Какие разновидности социального поведения существуют: 11 основных видов
Всем привет! В данной теме разберем, какие разновидности социального поведения существуют их типы и виды. Социальное поведение стоит рассматривать со стороны психологического воздействия на людей и занимаемого ими положения в обществе.
Такие формы социального поведения рассматриваются со стороны социума, а не индивидуальности. Его взаимодействие с другими людьми и оказания влияния как на отдельные личности, так и общество в целом.
Содержание
- Виды социального поведения
- Массовое
- Групповое
- Полоролевое
- Просоциальное
- Конкурентное
- Послушное
- Девиантное
- Противоправное
- Проблемное
- Привязанное
- Материнское
- Иные виды поведения человека в обществе
- Стремление к успеху
- Избегание неудач
Виды социального поведения
Психология выделяет следующие виды:
Массовое
Обуславливается плохой управляемостью социальной активности большого количества людей, не имеющего организованности и конкретных целей. Обычно подобное приравнивают к стихийным действиям. К основным примерам можно отнести массовую панику, религиозное направление, политику и так далее…
Групповое
Считаются действия отдельных людей, объединенных в социальные группы. Обычно группы возникают из-за определенных процессов, возникающих внутри коллектива. Отличительная особенность во взаимодействии людей внутри объединения, даже при нахождении за его пределами.
Полоролевое
Относится к действию, связанному с обладателем конкретной половой принадлежности, и основывается на социальной роли, выполняемой данным человеком в течении жизни в социуме.
Данный вид может относиться, как к группе лиц, так и к отдельным личностям, зависящим от выполняемых социальных функций и целей преследования. В ниже приведенных примерах вида будут описаны личности во время взаимодействия с другими индивидами.
Просоциальное
Заключается в стремлении оказать помощь и поддержку окружающим людям. Также при прямой помощи другим людям, данное поведение называют помогающим.
Конкурентное
Выражается в восприятии другого индивида в качестве потенциального или действующего конкурента, вступая в борьбу или соревновательный процесс. Основной целью является достижение преимуществ и побед. Данная манера поведения имеет два вида.
- Индивид проявляет нетерпимость, раздражительность, враждебность, недоверчивость.
- Отсутствует стремление к конкурированию, выражается в доброжелательном отношении.
Послушное
Отвечает за взаимодействие между личностями, посредством цивилизованности и культурности. Зачастую, подобное поведение называют правопослушным, в свою очередь противоположное называется девиантным, противоправным и проблемным.
Девиантное
Осуществляется в виде проявления непокорности и бунтарства в общепринятых социальных нормах, морали или нравственности. Но при всем этом, девиантные действия нельзя приравнивать к противоправным.
Противоправное
Относится к нарушающим установленные социальные нормы. За подобные действия можно получить реальное наказание, согласно законодательству Российской Федерации.
Проблемное
К этому можно отнести любое, которое влечет за собой психологические проблемы. В большинстве случаев выражается в неприемлемом поведении, влекущем за собой деструктивность или антисоциальность.
Также к такому поведению можно отнести и близкие отношения людей, как привязанность и материнство.
Привязанное
Основывается на выраженном стремлении человека находиться рядом с другим человеком. Данная форма поведения берет свое зарождение с детского возраста, и объектом привязанности является мать.
Материнское
Проявляется в поведении матерей по отношению к своим детям, в том числе и любое другое поведение человека, имеющее сходство с действием матери к ребенку.
В действительности вариантов поведения большое количество: стремление избегать провалов, достигать успехов, достижение успешности, и тому подобное.
Иные виды поведения человека в обществе
youtube.com/embed/2ZD5fMsYsbk?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Стремление к успеху
Данная манера действий отвечает за влиятельность и успех в жизни человека. К лучшему примеру можно отнести людей, которые в недалеком прошлом смогли стать успешными в современном мире.
Избегание неудач
Является альтернативной формой достижения успеха. Основывается на особой озабоченности не остаться последним или хуже остальных, не быть неудачником по жизни.
Также можно к видам социальных действий отнести желание быть коммуникабельным, а противоположным относится избегание людей. К отдельным формам можно выделить стремление достичь властвования и его сохранения. Противоположным стремлением можно отнести желание быть покорным.
В большинстве случаев социологи изучают наиболее распространённые виды социального поведения, влияющего на социум и отдельную личность. К таким относят: добро, зло, дружественность, враждебность и многие другие.
А что вы можете добавить по данной теме? Поделитесь своими размышлениями в комментариях.
3.2. Разновидности массового социального поведения
Существует множество подходов к классификациимассового социального поведения. В зависимостиот масштабов и степени организациитех или иных поведенческих актов можно выделить:
социальные движения,
коллективное поведение,
социальное поведение личности.
К организованным формаммассового социального поведения относятсясоциальные движения – массовые действия представителей какой-либо однойбольшой социальной группыили нескольких,направленные на обеспечение групповых или общественных интересов,удовлетворение потребностей. Иначе говоря, этоорганизованные усилиябольших групп людей,способствующие или препятствующие социальным переменам.
Социальные движения могут быть систематизированы в соответствии с характером перемен,к которым они стремятся. В тех случаях, когда соответствующие действия выражаютсяв требованиях, обращенных к государству,они приобретают характерполитического движения.
Но нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не приобретают политического характера.Это, например, движения за восстановление гражданского достоинства и обеспечение прав людей, за улучшение условий их труда и жизни. Одни из таких движений оказываются политизированными в большей степени, другие – в меньшей. Однако в любом случае в них должно присутствовать
Кроме того, выделяют:
утопические социальные движения,
движения реформ,
регрессивные движения,
революционные движения.
Утопическими называются движения по созданию
Движения реформимеют цельюизменение отдельных сторонобщественной жизни и социальной структуры обществабез полной его трансформации.
Регрессивные движения (движения сопротивления)представляют собой организованные усилия больших групп людей, направленныена блокирование возможных и искоренение уже произошедших изменений.
Революционные движения
Всесоциальные движения возникаютв связи с недовольством заведенным порядком вещей.Недовольство появляетсяв результате несоответствия между объективными условиями и тем, какими они должны быть,по мнению определенной части населения.
Однако само по себе недовольство не является главной причиной социальных движений. Кроме него необходимо
Р. Мертондал членам нестабильных обществ следующие характеристики:
осознание равнодушия со стороны управленческого аппарата государства к чаяниям его рядовых членов;
чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных целей, провозглашаемых этим обществом;
общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий;убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо поддержку со стороны данного общества.
В стабильных обществахтакже могут возникать социальные движения, тогда они выливаются в русло спокойныхкультурныхтечений. Культурные течения – это процесс, в ходе которого определенные переменымедленноизменяют способы жизнедеятельности людей, но результат их действия является очевидным. Например, эмансипация женщин или движение расовой сегрегации в США привели к изменениям в законодательстве и общественном мнении.
Уровни социального поведения — индивидуальное, межличностное и групповое
Главная »Психология фиба»Уровни социального поведения — индивидуальное, межличностное и групповое
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Содержание
- 1 Введение
- 2 Что такое поведение?
- 2.1 Что такое социальное поведение?
- 3 уровня социального поведения
- 3.1 поведение на индивидуальном уровне
- 3.2 поведение на межличностном уровне
- 3.3 Поведение на групповом уровне
- 4 Вклад Курта Левина в социальную психологию: модель понимания социального поведения
- 5 Ссылки
Давайте сначала познакомимся с некоторыми основными терминами.
Что такое поведение?То, как животное или человек реагирует на конкретную ситуацию или стимул, называется поведением.
Американская психологическая ассоциация определяет поведение как деятельность организма в ответ на внешние или внутренние раздражители, включая объективно наблюдаемую деятельность, интроспективно наблюдаемую деятельность и бессознательные процессы.
Что такое социальное поведение?Различные вопросы в области социальной психологии включают мысли, чувства и поведение людей.
У человека действие, на которое прямо или косвенно влияет реальное, воображаемое, ожидаемое или подразумеваемое присутствие других, называется социальным поведением.
Включает любой из наборов поведения, таких как сотрудничество, принадлежность, альтруизм, просоциальное поведение и т. д.
Уровни социального поведенияСоциальные психологи изучают человеческое поведение, но их основной задачей является человеческое поведение в социальном контексте. Кроме того, социальная психология анализирует человеческое поведение на различных Уровнях социального поведения, представленных ниже:
Поведение на индивидуальном уровнеИндивидуумы, участвующие в любом социальном взаимодействии, являются фундаментальными составляющими.
Согласно психологии, каждый человек уникален своим
Социальная психология также изучает чувства, которые мы испытываем как личности в нашей социальной жизни. Таким образом, то, что мы думаем или чувствуем в социальном контексте, в конечном итоге выражается через наше поведение в социальных взаимодействиях.
Переменные, изучаемые в рамках отдельных процессов:
- Социальное познание и социальное восприятие.
Я-концепция: природа, саморегуляция и самопрезентация.- Отношение: определение, компоненты, размеры и формирование отношения
- Предубеждение: причины.
Этот компонент социальной психологии относится к тому, что на наше поведение влияет присутствие других людей. Более того, мы также влияем на поведение других людей. Социальный контекст, на который ссылаются в определении социальной психологии, не обязательно должен быть реальным или присутствовать. На самом деле, даже подразумеваемое или воображаемое присутствие других людей может иметь важные последствия для людей (Гордон Олпорт, 19 лет).85).
Люди во многом подвержены влиянию других.
Например, в повседневной жизни общение с другими людьми может существенно повлиять на понимание человеком социального мира. Попытки убеждения со стороны других могут изменить представления человека о мире и его или ее отношение к людям, группам или другим объектам.
Переменные, изучаемые в рамках межличностных процессов:
- Межличностное влечение, любовь
- Просоциальное поведение
- Локус контроля, усиливающий нашу склонность помогать.
- Агрессия: значение, природа и причины агрессии
Социальная психология дополнительно анализирует влияние группы на поведение ее отдельных членов. Каждый человек принадлежит ко многим различным группам, и эти группы влияют и регулируют поведение своих членов, как правило, путем установления норм или правил.
Один результат этого соответствие , процесс, посредством которого член группы корректирует свое поведение, чтобы привести его в соответствие с групповыми нормами. На самом деле, группы также оказывают существенное долгосрочное влияние на своих членов через социализацию, процесс, который позволяет группам регулировать то, чему учатся их члены.
Социализация предполагает, что участники будут адекватно обучены играть роли в группе и в обществе в целом. Следовательно, важными результатами социализации являются приобретение языковых навыков, формирование политических и религиозных убеждений и взглядов, а также нашего представления о себе.
Переменные, изучаемые в рамках групповой динамики:
- Группы: когда мы присоединяемся и когда покидаем, преимущества присоединения
- Сотрудничество и конфликт
- Соответствие; Факторы, влияющие на соответствие, послушание и авторитет
- Групповое принятие решений
- Приложение: Тимбилдинг
Вклад Курта Левина в социальную психологию: модель понимания социального поведения
Курт Левин (9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) был немецко-американским психологом, которого часто называют «основателем социальной психологии».
Социальные психологи интересуются силами, которые воздействуют на людей и заставляют их участвовать в конкретных примерах социального поведения. Но социальное поведение, как правило, сложно и имеет много причин.
Следовательно, объяснение социального поведения — трудная задача. Таким образом, чтобы упростить эту задачу, мы можем отнести множественные причины социального поведения к одной из двух широких категорий:0035 ситуация и индивидуум
Согласно формуле, впервые предложенной Куртом Левиным (1936), социальное поведение является функцией взаимодействия ситуации и индивидуальных характеристик.
B = f (P,E)
Следовательно, это предполагает, что поведение является продуктом индивидуума и его окружения.
- Барон, Р. А. и Бирн, Д. (1997). Социальная психология, 8-е издание. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
- egyankosh.ac.in
- Чиккарелли, Южная Каролина; White JN Адаптировано Гиришваром Мишрой (2018). Психология (5-е издание). Пирсон.
Категорииfyba психология, Социальная психологияТегиАмериканская психологическая ассоциация (АПА), Формула поведения Курта Левина, Групповая динамика, Поведение на групповом уровне, Поведение на индивидуальном уровне, Поведение на межличностном уровне, Курт Левин, Уровни социального поведения, Социальное поведение, Социальное познание, Социальное Восприятие, Социальное восприятие в психологии, Социальная психология
Социальное поведение: значение, основы и виды
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о:- 1. Определение и значение социального поведения 2. Основы социального поведения 3. Генезис и развитие 4. Виды 5. Контроль и самоадаптация социального поведения 6. Эффекты скученности.
Содержание:
- Определение и значение социального поведения
- Основы социального поведения
- Генезис и развитие социального поведения
- Виды социального поведения
- Контроль и самоадаптация социального поведения
- Влияние скопления людей на социальное поведение
1. Определение и значение социального поведения :
Социальное поведение – это деятельность человека, которая уточняет, модифицирует или иным образом изменяет действия другого человека. Социальное поведение стимулируется обществом, которое опять же стимулирует других членов группы или общества.
Любое действие, на которое повлияло общество и которое также влияет на общество, называется социальным действием. Любое поведение человека, на которое общество не повлияло или не модифицировало его и которое само по себе не квалифицирует, не модифицирует и не стимулирует членов общества, не является социальным поведением.
Например, стихотворение, написанное поэтом, опубликованное и изменяющее или влияющее на поведение некоторых членов общества, является социальным актом. Но стихотворение поэта, которое нигде не опубликовано, не прочитано и не обсуждено, не может квалифицировать, изменять или влиять на поведение других людей в обществе.
Итак, написание таких стихов нельзя назвать социальным актом. Только когда люди реагируют или реагируют на тот или иной поступок человека, речь идет о социальном поведении или социальном поступке. Социальное поведение также определяется как поведение, при котором реакции либо служат социальными стимулами, либо вызываются социальными стимулами.
Ребенок смеется и на это реагируют окружающие. Опять же, когда смех вызывается лаской матери, это называется социальным поведением.
2. Основы социального поведения :
Культурные влияния, возникающие в результате существования организованных обществ, социальные влияния первичных групп, таких как семья, в обществе и влияния окружающей среды, опосредованные физическими свойствами социальной среды, в общем и целом являются основой социального поведения. Вышеуказанные факторы делают индивида по существу человечным в его поведении и отличают его от животных.
Культура является наиболее важной чертой любого общества. Как Линтон (1936), определяет его : «культура — это совокупность моделей поведения, взглядов и ценностей, разделяемых и передаваемых членами данного общества». Антропологические исследования показывают, что поведение человека сильно различается в разных социальных условиях.
Таким образом, антропологи считают, что не существует такой вещи, как универсальная человеческая природа, основанная только на унаследованных чертах. Согласно Бенедикту (1934), модель культуры можно рассматривать как набор широко распространенных способов поведения в обществе с сопутствующими им убеждениями.
Хотя культурные различия по-разному влияют на мотивы, убеждения, ценности, интересы и отношения людей в разных группах, они также показывают, что, тем не менее, существуют некоторые общие характеристики людей, такие как основные первичные побуждения, потребность в тепле, стимуляции, помощи, приют и комфорт.
Потребность в безопасности, принадлежности, поддержании самоуважения, социального одобрения, власти, престижа и признания, хотя и переживаемая или выражающаяся по-разному в разных обществах и культурах, в основном свойственна всем людям. Однако способы удовлетворения этих общих базовых потребностей различаются в разных культурах, и, следовательно, соответственно различается и социальное поведение.
3. Генезис и развитие социального поведения:
(i) Социальная жизнь среди низших позвоночных :Происхождение социального поведения начинается с низших животных. Некоторые низшие животные очень помогают другим животным, обеспечивая их пищей и т. д. Например, те, кто паразитирует на других низших животных, питаются такими животными и червями.
Определенные бактерии, укрывающиеся на крышах некоторых растений и зависящие от этих растений в своем существовании, помогают им расти, извлекая ценные вещества из почвы. Таким образом, такие взаимные услуги у очень низших видов являются признаками социального поведения. В случае с муравьями видно, что их работа разделена и за ней следуют разные группы, точно так же, как в доме или в социальной функции обязанности разделены.
Есть король и королева, несколько муравьев поставляют продукты питания, а другая группа отвечает за оборону. Точно так же и в случае с пчелами работа делится.
Согласно Скотту, основные корни социальной организации связаны с контактным поведением, которое в конечном итоге приводит к продвинутым типам сотрудничества и сексуальному поведению, которое, когда оно связано с более сложным типом воспроизводства и защиты молодняка, может привести к тому, что можно назвать альтруистическое поведение. Высшие позвоночные также умеют приспосабливаться к различным факторам внешней среды.
Далее, своим поведением они пытаются контролировать какое-то другое животное, подобно тому как в человеческом обществе более сильный индивидуум доминирует над другим видом. Физически превосходящий доминирует над тем, кто физически уступает.
Самые тяжелые самцы находятся на вершине иерархии власти, а самые легкие — внизу. У различных птиц, таких как голуби, голуби, петухи и куры, обнаружено социальное поведение. Некоторые из них играют доминирующую роль, в то время как другие играют подчиненные роли.
Согласно Купусвами, существуют следующие четыре основных корня социальной организации:
(a) Контактное поведение
(b) Размножение
(c) Защита молодежи
(d) Групповое проживание среди высшие позвоночные для питания, защиты и игр.
Реальный вид социальных отношений также зависит от способности животного к различным видам обучения.
У дочеловеческих видов животных, по-видимому, есть два биологических корня социального поведения:
(i) Органические потребности и
(ii) Нервно-мышечная структура, обеспечивающая процессы обучения. Вместе они определяют уровень социального поведения среди дочеловеческих видов животных.
(ii) Социальная жизнь обезьян и обезьян :У человекообразных обезьян, мартышек и шимпанзе также наблюдается социальное поведение. Они могут понимать знаки человека и реагировать. У обезьян есть язык, состоящий из 12 звуков, обозначающих разные вещи.
Обнадеживающие результаты получены при изучении социальной жизни мартышек и человекообразных обезьян. Общества обезьян и человекообразных обезьян состоят из ассоциации взрослых мужчин и женщин и некоторых детей. В основном их групповая жизнь состоит из сбора пищи, размножения, ухода за детенышами и защиты.
Взаимный уход — еще один аспект социального поведения. Новорожденный ребенок совершенно беспомощен и зависит от матери, как человеческий младенец. Отношения между матерью и ребенком развиваются так же, как и у любого человека.
В отношении сексуальности и питания, как и у всех других видов, существует определенная иерархия власти. Самцы и физически более сильные обезьяны обычно своим жестом и физической силой контролируют поведение более слабых и самок обезьян. Более сильные обезьяны обычно отбирают еду у слабых и едят.
Если слабый попытается вернуть еду, он будет строго наказан. Такими наказаниями они пытаются установить общественный контроль. Лидерство также наблюдается среди мартышек и человекообразных обезьян.
Маслоу считает, что более сильные и доминирующие обезьяны оставляют за собой все доступные пищевые материалы, проявляют агрессию и восходящее поведение по отношению ко всем другим членам группы и доминируют в сексуальном поведении. Подчиненные обезьяны вынуждены терпеть все эти агрессивные действия более сильных.
Подобно людям, обезьяны и шимпанзе также имеют разные личности. Некоторые из них чувствительны, ласковы, робки, верны и слабы, в то время как другие смелы, агрессивны, сильны и непопулярны.
Йеркс отмечает, что молодой шимпанзе живой, экстравертный, активный, энергичный, импульсивный, восторженный, сангвинический, очень общительный, обычно добродушный и довольно добродушный, несколько переменчивый, робкий перед незнакомым, чрезвычайно выразительный в своем непрерывном потоке чувств и быстро меняющееся настроение. Это указывает на то, насколько сильно социальные стимулы определяют поведение шимпанзе.
Сотрудничество также наблюдается между различными членами. Каждый выполняет часть отведенной ему работы. Когда пингвины отправляются за едой, они оставляют взрослому пингвину заботиться о маленьких пингвинах тех, кто отправляется на поиски еды.
Все это говорит о том, что низшие виды реагируют на действия друг друга и пытаются приспособиться к жизненным обстоятельствам.
Купусвами резюмирует развитие социального поведения у животных следующим образом. Развитие социального поведения у животных происходит от самых примитивных скоплений и контактов, обусловленных условиями среды, до образования семей и групп с иерархией доминирования.
Биологические и социальные элементы приводят к сложным социальным взаимодействиям между обезьянами и обезьянами. Хотя обучение и социализация играют очень важную роль, у человекообразных обезьян отсутствуют основные элементы культуры, поскольку они связаны с языком, существованием устойчивых моделей мышления, базовых ценностей, навыков и кодов.
(iii) Социальное развитие среди детей :Эмпирические исследования развития детей, проведенные такими пионерами, как Гезелл, Ширли, Шарлоттс, Бухлер и др., указывают на множество обнадеживающих фактов о развитии социального поведения у детей. К концу первого месяца, когда жаждущий ребенок затихает, когда его берут на руки, или когда он смотрит в лица людей, это указывает на начало реакции на социальную стимуляцию.
К шестой неделе до конца второго месяца младенец учится использовать плач, чтобы требовать социальной стимуляции. К концу второго месяца он учится отвечать улыбкой на улыбку.
Постепенно он проявляет различные признаки социального поведения, например, следует за людьми в комнате и проявляет к ним интерес. Ему нравятся люди, когда они разговаривают с ним, и плачет, когда они оставляют его одного, что является определенным признаком социальной осведомленности и социальной теплоты.
К 7-8 месяцам он начинает играть большую роль в социальном взаимодействии. Он любит ходить к маме или бабушке, которая его кормит, заботится о нем и не любит, когда его берут на руки посторонние люди. Он отличает свою мать от других женщин и незнакомцев. Таким образом, по мере своего роста он учится демонстрировать социальное поведение по отношению к социальному контексту. Он развивает чувство социальной собственности.
Его интерес к другим детям растет по мере взросления. Также наблюдается агрессивное поведение. К 2 годам у него развивается склонность к самоутверждению, и у него появляется желание владеть своими вещами, такими как игрушки, книги, платья и т. д.
В этот период как положительные, так и отрицательные социальные реакции становятся достаточно сильными. Он также проявляет ревность, когда кто-то приближается к его близким, например, к его матери или бабушке.
Со второго по четвертый год возникает крайнее чувство зависимости от конкретных людей, которое, в конце концов, концентрируется в основном на двух людях, которые получают все положительные ответы, такие как любовь, привязанность. Обычно у родителей есть возможность получить это пособие.
В этом возрасте ребенок ладит и с детьми, и со взрослыми, а также играет с другими детьми. Купусвами говорит, что примерно в 3-летнем возрасте с развитием речи и процесса взаимодействия ребенок развивает растущее осознание себя, и его творческая жизнь растет.
Он может разговаривать с воображаемыми товарищами по играм и играть с ними. Это часто можно увидеть. Такое образное действие удовлетворяет различные внутренние потребности ребенка, в том числе и его эмоциональные потребности. Его творческая игра тесно связана с его общественной жизнью.
Социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс. Социальное обучение продолжается до конца. Развитие социального поведения приостанавливается, если ребенку не позволяют иметь близкие, теплые и продолжительные отношения с его родителями, особенно с матерью.
4. Виды социального поведения :
Социальное поведение бывает двух типов:
(i) Открытое символическое социальное поведение
3
3
(i) Открытое социальное поведение :Когда два человека начинают громко разговаривать друг с другом и демонстрируют открытое или мускулистое поведение, это случай открытого социального поведения.
(ii) Символическое социальное поведение :Язык представляет собой символическое социальное выражение. Конкретное стихотворение, опубликованное в журнале, на которое реагируют люди, представляет собой случай символического социального акта. Точно так же определенное выражение лица, на которое реагирует конкретный человек, называется символическим поведением, потому что другой человек, для которого оно предназначено, понимает его значение.
Социальное поведение также может быть классифицировано как:
(1) Линейное социальное поведение
(2) Круговое социальное поведение.
1. Линейное социальное поведение:
Социальное поведение является линейным, если деятельность осуществляется систематически и напрямую. Он движется по линии, не совершая круговых движений и не возвращаясь назад. Это похоже на одностороннее движение. A заказывает B, B заказывает C, C заказывает D и, наконец, D выполняет работу. В военной и военизированной службах приказы передаются исключительно линейным образом.
Социальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются членами, являются примерами линейного социального поведения.
2. Циркулярное социальное поведение:
Циркулярное социальное поведение движется по кругу, а не прямо по одной линии. Дискуссия в студенческой общей комнате, или в бане, или в учебном классе — пример замкнутого социального поведения. При замкнутом социальном поведении дискуссия или разговор идут по кругу.
A что-то говорит B, затем B что-то отвечает A. A что-то говорит C, затем C отвечает A и таким образом снова возвращается к тому, кто это начал.
Социальный стимул, стимулирующий социальное поведение, может быть прямым или сопутствующим. Если социальный стимул удерживает фокус внимания и сохраняет исключительный контроль над конечным общим путем реакции, то это прямой стимул, т. е. он следует непосредственно из стимулирующего объекта. Совет адвоката или врача, когда его не отсылают к какому-либо другому юристу или врачу, а принимают и соблюдают, работает как прямой стимул.
5. Контроль и самоадаптация социального поведения :
Каждый человек в обществе пытается приспособиться к социальной среде. Это называется самопринятием социального поведения. Возьмем пример учителя и учеников или отца и сына. Один контролирует, а другой подстраивается под него. Отец говорит «не кури» и сын бросает курить. Здесь отец контролирует, а сын усыновляет.
Человек, которого контролируют в одной ситуации, может проявлять контролирующее поведение в другой ситуации. В животном мире более крупные и сильные животные управляют слабыми. В Индии мужчины склонны к контролированию, а женщины склонны к самоутверждению, потому что их считают экономически и физически ниже мужчин.
6. Влияние скученности на социальное поведение:
В настоящее время тема скученности привлекла внимание многих социальных психологов ввиду ее важности в современном обществе, где рост населения стал реальной проблемой. Население растет угрожающими темпами, а доступное пространство уменьшается. Следовательно, слишком много людей должны разместиться в слишком маленьком пространстве в нынешнем веке.
Следовательно, перенаселенность оказывает неблагоприятное воздействие на процесс социализации и развитие личности.
Данные исследований также подтверждают это. Некоторые ранние эксперименты, проведенные на крысах два десятилетия назад, свидетельствовали о крайне негативных последствиях перенаселенности, начиная от агрессии и заканчивая физическими заболеваниями. Последующие исследования на животных показали аналогичные эффекты.
Чепмен, Мастер Паск и Лор (1976), Мэсси и Вандербарх (1980), Андерсон и др. (1977), Calhoun (1962) обнаружили у животных патологию поведения и физиологическую перенаселенность.
Также наблюдается положительная корреляция между плотностью населения и социальными проблемами. Конечно, переменные, такие как социальный статус и экономические условия, должны контролироваться, прежде чем делать такой вывод. Обычно наблюдается, что люди, принадлежащие к более низкому социально-экономическому статусу, могут позволить себе меньше жилой площади для своей семьи из-за их плохого экономического положения.