100 правил современного этикета: как вести себя в обществе
Этикет придумали очень давно для того, чтобы людям в обществе друг друга было максимально комфортно, независимо от ситуации. Сегодня многие из правил хороших манер безнадежно устарели. Например, мужчины больше не должны идти слева от женщин, ведь теперь они не носят оружия на поясе.
Чтобы вы не ломали голову над тем, что уместно, а что нет, мы составили актуальный список на все случаи жизни.
Содержание
Правила этикета в ресторане
Правила этикета в гостях
Правила делового этикета
Правила этикета в интернете
Правила этикета в общении с людьми
Правила этикета в ресторане
В дорогом заведении вместе с заказанным блюдом официант принесет те приборы, которые нужно, поэтому в неловкую ситуацию вы, скорее всего, не попадете. Да и в целом современный этикет прощает это незнание. Главное, не есть руками и неаккуратно! Но есть правила, на которые в высшем обществе всегда обратят внимание.
1. Если вы пришли в ресторан с мужчиной, и это свидание, предоставьте ему право быть первым. Мужчина первым входит в двери и подходит к столику. Это сигнал метрдотелю, что ваш спутник — инициатор встречи и он будет оплачивать ужин. На деловых встречах первым входит в двери и подходит к столику организатор, независимо от пола.
2. На свидании женщина не должна сама делать заказ. О своих предпочтениях она говорит мужчине, а тот общается с официантом за двоих. На встречи повседневного характера это правило не распространяется — каждый может заказать себе блюдо самостоятельно. Обычно так поступают, если хотят, чтобы чек за еду был раздельным.
3. Избежать неловкости во время оплаты ужина в ресторане можно задолго до его посещения. Если говорят: «Я приглашаю», — значит, полностью берут на себя обязанность по оплате чека. Но фраза «давайте сходим в ресторан» предоставляет свободу выбора.
4. Не стоит поправлять прическу или макияж прямо за столом — дурной тон! Приводите себя в порядок в уборной и делайте это до того, как садиться за стол, в процессе ужина, если нужно (но не отлучайтесь слишком часто) и после него, но перед тем, как покинуть заведение.
Читайте еще по теме: 5 правил бьюти-этикета, которые мы злостно нарушаем (и зря)
5. Отпечатавшаяся губная помада на бокале выглядит неэстетично, поэтому перед началом трапезы ее лучше аккуратно стереть салфеткой. А вообще, выбирайте стойкие помады, которые не оставляют следов.
6. Ставить сумку на стол или класть ее на колени не нужно. В статусных заведениях для этого есть специальные маленькие стульчики. Если же они не предусмотрены, поставьте сумку на пол возле себя (если она объемная) или повесьте на спинку стула. На стол можно класть разве что крошечный клатч. Его же, кстати, не возбраняется положить себе на колени под салфетку. Мужчина свой портфель в любом случае ставит на пол.
7. На столе не должно быть ничего, что не имеет отношения к еде. Поэтому, как только подадут блюда, все лишнее, в том числе телефон и очки, нужно убрать. Даже тот самый клатч лучше переместить на место между собой и спинкой стула.
8. Приступать к еде, не дожидаясь остальных, — дурной тон. Исключением может быть случай, если каждый заказал блюдо с разным временем приготовления.
9. Не пользуйтесь гаджетами за столом. Телефон лучше поставить на беззвучный режим, но если вы ждете важного звонка как раз во время ужина, предупредите об этом заранее и извинитесь за причиненное неудобство. Говорите по телефону в холле ресторана.
10. Говорить «я не пью» не стоит. Вы можете оставить этой фазой неприятный осадок у тех, кто как раз настроен пропустить бокал вина за ужином. Лучше скажите: «Не сегодня», — и поблагодарите за предложение выпить. С такой формулировкой ответа вы точно никого не обидите, а допытывать причину отказа у вас никто не будет. Если вам преподнесли бокал от заведения в качестве комплимента, все же следует отпить небольшой глоток.
11. Не суетитесь. Ресторан, особенно статусный, не то место, где можно громко смеяться, активно жестикулировать и греметь приборами.
12. Текстильная салфетка должна лежать на коленях. Не нужно заправлять ее за воротник одежды или вытираться ею. Если только на столе не оказалось бумажных салфеток.
13. Не мешайте официанту выполнять его работу. Не нужно помогать ему складывать тарелки и убирать со стола. Не поднимайте упавшие приборы или салфетки. Подзовите официанта и попросите новые.
14. Не тянитесь через весь стол, чтобы взять себе порцию еды с общего блюда. Если нужное вам находится дальше расстояния вытянутой руки, попросите того, кто ближе, подать вам его. Но не спешите накладывать себе, сначала поинтересуйтесь у соседей по столу, не хотят ли они тоже.
15. Соблюдайте дресс-код. В дорогой ресторан не надевают пляжную, откровенную или повседневную одежду типа джинсов или футболок. Последнее допускается, если вы пришли в ресторан утром или днем. Говорить о том, что вы должны выглядеть опрятно, наверное, не стоит.
Еще по теме: 5 ошибок в этикете, которые никогда не совершит девушка из высшего общества
16. Не опаздывайте. В дорогих ресторанах, как правило, действует бронь. Причем заказывать столик намного заранее — частая практика в статусных заведениях. Опоздание более чем на 15 минут испортит настроение ожидающего вас человека и сократит время вашего ужина. Если задерживаетесь, предупредите об опоздании.
17. Не кормите грудью и не меняйте ребенку подгузник за столом. Не все гости ресторана могут лояльно относиться к этому, не нарушайте их личные границы. В хороших заведениях обязательно есть комната матери и ребенка.
18. Пепельницы предназначены только для окурков. Не складывайте туда косточки, смятые бумажные салфетки и другой мусор. Косточки от мяса или рыбных блюд кладут на мелкую тарелку, а от фруктов или ягод сначала на ложку или десертную вилку, а потом только перекладывают на блюдце.
19. Использовать зубочистки за столом — табу! Вычищать остатки еды из зубов нужно в уборной.
20. Оставлять чаевые — хороший тон. Если они не включены в счет, то оставить официанту на чай нужно не менее 10% от суммы заказа. Это проявление вежливости.
Правила этикета в гостях
Правила этикета более строги к принимающей стороне. Но это не значит, что норм вежливости для тех, кто идет в гости, не существует.
Современный этикет для гостей
1. Не приходите без приглашения. Даже если хозяева — ваши ближайшие родственники или друзья. О своем визите сообщайте предварительным звонком, но заблаговременно, а не когда вы уже практически на пороге чужого дома.
2. Если вас пригласили в гости, поинтересуйтесь, можете ли вы взять с собой пару, например бойфренда, или детей. Приводить кого-то без предупреждения — дурной тон.
3. Старайтесь приходить в гости точно ко времени. Придете заранее — поставите хозяев в неловкое положение. Они будут разрываться между сервировкой стола и необходимостью уделять вам внимание. Опаздывать больше, чем на 10 минут — тоже недопустимо. Особенно без предупреждения.
4. Не приходите в гости с пустыми руками. Даже если это просто домашние посиделки без повода, захватите коробку конфет, бутылку вина или цветы. Если в доме есть дети, заранее поинтересуйтесь, что можно подарить им. Возможно, родители не дают малышам сладости, тогда шоколадки от вас станут неприятным сюрпризом.
5. Заходя в комнату, где собрались остальные гости, первыми поприветствуйте их. Не нужно со всеми обниматься или здороваться за руку, если только вы не близкие друзья.
6. Чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что вы в гостях. Ведите себя свободно, но сдержанно. Не нужно кричать за столом, тянуться к блюду на дальний конец стола или ковырять во рту зубочисткой при всех.
7. Поддерживайте общую беседу, не будьте букой, уставившимся в телефон. Вообще, гаджет лучше оставить в сумке или кармане куртки.
8. Если вам нужно уйти раньше остальных, тихо предупредите об этом хозяев, а с остальными попрощайтесь сдержанно, уже выйдя из-за стола.
9. Не злоупотребляйте гостеприимством. Идеальное время для прощания — не раньше и не позже основной массы гостей или после десерта.
10. Не забудьте поблагодарить хозяев за хороший вечер на следующий день после застолья. А если вечеринка была крупным мероприятием, хорошим тоном будет отправить организаторам букет цветов или коробку конфет с благодарственной запиской.
А вот здесь почитайте, какие правила должны соблюдать монархи: Вот Меган и не выдержала: 20 странных правил королевского этикета
Современный этикет для хозяев
1. Не стоит приглашать гостей в последний момент и тем более делать это по смс или в мессенджере. Если торжество крупное и важное, обязательно отправьте каждому пригласительный, а если мероприятие домашнее — обзвоните всех.
2. Когда приглашаете к себе в гости, обязательно уточните, может ли ваш друг взять с собой пару, детей или питомца. Это важно, чтобы и вам, и гостям было максимально комфортно.
3. Не встречайте гостей в халате или домашнем костюме. Если собираете всех дома, где обычно ходят в тапочках, джинсов и опрятной блузки или рубашки будет достаточно.
4. Кстати, о тапочках. Иметь дома несколько новых пар специально для гостей — признак хорошего тона. А вот предлагать домашние использованные тапки не стоит ни при каких обстоятельствах.
5. Сервируйте стол заранее. Вдруг кто-то из гостей придет чуть раньше. Но рассаживать их начинайте, когда в сборе большая часть и подошло время, к которому вы всех приглашали.
6. Вино, конфеты и другие съедобные презенты ставьте на общий стол. Прятать их для себя — признак дурного тона. А вот подарки можно сразу не раскрывать, как этого раньше требовал этикет. Часто это не очень удобно, особенно если гостей много. Просто потом поблагодарите человека и обязательно упомяните подарок, который он преподнес. Например: «Спасибо тебе за вазу. Она чудесная!»
7. Уделяйте одинаковое внимание каждому гостю, чтобы всем было уютно и приятно находиться у вас на празднике.
8. Старайтесь сервировать стол нейтральными блюдами. Слишком острая, жирная и аутентичная еда нравится не всем. На столе одинаково в достатке должно быть и мясных, и овощных блюд, чтобы никто не ушел от вас голодным. То же самое и с напитками.
9. Не демонстрируйте гостям плохого настроения и уж тем более не жалуйтесь на жизнь во время застолья. Гости пришли веселиться, а не слушать ваше нытье!
10. Негласное правило этикета: хозяева ответственны за благополучную доставку гостей до их дома. Так что, если кто-то из приглашенных выпил лишнего, проследите, чтобы он уехал домой на такси, а не садился за руль.
Правила делового этикета
Конечно, на работе не до расшаркиваний — все же босс и коллеги в первую очередь ценят вас за профессионализм, умение вовремя и качественно выполнять задачи. Но, зная элементарные правила этикета, вы прослывете еще и тем человеком, с которым работать приятно!
1. Здоровайтесь со всеми. Обычно мы не замечаем работников ресепшн, уборщиков и тех коллег, с которыми не контактируем в рабочее время. Но проявите вежливость! Не нужно подходить и обмениваться рукопожатиями — так можно потратить на приветствия все утро. Достаточно просто кивнуть или сказать: «Здравствуйте!»
2. Оставлять верхнюю одежду на стуле и тем более расхаживать в ней по офису — верх неприличия. Сразу вешайте ее на положенное место: в гардероб, шкаф, на вешалку. Лишь в крайних случаях можно позволить себе ходить в куртке в кабинете: когда вы забежали на несколько минут за нужными бумагами, например.
3. Содержите рабочий стол в идеальном порядке — это покажет, насколько серьезно вы относитесь к работе и собственной репутации. Из личного можете оставить только рамку с фото семьи, календарь или памятный сувенир от начальника.
4. Приходя на работу, сразу же ставьте личный телефон на беззвучный или виброрежим, а отвечая на личные звонки, всегда выходите из кабинета, если делите его с коллегами. Не задерживайтесь за разговорами, они допустимы лишь в крайних случаях и должны быть максимально короткими.
5. Идете на совещание или рабочую встречу с коллегами — берите с собой блокнот и ручку. Конечно, такой совет в эпоху гаджетов кажется неактуальным, но поверьте, никому из присутствующих не будет приятно слушать, как вы клацаете по клавишам ноутбука. К тому же это очень отвлекает.
6. На совещаниях не перебивайте спикера. Лучше по ходу его речи отметить для себя важные моменты и записать вопросы, которые хотели бы задать. После выступления смело берите слово.
7. Пьете и едите что-то во время планерки? Это нормально, особенно если в помещении есть кофемашина и перекус для кофе-брейка. А вот оставлять после себя крошки и смятые салфетки — не нормально! Всегда убирайте за собой. Это касается и офисной посуды. Кофейная чашка должна быть кристально чистой.
8. Если коллега принес какую-то еду на общий стол, а вы взяли с блюда последний кусок, не поленитесь помыть блюдо или выкинуть упаковку. Это признак вежливости.
9. Не приносите в офис еду с сильным запахом. Даже если вы жить не можете без рыбных паровых котлет, не стоит превращать свой обеденный перерыв в пытку для коллег.
10. В телефонных разговорах первым кладет трубку тот, кто позвонил, но если вы общаетесь с начальником или клиентом, то правило действует в обратную сторону.
11. Если разговор, вдруг прервался, перезванивает тот, кто звонил первым. То же самое касается и деловой переписки.
12. Если дверь в кабинет коллеги или босса закрыта, сначала постучитесь и только потом входите. Не нужно вваливаться в кабинет, даже если вы на короткой ноге с начальником — это признак дурного тона.
13. Соблюдайте дресс-код. Если он напрямую не прописан в уставе компании, выбирайте одежду в деловом стиле и сдержанные аксессуары — это покажет, насколько серьезно вы относитесь к работе.
14. Хотите иметь безупречную деловую репутацию, позаботьтесь о том, чтобы ваш аккаунт в соцсетях не содержал компрометирующей информации: резких высказываний о той или иной ситуации в мире, пошлых видеозаписей и снимков. Аватарка должна быть сдержанной. Никаких снимков в купальнике, дурацких мультяшных картинок и фото словно на паспорт. А вот кадр, где вы искренне улыбаетесь, подойдет идеально.
15. Не отправляйте письма и не звоните во внерабочее время. Отвлекать коллег от семьи, если дело несрочное (в 99 случаях из 100 наверняка так и есть), — признак плохого воспитания. Дождитесь утра.
16. В разговоре с клиентами не используйте профессиональную лексику, объясняйте все простыми словами. Если без спецтерминов никуда, хотя бы поясняйте, что они значат.
17. Прежде чем начать любой разговор, уточняйте, занят ли ваш собеседник и удобно ли ему говорить в данный момент.
18. Все важные разговоры только с глазу на глаз. По телефону, имейлу или мессенджерам можно обсудить лишь детали встречи. Но это правило не распространяется, если вы находитесь в разных городах.
19. Заболели — сидите дома, лечитесь. Не нужно приходить в офис, из последних сил общаться с коллегами, чихая на их деловые документы. Это не проявление героизма, а демонстрация дурного тона.
20. На работе будьте доброжелательны со всеми и не забывайте благодарить даже за пустяки. Но при этом не следует выделять кого-то одного из коллег, даже если вы дружите вне работы. В стенах офиса важны профессионализм и подчеркнутая вежливость.
Правила этикета в интернете
Если вы думаете,что интернет прощает все, то глубоко ошибаетесь! Здесь тоже есть свои правила этикета.
1. Не используйте кнопку Caps Lock при общении в Сети. Большие буквы в переписке приравниваются к крику.
2. На сообщения в мессенджерах принято отвечать сразу, но этикет не запрещает делать это в течение суток. Мало ли, какие обстоятельства возникли у вашего собеседника и почему он не смог ответить сразу.
3. При этом не требуйте мгновенного ответа. Возможно, коллега или клиент сейчас занят другим делом. В конце концов, ему нужно время, чтобы «переварить» ваше сообщение и подготовить подходящий ответ.
4. Признак дурного тона — отправлять «тяжелые» вложения в электронных письмах. Не засоряйте понапрасну память гаджета вашего собеседника, используйте программы для сжатия и архивирования файлов.
5. Прежде чем отправить сообщение или письмо, проверьте, чтобы в нем не было пунктуационных и орфографических ошибок.
6. В деловой переписке не должно быть никаких хештегов и сокращений типа «лол», «спс» или «пжлст». Онлайн-этикет в целом ничем не отличается от общепринятых норм в светском обществе.
7. Не нужно разбивать сообщение на предложения и отправлять каждое отдельно. Это раздражает многих! Лучше отправьте один большой текст, разбив его на абзацы.
8. Перед тем как публиковать чье-то фото, всегда спрашивайте разрешение. А вот от публикации личных снимков (например, где вы оба употребляете алкоголь) или социально-активных постов на стене даже самого близкого друга откажитесь. Вы ненароком может скомпрометировать его, например, перед начальством.
9. В переписке с коллегами действует то же правило, что и в личном общении: не писать в нерабочее время.
10. Во время деловых звонков по видеосвязи, смотрите прямо в камеру. Не нужно смотреть на себя — самолюбование ни к чему! Выглядеть вы должны как и при личной встрече: опрятно, по-деловому.
11. К видеосвязи готовьтесь заранее. Вас никто не должен отвлекать, а под рукой должно быть все необходимое, чтобы не приходилось вставать.
12. Перед тем как звонить по видеосвязи, поинтересуйтесь у собеседника, может ли он принять звонок.
13. Если отправляете кому-то запрос в друзья, обязательно указывайте, кто вы и для чего добавляетесь.
14. Голосовые сообщения — моветон. Но если без них никак, сначала поинтересуйтесь у собеседника, можно ли ему отправить войс.
15. Не допускайте бранные слова и ненормативную лексику. Тем более не пишите в адрес собеседника угрозы и оскорбления. Это не только неприлично, но и может нести негативные юридические последствий, вплоть до уголовного преследования.
16. Используйте нейтральный ник или название адреса электронной почты. Особенно если часто пользуетесь личными страницами в рабочих целях. Лучше всего, если в нике будет указано ваше имя, а не какая-нибудь Kukolka или Princessa. Инфантильный ник — соответствующее отношение.
17. Уважайте личные данные других. Если отправляете электронное письмо сразу нескольким адресатам, делайте это с помощью кнопки «Скрытая копия», а не просто «Копия». Некоторым, возможно, будет неприятно, если их данные увидят другие малознакомые им адресаты.
Правила этикета в общении с людьми
В обычной жизни правила современного этикета облегчают общение с окружающими.
1. Во время знакомства женщину представляют мужчине, младшего — старшему, присутствующим — вновь пришедшего.
2. Руку для рукопожатия подает тот, кому представляют незнакомца.
3. Если мужчина хочет закурить, то сначала он должен спросить разрешения у стоящих рядом женщин.
4. При знакомстве всегда называйте свое полное имя. Отчество озвучивайте на ваше усмотрение.
5. Если в беседе участвует сразу несколько человек, не отмалчивайтесь, принимайте равноценное участие, уделяя внимание каждому.
6. Дурной тон — шептаться с человеком в присутствии других. Если только вы не сообщаете ему тихонько на ушко, что он, например, надел рубашку шиворот-навыворот.
7. По телефону не принято говорить ни о чем. Для этого есть личные встречи. По телефону можно лишь обсудить детали встречи.
8. Мужчина не имеет права прикасаться к женщине во время беседы, кроме случаев, когда ее нужно придержать за руку, чтобы помочь выйти из машины или перейти улицу.
9. Мужчина не должен носить сумку женщины, зато может взять ее пальто, чтобы отнести в гардеробную.
10. Выходя из дома, не выливайте на себя флакон духов. Одного-двух нажатий на пульверизатор будет достаточно. Кроме того, есть места и ситуации, где использование парфюмов нежелательно: больница, детский сад, церковь, похороны.
11. Читать чужие письма или сообщения — признак плохого воспитания. Даже если письма принадлежат вашим детям или мужу.
12. Если кто-то с вами груб, правила этикета позволяют полностью игнорировать его. Например, когда кто-то во время телефонного звонка без приветствия начинает вам хамить, у вас есть полное право без объяснения причин отключить вызов.
13. Если вы за что-то попросили прощения и вас простили, не стоит возвращаться к инциденту. Иначе вы рискуете прослыть назойливым человеком и нытиком.
14. Если к вам обращаются, будьте любезны снять наушники и солнецзащитные очки. Собеседник точно должен знать, что его слышат.
15. На концерте, в кино или театре, проходя к своему месту, двигайтесь лицом к сидящим.
16. Если столкнулись с кем-то в дверном проеме, первым проходит тот, кто выходит из помещения.
17. На деловых переговорах или в личном общении никогда не указывайте на что-то или кого-то пальцем. Это воспринимается как угроза или признак агрессии. Ладонью — можно.
18. На фуршетах бокал с напитком принято держать в левой руке, чтобы правая рука была свободна для приветствий.
19. Зрелым дамам по правилам этикета преподносят темные цветы, а молодым девушкам дарят светлые букеты.
20. Демонстрировать страсть на публике, даже если вы давно женаты, неприлично. Целуйтесь сколько угодно, но чтобы вас никто не видел.
21. В обществе говорить о политике, здоровье, религии, деньгах или личных проблемах — табу.
Почитайте также: Манеры аристократки: как вести себя, чтобы стать девушкой из высшего общества
22. Не смейтесь и не говорите громко, не жестикулируйте слишком активно, не смотрите пристально на другого человека в общественном месте. Кто-то из окружающих может принять это на свой счет.
23. Если ваш спутник на улице поздоровался с незнакомым для вас человеком, поприветствуйте его тоже. Представляться при этом необязательно.
Читайте также:
5 правил бьюти-этикета, которые мы злостно нарушаем (и зря)
Этикет современной модницы. 10 привычек вежливой девушки
Мадам, разувать гостей — мещанство: 8 правил этикета от Александра Васильева
Классный час «Как вести себя в общественных местах»
Ключевые слова: правила поведения, этикет школьника, этикет для детей
Цель: прививать учащимся правила поведения в общественных местах.
Задачи:
- знакомство с правилами поведения в общественных местах;
- развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение;
- воспитание уважительного отношения к окружающим.
Воспитатель: Ребята, на нашем занятии мы поговорим о том, как надо вести себя в общественных местах и будем учиться применять правила поведения в различных жизненных ситуациях.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, для чего нужны правила в обществе?
Учащиеся отвечают: Чтобы был порядок, чтобы все были в равных условиях.
Воспитатель: Правильно, если все будут соблюдать правила, то жить будет намного проще и комфортнее. Давайте поговорим о правилах поведения на улице.
(воспитатель перечисляет вместе с учащимися)
- соблюдать чистоту на улице
- переходить улицу на зеленый сигнал светофора
- не перебегать улицу в неположенном месте
- нельзя играть возле проезжей части дороги
- обгонять идущих впереди следует слева
- если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти
- при встрече дорогу уступает младший — старшему, мужчина — женщине, при равных условиях — более вежливый
- не трогать бездомных животных
Воспитатель: Ребята, а для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?
Учащиеся отвечают: чтобы быть в безопасности, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам рассмотреть ситуации, которые могут происходить в жизни. Слушайте вопросы, а потом отвечайте на них.
1. Незнакомец приглашает тебя сесть в машину, обещая показать новую игру в телефоне или угостить конфетами.
Примерный ответ учащихся: Никогда не садись в машину к чужому человеку и никуда с ним не ходи.
2. Чужая женщина на улице говорит тебе, что твоя мама прислала её за тобой.
Примерный ответ учащихся: никогда не разговаривай с незнакомцами, если же они настойчивы — громко зови на помощь, надо позвонить маме и спросить — присылала ли она кого-то забрать меня.
3. Неизвестный человек взял тебя за руку и хочет увести с собой.
Примерный ответ учащихся: громко зовите на помощь.
4. Если вы, потерялись к кому нужно обратиться?
Примерный ответ учащихся: нужно обратиться к мамам и бабушкам, гуляющим с детьми; в магазине к продавцам, а лучше всего к полицейскому
5. Если у подъезда стоит незнакомый человек?
Примерный ответ учащихся: не входить в подъезд или в дом если рядом стоит незнакомец.
6. Если вы собираетесь зайти в лифт подъезда, а перед вами в лифт заскочил мужчина подозрительной внешности.
Примерный ответ учащихся: подождать, когда приедет следующий лифт.
Воспитатель: А теперь поговорим о правилах поведения в общественном транспорте. Мы часто ездим в метро, в автобусах, троллейбусах. Но чтобы чувствовать себя комфортно и не создавать неудобств другим пассажирам, необходимо соблюдать простые правила поведения.
— Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?
Ответы учащихся:
- ожидать общественный транспорт можно только на остановках;
- прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта;
- не шуметь и не толкаться;
- уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам.
Воспитатель: Молодцы! А ещё надо:
- предъявить проездной билет;
- не отвлекать водителя во время движения транспорта;
- держаться во время движения транспорта за поручни;
- вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;
- острые и неудобные для других пассажиров предметы, надо хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы они никому не мешали.
Воспитатель: А сейчас я дам вам карточку с ситуациями, которые могут происходить в автобусах, троллейбусах, метро, а вы выберете те ситуации, которые неприемлемы в общественном транспорте.
- оставлять передние сиденья пожилым, инвалидам, маленьким детям;
- заскакивать на ходу в автобус;
- держаться за поручни или ручки на сидениях;
- высовываться в окно;
- толкаться;
- слушать музыку, играть в игры на телефоне в наушниках;
- громко разговаривать по телефону, кашлять, не прикрывая рот;
- стоять на подножках, облокачиваться на двери;
- сорить, разукрашивать сиденья;
- вежливо попросить уступить вам место, если вы себя плохо чувствуете;
- тихо разговаривать со своим другом;
- при входе в автобус снять рюкзак с плеч и держать его на уровне колен;
- стряхивать мокрый зонт, попадая брызгами на других пассажиров;
- зайдя в автобус, двигаться по направлению к середине салона.
(учащиеся отмечают ситуации, которые неприемлемы в общественном транспорте, а потом зачитывают их)
И ещё одна ситуация:
— Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать?
Ответ учащихся: Надо поздороваться кивком головы или жестом, но, ни в коем случае не кричать через весь автобус.
Ответ учащихся: А теперь поговорим о правилах поведения в театре или кинотеатре.
— Ребята, скажите, какие правила необходимо соблюдать в театре, кинотеатре?
Ответ учащихся:
- не опаздывать;
- снять верхнюю одежду;
- не шуметь в зале;
- отключить мобильный телефон.
Воспитатель: Действительно, правил поведения не так уж много, и они достаточно просты.
Приходя в театр, кинотеатр, в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти.
Есть во время представления, киносеанса нельзя — шуршание бумажек и прочие звуки мешают присутствующим, да и вообще это некультурно.
Во время сеанса нельзя делать никаких замечаний — ни в полный голос, ни тихо. Это отвлекает зрителей.
В зале нельзя ходить во время представления, этим вы очень мешаете другим зрителям и актёрам на сцене.
Нельзя вставай со своего места, пока не закончится спектакль, чтобы не мешать другим зрителям.
А теперь я предлагаю вам инсценировать ситуации в театре (раздаю карточки с заданиями)
1. Вы пришли в гардероб, ваши действия.
2. Вам необходимо пройти к своему месту, а зрители уже сидят.
Учащиеся инсценируют свои задания:
1. Вы пришли в гардероб, ваши действия (мальчик помогает снять пальто девочке, сдаёт гардеробщику, берёт номерки).
2. Вам необходимо пройти к своему месту, а зрители уже сидят (извиниться и попросить пропустить, сидящие зрители встают; пробираясь к своему месту, необходимо повернуться к зрителям лицом).
Ответ учащихся: перерыв между действиями спектакля.
Воспитатель: А для чего предназначен антракт?
Ответ учащихся: для отдыха актёров и зрителей.
Воспитатель: Во время антракта мы чаще всего идём в буфет. Как себя нужно вести в буфете?
Ответ учащихся:
- не толкаться в очереди;
- не кричать;
- вести себя культурно.
Воспитатель: Вы правы, ребята. Действительно, не надо бежать в буфет, чтобы оказаться первым в очереди — это выглядит некрасиво. В очереди не надо толкаться, кричать. Когда вы вышли из очереди — надо аккуратно подойти к столику и тихонько пить чай или кофе, при этом своими разговорами не мешать другим посетителям.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, о чем говорили сегодня на занятии? Как нужно вести себя в общественных местах?
Ответ учащихся: культурно, вежливо.
Воспитатель: Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас.
Список используемой литературы
- Курочкина И.Н. Уроки этикета в школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Экон-информ, 2014. — 240 с.
- Соколова О.А. Мир общения: Этикет для детей. — М.: КАРО, 2993. — 288 с.
- Усачев А. Этикет для детей различных лет. — М.: Оникс, 2014. — 128 с.
Сайты
- http://muliurok.ru
- http://maam.ru
- http://legkopolezno.ru
Значение, его необходимость и виды этикета
- Дом
- Библиотека
- Организационное поведение
- Корпоративный этикет
- Этикет — Значение, его необходимость и виды этикета
Чем люди отличаются от животных?
Ответ — Это то, как они ведут себя в обществе. Здесь речь идет о манерах и этикете.
Для человека важно вести себя ответственно, приемлемо для общества. Окружающие не должны смущаться нашим поведением. Не следует вести себя иррационально или нелогично на публике.
Что такое этикет?
Этикет простыми словами определяется как хорошее поведение, которое отличает людей от животных.
Человек — животное социальное, и для него очень важно вести себя подобающим образом. Этикет относится к социально ответственному поведению.
Этикет относится к руководящим принципам, которые определяют, как ответственный человек должен вести себя в обществе .
Потребность в этикете
- Этикет делает вас культурным человеком, который оставляет свой след, куда бы он ни пошел.
- Научит говорить, ходить и самое главное вести себя в обществе.
- Этикет необходим для создания неизменного первого впечатления. То, как вы общаетесь с начальством, родителями, коллегами по работе, друзьями, многое говорит о вашей личности и воспитании.
- Этикет позволяет людям заслужить уважение и признательность в обществе. Никому не захочется разговаривать с человеком, который не умеет говорить или вести себя в обществе. Этикет прививает людям чувство доверия и лояльности. Человек становится более ответственным и зрелым. Этикет помогает людям ценить отношения.
Типы этикета
- Социальный этикет- Социальный этикет важен для человека, так как учит его, как вести себя в обществе.
- Этикет в ванной комнате- Это относится к набору правил, которым человек должен следовать при использовании общественных туалетов или офисных туалетов. Убедитесь, что вы оставляете уборную чистой и опрятной для другого человека.
- Корпоративный этикет- Корпоративный этикет относится к тому, как человек должен вести себя на работе. Каждый должен поддерживать приличия организации. Не слоняйтесь без дела и не заглядывайте в чужие кабинки.
- Свадебный этикет- Свадьба – особое событие в жизни каждого человека. Люди должны следить за тем, чтобы они вели себя разумно на свадьбах. Никогда не опаздывайте на свадьбы и не напивайтесь безудержно.
- Этикет на встречах- Это относится к стилям, которые необходимо принять, когда он посещает любую встречу, семинар, презентацию и так далее. Слушайте, что говорит другой человек. Никогда не входите в конференц-зал без блокнота и ручки. Важно записать важные моменты для дальнейшего использования.
- Телефонный этикет- Очень важно научиться общаться с другим человеком по телефону. Телефонный этикет относится к тому, как человек должен говорить по телефону. Никогда не ставьте другого человека на длительную задержку. Убедитесь, что вы приветствуете другого человека. Позаботьтесь о своей высоте и тоне.
- Этикет приема пищи — Люди должны соблюдать определенные приличия во время приема пищи в общественных местах. Не шуметь во время еды. Нельзя выходить из-за стола до тех пор, пока все не закончат есть.
- Деловой этикет- Деловой этикет включает способы ведения определенного бизнеса. Никогда не обманывайте клиентов. Это просто неэтично.
В заключение, этикет превращает мужчину в джентльмена .
Следующий ❯❯ |
Похожие статьи
- Корпоративный этикет
- Этикет одежды / Дресс-код
- Взаимодействие с коллегами
- Телефонный этикет
- Этикет интервью
Просмотреть все статьи
Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы Сертифицированный поставщик образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.
Корпоративный этикет
Соответствие | Psychology Today
Конформность — это склонность человека согласовывать свои взгляды, убеждения и поведение с окружающими его людьми. Конформизм может принимать форму открытого социального давления или более тонкого бессознательного влияния. Независимо от формы, она может быть мощной силой, способной изменить поведение больших групп, начать или прекратить конфликты и многое другое.
Содержимое
- Почему мы соответствуем
- Как соответствие влияет на поведение
- Типы соответствия
Почему мы соответствуем
Как бы большинству людей ни нравилось думать о себе как об уникальных личностях, в действительности люди являются социальными существами, и ради групповой сплоченности люди эволюционно вынуждены приспосабливаться. Обычно это означает копирование действия других, обращение к группе при принятии решения о том, как думать или вести себя, или выполнение того, что «ожидается» на основе широко принятых (хотя часто негласных) социальных норм.
Хотя это часто высмеивают, конформизм не обязательно является злонамеренной силой. В лучшем случае конформизм дает чувство принадлежности и групповой идентичности и может побуждать людей придерживаться моральных норм. Однако в худшем случае оно может выявить самые темные порывы человека и даже использоваться для оправдания — и совершения — крупномасштабных злодеяний.
Почему я так забочусь о том, чтобы приспособиться?
Потребность принадлежать глубоко заложена в биологии человека. С точки зрения эволюции, идти против своей группы могло дорого обойтись, а социальная сплоченность имела решающее значение для общего успеха группы. Сегодня желание быть принятым — или стремление «вписаться» — остается основным человеческим инстинктом для подавляющего большинства людей.
Соответствие хорошо или плохо?
Соответствие по своей сути не является положительным или отрицательным. Когда конформизм возникает из-за страха, заботы о своем социальном положении или имеет опасные последствия, это может рассматриваться как негативное явление. Однако конформизм, который защищает общее благополучие группы — например, взаимное решение уважать частную собственность — может помочь обществу добиться успеха.
По каким причинам люди следуют за толпой?
Является ли подчинение частью человеческой природы?
Похоже. Конформизм — универсальная черта всех обществ, что заставляет исследователей подозревать, что оно дало нам эволюционное преимущество. Но, несмотря на свои эволюционные корни, конформизм не приносит универсальной пользы и может оказаться опасным — как для отдельных людей, так и для самой группы, — если вытекающие из него нормы и практика никогда не подвергаются сомнению.
Все ли соответствуют требованиям?
Обычно да; хотя люди отдают приоритет приспособлению в той или иной степени, практически каждый, кто взаимодействует с обществом, в той или иной степени ему соответствует. Это может проявляться в их внешности, поведении или социальных нормах, которым они хотят следовать. В то время как некоторые люди стремятся быть «нонконформистами», конформизм является фактом жизни для подавляющего большинства человечества.
Как конформизм влияет на поведение
Конформизм обычно мотивируется идентификацией человека с определенной группой. Теоретически, чтобы быть по-настоящему принятым в качестве члена, человек должен принять нормы и правила, регулирующие поведение группы. Эти действия могут поначалу отличаться от их собственных личных ценностей. Однако со временем лежащие в основе убеждения и установки человека могут начать меняться, поскольку мнения и поведение группы становятся укоренившимися и автоматическими.
Люди учатся социальным навыкам в раннем возрасте, наблюдая и копируя поведение других. По мере того, как человек становится старше, социальное давление, направленное на соответствие групповым нормам, становится сильнее. Устоявшиеся члены группы могут использовать различные тактики, чтобы убедить посторонних подчиниться, включая похвалу, критику, запугивание или моделирование «правильного» поведения.
Когда соответствие может быть полезным для общества?
Здоровое соответствие может привести к усилению социальной гармонии как на межличностном, так и на общественном уровне. Например, в обществе, в котором все члены коллективно соглашаются придерживаться определенных правил поведения, связанных с вождением, — например, вождения по правой стороне дороги или уступки пешеходам, — будет случаться меньше дорожно-транспортных происшествий, чем в обществе без таких соглашений.
Эффект наблюдателя, при котором присутствие других людей отбивает желание вмешиваться в ситуацию, вероятно, частично зависит от конформизма: если мы видим, что другие предпочитают ничего не делать, мы, скорее всего, ничего не будем делать сами. Распределение ответственности, при котором ни один человек не чувствует себя вправе вмешиваться, также может частично мотивировать эффект.
Как узнать, следует ли мне следовать за толпой или идти своим путем?
Если вам не хватает информации о чем-то и нужно быстро принять решение, копирование поведения окружающих может быть лучшим выходом — хотя, конечно, из этого правила есть исключения. Если соблюдение нормы поможет вашей группе решить коллективную проблему, вам, вероятно, будет полезно последовать ее примеру.
Может ли желание приспособиться заставить кого-то делать плохие вещи?
К сожалению, да. Желание быть принятым, не поднимать шумиху или наказывать «нонконформистов» мотивировало травлю, изоляцию и даже крупномасштабные злодеяния. Холокост часто приводится в качестве примера опасностей беспрепятственного подчинения и слепого подчинения властям.
Каковы признаки вредоносного соответствия?
Конформизм, мотивированный уважением к авторитету или страхом перед наказанием, может быть вредным. Когда члены группы скрывают важную информацию друг от друга, чтобы не раскачивать лодку, или готовы отрицать свидетельство собственных чувств, группа подвергается риску группового мышления или крайней поляризации.
Как можно остановить опасные акты соответствия?
Даже один голос несогласия может ослабить коллективное стремление приспосабливаться к вредному поведению. Свободный обмен любой актуальной информацией, регулярная оценка групповых норм, чтобы определить, полезны они или вредны, а также смелость высказываться, когда что-то не так, может остановить группы от деструктивного поведения.
Какие существуют типы соответствия?
Не все виды соответствия одинаковы. Хотя в психологических исследованиях изучались многие аспекты конформизма и связанных с ним концепций, исследователи обычно сосредотачивались на двух основных типах конформизма: информационная и нормативная . Информационное соответствие — это склонность обращаться к группе для сбора информации, принятия решений или формирования мнений. Нормативное соответствие — это тенденция вести себя определенным образом, чтобы быть принятым группой. Из этих двух факторов наиболее опасным может быть нормативное соответствие, поскольку оно может побудить кого-то присоединиться к группе, даже если они знают, что группа неправа.
В чем разница между конформизмом и групповым мышлением?
Конформность — широкомасштабное явление, при котором люди (преднамеренно или непреднамеренно) меняют свое поведение или убеждения, чтобы соответствовать большей группе. Групповое мышление относится к особому виду дисфункционального принятия решений, при котором группа людей с благими намерениями принимает иррациональные решения. Групповое мышление часто, но не всегда, стимулируется желанием соответствовать.
Послушание — это то же самое, что подчинение?
Нет, хотя они оба могут влиять на поведение отдельных лиц или групп. Послушание требует социальной иерархии , в которой люди более низкого ранга подчиняются требованиям вышестоящих авторитетов. Конформизм, с другой стороны, может иметь место среди людей с равным или неравным социальным положением посредством устного или негласного влияния со стороны других членов группы.
Чем отличаются информационное соответствие и нормативное соответствие?
Информационное соответствие возникает, когда люди обращаются к группе за информацией, например, решая, какие продукты покупать или кому из нечленов группы можно доверять. Нормативное соответствие относится к изменению поведения и убеждений в результате сбора этой информации.