Что такое локус контроля в психологии? Что это за тип людей и чего они придерживаются?
Каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с различными ситуациями, причинами которых становятся какие-либо внешние факторы или собственные решения человека.
Вспомните, кого вы считаете виноватым, если что-то пошло не так? Государство, соседку, преподавателя, продавца? Или может быть себя?
В зависимости от того, кому мы приписываем свои неудачи и промахи — внешним или внутренним факторам, психологи выделяют отдельные типы людей с определенным мышлением. Этот термин называется локус контроля.
В этой статье мы рассмотрим концепцию локус контроля, расскажем о видах и типах локус контроля.
Понятие локуса контроля в психологии
Локус контроля — это определенное свойство индивида причислять ответственность за какие-либо события (успехи или неудачи) только внутренним, либо только внешним факторам.
Если говорить простыми словами, то локус личности — это определенное восприятие и мышление, которое зависит либо только от самого человека, либо только от внешних факторов (стечения обстоятельств).
Исходя из этого понятия концепция контроля делится на:
- внешний локус контроля — когда человек считает, что от него ничего не зависит и результат действий определяется только внешними факторами
- внутренний локус контроля — в этом случае на результат влияет сам человек, его действия, его усилия и решения
Само понятие локус образовано от латинского слова «locus» — «место/расположение»). То есть буквально им обозначают место, в котором сосредоточены какие-то важные и определяющие факторы. Как мы выяснили выше — этим местом могут быть действия самого человека или какие-либо внешние обстоятельства.
Важно! Локус контроля формируется у человека в детстве и, как правило, не меняется на протяжении всей жизни. Определенными психотерапевтическими методами и приемами это свойство личности можно скорректировать, но изменить его полностью не получится.
Примеры свойства личности
Чтобы было понятнее, как размышляет человек, который рассматривает все хорошее и плохое через призму внешних обстоятельств, и тот, который имеет внутреннюю опору на себя и придерживается той теории, что только его собственные усилия и действия приводят к какому-либо результату, приведем небольшую табличку:
Суждения личности с внешним локусом |
Суждения личности с внутренним локусом |
Я опоздал на работу, потому что на дорогах пробки. |
Я опоздал на работу, потому что забыл завести будильник и проспал. |
У меня маленькая зарплата, потому что начальник — жмот, не хочет платить мне нормально. |
У меня маленькая зарплата, потому что я не повышал свою квалификацию и у меня нет стремления учиться. |
У меня есть лишний вес, потому что мама виновата — готовит слишком жирные блюда, а я не могу отказаться от них. |
У меня есть лишний вес, потому что я не хочу ходить в спортзал, а хочу лежать на диване и смотреть кино. |
Мы привели пример негативных событий с разным локусом. При этом положительные события/моменты человек с внешним локусом будет также объяснять внешними, не зависящими от него факторами — «мне повезло, мне помогли, удача улыбнулась, я вытянул счастливый билет и т.д.». А человек с внутренним контролем будет «записывать на свой счет» достижения и хороший результат.
Типы личности с разным локусом контроля
В зависимости от локуса контроля психологи разделяют людей на 2 типа: с интернальным локусом, то есть внутренним, и экстернальным локусом — внешним.
Повторим, что именно от локуса зависит жизненная позиция человека, его самостоятельность, успешность, ответственность.
Люди с интернальным типом берут ответственность за свою жизнь на себя, они дисциплинированы, уверены в себе, эмоционально более стабильны. Такие личности допускают, что есть удачные решения, а есть — ошибочные, и за оба варианта они несут ответственность, они умеют анализировать свои действия, обладают определенной силой воли и умеют сосредотачиваться на решении каких-либо задач.
Люди с экстернальным типом инфантильны и, зачастую очень конфликтны, считают, что все им должны, что в любой неудаче виноват кто-то другой. Считают, что для достижения успеха нужно родиться в правильное время, иметь хороших «знакомых» и определенные связи. При этом такие люди пассивны, ленивы и склонны к зависти и депрессиям.
Важно! Стоит отметить, что при рождении ребенок имеет экстернальный локус контроля, так как его мировоззрение зависит от различных факторов внутри семьи. По мере взросления ребенок может формировать свой внутренний контроль в процессе воспитания.
Факторы, формирующие локус контроль
Как мы уже сказали, интернальный или экстернальный тип закладывается в детстве, но формируется он в процессе взросления и под влиянием множества факторов. Рассмотрим подробнее факторы локус контроля:
- Воспитание — самый главный фактор формирования контроля. Если родители слишком опекающие, то ребенок будет инфантилен, а, значит, впоследствии у него сформируется экстернальный тип. Самостоятельный ребенок будет с противоположным типом контроля.
- Особенности темперамента и личностные факторы. Зная психотип личности, не трудно будет предположить, какой тип контроля будет у ребенка. Безусловно, свою роль играет развитый интеллект, способность мыслить и анализировать свои поступки, нести за них ответственность.
-
Религиозные убеждения. Верующий фанатик будет убеждать себя в том, что внешние силы привели его к такому результату, что это не он сам сделал, а кто-то свыше управлял им.
- Суеверия. Тот, кто верит в суеверия, перекладывает свою ответственность за происходящее на других и какие внешние силы. Конечно, если что-то не получилось, проще сказать, что черная кошка перебежала дорогу, чем проанализировать свои поступки.
- Личный опыт и пережитые события — еще один фактор, определяющий свойства личности
- Социальное окружение. Мы склонны поступать, как все, и убеждения группы людей, скорее всего, распространятся на отдельного его члена, даже если изначально он придерживался другого мнения.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы не можете контролировать свои поступки, вам нужно обязательно «отыскать» виноватого или вам трудно взять ответственность за свою жизнь на себя. Наши психологи помогут вам сменить локус контроля на интернальный и поменять восприятия собственной жизни.
Частые вопросы
Как определить свойство своей личности?
+Локус контроля в психологии можно определить с помощью специального тестирования.
Можно быть интерналом и экстерналом одновременно?
+Можно. В мире нет людей с абсолютно «чистым» типом контроля. В зависимости от жизненной ситуации могут проявляться те или иные черты личности. Смешанный тип не редкость.
Как сместить фокус контроля?
+Для этого нужно честно отвечать себе на правильные вопросы, замечать за собой определенные паттерны поведения и стараться их поменять. Если не получается самостоятельно, то психолог вам обязательно поможет.
Кто ввел понятие локус контроля?
+Это понятие ввел американский психолог Джулиан Б. Роттер в 1954 году и с тех пор данная концепция применяется для оценки психологической склонности личности
Заключение эксперта
Внутренний локус считается предпочтительным для человека, так как он позволяет строить успешную карьеру, создавать крепкую семью, быть счастливым, уверенным в себе человеком. Людям с внешним локусом нужно повышать свою самооценку, учится брать ответственность на себя, анализировать свои поступки.
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Локус контроля в понимании современной психологии
Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы активности личности. Одной из таких форм является локус контроля, определяемый как устойчивая личностная характеристика, отражающая предрасположенность человека объяснять причины событий внешними или внутренними факторами. Целью представленного в статье теоретического обзора является рассмотрение теоретических основ проблемы локуса контроля в современной психологической науке. В статье осуществлена систематизация современных подходов к проблеме определения локуса контроля, рассмотрено само понятие локуса контроля и проанализированы его особенности.
Ключевые слова : локус контроля, интернальность, экстернальность
The subject of psychological analysis is increasingly becoming various forms of personality activity. One of these forms is the locus of control, defined as a stable personal characteristic reflecting a person’s predisposition to explain the causes of events by external or internal factors. The purpose of the theoretical review presented in the article is to consider the theoretical foundations of the problem of the locus of control in modern psychological science. The article systematizes modern approaches to the problem of determining the locus of control, examines the very concept of the locus of control and analyzes its features.
Keywords: locus of control, internality, externality
Актуальность исследования . В психологии, в ее теоретических и практических областях проблема исследования локуса контроля представлена в многочисленных теоретических концепциях и в настоящий момент актуальной становится задача систематизации основных теоретических построений в области изучения локуса контроля.
Таким образом, целью исследования является теоретический анализ проблемы локуса контроля в современной психологической науке.
Понятие локуса контроля в его современном понимании было введено в психологический тезаурус Дж.Роттером 19, который определял локус контроля как качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним и внутренним силам. Исходя из методологии бихевиоризма, которой придерживался Дж.Роттер можно рассмотреть локус контроля также как некое обобщенной ожидание личностью подкрепления собственных поведенческих реакций, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».
Согласно предположению Дж. Роттера, субъективный контроль является устойчивым личностным свойством, а индивидуальные различия в локализации контроля обусловлены процессом научения, в том числе, а, возможно, и в первую очередь, в семье.
Таким образом, локус контроля возникает и формируется в процессе социализации личности, постепенно становясь устойчивым свойством, определяющим некоторые аспекты поведения личности.
В зависимости от того, где локализуется контроль над значимыми жизненными событиями, Дж.Роттер предлагает выделять лиц с интернальным (внутренним) и экстернальным (внешним) локусом контроля. При этом тип локализации контроля определяет особенности поведенческого реагирования в широком контексте социального взаимодействия, связан с уровнем активности личности и чувстве ответственности, напрямую влияет на ощущение «контролируемости» событийного жизненного ряда. По мнению Дж. Роттера, локус контроля является универсальной, устойчивой характеристикой и инвариантен по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми сталкивается личность 19.
Д. Рисман предложил типологию социального характера, схожую по своим теоретико-методологическим основам с концепцией Дж. Роттера. Он предлагал выделять типы характера «направляемые изнутри», поведение людей с данным типом характера, по мнению Д. Рисмана регулируются интернализованными, внутренними целями и ценностями, и людей «направляемых другими» — тех, чье поведение управляется внешними по отношению к ним ценностями и целями.Похожая точка зрения встречается и в рамках фрустрационной теории С. Розенцвейга, согласно которой, люди склонны по-разному реагировать на трудности в широком контексте общения и жизнедеятельности. С. Розенцвейг выделяет три основных типа реагирования: интрапунитивная реакция — человек постоянно обвиняет себя; экстрапунитивная реакция — приписывание ответственности внешним обстоятельствам, окружающим; импунитивная реакция (примирительная позиция, не базирующаяся ни на самообвинении, ни на обвинении других).
В настоящее время локус контроля является одним из наиболее популярных и исследуемых конструктов, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Рассмотрим ещё ряд исследований, в которых он стал основным предметом изучения.
Х. М. Лефкоурт (H. M. Lefcourt) подчеркивал необходимость изучения локуса контроля в контексте возраста и деятельности человека, в тесной связи с другими личностными характеристиками 18.
Г. Бир (G. Bier) в своих работах рассматривал вопрос о когнитивном контроле и сделал вывод о том, что открытый способ поведения с большим количеством степеней свободы, социальной пластичностью и широким поведенческим репертуаром характерен для лиц с когнитивно сложным (интернальным) контролем 17.
Ф. У. Вессман, С. Тайер и Д. С. Горман (F. E. Wessman, S. Thayer, D. S.Gorman) в своем исследовании анализировали особенности временной перспективы у лиц с разным типом локуса контроля и установили, что интерналы более ориентированы на будущее, лучше способны концептуализировать временные отрезки, чем лица с экстернальным локусом контроля. Временная концепция лиц с интернальным контролем событийно более насыщенна, чем у экстерналов 20.
Н. Т. Визер (N. T.Weather) на основании полученных исследовательских данных делает вывод о том, что существует связь между ответственностью и ожиданием (ценностью) вознаграждения. Так, согласно его данным, интерналам характерна высокая ценность вознаграждения в ситуациях, если вознаграждение поступает за результаты, детерминированные знанием и навыком, а для экстерналов в этом же круге ситуаций характерна низкая ценность вознаграждения 21.
Активные исследования локуса контроля ведутся и в отечественной психологической науке.
Современные трактовки локуса контроля отечественными авторами, раскрывают данное понятие через «особую мировоззренческую установку» (И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец), «определенный личностный паттерн, целостную личностную комбинацию» (А. А. Реан) и достаточно близки к исходному «роттеровскому» пониманию [6; 14].
А. А. Реан рассматривает локус контроля в качестве критерия социально зрелой личности и выделяет ответственность первого типа (интернальный локус контроля) и ответственность второго типа (экстернальный локус контроля). А. А. Реан рассматривает интернальность как показатель личностной ответственности, который соотносится с просоциальным поведением и личностной зрелостью 14.
С. В. Быков считает локус контроля показателем отношения к себе и к окружающему миру. В статье С. В. Быкова и С. Ю. Алашеева указывается на то, что экстернальность присуща подросткам с делинквентным потенциалом поведения в большей степени, чем подросткам с просоциальными наклонностями 2.
Попова Т. А. называет локус контроля в качестве одного из личностных ресурсов благополучного старения. В её исследовании показано, что возрастом может усиливаться потребность в эгоинтеграции, оценке значимости собственной жизни и контроле над ней 12.И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец и Л. И. Дементий в своих работах рассматривали локус контроля в качестве одного из факторов формирования ответственности в подростковом возрасте 6; 5.
Л. И. Дементий также рассматривала локус контроля наряду с жизнестойкостью и волевым субъективным контролем в качестве одного из копинг-ресурсов личности 4.
К. И. Ананьевна, О. В. Айметдинова подчеркивают, что локус контроля регулирует многие аспекты поведения человека, играя важную роль в формировании межличностных отношений и в способе разрешения личностных кризисных ситуаций, задает контекст восприятия в ситуации межличностного взаимодействия 1.
Современные ученые (А. Ю. Маленова, Е. В. Распопин, Е. А. Яковлева и другие) также исследуют отношение людей к различным стрессовым ситуациям под влиянием уровня экстернальности — интернальности.
Так, в исследовании А. Ю. Маленовой рассматривается влияние локуса контроля на выбор способов совладания с трудностями, обусловленными экзаменационной ситуацией, и было показано, что выбор копинг-стратегии для преодоления экзаменационных трудностей имеет существенную специфику в группах студентов с разным локусом контроля 9.
Влияние локус-контроля на выбор стиля совладающего поведения был показан и в исследовании Е. А.Яковлевой 16.
Влияния локуса контроля на различные аспекты профессиональной деятельности рассмотрены в работах К. С. Водовсковой 3, С. Е. Пискаревой 10, О. Б. Поляковой 11, В. Б. Токаревой 15 и других отечественных исследователей.
Е. В. Распопин в своем диссертационном исследовании доказал, что более устойчивы к стрессовым воздействиям в профессиональной среде сотрудники с интеральным локусом 13.
В исследовании М. Г. Кочурова на выборке рабочих показано, что существуют значимые связи копинг-стратегии «разрешение проблем» с интернальностью в области здоровья и общей интернальностью 7.
Таким образом, следует отметить значимость исследований локуса контроля для современной науки и практики, но также следует подчеркнуть, что взгляд современных исследователей на проблему локуса контроля не лишен методических и методологических противоречий. Так, в оригинальной концепции Дж. Роттера локус контроля рассматривается как устойчивая, инвариантная характеристика по отношению к широкому диапазону социальных ситуаций, в том числе ситуаций успеха и неудачи. В то эе время данные, полученные в современных исследованиях, заставляют ученых усомниться в исключительно однонаправленных сочетаниях локуса контроля в различных по типу ситуациях [14].
Так, по мнению А. А. Реана, внешний локус контроля в ситуации неуспеха играет роль защитного механизма, «который, снимая ответственность с личности за неудачи, позволяет адаптироваться к постоянным внешним негативным оценкам деятельности и поведения личности со стороны окружающих и сохранять самоуважение» [14]. Таким образом, можно говорит о том, что исследование проблемы локуса контроля в психологической науке еще далеко от окончательного разрешения и занимает существенную роль в психологической науке. Его влияние на личностные качества человека и на его поведение в социальной среде доказано во многих исследованиях. Перспективными являются исследования по изучению взаимосвязи локуса контроля с другими личностными характеристиками в широком диапазоне социальных ситуаций на различных возрастных, социальных и профессиональных группах.Таким образом рассматривая различные теории локуса контроля, делаем вывод, что свойство личности — локус контроля, в них показано через призму человеческого ожидания того, что люди контролируют подкрепления своих действий. Отметим также, что локус контроля не универсальная характеристика, так как один и тот же человек в разных ситуациях может повести себя, как с интернальной позиции, так и с экстернальной, соответственно тип личности человека невозможно разделить на интернальный и экстернальный.
Литература:
- Ананьева К. И., Айметдинова О. В. Предикторы межличностного восприятия: локус контроля наблюдателя и контекст восприятия//В сборнике: Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2017. Москва, 2017. С. 88–100.
- Быков С. В., Алашеев С. Ю. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Социологический журнал. 2003. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-lokusa-kontrolya-lichnosti-v-asotsialnyh-podrostkovyh-gruppah (дата обращения: 13.07.2022).
- Водовскова К. С. Локус контроля и его влияние на трудовую деятельность//Студенческий. 2018. № 21–2 (41). С. 29–30.
- Дементий Л. И. Жизнестойкость, локус контроля и волевой субъективный контроль как копинг-ресурсы личности//В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения. Материалы III Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2013. С. 241.
- Дементий Л. И. Ответственность и локус контроля как личностные основания и ресурсы регуляции пищевого поведения // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. 2018 -С.30–32
- Кондаков И. М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. Том 16. № 1. 1995. С. 43–52
- Кочуров М. Г. Связь копинг-стратегий с локусом контроля//Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 1–2 (91). С. 40–43.
- Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. Том 20. № 2. 1999. С. 103–114
- Маленова А. Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания (на примере ситуации экзамена) диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук– — Краснодар 2007
- Пискарева С. Е. Мотивация достижения и локус контроля руководителей низового звена//Человеческий фактор: Социальный психолог. 2018. № 1 (35). С. 360–365.
- Полякова О. Б. Специфика локуса контроля психологов и педагогов с профессиональными деформациями//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 2 (129). С. 12–19.
- Попова Т. А. Смысложизненные ориентации и локус контроля личности как ресурсы благополучного старения//Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019. № 1. С. 49–58.
- Распопин, Е. В. Психологическая устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса (на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук– Екатеринбург, 2013
- Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. Том 19. № 4. 1998. С. 3–13
- Токарева В. Б. Локус контроля как метакогнитивный процесчс профессиональной деятельности субъекта //Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 1 (51). С. 134–138.
- Яковлева, С. А. Особенности совладающего поведения старшеклассников с учетом локуса контроля// Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2012. — № 5. — С. 259–263.
- Bier, G. Cognitive complexity-simplicity and predicative behavior // J. of Abnormal and Social Psychology. — 1955. — V.51
- Lefcourt, H. M. (1991). Locus of control. In J. P. Robinson, P. R. Shaver, & L. S. Wrightman (Eds.), Measures of personality and social psychology attitudes (pp. 413–425). London: Academic Press Ltd. http://dx.doi.org/10.1016/B978–0-12–590241–0.50013–7
- Rotter J. B. Generalized expectances for internal versus external control of reinforcement // Psychol. Monogr. 1966. vol. 80. № 1. P. 1–28.
- Thayer S, Bernard S. Gorman, Alden E. Wessman, Gertrude Schmeidler & Elinor G. Mannucci (1975) The Relationship between Locus of Control and Temporal Experience, The Journal of Genetic Psychology, 126:2, 275–279
- Weather, N. T. Valence of outcome and expectation of success in relation of task difficulty and perceived locus of control //J. of Personality and Social Psychology. — 1967. — V.7.
Основные термины (генерируются автоматически): локус контроля, ситуация, влияние локуса контроля, образ, проблема локуса контроля, психологическая наука, современная психологическая наука, тип характера, том, широкий диапазон.
Локус контроля — понятие, типы, эффекты
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Содержание
- 1 Введение
- 2 Что такое локус контроля?
- 3 Типы локуса контроля
- 3.1 Внутренний локус контроля
- 3.2 Внешний локус контроля
- 4 Внутренний и внешний локус контроля
- 5 Как это влияет на нашу работу?
- 6 Ссылки
Когда вы получаете хорошие оценки на экзамене, вы думаете, что это ваши усилия стали плодотворными или вам повезло? Точно так же, когда вы терпите неудачу в какой-то задаче, вините ли вы себя за свои низкие усилия или обвиняете ситуацию в неблагоприятности. Эту разницу в поведении независимо от того, находятся ли последствия под контролем человека или нет, изучает Джулиан Роттер. Он предложил концепцию локус контроля.
Что такое локус контроля?Локус контроля — это убеждение относительно результата своих действий.
Джулиан Роттер (1966, 1978, 1981, 1990) разработал теорию, основанную на основном принципе мотивации, вытекающем из
закона эффекта Торндайка: люди мотивированы искать подкрепление и избегать наказания.
Согласно Роттеру, Локус контроля означает – Склонность людей предполагать, что они либо контролируют, либо не контролируют события и последствия в своей жизни.
Американская психологическая ассоциация (APA) — конструкция, которая используется для классификации основных мотивационных ориентаций людей и представлений о том, насколько они контролируют условия своей жизни.
Относится к внутреннему или внешнему контролю за подкреплением в результате оперативного реагирования на окружающую среду. На самом деле это развитие у индивидуума обобщенного ожидания относительно того, как он получает подкрепление.
Это психологическое понятие, которое относится к тому, насколько сильно люди верят, что они контролируют ситуации и события, влияющие на их жизнь. В образовании локус контроля обычно относится к тому, как учащиеся воспринимают причины своих академических успехов или неудач в школе.
Некоторые люди считают, что их навыки и способности влияют на результат действия. Другие считают, что на их результат влияют какие-то внешние факторы, такие как судьба или случайность.
Типы локуса контроляНекоторые люди считают, что их навыки и способности влияют на результат действия. Другие считают, что на их результат влияют какие-то внешние факторы, такие как судьба или случайность.
Внутренний локус контроляЛюди с внутренним локусом контроля считают, что мастерство в сочетании с трудолюбием, дальновидностью и чувством ответственности могут изменить их судьбу и принести подкрепление.
Учащиеся с «внутренним локусом контроля» обычно считают, что их успехи или неудачи являются результатом усилий и упорного труда, которые они вкладывают в свое образование.
Например, учащиеся с внутренним локусом контроля могут винить в плохих оценках свою неуспеваемость.
Считается, что наличие у учащегося внутреннего или внешнего локуса контроля сильно влияет на академическую мотивацию, настойчивость и успеваемость в школе. В сфере образования считается, что «внутренние» с большей вероятностью будут усердно работать, чтобы учиться, прогрессировать и добиваться успеха.
Внешний локус контроляЛюди с высоким внешним локусом контроля думают, что подкрепление не находится под их контролем, то есть они не могут повлиять на исход событий. Все, что происходит, приписывается удаче и совпадению.
Учащиеся с «внешним контролем» обычно считают, что их успехи или неудачи являются результатом внешних факторов, не зависящих от них, таких как удача, судьба, обстоятельства, несправедливость, предвзятость или несправедливые, предвзятые или неквалифицированные учителя.
Например, учащиеся с экстернальным локусом контроля могут обвинить в своей плохой успеваемости несправедливого учителя или тест.
«Внешние» чаще считают, что усердно работать «бессмысленно», потому что кто-то или что-то несправедливо относится к ним или сдерживает их. Учащиеся с внешним контролем также могут полагать, что их достижения не будут признаны или их усилия не приведут к успеху.
В специальном образовании концепция локуса контроля особенно актуальна. Многие педагоги считают, что учащихся с ограниченными возможностями обучения более склонны к развитию внешнего локуса контроля , по крайней мере отчасти из-за негативного опыта, который они могли получить в школе.
Если их инвалидность сделала обучение исключительно трудным или трудным, и, следовательно, они испытали больше неудач, чем успехов в школе, обвинение других людей и внешних факторов может перерасти в психологический механизм преодоления (т. е. когда кто-то или что-то всегда является причиной , учащимся не нужно брать на себя больше ответственности за свои успехи в школе).
Внутренний против внешнего локуса контроляВнутренний локус контроля | Внешний локус контроля |
Воздерживаться от ситуаций, которые угрожают контролем над подкреплением. | Не способен сохранять равновесие в ситуациях выученной беспомощности. |
Им нравится поддерживать определенная вероятность успеха. | Они больше подчиняются социальному влиянию |
При выборе цели используйте информацию, имеющуюся в окружающей среде, и их предыдущий опыт в этом отношении. | Даже в отношении цели они руководствуются тем, что говорят другие |
Подумай серьезно и долго до принятия решения. | Принимать быстрые решения |
Принимая решение, они полагаются
На больше на их навыках, чем на при уходевещи на случайные факторы | Они обсуждают с другими и прислушиваются к их мнению |
Более устойчив к социальному влиянию | Легко поддаются влиянию внешних социальных факторов. |
Характеризуется независимостью мышления. | В значительной степени зависит от мнения других. |
Как это влияет на нашу производительность?
а) Абсентеизм: Люди с внутренним локусом контроля обладают убеждением, что здоровье находится под их контролем. Они прививают полезные привычки и заботятся о своем здоровье. Таким образом, они имеют более низкий уровень заболеваемости. Поэтому прогулов у этих людей меньше.
b) Текучесть: Что касается текучести кадров, то интерналы склонны действовать, и поэтому можно ожидать, что они с большей готовностью уйдут с работы, но они, как правило, более успешны в работе и более удовлетворены.
в) Принятие решений: Люди с экстернальным локусом контроля больше ориентированы на интуитивное принятие решений. С другой стороны, интерналы рассматривают больше информации, прежде чем принимать решения. Их мотивируют достижения. Они хотели бы контролировать результаты решений.
d) Мотивация: Интерналы обладают мотивацией достижения, чем экстерналы, которые просто удовлетворены доступными наградами.
д) Удовлетворенность работой: Люди с экстернальным локусом контроля больше не удовлетворены работой. Это происходит из-за убеждения, что результат не находится под их контролем. В случае интерналов удовлетворенность работой больше связана с верой в то, что результаты являются результатом их действий.
f) Психологическая приверженность: Экстерналы менее вовлечены в работу. Интерналы обладают приверженностью, которая больше психологична.
g) Социальные взаимодействия: Люди с внутренним локусом контроля более общительны и рады вступать в социальные отношения, чтобы сохранить свою индивидуальность и уважение.
Ссылки- Барон, Р. А. и Бирн, Д. (1997). Социальная психология, 8-е издание. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон
- egyankosh.ac.in
- Чиккарелли, Южная Каролина; White JN Адаптировано Гиришваром Мишрой (2018). Психология (5-е издание). Пирсон
Локус контроля — IResearchNet
Локус контроля — это личностная переменная, отражающая общие убеждения человека о том, находится ли он или она под контролем или под контролем внешние силы. Людей, которые верят, что они контролируют ситуацию, называют интерналами, тогда как людей, которые верят, что внешние силы (удача, судьба или другие влиятельные люди) контролируют, называют экстерналами.
Исследования локуса контроля берут начало в области социальной психологии, особенно в рамках теории социального научения, разработанной Дж. Б. Роттером (1954, 1966). Концепция локуса контроля связана с предположениями об ответственности человека за хорошие или плохие события. Интерналы приписывают события своей жизни собственным действиям, мотивам или компетенциям, тогда как экстерналы приписывают события внешним силам, таким как удача, случай или другие влиятельные люди.
Неверные представления о локусе контроля
Исследователи выразили озабоченность по поводу теоретических и измерительных проблем, связанных с локусом контроля, утверждая, что концепция чрезмерно обобщена и упрощена. Существует заблуждение, что внутреннее всегда связано с положительными элементами, а внешнее — с отрицательными событиями. В действительности, однако, люди не могут контролировать все события или ситуации, поэтому мы должны пытаться изменить то, что можно изменить, но принять то, что изменить нельзя. Следовательно, более целесообразно отличать объективный контроль работы от убеждений и представлений людей о контроле. Локус контроля — это личностная переменная, которая касается того, верит ли человек, что он или она может контролировать определенные типы событий, тогда как восприятие контроля касается того, может ли человек влиять на конкретное событие в определенное время.
В 1982 году Ротбаум, Вайс и Снайдер предложили две категории контроля: первичный и вторичный. Первичный контроль состоит из действий, которые человек предпринимает, чтобы изменить мир или пытается приспособить мир к человеку. Вторичный контроль включает в себя изменение себя, чтобы соответствовать внешней среде. В этой двухпроцессной модели воспринимаемого контроля обсуждаются не только источники контроля (т. е. локус контроля), но также и направление или мотивация контроля.
Измерение локуса контроля
Шкала внутреннего-внешнего локуса контроля Джулиана Роттера, опубликованная в 1966 году, является наиболее часто используемым и цитируемым инструментом определения локуса контроля. Он состоит из 23 пунктов. С начала 1980-х годов было разработано и адаптировано к различным областям или рабочим условиям более 30 шкал локуса контроля, таких как шкала рабочего локуса контроля, разработанная П. Э. Спектором в 1988 г., и шкала профессионального локуса контроля, разработанная Женевьев Фурнье и Шанталь Джинри в 1999 году. Эти исследователи обнаружили, что их шкалы локуса контроля лучше предсказывают поведение в конкретной ситуации, чем шкала Роттера.
Важность локуса контроля как модератора стресса
Концепция локуса контроля изучалась во многих дисциплинах, включая психологию, образование и медицину. Было обнаружено, что внутренний локус контроля смягчает стрессовые жизненные события и может облегчать эмоциональный стресс у больных раком.
В области производственной/организационной психологии — в частности, в исследованиях стресса на работе и благополучия — Спектор использовал свою модель контроля стресса, чтобы объяснить, что контроль помогает фильтровать восприятие ситуаций и влияет на то, оцениваются ли ситуации как угрожающие. Человек, который воспринимает низкий уровень контроля, с большей вероятностью будет оценивать ситуации как стрессоры на работе. В Спекторе 19В мета-анализе 86 он заявил, что внутренний локус контроля связан с более низким восприятием ролевого стресса (ролевой конфликт и ролевая неопределенность) и меньшим физическим и психологическим напряжением.
Сдерживающая роль локуса контроля между факторами стресса на работе и рабочим напряжением хорошо известна. Например, было обнаружено, что рабочий локус контроля является модератором стресса в определенных профессиях в западном и китайском обществах, что было отмечено Ой-лин Сиу и его коллегами в 1998 и 2002 годах, а также Спектором в 1998 году. 88.
Кросс-культурные исследования локуса контроля и воспринимаемого контроля
В нескольких исследованиях сравнивался локус контроля в выборках стран. Похоже, азиаты считают, что у них меньше личного контроля, чем у американцев и выходцев из других западных стран. Например, в 2002 году Спектор и его коллеги изучили рабочий локус контроля в 24 странах. Они обнаружили, что азиатские выборки (например, Япония, Гонконг, Китай) набрали больше внешних баллов по шкале рабочего локуса контроля, чем выборки из других регионов мира, включая Северную Америку и Европу.
В 2004 году Спектор и его коллеги утверждали, что азиаты набрали больше внешних баллов по локусу контроля и оказались более пассивными, чем американцы, поскольку исследование проводилось в основном с использованием разработанных в США конструкций и шкал, которые оценивают первичный контроль. Спектор и его коллеги расширили понятие убеждений о контроле, разработав шкалы для оценки вторичных убеждений о контроле и новую конструкцию социоинструментальных убеждений о контроле (то есть контроль через межличностные отношения). Они предположили, что взгляды на азиатов как на пассивных избегающих контроля на работе могут быть неверными из-за игнорирования социоинструментального контроля.
Локус контроля и позитивная психология здоровья
В 21 веке локус контроля считается одной из человеческих добродетелей, способствующих эустресу, положительной психологической реакции на стрессор. Считается, что интерналы с большей вероятностью оценивают требования как возможности, а не угрозы, и они с большей вероятностью выберут в качестве первого выбора формы решения проблем, а не механизмы преодоления, ориентированные на эмоции. В результате внутренние органы редко сообщают о дисфункциях иммунной системы и связанных с ними заболеваниях.
Ссылки:
- Фурнье Г. и Джинри К. (1999). Валидация пятиуровневой шкалы локуса контроля. Журнал оценки карьеры, 71, 63-89.
- Ротбаум, Ф., Вайс, Дж. Р., и Снайдер, С. С. (1982). Изменение мира и изменение себя: двухпроцессная модель воспринимаемого контроля. Журнал личности и социальной психологии, 42, 5-37.
- Роттер, Дж. Б. (1954). Социальное обучение и клиническая психология. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
- Роттер, Дж. Б. (1966). Обобщенные ожидания внутреннего и внешнего контроля подкрепления. Психологические монографии, 80 (1).
- Сиу, О.Л., и Купер, К.Л. (1998). Исследование профессионального стресса, удовлетворенности работой и намерения уйти в гонконгских фирмах: роль локуса контроля и организационной приверженности. Медицина стресса, 14, 55-66.
- Сиу, О.Л., Спектор, П.Е., Купер, К.Л., Лу, Л. и Ю, С.Ф. (2002). Управленческий стресс в Большом Китае: прямые и модерирующие эффекты стратегий выживания и рабочего локуса контроля. Прикладная психология, 51, 608-632.
- Спектор, ЧП (1986). Воспринимаемый контроль со стороны сотрудников: метаанализ исследований, касающихся автономии и участия в работе. Человеческие отношения, 39, 1005-1016.
- Спектор, ЧП (1988). Разработка шкалы рабочего локуса контроля.