2.1. Типы темперамента . Психология и этика менеджмента и бизнеса
Понятие «темперамент» происходит от латинского слова «temperamentum», что означает надлежащее соотношение частей, смесь.
Под темпераментом обычно понимают те индивидуальные свойства личности, которые зависят от природных, органических особенностей человека.
Физиологические основы темперамента
Учение о темпераменте было впервые создано древнегреческим врачом Гиппократом (460–356 гг. до н. а). Именно из его учения впоследствии вошел в употребление и термин «темперамент», а также закрепились и названия всех четырех типов.
По учению Гиппократа, различие людей по темпераментам объясняется различным соотношением соков (жидкостей) в организме человека. Различают четыре вида жидкостей: желчь (греч. choie), призванную поддерживать сухость; кровь (лат. sanguis), предназначенную согревать; слизь (греч. phlegma), призванную охлаждать, и черную желчь (греч. melanhole) – сырость, влага в организме.
По мнению Гиппократа, у каждого человека одна из жидкостей преобладает. В зависимости от того, какой вид жидкостей преобладает в этом смешении, и получаются различия людей по типам темперамента.
Что же такое темперамент с психологической точки зрения?
Темперамент – это индивидульно-психологическая особенность личности, которая проявляется в степени эмоциональной возбудимости, скорости и энергии протекания психических процессов, скорости и выразительности движений, мимики и жестов, а также в особенностях смены настроений.
Одна из классификаций связывает особенности темперамента с различием типов высшей нервной деятельности. По учению физиолога И. П. Павлова, типы высшей нервной деятельности характеризуются такими основными свойствами, как сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения (см. рис. 2). Под силой понимается работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в заторможенное состояние.
Рис. 2. Связь темперамента с типом высшей нервной деятельности
Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств, адаптацию к новому коллективу, переход от одного вида деятельности к другому.
И. П. Павлов дает 4 основных типичных сочетания названных свойств в виде 4-х типов нервной деятельности. Они соответствуют четырем классическим темпераментам, названия которых, как уже отмечалось, связывают с трудами древнегреческого врача и философа Гиппократа.
Следует учитывать, что темперамент мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Это врожденное качество личности. Свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности. В настоящее время общепринятой является точка зрения равноценности темпераментов, так как каждый из них имеет положительные и отрицательные качества. На основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления личности.
Менеджеру необходимо знать особенности типов темпераментов своих подчиненных и учитывать это при найме, при распределении работ, при личном общении с ними. Кроме того, следует знать особенности своего темперамента и учитывать их при установлении контактов с коллегами, с деловыми партнерами, что позволит избежать конфликтов, а также правильно осуществлять подбор персонала и распределять работу.
Известно, что одинаковое воздействие на работников с разными темпераментами может вызвать у них разную реакцию. Так, например, критическое замечание вызывает раздражение у холерика, подталкивает к активным действиям сангвиника, оставляет равнодушным флегматика и выбивает из колеи меланхолика. В общении с холериком или меланхоликом необходимо проявлять максимальную выдержку и тактичность, так как в случае, например, резкого выражения замечаний возможна бурная негативная реакция со стороны холерика или обида со стороны меланхолика. Нецелесообразно поручать работы, связанные с оперативностью и новым общением с людьми, меланхолику, а холерику – требующие особой выдержки, такта и терпения.
Темперамент человека оказывает влияние на его трудовую деятельность как положительно, так и отрицательно. Однако лишь крайние проявления того или иного типа высшей нервной деятельности, например чрезмерная возбудимость или заторможенность, подвижность или инертность, неблагоприятно влияют на работу.
Для успешной трудовой деятельности важен не какой-то оптимальный темперамент и не приспособление деятельности к темпераменту работника. Нужно таким образом учитывать особенности темперамента, чтобы он помогал лучше выполнять трудовые задания, чтобы можно было регулировать темперамент человека. То есть использовать сильные качества темперамента. Зная свои возможности, особенности темперамента, нетрудно определить, в какой области у вас успешнее пойдут дела. Затем, опираясь на свои сильные стороны и развивая слабые, можно быстрее добиться успеха в жизни.
Долгое время психологи считали, что темперамент неизменен в течение жизни человека. Последние исследования показали, что он может меняться, хотя и медленно. Восточные психологи даже считают, что в результате определенных упражнений может произойти полная перестройка темперамента. Обнаружен так называемый «закон семерки», согласно которому более или менее заметные перемены в темпераментной структуре человека происходят в периоды от одного семилетия к другому. Ярче всего это наблюдается, например, около 7 лет, когда заканчивается детство, и между 14 и 21 годами, когда подросток становится взрослым. Следующий период, заканчиваясь в 28 лет, знаменует социальную адаптацию. Критический возраст между 49 и 56 годами. В это время происходит возрастная перестройка.
Конечно, границы эти подвижны, но тенденция является общей для всех. Ведь темперамент меняется прежде всего потому, что меняется сам организм, его физические возможности. Подвижный холерик с годами может стать внешне неотличимым от флегматика, и лишь специальные тесты помогут распознать бушующие в нем страсти. А современные средства саморегуляции могут помочь меланхолику приобрести черты сильного типа.
По поводу возможности изменения типа темперамента хотелось бы подчеркнуть, что, по нашему мнению, меняется только внешнее проявление темперамента.
Итак, рассмотрим психологические характеристики типов темперамента.
Из четырех известных типов темперамента в жизни чаще встречаются сангвиники и холерики, реже меланхолики и еще реже флегматики. Многие обладают темпераментом, в котором своеобразно сочетаются черты нескольких типов темпераментов, однако черты одного из них преобладают. В соответствии с этим вам следует определить, к какому типу темперамента вы относитесь. Это можно сделать с помощью известных психологических тестов, в том числе теста Айзенка, который, соглашаясь с известным психологом К. Г. Юнгом, считает, что есть два варианта приспособления к окружающему миру – экстраверсия и интроверсия. Названные понятия впоследствии стали считаться основными характеристиками темперамента. Кроме того, в тесте Айзенка определяются устойчивость или неустойчивость нервной системы.
Экстраверсия проявляется в направленности личности на внешний мир: общительность, активность, оптимизм, самоуверенное и импульсивное поведение. Экстраверты – это люди, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, социальная адаптированность.
Это обычно активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, они тянутся к новым ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.
Где должны работать экстраверты (холерики и сангвиники):
• инвестиционное планирование;
• корпоративные финансы;
• позиции, связанные с работой с клиентами;
• продажа;
• связь с общественностью;
• менеджмент, в том числе работа с персоналом;
• маркетинг.
Для интровертов характерна направленность на внутренний мир человека; интроверт необщителен, пассивен, спокоен, вдумчив, рассудителен.
Интроверты – это люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира; для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации, часто социально пассивны. Обычно они бывают более чувствительны к внешним раздражителям, лучше распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся в школе и вузе.
Интроверты лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.
Интроверты (флегматики и меланхолики) чаще работают:
• финансовыми аналитиками,
• бухгалтерами,
• аудиторами,
• переводчиками-синхронистами,
• диспетчерами.
То есть они работают там, где требуется усидчивость, внимательность и концентрация. Также это может быть точная работа в сочетании с дипломатичностью отношений с людьми.
Холерический тип темперамента (холерик)
Холерик отличается большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Люди этого типа темперамента могут работать «запоем», с большим подъемом, преодолевая любые затруднения.
Это сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента. Холерик обладает быстрой возбудимостью и большой силой чувств, которые всегда глубоки и захватывают его целиком; имеет высокую склонность к лидерству, приспосабливает окружающий мир к себе, перестраивает его.
Холерик быстро переключается с одной работы на другую, схватывает информацию на лету, быстро запоминает, даже не успев осознать. В критические моменты может работать долго и неудержимо. В это время его способности к концентрации сил выше всяких похвал. Холерик инициативен, нетерпелив и если увлечется, то его трудно остановить.
Наряду с этим холерику присуще большое количество характерных черт, которые мешают ему в жизни, в установлении хороших деловых отношений с коллегами и партнерами:
1) отличается быстрой сменой настроений. Быстр, порывист, вспыльчив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. Быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу;
2) особенно угнетает его необходимость сдерживать свои чувства и чрезмерную активность. Невроз, неврастения – вот характерные для холерика болезни. Но он может научиться держать себя в руках и в некоторых пределах действовать по типу других сильных темпераментов. Однако нервные затраты в данном случае чересчур велики;
3) часто принимает опрометчивые решения. В работе холерику мешает излишняя поспешность. Стараясь как можно скорее получить результат, начинает опережать события, суетиться. Не может дочитать интересный детектив, не заглянув в конец, чтобы узнать, чем все кончится;
4) излишняя самоуверенность холерика приводит зачастую к тому, что его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца;
5) неуживчивость, обидчивость. Обычно долго помнит причиненные обиды и старается отомстить за них;
6) если холерик способен развивать большую энергию, работать много и упорно, то ему часто не хватает выдержки и хладнокровия в ответственной ситуации;
7) ожидание способно вывести его из себя. Неудачи – тоже, и он или лихорадочно действует, или впадает в апатию. Для него вообще характерно подобное непостоянство. То он чересчур разговорчив – не остановить, то слова из него не вытянешь. Предсказать, как поведет себя холерик в новой обстановке, скоро ли освоится, – очень трудно.
В работе с холериком рекомендуется без нужды не задевать его самолюбия, избегать резкости, небрежности, не поручать однообразные, монотонные работы, быть точным. Так, если вы назначили деловую встречу с холериком на определенное время, а сами опоздали, то рискуете испортить все дело.
Главный лозунг менеджера применительно к холерику – «ни минуты покоя», так как холерик, не занятый работой, будет сам искать себе занятие. Он может заниматься интригами, подговаривать коллектив против руководителя и т. п.
Холерик эффективно работает на таком месте, где необходимы частые служебные командировки, встречи с новыми людьми. Подчиненный, имеющий холерический темперамент, будет выкладываться на работе, если перед ним ясные перспективы в карьерном росте и заработной плате. Он будет воодушевлен, если его работа поддерживается руководством и поощряется в коллективе.
Для выполнения задания холерик хорошо сработается с человеком сангвинического темперамента. Следует избегать объединений двух холериков, поскольку они начинают соперничать и конфликтовать между собой.
Сангвинический тип темперамента (сангвиник)
Сангвиник в большей мере, чем люди с другим типом темперамента, отвечает требованиям, предъявляемым к руководителю (менеджеру, коммерсанту, бизнесмену).
Сангвиник жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. К нему подходит выражение «как с гуся вода». Вот как писал о сангвиническом темпераменте философ И. Кант: «Это человек беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгновение придает большое значение, а через минуту уже перестает о ней думать».
Сангвиник в работе быстр и ловок, вынослив, утомление незаметно, обычно спокоен и бодр, энергичен. Горяч и очень продуктивен в работе, к которой относится с интересом. Способен выполнять ответственные работы и поручения, может делать одновременно несколько дел. Работает гораздо быстрее флегматика и меланхолика.
Хорошо владеет собой. Производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Часто предлагает какие-то идеи и добивается их осуществления. В трудных ситуациях становится более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувства юмора.
Больше склонен к решению тактических задач, что, однако, не исключает и способностей стратега.
Со временем достоинства сангвиника могут обернуться своей противоположностью. Оптимизм, жизнерадостность порой превращаются в зубоскальство и безудержную тягу к развлечениям. Стремление к лидерству грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом отношении людей. Но у сангвиника есть хорошее подспорье в борьбе с собственными недостатками – уравновешенность.
Отрицательные проявления сангвиника:
1) имеет привычку оставлять дела незаконченными, зачастую принимает необдуманные решения. У него отсутствует терпение, внимание неустойчиво, склонен «скользить по поверхности», обходить трудности;
2) если работа его не увлекает, он становится пассивным, вялым, скучным, сонливым;
3) часто обещает, но не держит своего слова, так как до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли он сдержать его;
4) достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но он плохой должник и всегда требует отсрочки;
5) при неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учебе, к труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.
К сангвинику необходимы строгость, требовательность, контроль качества его работы. Поэтому лозунгом менеджера применительно к сангвинику является «доверяй, но проверяй». Рекомендуется поручать работы, требующие большой активности, связанные с разнообразием условий, впечатлений, требующие широкого диапазона способностей. Лучше всего у сангвиника получается организаторская работа. Строгое замечание, повышенный тон часто оказывают на него дисциплинирующее воздействие.
Флегматический тип темперамента (флегматик)
Флегматик в работе отличается деловитостью, ровным настроением, вдумчивостью, проявляет основательность. В деловом общении – ровен, спокоен, в меру общителен, сдержан. Как писал философ И. Кант, «флегматик медленно разгорается, но горит ярко и долго, способен проявлять большую волю и выдержку, может многого достигать, не оскорбляя сущности других людей».
Настойчивый и упорный работник, предпочитает выполнять работы, требующие длительного напряжения сил, не склонен часто менять работу, не любит мелких поручений. Медлительность компенсируется прилежностью.
Спокоен, дисциплину нарушает редко. Вывести его из равновесия могут только очень сильные воздействия.
Невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчете. Говорит в основном по делу, не любит пустословия. Флегматика можно убедить только доводами. Неразговорчив, сводит беседу к выяснению главного. Никакая неудача не способна вывести его из себя. Для него это вполне рядовые жизненные неприятности.
Флегматику не чужда предприимчивость, однако предлагать новую идею склонен только после взвешивания всех «за» и «против». Прежде чем действовать, подумает о возможных помехах, о том, как их преодолеть. Он стратег и постоянно сверяет свои действия с перспективой. Умеет ждать.
Чувства и настроение обычно отличаются постоянством.
В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично.
Отрицательные проявления флегматика:
1) к новой обстановке приспосабливается медленно, нередко долго колеблется, принимая решение; испытывает затруднения там, где нужно быстро принимать решение. Но, в отличие от меланхолика, обходится без посторонней помощи;
2) склонен к пассивности, безразличию, замкнутости. Может быть вялым, инертным. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой;
3) наблюдается бедность эмоций, поэтому он трудно сходится с людьми, не склонен к товариществу и предпочитает одиночество.
Флегматик часто удивляет окружающих своей невозмутимостью, которая похожа на безразличие.
При правильном воспитании у него легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфически отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень.
Диапазон характера флегматика довольно широк. В зависимости от среды и воспитания из него может вырасти и большой лентяй, и целеустремленный борец.
Рекомендуется поручать работы, где требуется выдержка и хладнокровие, привлекать к аналитическим, учетным, контрольно-ревизионным работам. Если вы хотите получить хороший результат от работы флегматика, нельзя его торопить. У него свой индивидуальный темп работы, зато он обязательно доведет дело до конца. Надо помогать ему избавиться от одиночества.
В коллективе флегматики хорошо совместимы с другими работниками различных темпераментов. Подчиненный-флегматик не стремится к лидерству, он покладистый работник. Однако следует помнить, что флегматики способны на редкие, но мощные взрывы и даже бунты, если их покладистость и терпение несправедливо эксплуатируются. С подчиненными данного темперамента следует держать постоянный и активный контакт, вовлекая их в деятельность учреждения, заинтересовывать, поощрять их инициативу.
Меланхолический тип темперамента (меланхолик)
Меланхолик отзывчив, всегда готов прийти на помощь другу, постоянен в дружбе, верен чувству долга, настроен на сопереживание, глубоко впечатлителен. В привычной и спокойной обстановке работает продуктивно, чувствует себя уверенно. Отличный работник, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают.
Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.
В благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества меланхолика. Благодаря большой чувствительности нервной системы, острой восприимчивости меланхолики сильны в литературе и искусстве. Они часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью. Кроме того, преимущества этого темперамента проявляются в профессиях, требующих большого внимания в условиях принудительного ритма деятельности, – переводчик-синхронист, авиадиспетчер и т. п.
Отрицательные проявления меланхолика:
1) низкий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость;
2) нерешительность, склонность к робости, замкнутости. Трудно привыкает к новой обстановке, тяжело переживает трудности жизни. Он теряется, опускает руки, и в такие моменты ему очень нужны сочувствие и поддержка окружающих. Впрочем, у настоящего меланхолика потребность в этом почти постоянна;
3) может выдерживать лишь небольшое и кратковременное напряжение, как правило, болезненно реагирует на критические замечания. С большим трудом овладевает новыми знаниями, быстро их забывает;
4) меланхолики часто смущаются, в новой обстановке проявляют большую неловкость, тревожность. Легкая тормозимость меланхолика может быть причиной робости и неуверенности в своих силах. Он пассивен, обидчив. Голос тихий, речь замедленная.
Склонность к тревоге тоже имеет положительную сторону: меланхолик запаслив и предусмотрителен.
Меланхолик застенчивый, нерешительный, впечатлительный, склонный к робости, замкнутости, отчужденности, к уединению, ранимости. Накануне каких-либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну. Он не боец и предпочитает плыть по воле житейских волн. Если оказывается в трудных условиях, то ему нелегко справиться с новыми задачами. Меланхолик склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми.
То, что сметет с пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник, как правило, становится препятствием для меланхолика.
Меланхолику неплохо знать возможные опасности в связи с собственным темпераментом и уметь их избегать. Одна из главных – работа, противоречащая его характеру. Безусловно, обучение и воспитание сыграют свою роль, и человек будет успешно справляться с делом, но цена за несвойственное ему поведение может быть слишком высока.
Ему противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Но такой недостаток окупается важным преимуществом – большой чувствительностью нервной системы. Психологи дают следующий совет менеджеру в данной ситуации: «не навреди». Поэтому отношения к нему должны быть доброжелательные, полностью исключается резкость, замечания следует делать в мягкой форме, желательно наедине. Рекомендуется чаще ободрять, поддерживать их авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе. Меланхолику желательно поручать однообразные работы.
В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм.
Меланхолика довольно трудно расшевелить, зато потом ему плохо удается контролировать свои эмоции и поведение. Поэтому он больше других нуждается в навыках психологической защиты от перегрузок – не только физических, но и интеллектуальных, эмоциональных.
Они ранимы, но придают коллективу мягкость, отзывчивость, взаимопонимание, т. е. оказывают весомое влияние на психологический климат.
Кроме ранее перечисленных рекомендаций менеджеру, дадим советы представителя каждого типа темперамента о том, как можно себя совершенствовать:
• холерику – более критично подходить к своим действиям, желаниям, чтобы не задевать окружающих;
• сангвинику – результаты будут выше, если постараться действовать целеустремленно и доводить дела до конца;
• флегматику – стараться быть максимально активным;
• меланхолику – избегать самоанализа, не вспоминать обиды, выбрать активное, подвижное хобби, переключать внимание на окружающих, помогать другим в работе и в быту.
Следует помнить, что, обладая любым типом темперамента, можно развить в себе как положительные, так и отрицательные черты в поведении и эмоциональных реакциях.
Как следует из приведенной психологической характеристики, в типе темперамента закрепляется определенная совокупность свойств, общих для данной группы людей и закономерно связанных между собой. Степень проявления этих свойств у разных людей одного и того же типа различна. Но определенное соотношение остается постоянным подобно тому, как дробь сохраняет свое постоянство при уменьшении числителя и знаменателя в одно и то же число раз.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Какой темперамент у вашего ребенка? – МБОУ «Гимназия № 17»
Какой темперамент у вашего ребенка?
Все знают, что воспитание должно начинаться уже с пеленок. Но почему тогда уже в первые годы жизни некоторые родители начинают недоумевать: стройная система воспитания почему-то дает сбой. Какие-то вещи ребенок усваивает мигом, а что-то ну никак не приживается в его поведении. А все потому, что воспитание, увы, не всесильно. Есть одно свойство человека (причем, одно из самых важных и фундаментальных!), которое не подвластно нашему с вами воздействию. Неподвластно, потому, что оно – врожденное, формирующееся на уровне генов, центральной нервной системы. Вам же не придет в голову исправлять своему ребенку форму носа? То же самое касается и темперамента.
Темперамент – это врожденное и неизменное до конца жизни свойство нервной системы. Знать особенности темперамента вашего ребенка просто необходимо. Но не для того, чтобы с ними бороться, а для того, чтобы с ними считаться. Всего существует четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
Итак, рассмотрим эти типы подробнее, возможно, вы узнаете в одном из них своего ребенка.
Сангвиник
Это жизнелюб, которому надо, чтобы жизнь вокруг него кипела ключом. Малышу до всего есть дело, с ним легко и интересно. Он способен найти общий язык с кем угодно и легко адаптироваться в любой обстановке. В этом ему помогает такое замечательное качество, как компромисность и счастливое умение быстро забывать обиды. Это прирожденный оптимист, который всегда и во всем видит только хорошее, не обращая внимания на негативные стороны. Сангвиник очень легко включается в любую деятельность и так же легко переключается на что-то новое. Его движения уверенные, точные, легко сменяющие темп. Речь – выразительная, быстрая, богатая мимикой и жестами. Засыпает такой ребенок очень быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой и в хорошем настроении. Без слез и капризов, конечно, дело не обходится, как у любого нормального ребенка, однако они непродолжительны, и малыша легко отвлечь.
Флегматик
Такой ребенок производит впечатление не спешащего никуда копуши, спешки он просто не выносит. Среди других детей он выделяется спокойствием и неторопливыми, часто неуклюжими движениями. Зато его солидности и рассудительности позавидует любой взрослый человек. Чтобы такой ребенок не делал, он предпочитает уже привычные, проверенные способы и делает все обстоятельно, упорно преодолевая любые препятствия. Отвлечь его от намеченной цели крайне трудно, свои решения он не меняет и, если надо их отстоять, проявляет завидное упрямство. Ко всему новому он привыкает крайне трудно, но зато, его психика до невероятности устойчива к любым внешним раздражителям, вывести его из себя почти невозможно. Малыш – флегматик очень сдержан и поэтому многим кажется мало эмоциональным и толстокожим. Это не так, просто эмоции он редко проявляет, зато чувства его глубоки и постоянны. Друзей такой ребенок находит с трудом, но, если это произошло, проявляет в дружбе завидную преданность. Еще одно полезное качество флегматика – его миролюбие. Он абсолютно не конфликтен и не агрессивен, предпочитая уходить от борьбы и лишний раз не рисковать. Речь такого ребенка нетороплива, часто с большими паузами и невыразительна, без эмоциональных всплесков, без жестов и мимики. Все возрастные навыки у флегматика формируются дольше, чем у других детей, зато они очень устойчивы. Больше всего флегматик не любит любых перемен, отступлений от привычного ритма жизни.
Холерик
Это один из самых ярких темпераментов. Такой ребенок – это просто стихийное бедствие, смерч и тайфун в одном лице. Психологи таких детей называют еще гиперактивными. Он ни минуты не может посидеть спокойно и создается впечатление, что он одновременно существует в нескольких точках пространства. Он заводится с пол-оборота, его энергии хватит на десятерых флегматиков а фантазии по части шалостей просто неисчерпаемы. Он – борец, задира, часто агрессивен. Берется за любое дело, но далеко не всегда доводит его до конца, отвлекается на что-то более новое и интересное. Ему очень важно быть в центре внимания, почивать на лаврах, чтобы отовсюду на него сыпались похвалы. Движения такого ребенка порывисты и резки, речь быстрая, громкая, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Среди сверстников холерик обычно – лидер, командир. Он постоянно конфликтует в компании ровесников, однако жить без их окружения не может. Ждать и подавлять свои желания – не для него. Ему надо все сразу и мгновенно. Обычно такие дети легко приспосабливаются к новому коллективу, но очень скоро входят в конфликт с требованиями дисциплины. Никакие словесные наказания для холерика ничего не значат, зато любые попытки ограничить его свободу (поставить в угол, например) способны довести его до истерики.
Меланхолик
Его вполне можно сравнить с оранжерейной мимозой. Он очень раним к любым внешним воздействиям, попробуйте даже незначительно повысить на него голос – мгновенно появятся слезы. Очень часто такие дети – плаксы и трусишки. Особенно они боятся всего нового и незнакомого, особенно людей и обстановки. Застенчивость, робость и нерешительность – основная черта их характера. Очень часто меланхолик становится пессимистом, который неуверен в себе и зациклен на неудачах. Еще одна отличительная черта – крайняя обидчивость. Внимание свое такой ребенок концентрирует с трудом, отвлекаясь по мелочам. Любая деятельность для него – тяжелая работа, от которой он быстро устает. Обычно дети – меланхолики легко и быстро усваивают возрастные навыки, но они у них неустойчивы и зависят от обстоятельств. Движения такого малыша неуверенные, часто суетливые, речь очень тихая, но богатая интонациями, выразительная. Меланхолики труднее остальных адаптируются к новой обстановке. Но есть одна черта, которая притягивает к ним и детей и взрослых буквально всю жизнь – это их крайняя чувствительность. Они похожи на чуткую антенну, которая улавливает малейшие нюансы настроения, эмоций других людей. А это – верный залог того, что такой ребенок просто мастер коммуникации, он добр, отзывчив, он способен с малых лет буквально «отзеркалить» своего собеседника, вызвав тем самым его расположение. Мир меланхолика – это мир чувств, эмоций, во всех их оттенках, мир интуиции.
Но вряд ли вы найдете хоть один, из описанных типов в его «чистом» виде. Обычно бывает сочетание двух типов темперамента, один из которых преобладает. И не нужно специальных тестов, чтобы понять по поведению вашего ребенка, к какому типу он принадлежит. С наибольшей точностью это можно сделать после семи лет, когда спадают некоторые особенности младшего возраста, присущие всем детям без исключения.
Не стоит путать характер с темпераментом. Характер – это то, что мы приобретаем в течении жизни, а темперамент – врожденное свойство, изменить которое практически невозможно. Однако, формируя воспитанием характер ребенка, можно слегка подкорректировать некоторые свойства темперамента. Можно представить себе, что темперамент – это ваша фигура, а характер – одежда. Одеждой вполне можно скрыть, подправить некоторые особенности фигуры, которые вас не устраивают. Однако полностью изменить ее строение просто невозможно.
Если ваши с ребенком темпераменты совпадают, то считайте, что вам повезло. Если же нет – ни в коем случае не «ломайте» малыша, темперамент сломать невозможно, лучше попытайтесь подстроиться под него. Для этого необходимо, как минимум, знать все плюсы и минусы темперамента вашего ребенка и попытаться усилить плюсы и свести минусы хотя бы к нулю. Воспитывая, не пытайтесь превратить флегматика в холерика, а меланхолика – в сангвиника. Надо учиться не подавлять, а управлять любым из этих типов. Например, сангвиника учить терпению, упорству и усидчивости. Флегматика – инициативности, умению распределять свое время, свободно выражать свои эмоции (как радоваться, горевать сочувствовать и быть добрым), общаться со сверстниками. Холерика – умению иногда замедлять темп движения по жизни (для этого можно придумать для него различные «шлагбаумы» и непредвиденные остановки), обдумывать свои решения, гасить агрессивность. Меланхолика надо постоянно поддерживать, одобрять, быть с ним помягче, не требовать от него невозможного, учить преодолевать застенчивость и робость, помогать побороть страхи. И главное – не забывать, что каждый человек, пусть даже еще маленький – индивидуальность, с особенностями которой надо считаться.
Краткая классификация родителей
Вы когда-нибудь задумывались над тем, а какая вы, собственно, мама? Или какой мамой вы станете, когда у вас появится малыш? Конечно, самой любящей, самой заботливой, короче, самой-самой… Ошибки тоже бывают, но это не страшно, особенно, если ребенок – первый. Главное их вовремя исправить. Но всегда ли мы способны объективно оценить себя, как родителя?
И даже такие разные мамы все же имеют нечто общее, что позволяет говорить об их основных типах. Одну из таких типологий, наиболее универсальную, предложили психологи из Санкт-Петербурга. Итак, какие бывают мамы?
Первый тип – Тревожная мама. Ей всегда кажется, что ее ребенку что-то угрожает. Прежде всего, это касается его здоровья. У нее всегда наготове полная аптечка всевозможных лекарств. Ребенок чихнул? О, ужас! Диагноз ставится мгновенно: у него – грипп. Малыша на неделю сажают дома, даже если других признаков страшной болезни нет, и этот чих был единственным. Ребенок сегодня плохо спал и капризничал? Два вечера подряд Тревожная мама висит на телефоне, обзванивая всех своих знакомых в попытке найти хорошего невропатолога. У нее должен быть полный банк данных на врачей-специалистов на все случаи жизни. Причем доктор мгновенно теряет весь свой авторитет в глазах такой мамы, стоит ему только резонно заметить, что ребенок абсолютно здоров и мамаша зря волнуется. Ребенок у Тревожной мамы не может быть здоров по определению. Стоит ли говорить о том, насколько такой образ жизни портит кровь всем членам семьи? Ребенок буквально с пеленок впитывает мысль, что он – не такой, как все и то, что можно другим детям, для него смертельно опасно. Вариантов развития определенных черт характера здесь несколько: либо такой человек вырастает законченным эгоцентристом, уверенным, что весь мир крутится только вокруг его самочувствия, либо крайне неуверенным в себе человеком, свыкшимся с мыслью о своей ущербности, либо ипохондриком, воспринимающим любой сигнал своего организма, как предвестник смертельной болезни.
Следующий тип мамы – Тоскливый. Он чем-то напоминает предыдущий, Тревожный тип. Такая мама тоже вечно недовольна, напряжена, ждет от своего ребенка только чего-то плохого, опасного, грозящего нарушением ее спокойной жизни. Но если Тревожную маму обуревают лишь думы о здоровье и благополучии ребенка, то Тоскливая мама печалится только о своем загубленном будущем. И беспокойна и нервозна она оттого, что видит в малыше обузу, препятствие, невольно возникшее на пути ее личностного, карьерного и любого другого роста. Ее вводит в депрессию сама мысль об утраченных возможностях, о том, что она вынуждена подчинить свою жизнь только интересам ребенка. Ребенку, имеющему Тоскливую маму, несомненно, с самого рождения не повезло. Он очень не скоро поймет (но поймет обязательно), что именно постоянно вызывает мамино раздражение. Основная черта характера, формирующаяся у такого ребенка – постоянное болезненное желание доказать всем окружающим, себе самому и, самое главное – маме, что он хороший, достоин любви, уважения, похвалы, хотя бы просто внимания. Способы, которыми он будет этого добиваться, как вы понимаете, могут быть самые разные: от вполне достойных до социально неприемлемых.
Тип третий – Уверенная, Властная мама. Она твердо знает, что ей необходимо от ребенка и ни на сантиметр не желает отойти от того пути, который наметила для него задолго до его рождения. Он (не дай Бог) не вписывается в эти рамки? Ерунда! Властная мама годы положит на то, чтобы обрубить, изменить и трансформировать все «лишнее». Такая мама, словно удав поглощает неповторимость своего ребенка, его уникальность, его личность. Очень быстро маленький человек привыкает к тому, что мама за него действует, думает, принимает решения. Кто может вырасти, в итоге, у Властной мамы, читателю, надеюсь, понятно.
И, наконец – оптимальный вариант мамы – Спокойный, Уравновешенный тип. Это своеобразный эталон материнства. Она как часовой на боевом посту. Всегда все знает о своем ребенке и вовремя придет ему на помощь. Причем, так чутко и заботливо, с такой быстротой раскрутит весь клубок проблем ребенка, что близкие родственники даже не успеют догадаться о том, что этот клубок был. Самое важное, что ребенок растет в атмосфере мудрой доброты и адекватной благожелательности.
Но что это мы все о мамах да о мамах? А между тем, папа – персонаж в жизни ребенка столь же важный и необходимый, зачастую способный как-то повлиять, уравновесить, скомпенсировать тот или иной, негативный для ребенка тип мамы. К сожалению, типы пап не прописаны психологами столь подробно, как типы мам. И все же, на основании опыта психологического консультирования семейных проблем, можно выделить несколько типов пап, которые, увы, не способствуют душевному равновесию ребенка. Итак, какие папы способны негативно влиять на становление характера ребенка?
Тип первый – Ответственный. Это по-матерински заботливый папа, почему-то решивший, что со всеми функциями материнства он справится лучше. Но нельзя быть сразу и папой и мамой. Отсюда – срывы. В такие моменты мужчина становится несдержанным, вспыльчивым, злым. Опять же понятно, на ком вымещается зло. А все потому, что кто-то пытается сидеть сразу на двух стульях. Когда же все ладится, течет как по маслу, такой папа – самый добрый, самый заботливый и любящий. Ребенок у него не то, что на шее – на голове сидит, да еще и ножками болтает. В такие моменты ребенку позволяется и прощается все. Малыш, общаясь с таким типом папы, все время находится под прессом зависимости от его настроения. А настроение это напоминает резко континентальный климат или контрастный душ: то горячо, то очень холодно. И почти нет золотой середины. Такое и взрослого человека способно быстро довести до состояния невроза!
Тип второй – Авторитарный. При таком папе ребенок все время, как на экзамене. Его оценивают, причем почти всегда на «два». Что бы он ни делал – все не так, потому, что малыш «весь в мамочку пошел». Такой папа признает лишь жесткую муштру и правила без исключений, никогда не идет на компромиссы, чтобы облегчить участь ребенка. Даже в тех ситуациях, когда он сам не прав. Основная эмоция, которую ребенок способен испытывать к такому отцу – страх, который с годами сменится на чувство протеста или ненависть. И вот ведь что интересно: такой папа искренне удивится и обидится, если ему сказать, что любящие родители так себя не ведут. Он убежден, что все, что ни делается, делается исключительно из его большой любви к ребенку!
Тип третий – Подкаблучник. Это, скорее, не настоящий папа, а манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный лишь подпевать в хоре, где солирует его жена, вторящий ей, словно эхо, пляшущий под ее дудку, – словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему помочь или поддержать. Потому, что боится испортить отношения с женой (тещей, тестем).
Разумеется, типологии эти не полные и любой родитель, исходя из собственного, такого богатого и разнообразного опыта, вполне может дополнить их. Одно бесспорно – все мы, такие разные, такие любящие родители, все же совершаем вполне похожие ошибки. Но для своих малышей мы все равно самые – самые лучшие на свете папа и мама. И уже ради одного этого следует хотя бы время от времени выполнять «работу над ошибками», исходя не из собственных планов, интересов и амбиций, а исключительно из интересов вашего малыша.
6 способов контролировать свой темперамент
В сегодняшней статье мы обсудим 6 способов, с помощью которых мы можем контролировать свой темперамент и стать счастливее, живя в гармонии с семьей и друзьями.
Когда на нас ложится множество жизненных обязанностей, возникающий в результате стресс часто влияет на наше здоровье, а также на наши отношения. Часто мы можем избежать недоразумений и негативных последствий, если научимся понимать свой темперамент и управлять им. Мы можем избежать разногласий с членами семьи или друзьями, если научимся контролировать свое отношение и действия.
В сложных ситуациях мы можем спросить себя: как я могу контролировать свой темперамент и природный характер? Потратить время на то, чтобы понять и контролировать себя, особенно благоразумно, если в конфликте участвуют члены семьи, будь то супруг или ребенок.
Экологический стресс нередко начинает влиять на ваше здоровье и семейные отношения. Понимание того, как вы ведете себя и реагируете, может стать ключом к тому, как вы справляетесь со стрессом, а также как вы взаимодействуете со своей семьей. Книга Притчей говорит нам, что «Мудрость человека уступает терпению, и слава человеку не замечать проступка», Притчи 19. :11.
В сегодняшней статье мы обсудим 6 способов контролировать свой темперамент и стать счастливее, живя в гармонии с семьей и друзьями.
1. Узнайте свой темперамент
Хотите знать, как начать контролировать свой темперамент? Во-первых, познакомьтесь с ним. Различают четыре типа темперамента: сангвиник (оптимистичный, активный и социальный), холерик (вспыльчивый, раздражительный), меланхолик (аналитический, мудрый и тихий) и флегматик (расслабленный и миролюбивый). Проанализируйте, как вы обычно относитесь к своим эмоциям. Что вас раздражает и почему? Как вы реагируете? В гневном порыве? Вы держите его в себе? Ты дуешься? Понимание этого может помочь вам начать познавать себя.
«…хотя нам и больно знать себя такими, какие мы есть на самом деле, но мы должны молиться, чтобы Бог открыл нас самим себе, даже такими, какими Он нас видит…» 1 Выберите сообщения 312
2. Понаблюдайте за собой
Когда вы уже знаете свой темперамент, один из важных шагов — посмотреть, как он влияет на ваши отношения с другими людьми. Какие характеристики этого темперамента вредны для вас, а какие полезны? Вы все держите в себе? Возможно, это хорошо, потому что это означает, что вы не реагируете сразу словами или действиями, которые никогда не сможете вернуть назад. Это то, с чем вы можете работать. Однако это может быть не очень хорошо, потому что вы никогда не решаете проблемы. Это то, над чем нужно работать.
С помощью этой информации попытайтесь изменить то, что больше не работает в ваших отношениях.
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Не знаете ли вы самих себя, что Иисус Христос в вас…?» 2 Коринфянам 13:5
3. Когда вы более расслаблены, говорите о том, что вас беспокоит
Воспользуйтесь возможностью, когда все будет спокойнее и вы более расслаблены, чтобы поговорить с семьей или друзьями о том, что вас беспокоит . Озвучивайте то, что вас беспокоит, не нападая на них, просто демонстрируя свою точку зрения.
«Но делать добро и общаться не забывай: ибо такие жертвы благоугодны Богу.» Евреям 13:16
4. Контролируйте свои мысли
Это может показаться невозможным, но мы все можем выбирать, что думать. Мы часто позволяем негативным вещам занимать наши мысли и позволяем им увлечь нас. Обратите внимание на то, что вы думаете и как это влияет на вас. Не подпитывайте мысли, которые стимулируют поведение, которое вы хотите изменить. Хотели бы вы меньше критиковать людей? Каждый раз, когда вы ловите себя на том, что думаете о чем-то негативном о ком-то — о вашем начальнике, супруге, детях, пасторе, — останавливайтесь. Вместо этого найдите в них что-то положительное.
«Наконец, братья, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно ; если [есть] какая добродетель, и если [есть] какая хвала, подумайте об этом». Филиппийцам 4:8
«Каковы мысли в душе его, таков и он… » Притчи 23:7
5. Хорошее настроение всегда лучшее лекарство
Старайтесь сохранять добродушный взгляд на жизненные неудачи. Невозможно страдать от плохого настроения при добродушном взгляде на жизнь. Оптимизм может быть хорошим оружием в борьбе с трудностями повседневной жизни.
«Веселое сердце благотворно [как] врачевство, а унылый дух сушит кости». Притчи 17:22
6. Не стесняйтесь просить о помощи
Иногда, когда мы сталкиваемся с серьезными проблемами в жизни, мы думаем, что можем решить все сами. Очень важно знать, когда просить о помощи, и знать, что это правильно. Обратитесь за помощью к другу и/или специалисту. Наш Небесный Отец также всегда готов помочь Своим детям изменить их характер, чтобы он стал еще больше похож на Его. Никогда не стесняйтесь просить Его о помощи.
«Они помогали каждый своему ближнему, и [каждый] говорил своему брату: мужайся». Исаия 41:6
«…и будет, когда Он воззовет ко Мне, Я услышу, ибо Я милостив». Исход 22:27
Первоначально опубликовано здесь на португальском языке.
Знакомство с темпераментом — сеть Good2Know
Натали Хендрикс
Советы и инструменты
Натали Хендрикс
Советы и инструменты
Специалисты по раннему обучению проводят несколько часов в день с детьми, находящимися под их опекой, в течение которых у них есть возможность развить глубокие, содержательные отношения. Попутно педагоги узнают о симпатиях и антипатиях отдельных детей, а также о том, что ими движет. Связь может стать второй натурой для воспитателей, которые часто способны предвидеть предпочтения детей еще до того, как они будут озвучены.
Задумывались ли вы, почему одни дети легкомысленны, а у других постоянно бурная реакция? Почему один ребенок легко переходит к новому виду деятельности, а другой постоянно расстраивается из-за этого изменения?
То, как дети воспринимают окружающий мир и реагируют на него, называется темпераментом. Понимание темперамента каждого ребенка может помочь нам настроить классную среду так, чтобы наиболее эффективно поддерживать детей, находящихся под нашей опекой. Когда мы узнаем о темпераменте, мы выходим за рамки знания как ребенок отреагирует и начнет понимать почему .
Понимание темперамента
Согласно книге «От нуля до трех», темперамент — это «набор характеристик — эмоциональной интенсивности, сенсорной реактивности, уровня активности, приспособляемости, настойчивости — которые делают каждого из нас уникальным». Темперамент имеет биологическую основу, в зависимости от того, как мозг и нервная система каждого человека устроены уникальным образом. Темперамент – это не то, что возникает в результате детских переживаний, а присутствует с рождения.
Типы темперамента
Термины, используемые для описания типов темперамента, различаются в зависимости от организации и исследования. Обычно они делятся на четыре категории. Ниже приводится определение каждой категории, данное доктором Алисией Либерман в ее книге Эмоциональная жизнь малыша :
Высокая активность: Дети с высоким уровнем активности имеют много энергии и нуждаются в время бегать и разминать ноги в течение дня.
Медленное разогревание: Часто мы описываем этих детей как «застенчивых». Детям, которые медленно согреваются, может потребоваться несколько раз встретиться с новым человеком или оказаться в новой среде, прежде чем они почувствуют себя комфортно.
Легко: Это ребенок со слабой реакцией на перемены или новых людей и довольно спокойный. У этого ребенка нет бурных реакций, и его нелегко расстроить.
Интенсивный: Интенсивный ребенок имеет сильные эмоции и легко расстраивается. Дети с вспыльчивым темпераментом очень чувствительны, быстро реагируют, и их трудно успокоить.
Рассматривая типы темперамента, полезно помнить о двух конкретных аспектах темперамента. Во-первых, не все дети четко попадают в каждую из этих категорий. Каждый ребенок уникален, и у некоторых могут проявляться признаки более чем одного темперамента. Во-вторых, нет темперамента лучше или хуже других, поскольку все дети уникальны. Хотя с некоторыми темпераментами нам может быть легче работать, чем с другими, важно, чтобы мы ценили каждого отдельного ребенка таким, какой он есть.
Вопросы для рассмотрения
Прочитав приведенный выше список темпераментов, вы, вероятно, вспомнили о конкретных детях. Может быть полезно подумать об этих детях, а также подумать о своей реакции на каждый из этих темпераментов. Следующие вопросы могут помочь вам в размышлениях:
С каким темпераментом вам труднее всего справляться? Как вы реагируете, работая с ребенком, чей темперамент бросает вам вызов?
Какие методы вы можете использовать, чтобы сохранять спокойствие, когда вы поддерживаете ребенка с трудным темпераментом?
Есть ли какие-либо изменения, которые вы могли бы внести в свой распорядок дня, чтобы поддержать детей…
с высоким уровнем активности?
кто медленно разогревается?
у кого интенсивная реакция?
Дополнительная информация и дополнительная литература
Если вы хотите больше узнать о темпераменте и о том, как поддерживать детей, вам могут быть полезны следующие ресурсы:
Терпимость к фрустрации От нуля до трех: Работаете ли вы с детьми, которые являются легко разочаровываются, или кто склонен расстраиваться, когда что-то идет не так, как надо? В этой статье рассказывается о стратегиях поддержки таких детей, в том числе о том, как помочь детям научиться ждать и справляться с разочарованием.