Отношение педагогов к проблеме информационно-психологической безопасности в образовательной среде по направлению подготовки
Отношение педагогов к проблеме информационно-психологической безопасности в образовательной среде по направлению подготовки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 43
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 43 База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бағдарламасы Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом |
типы, формирование, понятие в философии и психолоии, историческое, ценности, особенности, структура, суть, примеры
Содержание
- Функции мировоззрения
- Исторические типы мировоззрения
- Уровни мировоззрения
- Структура мировоззрения
- Мировоззрение в философии
- Мировоззрение в психологии
Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:
Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.
Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.
Функции мировоззрения
В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.
Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.
Исторические типы мировоззрения
На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.
В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.
Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т. п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.
Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.
Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.
Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.
Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.
Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.
Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.
Уровни мировоззрения
Понятие мировоззрения содержит три уровня:
- Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
- Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
- Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.
Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.
Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.
Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).
Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
Мировоззрение в философии
Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.
Философия (в переводе с др. греч. – любомудрие; любовь к мудрости) – это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н. э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.
Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.
В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.
Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.
Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
– мир материален;
– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Обзор: Введение в христианское мировоззрение
Введение в христианское мировоззрение, Тава Дж. Андерсон, В. Майкл Кларк и Дэвид К. Ногл. Downers Grove: IVP Academic, 2017.
Резюме: Работа, предназначенная для классного или личного изучения, определяющая идею мировоззрения и ее важность, описывающая христианское мировоззрение и отвечающая на критические возражения, а также излагающая и критикующая другие основные мировоззрения в соответствии с критерии, установленные в первой части книги.
Впервые я познакомился с идеей мировоззрения летом 1974 года, когда учился в колледже. Я слышал раннюю презентацию идей, которые легли в основу книги Джеймса У. Сайра «Вселенная по соседству » (сейчас в пятом издании). Это дало мне важный инструмент, когда я учился в государственном университете. Семь основных вопросов о мировоззрении Сайра помогли мне критически прочитать различные тексты моих курсов и различить различные способы видения мира и взаимодействия с ним, отраженные в этих текстах. Мало того, я обнаружил, что могу применять эти идеи, когда смотрю фильмы, или рекламу, или общаюсь с друзьями, которые верят другим. Мировоззрение помогло мне понять, почему люди не обращают внимания друг на друга по таким вопросам, как аборт или сексуальная этика. Как видите, «мировоззренческое мышление» было и остается мощным инструментом в моей «интеллектуальной мастерской».
Эта новая работа, предназначенная для использования в качестве учебника для курса колледжа по христианскому мировоззрению, основана на работе Сира и других.
- Какова наша природа?
- Что такое наш мир?
- В чем наша проблема?
- Каков наш конец?
Далее авторы обсуждают, как мировоззрение действует в нашей жизни. Они обсуждают предвзятость подтверждения, эмпирическое приспособление и то, как мировоззрение формирует наш набор вариантов жизни. Они отмечают обстоятельства, при которых мы корректируем наше мировоззрение или даже обращаемся, отмечая, что это более вероятно, когда наши предположения о мировоззрении не исследуются, что приводит к обсуждению преимуществ и недостатков изучения мировоззрения. Последняя глава этой части посвящена важной работе по анализу мировоззрения — тому, как мировоззрения выдерживают критику. Разработаны три критерия:
- Внутренняя согласованность: логическая согласованность.
- Внешняя непротиворечивость: доказательное соответствие.
- Экзистенциальная последовательность: прагматическое удовлетворение.
Затем эти критерии применяются для анализа как христианского мировоззрения, так и других основных мировоззрений, обсуждаемых в книге.
Вторая часть посвящена христианскому мировоззрению. Сначала он рассматривается повествовательно вокруг истории сотворения, грехопадения, искупления и прославления с предварительным обсуждением откровения. Затем, используя четыре вопроса для обсуждения мировоззрения, отмеченные выше, христианство обсуждается пропозиционально. Я заметил одну вещь, которая может быть недостатком схемы с четырьмя вопросами, это значительное пространство под «какова наша природа?» посвящена природе Бога. Конечно, это необходимо для понимания нашей природы, но предполагает, что предшествующий вопрос, вроде вопроса Сира «Что такое первичная реальность — действительно реальная?» может быть важно спросить. Я нашел это так же и с другими мировоззрениями.
В третьей части затем рассматриваются западные и глобальные альтернативы в двух главах с пропозициональным описанием каждого мировоззрения с использованием четырех вопросов о мировоззрении, за которыми следует использование трех аналитических критериев для каждого мировоззрения. Рассматриваемые западные мировоззрения — это деизм, натурализм и постмодернизм, а глобальные альтернативы — индуизм и ислам. Меня поразило, что христианскому мировоззрению посвящено 125 страниц, а остальным пяти, рассматриваемым в этой книге, менее 100. Гораздо больше места было уделено как изложению христианской веры, так и ответам на возможную критику. Было бы интересно получить ответ сторонников этих других мировоззрений на критику этих мировоззрений, как это было в случае с возражениями, выдвинутыми против христианского мировоззрения.
Заключение призывает людей придерживаться последовательно христианского мировоззрения, отвергая различные «мировоззрения»: сциентизм, гедонизм, потребительство, порицание, апатизм, догматизм, универсализм, функциональный атеизм и конформизм. Этот список подтверждает растущее осознание того, что мировоззрения, как они обсуждались в начале, — это не просто вопросы суждений, но также и ориентация (сознательная или нет) сердца.
Эта работа включает в себя несколько элементов, которые делают ее особенно полезной как текст. Разделы заканчиваются вопросами для размышления о прочитанном. Конец каждой главы включает в себя раздел «освоение материала», определяющий ключевые цели обучения для главы, глоссарий терминов, возможные темы курсовой работы из главы и основную библиографию для главы. Текст включает случайные боковые панели, иллюстрирующие концепции из фильмов или современной культуры.
Эта работа явно разработана как текст для «академии мировоззрения» или курса христианского колледжа по мировоззрению. Я думаю, что его также можно использовать индивидуально или в коллегиальном служении или в контексте обучения взрослых. Это ценная работа, помогающая учащимся определить «неисследованное» как с точки зрения христианской веры, так и других мировоззренческих предположений и сердечных ориентаций, смешанных с ними. Хотя я бы добавил вопрос о первичной реальности, четыре вопроса и три аналитических критерия ясны и запоминаются. Для тех, кто будет преподавать или вести курсы, я надеюсь, что либо письменные материалы, либо живые представители других мировоззрений могут стать предметом критики этих мировоззрений в этой книге. Это происходит все время в аспирантуре, и студент-христианин будет лучше подготовлен к этому, если он подвергнется этому как студенты.
Сознательное изучение своего мировоззрения, обучение критическому осмыслению мировоззрения и мыслить по-христиански, а также привнесение христианских предположений во всю жизнь оказали сильное влияние на мою собственную жизнь. Подобный ресурс, гораздо более систематический, чем мое первоначальное знакомство с этими идеями (рисунок доклада на семинаре, который Сайр провел до того, как его книга была впервые опубликована), не может не подготовить студентов к серьезному осмыслению этих вопросов. Надеюсь, это принесет много пользы в проницательном чтении, просмотре и игре, а также в привлечении взглядов других.
____________________________
Раскрытие информации Связь: я получил от издателя бесплатную рецензию на эту книгу в обмен на честную рецензию. Мнения, которые я выразил, являются моими собственными.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Семь основных элементов христианского мировоззрения – МЭТЬЮ ГИЛБЕРТ
Существует семь основных аспектов понимания христианского мировоззрения (или любого другого мировоззрения). если уж на то пошло), согласно христианскому философу Джеймсу Сиру. Каждое мировоззрение, в том числе и христианское, должно решать следующие вопросы:
- Высшая реальность вселенной
- Природа Вселенной
- Природа человечества
- Вопрос о том, что происходит с человеком при смерти
- Основа человеческого познания
- Основа этики
- Смысл истории
Мне пригодились работы Сира, особенно его классическая книга о мировоззрениях The Universe Next Door . Ниже приводится основное резюме объяснения Сира того, что он называет «основным христианским теизмом» на стр. 27-46 в 9.0003 Вселенная по соседству .
Бог
Первым элементом христианского мировоззрения является то, что первейшей реальностью в христианском теизме является Бог. Бог — вечный творец вселенной. Он совершенен в своем существе и в своем характере. Этот Бог свят, праведен, вечен, неизменен, мудр, могуч и несравненно славен. Бог триедин. Нет никого похожего на него. Он невероятно сложен. Бог также является бесконечным существом без меры. Он личный. Это означает, что он хочет быть известным и дает о себе знать. Возможно, это самый важный аспект христианского мировоззрения. Не только мы утверждаем, что есть всемогущий творец, владычествующий над своим творением, но и христианское мировоззрение утверждает, что этот всемогущий творец не есть какое-то далекое божество — он хочет, чтобы его знали, и он — Бог отношений. Сложность этого триединого Бога видится в том факте, что этот личный Бог также трансцендентен. Бог совершенно вне нас и вне мира, который он создал. По словам христианского философа Джеймса Сира, «Он другой» (29). Бог также имманентен. Итак, Бог не камень, но за ним (трансцендентность) и присутствует Бог с камнем (имманентность). Такова сложность Бога Библии.
Вселенная
Второй элемент христианского мировоззрения касается Вселенной. Мир был создан ex nihilo Богом в причинно-следственной открытой системе. Это полный рот. Бог утверждается в христианском мировоззрении как творец всего сущего. Он говорил, и «вещи» возникали. Творение вытекало из слов его уст. Но Бог не творил бессистемно. Бог создал вселенную с порядком и структурой. Бог создал мир ясностью. В творчестве есть упорядоченность. Однако эта вселенная была создана в открытой системе. Это означает, что он не запрограммирован. Бог ежедневно раскрывает Свои вечные цели. Мир и его течение открыты для переустройства Богом и носителями Его образа. Итак, поскольку мир упорядочен, люди оказывают на него влияние; и поскольку мир находится в открытой системе, выбор людей имеет смысл и имеет долгосрочные последствия в лучшую или худшую сторону.
Человечность
Третий элемент христианского мировоззрения – достоинство и падение человечества. Христианский теизм утверждает, что люди созданы по образу Божьему и в результате отражают, хотя и смутно, славу Божьего характера. В этом смысле люди подобны Богу. Это было особенно видно в первых двух людях до того, как грех испортил мир и образ Божий в человеке. Все люди в этом самом основном смысле обладают естественным достоинством. Вот почему христиане содрогаются при убийстве, аборте, жестоком обращении и т. д. Люди пали с высоты достоинства, которым обладали наши первородные родители, из-за греха против Творца. Несмотря на это грехопадение, люди способны познавать окружающий их мир, узнавать друг друга, и по благодати от Бога мы можем познавать Бога. Единственный способ восстановить образ Божий в человеке, снять с себя вину за грех и познать Бога и радоваться Богу — это для того, чтобы на место человека встал Спаситель. Иисус, вечный Сын Божий, пришел на землю, чтобы восстановить образ Божий, совершенно повинуясь Богу (он никогда не грешил). Затем этот безгрешный Искупитель умер за грешников. Он понес гнев Божий вместо грешников. И он воскрес из мертвых, чтобы выполнить свою работу. Падшее человечество однажды будет полностью восстановлено и прославлено благодаря благодати и любви Бога в Иисусе.
Смерть
Четвертый элемент христианского мировоззрения говорит о смерти. Каждый человек, который умирает, либо живет вечно в блаженстве вечных отношений с Богом, либо навеки разлучается в вечных мучениях вдали от Бога. Каждый человек будет продолжать существовать за гробом, либо с Богом, либо без Бога. Единственная разница между ними заключается в вере в Иисуса, Искупителя.
Знание
Пятый элемент христианского мировоззрения относится к «человеческому знанию». Человек может познавать и Бога, и окружающий мир. Это знание является результатом благодати Божией. По общей благодати Божией всем людям дана способность познавать окружающий мир и узнавать что-то о Боге. Поскольку Бог — «всезнающий знающий обо всем, мы можем иногда быть знающими о некоторых вещах» (36). Бог дает нам знание, потому что Он познаваем. Этот познаваемый Бог открывает себя двумя способами: общим откровением и особым откровением. В общем откровении Бог являет себя через сотворенный порядок. В особом откровении Бог открывает Себя через Свое Слово и через Своего Сына, Иисуса Христа. Важно здесь то, что Бог познаваем, и он сделал себя познанным.
Этика
Шестой элемент христианского мировоззрения заключается в том, что этика основана на Божьем характере. Благодаря этому в христианском мировоззрении мы находим абсолютную истину и абсолютную нравственность. Существует ясное и определенное правильное и неправильное, потому что оно вытекает из святого характера Бога. Сир хорошо говорит: «Есть абсолютный критерий, которым измеряются все моральные суждения» (42).
История
Седьмой элемент христианского мировоззрения состоит в том, что история является линейной, а не круговой, и представляет собой раскрытие вечных Божьих целей. История в христианском мировоззрении – это «содержательная последовательность, имеющая начало, середину и конец» (43). История не лишена смысла, потому что Бог суверенен над действиями человечества, а это значит, что есть определенное направление, в котором движется вся история.
Христианское мировоззрение основано на существовании, авторитете, характере, личности и работе Бога. Вся история имеет смысл и является раскрытием и исполнением вечного плана Бога. Люди одновременно достойны и грешны. И Бог — единственная надежда на жизнь после смерти. Именно величие Божие является блестящим догматом христианского мировоззрения. В своей святости, силе, истине, любви и благодати Бог больше, чем все другие первичные реальности любого другого мировоззрения.
Мир наполнен величием Бога.
Он вспыхнет, как блеск от трясущейся фольги;
Он собирается в величие, как масляная жижа
Раздавлен. Почему же теперь люди не считают его жезлом? (Джерард Мэнли Хопкинс, «Божье величие»)
Мэтью Гилберт — студент Бойс-колледжа (бакалавр библейских и богословских исследований, декабрь 2014 г.