«Между эмоциями животных и человека нет жестких отличий»
«Между эмоциями животных и человека нет жестких отличий» | Большие Идеи Феномены Юлия Фуколова Фото: Павел МаркеловВ результате эволюции человек научился воспринимать мир с помощью разнообразных эмоций. О том, какую функцию они выполняют, каковы их генетические предпосылки, а также о взаимосвязи биологического и социального рассказывает доктор биологических наук, эволюционист, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института им. А. А. Борисяка Елена Наймарк.
HBR Россия: Можно ли считать, что эволюция человека как биологического вида продолжается?
Наймарк: Да, пока существует вид, он меняется. Есть данные, что у каждого новорожденного ребенка возникает до 60—70 новых мутаций, которые являются основой эволюционных изменений. Между прочим, даже вымирание вида — это часть его эволюции. Меняются внешние условия, эти изменения задают направление эволюции. Кроме того, для человека имеет значение культурный компонент. Взять хотя бы обувь — это часть нашего культурного контекста. Ее изобретение изменило конфигурацию наших стоп, и мы видим это даже на ископаемом материале. Проследив видоизменение костей пальцев ног, можно выяснить, когда именно люди начали носить обувь. Такая же ситуация с одеждой. Умение сохранять тепло плюс использование огня дали возможность человеку осваивать холодные природные территории, разнообразить пищевые ресурсы. Точно так же меняет человека и современный мир. Мы асфальтируем дороги, и это, в частности, меняет нашу походку.
А как трансформируется мозг человека? Например, есть исследования, согласно которым человечество постепенно глупеет.
Очень трудно сравнивать современные измерения с теми, что были сделаны 40—50 лет назад. Меняются способы сбора данных и методика тестирования — раньше люди отвечали на вопросы на бумаге, а теперь на компьютере. Результаты будут отличаться, даже если тест один и тот же. Поэтому об интеллектуальной деятельности не стоит делать категоричных выводов. Что касается физических размеров мозга, то да, он достоверно становится меньше. Но это вовсе не значит, что мы стали глупее. Возможно, изменились какие-то связи между частями мозга, он стал плотнее или больше весить. Такие нюансы очень трудно оценивать на историческом или археологическом материале. Например, тот факт, что размер мозга женщин меньше, чем у мужчин, не дает права утверждать, что женщины глупее — здесь нет никакой причинно-следственной связи.
Чем отличаются эмоции человека от эмоций животных?
Многие ученые считают, что между эмоциями животных и человека нет жестких отличий.
Откуда известно, какие чувства испытывают животные?
Нейробиологическая составляющая у эмоций человека и других млекопитающих более или менее сходная.
Существует также мимическое оформление эмоций, и оно эволюционирует очень быстро. Например, одомашнивание собак произошло около 10—12 тыс. лет назад, и у них стал вырабатываться нейромедиатор окситоцин, который опосредует связь между питомцем и хозяином. У домашних собак выделение окситоцина значительно повысилось по сравнению с волками. Изменилась также конфигурация мимических мышц у собак вокруг глаз и бровей — собаки научились определенным образом выражать состояние взглядом. Так что выражение «собачий взгляд» — не только фигура речи, оно имеет под собой и биологическую основу.
Чего в эмоциях человека больше: биологического или социального?
Взаимодействие генов и окружающей среды — неисчерпаемая тема. Все, что есть в человеке, заложено в его генах. У нас около 3 млрд нуклеатидов, около 20 тыс. генов, которые кодируют белки, кроме них есть еще регуляторы экспрессии каждого из белков и т. д. И все вместе дает триллионы вариантов взаимодействия. Плюс влияние окружающей среды — как чувствовала себя мама во время беременности, как ребенка кормили, воспитывали и т. д. Важно также, в какой культуре вырос человек, какие в ней были приняты правила поведения. Все это сильно влияет на то, какое количество белков, в том числе нейромедиаторов, будет выделяться. Отсюда следует, как именно и в каких ситуациях мы станем проявлять свои эмоции — вот вам и основа индивидуальности. Людям, которые выросли в деревне, бывает трудно понять эмоции жителей мегаполисов — по своему складу они очень различаются. О том, как люди разных культур воспринимают одни и те же вещи, подробно рассказано в книге этнографа и антрополога Джозефа Хенрика «The WEIRDest People in the World». Иными словами, нам трудно предсказать, как тот или иной ген проявится у человека.
Вы говорите о гене, который программирует человека на проявление агрессии?
Да. Изучая генетические особенности человеческой агрессивности, ученые обратили внимание на ген моноаминоксидазы типа А (сокращенно МАОА). У него есть две формы, одну из которых назвали «геном воина». Носители этого варианта MAOA — прекрасные бойцы. Считалось, что у многих преступников преобладает именно такой ген. Исследование вызвало большой резонанс, после чего возник вопрос: а можно ли судить таких людей, ведь они не виноваты в том, что получили именно этот вариант гена. Но дальнейшие работы показали, что повышенная агрессивность проявлялась лишь в тех случаях, когда ребенок не только был носителем гена, но и воспитывался в неблагоприятных условиях, голодал, его били родители или же он уже в детстве попал в дурную среду. В других случаях человек с подобным генотипом не проявлял излишней агрессии.
Как ученым удалось собрать большую выборку людей с «геном воина»?
Это было широкомасштабное исследование, которое проводили в Новой Зеландии. В 2002 году в журнале Science была опубликована статья по итогам 26-летнего наблюдения за более чем пятью сотнями мужчин. С MAOA много работали, пытались выяснить, какие именно варианты мутаций влияют на повышение уровня агрессии. Однако на данном уровне исследований мы пока не можем прогнозировать, как в поведении человека проявится тот или иной вариант гена. Отмечу, что геном человека был начерно прочтен лишь в 2000 году, то есть всего 20 с небольшим лет назад. Мы лишь в самом начале пути и знаем очень мало о нашем геноме и о работе генов. Так что не стоит прямо сейчас многого ждать от науки.
Выходит, гены нельзя использовать как индульгенцию, мол, наследственность виновата?
советуем прочитать
Офис без офиса: как смешанная реальность меняет рабочие коммуникации
Итан Мюррей
Всем TikTok: как приложение из Китая завоевало мир
Ребекка Фаннин
Президент компании, выпускающей Encyclopædia Britannica
Каус Хорхе
Как снизить градус пассивной агрессии в вашей команде
Лайан Дэви
советуем прочитать
Мои электронные университеты: учиться только у лучших
Евгения Чернозатонская
Методы краудсорсинга при поиске работы
Лиор Зореф
Как руководителю выйти за рамки традиционных методов управления
Джон Коулмен
11 ноября прошла встреча HR клуба
Выгоды негативных эмоций: зачем нам нужны ярость, страх и стыд
Каждый из нас время от времени злится, боится, завидует. Но, к сожалению, далеко не все готовы принять в себе эти совершенно естественные эмоции. Отрицаемые и подавляемые, негативные переживания способны отравить всю нашу жизнь, выродиться в токсичную вину или вырваться вспышками разрушительной агрессии. Как же проживать негативные эмоции правильно, безопасно для других и с пользой для себя?
Как негативные эмоции становятся токсичными
«Не плачь», «не дуйся», «не злись»… Многие из нас с детства приучены подавлять, прятать свои эмоции, особенно отрицательные – «непристойные», «неприемлемые», «неудобные». Повзрослев, мы и сами начинаем пестовать положительные эмоции, несущие нам удовольствие, и подавлять отрицательные, сулящие страдания. Но «негативные», «отрицательные» – это ярлыки, которые мы сами навешиваем на некомфортные нам эмоции. На деле они, в большинстве своём, столь же важны для нашего организма и психики, как и эмоции приятные, позитивные. И если мы не проживаем свои отрицательные эмоции – снова и снова подавляем гнев, не признаём страх или зависть, то они вытесняются в наше подсознание, накапливаются, нарастают, приобретают деструктивные, токсичные формы и могут стать причиной серьёзных личностных проблем, упадка сил, а то и психосоматических заболеваний или депрессии. Тогда как распознанные и признанные, отрицательные эмоции способны придать нам сил для самозащиты или развития. Кстати, и многие эмоции, которые мы привыкли считать позитивными и приятными, таят в себе подвох. Так, радость способна сделать нас некритичными и легкомысленными, побудить разбрасываться по пустякам и истощить наши силы. То есть, абсолютно любые эмоции из нашего богатого спектра нужно проживать осознанно и ответственно.
Природа отрицательных эмоций
В отличие от чувств, более продолжительных и комплексных, базирующихся на нашем опыте, эмоции имеют сильную физическую основу, это наши непосредственные переживательные, физиологические, экспрессивные реакции на быстро меняющиеся ситуации.
О чём же сигнализируют нам отрицательные эмоции, для чего они служат?
– Страх с древности способствует нашему выживанию, мобилизуя ресурсы организма, ускоряя реакции, даруя физическую силу, подстёгивая память. Но страх должен быть осознан и адекватен реальной ситуации. Разумная обеспокоенность полезна, она позволяет нам сконцентрироваться на проблеме, удерживает от опрометчивых решений, но она не должна перерастать в хроническую токсичную тревожность, сужающую наше восприятие и лишающую сил.
– Раздражение, гнев, злость, ярость показывают нам, что вокруг нас или по отношению к нам происходит что-то нежелательное, нарушаются наши личные границы, обесцениваются убеждения. Эти эмоции мобилизуют нашу энергию, дают нам силу защищать себя и близких, отстаивать свою позицию, ресурсы, потребности и желания. Гнев и ярость, как правило, не разгораются с ноля, а становятся результатом подавляемого раздражения, вспышкой, когда эмоции уже не поддаются контролю. Тут главное, чтобы гнев не переходил в свою деструктивную форму, немотивированную агрессию, в которой даже самые кроткие люди бывают способны обидеть других, что-то сломать, «распустить руки». Понятно, что после подобного «неприемлемого поведения» человек может начать осуждать себя, подавляя раздражение с новой силой и провоцируя новые вспышки гнева.
– Вина и стыд сигнализируют о нашем разладе с внутренними стандартами и, в идеале, ведут нас к искуплению. Важно лишь, чтобы эта «система наказания» контролировалась именно нами, а не другими людьми, ведь наши вина и стыд – действенные рычаги управления в руках манипуляторов. Конструктивное сожаление способно помочь нам признать и исправить негативное поведение и ошибки, тогда как токсичная вина и навязанный стыд могут понижать нашу самооценку, подпитывать ощущение внутренней неполноценности.
– Зависть говорит нам о том, что нам недостаёт чего-то, что очень хотелось бы обрести. Испытав зависть – не отрицайте её со стыдом, а прислушайтесь к себе, чтобы понять, какими именно достижениями, вещами или качествами вы хотели бы обладать. Конструктивная зависть – поистине двигатель нашего прогресса, она стимулирует нас вкладываться в собственные проекты, в развитие своих отношений. А вот патологические формы зависти, мысли, вроде: «у меня этого нет, пусть и у другого не будет», без сомнения, абсолютно деструктивны.
– Скука – апатия и тоска в отсутствии активности – может сигнализировать нам о том, что мы не полностью используем свой потенциал, не умеем грамотно распоряжаться собственным временем и силами.
– Отвращение помогает нам удерживать личные границы и соблюдать во всём меру. Уметь осознать отвращение и вовремя остановиться очень важно, идёт ли речь о застолье или о принятии чужих идей.
– Тоска, грусть, печаль – одни из преобладающих эмоций горя, следствие потери, несбывшихся надежд, неудач, разочарования. При всей их болезненности, эти эмоции тоже необходимо проживать, ведь их пассивность позволяет нам аккумулировать энергию, даёт время, чтобы восстановиться, примириться с негативным событием, обрести новое понимание себя и жизни. Если в печали вам хочется наплевать на причёску и макияж, нарядиться в пижаму и поглощать утешительное мороженое ложкой из банки – позвольте себе это. Только не забывайте, что «застревание» в переживании грусти чревато депрессией, которая несёт с собой ещё больше отрицательных эмоций, например отчаяние, связанное с ощущением беспомощности. Если ваше настроение долгое время ничто не способно улучшить, если нарушаются аппетит и сон – обязательно обратитесь к специалисту.
Чаще всего негативные эмоции становятся результатом защитных реакций, они базируются на нашей зависимости от чужого мнения и неуверенности в себе.
Как же научиться понимать, конструктивно проживать и регулировать отрицательные эмоции, не накапливая негатив?
– Будьте внимательны к себе и честны с собой
Наблюдайте за своими реакциями и эмоциями, почаще спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?» При необходимости, в этом поможет работа с психологом. Проговаривайте свои открытия: «я боюсь», «я злюсь». Задумайтесь о причинах ваших реакций, о собственных установках, ценностях и желаниях, отслеживайте основные триггеры.
– Повышайте свою самооценку
Неуверенность в себе может стать топливом паники, злости, зависти, ревности, спровоцировать нас на самые деструктивные проявления эмоциональных реакций. Не ищите извращённого удовольствия в роли «жертвы» или «вечного виновника». Примите себя как неидеальную, но уникальную, важную часть мира. Позвольте себе ошибаться и исправлять ошибки. Развивайтесь, примите желания, которые на самом деле важны для вас. Живите именно своей жизнью, даже если кто-то из близких не одобрит этого.
– Берите тайм-ауты
Не торопитесь яростно отвечать на обвинения и критику или «глотать» свою злость и обиду. Дайте себе время, чтобы проанализировать своё состояние, осознать, что именно задело вас и почему, и только тогда ответьте оппоненту, не обвиняя его, но говоря о собственных чувствах. Задайте и уточняющие вопросы – возможно, это лишь недоразумение, и вас вовсе не хотели задеть. Только не «накручивайте» себя, позволяя краткосрочной негативной эмоции сформироваться в долговременное чувство.
– Переосмысливайте способы выражения эмоций, если они вредны для вас или окружающих
Ударить подушку куда лучше, чем человека. Негативные эмоции можно «вырисовывать», обиды – выписывать в письме обидчику, тревоги – выговаривать понимающему другу или психотерапевту. Воспользуйтесь техниками визуализации – вообразите, как спадают оковы злости, тает в груди лёд страха или представьте обидчика выступающим в цирке в смешном костюме. Выберите собственный антистресс, будь то домашний любимец или песня, и обращайтесь к нему в трудные моменты.
– Признавайте только личную ответственность
«Белая вина», «испанский стыд» – как часто люди испытывают негативные эмоции из-за вещей, за которые не несут никакой ответственности. Не позволяйте манипулировать собой, укрепляйте личные границы, принимайте ответственность только за собственные поступки, и в вашей жизни будет куда меньше негатива.
– Сделайте негативные эмоции источником мотивации и сил
Осознав причины негативных эмоций, поймите, какие ваши потребности не удовлетворены, и позвольте зависти, злости, беспокойству стать вашим топливом на пути к целям и мечтам. А если по каким-то причинам это невозможно – переключитесь, направьте кипящую энергию, например, на уборку, и сражайтесь не с собой или недосягаемым противником, а с пылью и беспорядком.
– Продумывайте сценарии
Вместо того чтобы осуждать себя за отрицательные эмоции, представьте, какой реакции вы хотели бы от себя. Визуализируйте эту идеальную реакцию: храбрость, воодушевление, продумайте, что сказали бы и сделали. Такое упражнение может не только улучшить вам настроение, но и стать сценарием для следующей подобной ситуации.
– Наполняйте дни позитивным опытом, подпитывайте хорошее настроение
Расслабляющие процедуры и физические упражнения, дыхательные техники и прогулки на свежем воздухе, дневник эмоций и медитация – существует множество приёмов, способных помочь пережить негатив и уменьшить его содержание в жизни. Учитесь полезным положительным качествам: искренности, дружелюбию, самодисциплине.
– Относитесь к себе и другим с пониманием, состраданием и сочувствием, ведь абсолютно все мы подвержены воздействию отрицательных эмоций. Понимание того, что с помощью гнева человек просто отстаивает личные границы, может помочь нам отнестись к нему с сочувствием, а не с ответным раздражением, и таким образом разрядить ситуацию.
– Осознав и пережив отрицательные эмоции – отпускайте их
Негативные эмоции помогают нам справляться с душевными переживаниями и внутренними конфликтами, но, когда ситуация себя исчерпала, прекращайте тратить на них энергию. Если же отрицательные эмоции преобладают в вашей жизни и не поддаются регулированию – обязательно обратитесь к специалисту.
Не стоит избегать любого проявления негатива. Выплескивать раздражение на продавца в супермаркете неконструктивно, тогда как постоять за себя в токсичных отношениях – просто необходимо. Развивайте свою эмоциональную зрелость. В большинстве случаев мы вполне способны осознать и принять всю полноту собственных эмоций, освободив энергию для активной жизни, сделав важный шаг на пути к внутренней гармонии и счастью.
Ваши эмоции не являются самым (или наименее) важным в вас
Определяют ли вас ваши эмоции?
Если вы ответите «да», у вас есть небольшая библейская проблема: ничто в вашей личности во Христе, вечной жизни, прощении грехов или предназначении члена Божьей семьи не зависит от ваших эмоций. Ваши эмоции не могут определить вас более фундаментально, чем эти вещи. Верно?
Реклама на TGC
Однако, если вы ответите «нет», у вас также возникнут проблемы с учением Писания: Библия снова и снова показывает, что наши эмоции проистекают из того, что мы любим и чему поклоняемся. Вот почему те, кто любит Господа, Его народ и Его Царство, могут на самом деле радоваться гонениям (Мф. 5:11–12), насмешкам (1 Пет. 4:12–14) и даже физическому насилию за ради Евангелия (Деяния 5:40–42). Именно поэтому те, кто любит утешение, репутацию, богатство или любую другую ложную надежду, будут радоваться тому, что огорчает Бога (1 Тим. 4:3–4), и ненавидеть то, что Он любит (Иер. 2:20). Короче говоря, если наши эмоции проистекают из того, чем мы дорожим, как они могут , а не существенно определяют нас? Верно?
Наши эмоции не определяют нас в том смысле, что они подрывают Божье определение нас. Но они определяют нас в том смысле, что раскрывают и выражают высшую преданность нашего сердца. Поскольку ни одна из этих библейских реалий не может быть сведена к минимуму, наши эмоции не являются ни самым важным в нас, чем-то, чему следует поклоняться, ни наименее важным, проблемой, которую следует избегать или игнорировать.
К сожалению, это ставит нас в прямое противоречие с двумя доминирующими проблемными идеями в культурном воздухе, которым мы дышим.
«Выплюнуть»
— Эмоции — это всеСамый громкий голос в западном мире говорит нам, что наши эмоции — это все, то, что больше всего определяет нас. Вы живете среди людей, чья культурная практика все чаще провозглашает, что то, что вы чувствуете, является самым важным в вас. Высшее благо, к которому стремится наша культура, — это иметь хорошие чувства. Поэтому проблема с вашими чувствами — это ваша самая большая проблема.
Учитывая это, следующий шаг, который делает наша культура, вполне естественен: вы должны быть и выражать себя практически любой ценой. Вот почему мы ценим «выбросить это из головы», «выпустить пар», «просто быть честными» и так далее. Нам приказано справляться с хрупким багажом наших эмоций, выражая их в полной мере (независимо от того, что могут подумать другие) и/или переставляя мебель вокруг нас, чтобы освободить для них место (мы приветствуем мужество тех, кто отказывается молча принять мир таким, какой он есть).
Наши эмоции не являются ни самым важным в нас, чем-то, чему нужно поклоняться, и не наименее важным, проблемой, которую следует избегать или игнорировать.
Ничего из этого не характерно для светского мира. У церкви есть свои версии этой эмоциональной одержимости. Например, мы часто возносим эмоциональные переживания на вершину воскресного утреннего поклонения. Цель проповеди — почувствовать глубокое осуждение или вдохновение; цель музыки — ощутить прилив экстаза или благодарности; цель кофе-часа — чувствовать себя вовлеченным и включенным. Такой образ мышления часто также влияет на личную молитву: мы оцениваем ее по тому, чувствуем ли мы красоту Иисуса, или чувствуем меньше беспокойства, или чувствуем себя ближе к Богу.
Пожалуйста, выслушайте меня. Эти чувства прекрасны сами по себе! Мы должны быть тронуты Божьим Словом и радоваться, когда проповеди или песни затрагивают наше сердце. Но здоровому восприятию эмоций легко скатиться к нездоровой эмоциональности, делающей суть самой эмоции.
«Смирись с этим» — эмоции ничто
Существует второй, противоположный инстинкт. Он гласит, что мы должны относиться к эмоциям так же, как к бешеной собаке, забредшей в вашу гостиную. Назовите этот инстинкт молчанием, стоицизмом или крутым парнем. Второй голос нашей культуры утверждает, что эмоциям нельзя доверять. Боевики, корпоративная культура, спортивные герои и наше обожание смелых активистов — все это напоминает нам о том, что стоический голос в нашей культуре не совсем ушел в прошлое.
Учитывая моральное и духовное падение эмоциональности в нашей более широкой культуре, нетрудно понять, почему этот стоический подход к эмоциям был популярен в христианских кругах. Христианский стоицизм склонен к немедленному раскаянию в любых негативных эмоциях в себе и порицанию других. Ведущим теологическим акцентом здесь является то, что отрицательные эмоции (например, гнев, печаль, страх) неуместны, учитывая суверенитет Бога. Если Бог предопределил это страдание и все сотворит во благо, то тебе плохо только потому, что тебе не хватает веры.
Опыт одной знакомой женщины слишком хорошо отражает эту проблему. Она потеряла троих детей за три года. В то время как многие в ее церкви выражали скорбь и сострадание, она все еще чувствовала давление, чтобы «быть в церкви в следующее воскресенье с улыбкой, чтобы все могли видеть, как добр Бог, когда жизнь трудна». Не преувеличивала ли она отношение других? Возможно. Я надеюсь, что это так. Но даже если она услышала преувеличенную версию, лежащий в ее основе образ мышления слишком обычен.
Мы должны освободить место в нашем богословии для благочестивой печали, страха, гнева, вины, стыда, смятения и тому подобного.
Я лично испытал благословение пребывания в церкви посреди горя. Но так много утешения, которое я испытал, было Римлянам 12:15 в действии. Люди плакали вместе со мной, безоговорочно утверждая скверность смерти, утверждая, что горе было правильным ответом на что-то тяжелое. Это трагедия, когда мы искажаем Божий суверенный контроль над каждым атомом во вселенной, который действительно является основой нашей надежды перед лицом страдания, и делаем его причиной того, что человеку не позволено чувствовать себя плохо.
Конечно, мы не должны быть порабощены своими эмоциями. Однако стоицизм упускает из виду, что эмоции, даже отрицательные, являются даром, данным Богом, предназначенным для помощи в послушании. И упускается из виду, что Библия (особенно псалмы) полна благочестивых негативных эмоций. Самое главное, все наши эмоции являются поводом для соединения с Господом, если мы изливаем Ему наши сердца, как Он задумал (Пс. 61:8).
Путь вперед
В конце концов, даже самые проблемные эмоции никогда не являются настоящей проблемой. Истинная проблема заключается в накоплении извращенной любви в наших сердцах и разрушении благого Божьего творения. Вместо того чтобы бороться с темными чувствами из-за того, что они неприятны, мы должны выделить в нашем богословии место для благочестивой печали, страха, гнева, вины, стыда, смятения и тому подобного. Без них наша вера становится однобокой, мы постоянно сворачиваем с пути, по которому нас удерживает Слово Божье.
Нам нужен третий путь, способ, который серьезно относится к нашим эмоциям, не передавая им ключи от нашей жизни.
Таким образом, хотя мы можем сочувствовать элементам как гиперэмоционализма, так и стоицизма, мы должны отвергать их чрезмерное упрощение. Нам нужен третий путь, способ, который серьезно относится к нашим эмоциям, не передавая им ключи от нашей жизни. И именно это мы имеем в Господе, Который ради предлежавшей Ему радости претерпел посрамление креста, пролил слезы, разгневался и даже познал смятение (в Гефсиманском саду). Поскольку он любил своего Отца и свой драгоценный народ, он вкусил за нас глубокие радости и печали. Пусть наши сердца станут более похожими на его, чтобы наши чувства могли следовать!
Краткая теология эмоций
У всех нас есть эмоции. Однако как часто мы рассматриваем эмоции с библейской точки зрения?… Тем не менее, к чему лучше обратиться, чем к Слову Божьему! Итак, что Библия говорит об эмоциях?
Эмоции являются частью Божьего благого замыслаВо-первых, важно понимать, что «Наши эмоциональные способности являются частью нашей природы как личных существ, созданных по образу и подобию Бога».[1] Во-вторых, Эмоции — часть Божьего благого замысла.[2] В-третьих, Мы часто не думаем об этом, но на самом деле нам приказано быть эмоциональными. Например, в Псалме 2:11 говорится: «Служите Господу с страхом и радуйтесь с трепетом». И есть множество других примеров (Втор. 28:47-48; Пс. 51:17; 97:10; 100:2; Мф. 6:25-34; Рим. 12:9, 15; Еф. 4: 32; Кол. 3:15).
Итак, Джей Адамс говорит:
«Дело в том, что нет вредных или разрушительных эмоций как таковой . Наш эмоциональный состав полностью от Бога. Все эмоции, на которые Он сотворил нас способными, созидательны, если их правильно использовать (т. е. в соответствии с библейскими принципами)… Однако все эмоции могут стать деструктивными, если мы не сможем выразить их в гармонии с библейскими ограничениями и структурами»[3]. ]
Возможно, вы слышали: «Не следуй своим эмоциям», или «не позволяй своим чувствам взять над тобой верх», или «думай головой». Но эмоции не плохи сами по себе. Бог создал нас эмоциями.
Даже наши негативные эмоции не всегда ошибочны. Не всегда плохо чувствовать себя плохо. Иногда чувствовать грусть и злость — это хорошо и правильно. Важно понимать, что в Псалмах наиболее распространен жанр плача[4]. Также важно помнить, что нет книги радостей , но есть книга плачей. [5] У нас не всегда бывают только «хорошие» чувства, и это нормально. С другой стороны, Бог дал нам, по крайней мере частично, испытать глубокую радость и испытать ее навсегда, как говорится в Псалме 16:11. Итак, наш первый вывод заключается в том, чтобы мы осознали, что эмоции не так уж плохи сами по себе.
А что не так с эмоциями? Или почему иногда мы не можем или не должны доверять своим эмоциям? Потому что…
Эмоции разбиты грехомМногие из нас помнят (правдивую) историю Адама и Евы. Джон Фрейм сказал: «Падение… было восстанием всего человека — интеллекта, эмоций, восприятия и воли — против Бога». согласен с тем, что говорит Фрейм:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Он сказал женщине: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» 2 И сказала женщина змею: плоды с дерев мы можем есть в саду, 3 но Бог сказал: не ешьте плодов с дерева, которое посреди рая, и не прикасайся к нему , чтобы тебе не умереть». 4 Но змей сказал жене: «Нет, ты не умрешь. 5 ибо знает Бог, что, когда вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». 6 Итак, когда женщина увидела, что дерево хорошо для пищи , и что оно услада для глаз , и что дерево должно быть желанным чтобы сделать человека мудрым , она взяла его плода и съела , и она тоже дала своему мужу, который был с ней, и он ел».
Как произошло Падение? Змей был очень хитрым (синее выделение показывает, насколько хитрым был змей) и соблазнил Еву. Но как это произошло? Я хочу, чтобы мы увидели три вещи…
Думая…Что Ева думала , когда Сатана искушал ее (зеленое выделение намекает на то, как думала Ева)?
Сначала , возможно, Ева начинает думать, что Бог неразумен, потому что она добавляет к тому, что сказал Бог. Бог никогда не говорил, что им нельзя касаться дерева. Он сказал: « не ешьте » (Бытие 2:17). Во-вторых, кажется, что Ева верит во что-то ложное. Сатана сказал: «Ты не умрешь, и твои глаза откроются». И так Ева смотрела на дерево по-другому, она смотрела на него туманом обмана. Третья, Ева начинает делать оценочные суждения, не соответствующие Слову Бога. Бог сказал, что дерево непригодно для еды, на самом деле, Бог сказал, что когда вы съедите его, вы умрете. Таким образом, дерево определенно было «непригодным для еды». Хотя, это выглядело как . Помните, что сатана хитер. Он отец лжи, и он стремится обмануть и разрушить, и он весьма эффективен в этом.
Чувство …Что сделала Ева чувствовать , когда сатана искушал ее (фиолетовое выделение показывает нам, что чувствовала Ева)?
Ева почувствовала восторг. Это был восторг, основанный на обмане, это была таблетка яда, покрытая шоколадом, но тем не менее она чувствовала восторг. Иаков говорит нам, как желания могут сбить нас с пути: «Каждый искушается, когда соблазняется и обольщается своим желанием» (Иакова 1:14).[7] Желания, не соответствующие воле Божьей, разрушают.
Делаю…Что сделала Ева , когда сатана искушал ее (красное выделение показывает, что сделала Ева)?
Во-первых, Ева «увидела» или посмотрела на дерево иначе, она, как мы сказали выше, смотрела на дерево с греховным желанием. Следовательно, секунд, она «взяла»,[8] «съела» и «дала». Иаков говорит нам о конечном результате обманчивых желаний: «вожделение, зачав, рождает грех, а грех, достигнув совершенства, рождает смерть» (Иакова 1:15). Как мы сказали выше, желание, не соответствующее воле Бога, губит.
Проблема в , а не в эмоциях. На самом деле, одна из вещей, которую мы должны здесь увидеть, заключается в том, что проблема заключается не только в мышлении, или просто в чувстве, или просто в действии. Неа. Мышление, чувство и действие были и каждое вовлечено в Падение человечества. Это все, кто мы есть, пало. Виновник был не один. Все наше сердце больно (Ис. 1:5; ср. Иер. 17:9; Рим. 3:10-18). Не только один аспект этого.
Главная проблема, которая сбивает нас с пути, — это наш идолопоклоннический грех.[9]] Мы не слушаем Господа и не следуем за Ним, как должны, и бежим за другими так называемыми богами. Вот что доставляет нам неприятности. Не наши чувства, мысли или действия сами по себе.
На самом деле наши эмоции сложны, и между нашими мыслями, чувствами и действиями существует очень тесная связь.[10] Вот полезная диаграмма из полезной книги Джереми Пьера Динамическое сердце в повседневной жизни, , показывающая, как работает наше сердце: . Мы призваны любить Господа, Бога нашего, всем своим существом. Все. Всем нашим сердцем[12], душой, силой и разумом (Втор. 6:5; Мф. 22:37; Лк. 10:27). Но мы этого не делаем, и в результате возникают всевозможные проблемы. Мы создаем хаотический характер, и это влияет на все общество. Следующая диаграмма иллюстрирует это…
Мы можем чувствовать будто нас никто не любит или не любит, например, но это просто неправда. Библия говорит, что Бог любит нас, любит нас так сильно, что отдал Своего Сына… Итак, наши чувства должны быть наполнены Божьей истиной. Я согласен с тем, что говорит здесь У. Роберт Годфри: «Эмоции нужно правильно направлять и направлять. Ими должны управлять освященный разум и воля христианина». [13]
Таким образом, наши эмоции, хотя и не являются плохими по своей сути, определенно не совершенны. Мы грешны (Еккл. 9:3; Джер. 17:9; ПЗУ. 3; и т. д.). Наше познание (мышление), воля (действия) и эмоции (чувства) — все падшие. «Ни один аспект человеческого функционирования не избегает влияния греха».[14]
Важно, чтобы мы осознали масштабы проблемы, а не просто винили в ней эмоционализм. Эмоции могут заставить нас делать злые вещи, но эмоции не единственные виновники.
Как мы видели выше из Бытие 3, мы часто желаем не того, и это имеет ужасные последствия, когда мы действуем в соответствии с нашими обманчивыми желаниями. Нам нужно Божье слово, чтобы направлять нас. Эмоции не являются плохими по своей природе, но когда они вызваны неправильным мышлением, они могут заманить нас в ловушку, взять под контроль и увести нас по дурному пути. Эмоции могут лгать и затуманивать наши суждения.
Также важно понимать, что хотя эмоции и не совершенны, они могут многое рассказать. Эмоции могут быть полезным индикатором. Они могут сказать нам, что мы любим и желаем.
Мы можем сказать что нас не волнует что-то — девушка или парень, работа, оценка за контрольную или что-то еще — но наши эмоции покажут, где на самом деле находится наше сердце.[15] Итак, «Эмоции… служат измерителем желания». [16] Обратите внимание, однако, что эмоции в этом случае на самом деле не являются проблемой, эмоции, скорее, раскрывают потенциальную проблему, потенциального идола. Возможно, мы слишком много внимания уделяли девушке или парню, работе или оценке за контрольную, а может, и нет. Может быть, нам и правильно расстраиваться. Как бы то ни было, наши эмоции показывают нам, к чему мы относимся. Конечно, наши эмоции могут заставить нас думать, что определенная реакция оправдана, но это не так.
Например, если мы очень рассержены из-за плохой оценки за тест, мы можем подумать, что должны поквитаться с учителем. Однако это явно неправильно, и мы не должны этого делать. Таким образом, только потому, что мы чувствуем одно и то же, не означает, что мы должны слушать и следовать каждому нашему чувству… Слово Божье — наш проводник.
Джон Блум говорит, что «Бог создал ваши эмоции, чтобы они были мерилами, а не проводниками. Они должны отчитываться перед вами, а не диктовать».[17]
Итак, кажется, что эмоции могут выйти из-под контроля и не отражать реальность, но это не значит, что они всегда плохие.[18] Эмоции служат важной цели — или, по крайней мере, могут. Кажется, проблема не только в эмоциях и мышлении (как люди часто думают), проблема связана с чем-то другим.
В таком случае важно то, что ведет нас. Проблема не в том, что между мышлением и чувством должна быть дихотомия. Проблема в том, что наши мысли, чувства и потребности перестроились. Мы запутались во всем, кто мы такие, что мы думаем, чувствуем и делаем. Нам нужно следовать тому, что истинно, нам нужно следовать за Господом всем, что мы есть: сердцем, душой, разумом и силой; с нашими эмоциями, нарушением и познанием.
Итак, есть ли надежда? Что мы можем сделать со своими эмоциями?
Эмоции могут быть исправлены ХристомУ нас не так много места, но полезно подумать о примере Христа. Мы видим из Писания, что Христос испытал весь спектр эмоций. В качестве одного из примеров вспомните, что Иисус был «глубоко тронут духом и весьма смутился» и плакал (Иоанна 11:33–35). Христос совершенно владел Своими эмоциями. У него было искушение сдаться, но он так и не сделал этого. Иисус плакал и скорбел, но Он верил. Иисус был зол, но Его гнев был праведным.
Иисус испытывал эмоции так же, как и мы, и тем не менее Он никогда не грешил (Евр. 4:15). Таким образом, Иисус может обеспечить спасение для нас, которые так часто сбиваются с пути своими эмоциями. Мы призваны следовать за Иисусом, но терпят неудачу, и поэтому мы видим нашу потребность пасть к Его ногам за милостью и помощью. И – слава Богу! – Он обеспечивает и то, и другое.
Мы можем надеяться, потому что Иисус может дать нам необходимую помощь. Он дает спасение и Он послал Помощника! Иисус послал Святого Духа! И Святой Дух способен воссоздать наши сердца; сердца, которые бьются любовью к Нему, а не обманчивыми желаниями. Помните, что плоды любви, радости, мира, терпения, доброты, милосердия, верности, мягкости, самообладания не вырастают из посаженного нами семени. Эти плоды от Духа! Хорошо это помнить. Это обнадеживает, потому что означает, что есть надежда. Бог может сделать то, что мы не можем!
Бог фиксирует наши эмоции.[19] Он переупорядочивает их. И Он делает это с помощью различных средств. Один из способов, которыми Он это делает, — через слова. «Слова имеют силу. Слова, которые вы читаете и слышите, формируют вашу точку зрения». [20] Это может быть очень тонко, но это правда. «Каждое слово в Библии призвано изменить вас — изменить то, как вы думаете, и , как вы относитесь к окружающему миру».[21] Таким образом, мы видим силу библейской музыки. Музыка формирует, учит и направляет наши желания мощными способами (см. мой пост здесь ).[22]
Мы должны наполнить свою жизнь сознательным выбором, чтобы превратить взлеты, падения и даже обыденные моменты нашей повседневной жизни в возможности для общения с Господом[23] (как мы видим в Псалмах). Нам нужно слушать авторитетное слово Бога и формировать его.
Однако важно понимать, что мы не всегда можем быстро изменить свои эмоции. Эмоции — это не смайлики, которые мы можем просто выбрать. Также важно понимать, как мы сказали выше, что негативные эмоции не всегда плохи или неправильны, даже если они нежелательны. Они могут быть полностью оправданы (опять же, помните Плач и все плачи в Псалмах).[24]
Приятно помнить, что, используя средства, данные нам Богом, «наши эмоции могут начать точно отражать эмоции нашего Создателя, и наши чувства не заставят нас поверить в то, что не соответствует действительности. Положительные эмоции могут быть блестящим отражением наслаждения Богом, а искупленные отрицательные эмоции могут стать катализаторами, помогающими нам пересмотреть наши желания и испытать большую радость». [25]
Мы можем перестроиться. Вернулся, чтобы петь хвалу Богу. Колоссянам 3:2 говорит нам сосредоточить свой разум на том, что выше, а Иисус Навин 1:8 говорит нам размышлять над Божьим словом день и ночь. Когда мы это делаем, это меняет нас. Это меняет наши желания и наши эмоции…
То, что мы желаем, тянет нас — всех нас, наши эмоции, волю, интеллект — вперед. Великий богослов-практик Джон Оуэн сказал: «Бесполезно бороться с чем-либо, что имеет в своем распоряжении силу наших чувств; в конце концов оно победит». «Эмоции, по своей сути, переполняют то, что мы любим».[26]
«Ибо[27] где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Иисус учит нас, что все, чем мы дорожим, тянется к нашему сердцу (нашим привязанностям и всему тому, кто мы есть)[28]. И обратите внимание, насколько это важно, потому что наша жизнь исходит из нашего сердца (см. Притчи 4:23; Мф. 15:18-20; 23:26; Лк. 12:33-35). Итак, этот отрывок действительно говорит о процессе освящения или о том, как мы делаемся святыми. Мы не часто думаем об этом тексте как о тексте, связанном с освящением, но это так. Наши привязанности, действия и отношения исходят из нашего сердца. И в этом отрывке говорится, что туда, куда мы кладем наше сокровище, забирается и наше сердце… Если наши сердца настроены правильно, то такими же будут и наши эмоции, действия и мысли… (см. « Помните ли вы о своем уме? » о важности мышления).
Бог — Господь вселенной, пусть Он всегда будет Господом и наших сердец!
________________________
[1] Сэм Уильямс, «К теологии эмоций», с. 65. Ведутся споры о том, есть ли у Бога эмоции, но я верю, что они есть (хотя это загадочно, и я не претендую на полное понимание. См. Втор. 29:29).
[2] «Способность к эмоциональному отклику является частью первоначального Божьего замысла до грехопадения, который Господь назвал «очень хорошим»» (Уильямс, «К теологии эмоций», стр. 65).
[3] Джей Адамс, Мануэль христианского советника, с. 349.
[4] В Руководстве по Библии Райкена говорится: «Псалмы плача — самая многочисленная категория в Псалтири, составляющая примерно треть книги» (стр. 242). О псалмах см. Поклонение по Книге, с. 83.
[5] Дж. Аласдер Гроувс, «Питание вашей эмоциональной жизни», с. 53.
[6] Джон Фрейм, ДКГ, с. 337.
[7] «Желания человеческих сердец… имеют огромное значение для траектории их жизни» (Джереми Пьер, 9 лет).0009 Динамическое сердце в повседневной жизни, стр. 20-21).
[8] «Самые маленькие решения формируют нашу жизнь. Отклонитесь от курса всего на два миллиметра, и ваша траектория изменится; то, что тогда казалось крошечным, несущественным решением, теперь может стать гигантским просчетом» («Особое сообщение от Энтони Роббинса» в The Compound Effect ).
[9] Ван Тил сказал: «Иногда утверждают, что если кто-то не утверждает примат интеллекта, то можно справедливо следовать любому или любому виду эмоций. Но это было бы верно только в нехристианском понимании природы человека. Только в нехристианском представлении о человеке эмоции изначально неуправляемы; они стали непослушными только из-за греха. Но когда грех проник в разум человека, разум становится таким же непокорным, как и чувства. Весь человек отказывается подчиняться правлению Бога. Когда спасенный грешник учится обуздывать свои страсти, то причина не прежде всего в том, что он понял значение первенства ума как психологической истины, а причина прежде всего в том, что он всем своим существом рожден от Бога». ( Введение в систематическое богословие, с. 34 цитируется по Williams, «Toward a Theology of Emotion», p. 68).
[10] «Лучше думать об интеллекте, воле и эмоциях как о взаимозависимых. Каждый влияет на другие, и ни один из них не может функционировать должным образом отдельно от других. Когда мы пытаемся использовать одно без других, результатом является искаженное понимание, выбор и чувства» (Джон Фрейм, Поклонение в духе и истине, стр. 78).
[11] Из полезной книги Джереми Пьера, Динамическое сердце в повседневной жизни, с. 17.
[12] «Ветхий Завет приписывает чувства и эмоции сердцу. Новый Завет и здесь следует этому примеру: желание и страсть обитают в сердце, а сердце порождает эмоции» (Пьер, «Динамичное сердце в повседневной жизни», , стр. 20).
[13] В. Роберт Годфри, «Поклонение и эмоции», с. 368 в Воздайте хвалу Богу.
[14] Пьер, Динамическое сердце в повседневной жизни, с. 60.
[15] «Эмоции — это поверхностное выражение более глубоких желаний и ценностей» (Пьер, «Динамичное сердце в повседневной жизни», , стр. 41).
[16] Пьер, Динамическое сердце в повседневной жизни, с. 41.
[17] Джон Блум, «Ваши эмоции — это показатель, а не руководство».
[18] Сэм Уильямс сказал: «Мои мысли, решения и действия доставили мне гораздо больше проблем, чем мои эмоции» (Уильямс, «К теологии эмоций», стр. 69).
[19] «Возрождение и освящение не обязательно делают нас более эмоциональными, хотя они, безусловно, предназначены для того, чтобы обновить наши эмоции, разжечь и перенаправить привязанности, чтобы по возрастающей мере новый человек был способен любить Бога и ближнего более искренне и искренне. ненавидеть зло и грех» (Уильямс, «К теологии эмоций», стр. 70). Он также говорит: «Божье Слово и Дух обращаются ко всему человеку, так что интеллект побуждается к истинному мышлению, эмоции воспламеняются к Богу, а воля побуждается действовать так, как угодно Богу». Таким образом, «христианские» версии популярного предостережения о том, что «никогда не следует следовать чувствам», не учитывают влияние как греха, так и искупления на всего человека, на каждую из наших способностей или способностей» (там же. , стр. 69).
[20] Гроувс, «Питание вашей эмоциональной жизни», с. 50.
[21] Там же, с. 51.
[22] Энди Крауч говорит: «Пение может быть единственной человеческой деятельностью, в которой наиболее совершенным образом сочетаются сердце, разум, душа и сила. Почти все остальное, что мы делаем, требует, по крайней мере, одной из этих основных человеческих способностей: сердца, вместилища эмоций и воли; разум, с помощью которого мы исследуем и объясняем мир, душу, сердце человеческого достоинства и личности; и сила, способность наших тел вызывать изменения в мире. Но пение (а может быть, и только пение) объединяет их все. Когда мы поем во время поклонения, наш разум занят текстом и тем, что он говорит о нас и Боге, наши сердца тронуты и выражают целый ряд эмоций, требуется наша телесная сила, и — если мы поем «душой» — мы проникнуть в глубины нашего существа, чтобы воздать должное радости и горю человеческой жизни» (Энди Крауч, 9 лет).0009 Семья Tech-Wise ).
[23] Там же, с. 61.
[24] «На самом деле, назойливые «негативные» эмоции, такие как отчаяние, вина, стыд и страх, лучше всего отражали мое истинное состояние и зажигали возвращение к Слову Божьему как к источнику истины и ко Христу как к моей единственной надежде» (Уильямс, «К теологии эмоций»).