Какие бывают духовные потребности: Потребности и интересы человека. Пирамида потребностей Маслоу

Какие бывают потребности. Обществознание. 6 класс. | Методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме:

Обществознание.  6 класс.

тема: Какие бывают потребности.

Раздел учебного материала: гл. I. Человек.

Тип урока: комбинированный урок;

                    Форма проведения: нетрадиционная, с использованием презентации  

                     Microsoft Power Point «Какие бывают потребности».

Цель:  развитие познавательных способностей учащихся через включение их в различные

            виды деятельности.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием «потребности».

              2. Формировать представление о потребностях человека как об источнике его

                  активности, самовыражении.

              3. Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к

                  разумным потребностям.

Основные понятия:  потребности, биологические потребности, материальные

                                    потребности, социальные потребности, духовные потребности.

Оборудование: Учебник: Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,

                           раздаточный материал с заданиями для учащихся, компьютер,

                           мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point  

                          «Какие бывают потребности», плакат «Потребности» для игрового

                           закрепления вопроса о видах потребностей.

  План урока:

  1. Что такое потребности?
  2. Какие бывают потребности?
  3. «Вечны» ли потребности?
  4. Ложные потребности.
  5. Закрепление изученного материала.

Ход урока.

I. Размышление над вопросом рубрики «Обсудим вместе», § 6, с. 55.:

     Зачитывается задание вслух:

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

(ребята отвечают на вопрос)

Учитель обобщает ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.

Тема нашего урока: Какие бывают потребности.

                                      (на экране – слайд №1 с темой урока).

  1. Что нужно человеку?

 Учитель: Давайте выясним, что же такое потребности.

  Есть такая наука – психология, которая различает два понятия: «нужда» и «потребность».

Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать ( заболевают органы дыхания ), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью .

Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.                

  (слайд № 2 «Что нужно человеку?» : Всю свою жизнь человек постоянно в чем-то нуждается → всю свою жизнь человек удовлетворяет свои потребности. →

Что же такое потребность? → нужда человека в чем либо (это все то, что человек хочет иметь в жизни.)

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Потребность – это ___________________________________________________.

(ребята заполняют пропуск и отвечают на вопрос: что такое потребности?)

  1. Какие бывают потребности?

   (слайд № 3. Высвечивается: какие бывают потребности?)

Вопрос к классу: Попробуйте назвать потребности человека?  (ребята называют)

Учитель обобщает ответы:  вы назвали много потребностей человека, а теперь давайте попробуем разделить их на отдельные группы.

Вопрос: Какие потребности отражают нужды нашего организма?  (ребята называют)

Учитель: Эти потребности называются биологические.

На экране появляются картинки. Делается вывод:

Биологические потребности нужны человеку, чтобы жить.

      Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Биологические потребности — _________________________________

Учитель: Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются от потребностей человека?  (выслушав ответы:) Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей (занимается земледелием, шьет одежду и т.д.)

Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда есть осознание нужды в чем-то. Философ Фалес много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил, что человеку нужна мудрость, а не деньги. Жители Милета насмехались над ним. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности»,— говорили ему. Тогда Фалес взял в долг денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать богатейшим человеком.

Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнеримский император Диоклетиан (243—312), утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту — и скажи, в чем я добился больших успехов?» — ответил Диоклетиан.

(слайд № 4. Материальные потребности :  человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах).

      Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

      Материальные потребности — __________________________________________

(слайд № 5 – Социальные потребности. )  Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни. Поэтому, у него существуют  Социальные потребности (высвечивается).

Социальные потребности – это потребности в общении, труде. Они возникают только в обществе.

      Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

      Социальные потребности — ________________________________________________

      Вопрос: могут ли быть социальные потребности у животных?

(слайд № 6.  – Духовные потребности.)

Среди потребностей человека выделяются Духовные потребности. (после показа) →

Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

      Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

      Духовные потребности — __________________________________________________

Вопрос: Какие группы потребностей мы выделили? Что это за потребности? (ребята отвечают)

А сейчас поиграем в игру, где вы должны будете узнать потребности и поместить их в соответствующие группы.

Игра:

(Зачитываются строчки из разных стихотворений, ребята называют потребность, учитель дает отгадавшему карточку с соответствующим названием и ученик должен разместить ее в соответствующей группе потребностей).

     1)       “ Я лежу, болею
              Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) — социальные

2)  “ В коридоре, в классе-ли
       Всюду стены красили,
       Терли краску, терли мел,
       Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные

     3)       Вот уже стоит Егорка
              У доски с мелком в руке,
              Вот и первая пятерка
              У Егорки в дневнике…
               (С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) —  духовные

  4)   “ Муха, Муха- Цокотуха
          Позолоченное брюхо.
          Муха по полю пошла,
          Муха денежку нашла.
          Пошла Муха на базар
          И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды) – материальные

          5)  Ест на завтрак яйца всмятку,
              Пять картофельных котлет,
              Два стакана простокваши
              И тарелку манной каши –
              Каша тоже не во вред!
             (С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические

         6)     У далекой
                У заставы
                Часовой в лесу не спит.
                Он стоит –
                Над ним зарницы,
                Он глядит на облака:
                Над его ружьем границу
                Переходят облака.
                (С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные

  1. Сделать хотел грозу,

    А получил козу,

   Розовую козу

   С желтою полосой   (потребность в творчестве) – духовные

  1. «Вечны»  ли потребности?

(слайд № 7 – «Вечны» ли потребности?)

Телефон и телевизор, автомобиль, самолет… Все когда-то было в диковинку. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жизненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

                 А вот в первобытном обществе, вряд ли люди могли ими даже воспользоваться.

Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.

V. Потребности и возможности.  (слайд № 8)

В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает?

Потребности должны соответствовать возможностям.

Учитель: Ни одну потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения, » человек должен трудиться.

   (слайд № 9 – Труд как потребность).

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

               Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.

На слайде: Труд дает больше возможностей для удовлетворения потребностей.

    Итак, мы выяснили, 1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?

                                   (ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)

2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно?

             (ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)

3) Без чего человек может прожить?

                            (ребята отвечают: алкаголь, наркотики, курение;  если затрудняются – учитель помогает рисунками слайда № 10)

(слайд № 10 – Ложные потребности).

Учитель: у человека иногда возникают ложные потребности.

                Какой вред они могут принести людям?   (ребята отвечают).

Обобщая ответы учащихся, учитель:

На слайде:

Вредные привычки наносят вред человеку – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может попасть в беду.

Учитель дополняет: Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься: «А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?».

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед вместе с ней, то мы развиваемся. А если мы останавливаемся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. Т.е., человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

Задание: в раздаточном материале № 2 и на слайде № 11.:

Выберите верные суждения о потребностях человека:

а) Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.

б) Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.

в) Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности.

                                     ( ответ: а, в) – объяснить свой выбор.

Вопрос:  Влияют ли потребности человека на развитие общества?

               (ребята отвечают):

 Учитель обобщает: общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.

                          Вопросы для повторения:

  1. Что такое потребности?
  2. Какие бывают потребности?
  3. Что такое биологические, материальные, социальные, духовные потребности?
  4. Все ли потребности человек может удовлетворить? От чего это зависит?
  5. Без чего человек может прожить?
  6. Какое влияние потребности оказывают на развитие общества?

 Д/з ( слайд № 12) : § 6, с. 55 – 57, рубрика «Проверь себя», вопр. 1, 2, с. 62

   Спасибо за работу (слайд № 13.)

  Использованные материалы и литература:

  1. Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,
  2. Обществоведение. Методические рекомендации. 6 класс, М.,2004.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.lesson-history.narod.ru

Урок обществознания. 6 класс. МОУ «СОШ №1 г. Суздаля»

учитель: Воробьева Елена Владимировна.  (3 декабря 2008 г.)

    

   

   

 

Духовные потребности ребенка

Советы родителям0

Все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка

Очень часто многие родители ошибочно считают, что главное – одеть обуть и накормить ребенка. То есть, уже сами родители настраивают ребенка только на материальные потребности, совершенно забывая, что духовные потребности ребенка тоже очень важны. Удовлетворение преимущественно материальных потребностей последних лет привело к огромным проблемам нравственного, духовного, эстетического и интеллектуального развития нескольких поколений.

Духовные потребности детей богаче и шире, чем физические и материальные потребности. Они отличаются большим разнообразием. Причем так же как физические потребности каждого ребенка отличаются своеобразием (кто-то любит больше гулять на свежем воздухе, кто-то сидеть за компьютером, один любит мясо, другой морковку и т. д.), так и духовные потребности детей у каждого свои. Одни проявляют сильную потребность в познании, другие очень любят разбираться в технике, третьи обожают решать математические задачки, четвертые жить не могут без футбола. Кто-то проявляет лидерские качества, другой не любит быть на виду.

Таких индивидуальных различий много у каждого ребенка. И не всегда это зависит от воспитания. Как часто бывает, что ребенок, родившийся в музыкальной семье, мечтает о футболе, родители – спортсмены не могут понять, почему их ребенок не хочет пойти по их стопам и т. д. Одним словом, духовные потребности часто зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Конечно, это не значит, что ребенка не надо развивать духовно. Родители должны очень внимательно присмотреться к тому, каковы духовные потребности ребенка и учитывать их в дальнейшем развитии ребенка и формировании его личности.

Так, например, родители, которые в основном обращают внимание на материальные потребности, лишают ребенка эмоциональной составляющей. Ребенок, воспитывающийся в такой семье. Сын или дочь часто ощущает свою отверженность, никому ненужность. Такой ребенок часто пытается привлечь к себе внимание различными поступками. Иногда это проявляется в плохом поведении, в грубости, задиристости, драчливости. Он ищет самый легкий и быстрый способ привлечь внимание вместо того, чтобы проявлять таланты, показать свои положительные стороны. Некоторые дети, вспоминая, что в раннем детстве родители к ним относились по-другому, пытаются вернуться в этот период. Они начинают вести себя как маленькие.

Наблюдение за духовными потребностями ребенка родители быстрее смогут понять его поступки, поведение и выбрать воспитательные методы. Во всех этих случаях важно не идти на поводу ребенка, занимаясь попустительством. Запрещать же ребенку что-то делать тоже надо осторожно, тактично объясняя ошибки.

У каждого человека в жизни бывают удачи и промахи. Ребенок должен научиться объективно их оценивать и не требовать от других полного исполнения всех его желаний, так как это может очень избаловать ребенка. Ребенок должен уметь уважать потребности других людей.

Поделиться:

Анкета духовных потребностей

Анкета духовных потребностей (SpNQ), разработанная в 2010 году Арндтом Бюссингом, представляет собой установленный стандартизированный показатель экзистенциальных и духовных потребностей.

Удовлетворение неудовлетворенных духовных потребностей, прежде всего медицинских работников, а также психологов и священников, требует особых компетенций духовной помощи. Такие потребности могут быть оценены либо в личных (анамнестических) беседах, либо стандартизированным способом количественной оценки силы неудовлетворенных потребностей.

Введение в SpNQ

Лежащая в основе SpNQ теоретическая основа относится к четырем основным измерениям духовных потребностей, т. е. Связь, Мир, Смысл/Цель и Превосходство. Они были разделены на категории социальных, эмоциональных, экзистенциальных и религиозных потребностей.

Духовная потребность, к которой обращается SpNQ, может быть дополнительно классифицирована в соответствии с моделью Альдерфера: потребности в отношениях, экзистенциальные потребности и потребности в росте, т. е. потребности в отношениях с точки зрения связи с другими или священные, экзистенциальные потребности с точки зрения потребностей в поиске состояний. внутреннего покоя, надежды и прощения, а также роста с точки зрения смысла жизни, самореализации и так далее.

Опросник можно использовать либо как диагностический инструмент с 27 пунктами (плюс 3 свободных текстовых поля), чтобы начать консультационную беседу, либо как исследовательский инструмент из 20 пунктов (SpNQ-20). SPNQ-20 дифференцирует четыре основных фактора:

  1. Религиозные потребности
  2. Потребности в внутреннем мире
  3. ЭКСПЕКТИЧЕСКИЕ НЕОБХОДИТЕЛЯ
  4. . выборка пациентов с хроническими заболеваниями, пожилых, а также здоровых взрослых, подвергшихся стрессу. Эти факторы соответствуют определению духовности, данному Европейской ассоциацией паллиативной помощи  (EAPC).

    • Найдите SpNQ для подростков в формате pdf здесь.
    • Для подростков была утверждена сокращенная версия из 15 пунктов (альфа Кронбаха = 0,87) с некоторыми новыми пунктами, чтобы охватить тему Внимание / Положительное подтверждение .
    • Также доступен сокращенный опросник SpNQ из 10 пунктов (альфа Кронбаха = 0,79)

    Работа с SpNQ в клинических условиях потребности в структурированном и стандартизированном виде. Это, прежде всего, ресурсо-ориентированный диагностический инструмент, который позволяет как общаться, так и документировать. Некоторую основную информацию по его использованию можно найти здесь.

    Процесс реализации можно описать в пять этапов, начиная с оценки духовных потребностей человека, планирования вариантов поддержки, достижения консенсуса с нуждающимся человеком и последующих процессов переоценки того, насколько и как соответствующие духовные потребности полностью удовлетворяются

    Для получения дополнительной информации см.: Büssing A (Ed.) Spiritual Needs in Research and Practice. Опросник духовных потребностей как глобальный ресурс для здравоохранения и социальной защиты. Чам: Пелгрейв Макмиллан (2021).

    Духовная помощь и уход в конце жизни: хоспис и паллиативная помощь

    Хосписная помощь предназначена для лечения всего человека, включая его физические, умственные, эмоциональные и духовные потребности в уходе в конце жизни. Вот почему духовные потребности и уход в конце жизни часто пересекаются, независимо от того, считает ли себя пациент религиозным или духовным.

    Как духовность влияет на хосписную и паллиативную помощь?

    Духовность — это глубоко личный опыт. Для некоторых людей это означает принадлежность к установленной религии, посещение богослужений и соблюдение определенных обычаев и верований. Для других духовность — это скорее личная система убеждений или философия жизни на земле и после смерти.

    Когда человек приближается к концу жизни, его взгляды на духовность могут измениться, поскольку он начинает думать о своей жизни по-новому и размышлять о смысле жизни. Это может сделать некоторых людей более настроенными на свою духовность. У других это может вызвать духовный дистресс.

    Духовное расстройство возникает, когда человек начинает сомневаться в своих убеждениях или начинает беспокоиться о том, что его действия в жизни противоречат его духовным убеждениям. Они могут винить Бога в своей болезни, просить прощения за проступки или верить, что их действия непростительны. Духовный дистресс может вызывать как душевную, так и физическую боль и расстраивать как пациента, так и его семью.

    Священники хосписа работают с пациентами, чтобы удовлетворить их духовные потребности в уходе в конце жизни, улучшить качество жизни и облегчить духовный стресс.

    Каковы духовные потребности человека, получающего уход в конце жизни?

    Духовные потребности в уходе за престарелыми настолько важны, что капелланы привлекаются к бригаде по уходу за пациентом, как только начинается уход в хосписе. Работая с командой врачей, медсестер, помощников, социальных работников и специалистов по тяжелой утрате, капеллан выполняет задачи, связанные с духовной заботой о пациенте.

    Духовные потребности пациентов, получающих хосписную или паллиативную помощь, могут включать:

    • Связь с верой и обрядами своей религии
    • Понимание того, что придает их жизни смысл
    • Изучение того, какими они хотят, чтобы их запомнили
    • Просить прощения за себя
    • Предложение прощения другим
    • Делятся историей своей жизни

    Священнослужители хосписа активно выслушивают пациентов и могут ответить на их духовные вопросы и проблемы. По запросу они также могут связать пациента с духовным лидером своей веры, включая священников, раввинов, имамов или других служителей.

    Взгляды паллиативной и хосписной помощи в конце жизни.

    Для человека, который следует определенной религии, важно понимать традиции и верования, которым следует религия, когда приближается конец жизни. Нажмите на ссылки ниже, чтобы узнать больше о духовности и уходе в конце жизни для этих конкретных религиозных верований:

    • Христианство и уход в конце жизни
    • Иудаизм и помощь в конце жизни
    • Ислам и помощь в конце жизни
    • Индуизм и уход за умирающими
    • Католицизм и помощь в конце жизни

    Как Crossroads включает духовность в паллиативную и хосписную помощь.

    Crossroads Hospice & Palliative Care признает важную роль веры и религии в жизни многих пациентов. Наши капелланы хосписа обращаются к духовным нуждам и обеспечивают общение и утешение пациентам всех вероисповеданий, которые приближаются к концу жизни.

Добавить комментарий