Какие бывают потребности. Обществознание. 6 класс. | Методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме:
Обществознание. 6 класс.
тема: Какие бывают потребности.
Раздел учебного материала: гл. I. Человек.
Тип урока: комбинированный урок;
Форма проведения: нетрадиционная, с использованием презентации
Microsoft Power Point «Какие бывают потребности».
Цель: развитие познавательных способностей учащихся через включение их в различные
виды деятельности.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием «потребности».
2. Формировать представление о потребностях человека как об источнике его
активности, самовыражении.
3. Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к
разумным потребностям.
Основные понятия: потребности, биологические потребности, материальные
потребности, социальные потребности, духовные потребности.
Оборудование: Учебник: Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,
раздаточный материал с заданиями для учащихся, компьютер,
мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point
«Какие бывают потребности», плакат «Потребности» для игрового
закрепления вопроса о видах потребностей.
План урока:
- Что такое потребности?
- Какие бывают потребности?
- «Вечны» ли потребности?
- Ложные потребности.
- Закрепление изученного материала.
Ход урока.
I. Размышление над вопросом рубрики «Обсудим вместе», § 6, с. 55.:
Зачитывается задание вслух:
Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
(ребята отвечают на вопрос)
Учитель обобщает ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.
Тема нашего урока: Какие бывают потребности.
(на экране – слайд №1 с темой урока).
- Что нужно человеку?
Учитель: Давайте выясним, что же такое потребности.
Есть такая наука – психология, которая различает два понятия: «нужда» и «потребность».
Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать ( заболевают органы дыхания ), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью .
Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.
(слайд № 2 «Что нужно человеку?» : Всю свою жизнь человек постоянно в чем-то нуждается → всю свою жизнь человек удовлетворяет свои потребности. →
Что же такое потребность? → нужда человека в чем либо (это все то, что человек хочет иметь в жизни.)
Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.
Потребность – это ___________________________________________________.
(ребята заполняют пропуск и отвечают на вопрос: что такое потребности?)
- Какие бывают потребности?
(слайд № 3. Высвечивается: какие бывают потребности?)
Вопрос к классу: Попробуйте назвать потребности человека? (ребята называют)
Учитель обобщает ответы: вы назвали много потребностей человека, а теперь давайте попробуем разделить их на отдельные группы.
Вопрос: Какие потребности отражают нужды нашего организма? (ребята называют)
Учитель: Эти потребности называются биологические.
На экране появляются картинки. Делается вывод:
Биологические потребности нужны человеку, чтобы жить.
Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.
Биологические потребности — _________________________________
Учитель: Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются от потребностей человека? (выслушав ответы:) Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей (занимается земледелием, шьет одежду и т.д.)
Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда есть осознание нужды в чем-то. Философ Фалес много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил, что человеку нужна мудрость, а не деньги. Жители Милета насмехались над ним. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности»,— говорили ему. Тогда Фалес взял в долг денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать богатейшим человеком.
Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнеримский император Диоклетиан (243—312), утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту — и скажи, в чем я добился больших успехов?» — ответил Диоклетиан.
(слайд № 4. Материальные потребности : человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах).
Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.
Материальные потребности — __________________________________________
(слайд № 5 – Социальные потребности. ) Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни. Поэтому, у него существуют Социальные потребности (высвечивается).
Социальные потребности – это потребности в общении, труде. Они возникают только в обществе.
Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.
Социальные потребности — ________________________________________________
Вопрос: могут ли быть социальные потребности у животных?
(слайд № 6. – Духовные потребности.)
Среди потребностей человека выделяются Духовные потребности. (после показа) →
Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.
Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.
Духовные потребности — __________________________________________________
Вопрос: Какие группы потребностей мы выделили? Что это за потребности? (ребята отвечают)
А сейчас поиграем в игру, где вы должны будете узнать потребности и поместить их в соответствующие группы.
Игра:
(Зачитываются строчки из разных стихотворений, ребята называют потребность, учитель дает отгадавшему карточку с соответствующим названием и ученик должен разместить ее в соответствующей группе потребностей).
1) “ Я лежу, болею
Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) — социальные
2) “ В коридоре, в классе-ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные
3) Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) — духовные
4) “ Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды) – материальные
5) Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические
6) У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
(С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные
- Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные
- «Вечны» ли потребности?
(слайд № 7 – «Вечны» ли потребности?)
Телефон и телевизор, автомобиль, самолет… Все когда-то было в диковинку. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жизненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!
А вот в первобытном обществе, вряд ли люди могли ими даже воспользоваться.
Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.
V. Потребности и возможности. (слайд № 8)
В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает?
Потребности должны соответствовать возможностям.
Учитель: Ни одну потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения, » человек должен трудиться.
(слайд № 9 – Труд как потребность).
Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?
Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.
На слайде: Труд дает больше возможностей для удовлетворения потребностей.
Итак, мы выяснили, 1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?
(ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)
2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно?
(ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)
3) Без чего человек может прожить?
(ребята отвечают: алкаголь, наркотики, курение; если затрудняются – учитель помогает рисунками слайда № 10)
(слайд № 10 – Ложные потребности).
Учитель: у человека иногда возникают ложные потребности.
Какой вред они могут принести людям? (ребята отвечают).
Обобщая ответы учащихся, учитель:
На слайде:
Вредные привычки наносят вред человеку – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может попасть в беду.
Учитель дополняет: Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься: «А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?».
Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед вместе с ней, то мы развиваемся. А если мы останавливаемся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. Т.е., человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед собой.
Задание: в раздаточном материале № 2 и на слайде № 11.:
Выберите верные суждения о потребностях человека:
а) Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.
б) Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.
в) Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности.
( ответ: а, в) – объяснить свой выбор.
Вопрос: Влияют ли потребности человека на развитие общества?
(ребята отвечают):
Учитель обобщает: общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.
Вопросы для повторения:
- Что такое потребности?
- Какие бывают потребности?
- Что такое биологические, материальные, социальные, духовные потребности?
- Все ли потребности человек может удовлетворить? От чего это зависит?
- Без чего человек может прожить?
- Какое влияние потребности оказывают на развитие общества?
Д/з ( слайд № 12) : § 6, с. 55 – 57, рубрика «Проверь себя», вопр. 1, 2, с. 62
Спасибо за работу (слайд № 13.)
Использованные материалы и литература:
- Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,
- Обществоведение. Методические рекомендации. 6 класс, М.,2004.
Интернет-ресурсы:
- http://www.lesson-history.narod.ru
Урок обществознания. 6 класс. МОУ «СОШ №1 г. Суздаля»
учитель: Воробьева Елена Владимировна. (3 декабря 2008 г.)
Духовные потребности ребенка
Советы родителям0
Все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка
Очень часто многие родители ошибочно считают, что главное – одеть обуть и накормить ребенка. То есть, уже сами родители настраивают ребенка только на материальные потребности, совершенно забывая, что духовные потребности ребенка тоже очень важны. Удовлетворение преимущественно материальных потребностей последних лет привело к огромным проблемам нравственного, духовного, эстетического и интеллектуального развития нескольких поколений.
Духовные потребности детей богаче и шире, чем физические и материальные потребности. Они отличаются большим разнообразием. Причем так же как физические потребности каждого ребенка отличаются своеобразием (кто-то любит больше гулять на свежем воздухе, кто-то сидеть за компьютером, один любит мясо, другой морковку и т. д.), так и духовные потребности детей у каждого свои. Одни проявляют сильную потребность в познании, другие очень любят разбираться в технике, третьи обожают решать математические задачки, четвертые жить не могут без футбола. Кто-то проявляет лидерские качества, другой не любит быть на виду.
Таких индивидуальных различий много у каждого ребенка. И не всегда это зависит от воспитания. Как часто бывает, что ребенок, родившийся в музыкальной семье, мечтает о футболе, родители – спортсмены не могут понять, почему их ребенок не хочет пойти по их стопам и т. д. Одним словом, духовные потребности часто зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Конечно, это не значит, что ребенка не надо развивать духовно. Родители должны очень внимательно присмотреться к тому, каковы духовные потребности ребенка и учитывать их в дальнейшем развитии ребенка и формировании его личности.
Так, например, родители, которые в основном обращают внимание на материальные потребности, лишают ребенка эмоциональной составляющей. Ребенок, воспитывающийся в такой семье. Сын или дочь часто ощущает свою отверженность, никому ненужность. Такой ребенок часто пытается привлечь к себе внимание различными поступками. Иногда это проявляется в плохом поведении, в грубости, задиристости, драчливости. Он ищет самый легкий и быстрый способ привлечь внимание вместо того, чтобы проявлять таланты, показать свои положительные стороны. Некоторые дети, вспоминая, что в раннем детстве родители к ним относились по-другому, пытаются вернуться в этот период. Они начинают вести себя как маленькие.
Наблюдение за духовными потребностями ребенка родители быстрее смогут понять его поступки, поведение и выбрать воспитательные методы. Во всех этих случаях важно не идти на поводу ребенка, занимаясь попустительством. Запрещать же ребенку что-то делать тоже надо осторожно, тактично объясняя ошибки.
У каждого человека в жизни бывают удачи и промахи. Ребенок должен научиться объективно их оценивать и не требовать от других полного исполнения всех его желаний, так как это может очень избаловать ребенка. Ребенок должен уметь уважать потребности других людей.
Поделиться:Анкета духовных потребностей
Анкета духовных потребностей (SpNQ), разработанная в 2010 году Арндтом Бюссингом, представляет собой установленный стандартизированный показатель экзистенциальных и духовных потребностей.
Удовлетворение неудовлетворенных духовных потребностей, прежде всего медицинских работников, а также психологов и священников, требует особых компетенций духовной помощи. Такие потребности могут быть оценены либо в личных (анамнестических) беседах, либо стандартизированным способом количественной оценки силы неудовлетворенных потребностей.
Введение в SpNQ
Лежащая в основе SpNQ теоретическая основа относится к четырем основным измерениям духовных потребностей, т. е. Связь, Мир, Смысл/Цель и Превосходство. Они были разделены на категории социальных, эмоциональных, экзистенциальных и религиозных потребностей.
Духовная потребность, к которой обращается SpNQ, может быть дополнительно классифицирована в соответствии с моделью Альдерфера: потребности в отношениях, экзистенциальные потребности и потребности в росте, т. е. потребности в отношениях с точки зрения связи с другими или священные, экзистенциальные потребности с точки зрения потребностей в поиске состояний. внутреннего покоя, надежды и прощения, а также роста с точки зрения смысла жизни, самореализации и так далее.
Опросник можно использовать либо как диагностический инструмент с 27 пунктами (плюс 3 свободных текстовых поля), чтобы начать консультационную беседу, либо как исследовательский инструмент из 20 пунктов (SpNQ-20). SPNQ-20 дифференцирует четыре основных фактора:
- Религиозные потребности
- Потребности в внутреннем мире
- ЭКСПЕКТИЧЕСКИЕ НЕОБХОДИТЕЛЯ
- . выборка пациентов с хроническими заболеваниями, пожилых, а также здоровых взрослых, подвергшихся стрессу. Эти факторы соответствуют определению духовности, данному Европейской ассоциацией паллиативной помощи (EAPC).
- Найдите SpNQ для подростков в формате pdf здесь.
- Для подростков была утверждена сокращенная версия из 15 пунктов (альфа Кронбаха = 0,87) с некоторыми новыми пунктами, чтобы охватить тему Внимание / Положительное подтверждение .
- Также доступен сокращенный опросник SpNQ из 10 пунктов (альфа Кронбаха = 0,79)
Работа с SpNQ в клинических условиях потребности в структурированном и стандартизированном виде. Это, прежде всего, ресурсо-ориентированный диагностический инструмент, который позволяет как общаться, так и документировать. Некоторую основную информацию по его использованию можно найти здесь.
Процесс реализации можно описать в пять этапов, начиная с оценки духовных потребностей человека, планирования вариантов поддержки, достижения консенсуса с нуждающимся человеком и последующих процессов переоценки того, насколько и как соответствующие духовные потребности полностью удовлетворяются
Для получения дополнительной информации см.: Büssing A (Ed.) Spiritual Needs in Research and Practice. Опросник духовных потребностей как глобальный ресурс для здравоохранения и социальной защиты. Чам: Пелгрейв Макмиллан (2021).
Духовная помощь и уход в конце жизни: хоспис и паллиативная помощь
Хосписная помощь предназначена для лечения всего человека, включая его физические, умственные, эмоциональные и духовные потребности в уходе в конце жизни. Вот почему духовные потребности и уход в конце жизни часто пересекаются, независимо от того, считает ли себя пациент религиозным или духовным.
Как духовность влияет на хосписную и паллиативную помощь?
Духовность — это глубоко личный опыт. Для некоторых людей это означает принадлежность к установленной религии, посещение богослужений и соблюдение определенных обычаев и верований. Для других духовность — это скорее личная система убеждений или философия жизни на земле и после смерти.
Когда человек приближается к концу жизни, его взгляды на духовность могут измениться, поскольку он начинает думать о своей жизни по-новому и размышлять о смысле жизни. Это может сделать некоторых людей более настроенными на свою духовность. У других это может вызвать духовный дистресс.
Духовное расстройство возникает, когда человек начинает сомневаться в своих убеждениях или начинает беспокоиться о том, что его действия в жизни противоречат его духовным убеждениям. Они могут винить Бога в своей болезни, просить прощения за проступки или верить, что их действия непростительны. Духовный дистресс может вызывать как душевную, так и физическую боль и расстраивать как пациента, так и его семью.
Священники хосписа работают с пациентами, чтобы удовлетворить их духовные потребности в уходе в конце жизни, улучшить качество жизни и облегчить духовный стресс.
Каковы духовные потребности человека, получающего уход в конце жизни?
Духовные потребности в уходе за престарелыми настолько важны, что капелланы привлекаются к бригаде по уходу за пациентом, как только начинается уход в хосписе. Работая с командой врачей, медсестер, помощников, социальных работников и специалистов по тяжелой утрате, капеллан выполняет задачи, связанные с духовной заботой о пациенте.
Духовные потребности пациентов, получающих хосписную или паллиативную помощь, могут включать:
- Связь с верой и обрядами своей религии
- Понимание того, что придает их жизни смысл
- Изучение того, какими они хотят, чтобы их запомнили
- Просить прощения за себя
- Предложение прощения другим
- Делятся историей своей жизни
Священнослужители хосписа активно выслушивают пациентов и могут ответить на их духовные вопросы и проблемы. По запросу они также могут связать пациента с духовным лидером своей веры, включая священников, раввинов, имамов или других служителей.
Взгляды паллиативной и хосписной помощи в конце жизни.
Для человека, который следует определенной религии, важно понимать традиции и верования, которым следует религия, когда приближается конец жизни. Нажмите на ссылки ниже, чтобы узнать больше о духовности и уходе в конце жизни для этих конкретных религиозных верований:
- Христианство и уход в конце жизни
- Иудаизм и помощь в конце жизни
- Ислам и помощь в конце жизни
- Индуизм и уход за умирающими
- Католицизм и помощь в конце жизни
Как Crossroads включает духовность в паллиативную и хосписную помощь.
Crossroads Hospice & Palliative Care признает важную роль веры и религии в жизни многих пациентов. Наши капелланы хосписа обращаются к духовным нуждам и обеспечивают общение и утешение пациентам всех вероисповеданий, которые приближаются к концу жизни.
- Найдите SpNQ для подростков в формате pdf здесь.