Мотивы деятельности человека – что такое, определение и примеры кратко в обществознании (8 класс)
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 233.
Обновлено 29 Ноября, 2021
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 233.
Обновлено 29 Ноября, 2021
Человек ежедневно совершает множество действий. Они направлены на удовлетворение его потребностей. Когда люди чувствуют голод, они принимают пищу. Для того, чтобы согреться, мы стремимся приобрести подходящую одежду, попасть в тёплое помещение. Чтобы познать себя, человек анализирует свои поступки, ищет необходимую информацию. Эти и многие другие действия совершаются под влиянием мотивов поведения. Узнаем, что такое деятельность в обществознании, из каких компонентов она состоит, какие мотивы могут лежать в её основе.
Структура деятельности
Под деятельностью в обществознании понимается совершение человеком действий, направленных на удовлетворение его нужд путём преобразования окружающей действительности. Она состоит из определённых структурных элементов. Кратко рассмотрим каждый из них.
- Мотивы деятельности — это те побуждения, которые лежат в основе поступков человека.
- Цель — это представление людей об итоге совершаемых действий, образ будущего результата.
- Средства — это предметы, способы действий, модели поведения, приёмы, с помощью которых можно достичь цели. Примером могут быть учебники, деньги, орудия труда.
- Действия — это конкретные поступки, которые совершает человек для того, чтобы приблизиться к конечной цели.
- Результат — итог деятельности.
Структурными компонентами деятельности являются субъект и объект.
- Субъект — это лицо (или группа лиц), которое совершает действие.
- Объект — то, на что направлена деятельность. Это может быть предмет или вещь, другой человек, группа лиц.
Мотивы деятельности
Мотив — это важный элемент деятельности. Говоря простыми словами, это внутреннее желание человека совершить действие, побуждение, которое лежит в основе наших стремлений.
Существует несколько видов мотивов. Остановимся на самых распространённых из них.
Рис. 2. Семья докторов.- Убеждения — это чёткие представления об устройстве мира, основанные на усвоенном опыте, вере, знаниях. Например, некоторые люди считают, что государство обязано им во всём оказывать помощь, отрицая при этом собственную ответственность за жизнь. Они ищут множество оправданий своему бездействию (родились в неудачное время, в небогатой семье, в неподходящей стране).
- Интересы — это внутренние предпочтения человека. Они возникают выборочно по отношению к различным явлениям, предметам или людям. Объект интереса вызывает положительные эмоции. Например, если человек заинтересован в получении новых знаний, он занимается учебной деятельностью. Тот, кого привлекает совершенствование тела, активно тренируется в спортзале.
- Влечения — это психические склонности человека, не всегда осознаваемые им. Они схожи с инстинктами животных, которые побуждают людей удовлетворять насущные потребности.
Определение цели деятельности для многих людей является затруднительным. Для того, чтобы прийти к её осознанию, нужно понимать собственные желания и потребности, прислушиваться к внутреннему голосу. В том случае, если цель ложная, навязанная извне, её достижение может быть нереальным.
Что мы узнали?
Деятельность — это активность человека, направленная на преображение действительности для удовлетворения потребностей. Её структура изучается в 8 классе. В основе действий лежат мотивы — желания, побуждения, потребности, убеждения, установки.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 233.
А какая ваша оценка?
Мотивы деятельности
Вы уже знаете о том, что деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение потребностей, достижение поставленных человеком целей.
Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, например, если человек хочет есть, то он может приготовить себе пищу или сходить перекусить в кафе или ресторан.
Но что же непосредственно оказывает влияние на деятельность человека и его поведение? Почему и для чего он вообще совершает какие-либо поступки? Что его побуждает к тому или иному действию?
Психологи называют это мотивом, то есть тем, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определённой потребности.
Мотивы индивидуальны для каждого человека.
Однажды прохожий, идя мимо стройки Шартрского собора, спросил у каменщиков: «Что они здесь делают?»
– Мне нравится таскать камни, – ответил первый.
– Я зарабатываю на пропитание, – сказал второй.
– А я строю храм.
Как мы видим, в трёх ответах людей, занятых общим делом (постройкой собора), отражены совершенно разные мотивы.
Мотивы человека – это важный фактор для достижения успеха в любой деятельности. Мотив заставляет человека не останавливаться на полпути к достижению цели, а работать с полной отдачей сил и избегать разочарования.
Иногда мотивы могут вступать в противоречие один с другим, и более сильный на данный момент мотив выталкивает более слабый. Например, мотив дочитать главу может стать слабее мотива поесть, если возникает чувство голода.
Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: «Для чего я это делаю?». «Я учусь для того, чтобы …» «Я хочу получить профессию… чтобы…»
Говоря простым языком, мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека.
Стоит отметить что мотив очень часто путают с такими понятиями, как потребность или цель.
Потребность – это прежде всего желание человека восполнить нехватку чего-либо.
Цель
Например, голод – это потребность человека в еде, желание поесть – это мотив, ну а сама еда – это конечная цель.
Психологи выделяют следующие виды мотивов человека.
По мнению психологов, можно выделить следующие виды мотивов: внутренние и внешние, положительные и отрицательные, устойчивые и неустойчивые.
Внешние мотивы. Это мотивы, которые не связаны с содержанием какой-то деятельности, а обусловлены внешними для человека обстоятельствами. Например, если у вашего друга появился новый сотовый телефон, то у вас может появиться мотив заработать денег и купить себе такой же или даже лучше.
Внутренние мотивы. Связаны с деятельностью только самого человека. Например, вы занимаетесь спортом, потому что это доставляет вам положительные эмоции.
Причём если вы поделитесь своими соображениями со своими друзьями, то для кого-то ваш внутренний мотив может стать внешним.
Положительные мотивы основаны на положительных стимулах. Например, если я буду хорошо учиться, то родители купят мне новую игровую приставку.
Отрицательные мотивы основаны на отрицательных стимулах. Зачастую отрицательные мотивы связаны с угрозой наказания. Например, если я утром не встану вовремя, то опоздаю в школу и могу получить запись в дневнике.
Устойчивые мотивы. Эти мотивы основаны на удовлетворении естественных потребностей человека. Жажда, голод, отсутствие боли и так далее.
Неустойчивые мотивы постоянно требуют внешней поддержки. Например, желание похудеть, отказаться от вредных привычек и так далее.
Все эти виды мотивов выполняют три основные функции.
Во-первых, побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
Во-вторых, направление деятельности. С помощью этой функции человек определяет, за счёт чего он сможет добиться поставленной цели и удовлетворить свою потребность.
В-третьих, контроль и поддержание поведения, направленного на достижение поставленной цели. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учётом её достижения.
Однако превыше всех видов мотивов, формирующих поведение человека, стоит самомотивация – это воздействие человека на своё состояние, когда мотивация извне перестаёт действовать на него должным образом.
Например, когда у вас что-то не получается и дела идут из рук вон плохо, хочется всё бросить, опустить руки, но вы сами для себя находите причины продолжать стараться.
Самомотивация очень индивидуальна, так как каждый самостоятельно решает, как нужно себя мотивировать. Тем не менее, по мнению психологов, есть общие методы, которые оказывают положительное влияние на большинство людей.
Например, возьмите чистый лист бумаги и разделите его линией на две части.
С левой стороны напишите то, что, по вашему мнению, оказывает на вас отрицательное влияние, а с правой – положительное. Например, «Мне не нравится ходить в школу, там скучно» – в левом столбике, и «Я люблю ходить в школу, так как там я весело провожу время со своими друзьями» – в правом. Затем разрежьте лист и оставьте только часть с положительными фразами. Теперь вам останется только читать их сразу после пробуждения или перед сном. Сделайте такое чтение своей каждодневной практикой и через некоторое время вы станете замечать перемены в себе и своей жизни.
Также к общим методам самомотивации психологи относят самовнушение, развитие силы личности, знакомство с биографиями известных и успешных людей, добившихся выдающихся результатов в своей сфере деятельности, а также метод визуализации, который заключается в мысленном представлении желаемого.
Деятельность: Мотивация – выявление личных мотиваторов
Следующее задание было предоставлено Шей МакКоннон (Еще лучшее место для работы) и является одним из серии безопасных, коротких и веселых занятий по ряду ключевых тем вовлечения, таких как обратная связь, преодоление разногласий, сопричастность, открытость, мотивация и чувство ценности. Это идеально подходит, когда время ограничено, и вы ищете быстрое занятие для повышения уровня вовлеченности, и его можно использовать как часть командного собрания, обеда и обучения и т. д. или в сочетании с другими действиями для более длительного занятия.
Это конкретное задание можно использовать для выявления личных мотиваторов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИДЕАЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: Помочь людям понять свои мотивационные факторы и изучить способы их более полного удовлетворения в команде. Эта конкретная деятельность направлена на выявление личных мотиваторов.
Размер группы: Группы по 3-4 человека
Время: 20+ минут
Материалы: Пакет мотивационных карточек для каждой группы и лист Motivation@Work.
Инструкции:
Фаза 1
- Сформируйте группы по 3–4 человека и раздайте каждой группе по пачке мотивационных карточек.
- Эти карты раскладываются на столе лицевой стороной вверх.
- Вращайте ручку, чтобы выбрать кого-нибудь для начала.
- Этот человек думает об идеальной работе для него/нее, но не говорит команде, что это за работа.
- Работа может быть связана или не связана с их текущей ролью или компанией, например. телепродюсер, профессиональный теннисист и т. д.
- Он/она выбирает 6 карточек, которые как-то связаны с их идеальной работой.
- Пустые карточки можно использовать для представления аспектов работы, не охваченных этими карточками.
- Ранг заказа этих 6 карт.
- Остальные должны угадать, что это за идеальная работа по этим 6 карточкам.
- Выбранный человек раскрывает свою идеальную работу только после того, как все обсудили и угадали ответ.
Этап 2
- Выбранный человек теперь просматривает каждую карточку по очереди, указывая, присутствует ли этот мотивационный двигатель на его/ее текущей работе.
- Выбранный человек перемещает карточку вправо, чтобы указать на пробел, т. е. когда потребность не удовлетворяется на текущей работе — немного вправо, чтобы указать на небольшой пробел, и намного вправо, чтобы показать больший пробел.
- Остальные теперь исследуют с выбранным человеком, как он/она может быть еще более мотивирован, т.е. решают проблему, как уменьшить размер разрыва.
- Дайте выбранному человеку лист Motivation@Work для заполнения.
- Повторите это действие с остальными в группе.
Этап 3
- Соберите команду и обсудите
- Насколько полезным было это занятие?
- Было бы полезно поделиться заполненными листами Motivation@Work с руководителем группы?
- Что мы можем сделать, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации в команде?
- Есть ли какие-либо командные или личные цели, о которых мы хотели бы договориться?
- Запишите все согласованные командные или личные цели
Посмотреть и скачать
22 Идеи мотивационных занятий для учащихся
Заинтересовать и мотивировать учащихся может быть непросто! Чтобы сделать обучение увлекательным и интригующим, иногда требуется творческое планирование урока с использованием позитивной психологии для снижения воздействия стресса, который может помешать ребенку учиться. Создав план урока, в котором есть место для мотивации учащихся, вы станете свидетелями положительного эффекта более счастливых учеников. От сокращения учебного времени до достижения лучших результатов — идеи мотивационной деятельности принесут пользу как вам, так и вашим ученикам! Взгляните на эти 22 задания, которые помогут учащимся вдохновиться на усердную учебу, хорошую успеваемость и практику автономного регулирования.
1. Кресло ShareНет ничего более мотивирующего, чем неравнодушный человек! Начните год, украсив стул и поставив его рядом со своим столом. Объясните своим ученикам, что они могут сесть рядом с вами в любое время, чтобы обсудить тему, которую они не понимают, задать вопрос о домашнем задании или поговорить о своих учебных целях и проблемах. Дайте понять, что вы доступны.
Узнать больше: Учитель-сова
2. Смена обстановкиПланирование урока с учетом различных условий поможет мотивировать учащихся к учебе. Например, взять их с собой на урок истории или даже на поле — отличная идея.
Подробнее: Неделя образования
3. Разожгите соревновательный огоньВ конце каждой недели или месяца устраивайте викторину или интерактивное соревнование, в котором учащиеся сражаются друг с другом. Будьте дружелюбны, чтобы избежать негативных ассоциаций, и раздайте самодельные трофеи, чтобы повысить положительную мотивацию.
Узнайте больше: eHow
4. Придумайте собственное вознаграждениеИспользуйте теорию самоопределения и предложите своим ученикам спланировать свои собственные вознаграждения, которые они получат, когда достигнут цели. Например, вы можете предложить классу решить, будут ли они устраивать вечеринку с пиццей, дискотеку или день кино, если каждый сдаст свой проект вовремя.
Подробнее: День Греты
5. Создайте уголок для развлеченияУменьшите стресс, который испытывают ваши ученики в школе, создав в классе «уголок успокоения» или «игровую площадку». Разместите плюшевых мишек, настольные игры и другие мотивационные занятия за занавеской или в специальном шкафу и дайте учащимся, закончившим свою работу, поиграть и насладиться отдыхом.
Узнать больше: идеальное сочетание преподавания
6. Возложить ответственностьЧувство ответственности за что-то побуждает учащихся хотеть ходить в школу и учиться. Имейте классную куклу или плюшевого мишку, о котором каждый по очереди позаботится на выходных. Пусть ваши ученики запишут то, что они сделали с талисманом в классе, в совместный дневник. Эта мотивационная деятельность будет поддерживать положительную связь между школой и развлечениями.
7. Используйте часть своей повседневной жизниПовысьте мотивацию учащихся, разрешив пользоваться телефонами в классе для выполнения небольшого группового проекта. Разделите выборку подростков в вашем классе на группы и попросите их создать видео TikTok, объясняющее концепцию, которую они недавно узнали.
Подробнее: Learning Liftoff
8. Подарите им настольного питомцаДайте каждому учащемуся ластик или фигурку в виде животного, чтобы он заботился о нем во время учебы в школе. Создайте систему баллов, где они могут обменивать баллы на еду, одежду или другие аксессуары для своего питомца. Это поможет мотивировать учащихся, поскольку они будут вдохновлены собирать милые предметы для своих питомцев, усердно работая, чтобы набрать очки.
Подробнее: Мы учителя
9. Самоанализ и ведение дневникаУменьшите негативные последствия, с которыми некоторые дети сталкиваются после чрезмерной стимуляции в школе, путем поощрения самоанализа с помощью ведения дневника. Это поможет вашим ученикам оставаться спокойными и счастливыми и поможет им развить автономную регуляцию и мотивацию.
Узнайте больше: Journal Buddies
10. Сделайте свой энтузиазм заразительнымКогда вы хотите учиться, ваши ученики тоже будут в восторге! Улучшите мотивационные аспекты вашего класса, добавив в него свежий декор.
Дополнительная информация: Chaylor And Mads
11. Используйте уникальные интересы вашего учащегосяОтметьте для каждого из ваших учеников особый тематический день, посвященный их любимым вещам, например животным, телешоу или выпечке. Украсьте свой класс в соответствии с темой и соответствующим образом составьте план урока.
Узнать больше: Преобразование в классе
12. Найти это в себеВнутренняя мотивация подтолкнет ваших учеников к большему, чем вы когда-либо могли. Поощряйте их любить учиться на их собственных условиях. Это также будет иметь эффект буферизации стресса, поскольку у учащихся будет более важная цель, за которую они будут цепляться, когда учеба становится тяжелой.
Дополнительная информация: эксперт по подготовке к экзаменам
13. Включите физкультуру в свою повседневную жизньМногие ученики испытывают тревогу в школе; особенно перед тестами или экзаменами. Помогите этим учащимся, используя физическую активность как способ уменьшить воздействие стресса. Включите игры, чтобы ваши ученики двигались в классе.
Подробнее: Goodbye Anxiety Hello Joy
14. Отмечайте прогрессМотивируйте своих учеников-подростков, используя тактику внешней мотивации, приглашая каждого ученика для обсуждения прогресса в классе за вкусными закусками. Если вы встретитесь с каждым студентом на его уровне один раз в семестр, они увидят, что вы уважаете и заботитесь о них и их успехах.
Дополнительная информация: Oh Happy Joy
15. Show You CareНачните учебный год или новый триместр с пакетом услуг по уходу. Мотивация студентов взлетит до небес, когда они получат в свои руки закуски, занятия и полезные предметы, которые пригодятся во время академических занятий!
Подробнее: Rain And Pine
16. Классная йогаПоследствия стресса можно свести к минимуму, если поощрять учащихся к активности в классе. Обучайте саморегуляции в классе, начиная каждый выходной день с десятиминутной йоги. Вторичные результаты этого упражнения включают в себя повышение ясности ума учащихся, что поможет им в академических уроках.
Подробнее: Pink Oatmeal
17. Полоса препятствий на полеУкрепляйте здоровье и мотивацию подростков, призывая своих учеников принять участие в полосе препятствий! Отдохните от занятий и выйдите на улицу, чтобы заняться умеренной или интенсивной физической активностью.
Дополнительная информация: Happy Toddler Playtime
18. Поощрение сообществаОсновным результатом любой деятельности по мотивации должно быть улучшение положительной ассоциации учащихся со школой. Включите время для общения в план урока, чтобы учащиеся могли общаться с друзьями и получать удовольствие от проведения времени в вашем классе.
Подробнее: K12
19. День приглашенного докладчикаПоощряйте самостоятельную мотивацию, приглашая успешных людей из всех слоев общества для обсуждения того, как трудовая этика и регулирование поведения улучшили качество их жизни.
Узнать больше: Edutopia
20. Создать доску визуализацииПоощрение инициативности учащихся поможет им добиться успеха далеко за год, который они провели в качестве вашего ученика. Принесите в класс журналы, клей с блестками и клей, и пусть каждый ученик соберет, вырежет и наклеит изображения, которые его вдохновляют, на свои доски. Имея в виду большую жизненную цель, они помогут им не сбиться с пути в учебе.
Узнать больше: Study All Knight
21. Разбейте работу на частиУбедитесь, что при планировании урока вы разбиваете сложный предмет или задание на управляемые части. Учащиеся выстраивают положительную корреляцию между усердной работой и удовольствием от учебы, когда они идут в темпе, который позволяет им отвечать на вопросы и переваривать работу.
Дополнительная информация: HCPSS
22. Поощряйте оцениваниеВыделяя время для выполнения упражнения по самооценке в течение семестра, вы поощряете регуляцию поведения ваших учащихся.