Какие бывают социальные конфликты: Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

Помирить Израиль с Палестиной: кто такой медиатор социальных конфликтов

В будущем разные поколения смогут жить мирно, а национальные конфликты исчезнут вовсе. Для этого потребуются профессиональные разрешители споров — медиаторы социальных конфликтов

Кто такой медиатор социальных конфликтов

Медиатор социальных конфликтов — это специалист, который помогает разрешать противостояния между группами людей так, чтобы найти выход мирным путем. Он может работать с конфликтами, которые возникают по разным причинам — культурным, религиозным, национальным и любым другим.

Например, во Франции уже в 1990-х годах медиаторы решали практически все имущественные споры, в Индии в 1947 году законодательно утвердили разрешение трудовых споров с помощью медиации, а в 2005–2007 годах в урегулировании грузино-абхазского конфликта принимали участие международные медиаторы.

Медиатор социальных конфликтов — одна из профессий будущего.

Медиатор — посредник между сторонами. Его задачи:

  • придерживаться нейтральной позиции,
  • разобраться в объективных и субъективных причинах разногласия,
  • понять понять интересы и требования обеих сторон,
  • помочь конфликтующим провести переговоры так, чтобы решение устраивало обе стороны.

При этом медиатор не может консультировать или оказывать юридическую помощь одной из сторон и разглашать информацию о споре без согласия сторон.

В России медиацию должны проводить в соответствии с требованиями Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». А профессионально заниматься медиацией могут люди старше 25 лет.

Какие споры разрешают медиаторы

Вот несколько ситуаций, с которыми помогают разобраться российские медиаторы. При этом возможности специалистов не исчерпываются этими примерами — медиаторы могут помогать в решении разных конфликтов.

Возврат денег, которые перевели по ошибке. Женщина переводила деньги за покупку щенка через онлайн-банк по номеру телефона и неправильно ввела номер. Деньги ушли мужчине, счета которого арестованы судебными приставами. С помощью медиатора женщина провела переговоры с приставами, и они согласились оформить документы по возврату денег с арестованного счета.

Конфликт в школе. Классная руководительница не могла найти общий язык с шестым классом. Ученики конфликтовали и с ней, и с другими учителями, и с учащимися других классов. Медиаторы провели встречи между руководством школы и родителями, а также между учениками и классным руководителем. В результате удалось выяснить причины конфликта и выработать общие правила общения. Отношения между учителем и учениками наладились.

Споры продавцов и покупателей. Женщина купила вечернее платье, но через два дня решила сдать его обратно. Продавец посчитал, что женщина уже надевала это платье, и отказался вернуть деньги. С помощью медиатора стороны провели переговоры. Продавец вернул деньги за вычетом затрат на химчистку.

Ключевые навыки медиатора социальных конфликтов

Главная задача медиатора — быстро понять суть спора, выслушать обе стороны и помочь им найти общее решение. Для этого важно обладать рядом качеств и навыков:

  • системное мышление,
  • умение анализировать большой объем информации,
  • готовность работать в условиях неопределенности,
  • стрессоустойчивость,
  • умение работать с людьми,
  • эмпатия,
  • умение сохранять нейтральную позицию,
  • знание типологии конфликтов и понимание того, как они развиваются,
  • гибкость,
  • умение модерировать переговоры.

Тренды и направления профессии

Чтобы решать социальные конфликты действительно эффективно, медиаторам нужно заниматься не только разногласиями, которые возникают между отдельными людьми или сообществами, но и глобальными вопросами. Например, в 2020 году 14 из 34 вооруженных конфликтов произошли в странах с высоким уровнем гендерного неравенства или дискриминации. Медиаторы должны бороться с неравенством и дискриминацией, продвигать идеи разнообразия и инклюзии, настаивать на приоритете ненасильственного разрешения конфликтов. Для этого им нужно тщательнее анализировать причины конфликтов и контекст, в котором они возникают, а также чаще обсуждать важность этих тем на профессиональных конференциях и круглых столах.

Кроме этого, медиаторам нужно помогать людям учиться признавать наличие конфликта. Например, в США темнокожее население чаще других признает, что в Америке происходят межрасовые и межэтнические конфликты. Это значит, что люди, которые не испытывают давление, склонны не замечать напряженность в обществе.

Чтобы избежать кризисов из-за подобных конфликтов, следует открыто рассказывать обществу о том, что те или иные группы населения сталкиваются с дискриминацией. В то же время, следует избегать обобщений и обвинений в адрес других групп людей. Например, высказывание «все белое население Америки притесняет афроамериканцев» вызовет сопротивление со стороны обвиняемых людей и повысит вероятность, мягко говоря, недопонимания, зато освещение конкретных конфликтов покажет населению, что проблема действительно существует.

Откуда придет профессия

Медиация споров существует уже много столетий — практика выхода из конфликтной ситуации при участии независимого посредника появилась еще в Древней Греции. Там люди приглашали человека, который не участвует в споре, чтобы тот помог в решении конфликта. А нейтральные города помогали воюющим полисам договориться о мире.

Значительно позже — в XIX и XX веках — люди объединили наблюдения о разногласиях в конфликтологию. Это область знаний на стыке психологии, экономики, философии, истории и других дисциплин. Конфликтология изучает причины возникновения конфликтов, разрабатывает их типологию и предлагает методы их преодоления.

Как стать медиатором социальных конфликтов

Медиация социальных конфликтов — это специализация в профессии медиатора.

Знания и навыки, которые пригодятся медиатору социальных конфликтов, можно получить в университетах, в которых есть специальности «Конфликтология», «Психология» и другие смежные направления. Такие программы есть в Сибирском Федеральном Университете, РГСУ и других университетах. В программе СФУ указано, что студенты учатся выявлять манипуляции, организовывать переговоры, решать конфликты в организациях, семейные, межкультурные и этнические споры, вести политический дискурс.

В зарубежных программах, помимо базы, которая нужна для решения любых конфликтов, рассматриваются креативные способы найти выход из ситуации. А для знакомства с направлением можно пройти бесплатный курс на Coursera. На нем можно познакомиться с основными понятиями, которыми важно владеть каждому, кто хочет эффективно решать собственные конфликты или присматриваемся к профессии модератора социальных конфликтов.

Модуль 9. Социальные конфликты.

Вопросы:

1.Теории социального конфликта.

2.Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов.

3.Управление социальными конфликтами.

Конспект учебного материала

1.Теории социального конфликта.

Конфликт(лат.confliktus — столкновение) – это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов [1, с. 104].

Классические теории социального конфликта сложились в социологии в кон. ХІХ – нач. ХХ ст., благодаря творчеству Г. Зиммеля, который ввёл понятие “социальный конфликт” в научный оборот. Исседователь рассматривал социальный конфликт как процесс порождения новых культурных форм. Эти формы постепенно устаревают и уничтожаются жизнью. В этом и заключается конфликт между постоянно обновлямым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры. Г. Зиммель рассматривал также конфликт в отношениях между индивидом и обществом. Учёный считал, что социализация происходит через столкновение личных и общественных интересов, осознание индивидом социальных ценностей и норм также носит конфликтный характер.

Таким образом, Г. Зиммель доказал, что конфликт является неотъемлемой частью социальной жизни[2, с. 156].

К. Маркс и его последователи рассматривали природу конфликтов с позиций макроявлений (классовых противоречий и классовой борьбы), которые должны были бы заканчиваться революцией и установлением диктатуры одного из борюхщихся классов. В этом подходе социальный конфликт и способы его разрешения неизбежно принимали характер эпохальных исторических событий. Марксисты считали, что классовый конфликт является движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития, вступает в следующую общественно-экономическую формацию.

М. Веберпридаёт конфликту ценностный характер. Рассматривает конфликт как столкновение ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп и институтов. Борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни не разрушает, а стабилизирует общество, представляющее собой определённую иерархию статусных позиций [2, с.

157].

Основные конфликтные теории в XX ст.

Взгляды исследователей социальных конфликтов в ХХ ст. делятся на две противоположные позиции.

По мнении представителей одной из них, социальная система стремиться к равновесию. Отсюда следует, что социальный конфликт носит временный, преходящий характер. Такого мнения придерживались представители Чикагской школы Роберт Парк и Эрнст Берджесс.Они социальный конфликт рассматривают как одну из форм социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением, ассимиляцией. Осознавая причины социального конфликта, люди упрочивают социальные связи, приспосабливаются друг к другу, объединяются в группу, где отдают предпочтение не конфликтам, а другим видам социального взаимодействия. Таким образом, социальный конфликт, с точки зрения

Р.ПаркаиЭ. Берджесса,– это форма достижения социального равновесия, а общество, по большей части, находится в бесконфликтном состоянии.

Другая позиция утверждает, что конфликт обычное состояние общества и оно редко находится в состоянии равновесия. Конфликтную модель общества представляют

Льюис КозериРальф Даренорф. Социальный конфликт есть выражение стремления индивидов и социальных групп к власти, изменению статуса, перераспределению доходов, переоценке ценностей. Социальный конфликт не только имманентно присущ каждому обществу – он выполняет определённые социальные функции. Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, он открывает дорогу новым формам – инновациям [2, с. 157]. Конфликты возникают так как индивиды и социальные группы выдвигают определённые притязания на ресурсы и престижные позиции в социальной структуре. В различных обществах характер протекания конфликтов разный. В открытых обществах, где проблемы ставятся и решаются публично, где существуют альтернативные программы развития, конфликты протекают плавно. Такое общество предохранено от социального взрыва своей открытость, плюралистичностью.
В закрытых обществах социальный конфликт протекает подспудно, постепенно накапливает критическую массу и выявляется через революционные взрывы.

В кон. 50-х г. ХХ ст. оформилось целое научное направление, изучающее социальный конфликт – конфликтология. Данное научное направление не только изучает конфликт как социальное явление, но и разрабатывает методы, пути его решения.

Обучение разумному урегулированию социальных конфликтов — Ассоциация психологических наук — APS

Социальные конфликты, от политических дебатов до семейных разногласий, могут легко перерасти в гневные слова и личные нападки.

Лучший подход к разрешению межличностных разногласий, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Psychological Science , заключается в том, чтобы заранее приучить себя более разумно рассуждать о межличностных конфликтах.

«Людям обычно не удается разумно рассуждать, сталкиваясь с социальными конфликтами, поэтому мы разработали вмешательство, чтобы помочь им», — сказал Игорь Гроссманн, директор Лаборатории мудрости и культуры в Университете Ватерлоо, Канада, и ведущий автор статьи. . «Наша основная идея заключалась в том, чтобы научить людей смотреть на ситуации с более отстраненной точки зрения от третьего лица. Такой подход позволяет людям осознать пределы своих знаний, признавать различные варианты развития конфликта, а также учитывать и уравновешивать различные точки зрения».

Вмешательство исследователей основано на риторическом приеме под названием «иллеизм» — практике обращения к себе в третьем лице. Вместо того, чтобы говорить «Я чувствую боль и злость», человек может сказать себе, например: «Он чувствует боль и злость».

По мнению исследователей, переключая перспективу с первого на третье лицо, человек лучше оценивает собственные знания и ценит альтернативные взгляды.

«Точка зрения от третьего лица, однако, не является типичной позицией по умолчанию во время разговора или взаимодействия», — сказал Гроссманн. «Мы считали, что с помощью практики и обучения можно будет постепенно внедрить этот более мудрый подход в методы разрешения конфликтов».

Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи провели два полевых эксперимента.

В первом участники прошли начальную лабораторную оценку, чтобы оценить их мысли о гипотетической ситуации социального конфликта. Затем им было приказано вести ежедневный дневник в течение месяца, в котором они записывали важные события каждого дня. Одна группа участников писала о своих размышлениях от первого лица. Вторая группа сделала то же самое, но в третьем лице.

В конце месяца участникам дали вторую лабораторную оценку, чтобы увидеть, повлияло ли письменное упражнение на их размышления о другой гипотетической ситуации социального конфликта. Результаты показали, что группа писателей от третьего лица разработала более ориентированный на мудрость подход к тому, как они думают о конфликте. Группа, пишущая от первого лица, показала гораздо меньше изменений.

Второй эксперимент включал аналогичное недельное письменное задание и оценку, но в него была добавлена ​​третья группа участников, которым не давали инструкций о том, как писать о своем опыте. Результаты второго эксперимента подтвердили выводы первого.

«Наше исследование продемонстрировало эффективность иллеистского ведения дневника для изменения мудрости по сравнению с дневниковыми размышлениями от первого лица и без инструкций», — сказал Гроссманн. «После вмешательства дистанционная саморефлексия привела к постепенным сдвигам в мудрых рассуждениях о личных сложных взаимодействиях».

Данные показывают, что это увеличение мудрых рассуждений произошло отчасти из-за того, что саморефлексия на расстоянии расширила обычно узкую направленность людей на себя.

Отзыв об этой статье? Отправьте электронное письмо по адресу [email protected] или прокрутите вниз, чтобы оставить комментарий.

Ссылка  

Гроссманн И., Дорфман А., Оукс Х., Сантос Х., Восс К. и Шолер А. (2021). Обучение мудрости: метод дневника дистанционной саморефлексии. Психологическая наука. Предварительная онлайн-публикация . https://doi.org/10.1177/0956797620969170 

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ — 2023 | Acadlly

Социальный конфликт можно описать как разногласие, борьбу, драку или ссору между двумя или более людьми в обществе в процессе взаимодействия. Его также можно определить как недопонимание между двумя или более людьми в результате различий во мнениях, идеях, убеждениях, ценностях или целях.

 

Конфликты возникают в обществе, когда нет сотрудничества или согласия. Следует отметить, что конфликты в обществе неизбежны, если люди продолжают взаимодействовать друг с другом. Но когда возникают конфликты, ими следует хорошо и правильно управлять.

Существует два основных типа конфликтов:

  1. Мирный конфликт
  2. Насильственный конфликт

Мирный конфликт : мирный конфликт — это тип конфликта, возникающий в результате соперничества между двумя людьми или группами, которые стремятся достичь общей цели, соревнуясь друг с другом. Примерами мирных конфликтов являются футбольные матчи, школьные дебаты, межшкольные спортивные состязания и т. д.

Насильственный конфликт : это тип конфликта, который возникает в результате серьезных разногласий между людьми или группами, ведущих к войне, насилию, уничтожению свойства и гибель людей. Примерами насильственного конфликта являются межличностное непонимание, межэтнический конфликт, внутриэтнический конфликт, религиозный конфликт и т. д.

 

Межличностный конфликт — это конфликт, который обычно возникает между двумя людьми, которые находятся в тесном контакте друг с другом или живут вместе. Примерами являются соквартиранты, коллеги по офису, покупатель и продавец, соседи и т. д. Межэтнический конфликт — это тип конфликта, который возникает между двумя разными этническими группами. Примерами являются хауса и игбо.

 

Внутриэтнический конфликт – это конфликт, возникающий между группами или членами одной этнической группы.

Примеры: Модакеке и Ифе. Религиозный конфликт — это тип конфликта, который существует между людьми разных религиозных убеждений. Пример — христиане и мусульмане.

 

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

Конфликты вызываются рядом факторов. Вот некоторые из них:

  1. Эгоизм
  2. Трайбализм
  3. Обман
  4. Религиозные различия
  5. Жадность
  6. Плохое руководство
  7. Неподчинение правилам
  8. Недоразумение

 

ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА
  1. Это может препятствовать росту и прогрессу общества.
  2. Это может привести к гибели людей и потере имущества.
  3. Может вызвать ненависть и зависть.
  4. Это может привести к увеличению преступной деятельности в обществе.
  5. Это может привести к анархии, т.е. состоянию беззакония.
  6. Это приводит к растрате национальных ресурсов.

 

КАК УМЕНЬШИТЬ КОНФЛИКТЫ В ОБЩЕСТВЕ
  1. Уважение к чужому мнению.

Добавить комментарий