Какие типы темперамента бывают: Типы темперамента и их характеристика

Содержание

какие бывают, особенности, в чем отличия

Содержание

  • Холерики
  • Сангвиники
  • Меланхолики
  • Флегматики

Темперамент человека – это специфическая совокупность его отличительных качеств, которые характеризуются особенностями поведения, психических процессов, а также их силой, скоростью, прекращением, изменением и возникновением.

Свойство темперамента – очень условный показатель. Скорее он говорит об исключительно индивидуальных особенностях, которые возникли из врожденных и приобретенных черт.

В психологии нет конкретно принятых определений типов темперамента, однако согласно древней теории Гиппократа и Галена, есть условное разделение на четыре типа

Холерики

Таких людей отличает порывистость, скорость и неуравновешенность, резко меняющееся настроение и эмоциональные вспышки. Они беспокойны как внутри, так и снаружи, не обладают равновесием в нервных процессах. Очень вспыльчивы и нетерпеливы, подвержены эмоциональным срывам и агрессивному поведению, но при этом и отходчивы.

Эмоционально это неустойчивый тип людей, хоть и отличающийся определенной яркостью. Выделяются своей торопливостью в речи и жестах, выразительной мимикой, быстрыми, резкими и энергичными движениями.

У этих людей часто и резко меняется настроение. Интересно, что это не всегда зависит от внешних факторов, то есть перемена настроя возникает как будто «из ниоткуда», причем сам человек не в состоянии объяснить, из-за чего от вдруг так сильно расстроился и загрустил или разошелся.

Холерикам сложно внимательно слушать собеседника, они часто перебивают или встревают в другой разговор

Вспылив, могут резко накричать, оскорбить, затем столь же резко остывают и продолжают диалог, будто ничего не произошло.

Способны страстно и увлеченно отдаваться какому-либо делу, но при этом быстро устают. Честолюбивы, любят похвалу, часто берут под защиту кого-то, но не из великодушия, а чтобы потешить эго.

Часто их считают злобными и склочными, однако, это просто определенный тип и гротескная подача.

Тип темперамента холерик

Сангвиники

Эти люди добродушны, жизнерадостны и активны, чаще всего в хорошем настроении. Внешне могут показаться беспокойными, но при этом очень спокойны внутри. Эмоции у сангвиников уравновешенные и сильные, могут быстро меняться. Речь быстрая и отчетливая, сопровождающаяся выразительными жестами и мимикой.

Реакции этого типа личности ярко выражаются, но при этом быстротечны. Легко успокаиваются после вспышки гнева. Легкие в общении люди, способные дарить радость и тепло, редко обижаются.

Благодаря гибкости поведения и социальной адаптивности, сангвиникам просто приспосабливаться к новым для них ситуациям

Легко загораются новыми идеями, но столь же быстро способны утратить интерес, поэтому часто меняют хобби. Среди них много тех, кто любит детективные и приключенческие истории, которые им близки по духу.

Тип темперамента сангвиник

Меланхолики

Спокойные внешне, но крайне беспокойные внутри люди, склонные к излишнему беспокойству и страхам. Легкоранимы, остро переживают все события, плохо сдерживают эти переживания. Как правило, медлительны и пассивны. Боязливы, тревожны и из-за этого обладают плохой концентрацией, нерешительны и быстро устают.

Меланхолики высокочувствительны и восприимчивы к раздражителям, могут легко впадать в сильные эмоционально тяжелые состояния и переживания. Чувства замедленные и неуравновешенные, внешне невыразительные, обычно сопровождаются не слишком активной мимикой.

Внешне меланхолики выглядят замкнутыми, неэнергичными, необщительными и отчужденными, стеснительными и робкими

Боятся новой обстановки, коллективов и остерегаются контактов, при этом тонко чувствуют людей и их отношение. Умеют отлично анализировать.

Люди этого типа любят одиночество, которое помогает им расслабиться и сконцентрироваться. В спокойной обстановке способны к прекрасной работе, особенно, если она связана с системой: построение графиков, таблиц и т.д.

Это хорошие преданные друзья и любовные партнеры. Правда, в обоих случаях подчиняются, поскольку не способны к лидерству.

Тип темперамента меланхолики

Флегматики

Эти люди спокойны как внутри, так и внешне, устойчивы в своих настроениях и стремлениях. Скупы на проявление чувств и эмоций. Отличаются неторопливостью, инертностью и медлительностью. И внешне выглядят всегда очень ровными, спокойными и невозмутимыми.

Любят одиночество, не всегда умеют общаться, причем даже с близкими людьми, но при этом очень неконфликтны.

Это консерваторы, для которых важно сохранять стабильность и привычный сложившийся ритм жизни

У этого типа сильные нервные процессы и устойчивая психика, редко способны на необдуманные поступки или эмоциональные вспышки.

Внешне довольно невыразительны в мимике, жестах и чувствах. Долго все обдумывают прежде, чем принять какое-то решение. Однако, приняв его, скорее всего, уже не отступят. Почти всегда доводят все начатое до конца, хоть внешне и создают впечатление ленивых и безразличных людей.

Тип темперамента флегматики

По факту в реальной жизни довольно сложно встретить человека, у которого был бы ярко выражен какой-то один из типов темперамента.

Чаще всего встречаются люди с чертами нескольких типов, где больше преобладает какой-то один

Выяснить, какой именно, можно, пройдя специальные тесты на выявление темперамента, которые можно найти в интернете.

Еще информация о типах темперамента в видео:

как учителю найти подход к детям разного темперамента


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Учитель порой похож на хозяина воза, который в разные стороны тянут лебедь, рак и щука из басни Крылова. Для того, чтобы этот воз не только тронулся с места, но и продвигался по дороге знаний, важно найти подход к каждому ученику. О различных типах темперамента детей и о том, как учитывать их влияние на способности к обучению, Педсовету рассказала психолог, руководитель центра психологии и педагогики «Ярко» Ярослава Рындина.

Что такое темперамент и зачем нужно его определять

Темперамент 一 не абстрактное понятие вроде дизайна человека или знака зодиака. Это биологическая характеристика, которая определяет тип нервной системы ребенка. 

Темперамент отвечает за скорость процессов возбуждения и торможения. Например, от него зависит способность быстро или медленно включаться в работу, переключаться между задачами, доводить дело до конца и длительно концентрироваться на одной задаче. Темперамент отвечает и за то, в каком темпе работают высшие психические функции ребенка: мышление, речь, счет, память, произвольные движения и процессы восприятия. Способность погрузиться в процесс с головой, работать в ситуациях естественных жизненных ограничений и сопротивляться стрессу 一 все это зависит от темперамента.  

Получается, что внимательное отношению к типу темперамента ребенка поможет поддержать его слабые стороны и укрепить сильные, чтобы в итоге каждый ученик имел возможность учиться успешно и в удовольствие.

Какие типы темперамента бывают

Существует несколько типологий детского и в целом человеческого темперамента. Фактически в них речь идет о тех же понятиях, различны лишь формулировки. Например, многим знакомо учение Гиппократа, который выделяет четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. 

В своей работе с детьми я придерживаюсь терминологии, которую в своей книге «Дети с небес. Искусство позитивного воспитания» ввел американский психолог и преподаватель Джон Грей. Он определил четыре типа детского темперамента: активный, реактивный, восприимчивый, сенситивный. 

Активный тип

Ведущая потребность в лидерстве. Дети активного темперамента могут быстро переключаться с одной задачи на другую. Они хотят быть лидерами, главными и активно воздействовать на окружающий мир. Они менее восприимчивы к чувствам других. Эмпатия у них развита меньше.

Реактивный тип

Ведущая потребность 一 во впечатлениях. Реактивным детям очень сложно удерживать внимание на одном длительном процессе. Особенно если один процесс вытекает из другого и нужно удерживать внимание на причинно-следственных связях. Им тяжело дается учеба, хотя они очень заинтересованы в познании мира. Такие дети обычно являются самыми активными и общительными в классе, пытаются изучить все, везде и сразу.

Восприимчивый тип

Ведущая потребность в безопасности. Такие дети очень медленно включаются в задачу и медленно из нее выходят. Долго загружаются и долго разгружаются. Они хотят быть уверенными, что у них есть достаточно времени на все процессы. Ценят безопасность, постоянство и ритуалы. Мир вокруг них должен быть четким и предсказуемым. 

Сенситивный тип 

Ведущая потребность 一 быть услышанным. В том числе, чтобы другие люди слышали чувства этих детей. Они сами очень чувствительные и будут очень остро реагировать на попытки доминации. Будут плакать, расклеиваться. Им бывает сложно сконцентрироваться на задаче и выдержать накал чувств. Такие дети плохо переносят экзамены и контрольные, особенно если учитель предварительно нагнетает ситуацию.

Конечной целью воспитания Джон Грей видит свободных, счастливых и самостоятельных личностей. Его типология позволяет двигаться в направлении к этой цели родителям и учителям, находя свой подход к детям всех четырех типов темперамента.

Как работать с разными типами учеников

Темперамент ребенка напрямую влияет и на его способности обучаться и воспринимать информацию. Но нет темперамента, который усваивает знания лучше или хуже, у каждого 一 свои особенности. Если учитель проявит изобретательность и найдет подход к ученикам каждого типа 一 их ждет успех в учебе и удовольствие от процесса обучения. 

С активным типом

Учителю важно стать более сильным лидером для такого ученика. Взрослый человек рядом с активным ребенком должен уметь четко и ясно выстраивать границы и правила поведения. Конечно, без жестокости, агрессии, но твердо и уверенно. Это как берега для бурной горной реки. Если правила сформулированы так, что ребенок может не только сам их выполнять, но еще и научить других 一 то в лице ученика активного темперамента любой учитель найдет лучшего помощника по установке дисциплины в классе. На самом деле дети активного типа очень любят правила и любят быть теми, кто эти правила устанавливает. Но вот если учитель не установил четкие границы и не объяснил, зачем их нужно соблюдать, дело может выйти из-под контроля. Ребенок сам установит свои правила да еще и подговорит весь класс.

Например, педагог говорит о том, что получится закончить урок на пять минут раньше, если ученики решат вот эти шесть примеров. Ваню Петрова с активным темпераментом он просит разделить класс на команды и распределить задачи между ними. Таким образом учитель передает ему часть ответственности и вручает ему главную роль. Активный ребенок понимает, зачем ему это делать 一 есть четкая мотивация закончить занятия пораньше. Он радуется, что его наделили властью. В итоге он сам заинтересован в изучении этих примеров. 

С реактивным типом

Педагогу стоит помогать реактивным детям задерживать внимание на предмете изучения. Нужно дробить объемные задания и пласты информации на короткие, мелкие задачи, которые могут усложняться по мере изучения материала. Тогда ребенок сможет выдержать процесс обучения, почувствует себя успешным и сможет двигаться дальше.

В работе с реактивными детьми поможет и частая смена деятельности, если учебный процесс это позволяет. Они с радостью берутся за изучение всего нового и непознанного, достаточно лишь сказать «А давай узнаем, чем завтракали древние философы!» 一 и вот он уже увлеченно углубляется в историю Древней Греции, задача учителя 一 не дать этому интересу угаснуть.

С восприимчивым типом

Таким детям особенно важно, чтобы учитель не поторапливал и не высмеивал при всем классе их невысокую скорость восприятия информации. Они могут спрашивать в середине урока о том, что было в начале. Не потому, что были невнимательны. Просто они дольше других осмысливают полученную информацию, могут не успевать записывать за всеми и просить повторить. Восприимчивые дети, напротив, очень и очень внимательные.

Учителю необходимо обеспечить таким ученикам социальную и психологическую безопасность. Если педагог будет высмеивать медлительность ребенка и говорить что-то вроде «ну, ты у нас как всегда», «ну, ты медленнее всех», «да тебя только за смертью посылать» 一 ученик замкнется в себе и начнет накапливать агрессию. В результате могут случаться выплески пассивной агрессии. Восприимчивые дети могут заниматься самоповреждением, например, навязчиво кусать губы или грызть ногти. Открыто проявлять агрессию они обычно не умеют.

Примечательно, что восприимчивые дети могут быть отменными лидерами, если в лице взрослого в своем классе они нашли безопасного лидера. Здесь действуют те же правила, что и с активными детьми. Должны быть четкие, внятные правила поведения, которые не унижают достоинства учеников, а помогают им ориентироваться в происходящем.

С сенситивным типом

Учителю важно быть особенно осторожным в вопросе давления на сенситивных детей из-за их повышенной чувствительности. Для того, чтобы такой ребенок пошел на сотрудничество с педагогом, необходимо сначала услышать его чувства и признать, что они важны. «Ты расстроился», «Ты, наверное, испугался, что сейчас будет сложно. Но если тебе понадобится помощь 一 ты можешь ко мне обратиться», 一 такие фразы помогут учителю построить мост в мир сенситивного ребенка и наладить контакт. Только так, понимая, что его чувства замечают и уважают, сенситивный ребенок расслабится и пойдет на контакт.

Не стоит пытаться навязчиво развеселить или растормошить такого ребенка, это может привести к тому, что он вовсе закроется и углубится в свои переживания.

Все рекомендации, относящиеся к учителям в работе с детьми четырех типов темперамента, в полной мере относятся и к другим важным взрослым в их жизни 一 родителям. Их вклад в психологический комфорт ребенка нельзя недооценивать. Как отмечает в своей книге «Божественный ребенок» Карл Юнг, именно личности родителей закладывают основы психики ребенка.

 

 

 

 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Почему важно знать разные темпераменты сотрудников

Представьте, что вы владелец бизнеса. Вы много работали, чтобы сделать его успешным, и у вас есть отличная команда сотрудников, которые вносят свой вклад в его успех. Но что происходит, когда у одного из ваших сотрудников начинают проявляться признаки проблем с темпераментом? Как вы справляетесь с этим и, что более важно, как это влияет на остальную часть вашей команды?

В конце концов, у каждого сотрудника будет свой подход к решению задач и работе с другими. Если вы понимаете, как работает каждый темперамент, вы сможете лучше управлять их сильными сторонами и использовать их. В этой статье мы рассмотрим четыре основных темперамента и обсудим, как вы можете использовать эти знания для развития своего бизнеса. Мы также обсудим, почему непонимание этих темпераментов может привести к конфликтам на рабочем месте.

 

Какие существуют четыре основных типа темперамента?

У всех нас разные темпераменты, и это может быть чрезвычайно полезно для предприятий, если они знают, как использовать это в своих интересах. Различают четыре основных темперамента: холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник.

У каждого темперамента есть свои сильные и слабые стороны. Например, холерики часто очень амбициозны и целеустремленны, но они также могут быть нетерпеливы и вспыльчивы.

Меланхолики обычно очень творческие и вдумчивые люди, но они также могут быть более склонны к грусти.

Флегматики часто очень спокойны и легкомысленны, но они также могут быть ленивыми и незаинтересованными в новых вещах.

Сангвиники обычно очень общительны и оптимистичны, но они также могут быть импульсивными и безответственными.

Каждый из нас обладает уникальным сочетанием этих четырех типов личности. Однако обычно преобладает один тип.

Наша цель должна состоять в том, чтобы достичь средней оси

Если компания понимает разные темпераменты своих сотрудников, она может использовать эти знания для создания более продуктивной и гармоничной рабочей среды. Например, если бизнес пытается придумать новые идеи, он может захотеть собрать команду, в которую входят как холерики, так и меланхолики.

Если компания пытается внедрить новые системы или процедуры, она может захотеть собрать команду, включающую как флегматичных, так и оптимистичных людей. Понимая сильные и слабые стороны каждого темперамента, компании могут создавать команды, которые лучше подготовлены для достижения своих целей.

Как определить темперамент сотрудника

Определение темперамента сотрудника может быть сложной задачей, поскольку для этого требуется общее понимание различных темпераментов.

Как только вы получите общее представление о различных темпераментах, вы можете начать искать подсказки в поведении человека. Они склонны быть более замкнутыми или общительными? Они более склонны к вспышкам эмоций или более уравновешены? Вообще говоря, чем больше вы знаете о чьей-либо личности, тем легче будет определить их темперамент. Например, если вы знаете, что кто-то обычно довольно застенчив, он, скорее всего, флегматичен.

Если у вас возникли проблемы с определением темперамента сотрудника, вы всегда можете спросить его напрямую. Многие люди знают о своих темпераментах и ​​будут рады поделиться этой информацией с вами. Однако некоторым людям может быть неудобно делиться этой информацией, поэтому важно уважать их конфиденциальность.

Как различные темпераменты могут быть полезны на рабочем месте

После того, как вы определили темперамент сотрудника, вы можете начать думать о том, как лучше всего использовать его сильные стороны. Например, если у вас есть сотрудник-холерик, вы можете поручить ему задачи, требующие много энергии и амбиций. Если у вас есть меланхоличный сотрудник, вы можете дать ему задания, требующие большого творчества и вдумчивости. Если у вас есть флегматичный сотрудник, вы можете давать ему задания, требующие большого спокойствия и терпения. Если у вас есть оптимистичный сотрудник, вы можете давать ему задания, требующие большого оптимизма и энтузиазма.

Какие признаки того, что темперамент работника вызывает проблемы на рабочем месте?

Плохой характер может стать серьезной проблемой на рабочем месте. Сотрудники, которые часто теряют самообладание, с большей вероятностью будут совершать ошибки, отталкивать коллег и повреждать оборудование. Они также являются потенциальной ответственностью для работодателей, которые могут нести ответственность за плохое поведение своих сотрудников.

Есть несколько предупреждающих признаков того, что темперамент работника вызывает проблемы на рабочем месте. Во-первых, у них может быть история конфликтов с коллегами или руководителями. Во-вторых, они могут быстро разозлиться или сломаться из-за мелких проблем. В-третьих, им может быть трудно контролировать свои эмоции, что приводит к вспышкам или спорам. Наконец, они могут вымещать свое недовольство на оборудовании или имуществе, что приводит к повреждению.

Вот признаки того, что темперамент сотрудника вызывает проблемы:

1. Они постоянно вступают в споры с коллегами или клиентами.

2. Им трудно выполнять задачи или соблюдать сроки.

3. Кажется, что они все время в плохом настроении.

4. Они используют любую возможность, чтобы критиковать своих коллег или компанию.

Если сотрудник демонстрирует какое-либо из этих поведений, это может указывать на более серьезные проблемы с его темпераментом. В таких случаях может потребоваться обсуждение с сотрудником, чтобы помочь ему улучшить свое отношение и лучше справляться с трудностями на работе.

Как адаптировать рабочую среду в зависимости от типа темперамента сотрудников

Одна из самых важных вещей, которую может сделать менеджер, — это создать рабочую среду, соответствующую типу темперамента своих сотрудников. Не все процветают в быстро меняющейся среде с высоким давлением, и принуждение интровертов или чувствительных людей к такой среде может привести к неудовлетворенности и даже выгоранию.

И наоборот, слишком расслабленная и сдержанная обстановка может вызвать у некоторых сотрудников чувство скуки и непродуктивности. Потратив время на то, чтобы понять индивидуальный темперамент членов своей команды, менеджеры могут вносить небольшие изменения, которые могут оказать большое влияние на удовлетворенность сотрудников и их производительность.

Например, сотрудник-экстраверт, которому нравится работать в оживленной социальной среде, может лучше всего работать в офисе с открытой планировкой и большим количеством возможностей для совместной работы. С другой стороны, сотрудник-интроверт, предпочитающий более спокойную обстановку, может предпочесть работать в личном кабинете или кабинете. Точно так же высокочувствительный сотрудник может оценить возможность контроля над своей рабочей средой, например, возможность регулировать освещение или температуру. Внося простые коррективы в рабочую среду, менеджеры могут создать пространство, соответствующее уникальным потребностям и предпочтениям каждого человека.

Какие советы по работе с человеком, у которого другой темперамент, чем у вас?

В какой-то момент нам всем придется работать с кем-то, у кого другой темперамент, чем у нас. Хотя это может быть сложной задачей, это также может быть прекрасной возможностью узнать о других людях и получить новую точку зрения. Вот несколько советов, как работать с людьми, у которых другой темперамент, чем у вас:

1. Попытайтесь понять, откуда они исходят. Вместо того, чтобы защищаться, попробуйте посмотреть на вещи с их точки зрения. Это может быть сложно, но важно помнить, что все приходят из разных мест.

2. Честно говорите о своих эмоциях. Если вы чувствуете разочарование, злость или подавленность, важно сообщить об этом другому человеку. Попытка сдержать эмоции только усугубит ситуацию.

3. Ищите точки соприкосновения. Даже если у вас разные темпераменты, скорее всего, есть области, в которых вы согласны. Сосредоточение внимания на этих областях может помочь вам построить лучшие отношения с другим человеком.

4. Уважайте их границы. Точно так же, как у вас есть право на собственное пространство, у другого человека тоже есть право. Уважайте их потребность в личном пространстве и оказывайте им ту же любезность, которую вы хотели бы получить взамен.

5. Делайте перерывы по мере необходимости. Если ситуация становится слишком напряженной, сделайте шаг назад и найдите время для себя. Это может помочь вам перегруппироваться и подойти к ситуации со свежими силами.

Советы по управлению трудными личностями на рабочем месте

Ни для кого не секрет, что с некоторыми людьми трудно ладить по своей природе. Будь то из-за того, что они всегда в плохом настроении, или они просто постоянно вызывают драму, управлять такими личностями может быть проблемой. Тем не менее, есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы сделать ситуацию более управляемой.

Первый шаг — попытаться понять сложную личность. Что может заставить их действовать или быть разрушительным? Как только вы лучше поймете ситуацию, вы можете начать искать способы разрядить напряжение. Это может включать в себя беседу с человеком или делегирование задач таким образом, чтобы они не соперничали с другими. Также важно установить четкие границы и ожидания. Дайте человеку понять, какое поведение является приемлемым, а какое нет.

Более того, старайтесь не втягиваться в негативные споры или драму. и постарайтесь быть максимально профессиональным и сердечным, даже если другой человек не ведет себя так же. Наконец, если ничего не помогает, вам, возможно, придется поговорить со своим менеджером или отделом кадров, чтобы узнать, есть ли какие-либо варианты решения этой ситуации.

Также важно не принимать все близко к сердцу. Трудные личности могут разочаровывать, но помните, что дело не в вас.

Следуя этим советам, вы сможете успешно справляться даже с самыми сложными личностями на рабочем месте.

 

Как создать благоприятную рабочую среду для всех сотрудников, независимо от их темперамента?

Одним из ключей к созданию позитивной рабочей среды является признание и понимание того факта, что у каждого сотрудника есть свой уникальный темперамент. Некоторые люди от природы общительны и любят работать в напряженной и оживленной атмосфере. Другие предпочитают более спокойную обстановку, где они могут сосредоточиться на своей работе, не отвлекаясь.

Создать такую ​​среду можно несколькими способами, вне зависимости от темперамента сотрудников. Во-первых, важно четко и открыто общаться со всеми сотрудниками.

Это включает в себя информирование их о том, что от них ожидается, и предоставление отзывов об их работе. Во-вторых, важно поддерживать дух сотрудничества, поощряя сотрудников работать вместе для достижения общих целей.

Наконец, важно создавать возможности для развития и роста сотрудников. Предприняв эти шаги, вы сможете создать благоприятную рабочую среду для всех сотрудников, независимо от их темперамента.

Заключение

Помните, что каждый сотрудник уникален и имеет свой индивидуальный темперамент. Вместо того, чтобы пытаться загнать всех в одну форму, лучше создать рабочую среду, которая признает и приветствует эти различия.

Тем самым вы создадите позитивное и продуктивное рабочее место для всех.

Теперь, когда вы понимаете разницу темпераментов и важность управления трудными личностями, давайте взглянем на следующие напоминания, которые помогут взглянуть на вещи в перспективе.

1. Не принимайте ничего близко к сердцу. Трудные личности могут разочаровывать, но помните, что дело не в вас.

2. Четко и открыто общаться со всеми сотрудниками. Это включает в себя информирование их о том, что от них ожидается, и предоставление отзывов об их работе.

3. Постарайтесь понять сложную личность. Что может заставить их действовать или быть разрушительным? Как только вы лучше поймете ситуацию, вы можете начать искать способы разрядить напряжение.

4. Установите четкие границы и ожидания. Дайте человеку понять, какое поведение является приемлемым, а какое нет.

5. Не ввязывайтесь в негативные споры или драму. Будьте максимально профессиональны и сердечны, даже если другой человек ведет себя иначе.

Добавить комментарий