоны.
- Говорить слишком много
Да, честные и открытые кандидаты нравятся работодателям, но если человек начинает упоминать свои личные проблемы или подробности своей интимной жизни, то это выглядит неуместно. Кроме того, лишняя информация может сыграть против вас и подсказать рекрутеру, что вашей профессиональной деятельности будет что-то мешать.
- Стесняться
Слишком сильная застенчивость также представляет собой барьер. Неуверенные кандидаты отсеиваются очень быстро, поэтому покажите свое спокойствие и умение выполнять профессиональные функции. Однако бахвальство тоже отталкивает рекрутеров, поэтому дайте трезвую оценку своих качеств.
- Не отражать заинтересованности в работе
Зачастую кандидаты не хотят демонстрировать сильный интерес к вакансии. Нередко это доходит до иллюзорного безразличия, однако это лишь снизит ваши шансы на трудоустройство. Работодателю важно понимать, что вы хотите занять место в его организации, поэтому покажите свою заинтересованность к сфере деятельности и самой должности. Сфокусируйтесь на диалоге и не отстраняйтесь.
- Слишком рано узнавать о финансовых аспектах
Денежные вопросы обычно задают в последней части встречи. То есть сначала рассматриваются тема самой должности, узнаются нюансы, связанные с организацией и кандидатом. По этой причине спрашивать о размере заработной платы нужно в самом конце, когда будет налажена коммуникация между вами и рекрутером.
Да и на самом деле, работодатели обычно говорят о финансовых аспектах по собственной инициативе. Если же эта, безусловно, важная тема не была рассмотрена во время первого собеседования, то в следующий раз вы в любом случае обо всем узнаете.
Напоследок отметим, что после собеседования работодатель будет в течение некоторого времени решать, кто из соискателей больше всех подходит на должность. Это, как правило, занимает порядка 7-10 дней, но все зависит от кадровой политики конкретной организации. Если вы не дождались ответа, то свяжитесь с рекрутером. Если же вы получили отказ, то обязательно узнайте у работодателя причину. Это позволит вам понять, как грамотно пройти собеседование на работу в следующий раз.
Продвижение блога — Генератор продаж
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Поделиться статьей
Что такое интервью | International Hellenic University
Собеседование при приеме на работу – это разговор, который происходит между потенциальным работодателем и кандидатом на работу. Во время собеседования работодатель имеет возможность оценить квалификацию, внешний вид и общую пригодность соискателя к вакансии. Параллельно соискатель пытается больше узнать о вакансии, оценить работодателя и выяснить, будут ли удовлетворены ваши потребности и интересы. Думайте об интервью как о разговоре между двумя людьми, где каждый пытается узнать больше о другом. Процесс собеседования — это улица с двусторонним движением. Вы движетесь к цели — правильной работе, а работодатель движется к цели — правильному найму.
Черты, по которым вас будут судить
- Личностные характеристики. У вас хороший уход? У тебя хорошие манеры? Поддерживаете ли вы хороший зрительный контакт?
- Самовыражение. Уверены ли вы в выражении своих идей?
- Зрелость. А как насчет вашего общего чувства равновесия? Можете ли вы делать оценочные суждения и решения?
- Личность. Что тебе нравится? Исходящий? Застенчивый? Властный? Тихий? Впишетесь ли вы в их корпоративную культуру?
- Опыт. А как насчет ваших академических достижений? Участие во внеучебной деятельности? Рабочие навыки?
- Энтузиазм и интерес. Вы действительно заинтересованы в работодателе? Конкретная работа? Промышленность?
- Карьерные цели. Чем вы хотите заниматься в своей профессиональной жизни? Соответствует ли это целям компании?
Подробнее о собеседовании
Как правило, собеседование при приеме на работу является важной частью процесса подачи заявления о приеме на работу и может варьироваться от обычного разговора до серии серьезных дискуссий с различными людьми, работающими в компании. компания.
Если претенденту на работу удается пройти собеседование, это указывает на то, что работодатель хоть немного заинтересован. Как правило, соискатель отвечает на объявленную вакансию, предоставляя резюме и другие запрошенные материалы. Работодатель или его представитель рассматривает все поступившие заявки и решает, кого пригласить на собеседование. В некоторых случаях предварительное собеседование может быть проведено по телефону, чтобы сэкономить ресурсы и время обеих сторон.
В зависимости от размера компании и ее организации соискатель может пройти только одно собеседование. Это характерно для малых предприятий, где кандидаты часто проходят собеседование непосредственно с работодателем. В других случаях представитель отдела кадров может сначала провести собеседование с кандидатом, а затем он или она пройдет серию собеседований с потенциальными руководителями и другим персоналом. В более крупных компаниях также могут быть группы интервью с несколькими членами, которые сотрудничают для принятия решения.
Подготовка к собеседованиям при приеме на работу может быть весьма обширной. Как правило, лучше одеваться аккуратно, как будто вы одеваетесь на работу. Кроме того, это помогает быть организованным и хорошо собранным. Это помогает, например, иметь возможность отвечать на вопросы о материалах вашего резюме, и это отличная идея, чтобы составить собственный список вопросов. После собеседования при приеме на работу принято обмениваться рукопожатиями с интервьюерами, а затем отправлять благодарственное письмо, чтобы ваше лицо оставалось свежим в памяти вашего потенциального работодателя.
Подготовка к личному собеседованию
В приглашении на собеседование, вероятно, будет указана следующая информация. Если нет, то вполне допустимо позвонить и спросить:
- Как долго будет длиться интервью?
- В каком формате будет интервью?
- Будут ли тесты или групповые упражнения?
- Нужно ли мне приносить или готовить что-то конкретное?
Убедитесь, что вы:
- перепроверьте время и дату вашего интервью;
- знать, как добраться до места проведения и сколько времени занимает дорога;
- тщательно подтвердите свои планы на поездку, особенно если вам нужно сделать железнодорожное сообщение;
- проверить любые запланированные перебои в работе автомобильного или железнодорожного транспорта;
- планируйте приходить пораньше, а не спешить с опозданием. Это особенно важно для ассессмент-центров, где рабочий день проходит в плотном графике;
- узнать, предоставляется ли жилье в случае необходимости.
Что взять
- Письмо об интервью с указанием имени (имен) интервьюера (ов), их адреса и номера телефона.
- Карта, как добраться.
- Копия вашего резюме и/или анкеты.
- Запишите ключевые моменты, которые вы хотите сделать, и любые вопросы, которые вы хотите задать.
- Деньги на такси на случай, если вы опоздаете.
- Номер, по которому можно позвонить, если вы опаздываете (но не забудьте выключить мобильный перед тем, как идти на собеседование).
- Небольшая бутылка воды.
5 этапов собеседования для рекрутеров
Этапы процесса собеседованияИнтервью обычно разбиваются на следующие 5 этапов:
- Введение
- Светская беседа
- Сбор информации
- Вопрос/Ответ
- Подведение итогов
Понимание этапов процесса собеседования поможет вашей компании стандартизировать процесс собеседования, что в долгосрочной перспективе приведет к найму более качественных и квалифицированных сотрудников.
Почему важен процесс собеседования?
Стандартизация процесса собеседования помогает менеджеру по найму, интервьюеру и рекрутерам проводить более объективные сравнения между кандидатами, поскольку каждый кандидат будет проходить один и тот же процесс собеседования.
Ниже приведено более подробное описание каждого этапа процесса собеседования.
#1) ВведениеСемь секунд. Именно столько, по словам исследователей, мы должны произвести хорошее первое впечатление.
Для многих кандидатов на работу эти семь секунд приходятся на предварительное собеседование, но если процесс найма в вашей компании не включает этот этап, ключевыми являются первые семь секунд этапа знакомства.
До этого момента кандидат, вероятно, имел дело с рекрутером или менеджером по найму, но теперь его представляют своим потенциальным менеджерам и, возможно, товарищам по команде. И первое, о чем они задаются вопросом: «Могу ли я работать с этим человеком?»
Важно помнить, что верно и обратное. Компания должна произвести свое собственное сильное первое впечатление.
Рынок претендентов?
Общая занятость на два процентных пункта ниже долгосрочного среднего показателя, что смещает большую часть власти в динамике найма к кандидатам. Из-за этого сдвига в динамике власти компании должны убедиться, что они делают все возможное, чтобы продвигаться вперед.
Так как же произвести хорошее первое впечатление? Хорошая новость в том, что это несложно: приветствуйте кандидата с улыбкой, пожимайте ему руку и всегда помните о вежливости.
Конечно, во все более мобильной рабочей среде многие собеседования проходят виртуально. Вам просто нужно приспособиться, привнеся еще больше энергии, чтобы приветственное волнение передавалось на экран.
Вы также должны:
- Убедитесь, что кандидат увидит теплый и привлекательный фон.
- Минимизируйте внешние отвлекающие факторы (например, домашние животные, телефон)
- Имейте запасной план (и делитесь им) на случай, если соединение прервется.
- Оставайтесь сосредоточенными и присутствующими. Закройте приложения для обмена сообщениями и электронную почту.
В рамках вводной части вам потребуется:
- Представьте компанию в положительном свете.
- Обратитесь к (потенциальному) слону в комнате. Если известно, что ваша компания является трудным местом для работы, будьте честны в этом, но не до такой степени, чтобы обескураживать.
- Будьте максимально прозрачными. Имея в распоряжении кандидата так много ресурсов (таких как Glassdoor), легко увидеть, говорит ли компания не всю правду, когда речь идет о внутренней работе и культуре их организации.
#2) Светская беседа
После того, как знакомство закончено, хорошей идеей будет немного поболтать с кандидатом.
Светская беседа важна, потому что это один из лучших способов укрепить здоровые рабочие отношения и установить взаимопонимание. Когда дело доходит до выбора тем для этого этапа процесса собеседования, постарайтесь найти что-то, что интересует кандидата. Это может быть так же просто, как беглый взгляд на его профили в социальных сетях и определение его интересов. Удивительно, как много может измениться, если вы потратите всего несколько минут на то, чтобы связаться с кандидатом на личном уровне.
По оценкам в 2022 году более 90% рекрутеров использовали учетную запись кандидата в социальных сетях, чтобы узнать о нем
Не пытайтесь говорить о чем-то серьезном, например, о религии или политике, так как в результате интервью, скорее всего, превратится в неловкое месиво. Не говоря уже о юридических последствиях, которые возникают при обсуждении этих тем.
Держите дискуссию в позитивном ключе: помните, вы просто пытаетесь оценить, будет ли с кандидатом приятно работать, и помочь ему увидеть себя работающим в вашей компании.
#3) Сбор информации
После светской беседы наступает ключевая часть процесса найма — сбор информации, или, другими словами, просьба к кандидату представить вам его презентацию. Это демонстрирует, насколько кандидат подготовлен или не готов, и проверяет его способность мыслить на ходу.
В то время как кандидат дает вам свое сообщение для лифта, важно уделять пристальное внимание и учитывать:
- Организована ли их речь?
- Это лаконично?
- Уверен ли кандидат в своих способностях и квалификации?
Какой у них язык тела, когда они говорят? (Почти 70% менеджеров по найму говорят, что отсутствие зрительного контакта с кандидатом — это тревожный сигнал.)
Все это важные элементы, за которыми нужно следить, так как они часто предоставляют вам все, что вам нужно знать о том, каким сотрудником может быть этот кандидат.
#4) Вопрос/ОтветЭто возможность связать часть опыта и истории кандидата с тем, что нужно вашей компании. Один из лучших способов сделать это — составить набор стандартных вопросов, которые все интервьюеры задают кандидату. Это помогает двумя способами:
- Это гарантирует, что между разными интервьюерами есть хоть какие-то точки соприкосновения, когда приходит время оценивать кандидата.
- Вы узнаете, насколько правдивы (или хорошо отрепетированы) кандидаты в своих ответах, увидев, как сильно меняются их ответы между интервьюерами.
Вопросы и ответы
Интервью, по сути, представляет собой двусторонний обмен идеями, и кандидат будет брать интервью у вашей компании так же, как и вы у него.
В дополнение к заранее подготовленным вопросам полезно подумать о том, как вы могли бы ответить на трудный вопрос кандидата, так как неверная формулировка во время собеседования выставит вашу компанию некомпетентной и нечестной.
На этом этапе, если у кандидата возникают сложные вопросы о компании, всегда лучше быть честным и представить компанию в положительном свете, оставаясь при этом правдивым. Точно так же, как когда вы спрашиваете кандидата, в чем его самая большая слабость, и он говорит об этом положительно, вы также можете сделать то же самое с вопросами о вашей компании.
Согласно опросу менеджеров по найму, «почти 50% соискателей не получат предложение о работе из-за отсутствия знаний о компании, в которую они претендуют на работу».
#5) Подведение итоговСлишком много интервью просто… заканчиваются. Завершение собеседования так же важно, как и другие этапы. Точно так же, как важно произвести хорошее первое впечатление, оставить кандидата на работу в хорошем настроении о компании и ее культуре — это ключ к найму лучших специалистов в вашей отрасли.
Если собеседование проводится лично, его немного легче завершить таким образом, чтобы оставить сильное впечатление крепким рукопожатием и, возможно, даже быстрой экскурсией по офису.
В виртуальном интервью важно сбалансировать завершение интервью таким образом, чтобы не было ощущения, что вы пытаетесь закончить долгий разговор со своим двоюродным братом.
И последнее, но не менее важное: отправьте дополнительное электронное письмо. Независимо от того, заинтересованы вы в кандидате или нет, важно быть вежливым и благодарным за то, что кто-то нашел время, чтобы пройти собеседование в вашей компании.