как распределить обязанности в семье
Должен ли муж помогать по дому? А ребёнок? Ответ, как правило, положительный. Только не всегда понятно, как это организовать в рамках современной семьи. Как попросить родных вам помочь и как реагировать на то, что не сделано? В новой статье рассказываю, как обсудить обязанности в семье с мужем и ребёнком.
С мужем
Если мужчина (глава семейства) освобождается от бытовых вопросов, он показывает определённый пример своим детям. Вырастая, мальчики из такой семьи отказываются от любых домашних обязанностей, называя это «женским делом». А девочки, наоборот, склонны всё брать на себя, как это делала их мама. Таких семей в нашей культуре много, но давайте посмотрим, что происходит при справедливом распределении обязанностей.
Семья — это сообщество близких людей, которые сообща справляются с внешними обстоятельствами, давая друг другу необходимую поддержку. И даже если внешне кажется, что отношения не всегда строятся гладко (много взаимного недовольства или общения на повышенных тонах), то когда доходит до дела, в большинстве случаев члены семьи не бросают друг друга.
Быт — это такой же внешний фактор, как и любое другое испытание. Только он присутствует в жизни каждый день. И вполне логично разделить это испытание между всеми членами семьи. Конечно, распределение обязанностей должно быть справедливым и с точки зрения занятости каждого члена семьи, и с точки зрения его объективных способностей. Поэтому важно открыто проговорить, что будет делать каждый из вас, какая помощь каждому из вас нужна, а с чем вы спокойно справитесь самостоятельно.
Например, мужчины часто с удовольствием берут на себя приготовление еды. Нет, не всей, но отдельных блюд. Мало того, они делают это с удовольствием и любовью, и получается у них прекрасно. Такие вещи, как уборку, стирку и работы в огороде тоже можно распределять между вами. Здесь уж у кого к чему душа лежит, тот ту работу себе и выбирает.
С ребёнком
Ребёнок — тоже часть семьи, и совершенно нормально, что с определённого возраста он совершенно по-взрослому отвечает за какую-то часть быта. Это может быть или поход в магазин, или мытье посуды 2 раза в неделю после ужина, или даже приготовление десерта на семейный праздник. Всё зависит от уклада семьи, от её традиций и материального положения.
Но есть набор правил, которые универсально работают. Независимо от того, что поручается ребёнку.
1. То, что делает ребёнок, действительно нужно семье.
Совсем не работают приёмы, когда мы просим делать ребёнка то, что никому не надо. Например, мыть полы накануне прихода домработницы или ходить в магазин за сметаной, когда такую же мама может привезти из супермаркета вместе с остальными продуктами. Дети очень чётко чувствуют надобность своей деятельности. И если мы искусственно придумываем обязанности, «чтобы что-то делал», они считывают игру и затея не удаётся.
2. То, что делает ребёнок, никто другой за него делать не будет.
Для того, чтобы ребёнок серьёзно относился к своим обязанностям, важно, чтобы он нёс полную ответственность за свои действия. Например, если он не купил молоко, то наутро никто не побежит в магазин, чтобы было из чего варить кашу. Просто все останутся без завтрака. Если не помыл посуду, мама не сделает это за него. Просто будет невозможно помыть фрукты, набрать воду в лейку, или не всем хватит тарелок на ужин. И ему придётся отвечать перед другими членами семьи, почему так получилось.
3. То, что делает ребёнок, должно быть ему по возрасту.
Например, ухаживать за младшими детьми шестилетнему ребенку не по силам. Хотя раньше в крестьянских семьях именно так и было. Но вспомните сказку «Гуси-лебеди». Катастрофа произошла именно потому, что старшая сестра была сама ещё совсем ребёнком и не могла уследить за братом. Сегодня же ситуация выворачивается наизнанку. Достаточно взрослые дети (14-15 лет) имеют в зоне ответственности лишь самые простые обязанности: собрать портфель на завтра и убрать одежду с пола в шкаф. Конечно, этого недостаточно для того, чтобы почувствовать себя нужным полноправным членом семьи.
Что же в итоге
Бывает, что дети без особого рвения выполняют домашние обязанности. Совсем маленького ребёнка ещё греет мысль, что он делает что-то важное и нужное для семьи. Подросток же сосредоточен в основном на себе, поэтому воспринимает просьбы взрослых как помеху его интересам. Однако учиться жить в коллективе и быть полезным, делать что-то для других не потому что нравится, а потому что нужно — это важнейшая часть семейного воспитания. И домашние обязанности, закреплённые за каждым членом семьи — от мала до велика — дают прекрасный опыт ответственности, тайм менеджмента и превалирования «надо» над «хочу».
Ценность вклада каждого — это участие в создании общего для семьи уюта. И дети, и взрослые учатся ответственности перед остальными членами семьи за свои действия. Потому что если они не выполнили свою часть домашней работы, то никто это не сделает за них. Совместный быт даёт прекрасный опыт семейной взаимовыручки и поддержки. Не всегда есть силы и желание заниматься домашней работой. Но важно, чтобы каждый видел ценность своего вклада: то, что он делает, приносит ощутимую пользу близким, улучшает атмосферу в семье и даёт возможность находить время и силы для совместного отдыха.
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Домашние обязанности: как распределить, чтобы жить в чистоте и мире
Совместная забота о домашнем уюте наряду с верностью и гармоничными сексуальными отношениями делает брак счастливым. Разбираемся, как справедливо разделить домашние обязанности с партнёром.
Опрос 2016 года показал, что почти треть российских семей ссорятся из-за распределения домашних обязанностей. 8% даже разводятся из-за разногласий в бытовых вопросах. Около 60% взрослых людей независимо от пола, семейного положения и наличия детей считают, что важно заботиться о чистоте дома вместе.
Женщинам, как правило, приходится уделять больше времени неоплачиваемой работе по дому. По информации Американского исследовательского центра Пью, они тратят в среднем 16 часов в неделю на домашние дела и 12 часов на заботу о детях. У мужчин на этот уходит 9 и 7 часов соответственно. В России женщины занимаются домом в среднем в два раза больше, чем мужчины.
Не во всех семьях обсуждают распределение домашних обязанностей. Предполагается, что уход за домом — женское дело, а мужчина может только «помогать». Если партнёров такое положение дел не устраивает, пора обсудить, как распределить домашние обязанности, чтобы все были довольны.
Что такое вторая смена и как она влияет на работающих женщин
Шаг 1. Обсудите проблему с партнёром
Оксана Стрижкова
Практикующий психолог. Окончила ЮУрГУ по профилю «Психодиагностика и консультирование» и МГУ по программе «Социальная психология»
Говорите в комфортной обстановке
Важно, чтобы оба были настроены на разговор. Постарайтесь учесть настроение собеседника. Если партнёр не готов обсуждать проблему прямо сейчас, предложите ему выбрать другое время для беседы.
Придерживайтесь позиции Взрослого
Не стоит вести диалог из позиции Ребёнка. Например, капризничать, демонстрировать слабость, обижаться и дуться. Не подойдёт также позиция Родителя. Не нужно отчитывать партнёра, как провинившегося малыша, и требовать, чтобы он соответствовал вашим ожиданиям.
Лучше всего обсуждать проблемы как два взрослых человека. Вы равны и договариваетесь как партнёры. У каждого есть право голоса. Ваши интересы и чувства одинаково важны и достойны внимания.
Используйте «я-выражения»
Постарайтесь не перекладывать на партнёра ответственность за ваши желания и чувства. Если использовать формулировки «ты сделал», «ты должен», «ты всегда так поступаешь», «ты никогда не замечаешь» и подобные, у партнёра может возникнуть защитная реакция. В ответ на «тыканье» хочется прекратить диалог или напасть в ответ. Беседа может перерасти в ссору. Чтобы этого не произошло, старайтесь говорить о своих чувствах и используйте «я-выражения». Например, «я считаю», «я чувствую», «мне хочется», «мне неприятно, когда делают так».
Будьте готовы к отказу
Уважайте мнение партнёра. Обсуждение не должно быть формальным, когда по факту всё решено и права отказаться у партнёра нет. Уважайте границы другого человека и не забывайте про собственные. Это позволит не перетягивать одеяло на себя и не нападать на партнёра.
Напоминайте о важности обсуждаемой проблемы для обоих
Цель диалога — не выставить кого-то виноватым или заставить что-то сделать. Помните, что вы оба хотите одного и того же: сделать совместную жизнь более комфортной. Не сверяясь с партнёром и не зная его мнения, достигнуть этого не получится.
Возьмите паузу, если обсуждение становится слишком напряжённым
Помните, что успешный диалог не может зависеть только от одного человека. Пауза нужна, чтобы успокоиться, сформулировать своё мнение и отделить его от мнения другого человека. Это поможет сделать диалог более нейтральным и избежать ссоры.
Шаг 2. Проверьте, как вы делите домашние обязанности сейчас
Некоторые дела занимают много времени, но остаются невидимыми. Например, ежедневная готовка и мытьё посуды. Или оказываются более трудозатратными, чем можно представить. Например, оплата счетов.
Чтобы определить, справедливо ли разделены домашние обязанности, можно пройти небольшой тест. В нём выделены основные дела по дому: готовка, мытьё посуды, стирка, глажка, мытьё полов, уборка сантехники и так далее. Ответив на вопросы, вы увидите свой вклад в заботу о доме.
Потребности каждой семьи могут быть разными. Например, когда есть маленькие дети или домашние животные. Если тест вам не подошёл, попробуйте завести дневник домашних обязанностей. Заполняйте его вместе с партнёром в течение недели. Пусть каждый записывает всё сделанное на благо дома. Не забудьте указать время, которое занимает та или иная задача.
Важно не обесценивать свой труд и вносить в дневник даже те дела, которые приносят удовольствие. Например, если вам нравится наводить порядок в шкафу и вы полдня сортировали одежду, стирали её, развешивали по полочкам и кайфовали — это тоже считается.
Дневник решит сразу две задачи. Во-первых, покажет вклад каждого из вас в семейный комфорт. А во-вторых, поможет определить количество необходимых дел по дому.
Шаг 3.
Составьте список дел и договоритесь о стандартах чистотыНа основе дневника составьте список дел для вашего дома. Не вносите туда что-то только потому, что так принято. Возможно, вы решите не мыть полы раз в неделю, а вместо этого почаще собирать пыль и крошки с помощью пылесоса. Или готовить самостоятельно только по выходным, а в будни заказывать доставку.
Задачи по дому можно разделить на несколько категорий.
Рутинные дела выполняют с определённой периодичностью. Например, готовить еду, мыть посуду, кормить кота и застилать постель нужно каждый день. Закупать продукты, стирать и пылесосить — раз в неделю. Оплачивать коммунальные счета — раз в месяц. Можно составить чёткий график рутинных дел.
Сезонные дела возникают один или несколько раз в год. Помыть окна, поменять резину с летней на зимнюю, перебрать гардероб, собрать яблоки в саду у бабушки — примеры сезонных дел. Они повторяются из года в год. Их можно спрогнозировать и внести в календарь.
Неожиданные дела появляются время от времени. Прорвало унитаз, сломался холодильник, а ребёнку для завтрашнего урока технологии нужно ведро каштанов — такие задачи трудно прогнозировать, а реагировать на них нужно быстро.
Шаг 4. Распределите дела так, чтобы всем было комфортно
Список домашних обязанностей готов. Теперь каждому члену семьи надо распределить дела по трём колонкам: делаю с удовольствием, готов делать, не хочу делать. Отталкиваясь от этого, разделите задачи примерно пополам. Например, если один из партнёров любит пылесосить, пусть это будет его обязанностью. Если мыть посуду готовы оба, то это можно делать по очереди.
Дела, которые не нравятся никому, можно делегировать. Например, периодически приглашать клининговую компанию для мытья полов и сантехники. Или заказывать доставку продуктов, чтобы не таскать тяжёлые сумки самим. Если нет возможности делегировать неприятную задачу, договоритесь выполнять её по очереди.
Ещё один вариант — распределить задачи по сферам. Например, один отвечает за приготовление еды. Он планирует меню, закупает продукты и приводит кухню в порядок после готовки. А другой занимается уборкой. Соответственно, именно он выбирает бытовую химию и следит, чтобы дома всегда был стиральный порошок и средство для мытья посуды.
Распределяя домашние обязанности, постарайтесь не ориентироваться на гендерные стереотипы или традиции родительской семьи. Например, ваш муж не обязан мыть обувь только потому, что у родителей всегда отвечал за это папа.
Как живут пары, которые наплевали на гендерные роли
Шаг 5. Помогите новым обязанностям войти в привычку
Не торопите себя и дайте новому графику уборки устояться. Выделите в расписании конкретное время для заботы о доме. Чтобы не забывать запустить стирку или заказать продукты, поставьте напоминалки на телефоне или повесьте на видное место планер. Также можно использовать приложения для отслеживания привычек.
Постарайтесь избавиться от всех препятствий на пути к чистому дому. Купите функциональную бытовую технику, которая облегчит жизнь. Например, стиральная машина с функцией сушки может избавить от необходимости развешивать бельё. Позаботьтесь, чтобы средства для уборки были под рукой. Своевременно меняйте тряпочки. Купите удобную швабру для мытья пола. Чем легче будет убираться — тем больше вероятность, что вы действительно будете это делать.
Шаг 6. Не бойтесь отклоняться от плана
Не относитесь к графику домашних обязанностей слишком серьёзно. Если у партнёра завал на работе, возьмите часть его домашних дел на себя. И не стесняйтесь просить о помощи, если устали. Это не значит, что вы нарушаете договор. В семье поддерживают друг друга.
Старайтесь правильно расставлять приоритеты и периодически устраивайте себе каникулы от домашних забот. Иногда можно забить на гору посуды в раковине и провести время вместе за приятными делами: посмотреть кино или прогуляться в парке.
Мне не нравится секс с партнёром. Как об этом поговорить?
«Я принципиально не прятала живот на свадьбе». Как принять незапланированную беременность
3 совета по распределению обязанностей по дому
3 совета по распределению обязанностей по дому
Ни для кого не секрет, что разделение домашних обязанностей способствует более счастливому браку и дому. Исследование, проведенное в 2007 году, показало, что 62% людей, состоящих в браке, считают, что совместное выполнение домашних обязанностей является для них «очень важным». По сравнению с историческими данными, эта категория продемонстрировала самый высокий процентный прирост, увеличившись на 15% по сравнению с 47% в 1990 году. долга в других сферах жизни.
Учитывая важность разделения обязанностей для счастливой семьи, вот три совета, которые вам нужно знать, чтобы сделать это разделение труда реальностью!
Список, оценка и делегирование всех домашних задачКогда вы на работе, ваш начальник, скорее всего, отслеживает ваше время и усилия с помощью системы управления задачами. Они делают это, потому что хотят видеть, куда уходит время и энергия их сотрудников. Если команда не максимизирует результат, они переключаются и делегируют полномочия до тех пор, пока все не добьются успеха.
В семье никто не должен быть «боссом», но вы все — команда, а ваш дом — это «бизнес» в том смысле, что вы вкладываете в него время и деньги и ожидаете результатов. Поэтому составьте список всех домашних задач, оцените, сколько времени займет каждая из них, и делегируйте все задачи, стремясь, чтобы предполагаемое время для всех сторон было как можно более справедливым.
Например, может быть, стирка займет у него 60 минут раз в неделю, а уборка дома у нее займет час. Такое разделение было бы справедливым. Или, может быть, дети возьмут на себя стирку, а теперь папа сможет косить траву. Есть способы разделить обязанности так, чтобы они были справедливы для всех.
Перечислите все, оцените время и делегируйте полномочия для равномерного ожидания. Sortifyd позволяет создавать списки и делиться ими со всей семьей в приложении, поэтому каждый из вас может добавлять ежедневные задачи в эти списки и делиться оценками того, сколько времени потребуется для каждой из них для балансировки нагрузки.
Часто пересматривайте свой список делКонечно, со временем разделение труда, которое у вас когда-то было, может больше не иметь смысла. Может быть, дети выросли, и они могут взять на себя больше ответственности. Или, возможно, бабушка и дедушка стареют и не могут помогать по дому, как раньше.
Пересматривайте свои общие обязанности так часто, как это необходимо, чтобы сделать их справедливыми и равноправными. Список дел Sortifyd упрощает пересмотр этих задач. Если это будет полезно, каждый месяц посвящайте некоторое время общему расписанию Sortifyd, чтобы обсудить, что каждый из вас думает о разделении труда и любых необходимых изменениях. Помните, что вы все в одной команде, работающей над достижением общей цели — если кто-то заметит несоответствие, гораздо лучше обсудить его и решить как можно раньше, чем позволять ему гноиться.
Поменяться местами домаЧасто мы обретаем сочувствие и признательность к другим, когда меняемся с ними местами. Как только вы разделите обязанности, попробуйте время от времени меняться местами. Посмотрите на свое общее расписание и списки дел в Sortifyd и попробуйте время от времени «брать на себя» задачи друг друга. Например, человек, который обычно готовит обед, может для разнообразия присмотреть за ребенком. Или, может быть, ваши дети уже достаточно взрослые, чтобы готовить ужин!
Вы не только начинаете сочувствовать друг другу, но и повышаете устойчивость всей команды. Используя аналогию с бизнесом, вы бы не хотели, чтобы один член команды, обладающий всеми знаниями, выполнял роль. Вам нужен кто-то, кто мог бы быть подстраховкой в крайнем случае. Попробуйте взять на себя обязанности других членов семьи. Вы узнаете, справедливо ли распределение обязанностей!
Сделайте свой дом счастливым, разделив обязанностиСамые счастливые дома — это те, где все члены семьи разделяют обязанности и обязанности. Перечислите их все, разделите, при необходимости пересмотрите и иногда меняйте местами. Нахождение правильного баланса необходимо для счастливой жизни, поэтому найдите время сегодня, чтобы поработать над разделением труда таким образом, чтобы это работало на всю вашу семью!
ЗаключениеСамый быстрый и простой способ разделить обязанности — скачайте Sortifyd. Наше приложение позволяет вашей семье легко общаться, в том числе делиться расписаниями, создавать списки и назначать задачи — все это жизненно важно для обеспечения справедливого распределения работы дома!
Первоначально это сообщение было опубликовано 22 мая 2020 г. и обновлено 4 мая 2022 г.
Галатам 6:2
Разделять ответственность означает быть в одной команде. Преуспевающие пары признают свои уникальные данные Богом роли и способности и работают вместе, чтобы справляться с повседневными обязанностями. Они используют свои индивидуальные дары и таланты, договариваясь о справедливом распределении домашних обязанностей (Филиппийцам 2:4). Они работают над достижением консенсуса в вопросе домашних дел, чтобы оба партнера были довольны распределением ответственности.
В Бытие 1 нам сказано, что первое, что сделал Бог после сотворения Адама и Евы «по образу Своему, мужчину и женщину», — возложил на них общую ответственность: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте его, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Взаимное сотрудничество было основой божественного замысла брака с самого начала.
Напротив, когда вы постоянно чувствуете, что находитесь в нескончаемой битве за домашние обязанности и роли, ваши отношения начинают казаться враждебными. Если вы и ваш супруг превратитесь из товарищей по команде в противников, ваш брак быстро начнет казаться ненадежным. И когда неразрешенная борьба за власть приводит к перетягиванию каната в отношениях из-за того, кто что будет делать для управления домом, результат может разрушить связь, которая удерживает пару вместе.
Как избежать такой катастрофы? Вот несколько идей:
Постановка проблемы
Когда-то мужчины и женщины вступали в брак с очень четкими представлениями о том, как будет осуществляться разделение труда: он пойдет на работу и «принесет домой сало»; она будет оставаться дома, готовить, убирать и воспитывать детей. Теперь все по-другому. Сегодня многие мужья и жены воспринимают распределение работы по дому как несправедливое, и супруги в конечном итоге конфликтуют.
Проблема усложняется тем фактом, что даже в Америке 21-го века все еще принято думать о «мужских» и «женских» работах, хотя Библия конкретно не поддерживает представление о том, что только женщины должны готовить и только мужчины должны рассчитывать бюджет и финансы. В результате, осознают они это или нет, пары склонны брать пример с родителей. Это может привести к проблемам, если невысказанные предположения и недопонимание выльются в гнев и споры по поводу разделения домашних дел. Признание и выявление источников этого конфликта является первым шагом к решению.
Хорошей новостью является то, что согласно опросу Pew Research Poll, совместное выполнение домашних обязанностей занимает третье место среди проблем, связанных с успешным браком, уступая лишь общим интересам и хорошему сексу. Это означает, что если вы научитесь делить обязанности, ваш брак будет иметь один из признаков единства.
«Во мне смотри»
Вы слышали о другом способе написания слова «близость»? — «В МЕНЯ ВИДИ». В этой умной игре слов заключена ценная часть супружеской мудрости.
Для современных супружеских пар справедливый и взаимоприемлемый план распределения домашних обязанностей начинается с взаимопонимания. Это вопрос действительного знания своего партнера вдоль и поперек, изучения его или ее особых даров и талантов, выяснения того, что заставляет его или ее тикать, и обнаружения того, что ему или ей действительно нравится делать.
Мы говорили об идее сопричастности Чарльза Уильямса. По мнению Уильямса, настоящая близость заключается не столько в том, чтобы заглянуть в свою половинку, сколько в том, чтобы быть со своей половинкой. Речь идет о том, как двое становятся одной плотью — так тесно отождествляются с другим человеком, что вы двое начинаете заканчивать предложения друг друга и смотреть на мир с точки зрения друг друга.
Когда «я в тебе, а ты во мне», никто не должен задавать никаких вопросов. Не нужно бороться за положение или бороться за справедливое разделение труда. Чем дальше мужчина и женщина погружаются в суть загадочного явления, называемого сопринадлежностью, тем меньше им приходится возиться с тем, кто готовит обед, а кто выносит мусор. И именно в этот момент брак действительно начинает работать. Все дело в том, чтобы правильно расставить приоритеты.
Положите на стол
К этому моменту должно быть очевидно, что это еще одна из тех областей в браке, где хорошее общение абсолютно необходимо. Если вы хотите разобраться в своих ожиданиях от отношений и глубже оценить уникальные способности и таланты вашего супруга, вам нужно говорить об этом открыто и честно. Если вы сможете быть достаточно гибкими, чтобы допускать исключения из общепринятых «правил» и разработать разделение труда, в котором больше внимания будет уделяться одаренности, чем гендеру, вы обнаружите, что можно договориться о плане, приемлемом для обоих партнеров.
Помните, то, как человек «запрограммирован» или создан Богом, может способствовать формированию самых разных ожиданий в семье. Некоторые супруги выполняют больше работы по дому, потому что на самом деле предпочитают более опрятный дом. Другим нравится дом с таким «обжитым» видом. Если вы хотите работать вместе как команда, вы должны начать с обсуждения этих различий и достижения некоторого сходства мнений.
Создайте свои собственные правила
Пары с яркими и успешными отношениями, как правило, это те, кто нашел взаимоприемлемые способы урегулировать «войны по дому» между собой. Другими словами, эти мужья и жены относительно мало внимания уделяют изменяющимся нормам современного общества или ожиданиям семьи и друзей. Вместо этого они ставят своей целью функционировать как единое целое. Они понимают, что единственное, что имеет значение, это то, как они работают вместе, а не то, что думают другие люди. Путем обсуждения, переговоров и письменных соглашений они вырабатывают план, который сохраняет справедливость и равноправие в том, как он определяет роли и распределяет домашние задачи и обязанности.