Открытый урок по теме «Конфликты в межличностных отношениях» 6 класс
Обществознание 6 класс
Урок по теме: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цели и задачи: познакомить обучающихся с причинами, сущностью, последствиями конфликтов, исследовать и характеризовать этапы протекания конфликта; стратегию решения конфликтных ситуаций.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны характеризовать способы разрешения конфликтов; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД:
Предметные: применять понятийный аппарат: конфликт, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление) для раскрытия сущности конфликта; объяснять причины возникновения конфликтов; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека; вырабатывать тактику и стратегию решения конфликтов; взаимодействовать ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные:
1. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; уметь выдвигать аргументы; оценивать свои учебные достижения.
2. Регулятивные: последовательность действий, способность к преодолению препятствий.
3. Познавательные: вести поиск информации; анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления.
4. Личностные: уважительное отношение к другому человеку, его мнению, достигать взаимопонимания.
Оборудование: учебник обществознания, схемы к уроку, рабочие материалы, презентация.
Тип урока: Открытие нового знания
Форма урока: Групповая работа с использованием активного тренинга.
1. Организационный момент. Приветствие
учащихся. (1 мин)
2. Целеполагание к изучению новой темы. (8 мин)
Мотивация
Создание проблемной ситуации
Слайд 1. Обществознание. 6 класс.
Слайд 2. Видеосюжет.
— Ребята, посмотрите внимательно видеосюжет, в основе которого лежит тема нашего сегодняшнего урока. (просмотр 3 мин).
Обсуждение сюжета, беседа по вопросам:
Слайд 3. Вопросы в видео.
—? Какая ситуация возникла между Шариком и Матроскиным?
(Ссора, конфликт)
? Почему возникла такая ситуация?
— Исходя из просмотренного сюжета, подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?
Попробуйте сформулировать тему и поставить цель урока.
Слайд 4.Тема урока.
Итак, тема урока «Конфликты в межличностных отношениях».
У:- Почему возникают конфликты между людьми?
? Что будем изучать? Чего мы не знаем?
— Сегодня на уроке мы сформулируем понятие «конфликт», объясним причины возникновения конфликтов, рассмотрим варианты поведения в конфликтной ситуации.
Слайд 5.План урока.
План изучения нового материала
1. Что такое «конфликт», «межличностный конфликт».
2. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
3. Варианты поведения в конфликтной ситуации.
Актуализация знаний
? При каком виде деятельности могут возникать конфликты?
При общении
? Что мы называем «общением»?
— это взаимные деловые и дружеские отношения людей
? Какие средства общения вам известны?
Речь, невербальные средства общения
? Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?
Конечно, могут.
Слайд 6.Ситуация Андрея и вопросы.
Работа с учебником. Предлагает ученикам прочитать ситуацию, в которую попал мальчик Андрей (обсуждение рубрики «Обсудим вместе» стр.76 учебника)
? Как бы ты поступил в такой ситуации?
Изучение нового материала
Слайд 7. Ассоциации.
?Так что же мы можем назвать конфликтом?
?Назовите не менее 5 слов( синонимов), словосочетаний с которыми у вас ассоциируется понятие конфликт.
— разногласия между людьми
— Примерный ответ: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.
Слайд 8.Ассоциации.
На слайде возможные ассоциации ребят.
Теперь я вам предлагаю в парах сформулировать определение и записать на листике.
Далее учитель выбирает несколько листочков, читает определение и пытаются дать определение вместе.
Слайд 9.Определение в разброс. Определение в разброс дано и дети составляют из слов определение.
Слайд 10.Готовые определения.
Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
? А что такое « межличностный конфликт»?
Запишите его в тетрадь.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.
Слайд 11.Ступени конфликта.
Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.
?Что изображено на схеме? (этапы конфликта)
-Изучают схему
Слайд 12. Ступени.
-Ступени конфликта (этапы конфликта)
-Записывают в тетрадь
? Как называется первая ступень конфликта?
(Возникновение конфликтной ситуации)
У: — На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Вот об этом и поговорим.
Слайд 13. Причины конфликтов. Подзаголовок.
? Как вы думаете, что может стать причиной конфликта? (ответы ребят).
(Работают в парах и на листах фломастером пишут причины конфликтов, потом помещают на доску)
Читают, называют причины конфликтов.
Слайд 14. Причины конфликтов.
Абсолютно верно, причиной конфликта могут стать.
Причины
— Противоположные желания и интересы,
— смысловые барьеры в общении,
— различия в положении в обществе,
— эмоциональные барьеры,
— различные представления о правилах и нормах поведения (моральные барьеры)
Запишите в тетрадь причины
Слайд 15. Физкультминутка
Слайд 16, 17, 18. Закрепление. Примеры сказок.
У: — Мы познакомились с причинами конфликтов и барьерами в общении. Давайте закрепим изученный материал и выполним задание. Соотнеси ситуации, психологические барьеры и картинки
Слайд 19. Ступени конфликтов.
У: — Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта). (слайд)
? Как вы ребята думаете, что может происходить на данной позиции?
У: — …..
И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень – проявление конфликтного поведения.
Слайд 20. Инцидент. Определение.
На этом этапе необходим инцидент — «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны, так или иначе, проявляют свою позицию в конфликте.
Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая, мы выбираем определённый вариант поведения.
Записывают термин «инцидент»
Еще один слайд
Слайд 21, 22, 23, 24.. Тип поведения в конфликте. Сказки.
Работаем в паре. Определите тип поведения участников конфликта. (Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта).
(1мин) (слайд)
·
o 1. Басня Эзопа.
Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф — падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.
(сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)
·
o 2. В.Г.Сутеев “Яблоко”
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
(Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)
·
o 3. Русская народная сказка “Заюшкина избушка”
“… Идет
дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная.
Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
(Уклонение от конфликта, т.е.избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
·
o 4. А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”
“…Вот
пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”
(поведение – приспособление).
Мне хочется отметить, что ни один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях.
Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.
Слайд 25. Конструктивные и неконструктивные конфликты.
Также конфликты бывают конструктивными и неконструктивными.
Найдите в тексте учебника главное различие между этими видами конфликтов.
Слайд 26. Тест. 27, 28,29,30.
Закрепление. Рефлексия.
У : — А сейчас проверим как вы внимательны были на уроке!
Тест со взаимопроверкой.
Слайд 31. Ответы. Оценивание.
Выставление оценок.
Слайд 32. Домашнее задание.
§ 15, пересказ, термины учить.
Домашнее задание.
На выбор:1) составить памятку «Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации»
2) Написать плюсы и минусы конфликта.
Слайд 34. Благодарность за урок.
В заключении я хотела бы отметить, что время, потраченное на конфликт, во много раз меньше времени после конфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. А как это сделать узнаем на следующем уроке.
o 1. Басня Эзопа.
Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф — падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.
o 2. В.Г.Сутеев “Яблоко”
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
o 3. Русская народная сказка “Заюшкина избушка”
“… Идет
дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
o 4. А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”
“…Вот
пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”
Таблица «Этапы конфликтной ситуации»
Этап конфликта | Варианты поведения и характеристика |
1. Возникновение конфликтной ситуации | Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры в общении, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер
|
2. Осознание конфликта | противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам. Поведение: Сотрудничество — направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс — для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление — только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание — заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.
|
3. Проявление конфликтного поведения | необходим инцидент — «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны, так или иначе, проявляют свою позицию в конфликте.
|
4. Углубление конфликта | Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не стесняются недостойных средств ради достижения цели. |
5. Разрешение конфликта | может быть полным или частичным. Поведение: Подчинение — одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс — обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий — по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. |
Конфликты в межличностных отношениях | Обществознание 6 класс
Конфликты в межличностных отношениях
Один известный актёр сказал однажды: «Счастье этой жизни — в общении». Как ты уже знаешь, человек не может жить без общения, но оно приносит не только удовольствие. Бывает, и не редко, что общение заканчивается конфликтной ситуацией, то есть возникает конфликт.
План урока
- Что такое конфликт
- Способы поведения и основные этапы конфликта
- Виды конфликтов
Цели урока
- способствовать формированию понятий «конфликт, «межличностный конфликт», объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации
- знать понятия: конфликт, межличностный конфликт
- уметь определять связь между разными стадиями конфликта, понимать, как можно предотвратить конфликт, представлять формы цивилизованного поведения в межличностных конфликтах
Конфликт в переводе с латинского означает столкновение, удар, борьбу. Конфликт — это столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнёров по общению, отсутствие согласия между ними.
Если вы, общаясь, нарушаете правила взаимности, то, как правило, возникают конфликты. В результате столкновений происходит изменение межличностных отношений. Некогда дружественные отношения внезапно становятся нетерпимыми и часто грозят полным разрывом.
Межличностный конфликт
— это всегда столкновение нескольких участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события.
Частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:
- Барьер чужого желания. Например, у вас оказались разные взгляды по поводу проведения мероприятия в классе. Часть ребят показывает своё недовольство. Зарождается повод для взаимного спора, разногласий и раздражения.
- Смысловой барьер, основанный на том, что одно и то же событие при абсолютно одинаковом значении имеет разный смысл. Например, учитель поставил плохую оценку ученику, не учитывая усилия, которые им были потрачены на выполнение работы. Учитель хотел побудить ученика лучше учиться, а ученик считает оценку как несправедливую, так как для него главный смысл заключается в том, что он старался. И оценка теряет свою побудительную силу.
- Эмоциональный барьер возникает на фоне разницы чувств, что ведёт к непониманию. Эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.
- Моральный барьер является причиной самых острых конфликтов. Если у вас разное представление о правилах или нормах поведения, то конфликт неизбежен, потому что в основе чаще всего лежат противоречия в оценке происходящего события.
Иногда существующие причины не осознаются участниками отношений. Таким образом создаётся конфликтная ситуация. В данном случае можно конфликта не допустить. Необходимо выяснить, что именно вызывает скрытое недовольство другого участника, стать на его позицию, чтобы избежать разгорания конфликта.
Способы поведения и основные этапы конфликта
Если всё же конфликтная ситуация осталась не разрешённой и конфликт произошёл, то здесь важно знать, какие есть способы поведения. У участников конфликтной ситуации есть разные варианты поведения: сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.
В любой конфликтной ситуации вы вполне можете найти такое решение, которое приведёт вас к примирению без ущерба для каждой из сторон. Прежде всего нужно понять причину конфликта, выяснить, к каким последствиям он может привести в своём развитии и что нужно сделать, чтобы с ним покончить. Если у вас возникнет желание понять другого, то такое поведение называется сотрудничество.
Компромисс, как один из вариантов поведения, близок к сотрудничеству. Но отличие лишь в том, что для решения противоречий необходимы уступки обеих сторон. Возможно участники конфликта не получат желаемого в полной мере, но зато сохранят общение.
Если же в сложившейся конфликтной ситуации одна из сторон стремится сгладить противоречия, а другая не готова поступиться своими интересами, тогда говорят о приспособлении. Конечно же хорошо, что конфликт будет разрешён, но в подобной ситуации важно сохранить меру и достоинство. Иногда упорство бывает полезным.
Стоит отметить, что позицию приспособления могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы могут не приниматься во внимание.
Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других — такое поведение называется избегание. Такая ситуации отодвинет конфликт, но не решит проблему, поскольку причина останется и конфликт может возникнуть снова.
А теперь давай разберём основные этапы (стадии) конфликта. Для этого давай обратим внимание на рисунок 1.
Рисунок 1. Основные этапы (стадии) конфликта
Как видишь, конфликтная ситуация стоит в самом начале — это самая первая стадия конфликта. В любой конфликтной ситуации, перерастающей в открытое противостояние, есть закономерное начало и такой же финал. Но прежде чем это произойдёт, конфликт всегда находится в определённой стадии, а на пути к завершению проходит несколько характерных этапов. Они определяются интенсивностью и длительностью конфликта, а также его последствиями:
- осознание конфликта — предпосылка к конфликту, скрытая и неопределённая, когда стороны его ещё не вступили в открытое противостояние, но в то же время не видят мирного решения проблемы. Эта ситуация выступает прочным фундаментом, на котором строятся враждебные отношения, на фоне неудовлетворённого положения в коллективе или обществе, зависти, невосприятия личных качеств окружающими. На этой стадии зреет внутренний конфликт, готовый выплеснуться наружу в любой момент;
- проявление конфликтного поведения — когда, не остаётся даже призрачных надежд на урегулирование назревающего конфликта мирным путём, он наконец, вырывается на поверхность, причём в наихудшем проявлении. В этот момент происходит личная оценка ситуации каждой из сторон, формирование и определение собственной позиции, а также рассматриваются все варианты возможности снизить уровень напряжения или наоборот усилить его;
- углубление конфликта — когда ситуация накаляется до предела и противостояние переходит от затаённых обид к ничем не прикрытой, беспощадной борьбе между участниками конфликта. По мере усугубления ситуации параллельно усиливается антагонизм в личной позиции каждой из сторон и чувство собственной правоты. Отношения конфликтующих на этой стадии ухудшаются всё больше благодаря активным действиям и окончательно заходят в тупик;
- разрешение конфликта — в большинстве случаев наступает только тогда, когда ни у одной из сторон конфликта не остаётся аргументов ни в свою пользу, ни в чужую. На этой стадии происходит или полюбовное разрешение ситуации путём конструктивного диалога между участниками или частичное примирение, когда каждый остаётся при своём мнении, но напряжение снижается. Как вариант — конфликт заканчивается полным разрывом отношений, после чего конфликтующие стороны демонстративно не замечают друг друга.
Виды конфликтов
Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов, а отношения не переходят границы приличия, нет оскорблений или грубости. Неконструктивное разрешение конфликта приводит к тому, что обе стороны не выслушивают друг друга, в итоге конфликт не приводит к положительному результату. Поэтому последствия этого конфликта могут быть самыми драматическими.
Но конфликт в любом случае когда-то заканчивается. Наступает последняя его стадия — полное или частичное разрешение. На заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.
При подчинении одна сторона полностью или частично принимает правила другой стороны. Такой конфликт может возобновиться снова, потому что уступившая сторона постарается взять реванш.
Древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон сказал: «Худой мир лучше доброй войны». Это компромисс, при нём обоюдные поступки смягчают причины конфликта. Такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и противостояние.
Но бывает, что в процессе конфликта обе стороны сделали для себя какие-то выводы и, изменив позиции, сформировали единое мнение. Конфликт исчерпан, наступило «объединение каких-либо элементов в единое целое», т. е. интеграция. Это самый лучший исход конфликта, хотя в жизни он встречается очень редко.
Любой конфликт всегда оставляет неприятный осадок. Особенно в острой его стадии, когда люди не отдают отчёт своим действиям и неправильно оценивают действия других. Поэтому «учитесь властвовать собой». Помните, что конфликты — это всегда проблема и, если вы не хотите превратить свою жизнь в постоянную борьбу, лучше научиться мирному урегулированию ситуаций.
Практическое задание
Установите соответствие между понятиями и определениями.
Контрольные вопросы:
- Что такое конфликт?
- Какие стадии конфликта тебе известны?
- Какие бывают конфликты?
Ответы
1 — Б, 2 — В, 3 — А
|
Стратегии управления конфликтами в высших учебных заведениях
При разрешении конфликтов необходимо придерживаться двух важных принципов (Gmelch and Carroll, 1991, p. 119):
903 52
Эффективное разрешение конфликтов требует процедур, основанных на дополнительных принципах и ценностях (Waters & Wendy, 2003, стр. 11-12).
- Соблюдайте конфиденциальность и уточните условия, при которых она не будет соблюдаться. Прежде чем делиться какой-либо информацией, необходимо прозрачное обсуждение ожиданий каждой стороны относительно степени соблюдения конфиденциальности. Например, необходимо пояснить информацию о неминуемом вреде и положениях или законах, касающихся требований к отчетности.
- Воздерживаться от причинения вреда. Специалисты по управлению конфликтами не должны предпринимать никаких действий, которые могут причинить вред другим.
- Предоставление альтернативных вариантов . Сторонам должны быть предложены все возможные меры по управлению конфликтом, чтобы они могли выбрать наилучший вариант, исходя из своих потребностей.
- Управление смещением . Практики должны оставаться беспристрастными, беспристрастными и свободными от любого потенциального конфликта интересов, чтобы эффективно участвовать. Любые потенциальные конфликты интересов или личные отношения, которые могут создать видимость предвзятости со стороны практикующего специалиста, должны быть раскрыты.
- Обеспечение независимости. Чтобы сохранить независимость в принятии решений, специалистам по управлению конфликтами следует избегать властного влияния старших администраторов, направляющих их процесс.
Все стороны могут выбирать из множества вариантов сценария конфликта (Warters & Wendy, 2003, стр. 15–18). Ниже приведены некоторые примеры вариантов.
- Информированное обсуждение используется со сторонами, которые могут конфликтовать по какому-либо вопросу. Практик вовлекает стороны в обмен информацией и мнениями о проблемах, оценивает восприятие и помогает сторонам потенциально обойти препятствия на пути к разрешению конфликта, если они решат участвовать в процессе достижения соглашения.
- Примирение — это неформальный процесс, в котором нейтральная третья сторона проводит отдельные встречи со всеми сторонами, чтобы помочь им в обмене информацией друг с другом, чтобы они могли собраться вместе для участия в переговорах, принятия решений и достижения соглашений.
- Фасилитация предлагает эффективный и структурированный подход, при котором фасилитатор беспристрастно ведет стороны к соглашению, наблюдая за дискуссиями в целях психологической безопасности, удерживая внимание группы на проблеме, обеспечивая, чтобы все голоса были услышаны, и поддерживая справедливый процесс, в то время как стороны работают над разрешение.
- Посредничество — это процесс, в котором используется третья сторона, не имеющая полномочий принимать обязывающие решения, беспристрастно привлекать стороны к разрешению споров, планированию сделок или улучшению отношений.
- Партнерство — это формальный метод, используемый взаимозависимыми группами с общими интересами, которые заключают не имеющее обязательной силы соглашение для развития отношений сотрудничества для разделения рисков при работе над достижением общих целей.
- Принятие решений третьей стороной 9Варианты 0056, приведенные ниже, отдают полномочия по принятию решений третьей стороне в отношении результатов решения.
- Арбитраж может быть назначен судом или быть добровольным, как в случае, когда все стороны договариваются об использовании арбитра с ограниченной юрисдикцией для обеспечения соблюдения согласованных правил доказывания и процедуры для определения обязательного или консультативного соглашение.
- В судебном решении участвует судья суда или официально назначенный орган в качестве лица, принимающего решения, которое выносит окончательное, юридически обязательное и подлежащее исполнению итоговое решение, которого должны придерживаться все стороны.
- Студенческие судебные коллегии и слушания жалоб представляют собой административные форумы, на которых решаются дисциплинарные вопросы студентов, а жалобы преподавателей и сотрудников рассматриваются в контексте справедливости с использованием процедурных правил.
- Омбудсмен — это нейтральная сторона, назначенная Университетом для предоставления конфиденциальной помощи (например, информации, направлений, разрешения конфликтов) преподавателям, персоналу и администраторам в целях обеспечения справедливости путем учета прав всех сторон, участвующих в вопросах спор.
- Совместное принятие решений использует многосторонних фасилитаторов для объединения членов нескольких групп (заинтересованных сторон) вместе с уполномоченными лицами, принимающими решения, с целью достижения консенсуса и влияния на лиц, принимающих решения, для принятия решения, поддерживающего интересы всех сторон.
- Общинная или групповая конференция — это собрание, на котором члены сообщества, затронутые конфликтом, собираются вместе в конфиденциальной, психологически безопасной среде, чтобы открыто выразить и поразмышлять о взаимодействии между членами и системных процессах, нуждающихся в изменении.
- Публичный диалог — это организованный разговор между людьми, которые придерживаются различных и противоположных взглядов на спорные общественные вопросы. Цель состоит в том, чтобы построить отношения и взаимопонимание посредством уважительного диалога, преодолевая различия.
- Восстановительное правосудие — это подход, направленный на предоставление возмещения (реституции) потерпевшим и пострадавшим сообществам, которым причинен вред и/или вред в результате действий установленных правонарушителей (например, преследований).
Некоторые распространенные способы урегулирования конфликтов в университетах включают следующее (Berryman-Fink, 1998):
- Неформальное содействие разъяснений, сделанных для понимания вопросов.
Фасилитаторы используют тактичные, прямые вопросы в напористой, но чувствительной манере, стремясь выразить сочувствие ко всем вовлеченным сторонам. Поощрение выражения всех взглядов, точек зрения и эмоций способствует тому, чтобы стороны чувствовали себя понятыми, и способствует разрешению конфликта.
- Переговоры — это процесс, в котором стороны взаимодействуют как гражданские противники, предлагая различные идеи решения, пока они не придут к соглашению по взаимно согласованному плану решения.
- Посредничество — это тип переговоров, предполагающий содействие со стороны нейтральной третьей стороны, которая не обладает полномочиями или полномочиями для принятия решения с участием сторон, участвующих в споре. Berryman-Fink, 1998) предлагает этому человеку пройти обучение по специальности посредничество.
- Программа омбудсменов предоставляет сторонам в конфликте независимое лицо из высших уровней учреждения, которое практикует сочетание неформального содействия, переговоров и посредничества в ответ на жалобы, поданные в их офис. Омбудсмен дает рекомендации по урегулированию конфликтных ситуаций после сбора фактов и опроса всех вовлеченных сторон о характере ситуации.
- Арбитраж — это формальное, но внесудебное (т. е. несудебное) вмешательство, используемое, когда нейтральная третья сторона (обычно оплачиваемый адвокат) привлекается для принятия решения об исходе спора. Процесс может быть обязывающим (обеспечиваемым судом) или необязательным (консультативным). Хотя эта стратегия обычно не используется в высшем образовании, она может привести к положительным результатам, когда другие попытки достичь согласия не увенчались успехом.
- Правила рассмотрения жалоб определяют шаги, которые могут предпринять заявители, чтобы официально сообщить о своем споре в учреждение и добиться его разрешения.
Следующие стратегии были предложены для использования заведующими кафедрами для реагирования на конфликтные ситуации с преподавателями (Gmelch and Carroll, 1991, p. 118):
- Доверительное сотрудничество взаимовыгодное решение, обеспечивающее достижение их целей и целей факультета при поддержке отношений между кафедрой и преподавателями.
- Открытое подчинение — это выигрышная стратегия, при которой заведующий кафедрой ставит цели факультета выше своих собственных, чтобы сделать приоритетными позитивные отношения между заведующим кафедрой и преподавателями.
- Фирма, конкурирующая с , приводит к сценарию «выигрыш-проигрыш», когда кафедра использует свою власть над преподавателями для принятия решения после того, как приходит к выводу, что основной интерес, о котором идет речь, важнее, чем качество отношений между кафедрой и преподавателями.
- Активное уклонение используется заведующим кафедрой для отказа от решения проблемы, когда качество отношений между кафедрой и преподавателями в сочетании с результатом не представляет интереса для заведующей кафедрой.
Ссылки на цитируемые работы вместе с другими ресурсами по управлению конфликтами приведены ниже:
Ссылки
Берриман-Финк, С. (1998). Можем ли мы согласиться не соглашаться? Факультет-факультетский конфликт. В Holton, SA (Ed.), Устранение трещин в башне из слоновой кости: стратегии управления конфликтами в высшем образовании (стр. 141–163). Анкер Паблишинг Компани, Инк.
Гельфанд М.Дж., Лесли Л.М., Келлер. К. и де Дреу, К. (2012). Культуры конфликтов в организациях: как лидеры формируют культуры конфликтов и их последствия на уровне организации. Журнал прикладной психологии, 97 (6), 1131-1147. https://doi.org/10.1037/a0029993
Gmelch, WH, & Carroll, JB (1991). Три «Р» управления конфликтами для заведующих кафедрами и преподавателей. Инновационное высшее образование, 16(2), 107–123.
Клингель, С. и Маффи, М. (2011). Системы управления конфликтами в высшем образовании: взгляд на посредничество в государственных университетах.