Читать онлайн «Каким бывает человек? Оригинальная методика работы с детьми и подростками», Евгения Лепешова – Литрес
© Евгения Лепешова, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Сколько сходу вы назовете прилагательных, описывающих личность человека? Добрый, умный, веселый, грубый, жадный, скромный… В русском языке очень много слов характеризуют личность – стабильные ее качества, отношения, ценности. В Словаре личностных качеств в этом издании их более 470, и это далеко не предел. А сколько слов назовет ребенок? Спросите трехлетнего малыша – для него все люди «хорошие» и «плохие», спросите первоклассника – он уже различает «добрых» и «злых», «жадных» и «нежадных», «умных» и «глупых». Обратитесь к подростку – он назовет вам еще с десяток пар качеств, употребив среди них и слова своего подросткового сленга, так же служащие для описания личности. Значит, с возрастом в лексиконе человека появляется все больше таких слов?
Следуя психологическому закону о связи мышления и речи, мы можем говорить о том, что среди прочего с возрастом у каждого из нас развивается и дифференцируется представление о человеке – о самом себе, о других людях, а для обозначения этого представления требуется все больше слов. В какой-то момент человеку для описания людей становится уже недостаточно существующих в его лексиконе слов, появляются все новые определения, и это говорит о том, что постепенно он начинает различать все больше оттенков, нюансов личностных качеств, придавать им смысл. А понимать их – значит, и уметь видеть их в самом себе, в других, а следовательно, и учиться управляться с их проявлениями.
Эта книга посвящена особому виду психологической (коррекционной и развивающей) работы с детьми, построенной на освоении детьми Словаря личностных качеств людей. Специально организуя процесс изучения и осознания личностных качеств, психолог создает ситуацию для более полноценного, активного развития личности ребенка, ускоряет процесс его самопознания, становления мировоззрения. Особенно важна такая работа в подростковом возрасте. Ведь основная особенность этого возрастного этапа – появление активного интереса ребенка к самому себе, своему внутреннему миру. Подросток становится способным сделать себя самого объектом анализа. И очень часто ему в буквальном смысле не хватает слов, чтобы обозначать все то, что он открывает в себе самом, в мире, в других людях. Предлагаемые в соответствующем разделе книги упражнения для работы с подростками позволяют сделать этот возрастной процесс более содержательным, осмысленным и активным.
Разнообразная работа с понятиями, обозначающими личностные качества, по сути, направлена на дифференциацию образа Я подростка. А сама в некотором смысле проективная форма анализа слов, использованная во многих из предложенных упражнений, дает возможность создать безопасную ситуацию для такой личностной работы. Упражнения для подростков направлены на актуализацию процесса самопознания, получение обратной связи от сверстников, принятие образа Я, постановку задач саморазвития. Все они не требуют сложной подготовки или особых условий проведения, основной методический материал для них – Список качеств личности, приведенный в Приложении.
Как показывает наш опыт, подростки с большим интересом включаются в работу на тему «качества личности», активно используют предлагаемые упражнения как инструмент работы с собой. А новые слова усваиваются ими и становятся частью их обычного лексикона.
На работе с личностными качествами можно построить целостную программу развивающих занятий для подростков и использовать ее, например, в рамках уроков психологии. В таком случае целесообразно начать с упражнений на знакомство с различными понятиями, а затем включать в работу упражнения на самоанализ и получение обратной связи от других членов группы. Закончить же программу логично большой психологической игрой, в которой подростки смогут обобщить все полученные знания.
Упражнения для работы с младшими школьниками, описанные в книге, также направлены на развитие у ребенка умения оценивать себя и других с точки зрения проявления тех или иных личностных качеств. Конечно, работа с младшими школьниками ведется не на таком глубоком уровне, как с подростками. Она призвана, прежде всего, ознакомить детей с основными качествами, научить их различать поведенческие проявления, характерные для тех или иных качеств. Формы групповой работы с младшими школьниками на тему качеств личности носят в большей степени игровой характер, они более разнообразны, включают в себя разные виды деятельности: рисование, ролевые игры, двигательные техники и т. д.
В разделе, посвященном работе с младшими школьниками, мы приводим несколько индивидуальных психокоррекционных упражнений, которые могут быть полезны в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, негативный образ себя.
В чем суть этой работы? Мы уже сказали о том, что трехлетний малыш оценивает людей (и в том числе и самого себя) прежде всего как «хороших» и «плохих». В норме к младшему школьному возрасту это отношение дифференцируется, ребенок обретает способность выделять разные качества. У детей же, имеющих проблемы с принятием себя, чаще всего связанные с особенностями семейной ситуации, подобный недифференцированный подход к себе сохраняется и в младшем школьном возрасте (а иногда и далее). Образ Я такого ребенка прочно связан с эмоциональными оценками его близкого окружения и нередко включает лишь одно представление о себе – «Я плохой». .
Следует отметить, что примерно в 8—9 лет у многих детей наблюдается снижение самооценки как возрастной феномен. Завышенная самооценка, характерная для старшего дошкольника, часто резко снижается. Дети становятся излишне критичны к себе, чувствительны к любым обидам, малейшая неуспешность в учебе или отношениях со сверстниками становится поводом для серьезных переживаний. В этой ситуации необходима своевременная диагностика личностной сферы ребенка и развивающие занятия, направленные на повышение самооценки, на формирование адекватного представления о себе.
Упражнения, направленные на работу с личностной сферой младшего школьника, помогают ребенку осознать, какими качествами он действительно обладает; какие из них ему мешают, а какие помогают в жизни, и таким образом отойти от эмоционально негативного «образа Я». Наш опыт показывает, что такая работа очень эффективна. Для ребенка с низкой самооценкой становится настоящим открытием то, что он – разный, что в нем так много хороших качеств, что плохие не так уж страшны и их можно исправить. Кроме того, работа по осознанию своих качеств, расширению и обогащению «образа Я», помогает ребенку научиться разделять представление о себе и мнения о нем других людей, способствует формированию адекватной самооценки. Целью работы с личностными качествами младшего школьника может стать и построение образа идеального «Я», к которому ребенок будет стремиться и постепенно продвигаться, спланировав вместе с психологом эту работу.
В работе с младшими школьниками используется набор качеств, актуальный для анализа в данном возрасте. Удобнее всего использовать этот методический материал в виде карточек. Примерный набор качеств, рекомендуемых для работы, содержится в Приложении, однако целесообразно добавлять в набор и другие определения, если они по каким-то причинам важны для конкретного ребенка или группы.
Хотелось бы добавить, что описанные упражнения – лишь некая основа для работы. Цель – показать многообразие форм работы с личностными качествами. Не сомневаюсь, что любой специалист, только начав проводить занятия по этой теме, сам придумает не одну вариацию на предложенную тему, подберет индивидуальные формы заданий для каждого конкретного ребенка.
Мы будем очень рады, если вслед за нами, взрослыми, составлявшими «Словарь личностных качеств», и подростками, которые работали с этим словарем на уроках психологии, вы и ваши ученики так же увлеченно начнете обсуждать составляющие характера человека и спорить о том, а чем же таким значимым отличается «уверенность в себе» от «самовлюбленности» и «высокомерия»; хорошо или плохо быть принципиальным, где проходит граница между «принципиальностью» и «ригидностью», и что же это, такое – «целостная личность»…
Удачи вам!
Синонимы и антонимы «характер» — анализ и ассоциации к слову характер. Морфологический разбор и склонение слов
- Перевод
- Ассоциации
- Анаграммы
- Антонимы
- Синонимы
- Гиперонимы
- Морфологический разбор
- Склонения
- Спряжения
Перевод слова характер
Мы предлагаем Вам перевод слова характер на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс. Словарь»
- На английский
- На немецкий
- На французский
- character — персонаж, природа, личность
- национальный характер — national character
- общий характер — general nature
- агрессивный характер — aggressive personality
- temper — нрав, темперамент
- скверный характер — foul temper
- живой характер — lively temperament
- мягкий характер — gentle disposition
- pattern — структура
- характер изменений — pattern of change
- kind — вид
- характер работы — kind of work
- spirit — дух
- mettle — пыл
-
tone — тон - composition — состав
- Charakter — нрав
- спортивный характер — sportlicher Charakter
- Natur — природа, свойство
- истинный характер — wahre Natur
- общий характер — allgemeine Art
- Charaktereigenschaft — свойство характера
- Verhalten — характеристика
- Sinn
- Gemüt — нрав
- Schlag
- Verlauf
- характер времени — Verlauf der Zeit
- Blut — темперамент
- Note
- nature — природа, нрав, личность, облик
- характер работы — nature du travail
- добровольный характер — caractère volontaire
- couleur — колорит, тип, стиль
- note — знак
- esprit — смысл
- humeur — нрав
- profil — облик
- nerf — сила
- psychologie — настроение
- manière d’être — проявление
- pâte — склад
Связь с другими словами
Слова содержащие -характер-:
- слабохарактерность
- бесхарактерный
- нехарактерный
- разнохарактерный
- слабохарактерный
Слова начинающиеся на характер-:
- характеризующий
- характеризующийся
- характеристика
- характеристикарайона
- характеристический
- характернейший
- характерный
- характерология
Гипо-гиперонимические отношения
свойствоособенностьхарактерКаким бывает характер (прилагательные)?
Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.
сильнымсквернымличнымнациональнымобщимтвердымдурныминымполитическимвспыльчивыммягкимтяжелымдругимособымделовымвременнымсложнымслучайнымистиннымужасныммассовымплохимпокладистымотвратительнымофициальнымвзрывнымвыраженнымзатяжнымхорошимлегкимнезависимымнесноснымформальнымрусскимчеловеческимстраннымрелигиознымрешительнымупрямымсерьезнымразныммирнымсобственнымугрожающимсимволическимвздорныможесточеннымчастнымжелезнымсексуальныммужскимновымтруднымпротиворечивымопасныминтимнымвеселымспокойнымконфиденциальнымвоеннымнастоящимвластнымнеобратимымблагороднымЧто может характер? Что можно сделать с характером (глаголы)?
Подбор глаголов к слову на основе русского языка.
иметьизменитьсяотличатьсясформироватьсяоказатьсяиспортитьсяостатьсяобладатьстановитьсяноситьпредставлятьпроявитьсяпоходитьсоответствоватьсмягчитьсязаставлятьформироватьсясложитьсязаслужитьсделатьсядаватьтребоватьискатьперемешатьсярешитьдатьпроявлятьсязаставитьпоказатьпринятьразговариватьвзятьвнушатьпортитьсяпозволятьразвиватьсянапоминатьвызыватьмешатьисправитьсявыдержатьзакалитьсяоставатьсяпрорезатьсявстречатьсячувствоватьсяпоказыватьдержатьпривлекатьказатьсяявлятьсяпомочьоказатьдостатьсясказатьсяприобретатьумеретьскладыватьсяизбегатьобрестиприводитьсуществоватьрезатьсятребоватьсяАссоциации к слову характер
отношениелицоматьотецконецчеловекпротяжениеместочастностьсравнениехарактерданноеотсутствиестатьзаконодательствовидотличиедевочканаследстводостижениепареньгодберегсторонаоснованиедорогасвязьописаниемальчикстариквыходпомощьтемапридачакачестводевушкасомнениеорганизмприменениероманглазисториясферавозрастмужчинаджонслучайчертапреданиеуздатипапачсчетбудущеебратсочетаниеженщинатечениезащитацеломавовлечениепочеркособенностьусловиеСинонимы слова характер
видвидимостьвыкройказакализображениекачестволиклицоличинамодельнаружностьнатураноровнравобликобличиеобразобразецочертаниеплатьеповерхностьподобиепокройпошивпривычкаразрядродсвоенравиесвойствотемпераменттипфасонфигураформачеканГиперонимы слова характер
- особенность свойство
Гипонимы слова характер
- тряпичный
- бесцветный
- фигура
Сфера употребления слова характер
Общая лексикаЮридический терминВоенный терминМатематикаЭкономикаМорфологический разбор (часть речи) слова характер
Часть речи:
существительное
Род:
мужской
Число:
единственное
Одушевленность:
неодушевленное
Падеж:
именительный
Склонение существительного характер
Падеж | Вопрос | Ед. число | Мн. число |
---|---|---|---|
Именительный | (кто, что?) | характер | характеры |
Родительный | (кого, чего?) | характера | характеров |
Дательный | (кому, чему?) | характеру | характерам |
Винительный | (кого, что?) | характер | характеры |
Творительный | (кем, чем?) | характером | характерами |
Предложный | (о ком, о чём?) | характере | характерах |
Предложения со словом характер
Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.
1. Мирный характер определенно подходил к высокой женщине
6
2
2. Легкий характер неоднократно имел на атомной вооружении
7
0
3. Отвратительный характер неуклюже держал на круглом колене
7
0
10 примеров человеческой природы
Человеческая природа — это набор характеристик, которые делают нас людьми. Это может включать нашу способность рассуждать и испытывать эмоции, нашу способность общаться или наш творческий потенциал. Конечно, не все люди имеют одинаковую природу, и индивидуальный опыт может заставить нас выражать свою природу по-разному.
Но в основе своей природа делает нас такими, какие мы есть, и именно это отличает нас от других животных.
Иллюстрации человеческой природы
Ниже приведены 10 иллюстраций человеческой природы:
1. Инстинкт
У всех животных, включая человека, есть основные инстинкты. Однако люди могут подавить эти инстинкты, чтобы выполнить противоположное действие. Например, инстинкт бегства от опасности — это животный инстинкт, но люди могут решить встретить ее лицом к лицу.
2. Соревнование
Люди — очень конкурентоспособные существа, о чем свидетельствует наша любовь к спорту, испытаниям, играм, работе и академическим достижениям.
3. Рост
По своей природе каждый человек желает исследовать, совершенствоваться и расти, чтобы стать лучшей версией себя. Эта человеческая природа для роста подталкивает нас к инновациям и открытию новых вещей и горизонтов.
4. Дисциплина
Дисциплина предполагает способность не ограничиваться мотивацией и делать то, что требуется. Например, просыпаться рано, чтобы тренироваться, несмотря на то, что у вас больше мотивации ложиться спать поздно.
5. Интуиция
Интуиция – это когда люди формируют мнения и чувства на основе своего подсознания. Это часто спасало их от бедствий, если они следуют ему.
6. Устойчивость
Люди могут учиться на ошибках и неудачах и восстанавливаться после них. Они могут использовать эти ошибки как уроки, чтобы улучшить себя и избежать повторения тех же ошибок в будущем. Устойчивость делает людей сильнее, чем больше проблем они сталкиваются.
7. Свобода
По своей природе люди стремятся быть свободными. Они возмущаются всем, что пытается лишить их свободы, например, требованием соблюдения правил, неприемлемой практикой и принудительным подчинением.
8. Вежливость
Человеку свойственно быть цивилизованным и создавать группы с общим набором правил для создания мирной жизни.
9. Любовь
Люди могут проявлять безусловную любовь и глубокую привязанность к другим, особенно к своим родственникам. По своей природе они проявляют сострадательную заботу о других, иногда даже о незнакомцах.
10. Социальное сравнение и социальный статус
Люди склонны сравнивать себя с другими с точки зрения социального статуса и достижений. Рост социальные сети сделали это вопиющим и, в некоторых случаях, вызвали рост проблем с психическим здоровьем.
Заключение
Многие считают, что человеческая природа неизменна, то есть люди рождаются с определенными чертами и наклонностями, которые не могут измениться. Однако другие считают, что человеческая природа податлива и что люди могут научиться изменять свое поведение. Имеются данные, подтверждающие обе точки зрения.
Некоторые исследования показали, что черты личности относительно стабильны на протяжении всей жизни, в то время как другие показали, что люди могут значительно изменить свое поведение. В конечном счете, вопрос о том, является ли человеческая природа неизменной или податливой, все еще остается предметом дискуссий. Однако ясно, что люди — сложные существа и что ответ, вероятно, находится где-то между двумя крайностями.
Посетите раздел «Жизнь на собственном примере», посвященный культуре, чтобы прочитать больше статей о культурных нормах.
Брайан Кокс
Основатель/генеральный директор
Брайан основал компанию Living By Example вместе с Синтией после двух десятилетий работы в международных организациях по оказанию гуманитарной помощи и других усилий по всему миру, будь то катастрофы, вызванные людьми или природой. Брайан создал проект «Жизнь на собственном примере» в надежде внести больше культурного разнообразия в Интернет.
В основном он пишет удивительные истории о культурах и делится с нашими читателями различными идеалами через свои рассказы. Он считает, что расширение прав и возможностей людей важно, особенно в эти трудные времена.
Психология личности: природа человеческой природы
Какое отношение эволюционная биология имеет к психологии личности или организационному поведению? Все.
Дерек Ласк, доктор философии, Райн Шерман, доктор философии, и Роберт Хоган, доктор философии.
Наши человеческие предки неоднократно решали множество проблем, связанных с собственным выживанием (избегание угроз, поиск пищи) и размножением (нахождение пары, забота о своем роде). Это очевидно, ведь если бы они не решали такие задачи, нас бы здесь не было, чтобы писать это эссе, и вас бы здесь не было, чтобы его читать.
По мнению биологов-эволюционистов, существует два пути решения этих проблем у людей. Основная точка зрения представлена книгой Ричарда Докинза 1976 года « Эгоистичный ген». Докинз утверждает, что человеческое поведение по своей сути эгоистично, и даже альтруистическое поведение имеет эгоистичные последствия. Жизнь заключается в максимизации индивидуальных выплат за счет других, включая членов семьи (иногда). В этом смысле «жадность — это хорошо». Эгоизм и безбилетник рассматриваются как биологические императивы.
Подпишитесь на ежемесячный информационный бюллетень TalentQ — важный свод новостей и идей, которые помогут вам принимать важные кадровые решения.
Вторая точка зрения — это теория группового отбора, впервые предложенная Чарльзом Дарвином, возрожденная Э. О. Уилсоном в конце 1970-х и получившая дальнейшее развитие Д. С. Уилсоном в 2000-х. Теория группового (или многоуровневого, как ее иногда называют) отбора утверждает, что жизнь — это конкуренция как внутри групп, так и между ними.
Внутри групп существует конкуренция между людьми за статус и популярность.
Напротив, конкуренция между группами касается выживания групп и их членов. История мира — это история войн. Со временем некоторые люди через океан неизбежно придут за вашей территорией и ресурсами. И когда они придут, они придут не с юристами или новинками, а скорее с плохими намерениями. Таким образом, настоящее соперничество в жизни происходит не за статус знаменитости в своем сообществе; это для дальнейшего выживания своего сообщества.
Если Соединенные Штаты проиграют соревнование с Китаем, семью Кардашьян ждет их худший кошмар: неуместность. Теория группового отбора считается противоречивой в основном эволюционной психологии, но мы всецело поддерживаем эту точку зрения.
Какое отношение эволюционная биология имеет к психологии личности или организационному поведению? Ответ: все.
С одной стороны, амбиции и социальные навыки определяют статус и популярность людей в группах, и это касается почти исключительно личности. С другой стороны, успех групп зависит от эффективного лидерства, а эффективное лидерство — это функция личности. Талант к лидерству распределяется нормально, и у одних людей талант к этому больше, чем у других.
Оставшаяся часть этой статьи основана на предыдущем обсуждении и состоит из трех разделов. В первом разделе личность определяется более подробно. Второй определяет лидерство, проводя различие между возникновением лидерства и эффективностью лидерства. А третья предлагает три практические рекомендации по выявлению эффективного лидерства.
Определение личности
Психология личности касается двух важных вопросов:
- В чем все люди похожи?
- Чем отличаются люди?
Первый вопрос касается универсальных поведенческих тенденций. Собаки лают, роются и метят территорию; летучие мыши висят вниз головой и едят комаров; а кошки — независимые, отчужденные, смертоносные хищники. Люди также разделяют универсальные поведенческие тенденции.
Во-первых, нам нужны гармоничные отношения с окружающими. Наши древние предки не прожили бы долго в одиночестве в африканской саванне. Как и вы сегодня. Таким образом, все люди мотивированы быть частью группы. Мы называем это «желанием ладить».
Во-вторых, репродуктивный успех зависит от достижения достаточного статуса, ресурсов и власти в группе, чтобы содержать семью. Мы называем это «желанием двигаться вперед». Таким образом, на базовом биологическом уровне все люди запрограммированы на то, чтобы пытаться ладить и стараться продвигаться вперед.
Люди психологически различаются по двум основным параметрам:
- Как они видят себя (свою идентичность).
- Как их видят другие (их репутация).
Самобытность людей связана с их внутренними истинами, надеждами, мечтами, стремлениями, страхами и неуверенностью. Ваша личность — это вы, которого вы знаете. За последние 100 лет психология личности сосредоточилась на изучении идентичности. Для академической психологии концепция самопознания включает в себя понимание настоящего внутреннего себя.
Следует отметить три важных момента, касающихся идентификации. Во-первых, люди, кажется, находят взгляд на пупок таким же увлекательным, как и наблюдение за частной жизнью знаменитостей; вообще говоря, они не могут насытиться этим.
Во-вторых, 100 лет исследований личности ни к чему не привели; нет базы измерения, таксономии идентичностей или обобщений для отчета.
В-третьих, сказал бы Фрейд, и мы с ним согласны, что вас, которого вы знаете (т. е. вашу личность), вряд ли стоит знать, потому что это то, что вы придумали. Это нормально — создавать личный психологический нарратив; проблемы возникают, когда вы начинаете верить своему повествованию.
Личность касается того, как мы себя видим; Репутация касается того, как нас видят другие. Репутация — это вы, которых мы знаем, и следует отметить пять особенностей репутации.
Во-первых, репутацию легко изучить, попросив людей описать кого-то (например, Дональда Трампа) с помощью стандартных контрольных списков. Делая это, мы всегда обнаруживаем замечательный консенсус в отношении описываемого человека: люди согласны в отношении репутации других людей. В отличие от идентичности, репутация стабильна, надежна и поддается наблюдению.
Во-вторых, лучший предсказатель будущего поведения — это прошлое поведение. Репутация — это сводка прошлого поведения; следовательно, репутация — лучший из возможных источников данных для прогнозирования поведения в будущем. Это ключ к бизнес-модели Facebook.
В-третьих, у нас есть общепринятая таксономия репутации, называемая пятифакторной моделью. Репутация может быть закодирована с помощью пяти надежных параметров, которые применимы в разных культурах и во всем мире.
В-четвертых, определение личности с точки зрения репутации породило изобилие научных обобщений. Например, личность связана с успехом на работе, удовлетворенностью жизнью, удовлетворенностью браком, злоупотреблением психоактивными веществами, безопасностью вождения, практикой воспитания, эффективностью лидерства и так далее.
Наконец, мы узнаем об идентичности посредством самоанализа, тогда как о репутации мы узнаем, консультируясь с другими. Самоанализ и созерцание пупка — взаимосвязанные процессы, и важно задаться вопросом, что можно получить от самоанализа.
Рассмотрим следующих людей: Вольтер, Наполеон, Авраам Линкольн, Уинстон Черчилль, Рональд Рейган, Маргарет Тэтчер и Барак Обама. Все они очень эффективные и успешные личности, и все они, как известно, не способны к самоанализу.
Поскольку так много очень успешных людей не способны к самоанализу, это говорит о том, что из него можно получить мало полезной информации. Самая полезная обратная связь, которую мы можем получить, исходит от других людей, а не от самоанализа.
Возникновение и эффективность лидерства
Многие годы академические исследователи считали, что лидерство зависит от ситуации; ситуационное лидерство было принятой точкой зрения.
Более свежие данные указывают на то, что лидирует личность. Например, личность генеральных директоров в большей степени влияет на финансовые результаты, чем любой другой фактор, кроме отрасли, в которой работает компания. В начале 2000-х мы обнаружили, что личность (определяемая в терминах пятифакторной модели) является лучшим из известных предикторов эффективности лидерства; личность предсказывает эффективность лидерства значительно лучше, чем, например, IQ.
Исследователи определяют эффективность лидерства двумя способами: возникновение и эффективность. Возникновение касается того, чтобы быть замеченным и получать быстрое продвижение по службе и повышение заработной платы; эффективность касается управления высокопроизводительной бизнес-единицей. В Real Managers, Фред Лутанс и его коллеги показали, что эмерджентность связана с созданием сетей, а эффективность связана с созданием команды — двумя совершенно разными видами деятельности.
В книге «От хорошего к великому», Джим Коллинз сообщает, что высокоэффективные руководители отличаются кротостью, скромностью и иногда не решаются занять первое место. Тем не менее, они действуют с последовательной и жесткой решимостью в сочетании с разумными экономическими решениями. Они открыты для чужих идей, прозрачны и искренни, и им часто не хватает харизмы.
Как отмечает генеральный директор Microsoft Сатья Наделла в Hit Refresh, , «для компании возможно все, если ее культура заключается в том, чтобы слушать, учиться и использовать индивидуальные увлечения и таланты для выполнения миссии компании».
Как отмечает Наделла, эффективное лидерство заключается в минимизации внутригрупповых состязаний за популярность и максимальном сотрудничестве для победы в межгрупповых состязаниях. Иными словами, эффективное лидерство заключается в том, чтобы убедить людей отложить в сторону свои личные планы, чтобы помочь коллективу. Эмерджентное лидерство — это победа во внутригрупповом соревновании. Эффективное лидерство заключается в победе в соревновании между группами.
Исследования эффективности лидерства говорят нам о том, что эффективные лидеры демонстрируют честность, здравый смысл, компетентность и дальновидность. Последователи хотят знать, что их лидеры будут действовать честно. Это говорит о важности смирения и отказа от нарциссизма, манипуляций, показухи и межличностного доминирования.
Последователи также хотят, чтобы их лидеры принимали правильные решения и исправляли плохие, слушая своих сотрудников. Кроме того, последователи ожидают, что лидеры будут знать, о чем они говорят, и понимают общий бизнес, которым они занимаются. Наконец, последователи хотят, чтобы их лидеры имели осмысленное видение будущего, с которым они могли бы себя идентифицировать. Эффективность лидерства так же проста.
Практические рекомендации
Что касается выбора руководства, управление талантами касается выявления людей, которые могут создать высокоэффективную команду и победить в конкурентной борьбе. Эта возможность не имеет ничего общего с победой в конкурсах популярности внутри групп. Итак, вот три рекомендации, как избавиться от политического шума, связанного с управлением талантами.
1. Определить лидерство с точки зрения эффективности команды. С нашей точки зрения, каждое последующее человеческое достижение в истории было результатом скоординированных групповых усилий, а не поведения руководителей, напоминающих супергероев.
Как сказал легендарный баскетбольный тренер Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джон Вуден: «Удивительно, как много можно сделать, если никого не волнует, кто получит признание».
Хотя предприятия работают в обособленных средах и преследуют разные цели, все они конкурируют с конкурентами за долю рынка. Следовательно, лидерство следует определять как влияние на людей, чтобы они работали вместе, чтобы превзойти соперников.
2. Обратите внимание на последователей и производительность команды. Если рассматривать лидерство в контексте конкуренции между группами, становится очевидным, что организации используют несовершенные процессы идентификации лидеров.
Организации обычно выбирают лидеров, основываясь на их известности и политических навыках, а не на их способности создавать высокоэффективные команды. (Следует отметить, что социальные навыки и умение выделяться часто совпадают с глубоко неадекватными личностными характеристиками.)
Компании склонны использовать рейтинги эффективности руководителей для принятия решений о продвижении по службе, метод, который по своей сути определяет лидерство с точки зрения способности управлять, и тем самым наполняет резервы талантов людьми, ищущими личной власти. Чтобы бороться с этим, мы рекомендуем собирать данные о производительности от непосредственных подчиненных, коллег и руководителей, но делать упор на оценки от непосредственных подчиненных и включать объективные показатели эффективности команды, такие как качество продукта или добровольная текучесть кадров.
3. Используйте оценку личности для оценки лидерского потенциала. Идентичность – это личность изнутри, а репутация – это личность снаружи. Мы думаем об идентичности с точки зрения ценностей. Это то, что волнует людей и расставляет приоритеты. Для лидеров ценности определяют виды культур, которые они создают.
Некоторые люди делают акцент на победе, а другие на обслуживании клиентов. Некоторые создают культуру признания, в то время как другие предпочитают закончить работу и перейти к следующему делу. Таким образом, ценности позволяют понять, откуда человек; ценности объясняют, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Например, возглавить команду — значит проявить амбиции, но откуда берутся амбиции? Люди сами выдвигают себя на руководящие должности, потому что хотят личной власти или потому, что хотят спасти мир? Оценка руководителей должна быть направлена на то, чтобы мотивы, ценности и предпочтения кандидата соответствовали культуре компании, а наоборот приводили к текучести кадров.
В отличие от идентичности, когда мы измеряем репутацию, мы оцениваем вероятность того, что люди будут описывать человека определенным образом. Например, как совет директоров опишет генерального директора?
Есть два аспекта репутации: светлая сторона и темная сторона. Яркая сторона отражает то, как люди ведут себя, когда делают все возможное, например, на первом свидании или во время собеседования — каждый раз, когда они пытаются управлять впечатлением, которое производят. Оценка положительной стороны расскажет нам о стиле руководства руководителя, когда все идет хорошо.
Темная сторона тем временем связана с тем, как люди ведут себя, когда перестают управлять впечатлением, которое пытаются создать, — обычно когда имеют дело с людьми, обладающими меньшей властью, чем они есть. Оценка темной стороны расскажет нам о порочных межличностных тенденциях, которые позволяют людям выделяться в краткосрочной перспективе, но разрушают работу команд в долгосрочной перспективе.
Таким образом, в организационной жизни существует два вида конкуренции: первая касается конкуренции внутри групп за статус, власть и лидерские возможности, а вторая касается конкуренции между группами за территорию, клиентов, доходы и другие ресурсы. Что хорошо для отдельных людей внутри группы, может быть хорошо, а может и не быть хорошо для группы в целом; то, что хорошо для группы в целом, почти всегда хорошо для отдельных членов группы.
Проблема в том, что в современном обществе наши развитые мозги настроены на предпочтение доминирующих типов личности, отсюда и большое количество некомпетентных менеджеров в современном бизнесе. Эти люди всегда демонстрируют важные социальные навыки, но иногда имеют очень проблемные темные стороны.
Настоящей проблемой для организаций является конкуренция между группами, в которой можно победить, отсеяв плохих лидеров и выбрав высокопотенциальных, которые создают функциональную культуру смирения, честности, деловой хватки, здравого смысла и законного видения группы.
Для этого требуется точное определение лидерства, измерение восприятия последователей и эффективности команды, а также использование оценки личности для принятия объективных решений о талантах.
Дерек Ласк, доктор философии, бизнес-психолог и руководитель отдела оценки руководителей в AIIR Consulting, где он специализируется на планировании преемственности, трансформации руководства и изменении культуры. Вы можете найти его на LinkedIn или по электронной почте [email protected] .
Райн Шерман, доктор философии, главный научный сотрудник Hogan Assessments.