Какая бывает память у человека перечисление: 6 видов памяти — все самое интересное на ПостНауке

Из чего состоит человеческая память. Принципы работы памяти.

Из чего состоит человеческая память. Принципы работы памяти.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 11 декабря, 2021

Память людей – способность мозга, которая лежит в основе других когнитивных функций. Она дает людям способность запечатлевать текущие явления, сохранять в сознании и подсознании. Так мы накапливаем знания и опыт, используем полученную ранее информацию тогда, когда она нужна, то есть – вспоминаем [1].

Почему при реконструкции события, два человека, участвовавшие в нем, описывают произошедшее по-разному? Причина в одном неприятном моменте: обрывочности, фрагментированности запоминания. Порой, такое качество мешает усваивать информацию, но это часто исправимо.

Содержание статьи:

  • 1 Виды памяти человека
    • 1.
      1 Этапы запоминания
    • 1.2 Временные параметры
    • 1.3 По характеру воспоминаний
    • 1.4 По типу данных
    • 1.5 Волевые параметры
  • 2 Связь памяти с психикой
    • 2.1 Эмоции укрепляют
    • 2.2 Мотивация к усвоению
    • 2.3 Личностные ценности
  • 3 Законы работы памяти
  • 4 Искажения памяти
  • 5 Список использованной литературы

Виды памяти человека

Человеческая память обладает целым рядом особенностей, сделавших нас доминирующим видом на планете. Она позволяет нам обрести сознание, формирует портрет личности.

Каждый из нас строит свое поведение, исходя из суждений и реакций, сформировавшихся на основе полученного ранее опыта. За это отвечают соответствующие процессы: запоминание, сохранение, припоминание, узнавание и забывание.

В статье мы рассмотрим все о памяти человека и расскажем, про ее особенности.

Этапы запоминания

Начнем с того, что воспоминание, для его формирования, проходит три этапа:

  1. Восприятие информации через зрение, слух, касание, эмоцию и т. д.
  2. Обработка сигналов в коре и подкорковых структурах (гиппокамп, лимбическая система, височная доля) [2].
  3. Формирование устойчивых следовых структур в коре полушарий, то, что называется долговременной памятью. Считается, что происходит это во время сна.

Изучая процессы, протекающие в мозгу, специфику реакции человека, методы запоминания и воспроизведения информации, ученые выделили из чего состоит память человека, выделив ее виды.

Временные параметры

Характеризует то, насколько долго запечатлевается событие. Бывает:

  • мгновенной или сенсорной, работает до ½ секунды;
  • кратковременной, сохраняет обобщенный образ в пределах 20 секунд;
  • оперативной, харит данные на время решения поставленной задачи;
  • долговременная – та, что позволяет вспоминать таблицу умножения спустя десятилетия.

По характеру воспоминаний

Эксплицитная и имплицитная. Первый вариант предполагает, что запомненное вы сможете произвести собственным волевым усилием, когда захотите что-то вспомнить. А имплицитная память работает “на автомате”, выдавая образы без волевого усилия. Например, человека бросает в дрожь, когда он видит табличку “Стоматолог”, хоть ему туда и не нужно.

В той же категории рассматривают ретроспективный и проспективный типы. Ретроспективная память – это воспоминания о уже произошедших событиях, то есть прошлое. В то время как проспективная – будущее, предполагаемая информация о делах и событиях, которые вы наметили для себя в будущем.

Нужна для стратегического мышления.

По типу данных

Здесь критерий – через какое восприятие человек получает информацию:

  1. эмоциональные переживания;
  2. вербальные источники – речь;
  3. двигательная память – заучивание движений, например;
  4. образная – через зрение, слух, сенсорные ощущения.

Волевые параметры

Произвольная и непроизвольная. Первый вариант – намеренное сохранение конкретной информации, имеющее цель и требующее определенных усилий и концентрации. Так учат стихи, рабочую информацию, номера телефонов.

Второй вид представляет собой немотивированное случайное запоминание информации, которая «прилипает» к цели данного момента, связывается с выполняемой деятельностью.

Связь памяти с психикой

Запоминание – непрерывный и не отграниченный от остального сознания человека процесс. Хотя суть памяти в том, чтобы сохранить ту или иную информацию, она также оказывается тесно переплетенной с эмоциональной сферой человека.

Рассматривая взаимоотношение психики личности и способности к сохранению информации, ученые выявили ряд закономерностей.

Эмоции укрепляют

Чувственная окраска запоминаемого связывается с информацией раз и навсегда. Приводит к тому, что вспоминать о положительном легче в добром состоянии духа. А вот негативные воспоминания проще восстановить, когда настроения нет.

При этом дополнительная эмоциональная окраска в момент запоминания повышает цепкость памяти [3].

Как и шансы на то, что информация отложится на долговременное хранение. В то время, как заученное без эмоциональной окраски, рискует быстро забываться.

Мотивация к усвоению

Типичная проблема в детском возрасте, когда ребенок не хочет заучивать школьные задания, невнимателен. Наличие или отсутствие мотивации делает воспоминание более или менее закрепленным, соответственно.

Не даром мы помним дела, которые так и не смогли или не успели завершить, остались с чувством недоделанности или недосказанности.

Личностные ценности

Человек запоминает события и данные выборочно, основываясь на распределении ее по ценности в данный момент. То, что кажется важным, центральным, мы запомним крепче, чем несущественные, по мнению сознания, детали.

Основоположник психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек забывает то, что для не представляет ценности для его сознательного и бессознательного.

Исследования подтверждают этот тезис.

Информация о памяти человека, каких-то событиях, явлениях, предметах, таким образом, накрепко связана с эмоциями. Причем не только теми, что возникали при поступлении информации, но и теми, что всплывают в ходе вспоминания.

Законы работы памяти

На протяжении веков ученые и философы пытались разобраться, как работает этот механизм нашего сознания. Почему у человека в принципе есть память и срабатывает она так, а не иначе.

Перечислим эти законы:

  • Закон позиционного эффекта. Различные элементы запоминаются лучше или хуже в зависимости от того, где располагается материал. Лучше всего закрепится информация, с которой вы столкнулись в начале и в конце работы. То, что было в середине потока данных, закрепляется в памяти не крепко. Поэтому значимые данные советуют учить первыми или последними.
  • Закон общего времени. Зависимость между количеством времени, которое тратится на запоминание информации, и длительностью способности воспроизвести ее. То есть, чем дольше вы это учите и повторяете, тем более продолжительное время будете это помнить [4].
  • Закон накопления и распределения повторений.
    Информация закрепится лучше, если повторять ее через, промежутки времени (сразу, спустя 20 минут, через 8 часов и через сутки). Не перегружайте сознание частым многоразовым повторением одного и того же.
  • Эффект новизны. Что-то необычное, выбивающееся из ряда подобных, заставляет обращать на себя внимание. А потому – запоминается лучше всего. Если выстроить ряд предметов или слов, добавив туда один отличающийся элемент, то лучше всего запомнится эта, инородная часть.

Сегодня сообщение о особенностях памяти человека – общая информация, позволяющая сделать вывод о том, как в его случае срабатывают законы этой функции мозга. А изменение ее состояния – важный повод для обращения к медикам. Ведь для процесса запоминания нужно, чтоб мозг был здоров и работал.

В клинике помогут определить, почему у вас ухудшается память. А выявив причину – устранить ее и восстановить способность к запоминанию. Даже усилят изначальные способности с помощью подобранного комплекса препаратов и тренировок.

Искажения памяти

Одним из явлений, связанных с памятью, выступает феномен искаженного запоминания.

Типы искажения воспоминаний:

  1. Полная потеря информации, амнезия. Травматические события, оставившие грубый след на психике, часто стираются. Также, повреждение определенных участков мозга, приводит к временной, частичной или полной потере воспоминаний.
  2. Ошибки в локализации и определении продолжительности происходившего. Так мы можем забыть точное место или длительность того, что происходило.
  3. Изменение последовательности цепочки событий или информации. Также путаемся в том, из какого источника получили данные.
  4. Пропадают из памяти фрагменты информации, воспоминание делается бледным и неполным.
  5. Сознание сочиняет дополнительные элементы воспоминания, заставляя верить в то, чего на самом деле не было [5]. Называется это ложными воспоминаниями, конфабуляцией.

Память каждого человека уникальна. Но, зная законы ее работы, мы способны тренировать ее так, чтоб получить заметный результат.

Это поможет научиться заучивать большие объемы информации.

Правда, для этого нужно найти метод, который подойдет конкретно вам. И регулярно выполнять упражнения, подобранные специалистами.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Как устроена человеческая память — 27 июня 2018

Зачем человеку нужен мозг? Почему умение забывать — благо, а помнить всё — скорее отклонение от нормы — рассказывает профессор кафедры микробиологии и иммунологии биологического факультета ПГНИУ, по совместительству профессор отдела нейробиологии института имени Вейцмана в Израиле Эдуард Коркотиан.

Профессор преподаёт в двух университетах — в Перми и в Израиле

Поделиться

— По поводу реинкарнаций ничего сказать не могу. Вообще, нет смысла спрашивать меня про эзотерику, магию и прочее волшебство. Я искренне призываю читателей жить в современном мире — в мире космических технологий, робототехники, искусственного интеллекта, а если говорить о мозге, то в мире вирусной трансформации, оптогенетики, электронных интерфейсов, а не первобытных сказок. В современной науке тоже есть свои мифы, но совершенно другого уровня.

Насчет воспоминаний детства: я не знаю, что именно хранится в мозгу отдельного человека, и с какого возраста он себя помнит. Полагаю, что это индивидуально. Но точно установлено, что мозг — это не диктофон и не видеорегистратор. Он весьма дорогостоящее в эволюционном смысле приобретение. Мозг давал нашим предкам определенные преимущества в борьбе за выживание, но был очень энергоемок. Его не так-то просто прокормить. Примерно подсчитано, что мозг человека потребляет до пятой части всей поступающей в организм энергии. Из этого со всей однозначностью следует, что организм не будет тратить драгоценных ресурсов на запоминание лишней или бесполезной информации.

У каждого человека возраст, с которого он себя помнит — индивидуален

Поделиться

Представьте, что вы собираетесь в поход и положили в рюкзак запас провизии, которую потащите на себе. Вы, кряхтя, надеваете этот тяжелый рюкзак и вдруг замечаете старые гантели, которые годами пылятся под кроватью. «А возьму-ка я и гантели, вдруг в походе пригодятся», — рассуждаете вы. Как вам такой сценарий? Мне — как-то не очень.

— Это ерунда. Память по наследству не передается. Давайте подумаем вместе: для чего когда-то появился мозг, не у человека, разумеется, а у наших далеких предков, например у моллюсков или насекомых? Простой ответ «чтобы управлять телом» меня не удовлетворит. Для управления телом не нужен мозг, достаточно небольшого числа нейронов, которые двигают мышцами. В мозгу клеток явно больше. Ответ «мозг нужен, чтобы сохранять информацию» меня тоже не устроит. У нас уже есть хранилище информации: наследственный или генетический аппарат.

Мозг учитывает и записывает личный, прижизненный опыт, обучается, приобретает полезные навыки. Естественно, опыт этот никак не затрагивает генов, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни. Поэтому ясно, что память ни при каких обстоятельствах не может передаваться по наследству. Получается, что прижизненный опыт человека умирает вместе с ним? В общем — да, но не все так грустно. Человек — социальное существо. А раз так, то знания, умения и опыт, накопленные при жизни, все-таки передаются потомкам, но только не биологическим путем, а благодаря книгам, фильмам, звукозаписям, посредством демонстрации и примера.

Один из способов передать другим поколениям накопленный опыт — книги

Поделиться

— Гипноз — не магическая процедура, а форма самовнушения, в которой гипнотизер лишь помогает «пациенту» погрузиться в свой внутренний мир. Психологам хорошо известно, что некоторые воспоминания, особенно болезненные, тяжелые, вытесняются из области сознания в так называемое «подсознание», хотя этот термин трудно назвать вполне научным. Вытесненные воспоминания тяжело или невозможно вспомнить наяву. Они часто всплывают во сне, но мы не запоминаем большую часть своих снов. Однако некоторая «затуманенность» мысли, ослабление сознательного контроля во время сеанса гипноза помогает не столько вспомнить, сколько ясно осознать то, что неуловимой тенью скользило внутри нас. Но повторю еще раз: невозможно вспомнить то, что забыто, или то, чего нет.

— Нет. Память требует материальных и энергетических ресурсов. Она дорого обходится. У мозга не может быть мощности «на всякий случай, про запас». Лишнего наш организм не хранит. К мозгу это тоже относится. Неумение забывать является патологией, а не нормой.

— Наверное, каждый испытал на себе ситуацию, когда его подводила память. Иногда она не просто теряет важные сведения, а подкидывает нам совершенно недостоверные, фальшивые знания. В одних случаях, как например, с вытесненными воспоминаниями, когда мы ошибочно уверены в чем-то — этот механизм преследует защитные цели, избавляет нас от моральных страданий. В других же случаях перед нами простые сбои в работе. Сбои бывают повсюду: иногда мы можем поскользнутся и упасть или больно прикусить язык, иногда теряем сообразительность. Память тоже часто «ломается».

Память иногда подводит — и это нормально

Поделиться

— Да, есть люди, которые запоминают все подряд, например слова или лица. Таким был, например, известный мнемонист Соломон Шерешевский, история которого описана выдающимся советским нейропсихологом Александром Лурия. В его великолепной работе «Маленькая книжка о большой памяти», переведенной на основные языки, Шерешевский предстает не слишком счастливым человеком, хранящим массу бесполезной информации, которую не в состоянии обобщить. Умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо.

Это далеко не единичный случай. Я бы только хотел еще раз предостеречь читателей от ограниченного и узкого понимания слова «память». Одни мнемонисты хорошо запоминают слова, другие — зрительные картины, третьи — запахи, четвертые быстро схватывают сложные движения, например мгновенно учатся водить автомобиль. Способности к одним видам воспоминаний не гарантируют таких же успехов с другими. Разные виды памяти хранятся в совершенно разных отделах мозга, и эффективность их различна.

— С этим не поспоришь. Когда вы только что посмотрели фильм, можете вспомнить многие его детали очень подробно: имена героев, кто и как был одет, что говорил, в какой точной последовательности шли эпизоды. Фильм, увиденный неделю назад, вы вряд ли перескажете со всеми мелкими подробностями. Но основные сюжетные линии помнить еще будете. А вот если после просмотра прошел год, то в лучшем случае вспомнится общий сюжет, да и тот вполне может перемешаться с другими картинами. Однако, если фильм произвел на вас сильное эмоциональное воздействие, то вы его и через год будете неплохо помнить. Память — процесс эмоциональный и ассоциативный.

Про ассоциативность хочу добавить несколько слов. Машина, как правило, запоминает факты подряд, оставляя в каталоге метку, где и что записано. Это похоже на оглавление в книге или на учетную карточку в каталоге. У памяти нет каталога или оглавления. Оторванный от контекста факт почти не имеет шанса запомниться. Для воспоминаний память человека использует систему контекстных и смысловых треков, которые ведут к конкретному воспоминанию, как своеобразные путеводные нити в лабиринте. Допустим, вы случайно встретили знакомого. Вы учились когда-то в одном классе. Произошло это в день, когда прошла сильная гроза, в домах гас свет. А накануне выиграла ваша любимая команда. Прошел год, и вы пытаетесь вспомнить, кого тогда встретили. Подсказать может встреча с каким-то другим одноклассником, сильная гроза, выступление команды или перегоревшая лампочка. Принцип, изложенный здесь очень упрощенно, и называют ассоциативностью.

Память — процесс ассоциативный. Во время грозы можно вспомнить то, что было давно во время грозы

Поделиться

— Незначительное и важное — субъективные, оценочные категории. В экспериментах показано, что лучше запоминаются эмоционально окрашенные факты и события. Эмоционально нейтральное — быстрее забывается. Эмоции как раз и нужны для того, чтобы разложить воспоминания, придать им уровень важности, снабдить ассоциациями. Если вам кажется, что незначительное запомнилось, а важное забылось, значит, на самом-то деле «важное» было для вас незначительным, а «незначительное» — важным. Почему? Вам виднее.

— Не знаю, может, у кого-то все происходит именно так. Лично у меня ничего похожего с важными воспоминаниями не наблюдается. А лишнее, да, стирается, подробности меркнут, чтобы освободить место новому.

— Да. Не скажу, что каждый человек подавляет в себе воспоминания, но такая способность у нас явно есть. А пользуются ею не все.

Эдуард Коркотиан считает, что умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо

Поделиться

— Ложные воспоминания точно существуют. С данным фактом особенно часто сталкиваются следователи, опрашивающие потерпевших или свидетелей. Совершенно обычным делом является ситуация, когда один и тот же эпизод или образ разные люди описывают по-разному. И никто из них намеренно не врет.

— Безусловно, память тренируема. Я бы даже сказал, что улучшается не сама память, а те приемы, к которым мы прибегаем для того, чтобы запомнить нечто. Например, существуют приемы запоминания последовательности цифр или слов, если составить из них какой-нибудь, пусть даже незамысловатый, простенький рассказ.

Известен способ запомнить основные элементы речи, которую вам предстоит произнести, искусственно привязав каждую часть к определенному месту вдоль хорошо известного вам маршрута. Например, дерево у дома — первый эпизод, мост — второй, поворот направо — третий и так далее.

Что касается иностранных языков, их знание не улучшает память, но если имеется цель — изучить как можно больше языков, то каждый последующий будет даваться все легче и легче. Это тоже связано с приобретением определенных навыков и мнемонических приемов.

— Про это ничего определенного сказать не могу. Существование какой-то прямой связи между рационом, диетой и памятью строго не доказано. Существует множество научных статей, часто приходящих к противоречивым выводам, о пользе или, наоборот, вреде жира или сахара для процессов обучения и памяти. Эта тема слишком туманна для того, чтобы давать конкретные советы, но можно не сомневаться, что поскольку мозг включает в себя и активно использует абсолютно все биомолекулы: жиры, белки и углеводы, то любая однобокая диета, в которой, допустим, полностью исключены жиры или углеводы, не может принести пользы мозговой деятельности в целом. Советую всем питаться разнообразно.

Считается, что шоколад стимулирует работу мозга. Но лучше по мнению учёного питаться сбалансированно

Поделиться

— Совершенно верно. А о чем вы только что спросили? Если серьезно, то неуклонно начиная с 20 лет и до конца жизни человек теряет нервные клетки, число которых в дальнейшем никак не восстанавливается. Поэтому все основные показатели деятельности мозга: память, сообразительность, ассоциативность, быстродействие — неуклонно снижаются. С другой стороны, некоторые свойства мышления, такие как запас слов, надежность, сосредоточенность, концентрация, взвешенность решений, — не ухудшаются и даже улучшаются с возрастом.

— Таких лекарств не существует. Лекарственные средства, якобы улучшающие мышление и память, так называемые ноотропы, в абсолютном большинстве являются бесполезными. И это доказано. Во всех остальных случаях их эффективность никак не доказана клиническими испытаниями. В настоящее время не существует ни одного всемирно признанного ноотропа, который бы прошел стадии клинических испытаний и был рекомендован к применению. Можно отметить ряд средств, не являющихся ноотропами, но улучшающих внимание, позволяющих лучше сосредоточиться. Одним из самых известных является метилфенидат (риталин). Однако отношение к этому средству — не всегда однозначное. В частности, в России и некоторых других странах оно изъято из оборота.

Нет таких таблеток, которые улучшают память. Улучшить можно внимание

Поделиться

Память зависит и от общего психического состояния человека. Известно, что стресс, тревога и депрессивное состояние ухудшают эффективность обучения и памяти. В этих случаях определенного улучшения памяти можно добиться при лечении основного симптома, например применяя современные антидепрессанты. Однако хочу особо посоветовать всем читателям ни при каких обстоятельствах не заниматься самолечением и по всем вопросам консультироваться с врачом.

— В каком-то смысле да, это так. Но важно помнить, по какому из параметров мы проводим аналогию. С точки зрения пользователя вычислительного устройства, основным параметром памяти является ее емкость и скорость доступа к ней. Здесь видно немалое сходство. Точно так же не является проблемой поиск нужной информации, это может занять какое-то время, но информацию всегда можно найти, если она сохранена.

С мозгом все не так: главным свойством или, если угодно, проблемой биологической памяти является ее недолговечность, потеря деталей и подробностей при определенной бесконтрольности процесса забвения. С этим сталкивается каждый школьник или студент: главная проблема для него не получить, а именно удержать знание.

Поиск сведений тоже является большой и часто неразрешимой проблемой. Сведения могут храниться, а вот вывести их из пассивного состояния бывает трудно. Каждый может проделать простой эксперимент, хорошо известный в психологии. Помощник должен составить список из случайных слов, которые не складываются в осмысленный рассказ. Чем длиннее будет такой список, тем лучше: например, пусть в нем будет несколько десятков слов. Потом помощник должен зачитать вам этот список один раз, медленно, внятно, монотонным голосом. Подождите с полчаса и попробуйте выписать все слова, которые сможете вспомнить. Опыт показывает, что в среднем это число составит квадратный корень из исходного количества. Иными словами, если слов в списке было 50–60, то вы вспомните 7–8.

В каком-то смысле память человека и правда можно разделить как в компьютере: на системную, оперативную и кэш

Поделиться

Но самое печальное не в этом. Если ваш партнер после будет зачитывать вам вперемешку слова из списка и другие, которых там не было, то вы с большим, почти стопроцентным, успехом отделите знакомые слова от новых. Получается, что вы их в общем-то помните, но воспроизвести не можете. Такая картина немыслима в случае компьютера. Но главное отличие даже не в этом. Введите в память вашего устройства бессмысленный текст, а потом какой-нибудь рассказ с ясным сюжетом такой же длины. Естественно, компьютеру безразлично, что записывать. Человеку же — далеко не все равно. Бессмысленный набор слов запоминается очень плохо, а рассказ — гораздо лучше. Причем чем эмоционально более значимым он будет — например развеселит вас или напугает — тем лучше и на более долгий срок вы его запомните. Для запоминания нам важно, во-первых, понять информацию, а во-вторых, эмоционально ее оценить.

И заметьте, что я пока коснулся исключительно вербальной памяти. А есть еще память на зрительные образы, всевозможные звуки, в том числе — на музыку, на запахи и вкусы, а также многие виды неосознанной памяти, к которой относятся двигательные навыки, сноровка, привычки. Все это тоже подвиды памяти. Вас ведь не удивляет, что младенец не умеет ходить, а взрослый делает это прекрасно, ничуть не задумываясь о том, как ему удаётся не упасть.

Скажу главное: память электронного устройства существует сама по себе, отдельно от процессинга, а биологическая память неотделима от мышления и обучения. Их просто невозможно разъединить.

Память и черепно-мозговая травма

 

Щелкните треугольник ниже, чтобы прослушать краткое содержание подкаста и получить доступ к стенограмме, нажав здесь.

MSKTC Radio · Память и ЧМТ от средней до тяжелой степени

 

Память и черепно-мозговая травма

  • Проблемы с памятью очень распространены у людей с ЧМТ от средней до тяжелой степени.
  • TBI может повредить части мозга, отвечающие за обучение и запоминание.
  • TBI влияет на кратковременную память больше, чем на долговременную память.
  • Людям с ЧМТ может быть трудно «вспомнить, чтобы вспомнить». «Это означает не забывать делать что-то в будущем, например, назначать встречи или перезванивать кому-то, когда вы пообещали это сделать.
  • Люди с ЧМТ средней и тяжелой степени могут не помнить инцидент, связанный с травмой.
  • С помощью определенных стратегий люди с ЧМТ могут научиться справляться с проблемами памяти и заниматься своими делами каждый день.

На какой тип памяти влияет TBI?

«Память» — это не просто способность. Существует несколько видов памяти, и ЧМТ влияет на некоторые больше, чем на другие.

Долгосрочная и кратковременная память

Проблемы с памятью, связанные с ЧМТ, не работают так, как «амнезия» изображается по телевизору. Вы не забываете все из своего прошлого и помните, что произойдет в будущем. На самом деле, вы с большей вероятностью вспомните вещи из прошлого, в том числе многое из того, что вы узнали в школе. Это известно как долговременная память . Однако после ЧМТ у вас могут возникнуть проблемы с изучением и запоминанием новой информации, недавних событий или того, что происходит изо дня в день. Это известно как кратковременная память

. Вот некоторые проблемы с кратковременной памятью, которые часто встречаются у людей с ЧМТ:

  • Забывание важных деталей разговора, например, забывание передать телефонное сообщение
  • Забыть, где вы оставили вещи, например ключи, мобильный телефон или ежедневник
  • Чувство неуверенности в том, что вы сделали или сказали сегодня утром, вчера или на прошлой неделе; это может привести к тому, что вы скажете что-то или зададите одни и те же вопросы много раз
  • Потеря счета времени или неуверенность в том, какой сегодня день
  • Неспособность вернуться по маршруту, который вы прошли ранее в этот день или неделю
  • Забывание всего или части прочитанного в книге или увиденного в кино

Проспективная память

TBI также может влиять на проспективную память или «вспоминание для запоминания». Это означает помнить о планах и намерениях достаточно долго, чтобы действовать в соответствии с ними. Вот некоторые предполагаемые проблемы с памятью, которые часто встречаются у людей с ЧМТ средней и тяжелой степени:

  • Забывание на встречи или явка в неподходящее время
  • Сообщить кому-то, что вы позвоните или посетите его в определенное время, но забудете сделать это
  • Забывание того, что вы должны были делать или собирались делать дома, на работе, в школе или в обществе
  • Забывание важных событий, таких как дни рождения, праздники и семейные события
  • Забыть вовремя принять лекарство
  • Забыть забрать детей в определенное время

Хотя ЧМТ влияет на новые воспоминания больше, чем на старые, у людей с ЧМТ могут возникнуть проблемы с получением правильной информации, когда это необходимо. Например, вы можете узнать свою тетю и знать, кто она такая, но не можете вспомнить ее имя. Или вы можете дать определение всем словам на словарном тесте, но вам трудно вспомнить точное слово, когда вы говорите.

Память о травме

Люди с ЧМТ могут не помнить саму травму. В этом случае мозг не сохранил травму в виде воспоминаний или серии воспоминаний.

Люди могут оставаться сбитыми с толку и неспособными сохранять воспоминания в течение некоторого времени после травмы. Потеря памяти с момента ЧМТ и далее называется посттравматической амнезией. Это может длиться от нескольких минут до нескольких недель или месяцев, в зависимости от тяжести черепно-мозговой травмы.

Если вы не можете вспомнить события своей ЧМТ, вы, вероятно, никогда не вспомните. Это потому, что ваш мозг не хранил эти воспоминания. Лучший способ узнать о травме — расспросить членов семьи, друзей или медицинский персонал, у которых может быть объективная информация.

Что вы можете сделать, чтобы улучшить свою память?

После ЧМТ средней или тяжелой степени у вас могут возникнуть проблемы с запоминанием повседневных вещей. Исследования обнаружили очень мало способов восстановить естественную способность мозга к обучению и запоминанию. Возможно, стоит попробовать одно или два лекарства (спросите своего врача). Но программы «тренировки мозга» и тренировки памяти на самом деле не помогают.

Использование компенсаторных стратегий — лучший способ решить проблемы с памятью и при этом добиться цели. В этом подходе используются запоминающие устройства, которые мы все используем, чтобы компенсировать ограниченное хранилище памяти в мозгу (например, список продуктов, адресная книга, блокнот или будильник на мобильном телефоне).

Некоторые считают, что эти методы ослабляют память. Но это не так. Когда вы записываете информацию или вводите ее в телефон или компьютер, вы можете фактически укрепить след памяти в своем мозгу, и информация всегда будет доступна для вас, если она вам понадобится.

Вот несколько компенсаторных стратегий, которые помогут справиться с проблемами памяти:

  • Избавьтесь от отвлекающих факторов, прежде чем начинать что-то, что вы хотите запомнить.
  • Попросите людей говорить медленнее или повторять то, что они сказали, чтобы убедиться, что вы их поняли.
  • Дайте себе дополнительное время, чтобы попрактиковаться, повторить или отрепетировать информацию, которую вам нужно запомнить.
  • Используйте органайзеры, записные книжки, календарь мобильного телефона или «приложения» для отслеживания важной информации, такой как встречи, списки дел и телефонные номера.
  • Храните все предметы, которые вам нужно взять с собой (например, бумажник, ключи и телефон), на «станции памяти» дома — например, на столе у ​​двери или в специальной части прилавка.
  • Используйте таблетницу, чтобы следить за лекарствами и принимать их точно.
  • Используйте контрольные списки, чтобы отслеживать, что вы сделали, или различные шаги в действии. Например, составьте контрольный список счетов, которые вам нужно оплачивать каждый месяц, и даты, в которые они должны быть оплачены.

Если у вас проблемы с памятью после ЧМТ, вам может быть сложнее вспомнить об использовании некоторых из этих стратегий. Сначала попросите члена семьи или друга напомнить вам об этих стратегиях. Со временем стратегии войдут в привычку, и вы сможете использовать их самостоятельно.

Другие опоры

Из-за проблем с памятью людям с ЧМТ от умеренной до тяжелой степени может быть особенно сложно добиться успеха в школе или хорошо выполнять работу, требующую много обучения и памяти. Учащиеся колледжа могут обратиться в офис службы поддержки инвалидов в своей школе, чтобы получить помощь в ведении конспектов и другие услуги, способствующие обучению. Службы профессиональной реабилитации, доступные в каждом штате, могут предоставить обучение или консультации по трудоустройству для помощи работникам, нуждающимся в поддержке памяти, и могут оказать дополнительную помощь студентам колледжей.

Авторство

Память и черепно-мозговая травма был разработан Тессой Харт, доктором философии, и Анджелой Сандер, доктором философии, в сотрудничестве с Центром перевода знаний Model Systems. Части материала были адаптированы из учебных материалов, разработанных Анхель Сандер, Лаурой Ван Вельдховен и Тессой Харт для Реабилитационного научно-исследовательского и учебного центра по разработке стратегий содействия интеграции и участию в сообществе лиц с ЧМТ (Национальный институт инвалидности, самостоятельной жизни, и реабилитационные исследования [NIDILRR] грант № 90DP0028).

 

Источник: Содержание нашей медицинской информации основано на научных данных и/или на профессиональном консенсусе и было рассмотрено и одобрено редакционной группой экспертов из Системы моделей черепно-мозговых травм.

Заявление об ограничении ответственности: Эта информация не заменяет консультацию медицинского работника. Вам следует проконсультироваться со своим лечащим врачом относительно конкретных медицинских проблем или лечения. Содержание этого информационного бюллетеня было разработано в рамках грантов Национального института исследований в области инвалидности, самостоятельной жизни и реабилитации [NIDILRR] (номер гранта 9). 0DP0012, 90DP0037 [PI: Hart], 90RT5007 [PI: Sander], 90DP0028 [PI: Sherer] и 90DP0060 [PI:Arciniegas]). NIDILRR — это центр Управления общественной жизни (ACL) Министерства здравоохранения и социальных служб (HHS). Содержание этого информационного бюллетеня не обязательно отражает политику Министерства здравоохранения и социальных служб, и вы не должны исходить из того, что оно одобрено федеральным правительством.

Copyright © 2016: Центр перевода знаний о системах моделирования (MSKTC). Может воспроизводиться и распространяться свободно с указанием авторства. Для включения в платные материалы необходимо получить предварительное разрешение.

Как работает память у детей

Большинство из нас не помнит всего, что мы слышим, читаем, видим или переживаем. Значит ли это, что у нас проблемы с памятью? Нет. Но память сложная и даже запутанная.

Например, дети могут помнить тексты десятков песен, но не названия столиц штатов, которые класс просматривал на прошлой неделе. Почему это происходит? Почему одни вещи прилипают, а другие нет?

Узнайте, как работает память и что вы можете увидеть.

Процесс памяти

Процесс памяти сложен. Это происходит поэтапно и включает разные типы памяти.

Память состоит из трех «систем хранения» в мозгу. Каждый играет разную роль. К таким системам хранения относятся:

Кодирование. Эта система принимает информацию (например, тексты песен) и хранит ее в краткосрочной памяти. То, что попадет внутрь, частично зависит от того, насколько хорошо вы обращаете на это внимание.

Долговременная память. Вторая система больше похожа на долговременное хранилище. Он хранит два вида воспоминаний:

  1. Эпизодическая память: этот тип памяти связан с важными личными событиями и чувствами, связанными с ними. Подумайте о своем последнем семейном событии. Вы, вероятно, помните, кто там был, о чем вы говорили, и какую еду вы ели (и даже как она пахла). Вы помните чувство, когда вы находитесь рядом с семьей.
  2. Семантическая память: Блок долговременного хранения также содержит все те факты, которые вы можете вспомнить, когда их спросят. Когда Христофор Колумб отплыл в Америку? Большинство взрослых могут быстро ответить «1492». Такого рода общие факты хранятся в системе семантической памяти. Это основной тип памяти, используемый для хранения информации, связанной со школой.

Отзыв. Третья система памяти — это система отзыва. Он находит информацию, которая находится в хранилище, и «извлекает ее». Подумайте о вопросе Христофора Колумба. Если число 1492 не всплывает в вашей голове через секунду или две, вы будете использовать другие стратегии, чтобы найти его. Вы можете про себя про себя продекламировать песню Колумба из начальной школы со словами «голубой океан».

Система отзыва задействует наши мыслительные способности высшего порядка для поиска информации. Эти ключевые навыки позволяют нам:

  • Упорядочивать то, что мы знаем по теме
  • Проверять и формировать ассоциации (Дом бабушки — это место, где вы впервые попробовали попкорн с маслом. )
  • Удерживать и сравнивать информацию (Погода в тот день была необычно жаркой.)

Есть еще один тип системы памяти, который работает с другими. Она называется рабочая память . Эта система удерживает информацию в памяти в течение очень короткого промежутка времени, поэтому мозг может либо использовать ее сразу, либо сохранить.

Внимание и память у детей

Интерес и внимание играют большую роль в памяти. Дети, которые любят музыку, могут уделять больше внимания текстам песен, чем вещам, которые им менее интересны. Вероятно, они также проводят больше времени, слушая музыку, чем учителя истории.

Большинство детей могут быть внимательными, когда им нужно, и воспринимать важную информацию. Они могут хранить его в кратковременной и долговременной памяти и вызывать, когда им это нужно.

Но у некоторых детей проблемы с памятью. Дети, у которых есть проблемы с концентрацией внимания, могут испытывать трудности с кодированием части памяти.

Добавить комментарий