Какие бывают нормы нравственности: § 21. Нравственные нормы

§ 21. Нравственные нормы

Возникновение нравственных норм. Наверное, вам доводилось слышать, как о ком-то говорят: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития общества.

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период требовала выполнения определённых правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т. д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.

Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют своё значение в наши дни.

Значение нравственных норм для общества и человека. Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно исчезали, отбрасывались те нормы и установки, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.

Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. Надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.

Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов. Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они либо требуют либо запрещают поведение определённого типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество.

Следование нравственным нормам характеризуют такие качества, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – всё это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у нас с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся в течение тысячелетий. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только их нарушение привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.

Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определённым образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь любому из нас неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола со стороны других людей.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества.

Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (добродетели) и плохие (пороки). Ещё древнегреческие мудрецы выделяли четыре основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам, поскольку обладающий нравственными качествами индивид способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый отвечает за то, чтобы воспитывать в себе и в окружающих добродетели и отвергать пороки. Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нём есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить безнравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет её для себя, вырабатывая некоторые собственные
нравственные принципы
: коллективизм или индивидуализм, трудолюбие или леность, альтруизм или эгоизм.

Нравственный принцип обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми.

Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать её.

Верность избранной положительной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек никогда не сойдёт с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносили в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.

Нравственный идеал это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Это всё лучшее, что выработано моралью на данном этапе её развития.

В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек, в дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает более обобщённый характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования, помогает каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.

Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы не действуют самостоятельно, изолированно друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Некоторые выводы

1. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории общества. Одна из таких норм известна под названием «золотое правило нравственности».

2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.

3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.

4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует своё поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.

Вопросы и задания

  1. Что понимают под нравственными нормами? В чём состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

  2. Есть ли такие нормы морали, которые вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?

  3. Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Всегда ли мы следуем ему? Почему?

  4. Иногда на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Правильно ли это?

  5. Зачем соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?

  6. Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

  7. Человек с твёрдыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?

Нравственные нормы жизни человека

Цель: Расширить знания учащихся о нравственных нормах. Способствовать размышлениям о нравственном поведении в общем и в конкретных заданных ситуациях. Способствовать размышлениям о своем поведении, о его общественной значимости.

Развивать умение анализировать, рассуждать, делать выводы. Развивать умения слушать и слышать своего собеседника.

Воспитывать осознание нравственных норм поведения, культурного человека в обществе.

Ход классного часа

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Притча

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела — строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой… И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

  • Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

  • Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.

  • А как поступить со стыдом и правдой?

  • Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .

Наверное, вам доводилось слышать, как говорят о ком-то: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Возникновение нравственных норм. 

Нравственные нормы — это совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, так как затрагивают проблему проживания индивида в человеческом обществе. Они, по сути, представляют собой требования, которые общество предъявляет к каждому конкретному человеку.

К нравственным нормам относят:

  • здороваться и прощаться;

  • делать добро;

  • прощать людей;

  • относиться к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе;

  • уступать место беременным и пожилым людям;

  • не опаздывать;

  • защищать беспомощных;

  • помогать слабым и так далее.

Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период времени требовала выполнения определенных правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т.д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.

Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют свое значение в наши дни.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом — дьявол. Каждый из них нашептывает человеку, как ему поступить, и имеет убедительные доводы и аргументы. Кого из них послушает человек? Это личный выбор каждого. Добро и зло всегда рядом, часто сложно отличить одно от другого. Принимая решение или давая оценку чему-либо, мы обращаемся к понятиям добра и зла.

Практически ежедневно мы стоим перед выбором — протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому. Часто жизнь задает нам непростые вопросы, ответить на которые однозначно нельзя.

Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите свой вариант ответа:

Боязнь общественного осуждения; совесть, чувство долга; одобрение окружающих; желание делать, как все; боязнь наказания. (Желающие комментируют)

Вывод: Моральный выбор порой бывает очень мучительным, часто не бесспорным. Два фактора влияют на этот выбор: общественное мнение и личные убеждения. Человек живет в обществе, поэтому ему небезразлично, что о нем думают окружающие. Общественное мнение оказывает влияние на поступки человека, но надо помнить, что мнение большинства нередко бывает ошибочным. Поэтому, принимая решение, человек прежде всего опирается на свои внутренние убеждения, на свое личное понимание долга, справедливости.

Игра «Давайте порассуждаем»

Ситуация 1: Объясните, почему возникли в обществе такие правила: «Не читайте без разрешения чужих писем. Не подслушивайте чужих разговоров». К каким последствиям приводит их нарушение?

Ситуация 2: Объясните, почему возникли в обществе такие правила: «Вежливый человек редко прерывает рассказ, даже если слышал его много раз. Если вы слушаете какую-то смешную историю, смейтесь, даже если вам и не смешно: это проявление вежливости к рассказчику». К каким последствиям приводит их нарушение?

Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они требуют или запрещают поведение определенного типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку; быть скромными, правдивыми, искренними; формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Следование нравственным нормам характеризует такие качества человека, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – все это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у человека с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только нарушение нормы привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.

Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, достигается с помощью общественного мненияведь каждому неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным человеком, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого человека, защитой от морального произвола со стороны других людей.

Является ли это бесспорным для вас сейчас? Поступаете ли вы как должно в таких ситуациях:

  1. Ты едешь в автобусе сидя, заходит пожилой человек (девушка, женщина, мама с маленьким ребенком), уступишь ли ты место?

  2. Мама просит поубирать в квартире, а вы обещали другу поиграть в комп по сети. Ваши действия.

  3. У вас болит зуб, вам врач его вылечит, вы скажите ему спасибо? (А если учитель провел урок, он заслужил «спасибо» или уборщица помыла класс, она заслужила «спасибо»)

Вывод: Император Древнего Рима Нерон велит поджечь город, чтобы вдохновляясь видом пылающего города написать поэму о Трое, которая должна была принести ему бессмертную славу. А мыслитель Альберт Швейцер на свои деньги открывает больницу для прокаженных в Экваториальной Африке и до конца своих дней лечит местных жителей.

Групповая работа.

1. Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

2. Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:

Распивать алкогольные напитки

Ловить рыбу

Угрожать расправой

Бить стекла

Завидовать

Лгать

Не дружить со слабыми

Разводить костры

Не платить налоги

Брать чужие вещи

Ломать деревья

Перебегать улицу

Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?

Самооценка нравственных качеств.

Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10 желаний. Выбрать можно любые пять. Сделайте свой выбор.

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят

  2. Иметь много денег

  3. Иметь самый современный компьютер

  4. Иметь верного друга

  5. Мне важно здоровье родителей

  6. Иметь возможность командовать другими

  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться

  8. Иметь доброе сердце

  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям

  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Видеоролик о Добре

Притча о Добре и Зле:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Помните об этом.

27 примеров морали и этики (список от А до Я) (2023)

Примеры морали включают в себя правдивость и манеры. Мы получаем нашу мораль от нашей семьи, традиций, культуры, общества и личных ценностей.

Разные общества имеют разные стандарты моральных ценностей. Это означает, что не существует четкого свода правил морали, подходящих для любой ситуации. Но ниже приведены некоторые примеры моральных ценностей, которых придерживается большинство людей в разных культурах и обществах.

Список нравов

Ниже приведен список моральных принципов, с которыми большинство из нас может согласиться:

  1. Говорить правду
  2. Не обижать чувства других
  3. Поступай с другими так, как поступил бы с собой
  4. Прощай других
  5. Признавай вину
  6. Используй манеры
  7. Будь добр
  8. Жди своей очереди
  9. Выражай благодарность
  10. Уважай себя0014
  11. С уважением своих родителей
  12. Возврат услуги
  13. Спросите разрешение
  14. Сохраняйте обещания
  15. Будь скромно
  16. Не сплетен
  17. . Разница в отношении
  18. Не будет не Джел. Дома
  19. Подставь другую щеку
  20. Не бери взяток
  21. Не применяй насилие

Какие примеры морали?

1. Говорить правду – Врать другим — неуважение к ним. Даже когда правда может причинить нам боль, все равно важно быть правдивым, чтобы быть верным себе.

2. Не обижайте чувства других – Хотя указанная выше моральная ценность говорить правду важна, иногда правда причиняет боль. В этих случаях нам нужно найти способы быть правдивыми с другими, не задев их чувства.

3. Честная игра — Честная игра означает, что вы не пытаетесь получить несправедливое преимущество перед другими в матче один на один. Например, если вы играете в онлайн-видеоигру, убедитесь, что никому не разрешено использовать чит-коды.

См. также: Примеры добросовестности

4. Тяжелая работа — Когда мы соглашаемся взяться за работу, мы обязаны приложить усилия и усердно работать для нашего работодателя. Мы называем это трудовой этикой. Было бы неправильно сидеть и ничего не делать весь день, а затем получать зарплату за день.

5. Платите справедливую цену – Большинство из нас считает аморальным недоплачивать работнику. Кому-то, кто отчаянно нуждается в работе, возможно, придется устроиться на низкооплачиваемую работу, но работодатель по-прежнему обязан платить человеку справедливую ставку, чтобы он мог есть и платить за квартиру.

6. Уважение к другим – Уважение к другим имеет множество различных особенностей. Это может включать в себя спрашивание у них разрешения, предоставление им личного пространства или обеспечение того, чтобы вы не грубили, когда разговариваете с ними.

7. Поступай с другими – Это золотое правило, встречающееся во многих религиях: поступай с другими так, как поступил бы с собой . Это просто означает, что вы должны поставить себя на место окружающих вас людей. Вы должны спросить себя, были бы вы счастливы, если бы кто-то относился к вам так, как вы относитесь к ним.

Связанный: 59 Идеи о школьных ценностях

8. Прощать других – Прощение также является центральной моралью многих религий. Например, христианство учит людей следовать примеру Иисуса, который, как говорят, простил людям грехи. Точно так же вы должны прощать других, если они действительно сожалеют о своих ошибках.

9. Признать вину – Многие люди предпочитают лгать и корчиться, чем признаваться в том, что они сделали что-то не так. Это, конечно, не очень этично! Правильно будет извиниться и попытаться исправить свои ошибки.

10. Манеры – Манеры включают в себя слова «пожалуйста», «спасибо» и «добро пожаловать». Но это также включает в себя размышления обо всех табу и обычаях, которым вам нужно следовать, например, о том, чтобы не открывать заднюю дверь, когда вы ведете машину, или о том, чтобы люди сошли с поезда, прежде чем вы сядете в него.

11. Будьте добры — Доброта подразумевает, что люди чувствуют себя желанными, стараются не быть грубыми или осуждающими и быть готовыми помочь, когда вы нужны. Добрые люди стараются излучать добрые чувства к окружающим.

12. Дождитесь своей очереди — В большинстве культур ценится ожидание в очереди (или очереди) в порядке очереди при ожидании обслуживания. Это может включать ожидание автобуса или ожидание обслуживания кассиром банка.

13. Выражение благодарности – В Соединенных Штатах есть особый праздник под названием День Благодарения, когда все собираются вместе, чтобы не забыть выразить благодарность за то, что у них есть. Но нам не нужно делать это всего один день в году. Мы обычно считаем хорошим тоном и признаком нравственного человека выражать благодарность людям, за которых вы благодарны.

См.: 5 британских ценностей

14. Уважайте себя — уважение к себе означает, что вы устанавливаете для себя высокие стандарты во всех сферах своей жизни. Вы не говорите о себе унижающие достоинство вещи и не ставите себя в ситуации, когда другие будут плохо с вами обращаться. Самоуважение важно для вашего собственного психического здоровья, уверенности и благополучия.

15. Уважайте своих родителей – во многих культурах уважение к своим родителям является центральным моральным принципом. Уважение к своим родителям означает, что вы признаете, что у них больше мудрости и жизненного опыта, чем у вас, и что они больше всего заинтересованы в вас в своих сердцах. Поэтому иногда вы можете не соглашаться со своими родителями, но, особенно в детстве, вам нужно будет уважать их решения, пока вы не станете достаточно взрослыми, чтобы принимать решения самостоятельно.

16. Ответные услуги – когда кто-то оказывает вам услугу, обычно считается правильным отплатить за эту услугу. Например, если ваш друг помогает вам, подвозя вас на экзамен, то в следующий раз, когда ему понадобится подвезти куда-то, от вас, вероятно, ожидают, что вы поможете ему, если сможете.

17. Спросите разрешения – мы воспитали своих детей, чтобы они говорили «пожалуйста» и «спасибо» как культурно приемлемый способ показать признание и уважение. Когда вы хотите что-то, что вам не принадлежит, вам нужно будет спросить разрешения, прежде чем брать это. В англоязычных странах вы обычно хотите сказать «пожалуйста», когда спрашиваете разрешения.

18. Держите обещания – люди, которые не держат обещаний, обычно остаются без друзей. Это потому, что эти люди в конечном итоге считаются ненадежными и не заслуживающими доверия. Если вы не можете сдержать обещание, обычно ожидается, что вы сообщите об этом человеку и извинитесь и даже объясните, почему вам придется отказаться от данного вами обещания.

19. Будьте смиренными – Смирение – очень уважаемая черта. Это не значит быть пассивным или покорным. Вместо этого это означает быть благодарным за то, что у вас есть, и признать, что ваши успехи не делают вас лучше, чем другие. Один из способов практиковать смирение — размышлять о том, сколько людей в вашей жизни помогают вам достичь того, что вы имеете сегодня. Это поможет вам осознать, что вам есть за что быть благодарным, и убережет вас от высокомерия.

См. также: Примеры моральной паники

20. Не сплетничайте — Сплетник — это человек, который говорит что-то за спиной других людей. Например, сплетник может получить информацию, которую он узнал о ком-то, и поделиться ею со всеми своими друзьями, даже если человек, о котором идет речь, может не хотеть, чтобы это произошло. Когда вы ведете себя как сплетник, люди вокруг вас подсознательно отмечают, что вам нельзя доверять информацию.

21. Уважайте различия – мы живем в мультикультурном мире, где мы делим все общественные места с людьми разного происхождения, культур и мнений. В этом контексте нетерпимость все чаще рассматривается как моральный недостаток. Уважать различия означает быть в порядке с тем, чтобы делить общество с людьми, у которых жизнь, культура и обычаи отличаются от наших собственных.

22. Не ревнуй – Ревность – естественная человеческая эмоция. Вы можете завидовать другу, который зарабатывает больше вас, или тому, кому в жизни повезло больше, чем вам. Мудрый человек распознает в себе зависть и пытается подавить эту эмоцию. Один из способов сделать это — подумать обо всей удаче и поддержке, которые вы получили в своем прошлом. Это заставит вас осознать, насколько вы должны быть благодарны за то, что имеете, а не завидовать тому, что есть у других людей.

23. Не ругайтесь – В большинстве языков есть слова, которые я считаю неуместными в вежливой беседе. Использование этих слов заставит других людей в разговоре увидеть, что вы неспособны поддерживать моральные стандарты, установленные обществом.

24. Соблюдайте правила в чужих домах — У каждого будут свои правила в личном пространстве. Например, у одного человека может быть правило не носить обувь в своем доме, в то время как вы можете совершенно нормально носить обувь в своем собственном доме. Это всего лишь один небольшой пример. Мы должны помнить о соблюдении правил личного пространства других людей точно так же, как мы ожидаем, что они будут соблюдать правила в нашем личном пространстве.

25. Подставить другую щеку – Подставить другую щеку – это высказывание из Библии. Это означает, что вы не должны мстить людям, которые сделали с вами что-то не так. В светской речи вы можете использовать эту фразу, чтобы занять более высокое положение. Это означает просто поддерживать свои собственные моральные стандарты и не делать аморальных поступков только потому, что другие люди вокруг вас ведут себя аморально.

26. Не брать взятки – Взяточничество имеет место, когда кто-то дает вам деньги, чтобы сделать что-то аморальное или незаконное. Люди, находящиеся у власти, такие как полицейские и политики, окажутся в положении, когда им регулярно будут предлагать взятки. Тем не менее, это широко считается аморальным занятием.

27. Используйте ненасилие — Когда вам нужно принять меры для защиты или защиты людей, всегда лучше использовать ненасилие как можно больше. В демократиях в идеале есть возможности добиться справедливости без насилия. Примеры включают протесты, баллотирование на посты или обращение в суд.

Религиозная мораль

Религиозная мораль — это моральные принципы, записанные в религиозных кодексах, таких как священные тексты. У большинства основных религий есть моральные принципы, которых последователи должны придерживаться.

Наиболее распространенным религиозным моральным кодексом, встречающимся почти во всех религиях, является золотое правило: «Поступай с другими так, как поступил бы с собой».

Этот моральный кодекс требует от нас поставить себя на место другого человека и убедиться, что мы обращаемся с ним так, как хотели бы, чтобы обращались с нами на его месте.

Мораль в авраамических религиях (Десять заповедей)

Христианство, иудаизм и ислам имеют свои моральные кодексы. Однако один моральный кодекс, применимый ко всем трем, — это десять заповедей. Эти заповеди были высечены на камне пророком Моисеем.

Десять заповедей:

  1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя богов предо Мной.
  2. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  3. Не забывайте свято соблюдать день субботний.
  4. Почитай отца и мать.
  5. Не убий.
  6. Не прелюбодействуй.
  7. Не укради.
  8. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  9. Не желай жены ближнего твоего.
  10. Не желай добра ближнего твоего.

Нравы в баснях Эзопа

Нравы на протяжении тысячелетий также преподаются в литературе, фильмах и других текстах. Нравственный рассказ для детей мы часто будем называть «басней». Эта история преподает ребенку важный урок о том, как себя вести.

Некоторые из самых известных (и самых старых) моральных басен исходят от Эзопа, древнегреческого сказочника, родившегося в 620 году до н. э.

Сегодня мы по-прежнему читаем детям басни Эзопа. Некоторые из нравов, которым учил Эзоп, включают:

  • Хороший друг рядом, когда он нужен больше всего – В «Медведь и два путешественника» нас учат, что мы знаем наших настоящих друзей только в трудные времена. Точно так же в Бык и Коза нас учат не пользоваться нуждающимися друзьями.
  • Избегайте лекарства, которое хуже болезни – Это означает, что вам нужно быть осторожным, чтобы «заключить сделку с дьяволом», чтобы что-то исправить. Иногда сделка (или средство) хуже, чем то, что вы пытались исправить. Это мораль в рассказе Ястреб, воздушный змей и голуби .
  • Делайте добро, а не просто говорите о добре – В Охотник и Дровосек мы узнаем, что дела важнее слов.
  • Не гордись – Люди, которые ведут себя гордо и хвастаются своими успехами, часто впадают в немилость. Мы узнаем эту мораль в рассказе «Бойцовские петухи и орел ».
  • Не притворяйся тем, кем ты не являешься – В Ворона и Ворон мы узнаем, что притворство кем-то, кем вы не являетесь, приведет к неприятностям. Вы потеряете уважение окружающих.
  • Не стремитесь причинить вред другим, иначе вы можете получить травму – В Лошадь и Олень мы узнаем, что стремление причинить вред другим часто возвращается и вместо этого причиняет вред себе.
  • Не шуми по пустякам – Это значит не поднимать шума из-за того, что не заслуживает суеты. Если вы сделаете это, люди не поверят вам, когда вы суетитесь из-за чего-то важного. Это моральное послание в рассказах Эзопа Мальчик, который плакал волком и Гора в родах .
  • Учиться на чужих несчастьях — Не нужно делать ошибок. Обращайте внимание на ошибки других людей и учитесь на них. Это мораль в Больной лев .
  • Займитесь своими делами – Слезая в чужие дела, вы можете расстроить других и навлечь на себя массу неприятностей. Не суетиться и не сплетничать. Такова мораль рассказа Чайка и воздушный змей 9.0085 .
  • Одна ложь ведет ко многим, так что не лгите в первую очередь — Мы часто используем термин «паутина лжи», чтобы объяснить человека, который нагромождает ложь поверх лжи, чтобы защитить свою первоначальную ложь, которую он сказал. Это мораль в Обезьяна и Дельфин .
  • Относитесь к своей семье с уважением – Если вы не можете уважать свою семью, то как вы можете ожидать уважения к незнакомцам? Это мораль в Хозяин и его собаки .

Заключение

Примеры морали в литературе, религиозных текстах и ​​нашем культурном воспитании помогают нам вести хорошую жизнь.

Устанавливая личный моральный кодекс, основанный на нашем собственном критическом мышлении, учась у других и слушая людей, которых мы уважаем, мы можем быть хорошими и этичными людьми на протяжении всей своей жизни.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Внутренние моральные нормы (решение)

Философия 302: Этика
Практический пример: Внутренние моральные нормы (решение)

Аннотация: Один из способов решения предлагается тематическое исследование и некоторые общие выводы о разнице между моральными нормами и этическими нормами.

Большинству людей нетрудно определить, какие ситуации лучше или хуже других. Тот факт, что мы можем установить иерархию ценности указывает на то, что у нас есть какой-то внутренний моральный стандарт.

Чтобы получить представление об этой иерархии ценностей, мы сделаем следующее анализ:

(1) Отделите эмоциональные призывы и установите правило против активность.
(2) Затем обобщите до общей категории действия.
3)  Таким образом, при просмотре категорий мы можем видеть то, что мы склонны ценить наиболее глубоко.

Тот факт, что разные люди различаются по своим ценностям, указывает различия в темпераменте, воспитании, опыте и мышлении.

Моральное правило

Общая категория

[A] Не следует использовать свое положение для недобросовестного вывода прибыль или преимущество

Деньги, имущество

[B] Нужно немедленно помочь тем, кто серьезно ранен.

Добавить комментарий