Доктор биологических наук рассказал о возможностях человеческого мозга
Горе от ума — это литературная выдумка
Вы согласились бы жить вечно при условии, что ваша жизнь продолжалась бы в неразумном состоянии?
Сергей Савельев: Конечно, нет. Это неинтересно. Хотя некоторые люди рождаются и умирают, не приходя в сознание, как было написано в анамнезе у одного из генеральных секретарей коммунистической партии. Жил и умер, не приходя в сознание. Конечно, это шутка. Но есть растения, которые живут тысячи лет. Спросите у них, наверное, им это нравится. Что касается человеческой эволюции, то это не что иное, как эволюция мозга, и больше ничего. Потому что во всем остальном мы сделаны никудышно. Как говорил знаменитый офтальмолог Гельмгольц, если бы Господь Бог поручил мне сделать глаза, я бы сделал их в сто раз лучше. Это касается и всех остальных человеческих органов.
Что такое горе от ума в физиологическом проявлении этого, скажем так, недуга?
Сергей Савельев: Горя от ума как его трактует обыватель или в том смысле, какой вкладывал в это понятие великий русский писатель, — такого горя не бывает. Если человек достаточно умен, то он понимает принципы и механизмы мира, в котором живет, и не станет, как Чацкий, «метать бисер перед свиньями». Горе от ума — это литературная выдумка. Человек, понимающий, что происходит, во-первых, не предъявляет к окружающим излишне высоких требований, а, во-вторых, бессовестно пользуется своими знаниями.
Хорошо, спрошу так: чрезмерная нагрузка на мозг может иметь для человека негативные последствия?
Сергей Савельев: Существует наивное мнение, что человеческий мозг беспределен в своих физиологических возможностях. На самом же деле он в них сильно ограничен. Есть четкие физиологические пределы. Скорость метаболизма нельзя повысить бесконечно. Когда человек умственно не активен, то есть когда, например, читает «Российскую газету» на диване перед сном, он потребляет примерно девять процентов всей энергии организма. А если чтение его чем-то возбуждает и подогревает, действует как перец в пище, то он начинает задумываться, и расходы энергии в этом случае достигают двадцати пяти процентов от всей энергии организма. Это очень большие расходы и очень тяжелые. Человеческий организм сопротивляется им. Поэтому мы ленивы и нелюбопытны. А между тем творчество требует как раз тех самых двадцати пяти процентов.
В мозгах все устроено так, что вход — рубль, выход — три
Значит, ради здоровья умственную энергию нужно экономить?
Сергей Савельев: Это происходит помимо нашей воли. Человеческий мозг не приспособлен к большим энергетическим затратам. В режиме двадцатипятипроцентной активности он может просуществовать пару недель. А потом начинает развиваться так называемая энергетическая задолженность и то, что в старой медицине называлось нервным истощением. В мозгах все устроено так, что вход — рубль, выход — три. Если вы две недели кряду интеллектуально перенапрягаетесь, то потом должны шесть недель расслабляться и отдыхать, чтобы компенсировались мозговые затраты .
Вы хотите сказать, что интеллектуальные нагрузки вредят мозгу?
Сергей Савельев: Конечно, вредят, он же приспособлен не для интеллекта.
Я думал, вы скажете, что интеллектуальные нагрузки укрепляют мозг, как физические нагрузки укрепляют мышцы.
Сергей Савельев: Да ведь и с мышцами ничего такого не происходит. Не укрепляются они от физической нагрузки, а разрушаются. Вы сколько хотите прожить-то? Если вы хотите прожить сильным красивым физкультурником лет до пятидесяти, то, конечно, укрепляйте свои мышцы. Но любая мышца может сократиться один миллиард раз, а потом она умрет. Любая перенагрузка — это смерть. Это касается и мышц, и мозга. Смертность у профессиональных спортсменов в десять раз выше, чем у обычных людей. Причем от тяжелых заболеваний. Спорт — это не полезно.
А слабая нагрузка на мозг — это полезно?
Сергей Савельев: О, это мечта любого государя.
Разве мозговая пассивность не ведет к умственной деградации?
Сергей Савельев: Мир наполнен мистическими историями про мозг, но суть-то проста: мозг не хочет работать, потому что его работа требует энергетических затрат. В этом причина нашей праздности, лени и желания украсть, а не заработать.
Никогда не объяснишь, почему один видит то, чего не видит другой
Есть люди, обладающие феноменальными способностями. Например, умением за несколько секунд перемножить в уме два четырехзначных числа. Этому есть научное объяснение?
Сергей Савельев: Надо учиться в физико-математической школе, чтобы овладеть таким умением. Это несложно, есть хорошо известные приемы. Ну и кроме того, надо быть ограниченным во многих других областях, чтобы сосредоточенно демонстрировать такие фокусы. Ничего творческого или тем более гениального здесь нет. Истории известны люди, которые замечательно умножали цифры, особенно когда речь шла об их собственных деньгах. Но, к сожалению, эти люди ничего не произвели, кроме таких расчетов.
В человеческом мозге есть отделы, отвечающие за ту или иную одаренность, например, за музыкальную или шахматную?
Сергей Савельев: Конечно, есть. Вся поверхность мозга занята областями, которые структурно очень хорошо выявляются. Можно посмотреть на гистологические срезы. На этих гистологических срезах толщиной в несколько микрон, если порезать человеческий мозг, существуют поля и видны их границы. Каждое поле функционально приспособлено к той или иной функции. Скажем, к зрению, слуху, движению. И мозг состоит из таких полей. И он индивидуально изменчив. То есть каждое поле у разных людей разное. У одного человека, к примеру, у хорошего фотографа, оно в «зрительной» области может быть в три раза больше, чем у любого другого. А это миллиарды нейронов, миллиарды связей. Никогда не объяснишь, почему один видит то, чего не видит другой. То же самое и у музыканта или ученого. Наши индивидуальные возможности определены комбинацией этих полей, имеющих разные размеры. У кого какое-то поле большое, у того та или иная одаренность явственно выражена. А у кого некое поле маленькое, тому свои способности, допустим, к математике, уж извините, ничем не нарастить. Словом, наше поведение детерминировано размером полей коры мозга, а также подкорковых структур, которые отвечают за каждую функцию. Например, за музыкальную. Чтобы просто слышать, нужно иметь два десятка структур. Вероятность, что у одного человека все эти структуры будут достаточно большие, прямо скажем, невелика. Поэтому выдающихся музыкантов мало, а имитаторов полным-полно.
Разум — это абстрактное понятие
Как соотносятся между собой мозг и разум?
Сергей Савельев: Разум — это абстрактное понятие. То, что червь осознанно ползет от раствора соли к раствору еды, — это разум? С точки зрения психологов — да. Но физиология абстрактными понятиями не оперирует. Гениальность — да, есть такое понятие в физиологии. Уникальная комбинация размера структур мозга позволяет какому-то человеку писать гениальную музыку. А другой никогда гениальную музыку не напишет, потому что у него нет соответствующей комбинации структур. Мозг — это структурно детерминированное устройство, которое определяет индивидуальность и неповторимость каждого человека. По этой причине все люди разные. И эти способности не наследуются. На фоне талантливого родителя ребеночек может выглядеть полным бездарем. Что чаще всего и бывает.
Можно ли сказать, что разум является посредником между мозгом и телом?
Сергей Савельев: Нет. Разум вообще понятие не научное. В чем разум? Тыкать пальцем в клавиатуру компьютера? Нажимать на кнопки телефона? Считать до десяти?
Тем не менее есть понятие «разумные существа».
Сергей Савельев: Я не занимаюсь философией.
В любом случае разум — это физиологическое понятие.
Сергей Савельев: Для меня такого понятия не существует по той простой причине, что у него размыты границы. Разумом обладают все животные, у которых есть нервная система. И в этом смысле глупо утверждать, что человек — разумный, а остальные живые существа — неразумные. Человек является продуктом церебральной эволюции. Он может создавать то, чего не было в природе и обществе. Вот муравьи того, чего не было в обществе, создать не могут. И черви плоские, и даже обезьяны не могут создать того, чего не было в их сообществе. А человек может. Что является критерием человека? То, что он творчески создает нечто, до него в природе и обществе не созданное. И если мы договоримся, что разум — это способность создавать то, чего не было в природе и обществе, то такое понятие я принимаю. А если мы это не вводим, то получается размытое пустое определение, словоблудие для философов, основная задача которых объяснить, почему мы профукали свою жизнь так бездарно.
Европейцы прошли отрицательную эволюцию
Есть пределы развитию мозга?
Сергей Савельев: Те, кто задает такие вопросы, предполагают, что человеческий мозг законсервировался двести тысяч лет назад, и с тех пор эволюционных изменений не происходит.
А они есть?
Сергей Савельев: За двести тысяч лет, даже чуть меньше, примерно за сто тридцать пять тысяч, человеческий мозг уменьшился на двести пятьдесят граммов. Я имею в виду цивилизованную Европу. Потому что они отбирали конформистов и уничтожали творческих, самостоятельных людей.
Эволюция мозга была отрицательной?
Сергей Савельев: Для Европы — да. Европейцы прошли отрицательную эволюцию и высокую церебральную специализацию — многовековой искусственный отбор, очень жесткий, который уменьшил размер и массу их мозга в пользу конформизма и социальной адаптированности.
Разве конформизм и способность к социальной адаптации свойственны только европейцам?
Сергей Савельев: Да. Потому что они всегда очень тесно жили, и любой приказ какого-нибудь князя быстро доходил до всех. Смотришь, уже голову рубят крестьянину в соседней деревне… А в Африке это плохо действовало, и в России это плохо действовало, не получалось. Поэтому у нас полиморфизм сохранился больше, а у европейцев меньше. Чем больше полиморфизм, тем больше шансов для эволюционного прогресса.
Человеческий мозг работать не хочет, не любит и по возможности не будет никогда
Безграничные возможности мозга, если таковые имеются, несут в себе какие-то риски для человечества?
Сергей Савельев: Безграничных возможностей нет. Во-первых, есть ограничения энергетические. Во-вторых, человеческий мозг приспособлен для решения конкретных биологических задач и жестко сопротивляется любому нецелевому использованию. Поэтому он работать не хочет, не любит и по возможности не будет никогда.
Значит, лень имеет физиологическое обоснование?
Сергей Савельев: Конечно. Когда вы ленитесь и ничего не делаете, мозг потребляет девять процентов энергии. А когда начинаете думать — до двадцати пяти. И это катастрофа. Потому что когда вы ленитесь, у вас эндорфины, эти внутренние наркотики, выбрасываются в мозг и в результате вы мало того что бездельничайте, вы еще и кайф ловите. А когда вы, не дай бог, начинаете трудиться, мозг придумывает миллион способов, чтобы вас от этого отвадить. В итоге организм сопротивляется и, предвидя энергозатраты, просто криком кричит: «А что я буду делать завтра?! Где гарантия, что колбаса в холодильнике снова появится?!» То есть вы сопротивляетесь любому труду как нормальная обезьяна. И это вполне естественно.
Можно заставить работать ленивый мозг?
Сергей Савельев: Можно.
Как?
Сергей Савельев: Когда вас поставят в стрессовую ситуацию, требующую напряжения умственных сил. Но при первой возможности мозг будет вас обманывать. Даже мозг гения, который приспособлен для творчества, будет стараться увильнуть от работы. Гению проще имитировать свою гениальность, чем что-то создавать. Именно поэтому у гениев на двадцать работ лишь одна гениальная, остальное — подделки. Обезьянья порода неисправима, все время приходится прятать хвост.
Гениальность не надо искать у политиков
Мозг гения физически отличается от мозга обычного человека?
Сергей Савельев: Да, мозг гения весит больше. В свое время в России был создан Институт мозга, там изучали в том числе мозг Ленина, сравнивали его с мозгом Маяковского, других выдающихся людей. Оказалось, что у Ленина мозг был маленького размера и весил 1330 граммов. У Сталина примерно столько же. Что было, как теперь можно смело сказать, вполне ожидаемо. Вообще гениальность не надо искать у политиков. У нас есть биологическая инстинктивная форма поведения, называемая доминантностью. Свойственная политикам гипердоминантность, означающая стремление властвовать, управлять людьми и ходом истории, она является биологически обусловленной. А гениальность — это другое. Это способность к необычному. Стать гипердоминантом может любой бабуин. Поэтому в мозге Ленина ничего особенного не нашли, там очень посредственные параметры. Просто эта биологическая инстинктивная форма поведения — доминантность — она у него была гипертрофирована.
Мозг работает, даже когда мы спим
Это правда, что человеческий мозг используется не более чем на пять процентов?
Сергей Савельев: У того, кто так считает, он используется, видимо, на два. Это полная чушь насчет пяти процентов. Мозг работает весь. Это как оперативная память в компьютере: выключили — и все стерлось. Поэтому через шесть минут после отключения человека от кислорода и продуктов питания мозг начинает необратимо терять память и умирать. Он потребляет десять процентов всей энергии организма, даже когда мы спим. Именно из-за того что он всегда и весь работает.
Интеллектуальная нагрузка — это профилактика старения
Что такое старение мозга? От чего начинается старческая деменция?
Сергей Савельев: Старение мозга — это в первую очередь гибель нейронов. Сами нейроны уморить очень сложно. Но их количество исчерпаемо. Причем нейроны у человека начинают гибнуть еще в утробе матери. После пятидесяти лет они уже активно погибают, и за каждые последующие десять лет наш мозг теряет по тридцать граммов нейронов. Этот процесс продолжается до глубокой старости. И если головой не думать, не заставлять сосуды кровоснабжаться и кровоснабжать нейроны, то к восьмидесяти годам мозг может полегчать на 100 граммов, а то и больше. У людей, которые мозгами вообще не пользуются, такого рода ослабление идет еще быстрее. Интеллектуальные люди дольше сохраняют умственную потенцию.
Значит, интеллектуальная нагрузка необходима мозгу?
Сергей Савельев: Абсолютно. Это профилактика старения. Но кроссвордами и просмотрами телепрограммы «Что? Где? Когда?» старение мозга не замедлишь. Чтобы его замедлить, надо всякий раз решать проблему, которая раньше перед тобой не стояла. Игрой в шахматы можно только ускорить маразм, а не остановить его. Потому что шахматы — не столь уж интеллектуальное занятие. Это просто комбинаторика. К сожалению, многие путают творчество и комбинаторику. Комбинаторика — это когда из трех бумажек делают четвертую, а мозг при этом сачкует.
Обещает ли нам эволюция умственный прогресс?
Сергей Савельев: Нет, не обещает. Перспективы печальны: уменьшение размеров мозга из-за тотального конформизма и постоянной адаптации к среде, экспорт своей индивидуальности и способностей государству в обмен на экономию энергии. Когда мы договариваемся с государством или религией, мы им дарим свою творческую, интеллектуальную свободу. А они, в свою очередь, гарантируют нам пищу и размножение. Так что дальше все будет хуже и хуже. И если эта тенденция сохранится, то человеческий мозг может уменьшиться еще граммов на двести пятьдесят.
Выходит, эволюция идет в обратном направлении? Человечество не умнеет, а глупеет?
Сергей Савельев: Увы, это так.
Визитная карточка
Сергей Савельев — палеоневролог, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН. Родился в Москве, окончил биолого-химический факультет МГЗПИ им. Ленина, работал в Институте мозга АМН СССР, с 1984 года в НИИ морфологии человека РАМН. Более 30 лет занимается исследованиями в области морфологии и эволюции мозга. Автор более 10 монографий, 100 научных статей и первого в мире Стереоскопического атласа мозга человека. Много лет изучает эмбриональные патологии нервной системы и разрабатывает методы их диагностики. Является автором идеи церебрального сортинга — способа анализа индивидуальных человеческих способностей по структурам головного мозга посредством разработки и применения томографа высокого разрешения.
Фотограф, член Творческого союза художников России, награжден бронзовой, серебряной и золотой медалями ТСХ России.
Как включить мозг и заставить его работать в полную силу на 100%
Современная наука о мозге зародилась в начале ХХ века. Одним из ее направлений стали исследования в области «производительности» и эффективности работы человеческого мозга. Ученых интересовала степень его загруженности, и, если данный показатель невысок, то как заставить работать мозг на 100 %.
Первые сведения об изучении человеческого мозга встречаются в шумерских записях, относящихся к четвертому тысячелетию до нашей эры. В результате археологических раскопок были также найдены черепа со следами трепанации, что свидетельствует о проводимых уже тогда нейрохирургических операциях.
Живой суперкомпьютер
Нередко функции мозга сравнивают с работой компьютера, хотя это сравнение весьма условно. Наш живой «компьютер» состоит примерно из 100 млн. нейронов. По словам директора Института мозга человека академика Святослава Медведева, чтобы описать взаимодействия между ними потребуется компьютер с памятью, по объему сравнимой с числом частиц видимой нами Вселенной.
Информация распространяется в мозгу со скоростью 1400 м/сек. Компьютер это делает намного быстрее – фактически со скоростью света. Однако в плане энергоэффективности – он абсолютный аутсайдер. Энергозатраты мозга сопоставимы с мощностью автомобильного аккумулятора, в тоже время только на охлаждение мощных компьютеров расходуются десятки киловатт.
По разным оценкам, наш мозг – это настоящая Terra Incognita, изученная в лучшем случае на 15 %. По-прежнему тайной за семью печатями остается то, как нейроны организуются при столь медленной работе мозга, при этом его эффективность оставляет далеко позади все достижения самых современных компьютеров.
Миф о «ленивом» мозге, работающем на 10 % от своих возможностей
Многие годы, начиная с конца XIX века, в научных и околонаучных кругах сформировался миф о том, что человек в повседневной жизни задействует всего 10 % возможностей мозга, в то время, как оставшиеся 90 % – «простаивают» без дела.
Оказалось, ученые в процессе исследований ошибочно решили, что из многих миллиардов нейронов генерируют импульсы лишь небольшая часть из них, а остальные «остаются не у дел».
Все на самом деле обстоит не совсем так, а если точнее, совсем не так. Наш мозг «поделен» на множество отделов, отвечающих за выполнение конкретных задач – передвижение, речь, кровообращение, работу сердца, мышц, мышление и многое другое.
К примеру, у человека, занятого чтением, задействованы нейроны, отвечающие за зрение, внимание, усвоение прочитанного и память. Ему в это время ни к чему «напрягать» нейроны, запускающие процесс ходьбы, пищеварения и другие, не связанные с чтением, поэтому они остаются неактивны, как бы находясь в «режиме ожидания».
Представьте, если одновременно начнут «работать» все наши когнитивные нейроны. Наш организм просто пойдет в разнос от невозможности выполнять одновременно десятки несовместимых друг с другом функций. Мозгу потребуется огромное количество энергии, которую придется постоянно чем-то пополнять.
Печальный пример, когда возбуждение в мозге значительно «перекрывает» торможение – эпилепсия. Во время эпилептического припадка у больного происходит активизация даже тех нейронов, которые должны «отдыхать».
Возникает что-то вроде цепной реакции: возбуждение бесконтрольно переходит с одних нейронов на другие, формируя своеобразное «цунами», которое в итоге «накрывает» моторные нейроны. В результате происходит непроизвольное сокращение мышц, и у больного начинаются судороги с потерей сознания.
Поэтому такой проблемы «как включить мозг» на все 100 и заставить его работать в полную силу не существует. Пытаться решить ее – это все равно, что ломиться в открытую дверь. Учеными точно установлено: наш мозг постоянно работает и все время «занят» (даже, когда мы спим), но делает это без всякого принуждения, очень рационально, не в ущерб всему организму, экономно расходуя энергию.
Как известно, природа не терпит пустоты и не содержит ничего лишнего. Если бы человеческий мозг действительно расходовал не более 10 % своего потенциала, то в процессе эволюции природа просто избавила бы нас от «нерабочей» его части.
Как заставить мозг работать быстрее и эффективнее
Итак, одновременная активность всех нейронов мозга невозможна.
Учеными установлено, что количество нейронов у ребенка даже больше, чем у взрослых, но при этом связи между нейронами отсутствуют. В результате младенец не умеет слышать, видеть, разговаривать и понимать речь. Всему этому он учится постепенно, по мере формирования нейронных связей.
Начиная с рождения, человек совершенствуется физически, духовно, интеллектуально, что подразумевает формирование новых нейронных связей. Однако время неумолимо и на закате жизни по разным причинам наш живой компьютер начинает давать сбои.
Современная наука предлагает множество методик по развитию своих способностей и профилактики старения мозга. Следует всегда помнить о неотделимости его от тела и необходимости постоянно заботиться о них. Так не следует перегружать себя, чередуя работу с полноценным отдыхом. Не стоит зацикливаться на одной работе, «разбавив» ее интересным делом для души.
Для тренировки памяти можно выучить стихотворение или запомнить чередующиеся в разных вариантах ряды букв или цифр. Не помешает и тренировка моторики. К примеру, правше (левше) периодически пробовать чистить зубы «неудобной» рукой.
Есть упражнения на помехоустойчивость. К примеру, попытаться запомнить текст или номер телефона, когда звучит громкая музыка или кто-то сбивает, произнося случайный набор цифр. Простейшая тренировка внимания – найти отличия на двух картинках.
Как разблокировать 100 процентов своего мозга?
Вы видели тот голливудский фильм под названием «Люси»? со Скарлетт Йоханссон в главной роли, сюжет которого вращается вокруг великой лжи: люди используют только 10% своего мозга. Миф, который научное сообщество разоблачало годами.
В этой статье мы ответим на вопрос «Как раскрыть 100 процентов своего мозга?» и выясним, возможно ли максимально раскрыть наши умственные способности.
Как разблокировать 100 процентов своего мозга?
Удивительно, сколько существует мифов. Но одна часть тела, кажется, привлекает больше, чем другие: мозг.
Одним из моих любимых является то, что мы используем только 10% мозга. Это привлекательная идея, потому что она предполагает, что мы могли бы быть намного умнее, успешнее или креативнее, если бы могли извлечь выгоду из тех 90%, которые мы тратим впустую.
К сожалению, это не так.
Мы используем 10% нашего мозга?
В первую очередь важно задать вопрос: 10% от чего?
Используя технику, называемую функциональной магнитно-резонансной томографией, нейробиологи могут поместить человека в сканер и посмотреть, какие части мозга активируются, когда он что-то делает или думает о чем-то.
Простое действие, такое как сжатие и разжатие кулака или произнесение нескольких слов, требует активности гораздо большей, чем десятая часть мозга. Даже когда предполагается, что ничего не нужно делать, мозг делает многое, будь то контроль таких функций, как дыхание и сердцебиение, или запоминание того, что нужно сделать.
Как идея без биологического или физиологического основания может распространиться повсюду?Трудно отследить первоисточник.
На самом деле, миф о 10 %, как это ни парадоксально, мог иметь свое происхождение от того, что написал Уильям Джеймс, считающийся отцом психологии в Соединенных Штатах и одной из самых влиятельных фигур в этой дисциплине в мире.
Джеймс писал, что большинство людей используют лишь небольшую часть своего интеллектуального потенциала. Но несколько авторов популярных книг исказили его слова.
Одним из них был Лоуэлл Томас, который в 1936 году предварил бестселлер «Как завоевывать друзей и влиять на людей», где было сказано, что мы используем только 10% мозга, как объяснялось в «Исследованиях и науке» Скотта Лилиенфельда и Хэл Арковиц, психологи из университетов Эмори и Аризоны соответственно.
Серая зонаЕсть два явления, которые, возможно, объясняют это недоразумение.
Девять из десяти клеток головного мозга — это так называемые нейроглиальные или глиальные клетки, которые являются вспомогательными клетками и обеспечивают физическую и пищевую помощь другим 10% клеток, нейронам, отвечающим за «мышление».
Возможно, люди слышали, что только 10% клеток выполняют тяжелую работу, и предположили, что глию тоже можно использовать. Только эти клетки совершенно другие и не могут внезапно трансформироваться в нейроны, чтобы дать нам больше умственной силы
Однако есть группа пациентов, сканирование которых обнаруживает что-то экстраординарное.
В 1980 году британский педиатр по имени Джон Лорбер упомянул в журнале Science некоторых пациентов с гидроцефалией, что у них очень мало мозговой ткани, но они могут функционировать. Этот случай, однако, доказывает не то, что остальные из нас могут использовать свой мозг больше, чем мы, а то, что эти люди приспособились к чрезвычайным обстоятельствам.
Это правда, конечно, что если мы сосредоточимся на этом, мы сможем узнать что-то новое, и появляется все больше и больше доказательств в области нейронной пластичности, показывающих, что это изменяет наш мозг. Но дело не в том, что мы используем новую область мозга. Мы создаем новые связи между нервными клетками или теряем старые связи, когда они нам больше не нужны.
Возможно, цифра 10% очень привлекательна, потому что она настолько мала, что предлагает огромный потенциал для улучшения.
Что говорит наука? Научные доказательстваВ пользу идеи использования 10% некоторые исследования конца прошлого века свидетельствовали о том, что большая часть коры головного мозга оставалась «молчащей». Но развитие методов, используемых в неврологии, положило конец этой идее.
Великая безмолвная часть представляла собой то, что сейчас известно как ассоциативные коры , которые на самом деле играют существенную роль в интеграции восприятий от различных органов чувств, эмоций и мыслей.
Еще одно доказательство против этого ложного убеждения. В отличие от того, что считалось в начале прошлого века, в мозгу нет областей, где бы травма не наносит урона . Поэтому каждая область мозга выполняет свою функцию.
Мозг « отображение » также противоречит теории 10%. За последние десять лет нейробиология продвинулась вперед больше, чем за предыдущие двадцать столетий. В настоящее время существуют достаточно полные карты мозга, и ни одна из них не показывает областей , которым не приписывается ни одна функция .
Более того, на самых последних картах количество областей, которым приписывается определенная функция, удваивается, а то и утраивается… Одна из самых последних, так называемая «мозговая тома», основанная на связях мозга, считает более 200 регионов , которые постоянно обновляются.
Но, пожалуй, самые убедительные тесты — это тесты нейровизуализации, потому что, как говорится, изображение стоит тысячи слов: Когда мозг исследуют с помощью МРТ, ни одна область мозга не остается неактивной , даже когда мы спим . Кроме того, во время сна мозг выполняет важные задачи, такие как консолидация памяти.
Если научных доказательств недостаточно, экономика также опровергает это утверждение. Наш мозг с его полутора килограммами составляет примерно 2% массы тела.
Однако расход энергии у него непропорциональный: 20% — пятая часть энергии всего организма. Сохранение 90% нейронов неактивными было бы огромной ценой с эволюционной точки зрения.
Есть, однако, интригующий и интересный вопрос: было показано, что у самых умных людей мозговая активность на ниже средней. Это говорит о том, что их мозговые цепи более эффективны и им нужно задействовать меньше «ресурсов», чем остальным.
Таким образом, 90% того, что, согласно этому ложному мифу, мы перестанем его использовать, не гарантирует, что мы станем умнее и способнее. Иногда меньше значит больше.
Что мы можем улучшить, так это использование нашего интеллектуального потенциала , как указал Джеймс. Именно это и сделал Эйнштейн, работая клерком в патентном бюро. Работа не должна приносить много удовольствия. Вот почему его мозговой аппарат уклонялся от «вынашивания» теории относительности, которая сделала его знаменитым, хотя и не Нобелевской премией.
Как улучшить свои интеллектуальные способности?
Наличие хороших интеллектуальных способностей и поддержание остроты ума очень важно во все моменты жизни, а не только на этапе учебы или в профессиональной жизни. Во всех случаях хорошая память зависит от здоровья и жизнеспособности мозга. Но серое вещество стареет, как и все остальное тело.
Хорошей новостью является то, что вы также можете тренировать свой мозг, чтобы сохранить его здоровье и реализовать его потенциал, даже улучшить его.
Человеческий мозг обладает удивительной способностью адаптироваться и изменяться даже в пожилом возрасте. Эта способность известна как нейропластичность. Благодаря этому, при правильной стимуляции, мозг может формировать новые нейронные связи, изменять существующие связи и адаптироваться к изменениям.
Применяя несколько простых привычек в повседневной жизни, вы сможете улучшить свои интеллектуальные способности и память. Вот некоторые из них:
1. УпражненияКогда мы делаем физические упражнения, мозг тоже тренируется. На самом деле, хорошее обращение с телом помогает нам обрабатывать и запоминать информацию.
Физические упражнения повышают насыщение мозга кислородом и снижают риск заболеваний, вызывающих потерю памяти, таких как диабет или сердечно-сосудистые заболевания. Кроме того, физические упражнения также усиливают химические эффекты мозга, полезные для защиты нейронов.
2. СонПри недостатке сна мозг не может работать в полную силу. Такие навыки, как творчество, навыки решения проблем, критическое мышление и другие интеллектуальные навыки, серьезно нарушены.
Кроме того, сон необходим для обучения и памяти. Исследования показывают, что сон необходим для консолидации памяти, которая происходит на глубоких стадиях сна.
3. Не крадите время у общественной жизни и развлеченийНесколько исследований показывают, что жизнь, полная социальной жизни и развлечений, имеет важные когнитивные преимущества. На самом деле люди — очень социальные существа, и мы не можем процветать в изоляции. Более того, социальные отношения стимулируют наш мозг, а взаимодействие с другими людьми — лучшая тренировка для мозга.
Исследования показывают, что значимые отношения и сильная система поддержки жизненно важны не только для эмоционального здоровья, но и для здоровья мозга. В недавнем исследовании Гарвардской школы общественного здравоохранения, например, исследователи обнаружили, что у людей с наиболее активной социальной жизнью скорость ухудшения памяти была самой низкой.
В отличие от эмоциональных реакций, которые ограничены определенными областями мозга, смех затрагивает различные области мозга. Кроме того, смех активирует области мозга, жизненно важные для обучения и творчества.
Как отмечает психолог Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект», «смех… кажется, помогает людям мыслить шире и общаться с большей свободой».
4. Борьба со стрессомСтресс — один из злейших врагов мозга. Со временем, если его не остановить, хронический стресс разрушает клетки мозга и повреждает гиппокамп, область мозга, участвующую в формировании новых воспоминаний и извлечении старых. Для этого очень полезны техники релаксации.
В дополнение к стрессу депрессия, тревога и хроническое беспокойство также вредны для мозга и умственных способностей. На самом деле, некоторые из симптомов депрессии и беспокойства включают проблемы с концентрацией внимания, принятием решений и запоминанием вещей.
5. Хорошо питайтесьМозг, как и все остальное тело, нуждается в топливе. Но специальной диеты для мозга не существует, поскольку рекомендуемая диета для хорошего физического здоровья такая же, как и для хорошего интеллектуального здоровья.
Рекомендуется диета, основанная на фруктах, овощах, цельнозерновых продуктах, «полезных» жирах и постном белке. Этот тип диеты принесет массу пользы для здоровья и поможет улучшить память.
Для умственной энергии удобно выбирать сложные углеводы. Углеводы подпитывают мозг, но простые углеводы (сахар, белый хлеб, рафинированные хлопья) дают быстрый импульс, за которым следует столь же быстрое падение. Имеются данные, свидетельствующие о том, что диеты, богатые простыми углеводами, могут повышать риск снижения когнитивных функций у пожилых людей.
6. Тренируйте мозгК тому времени, когда мы достигаем совершеннолетия, в нашем мозгу развились миллионы нервных путей, которые помогают быстро обрабатывать информацию, решать повседневные проблемы и выполнять обычные задачи с минимальными умственными усилиями. Но если мы сосредоточимся на том, чтобы всегда делать одно и то же, мы не даем мозгу стимула, необходимого для продолжения роста и развития.
Память и интеллектуальные способности, как и мышечная сила, необходимо использовать, чтобы не потерять их. Поэтому необходимо работать над ними и предлагать новые задачи для улучшения способности обрабатывать и запоминать информацию. Лучшие мозговые упражнения для умственных упражнений — это те, которые нарушают рутину и заставляют нас развивать новые мозговые пути.
Хорошо, теперь развивай свой мозг на 100%! Над этим уже работает 100% вашего мозга.
Часто задаваемые вопросы: как разблокировать 100 процентов своего мозга?
Как раскрыть возможности своего мозга? Контролируйте свои мысли.
Работай усердно.
Учиться.
Будьте открыты для изменений.
Будьте изобретательны.
Не поддавайтесь влиянию чужого мнения
Упражнение
Выпить кофе
Медитируйте
Хорошо спите
Хорошо питайтесь
Развивайте ум с помощью игр.
Здоровое питание.
Сконцентрируйтесь
Занимайтесь спортом
Будьте социально активны
Хорошо спите
Ставьте перед собой новые задачи
Всегда позитивный.
Нет, мозг управляет жизненно важными функциями, такими как дыхание, сердцебиение, пищеварение, без него мы не смогли бы жить.
На что способен человеческий мозг?Человеческий мозг способен создавать миллионы идей и связей. С более чем 10 триллионами нейронов количество связей огромно.
В этой статье мы ответили на вопрос «Как разблокировать свой мозг на 100 процентов?» и выяснили, возможно ли разблокировать максимум наших умственных способностей.
Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии, пожалуйста, сообщите нам!
Ссылки
Lilienfeld, S. O., & Arkowitz, H. (2008). Раскрытие «мозговых афер». Scientific American Mind , 19 (1), 80–81. https://doi.org/10.1038/scientificamericanmind0208-80
Это ваш мозг на 100%. (2015). Получено 5 октября 2020 г. с веб-сайта Psychology Today: https://www.psychologytoday.com/us/blog/modern-minds/201511/is-your-brain-100
Neuroscience For Kids — 10% от Миф о мозге
Позвольте мне сформулировать это очень четко:
Нет никаких научных доказательств того, что предполагают, что мы используем только 10% нашего мозга.
Давайте посмотрим на возможное происхождение утверждения о «10% использовании мозга». и доказательство того, что мы используем весь наш мозг.
Откуда взялся миф о 10%?
Заявление о 10% может были начаты с неверного цитирования Альберта Эйнштейна или неправильное толкование творчества Пьера Флуранса в 1800-х годах. Это может был Уильям Джеймс, написавший в 1908: «Мы используем только малая часть наших возможных умственных и физических ресурсов» (из The Энергии мужчин , с. 12). Возможно, это была работа Карла Лэшли в 1920-х годах и 1930-е годы, с которых все началось. Лэшли удалил большие участки коры головного мозга. на крысах и обнаружили, что эти животные все еще могут переучиваться определенным задачам. Теперь мы знаем, что разрушение даже небольших участков человеческого мозга
Реклама спутникового телевидения. Текст объявления гласит: «Вы используете только 11% своего потенциала. То же самое. Теперь есть способ получить максимальную отдачу от обоих.» ————— Реклама жесткого диска ————— Реклама авиакомпании Текст объявления гласит: «Говорят, что мы используем лишь 10% способности нашего мозга. | Почему миф продолжается?Как-то, где-то, кто-то начали этот миф, и популярные СМИ продолжают повторять этот ложный заявление (см. рисунки). Вскоре все верят заявлению независимо от показаний. Я не смог отследить точную источником этого мифа, и я никогда не видел никаких научных данных, подтверждающих это. По мнению сторонников этого мифа, если бы мы использовали больше мозга, тогда мы могли бы совершать подвиги суперпамяти и иметь другие фантастические умственные способности — возможно, мы могли бы даже перемещать предметы одной мыслью. Опять же, я не знаю никаких данных, подтверждающих это. Что значит использовать только 10% своего мозга?Какие данные были использованы для получения числа — 10%? Это значит что вы были бы в порядке, если бы вам удалили 90% мозга? Если средний человеческий мозг весит 1400 граммов (около 3 фунтов), и 90% его было удалены, останется 140 граммов (около 0,3 фунта) мозговой ткани. Это примерно размер мозга овцы. Общеизвестно, что повреждение относительно небольшая область мозга, например, вызванная инсультом, может вызвать разрушительную инвалидность. Некоторые неврологические расстройства, такие как Болезнь Паркинсона также затрагивает только определенные области мозга. ущерб, вызванный этими условиями, намного меньше, чем ущерб 90% мозг. |
Доказательства (или их отсутствие)
Возможно, когда люди используют утверждение о 10% мозга, они имеют в виду, что только один из каждых десяти нервных клеток необходимы или используются в любой момент времени? Как такое измерение будет сделано? Даже если нейроны не запускают потенциалы действия, они все равно могут получать сигналы. от других нейронов.
Кроме того, из с эволюционной точки зрения, маловероятно, что больший мозг мог бы иметь развивались, если бы не было преимущества. Наверняка есть несколько пути, выполняющие сходные функции. Например, есть несколько центральные пути, которые используются для зрения. Это понятие называется «избыточность» и обнаруживается во всей нервной системе. Несколько пути для одной и той же функции могут быть своего рода защитным механизмом. один из путей не работает. Тем не менее, функциональный мозг визуализирующие исследования показывают, что все части мозга функционируют. Даже во время сна мозг активен. Мозг все еще «используемый», он просто находится в другом активном состоянии.
Наконец, поговорка «Используй или потеряешь» применима к нервная система. В процессе развития образуется много новых синапсов. На самом деле, некоторые синапсы устранены позже в процессе разработки. Этот период синаптического развития и элиминация продолжает «тонкую настройку» проводки нервной системы. Многие исследования показали, что если вход в конкретную нервную систему устранены, то нейроны в этой системе не будут функционировать должным образом. Этот в зрительной системе проявилось весьма драматично: полная потеря зрение произойдет, если визуальная информация не будет стимулировать глаза (и мозг) в начале развития. Кажется разумным предложить что если 90% мозга не использовалось, тогда многие нервные пути были бы выродиться. Однако, похоже, это не так. С другой С другой стороны, мозг маленьких детей вполне адаптируется. Функция поврежденная область мозга в молодом мозге может быть заменена оставшимся мозгом салфетка. Есть невероятные примеры такого выздоровления у маленьких детей. у которых были удалены большие части их мозга, чтобы контролировать судороги. Такое чудесное выздоровление после обширной операции на головном мозге очень необычно для Взрослые.
Итак, в следующий раз, когда вы услышите, что кто-то говорит, что он использует только 10% своего мозг, вы можете исправить их. Скажите им:
«Мы используем 100% нашего мозга».
Несколько человек упомянули, что фильм Люси (2014) продвигает миф о 10% мозга. Если вы найдете какие-либо новостные статьи или рекламные объявления, использующие миф о 10%, пожалуйста, пришлите их мне: д-р Эрик Х. Чудлер.
Для продолжения обсуждения этой темы см. :
- Ten Проценты и счет — BrainConnection.com
- Десятипроцентный миф от скептического исследователя
- Десятипроцентный миф
- Делать Люди используют 10 процентов своего мозга? — Научный американец
- Жизнь и времена 10% нейромифа
- Люди использовать свои мозги на 100%, несмотря на распространенный миф. Ученый
- Хигби, К.Л. и Клэй, С.Л., Вера студентов колледжа в десятипроцентный миф, Journal of Psychology , 132:469-476, 1998.
- Б.Л. Бейерштейн, Откуда взялся миф о том, что мы используем только 10% нашего Мозги? в Мифы разума. Изучение популярных предположений о разуме и Brain под редакцией С. Делла Сала, Чичестер: John Wiley and Sons, стр. 3-24, 1999 г. Эта глава обязательна к прочтению для любой, кто хочет больше информации о 10% мифе.
Знаете ли вы? | Д-р Джеймс В. Калат, автор
учебник Биологическая психология , имеет другую идею происхождения
из мифа о 10%. |