Психология памяти | Диплом по психологии
Перейти к содержимому
Понятие памяти
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком какой-либо информации. Значение памяти состоит в обеспечении накопления индивидуального опыта человека. Запоминание, сохранение и воспроизведение называются процессами памяти или мнемическими процессами.
Мнемические процессы
К процессам памяти — мнемическим процессам — относятся запоминание, сохранение и воспроизведение.
- Запоминание – это закрепление новой информации в памяти. От успешности запоминания зависит успешность сохранения и успешность воспроизведения информации.
- Сохранение. Обратной стороной сохранения информации в памяти является забывание. При анализе сохранения анализируется и забывание.
- Воспроизведение – актуализация информации и перевод ее из долговременной памяти в оперативную. Успешность воспроизведения зависит от эффективности исходных процессов: запоминания и сохранения информации.
По сложности выделяют следующие виды воспроизведения:
- Узнавание – воспроизведение информации в условиях ее повторного предъявления;
- Собственно воспроизведение;
- Воспоминание – наиболее полное воспроизведение. Воспроизводится не только информация, но и место и время ее восприятия.
Виды памяти
Существуют четыре основные классификации видов памяти. Основанием для первой классификации является содержание запоминаемой информации. По содержанию запоминаемой информации различают следующие виды памяти:
- Двигательная память лежит в основе выработки у человека навыков движения и заключается в запоминании движений или их систем.
- Образная память – это запоминание информации органов чувств; ее разновидностями являются зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память.
- Эмоциональная память – это память на эмоции радости, грусти, гнева, страха и т.д.
- Вербальная (словесно-логическая, вербально-логическая) память – это память на мысли и их словесное выражение.
Критерием второй классификации является длительность хранения информации, на основании которой различают следующие виды памяти:
- Кратковременная память — функционирует в условиях одноразового и кратковременного восприятия информации,
- Долговременная память – при многократном повторении информации. Время хранения информации в долговременной памяти не ограничено.
- Оперативная память — занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной, ее функцией является сопровождение деятельности, выполняемой человеком.
По способу запоминания информации (третья классификация) память разделяется на механическую и логическую.
- Механическая память реализуется на основе многократного и шаблонного повторения информации, ее характеристиками являются шаблонность и точность в воспроизведении.
- Логическая память основана на предварительном осмыслении запоминаемого материала и является более эффективной, чем механическая.
Четвертым основанием для классификации видов памяти является наличие или отсутствие цели запоминания:
- Если цель запомнить информацию присутствует, то такая память называется произвольной,
- Если такая цель отсутствует – непроизвольной. Большая часть жизненного опыта человека формируется на основе непроизвольной памяти.
Индивидуальные особенности памяти
- Объем запоминаемой информации. Стандартный объем — 7±2. Некоторые люди отличаются неограниченным объемом. Лурия: «человек и не догадывался об особенностях своей памяти».
- Скорость запоминания информации;
- Прочность запоминания информации. Скорость и прочность запоминания информации объединены взаимосвязью, определяемой типом темперамента человека: холерики отличаются высокой скоростью и низкой прочностью, сангвиники – высокими значениями того и другого, флегматики – низкой скоростью и высокой прочностью, меланхолики – низкими значениями того и другого.
- Тип памяти. Определяется наиболее развитым у данного человека видом памяти.
См. также:
- Развитие памяти;
- Факторы эффективности памяти.
Память. Большая российская энциклопедия
Психические, психофизиологические процессы или явления
Па́мять, способность живых организмов и технических устройств к сохранению и многократному воспроизведению информации. В психологии, философии и других гуманитарных дисциплинах под памятью понимают процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память является познавательной функцией, которая связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, определяя в конечном счёте соответствие индивидуальной биографии и личности человека. В информатике памятью называют комплекс устройств вычислительной машины, предназначенных для хранения информации различного назначения: входных данных, программ и результатов вычислений, а также отдельных команд. Разнообразие запоминающих устройств в составе современных компьютеров порождает структурные аналогии между памятью биологических систем и вычислительных машин (см. Когнитивная психология). Основное различие между памятью человека и памятью вычислительных устройств заключается в том, что процессы памяти у человека основаны на смысловых ассоциациях и целенаправленном выделении критериев поиска, тогда как в технических системах информация определяется с помощью своего адреса, т. е. номера ячейки памяти, в которую она помещается. Ныне ведутся работы по созданию технических систем памяти ассоциативного типа.
История исследований памяти в философии и психологии
Первые приёмы улучшения памяти, приведшие к созданию мнемотехники («метод мест», когда запоминаемые элементы мысленно располагаются в знакомом воображаемом окружении, и др.), использовались уже в Древней Греции. Для Платона и его последователей, развивавших концепцию «припоминания» (анамнесис), память – один из важнейших процессов познания («Теэтет»). К Платону восходит идея «восковых таблиц памяти» – модель памяти как отпечатка на физическом носителе. Первая развёрнутая концепция памяти принадлежит Аристотелю, разделявшему память и воспоминание: если первая свойственна и животным, то воспоминание – только человеку, оно есть своеобразное «отыскивание» образов, для которого важна ещё способность «размышлять» (трактат «О памяти и воспоминании»). Аристотелем были сформулированы правила успешного припоминания, впоследствии вновь открытые представителями новоевропейского эмпиризма (память как «кладовая» идей по Дж. Локку и др.) в качестве законов ассоциаций по смежности, сходству и контрасту.
В 19–20 вв. против ассоцианизма в понимании памяти выступили В. Вундт, представители Вюрцбургской школы и гештальтпсихологии. Последние настаивали на целостном характере памяти, в том числе на том, что сами следы должны пониматься как динамические напряжённые системы, по образцу электромагнитных полей в физике. Немецкие физиологи Э. Геринг (1870) и Р. Земон (1904) в учении о так называемой мнеме попытались рассматривать память не столько как психическую, сколько как «общеорганическую» функцию, свойственную любым биологическим объектам, включая клетки и их элементы.
Первые экспериментальные исследования памяти были выполнены в русле ассоцианизма Г. Эббингаузом, описавшим закономерности запоминания и забывания последовательностей бессмысленных слогов («О памяти», 1885). Выбор подобного материала был обусловлен желанием исключить влияние индивидуального прошлого опыта для выявления законов памяти в чистом виде. Результаты исследований Эббингауза, а также его последователей Г. Э. Мюллера и А. Пильцекера оказали влияние на У. Джеймса, который в «Принципах психологии» (1890) предложил различать «первичную память», удерживающую в течение короткого времени непрерывно осознаваемые содержания, и «вторичную память», содержащую сведения, покинувшие сферу сознания. Предшественник бихевиоризма Э. Торндайк и основатель этого течения Дж. Уотсон поставили изучение памяти в контекст общей проблемы научения, отождествляя память с приобретением навыков, принципиально одинаковым у человека и животных. На рубеже 19–20 вв. появляются клинические описания амнезии и других расстройств памяти (С. С. Корсаков, Т. Рибо). Согласно этим наблюдениям, потеря памяти не обязательно сопровождается слабоумием и может иметь место без выраженных органических поражений (например, в случае истерии).
А. Бергсон («Материя и память», 1896, рус. пер. 1911) выделил два различных, несводимых друг к другу вида памяти – двигательную (память как «привычка тела»), общую по своей природе с другими физиологическими функциями, и «истинную», или «образную», память, фиксирующую уникальные события прошлого («память духа»), по отношению к которой мозг выступает лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, но не их хранилищем. Для психоанализа память – это та часть психической жизни, которая выталкивается на поверхность сознания в результате борьбы подсознательных биологических потребностей и «надсознательных» социальных запретов; при этом материал, которым располагает память, может подвергаться искажениям и избирательному забыванию (вытеснению). В работах Ф. Бартлетта память выступает как конструктивный творческий процесс, «достижение на пути бесконечной борьбы по овладению и наслаждению окружающим миром, полным различий и быстрых изменений» (Bartlett. 1932. P. 314). В экспериментах со сложным повседневным материалом Бартлетт показал, что в воспоминаниях удерживается общий смысл воспринятого и связанный с ним эмоциональный тон, тогда как всё остальное подвергается переработке в соответствии со схематическими представлениями данной социокультурной среды.
В работах представителей французской социологической школы акцентировалась роль «коллективной памяти» общества в структурировании индивидуальных воспоминаний человека (М. Хальбвакс). Согласно П. Жане, изолированный индивид вообще не нуждался бы в памяти, представляющей собой социальную «реакцию на отсутствие». Л. С. Выготский и другие представители российской психологии (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), прослеживавшие развитие памяти в онтогенезе, рассматривали память как особое «мнемическое действие» в структуре деятельности. Различие между орудием труда и «…средством-инструментом, которое изготовляет первобытный человек для своей памяти, заключается лишь в том, что, в то время как первое всегда направлено на внешнюю природу, с помощью второго он овладевает своим собственным поведением» (Леонтьев. 1983. С. 33). Функцию средств запоминания выполняют создаваемые в процессе общения и социального развития системы знаков, прежде всего язык.
Исследования памяти в современной психологии и когнитивной науке
Базовыми процессами в этих исследованиях считаются запоминание (произвольное или непроизвольное), сохранение (обычно с элементами забывания) и восстановление, или «извлечение», информации. Хотя произвольное запоминание, как правило, эффективнее непроизвольного, последнее также может вести к значительным мнемическим эффектам: согласно предложенной канадскими психологами Ф. Крейком и Р. Локхартом (1972) теории уровней обработки, эффекты памяти считаются здесь побочными продуктами деятельности, осуществляемой с материалом: чем обширнее семантические связи, выделяемые при работе с материалом, тем прочнее запоминание, даже если первоначально оно и не было намеренным. Эффект воспроизведения зависит также от сходства состояний: материал, заученный в некотором эмоциональном состоянии, лучше восстанавливается, когда на этапе его припоминания испытываются примерно те же самые эмоции.
Наряду с такими классическими тестами памяти, как узнавание и воспроизведение, широко используются также т. н. имплицитные тесты памяти, в случае которых влияние прошлого опыта оценивается по косвенным признакам более успешного в отношении скорости и точности выполнения деятельности. Применение имплицитных процедур для тестирования памяти распространено при изучении двигательных и когнитивных навыков (например, навыков чтения или ориентации в пространстве). Выявляемые таким образом формы памяти часто демонстрируют, наряду с относительной независимостью от сознательного контроля, высокую устойчивость по отношению к неблагоприятным факторам (отвлечению внимания, возрастным изменениям, травматическим воздействиям). Эти формы мнемических процессов получили название процедурной памяти, в отличие от т. н. декларативной памяти, для которой характерна возможность достаточно полного описания («декларирования») содержания.
Канадский психолог Э. Тульвинг (2002) выделил в декларативной памяти безличную семантическую память, включающую знание значений слов родного языка, и эпизодическую память, которая имеет автобиографический оттенок и предполагает возможность реконструкции пространственного и временнóго контекста событий. Данные нейропсихологических и возрастных исследований подтверждают диссоциацию мозговых механизмов этих двух форм памяти; при этом эпизодическая память не только позднее развивается в онтогенезе, но и в большей степени, чем семантическая, подвержена нарушениям под влиянием неблагоприятных факторов, таких как стресс, депрессия и нейродегенеративные изменения. Хотя понятие эпизодической памяти относится обычно к припоминанию событий прошлого, близкие закономерности и нейрофизиологические механизмы характеризуют и обращённую в будущее проспективную память, связанную с намерениями выполнить те или иные действия.
Наряду с рассмотренными выше формами долговременной памяти, значительное место в современных исследованиях занимает анализ процессов сохранения информации, непосредственно следующих за её предъявлением, т. е. кратковременной памяти. Разработанная в 1970-е гг. американскими психологами Р. Аткинсоном и Р. Шиффрином мультимодальная модель памяти наряду с кратковременной и долговременной памятью включает т. н. сенсорные регистры, удерживающие физические воздействия в течение долей секунды, после чего информация либо угасает, либо переводится в кратковременную память, где удерживается путём проговаривания в течение нескольких десятков секунд. Объём кратковременной памяти ограничен т. н. магическим числом Миллера, составляющим 7±2 единицы информации. В ходе повторения «про себя» часть этой информации подвергается семантической организации и переводится из кратковременной памяти в долговременную, где она может практически неограниченно долго сохраняться в форме семантического кода.
В процессе критики мультимодальной модели английскими психологами А. Бэддели и Г. Дж. Хитчем было сформулировано альтернативное представление о рабочей памяти, сочетающей функции кратковременного удержания и активной, в том числе невербальной, переработки информации. В модели рабочей памяти выделены четыре различных блока: центральный исполнительный блок, характеризующий доступный объём ресурсов внимания, и три служебных блока, связанных с удержанием зрительных, фонологических и эпизодических (пространственно-временны́х) данных. В рамках психометрических исследований установлена тесная взаимосвязь между показателями объёма рабочей памяти и уровнем интеллекта, а также специфических способностей индивида, прежде всего в области развития речи и понимания.
По мере формирования экспертных знаний и навыков в специальных областях деятельности (например, в медицинской диагностике или игре в шахматы) происходит значительное расширение возможностей рабочей памяти по удержанию и обработке значимого материала благодаря установлению прямых ассоциативных связей между процессами восприятия и структурами долговременной памяти (в этом случае говорят о «долговременной рабочей памяти»).
Успешность функционирования памяти зависит также от адекватности существующих у индивида знаний о работе памяти (т. н. метапамять) и выбираемых им на этой основе стратегий запоминания. При этом используются разнообразные мнемотехнические приёмы, социальная поддержка, а также фиксация запоминаемой информации во внешней, в том числе электронной, форме. Роль социальной поддержки особенно велика на ранних этапах развития памяти в онтогенезе и затем с возникновением изменений нейробиологических механизмов памяти в пожилом возрасте.
С созданием новых нейрофизиологических методов исследования (функциональной магнитно-резонансной томографии и др.) психологические модели памяти всё чаще проверяются на их соответствие определённым группам нейрофизиологических механизмов. Источником информации при этом служит клинический материал, в частности случаи амнезии и связанные с ней мозговые нарушения. С расшифровкой генома человека индивидуальные различия памяти начинают также исследоваться с точки зрения их возможного соответствия особенностям генетических полиморфизмов. В ряде случаев гипотезы о причинно-следственных связях молекулярных механизмов памяти могут быть проверены в экспериментах на модельных животных.
Области мозга, важные для функционирования памяти у человека и высших животных, включают гиппокамп вместе с окружающими его участками височных долей коры головного мозга, базальные ядра, маммилярные и миндалевидные тела. Данные клинических наблюдений и экспериментов на животных свидетельствуют об определённой специализации этих структур. Так, гиппокамп отвечает за пространственное обучение и фиксацию содержаний декларативной памяти, а миндалевидное тело участвует в процессах запоминания эмоциональной информации. У человека процессы извлечения информации также связаны с активацией передних отделов мозга, причём в случае эпизодической памяти такая активация регистрируется преимущественно в правых префронтальных отделах коры. Роль префронтальной коры значительна и при формировании рабочей памяти. Мозговые механизмы семантической и процедурной памяти не имеют выраженной локализации.
Распространённой гипотезой о нейрофизиологических изменениях, лежащих в основе запоминания, стало представление Д. Хебба о двух процессах памяти – кратковременном и долговременном. Механизмом кратковременной памяти при этом считается циркуляция электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а долговременное хранение основано на «консолидации следа» – устойчивых изменениях анатомии и проводимости синапсов. В связи с обнаруженной возможностью ретроградной амнезии старых следов памяти, которые должны были бы давно консолидироваться, вызывает интерес гипотеза «реконсолидации», согласно которой при восстановлении информации уже стабилизировавшиеся следы памяти вновь приобретают лабильный характер (этот феномен может объяснить известные из психологических исследований искажения воспроизведения в зависимости от особенностей формулировок вопросов).
Молекулярные механизмы простейших форм памяти (выработка условного защитного рефлекса и др.) подробно изучены Э. Канделем (2006) на модели нервной системы моллюска аплизии. Согласно этим результатам, а также исследованиям молекулярных механизмов консолидации памяти у позвоночных, в формировании долговременных изменений синапсов задействовано два базовых механизма. Один из них активирует в ядре нейрона транскрипционный белок CREB, включая тем самым каскад генов, которые необходимы для роста новых синаптических окончаний. Другой механизм сохраняет возникшие изменения синапсов за счёт активации особой самоподдерживающейся формы того же самого белка.
Объектом интенсивных исследований на клеточном и субклеточном уровнях являются структуры гиппокампа человека и животных. Нейроны гиппокампа демонстрируют эффекты долговременного усиления (потенциации) или подавления (депрессии) синаптической передачи между нейронами, сохраняющиеся на протяжении длительного времени после воздействия (вплоть до нескольких месяцев). Кроме того, гиппокамп является структурой с высокой плотностью т. н. NMDA-рецепторов, представляющих собой основной клеточный механизм, обеспечивающий быстрое и продолжительное изменение синаптической проводимости. Уникальной особенностью гиппокампа является продолжающийся в течение всей жизни процесс нейрогенеза – формирования новых нейронов и астроцитов на базе исходного пула нейрональных стволовых клеток. Подавление нейрогенеза с помощью физических (ионизирующая радиация) и психологических (социальный стресс) воздействий приводит к нарушениям декларативной памяти. Патология гиппокампа и височной доли коры головного мозга ведёт к серьёзным нарушениям памяти и быстрому забыванию информации.
С развитием дифференциальной психологии и молекулярной генетики анализировалась возможная связь параметров памяти индивида с отдельными генетическими полиморфизмами (например, связь полиморфизмов белка KIBRA и соответственно кодирующего его синтез гена со скоростью забывания информации). Установлена также тесная связь нарушений памяти и вероятности возникновения болезни Альцгеймера с аллелем ε4 гена APOE.
Ошибки и неточности, обнаруживающиеся в повседневном функционировании памяти и осложняющие её использование в свидетельских показаниях, могут быть связаны как с чрезмерной готовностью сообщить какую-либо информацию, так и с забыванием. Фундаментальной особенностью памяти является включение в образ припоминаемой ситуации новых деталей и аспектов, имплицированных общим знанием о ситуациях такого рода и формулировкой наводящих вопросов. К числу нормальных искажений памяти относятся феномен дежавю, когда новая ситуация внезапно кажется хорошо знакомой, уже виденной ранее, и противоположный случай – т. н. жамевю (франц. jamais vu – никогда не виденное), когда отсутствует узнавание при восприятии хорошо известной информации.
Поражения мозга различного происхождения часто ведут к возникновению амнезии. Характерным симптомом поражения префронтальных отделов коры являются конфабуляции, когда больной смешивает события, произошедшие в разные моменты прошлого, либо сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни. Вместе с тем исследования лиц с выдающейся памятью (мнемонистов) свидетельствуют о том, что чрезмерно хорошая память (т. н. гипермнезия) может затруднять нахождение новых творческих решений в различных проблемных ситуациях.
В процессе старения происходит ухудшение функций памяти, опосредованных префронтальными структурами мозга. Наряду с рабочей памятью, эти процессы затрагивают эпизодическую память («амнезия на источник» – забывание информации о том, когда, где и, например, от кого были получены определённые сведения). Важнейшими факторами стабилизации возрастных изменений памяти являются активный образ жизни и сохранение интеллектуальной деятельности. Существует ряд специальных программ тренировки памяти, имеются данные о том, что свободное владение двумя языками сдвигает момент возникновения клинических форм нарушения памяти в среднем на 5 лет. Ведутся обширные биохимические исследования, направленные на интенсификацию и сохранение процессов нейрогенеза в структурах гиппокампа.
Величковский Борис МитрофановичДата публикации: 24 мая 2022 г. в 19:36 (GMT+3)
Поиск – Общая психология
Перейти к содержимому
Память
Цели обучения
- Объяснить сигналы припоминания и три типа припоминания (припоминание, узнавание и повторное обучение)
Итак, вы приложили немало усилий, чтобы закодировать (посредством сложной обработки) и сохранить важную информацию для предстоящего выпускного экзамена. Как вы получите эту информацию из , когда она вам понадобится? Акт извлечения информации из хранилища памяти и обратно в сознательное сознание известен как . Это похоже на поиск и открытие документа, который вы ранее сохранили на жестком диске вашего компьютера. Теперь он вернулся на ваш рабочий стол, и вы снова можете с ним работать. Наша способность получать информацию от жизненно важна для нашего повседневного функционирования. Вы должны уметь извлекать информацию из памяти, чтобы делать все, от умения чистить волосы и зубы до вождения на работу и до знания того, как выполнять свою работу, когда вы туда доберетесь.
Сигналы памяти
Какие факторы определяют, какую информацию можно извлечь из памяти? Одним из критических факторов является тип подсказок или подсказок
Общий принцип, лежащий в основе эффективности сигналов припоминания, — это (Tulving & Thomson, 1973): когда люди кодируют информацию, они делают это определенным образом. Возьмем, к примеру, песню по радио: возможно, вы услышали ее, когда были на потрясающей вечеринке, вели замечательную философскую беседу с другом. Таким образом, песня стала частью всего этого сложного опыта. Спустя годы, даже если вы не думали об этой вечеринке целую вечность, когда вы слышите песню по радио, весь опыт возвращается к вам. В общем, принцип специфичности кодирования гласит, что в той мере, в какой реплика (песня) совпадает или перекрывается со следом воспоминаний о переживании (вечеринка, разговор), она будет эффективна для пробуждения воспоминаний. В классическом эксперименте по принципу специфичности кодирования участники запоминали набор слов в уникальной обстановке. Позже участников тестировали на наборах слов либо в том же месте, где они выучили слова, либо в другом. В результате специфичности кодирования учащиеся, которые проходили тест в том же месте, где выучили слова, на самом деле могли вспомнить больше слов (Godden & Baddeley, 19).
Однако одно предостережение относительно этого принципа заключается в том, что для того, чтобы сигнал сработал, он не может соответствовать слишком большому количеству других переживаний (Nairne, 2002; Watkins, 1975). Рассмотрим лабораторный эксперимент. Предположим, вы изучаете 100 предметов; 99 слов и одно изображение — пингвина, пункт 50 в списке. После этого реплика «вспомни картинку» идеально вызывала бы «пингвина». Никто бы не пропустил это. Однако, если
Подводя итог тому, как функционируют сигналы памяти: для того, чтобы сигнал извлечения был эффективным, должно существовать совпадение между сигналом и желаемым целевым воспоминанием; кроме того, для обеспечения наилучшего поиска отношения сигнал-цель должны быть отличительными.
Типы поиска
Есть три способа извлечения информации из вашей долговременной памяти: воспоминание, распознавание и повторное обучение. — это то, о чем мы чаще всего думаем, когда говорим об извлечении памяти: это означает, что вы можете получить доступ к информации без подсказок. Например, вы могли бы использовать отзыв для теста сочинения.
Третья форма поиска — , и это именно то, на что это похоже. Это включает в себя изучение информации, которую вы узнали ранее. Уитни изучала испанский язык в старшей школе, но после школы у нее не было возможности говорить по-испански.
Отзыв и распознавание
Психологи измеряют эффективность памяти с помощью производственных тестов (включающих припоминание) или тестов распознавания (включающих выбор правильной информации из неправильной, например, тест с множественным выбором). Например, с нашим списком из 100 слов одну группу людей можно попросить вспомнить список в любом порядке (бесплатный тест на запоминание), а другую группу можно попросить обвести кружком 100 изученных слов из смеси с другой. 100 неизученных слов (тест на узнавание). В этой ситуации тест на узнавание, скорее всего, даст более высокие результаты участников, чем тест на припоминание.
Мы обычно думаем, что тесты на распознавание довольно просты, потому что сигналом для припоминания является копия фактического события, которое было представлено для изучения.
Например, в данном случае такая реплика, как Джордж Бернард ________ , часто приводит к воспоминанию «Шоу», хотя изначально люди не узнавали Шоу как имя известного автора. Тем не менее, получив реплику «Уильям», люди могут не назвать Шекспира, потому что Уильям — распространенное имя, которое подходит многим людям (принцип перегрузки реплики в действии). Этот странный факт — припоминание иногда может привести к более высокой производительности, чем распознавание — можно объяснить принципом специфичности кодирования. В качестве подсказки Джордж Бернард _________ соответствует тому, как знаменитый писатель хранится в памяти, лучше, чем его фамилия Шоу (хотя она и является целью). Далее, совпадение весьма своеобразно с George Bernard ___________, но реплика William _________________ гораздо более перегружена (Prince William, William Yeats, William Faulkner, will.i.am).
Феномен, который мы описывали, называется отказом узнавания запоминаемых слов , что подчеркивает тот факт, что сигнал будет наиболее эффективным в зависимости от того, как была закодирована информация (Tulving & Thomson, 1973). Дело в том, что сигналы, которые лучше всего вызывают припоминание, — это те, которые воссоздают событие или имя, которое нужно запомнить, тогда как иногда даже сама цель, такая как Шоу в приведенном выше примере, не является лучшим сигналом. Какой сигнал будет наиболее эффективным, зависит от того, как информация была закодирована.
Поиск и реконструкция
Всякий раз, когда мы думаем о нашем прошлом, мы пытаемся вспомнить его. Обычно мы думаем, что припоминание — это объективный акт, потому что мы склонны воображать, что извлечение воспоминаний похоже на вытаскивание книги с полки, и после того, как мы закончим с этим, мы возвращаем книгу на полку такой, какой она была. Однако исследования показывают, что это предположение неверно; память не является статическим хранилищем данных, она постоянно меняется. На самом деле, каждый раз, когда мы извлекаем воспоминание, оно изменяется. Например, сам акт извлечения (факта, понятия или события) повышает вероятность повторного извлечения извлеченных воспоминаний.0019 тестовый эффект или эффект практики поиска (Pyc & Rawson, 2009; Roediger & Karpicke, 2006). Однако извлечение некоторой информации на самом деле может привести к тому, что мы забудем другую информацию, связанную с ней, явление, называемое забыванием, вызванным поиском (Anderson, Bjork, & Bjork, 1994). Таким образом, акт извлечения может быть обоюдоострым мечом — усиливая только что извлеченную память (обычно на большую величину), но нанося вред связанной информации (хотя этот эффект часто относительно невелик).
Извлечение далеких воспоминаний реконструктивно. Мы сплетаем конкретные фрагменты событий с предположениями и предпочтениями, чтобы сформировать связную историю (Bartlett, 1932). Например, если во время вашего 10-летия ваша собака добралась до торта раньше вас, вы, вероятно, будете рассказывать эту историю много лет спустя. Скажем, в последующие годы вы неправильно помните, где собака на самом деле нашла торт, но повторяете эту ошибку снова и снова во время последующих пересказов истории. Со временем эта неточность станет основным фактом события в вашем уме. Точно так же, как припоминание (повторение) улучшает точные воспоминания, оно усиливает ошибки или ложные воспоминания (McDermott, 2006). Иногда воспоминания можно даже создать, просто услышав яркую историю. Рассмотрим следующий эпизод из своего детства, рассказанный Жаном Пиаже, известным психологом, занимающимся вопросами развития:0003
Если бы это было правдой, одно из моих первых воспоминаний относится ко второму курсу. Я до сих пор отчетливо вижу следующую сцену, в которую я верил до 15 лет. Я сидел в детской коляске. . . когда мужчина пытался меня похитить. Меня удерживал ремень, застегнутый вокруг меня, в то время как моя няня храбро пыталась встать между мной и вором. Она получила различные царапины, и я до сих пор смутно вижу их на ее лице. . . . Когда мне было около 15 лет, мои родители получили письмо от моей бывшей медсестры, в которой говорилось, что ее перевели в Армию Спасения. Она хотела признаться в своих прошлых ошибках и, в частности, вернуть часы, которые ей подарили по этому случаю. Она выдумала всю историю, подделав царапины. Поэтому я, должно быть, в детстве услышал эту историю, в которую поверили мои родители, и спроецировал ее в прошлое в виде зрительной памяти. . . . Многие настоящие воспоминания, несомненно, относятся к тому же порядку. (Норман и Шактер, 19 лет.97, стр. 187–188)
Яркий отчет Пиаже представляет собой случай чистой реконструктивной памяти. Он неоднократно слышал эту историю и, несомненно, рассказывал ее (и думал об этом) сам. Повторяющийся рассказ закреплял события так, как будто они действительно произошли, точно так же, как мы все открыты для возможности иметь «много реальных воспоминаний… одного порядка». Тот факт, что человек может вспомнить точные детали (местоположение, царапины), не обязательно указывает на то, что память верна, что также было подтверждено лабораторными исследованиями (например, Norman & Schacter, 19).97).
Смотреть
Ознакомьтесь с понятиями из этого раздела о кодировании, хранении и извлечении в следующем видео CrashCourse: новое окно).
Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)Контент с лицензией CC, оригинал
- Как работает память. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/8-1-how-memory-functions. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax. org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
- Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
Контент с лицензией CC, ранее опубликованный
- Память (кодирование, хранение, извлечение). Авторы : Кэтлин Б. Макдермотт и Генри Л. Редигер III . Предоставлено : Вашингтонский университет в Сент-Луисе. Расположен по адресу : http://nobaproject.com/textbooks/wendy-king-introduction-to-psychology-the-full-noba-collection/modules/memory-encoding-storage-retrieval. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
Все права защищены содержание
- Как мы сохраняем воспоминания – Ускоренный курс психологии №13. Предоставлено : CrashCourse. Расположен по адресу : https://youtu. be/bSycdIx-C48?list=PL8dPuuaLjXtOPRKzVLY0jJY-uHOH9KVU6. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
License
General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
ключевых терминов для памяти – Введение в психологию и неврологию
- рассеянность 90 178 провалов в памяти, вызванных перерывами во внимании или нашим сосредоточением на чем-то другом 90 179
- акустическое кодирование
- ввод звуков, слов и музыки
- амнезия
- потеря долговременной памяти, возникающая в результате болезни, физической травмы или психологической травмы
- антероградная амнезия
- потеря памяти на события, происходящие после черепно-мозговой травмы
- теория возбуждения
- сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания
- Модель Аткинсона-Шиффрина Модель памяти
- , в которой говорится, что мы обрабатываем информацию через три системы: сенсорную память, кратковременную память и долговременную память .