Фантазия или воображение? Как помочь ребёнку развить и то и другое
В чем очевидная польза мультиков? Они развивают фантазию. На Канале Disney в шоу «Доброе утро с Микки» идет показ сразу двух мультсериалов: «ГУС. Крошечный рыцарь» и «Домик Микки Мауса» — особое внимание в них уделяется воображению. А о том, как ещё можно помочь детям научиться креативить, рассказала психолог и семейный консультант Елена Яворская.
Хорошо развитое воображение — полезное качество для ребенка. Оно позволяет реализовывать идеи и легко общаться с окружающими, эти навыки точно пригодятся во взрослой жизни. Воображение помогает предугадать возможные варианты развития событий в нестабильной обстановке, прогнозировать будущее и находить нестандартный подход к делу.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле это нетривиальное и остроумное решение проблемы.
Кстати, в понимании большинства людей термины «фантазия» и «воображение» идентичны, но важно их разграничить:
- Фантазия — это некая представляемая ситуация, которая не имеет отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея — это детские фантазии. Рисунок несуществующего животного — тоже. Но проявления фантазии очень интересны для детской психологии: они используются в качестве проективной методики, чтобы понять, как ребенок чувствует себя в социуме.
- Воображение — это вид мыслительной деятельности, при котором ребенок опирается на память и логику, чтобы представить, что может случиться. А главное — плоды детского воображения никак не противоречат действительности, а помогают дополнить её. Например, ребенок может воображать, что однажды он будет жить в большом доме: подобные мечты и представления помогают ему визуализировать свои желания. Поэтому способность к воображению напрямую связана со смекалкой и находчивостью.
Период жизни с рождения до 7 лет — самый важный для развития фантазии и воображения (мышления, речи, памяти и других свойств психики), важно не упустить возможности этого возраста.
У новорожденных воображение отсутствует, но тяга к познанию заложена в каждом. В этом возрасте детям всё интересно и любопытно, задача взрослого — стимулировать эти эмоции: устанавливать зрительный контакт, обучать названиям предметов и действий, развивать зрительно-моторную координацию и речевое мышление.
В 2–3 года важны игры с правилами и простыми повторяющимися действиями, которые ребёнок сможет запомнить: это простые игры с мячом, кормление и укладывание спать кукол. Правила пока должны придумывать родители, дети в этом возрасте не могут добавлять новые элементы игры самостоятельно.
После трех лет можно вводить в игры новые действия. В этом возрасте можно смотреть мультики, вместе читать сказки, а потом обсуждать их. А ещё можно придумывать различные задания: например, попросите ребенка рассказать историю (можно задавать наводящие вопросы: «Кто живет в этом доме? Что он там делает?») или придумать для нее конец. Полезно наблюдать за окружающим миром, так ребёнок учится представлять, как какой-либо предмет можно использовать практически.
Дошкольникам для развития фантазии и воображения подойдут ролевые игры, домашний кукольный театр. Можно играть с фишками, выбирать игры с карточками и правилами. В этом возрасте детям нравится рисование на свободную или заданную тему, чтение и сочинение сказок, конструктор (он хорошо развивает пространственное мышление). Они отлично запоминают события, действия и игры, оставившие эмоциональный отклик. Уже к пяти годам дети могут сочинять оригинальные сюжеты и придумывать необычное назначение вещам.
Фантазию можно развивать с помощью самых простых игр: «На что похоже?», «Что произойдет, если…», «Дорисуй картинку», загадки, игры в слова. Для таких развлечений даже не понадобится идти в магазин: всё, что нужно для игры, можно подготовить самим. Это, кстати, отличный способ протестировать творческий потенциал всех членов семьи!
Важно дать ребенку простор для воображения: в вашей компании он должен чувствовать себя свободно, делиться всем, что ему кажется любопытным и забавным.
Ну и, конечно, совместное чтение и просмотр мультиков помогут ребенку научиться копировать действия персонажей и представлять себя на их месте. Обсудите с ребёнком, какие эмоции испытывают герои истории и почему поступают определенным образом.
На Канале Disney в шоу «Доброе утро с Микки» идет показ сразу двух мультсериалов, герои которых используют фантазию и воображение, чтобы осуществлять свои мечты и познавать мир. Каждое утро в 09:50 можно смотреть сериал «ГУС. Крошечный рыцарь» о маленьком мальчике с большой мечтой. Он очень хочет стать великим рыцарем, несмотря на свой рост, и, представляя себя в этой роли, не видит никаких преград на пути.
По выходным в 9 утра на Канале Disney идет новый сериал «Домик Микки Мауса», создатели которого сделали акцент на важности креативного мышления. Главные герои сериала, Микки и его друзья, используя фантазию, отправляются в самые разные миры: от Дикого Запада до Средневековья. Благодаря интерактивному формату дети становятся участниками действия: персонажи зовут зрителей присоединиться к их воображаемым приключениям. Их действия копировать легко, а главное — очень весело!
Фото: shutterstock / Yuganov Konstantin
Статья | Учимся воображать
Бытует мнение, что умение что-то представлять в уме требуется только людям творческих профессий: художникам, дизайнерам, модельерам. Но специалисты считают, что воображение нужно всем, причем для решения обычных, не креативных, задач повседневной жизни. Об этом рассказала педагог-психолог высшей квалификационной категории Алёна Севостьянова.
Чем младше, тем лучше
Большинство родителей заботятся о развитии памяти, внимания, интеллекта своего ребенка, но немногие думают об умении фантазировать, полагая, что воображение и так есть у всех и работает оно само по себе. По мнению психологов, воображение действительно свойственно всем разумным существам, так как оно представляет собой такой же психический процесс, как мышление и память, но степень его развития у каждого своя.
«Воображение важнее, чем знания, знания ограничены, а воображение охватывает целый мир, стимулирует прогресс, порождает эволюцию».
Альберт Эйнштейн
Если ребенок теряется в ситуации, когда необходимо мыслить нестандартно, не может найти выход из ситуации, любит действовать по инструкции, не проявляет инициативу, четко отвечает на поставленные вопросы, его воображение развито скудно.
Дети с богатым воображением легко и подробно пересказывают сказки, стихи, ситуации из жизни, которые с ними произошли, активно общаются со сверстниками, задают много вопросов и хорошо отвечают на вопросы, обращенные к ним, в играх предлагают новые правила и новых персонажей, часто придумывают другое название или концовку известным сказкам.
У детей воображение работает активнее, чем у взрослых. Умение фантазировать и создавать новые образы снижается с возрастом. Это объясняется тем, что для взрослых мир знаком, а ребенок только начинает в нем осваиваться. Воображение необходимо ему для наблюдения, создания и осмысления всего, что он видит в окружающем мире.
Считается, что без воображения нет соображения. Пусть это и пословица, но в ней заложено значение функции воображения: оно необходимо не только для творчества, но и для понимания абстракций, развития логики, памяти, внимания, фантазии, проектирования и поиска решений.
Польза фантазий
Воображение стимулирует процесс мышления, помогает выйти за пределы реальности и спрогнозировать будущее, вызывает яркие эмоции. Причем чувства, в отличие от задуманных образов, которые могут и не воплотиться, человек испытывает по-настоящему.
Развивая воображение, можно освоить очень важные навыки.
- Планирование. При создании чего-то нового нужно заранее представить себе последовательность действий для воплощения задуманного.
- Поиск решения задачи. После анализа данных и существующих условий следует спрогнозировать возможные выходы из сложившейся ситуации.
Дети, у которых плохо развито воображение, в школе сталкиваются с проблемами написания сочинений и выполнения проектов.
Как развить воображение
Известны несколько эффективных способов развития воображения.
- Визуализация. Для того чтобы визуализировать какой-либо объект, нужно мысленно воспроизвести его в деталях. Например, попросите ребенка закрыть глаза, представить предмет, какой он хочет, и подробно его описать.
- Ассоциация. Задача заключается в том, чтобы к заданному образу подобрать другие, тесно с ним связанные. Ребенка помладше можно попросить подобрать ассоциации к предметам. Например, тарелка — ложка — суп. Старшие дошкольники могут подбирать ассоциации к понятиям. Например, каникулы — лето — дача. Чем больше образов подбирается, тем лучше.
- Творчество. Предлагайте ребенку заниматься тем, что ему особенно нравится. Подойдут рисование, лепка, аппликация, бисероплетение и т. п. Любое хобби очень хорошо развивает и стимулирует воображение.
- Игра. Это наиболее простой и совершенно естественный для ребенка способ развития фантазии.
Главное условие любых развивающих занятий — совместное участие в них ребенка и родителей. При этом взрослый не должен выступать в этот момент в роли проверяющего или дающего задания контролера. С ребенком нужно играть, а не давать задания.
Любую игру можно и нужно неоднократно повторять и не останавливаться на достигнутых результатах. Сегодня ребенок подобрал пять ассоциаций — пусть завтра найдет шесть и т. д.
Полезные игры
Занятия и игры для развития воображения хороши тем, что в них не бывает правильных ответов, то есть нет возможности ошибиться. Это очень нравится детям.
«Каракули»
Художник был ленивый и не дорисовал свою картину. Давай подумаем, что он хотел изобразить.
Такая игра развивает умение по части видеть целое.
«Еще лучше»
Мы с тобой стали суперучеными и можем усовершенствовать любой предмет. Нам нужно добавить к нему новые функции и способности.
«Инопланетяне»
Давай представим, что мы прилетели с другой планеты и о Земле мы совсем ничего не знаем. Берем любой предмет и придумываем, как его использовать.
«Пишем сказку»
Попросите ребенка сочинить сказку. Для этого лучше использовать определенный алгоритм: чтобы придуманная история была не просто набором фантазий, а превратилась в стройное повествование. Большинство детей испытывают трудности с придумыванием финала, поэтому такой алгоритм поможет им справиться с задачей.
И еще два приема.
Первый: во время прогулок предлагайте ребенку придумывать истории про то, что он видит. Например, белка, шишка и дерево. Нужно сочинить историю с этими тремя объектами.
Второй: посмотрите вместе с ребенком мультфильм без звука, а потом попросите озвучить увиденное. Чем смешнее и забавнее будет придуманный диалог, тем лучше.
Как игра в жанре фэнтези способствует обучению и творчеству
Предоставление детям возможности участвовать в игре в жанре фэнтези потенциально может повысить их творческий потенциал, как показало исследование , проведенное Британским психологическим обществом. В исследовании, проведенном доктором Луизой Банс и его командой, приняли участие 70 детей в возрасте от четырех до восьми лет. Исследователи стремились оценить, в какой степени детская фантазийная игра включала в себя отражение реальной жизни (например, притворение учителем или врачом) или фантастические события (например, игру с феей или посещение школы волшебников).
Дети также выполняли творческие задания: от придумывания как можно большего количества способов перемещения между двумя точками в комнате до придумывания как можно большего количества предметов определенного цвета. Их также попросили нарисовать реального и вымышленного человека, а судьи оценили творческий уровень их работы.
Фантастическая игра и воображение
Результаты показали, что дети, которые участвовали в более фантастических играх, также имели более высокие показатели креативности для всех заданий. Исследователи заявили, что использование нереалистичных сценариев связано с творческим мышлением, но направление этой связи до сих пор остается загадкой. То есть участие в фэнтези-игре может повысить креативность, но может работать и наоборот.
Другими словами, творческих детей можно привлечь к творческим играм. В любом случае, по словам исследователей, результаты дают обнадеживающие доказательства для учителей, желающих побудить детей использовать фантазию как средство повышения их навыков творческого мышления.
Практические занятия для родителей и учителей
Есть много способов привнести в игру фантазию. Один из них заключается в использовании фантастических игр и игрушек, которые естественным образом привлекают детей. Они могут варьироваться от персонажей фигурок из научно-фантастических произведений, таких как «Звездные войны», до игр с «виртуальными феями», приготовления волшебных зелий в котле или использования детских камер для создания творческих видеороликов с множеством фонов. Учителя могут включать некоторые из этих игр в уроки рисования, а также поощрять такие игры во время перерывов.
Родители тоже могут внести свой вклад. В праздничный сезон идеальными подарками, которые могут способствовать развитию фантазии, являются печи для пиццы на открытом воздухе (где каждый может приготовить креативную пиццу со вкусом шоколада и зефира), рождественские подарки, сделанные своими руками, и наборы для фантазийного скрапбукинга, швейных проектов и изготовления украшений.
Личная польза фантазии
Учителя также могут использовать образное повествование и письмо, чтобы погрузить детей в новые миры и подвергнуть сомнению их собственные. Как заявила Корнелия Функе из The Guardian, сборники фэнтезийных рассказов таких писателей, как К. С. Льюис и Толкин, побуждают читателей отвечать на «большие вопросы», такие как «Какова наша цель в жизни?», «Какова природа добра?» или «Куда девается добро?» мы пришли и куда мы идем?». Функе отмечает, что фантазия — это не просто пустой эскапизм. Все изменения, утверждает она, начинаются с фантазии и воображения, потому что «мы не будем пытаться изменить этот мир, если не сможем представить себе другую реальность».
Истории могут помочь детям понять основы философии, культуры и верований, а также могут научить их быть наблюдательными и анализировать то, что они видят. Это также может помочь им столкнуться со своими страхами и обрести внутреннюю силу, как это сделали многие персонажи (Фродо из саги «Властелин колец», возможно, являющийся высшим образцом мужества).
Исследования показали, что существует тесная связь между игрой в фантазии и творчеством. Родители и учителя могут работать над укреплением этой связи, снабжая детей игрушками и занятиями, которые позволяют детям окунуться в новые миры. Это может принести им дополнительную пользу, помогая им лучше понять себя и множество убеждений и философий, которые они могут выбрать, чтобы чувствовать себя более смелыми в своей повседневной жизни.
Распространяйте любовь
Устранение путаницы — Монтессори-мыслящая мама
Существуют разные взгляды на Монтессори и творческие игры, даже у профессионалов Монтессори. Даже представления доктора Монтессори о детском воображении развивались на протяжении ее карьеры.
Возможно, вы слышали, что Монтессори не поощряет знакомство с персонажами и вместо этого поощряет маленьких детей заниматься «работой».
У многих создается впечатление, что дети, которые посещают школу Монтессори или воспитываются в духе Монтессори, не поощряют использование своего воображения.
Эти заблуждения, похоже, происходят из-за отсутствия возможности отличить воображение от фантазии. Воображение и фантазия — не одно и то же, хотя и связаны между собой.
Путаница между фантазией и воображением широко распространена и весьма заметна даже при экспертном анализе детского развития.
Поисковые системы выведут вас на многочисленные статьи, в которых утверждается, что в общих чертах описывается важность фэнтези-игр для детей, только для того, чтобы вы поняли, что на самом деле они имеют в виду детские творческие игровые сценарии, не связанные с фэнтези.
Воображение против фантазии
Что такое воображение?
Воображение определяется как «способность формировать ментальный образ чего-то, что не ощущается». Это означает, что игра воображения исходит из идей собственного творчества ребенка.
Пока не введены нереальные понятия, такие как сказки и волшебство, детское воображение основано на реальности.
Примеры воображаемой игры:
- Притворяться, будто готовишь еду из кастрюль и кубиков
- Строительство фортов из одеял и подушек
- Использование разрозненных частей для изготовления кукол для сюжетной линии
- Притворение рыбы с помощью палки
- Закапывание фигурки динозавра и поиск «ископаемых»
- Игра в «парикмахерскую»
Игра с воображением жизненно важна для развития ребенка. Так дети воспринимают окружающий мир.
Дети внимательно наблюдают за тем, чем занимаются взрослые вокруг них. Они проверяют теории и развивают способности, имитируя наши действия и применяя эти действия к различным сценариям.
Что такое фантастика?
Фэнтези — непрактичное ответвление воображения. Это непрактичные понятия, которые дети обычно не придумывают самостоятельно.
Примеры фэнтезийной игры:
- Обладание сверхспособностями
- Сражение с драконами
- Использование магических заклинаний
- Способность летать
- Единороги
С этими фантастическими идеями детей чаще всего знакомят взрослые, сверстники и разные формы СМИ. Они не основаны на реальности и, как правило, не являются творческим продуктом детского воображения.
В возрасте до 5 или 6 лет, на первом этапе развития, дети с трудом могут отличить фантазию от реальности.
В фантастической игре нет ничего плохого по своей сути, но введение фантазии до того, как ребенок узнает, что эти сценарии невозможны, может изменить то, как он играет, мешая нормальной игре, основанной на воображении/наблюдении.
Монтессори и притворная игра
Итак, какое место притворная игра занимает в воспитании Монтессори? Давайте посмотрим, как мирно сосуществуют Монтессори и игра с воображением.
Вопреки распространенному мнению, Монтессори не препятствует играм с воображением. На самом деле, игра с воображением в Монтессори воспринимается очень серьезно.
Работы доктора Монтессори часто вырываются из контекста теми, кто не знаком с ее методами или выступает против них.
Д-р Монтессори заметила, что детей больше привлекают действия из реальной жизни, чем игрушки и фантастические истории.
Она увидела, что маленькие дети получают удовольствие и удовлетворение от выполнения таких задач, как уборка столов, работа в саду, приготовление и подача еды.
Родители и опекуны наблюдают это каждый день; маленькие дети просят принять участие в домашних делах. Монтессори поддерживает естественную склонность ребенка к выполнению реальных задач, вводя практические жизненные задания.
Взгляд доктора Монтессори на реальный опыт и притворство был подтвержден исследованиями.
В ходе проведенного исследования дети, особенно в возрасте от 3 до 6 лет, проявляли склонность к действиям в реальной жизни, а не к воображаемым альтернативам. Эти дети аргументировали свой выбор.
Дети отдавали предпочтение реальным действиям, а не их воображаемым эквивалентам, и два контрольных исследования показали, что это не было связано с поверхностными особенностями изображений, используемых для демонстрации выбора. Сильное предпочтение реальной деятельности было показано в возрасте от 4 до 6 лет (более 70% вариантов)…
Taggart J, Heise M, Lillard A. Реальная вещь: дошкольники предпочитают реальную деятельность воображаемой. Девелопмент . 2017:e12582. дои: 10.1111/описание 12582.
• При наличии выбора дети дошкольного возраста в подавляющем большинстве предпочитали реальную деятельность своим воображаемым эквивалентам.
• Предпочтение детей реальной деятельности появилось в возрасте от 4 до 6 лет, затем оставалось постоянным до 6 лет.
• Дети сказали, что предпочитают реальную деятельность, потому что она функциональна, полезна и дает новый опыт.
• Когда дети предпочитали воображаемую деятельность, наиболее часто упоминаемыми причинами были боязнь реального, отсутствие способностей и отсутствие разрешения.
Таггарт Дж., Хейз М., Лиллард А. Настоящая вещь: дошкольники предпочитают реальную деятельность воображаемой. Девелопмент . 2017:e12582. дои: 10.1111/описание 12582.
Предпочтение реальных переживаний сильное, и упомянутые факторы, по которым дети не выбирают реальные переживания, были физическими, эмоциональными и основанными на ограничениях.
Дети, выбравшие воображаемые действия, не сделали этого, потому что у них было врожденное предпочтение притворяться, когда им давали реальный опыт как вариант.
Теперь мы видим, что дети предпочитают реальный опыт. Однако это не означает, что нет места для детской творческой игры.
Доктор Монтессори выступила против игры под руководством взрослых и ознакомления маленьких детей с фантастическими идеями (также под руководством взрослых), но большая часть ее текстов никоим образом не направлена против воображаемой игры.
Монтессори не запрещает притворяться. Философия просто способствует связи с реальностью; детям разрешается и даже поощряется использовать свое воображение во время работы и в свободное время.
В системе Монтессори детское воображение может расцвести естественным образом и заполнить пробелы, оставленные миром, который они еще не понимают, без влияния взрослых с помощью фантастических историй и знакомства с готовыми персонажами.
Независимо от того, происходит ли процесс искусства в художественной зоне в доме Монтессори или коричневая лестница и розовая башня используются вместе в новом творческом ключе, детское воображение процветает во всех средах Монтессори.
Проблема с играми с воображением у доктора Монтессори заключалась в том, что многие считали, что одной игры с воображением достаточно.
Она просто возражала против фантастических и творческих игр как основного метода обучения. Примером этого может быть Вальдорф.
(Некоторые из сочинений Монтессори были привязаны к времени и ситуации. Я не включал ее цитаты или идеи, которые могли бы запутать проблему.) играть. Она не считала какую бы то ни было игру воображения чрезвычайно вредной, пока она уравновешивалась реальным опытом, а воспитатели помогали детям понять разницу между фантазией и реальностью.*
Притворись, играй в доме Монтессори
Вам может быть интересно, где маленькие кухни и игрушечная еда вписываются в Монтессори. Я уверен, вы видели, как многие родители Монтессори модифицируют маленькие кухни своих детей, чтобы сделать их функциональными.
Небольшие функциональные кухни оптимальны, но наличие воображаемой кухни для вашего ребенка с игровой едой Мелиссы и Дуга не нарушает никаких «Кодексов правил Монтессори». (Такого не бывает.)
На самом деле, игрушечные кухни могут быть приспособлены для Монтессори, независимо от того, используются ли они для приготовления пищи или для игры в притворство.
Это потому, что все, что нужно ребенку для участия в конструктивной игре воображения, — это опыт работы с реальной версией.
Если вы вовлечете своего ребенка в приготовление пищи или даже просто позволите ему сесть рядом и объяснить ему шаги, он сможет использовать этот опыт на своей игровой кухне, чтобы творить и развивать свое воображение.
Игрушечные кухни и другие воображаемые предметы также полезны для домов, в которых участие в реальной деятельности не является вариантом или часто не является вариантом.
Делать вид, что готовишь еду, купаешь ребенка или забиваешь гвозди для строительства, должно быть вполне приемлемо в доме Монтессори.
Таким образом, Монтессори придает большое значение детской творческой игре. Это фантастическая игра, которую избегают должным образом аккредитованные программы Монтессори, а также многие родители, которые решили внедрить Монтессори дома.
Дети, как показано в цитируемом исследовании, подтверждают утверждения Марии Монтессори о том, что реальная деятельность предпочтительнее игры в притворство.