Какие эмоции можно отнести к разрушительным: Что такое беспокоящие эмоции? — Study Buddhism

Что такое беспокоящие эмоции? — Study Buddhism

Когда гнев, привязанность, эгоизм и жадность беспокоят наш ум, наши энергии также выходят из равновесия. Мы чувствуем себя напряжённо, наш ум неспокоен, мысли становятся неуправляемыми. Мы говорим и делаем то, о чём впоследствии жалеем. Если мы замечаем, что наш ум или энергии неожиданно становятся беспокойными, можно быть уверенными, что это вызвано той или иной беспокоящей эмоцией. Наша задача – заметить это как можно скорее и вызвать какое-либо противодействующее состояние ума, например любовь и сострадание, чтобы избежать проблем, которые мы сами создадим, если поддадимся проблематичной эмоции и сделаем что-либо под её влиянием.

Содержание

  • Что такое беспокоящая эмоция?
  • Беспокоящие эмоции могут сопровождать и созидательные состояния ума
  • Как определить, что мы находимся под влиянием беспокоящей эмоции или состояния ума
  • Небеспокоящие эмоции
  • Неосознавание как глубинная причина беспокоящих эмоций

Другие языки

  • العربية
  • বাংলা
  • བོད་ཡིག་
  • Deutsch
  • English
  • Español
  • فارسی
  • Français
  • עִבְרִית‎
  • हिन्दी
  • Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • ខ្មែរ
  • 한국어
  • ລາວ
  • Монгол
  • मराठी
  • မြန်မာဘာသာ
  • پنجابی
  • Polski
  • Português
  • සිංහල
  • தமிழ்
  • ไทย
  • Türkçe
  • اُردو
  • Tiếng Việt
  • 简体中文
  • 繁體中文

Что такое беспокоящая эмоция?

Беспокоящую эмоцию определяют как состояние ума, из-за которого мы теряем спокойствие и самообладание.

Это беспокоящая эмоция, потому что мы лишаемся спокойствия: она нарушает покой ума. Утратив покой ума, мы тревожимся, поэтому наше мышление и чувства становятся менее ясными. Из-за недостатка ясности мы утрачиваем способность к распознаванию, которая необходима для самообладания. Нам нужно уметь распознавать, что полезно, а что вредно, что уместно и неуместно в конкретных ситуациях.

Беспокоящие эмоции могут сопровождать и созидательные состояния ума

К беспокоящим эмоциям относятся, например, привязанность и страстное желание, гнев, ревность и зависть, гордыня, высокомерие и так далее. В ряде случаев эти эмоции вынуждают нас действовать разрушительно, но не всегда. Из-за привязанности и страстного желания мы можем совершить разрушительный поступок, например украсть. Но также мы можем помогать любимому человеку из страсти и привязанности к отношениям, чтобы заслужить его или её любовь. Помогать другим – не разрушительно, а созидательно, но в данном случае за этим стоит беспокоящая эмоция: «Я хочу быть любимым, пожалуйста, люби меня в ответ».

Рассмотрим также гнев: он может подталкивать нас к разрушительным действиям, например причинить другим боль или даже убить. Значит, это разрушительное поведение. Но, допустим, что мы разгневаны на несправедливость той или иной системы либо ситуации, и сильный гнев мотивирует нас попытаться исправить эту несправедливость. Мы необязательно поступаем жестоко. Смысл в том, что даже созидательное, положительное действие в данном случае совершается в силу беспокоящей эмоции. Мы не спокойны, и поэтому, когда совершаем это положительное действие, наш ум и чувства не очень ясны, а эмоциональное состояние неустойчиво.

В наших примерах со страстным желанием и гневом мы хотим, чтобы другой человек нас любил или чтобы прекратилась несправедливость. Это не очень стабильные состояния ума и эмоций. И поскольку нашему уму и чувствам не хватает ясности, мы не в состоянии хорошо обдумать, как нам поступать и как претворить своё намерение в жизнь. Поэтому у нас нет самообладания. Например, мы можем попытаться помочь человеку что-нибудь сделать, хотя на самом деле было бы лучше позволить ему сделать это самостоятельно. Например, если мы хотим помогать своей взрослой дочери готовить, убираться в доме или заботиться о детях, это может стать вмешательством в её жизнь. Возможно, нашей дочери не понравится, если мы будем говорить ей, как готовить еду или воспитывать детей. Но мы навязываем свою помощь, потому что хотим быть любимыми и полезными. Мы совершаем созидательные действия, но при этом у нас нет самообладания, которое подсказало бы нам: «Лучше промолчать, не высказывать своё мнение и не навязывать свою помощь».

Даже когда в той или иной ситуации наша помощь уместна, ожидая что-либо в ответ, мы не будем расслаблены. Мы хотим, чтобы нас любили, ценили, чтобы в нас нуждались.

Если наш ум обусловлен подобным страстным желанием, мы сильно расстроимся, когда наша дочь не проявит тех чувств, которые мы ожидали.

Механизм беспокоящих эмоций, вынуждающий нас терять покой ума и самообладание, проявляется ещё более явно, когда мы боремся с несправедливостью. Если эта ситуация сильно нас раздражает, мы по-настоящему расстраиваемся. Пытаясь что-либо сделать в таком состоянии, мы, как правило, не обдумываем свой поступок достаточно ясно. Пытаясь изменить ситуацию, зачастую мы совершаем не самые эффективные действия.

Вкратце, независимо от того, разрушительны или созидательны наши действия, если они мотивированы беспокоящей эмоцией и сопровождаются ей, наше поведение станет источником проблем. Хотя мы не можем точно предсказать, создаст ли оно проблемы другим людям, в первую очередь такое поведение принесёт трудности нам самим. Неприятности необязательно возникают немедленно. Это проблемы долгосрочного характера: действуя под влиянием беспокоящих эмоций, мы создаём привычку повторять это снова и снова.

Таким образом, наше компульсивное поведение (прим. пер.: поведение, основанное на навязчивых побуждениях), за которым стоят беспокоящие эмоции, создаёт различные проблематичные модели поведения в долгосрочной перспективе. Наш ум всегда беспокоен.

Очевидный пример – мы хотим быть полезными и делать что-нибудь хорошее для других, чтобы чувствовать, что нас любят и ценят. За этим стоит неуверенность. Однако снова и снова совершая действия, руководствуясь такой мотивацией, мы не получаем удовлетворения. Мы никогда не чувствуем: «Хорошо, теперь меня любят. Достаточно, больше не нужно». Это ощущение никогда не возникает. Таким образом, наше поведение только усиливает привычку к навязчивому чувству: «Я должен чувствовать себя любимым, важным, ценным». Надеясь на любовь, мы отдаём всё больше и больше, но всегда чувствуем разочарование. Даже если нас благодарят, мы думаем: «Они говорят это неискренне». Наш ум неспокоен и всё становится только хуже, поскольку мы снова и снова повторяем эту модель поведения.

Это называется «сансара» – неуправляемый круговорот проблематичных ситуаций.

Когда беспокоящая эмоция подталкивает нас к отрицательным, разрушительным действиям, узнать эту модель поведения нетрудно. Например, мы всегда раздражены и поэтому гневаемся по самым незначительным поводам. Из-за этого, общаясь с другими, мы всегда говорим грубости. Очевидно, что мы не будем нравиться другим и люди не захотят проводить с нами время; это создаст проблемы в наших отношениях. В подобных ситуациях довольно просто разобраться, что происходит. Если же беспокоящая эмоция стоит за положительным поведением, понять это сложнее. Однако в обоих случаях нам необходимо её распознавать.

Как определить, что мы находимся под влиянием беспокоящей эмоции или состояния ума

Таким образом, следующий вопрос – как понять, что нашим действием руководит беспокоящая эмоция или состояние? Это может быть не только эмоция, но и отношение к жизни или к себе.

Для этого важно самонаблюдение, когда мы замечаем, что происходит в нашем внутреннем мире. При этом очень полезно знать определение беспокоящей эмоции или состояния ума: это то, что лишает нас покоя ума и самообладания.

Если, собираясь что-нибудь сказать или сделать, мы немного нервничаем и не расслаблены, это свидетельствует о присутствии беспокоящей эмоции.

Часто мы её не осознаём, но она нас беспокоит.

Например, если мы, объясняя что-нибудь другому человеку, замечаем небольшое неудобство в области живота, это ясно указывает на нашу гордыню. Мы чувствуем: «Я столь умён, я это понимаю и помогу тебе понять». Возможно, мы искренне хотим своим объяснением помочь другому человеку, но чувство небольшого дискомфорта в животе говорит о присутствии гордыни. Обычно это происходит, когда мы говорим о своих достижениях или достоинствах. При этом мы очень часто ощущаем некоторое беспокойство.

Давайте также рассмотрим случай беспокоящего состояния ума, например: «Все должны обращать на меня внимание» – что довольно распространено. Нам не нравится, когда нас игнорируют (и никому это не нравится), и мы чувствуем: «Люди должны обращать на меня внимание и слушать, что я говорю». Это тоже может сопровождаться нервозностью, особенно если люди действительно не обращают на нас внимания. Но почему они должны это делать? Если поразмышлять об этом, мы не найдём веской причины.

Санскритское слово клеша (тиб. nyon-mong) – очень непростой термин, который я перевожу как «беспокоящая эмоция» или «беспокоящее состояние ума». Этот термин сложный потому, что некоторые клеши не получается отнести ни к категории беспокоящей эмоции, ни к беспокоящим состояниям ума, например наивность. Мы можем быть очень наивны в отношении того, как повлияет наше поведение на нас или других. Или мы можем быть наивны относительно той или иной ситуации: того, что на самом деле в ней происходит. Предположим, мы по своей наивности не понимаем, что другой человек болеет или расстроен. В таких случаях мы определённо проявляем наивность, не понимая, какими будут последствия наших слов: другой человек может почувствовать сильное раздражение, несмотря на наши добрые намерения.

Подобное беспокоящее состояние ума, назовём его так, необязательно рождает чувство внутреннего дискомфорта. Но, как мы видели, если ум теряет спокойствие, он перестаёт быть ясным. Если мы наивны, наш ум тоже лишается ясности и мы оказываемся в собственном маленьком мире. Мы теряем самообладание в том смысле, что, находясь в собственном мире, не различаем, что в данной ситуации полезно и уместно, а что – нет. Из-за недостатка распознавания мы не способны действовать правильно и чутко. Другими словами, мы лишены самоконтроля, который позволил бы нам поступать правильно и воздерживаться от неуместных действий. Поэтому наивность соответствует определению беспокоящего состояния ума, пусть даже её трудно назвать эмоцией или состоянием. Как я уже говорил, очень трудно найти действительно хороший перевод для термина клеша.

Небеспокоящие эмоции

Ни в санскрите, ни в тибетском нет слова «эмоция». В этих языках говорится о различных умственных факторах, из которых состоит каждый момент нашего потока ума. Умственные факторы подразделяются на беспокоящие и «небеспокоящие», а также на созидательные и разрушительные. Причём эмоции, которые включает в себя каждая из этих пар, не полностью совпадают друг с другом. Кроме того, некоторые умственные факторы не относятся ни к одной из этих категорий. Таким образом, то, что мы называем на Западе эмоциями, разделяется на беспокоящие и небеспокоящие эмоции. В буддизме мы вовсе не стремимся избавиться от всех эмоций – только от беспокоящих. Здесь два этапа: на первом мы добиваемся того, чтобы беспокоящие эмоции перестали нами управлять, а на втором – того, чтобы они вообще не появлялись.

Какие эмоции относятся к небеспокоящим? Можно предположить, что это любовь, сострадание, терпение. Однако если проанализировать эти слова в наших европейских языках, мы увидим, что у каждой из этих эмоций есть беспокоящая и небеспокоящая разновидность. Поэтому важно быть внимательными. Если под любовью мы понимаем чувство: «Я так сильно тебя люблю, я нуждаюсь в тебе, никогда не оставляй меня!» – такая любовь на самом деле является довольно беспокоящим состоянием ума. Ведь если другой человек не отвечает на наше чувство или не нуждается в нас, мы сильно расстраиваемся, злимся и внезапно наша эмоция меняется: «Я больше тебя не люблю».

Таким образом, если проанализировать то или иное состояние ума, возможно, мы назовём его эмоцией, например «любовью», но на самом деле оно состоит из множества умственных факторов. Мы не испытываем одну эмоцию, саму по себе. Все эмоциональные состояния включают множество составляющих. Любовь, при которой мы чувствуем: «Я люблю тебя и не могу без тебя жить» – это, очевидно, разновидность зависимости, и она довольно беспокоящая. Но есть и небеспокоящая разновидность любви – желание, чтобы другой человек был счастлив и обладал причинами счастья, независимо от того, что он делает. Мы ничего не ожидаем взамен.

Например, любовь к своим детям может быть небеспокоящей: нам ничего не нужно от них взамен. Это не всегда так, но обычно мы любим своего ребёнка, что бы он ни делал. Мы хотим, чтобы он был счастлив. Но, опять же, часто к этому примешивается другое беспокоящее состояние ума, когда мы хотим сами сделать наших детей счастливыми. Мы чувствуем себя очень плохо, если пытаемся порадовать своих детей, например берём их в кукольный театр, а им это не нравится: они бы предпочли поиграть на компьютере. Мы расстраиваемся, потому что хотели стать причиной счастья наших детей, а ей стала компьютерная игра. Тем не менее, мы называем это чувство любовью: «Я хочу, чтобы ты был счастлив и постараюсь сделать тебя счастливым, но я хочу быть самым важным человеком в твоей жизни».

Основной смысл этого подробного объяснения в том, что нам нужно очень внимательно наблюдать за своими эмоциональными состояниями, не останавливаясь на уровне слов, которыми мы называем различные эмоции. Нужно исследовать, какие аспекты наших состояний ума нас тревожат, лишают умственного спокойствия, ясности, самообладания. Вот над чем нужно работать.

Неосознавание как глубинная причина беспокоящих эмоций

Если мы хотим избавиться от этих беспокоящих состояний ума или эмоций, нужно добраться до их причины. Устранив эту глубинную причину, мы избавимся и от них самих. Нам нужно не просто очиститься от беспокоящих эмоций, которые приводят к проблемам, а обнаружить корень этих эмоций и избавиться от него.

Итак, в чём глубочайшая причина беспокоящих состояний ума? Исследование покажет, что это неведение, как часто переводят этот термин, хотя я предпочитаю «неосознавание». Мы кое-что не осознаём, просто не знаем. «Неведение» звучит так, как будто мы глупые, но смысл не в этом. Мы просто не знаем или заблуждаемся, то есть понимаем что-то неправильно.

По поводу чего мы заблуждаемся, чего мы не осознаём? В целом, речь идёт о последствиях нашего поведения и о том, что происходит на самом деле. Мы гневаемся, привязываемся, расстраиваемся, и совершаем из-за этого компульсивные поступки, обусловленные нашими предыдущими привычками и склонностями. Это и есть карма – компульсивность (навязчивое побуждение) совершать действия на основе беспокоящих эмоций или состояний ума, теряя самообладание. За компульсивным поведением стоит неосознавание: мы не знали, какими будут последствия наших действий или слов. Или мы заблуждались: думали, что воровство принесёт нам счастье, но это оказалось не так, либо надеялись, что, помогая, почувствуем себя нужными и любимыми, но этого не произошло. Мы не понимали, что произойдёт в результате наших действий: «Я не знал, что мои слова тебя заденут». Или заблуждались: «Я думал, что это поможет, но это не помогло», «Я думал, это сделает меня счастливым, но получилось иначе», или мы полагали, что это сделает счастливыми других. То же самое относится и к пониманию ситуаций в целом: «Я не знал, что ты занят», «Я не знал, что ты замужем». Или заблуждение: «Я думал, что у тебя много времени, но оказалось, что это не так». «Я думал, что ты одинока и ни с кем не встречаешься, поэтому попробовал начать романтические отношения», но оказалось, что это неуместно. Опять же, мы не осознаём ситуации: мы или не знаем, или заблуждаемся, то есть понимаем ситуацию неверно.

Корень наших компульсивных действий именно в неосознавании. Однако не столь очевидно, что это также корень беспокоящих эмоций и что беспокоящие эмоции очень тесно связаны с компульсивным поведением. Поэтому нам необходимо обращать на это более пристальное внимание.

Видео: Джецунма Тензин Палмо — «Важность осознанности»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Причины наркомании и основные проблемы

Получить бесплатную консультацию здесь

Наркозависимость – это неконтролируемое, болезненное пристрастие к наркотику, способному изменять восприятие человеком реальности или вызывать ощущения эйфории. Зависимость разрушает психику и здоровье наркомана, зачастую приводя к серьезнейшим последствиям.

Наркомания – это острая социальная и медицинская проблема нашего общества. Наркотический рынок ежегодно пополняется новыми психоактивными средствами, обладающими еще более разрушительным потенциалом, сравнительно с наркотиками старого поколения. Наркозависимость чаще всего, по статистике, развивается у молодежи, что губительно сказывается на всем обществе. Жизнь молодых людей сосредотачивается на поиске очередной дозы наркотического вещества, и они утрачивают интерес ко всему остальному.

Наркомания в обществе провоцирует и возникновение таких проблем, как ухудшение криминальной ситуации, развитие и распространение опасных инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатита, сифилиса), повышение уровня смертности среди молодежи. Смертельное пристрастие, имеющее масштаб настоящего социального бедствия, уносит каждый год миллионы жизней по всему миру.
Проблемы наркомании осложняются и тем, что болезнь может быть вызвана целым комплексом разных причин и факторов, поэтому выработать действенные меры борьбы с наркозависимостью и устранить ее основополагающие причины в масштабе всего общества не так-то просто.

Причины наркомании

Специалисты условно разделяют все выявленные причины распространения наркомании на 3 группы:

• физиологические факторы;
• социальные причины;
• психологические проблемы наркомании.

В то же время практически ни в одном случае развития наркозависимости нельзя говорить об исключительном воздействии какого-то одного фактора. Как правило, пагубное пристрастие у каждого человека возникает в результате воздействия целого ряда взаимосвязанных причин.

Физиологические факторы

Физиологические причины наркомании включают генетически обусловленную специфику обмена в организме человека, а также уровень специфических клеток (нейромедиаторов) в его головном мозге.

Научно доказано, что процессы биохимического обмена в ЦНС и головном мозге непосредственно влияют на эмоциональное состояние и настроение человека. Так, недостаток или излишнее число нейромедиаторов провоцируют эмоциональный дисбаланс. Человек ощущает внутреннюю неудовлетворенность, беспокойство, неуверенность, необоснованную тревогу и страх, ему недостаточно положительных эмоций.

Пытаясь освободиться от этого эмоционального дискомфорта и обрести желаемое спокойствие, человек приобщается к наркотическим веществам. Он ищет в наркотиках возможность испытать эйфорию, вдохновение и умиротворение. На начальной стадии наркозависимости наркотик действительно помогает почти мгновенно устранить эмоциональный дисбаланс, снять напряжение и получить желаемые ощущения. Однако при развитии зависимости эти эффекты постепенно снижаются, а наркоман уже не может преодолеть свою болезненную тягу и отказаться от очередной дозы опасного вещества.

Психологические факторы

Основные психологические причины наркомании связаны с недостаточной осознанностью человека, незрелостью и неспособностью реализовывать свои внутренние устремления и желания каким-то другим, помимо употребления наркотиков, способом. Психологический фактор, способствующий в будущем появлению зависимостей, может возникнуть на разных стадиях развития личности. Но большинство психологов уверено, что основа психологических причин наркозависимости закладывается еще в детстве. Так, чрезмерная опека ребенка, незамедлительное удовлетворение всех его желаний, так же как и постоянное ограничение его свободы, невозможность реализации собственного «Я» являются причинами неподготовленности человека к взрослой жизни и незрелости его личностных качеств.

Проблемы связаны и с противоположными перекосами воспитания, когда ребенок постоянно ощущает, что он не оправдывает ожидания родителей и не достоин родительской любви. Завышенные требования взрослых оборачиваются эмоциональным отвержением, и повзрослевший человек ищет положительные эмоции в наркотических веществах.

Следующая проблема психологического характера, нередко провоцирующая зависимость, — семейное насилие, нарушающее эмоциональный баланс личности. К тому же развитие наркомании может быть обусловлено безнадзорностью ребенка, отсутствием у него элементарных знаний о вреде наркотических веществ и полным отсутствием контроля со стороны родителей.

Первое употребление наркотика часто связано с любопытством, желанием попробовать что-то новое и необычное, поэтому наркоманией нередко страдают и подростки из вполне благополучных семей. Среди психологических причин наркозависимости также можно назвать потребность во вдохновении извне (творческом и интеллектуальном), желание выйти за рамки обыденности или выразить протест против социальных правил и норм.

Незрелая психика, отсутствие четко сформированных ценностей и юношеский максимализм зачастую способствуют приобщению к наркотикам. А иногда причиной наркомании, точнее, первых попыток употребления наркотиков становятся и совсем простые факторы — обычная скука, желание получить одобрение в компании сверстников, неуверенность в себе, подражание товарищам.

Социальные факторы

Психологические причины зависимости зачастую неразрывно связаны с социальными факторами, также способствующими развитию наркомании у конкретного человека. Среди социальных причин наркозависимости можно назвать недостаточную пропаганду в обществе здорового образа жизни, отсутствие у подростков достаточных знаний о разрушительном воздействии наркотиков. К социальным причинам можно также отнести общераспространенный кризис ценностей, отсутствие занятий с детьми, направленных на реализацию их активности более здоровым способом, а также регулярную скрытую пропаганду аморального поведения (в СМИ, фильмах, художественной литературе).
Какими бы ни были изначальные причины развития наркозависимости, человеку, употребляющему наркотики, требуется срочная помощь. Чем раньше наркоман пройдет курс реабилитации, тем проще ему будет преодолеть опасную зависимость. К тому же на ранних стадиях приобщения к наркотическим веществам разрушительные последствия для психики и здоровья человека гораздо меньше, чем при тяжелом, запущенном развитии заболевания. Поэтому если вы заметили у своего близкого симптомы употребления наркотиков, обязательно обращайтесь за помощью к специалистам.

Решение проблемы наркомании

Решение проблем наркомании, как в случае отдельного пациента, так и общества в целом обязательно должно включать устранение психологических и социальных причин возникновения наркозависимости.

В настоящее время число самодостаточных, полноценно развитых молодых людей постоянно уменьшается, поэтому и фиксируется рост развития наркотической зависимости в целом. Незрелые личности не могут самостоятельно найти решение своих проблем и ищут утешение в алкоголе и наркотиках. Поэтому для снижения наркомании, особенно подростковой и молодежной, в масштабе всего общества необходимо предпринимать шаги, направленные на пропаганду здорового образа жизни и повышение осознанности, личностного развития детей и подростков.

При лечении наркозависимости в каждом конкретном случае также необходимо проводить психологическую работу с пациентом, направленную не только на борьбу с опасной привычкой, но и на личностное развитие человека.

Специалисты реабилитационного центра «Формула Жизни» окажут профессиональную наркологическую помощь и помогут избавиться от пагубной зависимости. Программа центра включает не только медикаментозную помощь наркоманам, но и психологическую работу с пациентами. Опытные специалисты центра в ходе лечения работают, в том числе, и над устранением причин, вызвавших наркозависимость в каждой конкретной ситуации. Благодаря этому программа реабилитации, применяемая в центре «Формула жизни», имеет высокую эффективность. Грамотная психологическая помощь пациентам помогает избежать возможных срывов после окончания лечебного курса и способствует достижению длительной ремиссии у наркоманов.

Деструктивные эмоции — Пабы Шамбалы

Следующая статья взята из летнего выпуска Информационного бюллетеня Снежного Льва за 2000 год и предназначена только для исторической справки. Вы можете увидеть это в контексте оригинального информационного бюллетеня здесь.

Конференция «Разум и жизнь» 2000

BY V EN . T HUBTEN C HODRON

Его Высочество Далай-лама, Туптен Джинпа и Ричард Дэвидсон на недавней конференции «Разум и жизнь». Для получения дополнительной информации об этом изображении см. здесь.

Начиная с середины 1980-х годов, Институт Разума и Жизни собирал вместе с Его Святейшеством Далай-ламой ученых из различных областей знаний на серию конференций. Для каждого выбирается тема, и от пяти до семи ученых в этой области выбираются для выступления перед Его Святейшеством. Эти презентации проводятся каждый день на утренней сессии, а оживленные дискуссии между этими ключевыми участниками, сидящими в кругу, занимают дневную сессию. Помимо ученых присутствуют два тибетско-английских переводчика. Группа наблюдателей численностью от двадцати до сорока человек сидит на периферии. Атмосфера неформальная и интимная. Темы предыдущих конференций варьировались от физики и астрономии до сна и сновидений и отношений между разумом и мозгом.

Восьмая конференция «Разум и жизнь», проходившая в Дхарамсале 20–24 марта 2000 г., была посвящена теме деструктивных эмоций. Хотя невозможно резюмировать сложные процессы таким образом, чтобы это удовлетворило всех, я упомяну несколько основных моментов, а также рассмотрю некоторые моменты, которые показались мне наиболее интересными.

Доктор Оуэн Фланаган, профессор философии Университета Дьюка, рассказал о роли эмоций и добродетели в создании хорошей жизни. На Западе существует несколько подходов к этой теме. Религиозная моральная философия говорит о разрушительном характере некоторых эмоций и улучшении человеческих качеств посредством религиозной практики, в то время как светская моральная философия обсуждает эту тему с точки зрения демократии и разума. Наука считает, что эмоции имеют физиологическую основу, и это поднимает дополнительные вопросы относительно человеческой природы и возможности усмирения деструктивных эмоций. На Западе эмоции важны для определения морали, а мораль необходима для функционирования общества. Таким образом, работа с эмоциями считается важной для социального взаимодействия, а не для того, чтобы иметь добрую душу или быть хорошим человеком. Это заставляет Запад сосредотачиваться на самооценке и самореализации как на положительных эмоциях, а не на гармоничной внутренней эмоциональной жизни.

Мы находим три основных ответа на вопрос, какие мы на самом деле похожи в глубине души? Рациональные эгоисты говорят, что мы заботимся о своем собственном благе и знаем, что только любезничая с другими, мы получим то, что хотим. Во-вторых, мы сначала эгоистичны и заботимся о себе, а затем проявляем сострадание, делясь любыми дополнительными ресурсами с другими. В-третьих, мы в основном сострадательны, но если ресурсов не хватает, мы становимся эгоистичными. Его Святейшество считает, что люди по своей природе мягки и сострадательны, а из-за эгоизма и невежества люди чувствуют и действуют противоположным образом. Тем не менее, мы не можем сказать, что обычная человеческая природа состоит в том, чтобы лелеять других.

Западная культура считает любовь и сострадание ориентированными на других. Его Святейшество пояснил, что в буддизме они ощущаются и по отношению к себе. Желание себе быть счастливыми и свободными от страданий не обязательно эгоистично. Наличие этих чувств в здоровой форме необходимо для практики пути, и они включены в любовь и сострадание, которые мы развиваем на пути.

Доп. Маттье Рикар, ученый и буддийский монах, дал превосходный обзор буддийского подхода к уму, говоря о чистой светоносной природе ума, искажениях разрушительных эмоций и возможности их устранения.

Его Святейшество упомянул два типа эмоций. Первые, импульсивные, деструктивные эмоции, основаны на заблуждениях и поэтому не могут безгранично культивироваться. Вторые, реалистические, такие как сострадание и разочарование в сансаре, могут усиливаться безгранично. Первые основаны на нелогичных причинах, которые можно опровергнуть, в то время как вторые основаны на достоверных наблюдениях и рассуждениях. Мы должны использовать обоснованные рассуждения для развития ментальных состояний, противостоящих деструктивным эмоциям. Например, любовь, как противоядие от гнева, следует взращивать посредством рассуждений. Оно не возникнет просто благодаря молитве Будде. Он также предложил ученым провести неврологические исследования, чтобы определить, связаны ли эти два типа эмоций с определенной деятельностью мозга.

Доктор Пол Экман, профессор психологии Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Франциско, рассказал об эволюции человеческих эмоций. Раньше считалось, что эмоции, как язык и ценности, отличаются от одной культуры к другой. Однако Дарвин видел их общими для всех людей и существующими также и у животных. Исследование Экмана показало, что в разных культурах люди идентифицировали определенные выражения лица как указывающие на одни и те же эмоции. Кроме того, одни и те же физиологические изменения происходили у представителей всех культур, когда они испытывали определенные эмоции. Например, когда человек напуган или зол, у всех увеличивается частота сердечных сокращений.

Эмоции возникают быстро. Мы чувствуем, что эмоции случаются с нами, а не мы их выбираем. Мы не являемся свидетелями процесса, ведущего к ним, и часто осознаем их только после того, как они станут сильными. Здесь Его Святейшество привел пример определения вялости и возбуждения в медитации. Сначала мы не можем их быстро идентифицировать, но с развитием бдительности мы можем обнаружить их еще до того, как они возникнут.

Экман провел различие между мыслями, которые являются личными, и эмоциями, которые не являются личными. Например, если кто-то боится ареста, мы знаем его эмоцию, но мы не знаем мысль, которая ее вызывает, т. е. боится ли он, потому что его поймали, или потому, что он невиновен? Мысли и эмоции разные. Его Святейшество ответил, что в буддизме слово намтог (предвзятое мнение или суеверие) охватывает и то, и другое. Кроме того, оба являются концептуальными сознаниями, и оба должны быть преобразованы на пути.

В то время как эмоции возникают и исчезают сравнительно быстро, настроение длится дольше. Обычно мы можем определить конкретное событие, вызвавшее эмоцию, но часто не можем определить настроение. Настроения влияют на то, как мы думаем, и делают нас уязвимыми, чего мы обычно не делаем. Например, когда мы в плохом настроении, мы ищем возможность разозлиться. В тибетском языке нет слова для обозначения настроения, но Его Святейшество сказал, что, возможно, примером этого может быть умственное несчастье, которое, по словам Шантидевы, является топливом для гнева.

Кроме эмоций и настроений существуют черты и патологические проявления эмоций. Например, страх — эмоция, настороженность — настроение, застенчивость — личностная черта, фобия — патологическое проявление.

После возникновения деструктивной эмоции наступает рефрактерный период, в течение которого новая информация не может проникнуть в наш разум, и мы думаем только о том, что усиливает эмоцию. Только по истечении этого времени мы способны более разумно посмотреть на ситуацию и успокоиться. Например, если друг опаздывает, мы думаем, что он намеренно нас оскорбляет, и все, что он после этого делает, воспринимаем как враждебные. Терапия направлена ​​на сокращение этого рефрактерного периода и на то, чтобы помочь человеку контролировать свое поведение в течение рефрактерного периода.

Доктор Ричард Дэвидсон, профессор психологии и психиатрии Висконсинского университета, рассказал о физиологии деструктивных эмоций, также называемой аффективной нейробиологией. Вытащив ярко-розовый пластиковый мозг, он показал Его Святейшеству различные области, активируемые во время определенных восприятий и эмоций. Некоторые виды деятельности, такие как игра в теннис или проявление эмоций, сложны, и в них задействованы многие области мозга. Тем не менее, определенные закономерности можно увидеть. Например, у человека с повреждением нижней лобной доли больше нерегулируемых эмоций, а левая лобная доля более активна, когда у нас есть положительные эмоции. Как при депрессии, так и при посттравматическом стрессовом расстройстве гиппокамп сжимается. Миндалевидное тело является центром негативных эмоций, особенно страха, и у человека с неконтролируемой агрессией миндалевидное тело сжимается. И миндалевидное тело, и гиппокамп изменяются в ответ на наши переживания и подвержены влиянию эмоциональной среды, в которой мы выросли.

Все формы пристрастия к наркотикам, патологической склонности к азартным играм и т. д. связаны с аномалиями уровня дофамина в головном мозге. Молекулярные изменения дофамина, которые происходят во время влечения, изменяют дофаминовую систему, так что объект, который ранее был нейтральным, становится важным. Кроме того, в процессах хотения и симпатии задействованы различные схемы мозга. Когда мы чего-то жаждем, схема желания становится сильнее, а схема симпатии ослабевает. Человек чувствует себя постоянно неудовлетворенным и нуждается в большем и лучшем. Ричардсон предложил несколько противоядий от деструктивных негативных эмоций: изменить активность мозга, изменить рефрактерный период, провести когнитивную реструктуризацию, научившись иначе думать о событиях, и культивировать положительные эмоции.

Доктор Жанна Цай, доцент кафедры психологии Миннесотского университета, рассказала о культуре и эмоциях. Культуры различаются своим взглядом на себя, и это влияет на эмоции людей. Таким образом, методы лечения, которые работают на евроамериканцах, часто не работают на американцах азиатского происхождения. В целом жители Запада чувствуют себя независимыми и отделенными от других. Когда их просят описать себя, американцы говорят о своих внутренних качествах, говоря, что я общительный, умный, привлекательный и т. д. Азиаты, с другой стороны, ощущают себя связанными с другими и определяемыми с точки зрения социальных отношений. Они описывают себя с точки зрения своих социальных ролей — я дочь, работаю в этом месте и т. д. Люди с независимым «я» стремятся выделиться среди других. Они делают упор на самосовершенствование, выражают свои убеждения и эмоции и рассказывают другим о своих хороших качествах. Они ценят отличие от других и ценят конфликты, потому что они дают возможность выразить свои чувства и мнения. Они сосредотачиваются на себе во время взаимодействия с другим и ценят такие эмоции, как самооценка и самоуважение. Люди с взаимозависимым «я» стремятся поддерживать отношения. Таким образом, они преуменьшают свою важность, скромны и контролируют то, как они выражают свои убеждения и эмоции, чтобы поддерживать гармонию с другими. Их эмоции возникают медленнее, и они возвращаются к исходному уровню быстрее, чем жители Запада. Во время общения они больше сосредотачиваются на других и ценят такие эмоции, как смирение и готовность к сотрудничеству.

Мне, как человеку, преподававшему буддизм в различных культурах, это показалось интересным. Это заставило меня задуматься: нужно ли подчеркивать различные аспекты Дхармы в соответствии с самоощущением, присущим той или иной культуре? Кроме того, буддизм на протяжении поколений выражался в культурах с взаимозависимым самоощущением. Что же тогда изменится и чего мы должны быть осторожны, чтобы не измениться по мере того, как буддизм распространяется в культурах, где ценится независимое «я»?

Доктор Марк Гринберг, профессор кафедры человеческого развития и семейных исследований Университета штата Пенсильвания, рассказал об эмоциональном воспитании. Изучив развитие эмоций, он разработал программу, обучающую маленьких детей тому, как справляться со своими деструктивными эмоциями, особенно гневом. Это помогает детям успокоиться (т. е. уменьшить рефрактерный период), осознавать эмоциональное состояние себя и других, обсуждать свои чувства как метод решения проблем, планировать заранее, чтобы избежать трудностей, и осознавать влияние своего поведения на других. . Они учат других тому, что эмоции являются важными сигналами об их собственных потребностях и потребностях других, что чувства нормальны, но поведение может быть или не быть уместным, что они не могут ясно мыслить, пока не успокоятся, и относиться к другим так, как хотят. хочу лечиться. Программа содержит уроки по различным эмоциям и их противоположностям. У детей также есть набор карточек с различными выражениями эмоций на лице, которые они могут показать, чтобы другие знали, что они чувствуют. Его Святейшество был доволен этим и добавил, что помимо управления деструктивными эмоциями детям (да и взрослым тоже) необходимо взращивать и позитивные. Хотя эти положительные эмоции нельзя использовать в пылу момента, они влияют на наш темперамент и закладывают хорошую основу, например, укрепляют нашу эмоциональную иммунную систему. Дэвидсон сказал, что когда мы часто что-то практикуем, наш мозг также меняется.

Доктор Франсиско Варела, профессор когнитивных наук и эпистемологии Политехнической школы, рассказал о нейропластичности. Он объяснил новые, более совершенные методы измерения мельчайших или кратких изменений в мозге и показал компьютерные диаграммы синхронности или ее отсутствия между различными областями мозга в процессе видения и познания объекта. Его Святейшество сказал, что может быть связь между этим и процессом нашего визуального сознания, а затем нашего ментального сознания, познающего объект. Он предложил преподавать лориг (разум и его функции) в сочетании с нейронаукой, чтобы сделать тему более актуальной.

В то время как Его Святейшество был очарован обсуждением мозговой деятельности, у других была другая реакция. Наука учит, что генетическая структура, окружающая среда и внешний опыт влияют на мозг, который, в свою очередь, создает эмоции и приводит к мыслям. С буддийской точки зрения мысли влияют на эмоции, которые, в свою очередь, влияют на поведение и функции мозга. Некоторые сочли научную точку зрения обескураживающей, потому что, подчеркивая внешние факторы, казалось, что человек мало что может сделать, чтобы повлиять на свои эмоции и мысли. Они находили буддийский взгляд более вдохновляющим, потому что казалось, что мы можем сделать что-то, чтобы помочь себе.

Обобщив основные события, я хотел бы обсудить некоторые моменты, которые показались мне особенно интересными. Во-первых, в тибетском языке нет слова для обозначения эмоций. Клеша (часто переводимая как заблуждения, омрачения или беспокоящие отношения и отрицательные эмоции) включает в себя отношения, а также эмоции. Когда ученым представили список шести основных и двадцати второстепенных клеш из текста лори и сказали, что это буддийское описание деструктивных эмоций, они не поняли, почему невежество, например, называют эмоцией. Им также было непонятно, почему такие установки, как неверные взгляды на этические дисциплины, и такие эмоции, как зависть, оказались вместе в одном списке. Позже они узнали, что они включены в один список, потому что все они вызывают циклическое существование и препятствуют освобождению.

Во-вторых, значение эмоций в науке и буддизме различается. С научной точки зрения эмоция имеет три аспекта: физиологический, чувственный и поведенческий. Мозговая активность и гормональные изменения являются физиологическими, а агрессивные или пассивные действия — поведенческими. В буддизме эмоции относятся к психическому состоянию. Мало что говорится о физиологических изменениях, вероятно, потому, что в древней Индии или Тибете не было научных инструментов для их измерения. Буддизм также различает эмоцию гнева и физическое или вербальное действие настойчивости, которое может быть мотивировано или не мотивировано гневом. Точно так же кто-то может быть терпелив внутри, но вести себя либо напористо, либо пассивно, в зависимости от ситуации.

В-третьих, буддисты и ученые расходятся во мнениях относительно того, что считается деструктивной эмоцией. Например, ученые говорят, что печаль, отвращение и страх являются отрицательными эмоциями в том смысле, что их неприятно испытывать. Однако с точки зрения буддизма обсуждаются два типа печали, отвращения и страха. Один основан на искажении, препятствует освобождению и должен быть оставлен, например, грусть по поводу разрыва романтических отношений и страх потерять работу. Другой тип печали помогает нам на пути. Например, когда перспектива иметь одно перерождение в сансаре за другим вызывает у нас печаль и даже наполняет нас отвращением и страхом, они позитивны, потому что побуждают нас породить решимость освободиться от циклического существования и достичь освобождения. Такая печаль, отвращение и страх положительны, потому что они основаны на мудрости и побуждают нас практиковать и достигать свершений на пути.

Наука говорит, что все эмоции естественны и нормальны, и что эмоции становятся разрушительными только тогда, когда они выражаются неподходящим образом или в неподходящее время, неподходящим лицом или в неподходящей степени. Например, нормально испытывать печаль, когда кто-то умирает, но депрессивный человек грустит в неподходящей ситуации или в неподходящей степени. Необходимо изменить неуместные физические и вербальные проявления эмоций, но эмоциональные реакции, такие как гнев, сами по себе неплохи. Терапия направлена ​​больше на изменение внешнего выражения эмоций, чем их внутреннего переживания. Буддизм, с другой стороны, считает, что разрушительные эмоции сами по себе являются препятствиями и должны быть устранены, чтобы обрести счастье.

Вопрос Существует ли положительная форма гнева? подходил несколько раз. Некоторые ученые считают, что с точки зрения эволюционной биологии гнев позволяет людям уничтожать своих врагов и, таким образом, оставаться в живых и размножаться. Другой тип связан с конструктивным импульсом к устранению препятствия. Например, если ребенок так не может достать игрушку, ее гнев заставляет ее думать, как ее достать. Его Святейшество заметил, что этот гнев может сочетаться с решением проблем, но не обязательно помогает решить проблему. Его называют положительным на основании его эффекта: человек получает то, что хочет, а не на его добродетели. Кроме того, такая злость не всегда приводит к решению проблемы. Например, разочарование и гнев из-за нашей неспособности концентрироваться во время медитации вместо того, чтобы помочь нам достичь состояния покоя, блокируют нашу практику. Его Святейшество не согласился с тем, что существует положительная форма гнева. Хотя в светском смысле гнев на того, кто вредит себе или другим, можно было бы назвать положительным, архаты от этого свободны. Таким образом, праведный гнев — это омрачение, от которого нужно избавиться, чтобы достичь нирваны. Мы можем иметь сострадание к человеку и все же попытаться остановить его пагубное поведение. Таким образом, в то время как на Западе моральное возмущение оценивается как эмоция, с буддийской точки зрения это искусное средство, поведение, мотивированное состраданием.

На предыдущей конференции Mind/Life был поднят вопрос. Есть ли у Будды эмоции? После долгих дискуссий было решено, что у будд есть эмоции, например беспристрастная любовь и сострадание ко всем существам. Они чувствуют себя щедрыми и терпеливыми. Они заботятся о других и грустят, когда видят, как другие страдают. Однако печаль Будды при виде страдания отличается от чувства, которое испытывает большинство людей. Наша печаль — это форма личного страдания; мы чувствуем отчаяние или депрессию. Будды, с другой стороны, опечалены тем, что другие не замечают карму и ее следствия и тем самым создают причину своих собственных страданий. Будды испытывают надежду и оптимизм в отношении будущего, поскольку они знают, что такое страдание может прекратиться, поскольку его причины, вызывающие беспокойство, отрицательные эмоции и карму, можно устранить. Будды также гораздо более терпеливы, чем мы. Зная, что прекращение страданий — это не быстрое решение, они с удовольствием долго работают над его преодолением.

У Далай-ламы есть противоядие от разрушительных эмоций

Атлас эмоций — интерактивная карта чувств

Эмоции обманчивы — некоторые могут даже загрязнять наш разум.

В революционном шаге Далай-лама объединил усилия с ведущими западными психологами с высокой миссией. Он намеренно хотел отложить в сторону религию.

Конечная цель? Он хочет помочь людям стать более сознательными и сострадательными. Если мы научимся управлять своими (деструктивными) эмоциями, мы сможем достичь спокойствия и внутреннего покоя.

«Любой человек, способный разозлить вас, становится вашим хозяином». — Epictetus

Наши эмоции формируют нашу жизнь, а не только наши мысли и поведение. Однако в западной культуре управление своими эмоциями связано с моральным и социальным взаимодействием, а не с тем, чтобы быть хорошим человеком. В отличие от буддистов, мы не думаем об эмоциях как о пути к гармоничной внутренней жизни.

Но что произойдет, если мы объединим науку и буддизм? Об этом узнал Далай-лама.

Наука об эмоциях

Западная наука измеряла, как выглядит психическая гигиена на протяжении веков — к сожалению, большинство исследований вызвало разногласия, а не согласие среди экспертов.

Далай-лама придумал «карту наших эмоций для развития спокойного ума». Он попросил известного исследователя эмоций, доктора Пола Экмана, реализовать его идею, но не вмешивать в нее религию.

Первый шаг, который предпринял Экман, заключался в том, чтобы найти точки соприкосновения среди ученых  — его исследование заложило общую основу для понимания того, как работают эмоции. Большинство экспертов сходятся во мнении, что:

  • Эмоции универсальны — мимические сигналы эмоций схожи в разных культурах
  • Мы все испытываем пять основных эмоций: гнев, страх, отвращение, печаль и удовольствие
  • Существуют универсальные триггеры эмоций
Пять универсальных эмоций Источник: http://atlasofemotions.org

Мы злимся , когда что-то блокирует нас или когда мы думаем, что с нами обращаются несправедливо. Печаль — это реакция на потерю — чувство грусти позволяет нам взять тайм-аут и показать другим, что нам нужна поддержка.

Чувство отвращения к тому, что токсично, помогает нам избежать отравления  как физического, так и социального. Наш страх опасности позволяет нам предвидеть угрозы нашей безопасности. Наслаждение описывает множество приятных ощущений, возникающих в результате как новых, так и знакомых переживаний.

Мысли личные; эмоции публичны.

По словам доктора Пола Экмана, профессора психологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, мы можем узнать чью-то эмоцию, но не мысль, которая ее спровоцировала. Он приводит в пример человека, который боится ареста. Он боится, потому что его поймали, или потому, что он невиновен?

Эмоции — это мгновенная реакция мозга — они случаются с нами, мы их не выбираем.

Но когда эмоции становятся разрушительными?

Наука говорит, что все эмоции естественны и нормальны, и что эмоции становятся разрушительными только тогда, когда они выражены неуместно. Например, нормально испытывать печаль, когда кто-то умирает, но человек в депрессии грустит неуместным образом.

Буддизм, с другой стороны, считает, что разрушительные эмоции являются препятствиями — мы должны преодолеть их, чтобы достичь счастья.

Конструктивные эмоции помогают улучшить ситуацию; деструктивные эмоции усугубляют ситуацию.

Хронология эмоций

Атлас эмоций — это визуальное представление того, что исследователи узнали, изучая эмоции. Это помогает нам осознавать свои эмоции  — как они вызываются, на что они похожи и как мы можем на них реагировать.

Доктор Экман, ранее работавший консультантом в фильме Pixar « Inside Out », вспоминал, как Далай-лама говорил ему: «Когда мы хотели попасть в Новый Свет, нам нужна была карта. Так что составьте карту эмоций, чтобы мы могли прийти в состояние покоя».

Источник: Атлас эмоций

Наши эмоции разворачиваются на временной шкале  — они начинаются с триггера, который инициирует эмоциональный опыт и в конечном итоге приводит к ответной реакции.

Триггер возникает в контексте, определяемом нашими обстоятельствами и чувствами, самим событием и нашим мировоззрением. Один и тот же стимул может вызывать разные реакции.

Например, мы можем подавлять чувство разочарования на работе, но выражать свое разочарование, крича на члена семьи дома. Подавление эмоций может привести к краткосрочной победе  — например, избежать спора  — но может стать разрушительным, если вы обижены тем, что не говорите за себя.

«Все, что начинается в гневе, заканчивается стыдом». — Бенджамин Франклин

Не все эмоции одинаковы — они имеют разную форму и интенсивность. Например, раздражение — это мягкое выражение гнева , а ярость — это крайняя форма той же эмоции.

Различные проявления гнева — Атлас эмоций

 

Наш эмоциональный опыт затуманивает наше восприятие ситуации — мы фильтруем людей и события через наши эмоции. Ваша реакция может превратить эмоцию в деструктивную.

Эмоции — это сигнал — они могут предотвратить опасность или навлечь на вас неприятности.

Наша реакция — это последний элемент —и самый важный — временной шкалы эмоций. Хотя не всегда легко контролировать свои эмоции, некоторые реакции более разрушительны, чем другие. Вместо того, чтобы реагировать на них, мы должны научиться понимать свои эмоции.

«В прошлом сострадание было чем-то вроде признака слабости, а гнев — признаком силы, признаком силы. Основная человеческая природа более сострадательна. Это реальная основа нашей надежды». — Далай-лама

Деструктивные эмоции , по словам Дэниела Голдмана, относятся к эмоциям, которые могут привести к тому, что мы причиним вред себе и другим   , умственно или физически. Хотя чаще всего встречаются гнев, парализующий страх и депрессия, почти любая эмоция может причинить вред. Жажда и зависимость  — даже навязчивая погоня за счастьем  — могут стать разрушительными.

Эмоции искажают нашу способность ясно мыслить, затрудняя выбор правильного ответа. После возникновения деструктивной эмоции наступает «рефрактерный период»  — мы не позволяем новой информации проникнуть в наш разум и продолжаем перефразировать одну конкретную эмоцию.

Время и расстояние помогают нам обрести ясность и сделать правильный выбор.

Возьмем, к примеру, коллегу, который часто опаздывает на встречи. Вы можете подумать, что он/она намеренно оскорбляет вас, и интерпретировать все, что он/она делает, как личную атаку. Терапия, осознанность и медитация тренируют наш разум, чтобы сократить рефрактерный период  — мы учимся размышлять, а не быть ослепленными своими чувствами.

Повышая самосознание, мы учимся делать паузы перед ответом и выбирать конструктивную реакцию.

Противоядие от деструктивных эмоций

Ученые выяснили, что повторяющиеся негативные эмоции могут причинить долговременный вред.

Это случай людей, которые страдают от циничной враждебности, паттерна, определяемого сильным гневом и частыми мыслями о том, что другим нельзя доверять. Люди, испытывающие циничную враждебность, чаще болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями и часто умирают в более молодом возрасте.

Противоядием от деструктивной эмоции является созидательная эмоция.

Чтобы бороться с гневом, ненавистью и страхом, мы должны развивать в себе сострадание, любовь и терпение. Деструктивные эмоции импульсивны  — они основаны на неверных представлениях и нелогичных причинах. Конструктивные эмоции реалистичны  — они основаны на достоверных наблюдениях и рассуждениях.

Далай-лама рекомендует нам использовать обоснованные рассуждения, чтобы развить умственное состояние для преодоления разрушительных эмоций. Например, любовь, как противоядие от гнева, следует взращивать посредством рассуждений.

«Спокойствие ума напрямую ведет к душевному покою» — Далай-лама

Фото Питера Херши на Unsplash

 

Результатом конструктивных эмоций является спокойный ум   мы видим и переживаем жизнь более ярко и реалистично. Что разрушает спокойный разум? Страх, подозрительность, ненависть, гнев, жадность и слишком много амбиций.

Далай-лама считает, что «так же, как мы учим физической гигиене в интересах хорошего здоровья, теперь нам нужно учить и эмоциональной гигиене».

Доктор Марк Гринберг, профессор Университета штата Пенсильвания, обучает маленьких детей тому, как справляться со своими деструктивными эмоциями, особенно гневом. Его программа помогает детям успокоиться — уменьшить рефрактерный период — и лучше осознать эмоциональное состояние себя и других.

Программа учит детей обсуждать свои чувства как способ решения проблем, планировать заранее, чтобы избежать трудностей, и осознавать, как их поведение влияет на других.

Дети учатся определять различные эмоции и их противоположности. Они используют набор карточек с разными выражениями эмоций на лице, чтобы другие знали, что они чувствуют. Подход Гринберга учит, что эмоции являются важными сигналами, но мы должны быть спокойны, чтобы вести себя должным образом.

Далай-лама ввел термин Эмоциональная гигиена , чтобы побудить нас взять под контроль гнев, разочарование и тревогу. Отрицательные эмоции затуманивают наш разум — мы должны смыть их.

Духовный лидер считает, что, помимо управления деструктивными эмоциями, нужно взращивать и позитивные. Хотя они могут быть неприменимы в пылу момента, положительные эмоции создают хорошую основу  — они укрепляют вашу «эмоциональную иммунную систему».

Ученые согласны с тем, что когда мы часто практикуем что-то позитивное, наш мозг меняется к лучшему.

Как развивать эмоциональную гигиену

Точно так же, как мы изучаем стандарты физической гигиены, мы должны развивать свою эмоциональную гигиену. Начните с повышения вашего эмоционального осознания  — вы хотите понимать свои эмоции, а не избавляться от них.

1. Распознавание эмоций

Найдите время, чтобы отстраниться и понаблюдать за своими эмоциями. Как вы себя чувствуете? Что вы испытываете? Называть наши эмоции — это первый шаг к повышению осознанности.

Научитесь различать свои чувства — некоторые люди путают гнев со страхом. Ознакомьтесь с тем, как проявляется каждая эмоция. Пост ниже может помочь вам глубже погрузиться в каждую эмоцию.

2. Знайте триггеры

Поймите, что вас раздражает. Распознавайте сигналы или стимулы, которые могут затуманить ваше суждение. Есть ли какое-то конкретное событие, контекст или человек, который обычно вызывает деструктивные эмоции?

Просмотрите недавние инциденты и используйте временную шкалу эмоций, чтобы проанализировать свои реакции.

Триггер → Эмоциональная реакция → Поведенческая реакция

Чему вы научились? Что бы вы сделали по-другому в следующий раз? Почему?

3. Связь со своим телом

Наш язык лица — не единственный способ, которым мы выражаем свои эмоции. Осознайте, как ваши чувства влияют на ваше тело. Отмечайте изменения в своем дыхании, температуре тела, частоте сердечных сокращений, мышечных узлах, чувствительности кожи и т. д.

Наше тело — отличный проводник эмоций — отмечайте свое физическое самочувствие и реакции. Научитесь предотвращать напряжение или не наносить вред своему телу, освобождая пространство перед тем, как действовать — не позволяйте эмоциям создавать разрушительные шаблоны.

4. Управляйте своей реакцией

Подумайте, как вы обычно реагируете на конкретную ситуацию? Научитесь делать паузу перед ответом. Эмоции обычно создают быстрый импульс к реакции, тренируя наш разум, мы освобождаем место для размышлений, прежде чем наши эмоции захватят наше поведение.

Добавить комментарий