Какой может быть душа: Определения слов, поиск определений слов

Душа — дыхание жизни

Тема первой части этого выпуска «Поверх барьеров» — неуловимая, мимолетная. Что такое душа? Можно ли найти для неё определение? Я не обещаю, что прослушав передачу, мы приблизимся к пониманию души, но почему бы не попробовать? В большинстве языков слова, означающие душу, так или иначе связаны с образом дуновения и дыхания. Что знает об этом дуновении психология? Когда-то психологию называли в России душесловием, а психологов — душесловами. Московского душеслова Маргариту Жамкачьян я спросил, как понимает душу психология.

—Самое забавное, что профессиональная психология не признает души. Для души настолько не осталось места, что иногда говорят, что мы создали бездушную психологию. Мне кажется, что душа — это движение, я бы сказала, как ветер.

Когда и почему этот человеческий ветер болеет?

—Либо тело оказывается слишком слабым и теряется возможность управления им, либо наоборот — душа не справляется с телом. Может единственный язык, на котором можно подстроиться к такой душе и общаться с ней — это язык кинестетики, кожно-мышечных ощущений, связанных с движением.

Может ли психолог осязать душу, трогать ее?

—Казалось бы, душу осязать нельзя. Мы говорим «глаза — зеркало души», «чужая душа потемки». На самом деле ощущение подлинности, истинности и вообще того, что человек знает, отвечая для себя на вопрос — да или нет, — это истина, это соответствует моему душевному строю, могу ли я это принять. Вот эти ощущения так или иначе завязаны на осязании и связанные с ним кожно-мышечные ощущения. Осязание тоже очень трудно оторвать от ощущения, давления, упругости. Мне кажется, что осязание и ощущения кинестетические, которые связаны с осязанием, они тот мост и контакт, через который мы можем душу, если хотите, даже осязать, но только метафорически, конечно. Это как образ, может быть, невидимки у Герберта Уэллса, когда пустоту бинтами обматывают, некоторая форма. Можно себе представить, что если эта пустота движется, то она может принимать самые различные формы.

О душе как раз и судить можно по движению, по дыханию, по движению глаз, по жестам, по позе, по всему тому, что выражает наше состояние вовне. Глаза могут обманывать, а вот дыхание, движение, поза, они обмануть не могут. Профессиональные психологи именно с этим сейчас и работают. Через дыхание подстраиваются к самому тяжелому шизофренику, который находится в бредовом состоянии.

Мы можем говорить о силе ветра, мы можем говорить о температуре ветра, но можно ли говорить о силе и температуре души?

—Когда мы говорим о ветре — это тоже метафора. Хотя, конечно, наверное, можно представить за словом «ветер» и даже какие-то завихрения, протуберанцы. Но когда я пытаюсь понять свои ощущения, ведь иногда очень трудно эти ощущения переложить на слово, у меня скорее возникает ассоциация с Мандельштамом: «Образ твой мучительный и зыбкий, я не мог в тумане осязать». Вот если это ветер, то он неуловимый, он неизмеримый. А может быть когда-нибудь кто-нибудь его измерит. Этой метафорой, достаточно представить себе, я могу попросить представить себе, что за ветер у вас.

Душа и этот ветер внутри вас, он не есть ветер, который может измерять всякий. Но если вы его представите как движение внутреннее, то у вас возникнет через эту метафору, которую я передаю словом, только свой собственный внутренний субъективный образ, который я не могу ни увидеть, ни измерить, но он будет у вас работать.

Кажется, наиболее резко душу противопоставляет телу христианство. Почему? Отвечает историк христианства Георгий Авакумов.

—Многие места Евангелия, которые мы сегодня интерпретируем как резкое противопоставление души и тела, в действительности такими не являлись. Вот, например, слова Иисуса из Нагорной проповеди о том, что «если рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее», сегодня эти слова воспринимаются именно как спиритуалистическое противопоставление души и тела, то есть ради того, чтобы спасти душу, отсеки свою правую руку. Но посмотрим, что там дальше сказано в подлинном тексте Евангелия, там сказано: «Отсеки, чтобы все тело твое не было ввержено в геенну».

Не душа, но тело. Мне кажется, что резкое противопоставление души и тела начинается в христианской мысли с приходом в нее двух влияний — неоплатонизма и второе — это гностические влияния. Именно платонизму обязана эта идея о теле как темнице для души, и гностицизм, именно гностицизм, характерен тем, что он резко противопоставляет материю и дух, считает материю однозначно или почти однозначно злом, а дух почти однозначно добром. Хотя мне бы хотелось сказать кое-что и в защиту такого подхода, такого противопоставления души и тела. Ведь именно этому подходу мы обязаны зарождением совершенно нового взгляда на человека, как личность, свободную в своем нравственном выборе, терзающуюся противоречиями.

Как, по-вашему, где границы между душой и духом?

—Это противопоставление или сопоставление обязано своим возникновением аскетике, монашеской практике. Душа — это та часть духовного существа человека, которая в большей степени подвержена искушениям. Дух же — это та часть, которая тяготеет больше к высшим сферам, к Богу.

Как понимает Новый Завет душу?

—Очень часто в традициях Ветхого Завета душа понимается как жизнь вообще. Даже я могу сослаться на одно место из Нового Завета, где Иисус говорит: «Тот, кто хочет сохранить душу свою, тот потеряет ее. Тот, кто потеряет ее ради меня, тот сохранит ее». Такое парадоксальное утверждение. Если вы откроете любое издание русской Библии, синодальной, в частности, то там на это место будет ссылка внизу, ссылка-пояснение — «жизнь». То есть слово «душа» в этом контексте обозначает жизнь.

Как понимать слова из Ветхого Завета «Душа всякого тела есть кровь его»?

—В древних верованиях такое отождествление человеческой жизни вообще или психических свойств человека с его физиологическими органами встречалось сплошь и рядом. Рудиментом таких представлений является хотя бы то, что мы сегодня считаем средоточием наших переживаний — сердце. Но вообще надо подчеркнуть, что во всех основных книгах Ветхого Завета никакой идеи духовности, неуничтожимости, бессмертия души, посмертного воздаяния и так далее нет и в помине.

Как относится к душе древнейшая мировая религия — буддизм? Говорит профессор Лондонского университета, буддолог Александр Пятигорский. Это моя архивная запись. Пятигорский умер в 2009 году.

— В основе буддизма лежит отрицание души. Почему? Потому что они сначала лишили душу онтологического статуса, а потом сказали: ну хорошо, если это только предмет, то этот предмет нельзя найти, его нельзя пощупать, его нельзя понюхать, его нельзя обонять, его нельзя услышать. Вот вместо этого существует как бы пять комплексов. Не то, что они играют роль души, а скорее то, о чем мы думаем как «я», как «само», как «душа», на самом деле есть пять таких вечно изменяющихся динамических и динамирующих, мерцательных комплексов, а именно комплекс телесности, не само тело, а комплекс телесности, как бы вся сумма телесных восприятий, телесных дхарм, как это сказано в буддизме, комплекс ощущений, комплекс восприятий, связанных с языком и с мышлением, комплекс волевых импульсов и комплекс сознания.

Эти пять комплексов, которые были установлены как бы вместо души, в противоположность ей, они отражают эмпирическую тенденцию, которая была всегда в буддизме.

Можно ли толковать реинкарнацию как своего рода путешествие души?

—Разумеется, можно, хотя она может прекрасно существовать и без души. Но, конечно, в основном в древнеиндийских религиях и философиях, кроме буддистской, реинкарнация была связана с ответом на вопрос: а что реинкарнируется? Разумеется, это душа, все остальное исчезает. С точки зрения буддизма это не так, реинкарнируются какие-то тенденции, которые формируют нечто, что в следующем рождении превращается в то, что мы называем другим человеком, в то время как что-то опять же, та же тенденция, формирующая его психику, его личность, его тело в какой-то мере, его восприятие и самовосприятие, она, изменяясь, продолжается. Но это очень сложная теория, которую, конечно, здесь и сейчас изложить совершенно невозможно.

В Ветхом Завете в первой книге Моисеевой есть такие стихи: «И сказал Бог: да воспроизведет вода пресмыкающихся, душу живую». Это 20-й стих. А вот что сказано в 21-м: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода по роду их». Есть ли душа у животных? Мнение московского океанолога Кира Месиса.

—Что такое душа, каждый понимает по-своему. Я в одном словаре вычитал такое определение: «Это отделимая от тела нематериальная субстанция, которой определяется жизнь, сознание и личность человека». Если человека, то нам говорить не о чем, значит у животных души нет. Но спросите, пожалуйста, того, у кого есть собака, кошка, не говорю уже лошадь, как они думают, пьяный хулиган имеет бессмертную душу, пусть и грешную, а благородное животное лишено души? Нет, несправедливо. По-моему, даже архиепископ Йоркский говорил, что у обезьян, может быть, есть душа. Я думаю, что не только у обезьян есть душа. По латыни «анима» — дух, но «анимал» — животное. Значит, любое животное имеет душу. Аристотель же думал, что и у растений есть душа, примитивная, растительная. А Дерсу Узала был анимист, он говорил: и дерево немножко человек, и камень тоже немножко человек, все немножко живое. Каждое животное различает «я» и «не я», каждое живое существо различает «мой вид» и «не мой вид». Люди спариваются с людьми, собаки, овцы, независимо от расы, независимо от породы, от цвета шкуры своих осознают — мы одной крови, ты и я. Но личность — это нечто среднее, это когда каждый узнает каждого своего вида, индивидуума именно как индивидуума, как личность. Осьминог, конечно, личность, он на своем участке всех осьминогов знает в лицо, на ощупь, может быть по запаху. Мне кажется, что если человек много возится с животными, то у него все животные личности. Как сказал поэт, «все то, чего коснется человек, озарено его душой живою».

Может быть что-то конкретное знают о душе специалисты в области сердечной хирургии? Говорит доктор медицинских наук Александр Лехтман.

—Наверное, разочарую вас и покажусь ретроградом, но должен сказать, что в сердечной хирургии, то есть в работе сердечного хирурга понятие души не присутствует, хотя по внешним атрибутам что-то потустороннее есть. Во время операции больной лежит под наркозом, охлажденный, сердце как безжизненная тряпка, на нем работают, в это время функции сердца и легких выполняет аппарат искусственного кровообращения, просто машина, придуманная, сделанная людьми. Может в эту машину перемещается временно душа? Сегодня хирургия сердца — это рутина, но чтобы прийти к этому, нужны были люди, ломающие общепринятые представления, меньше всего думающие о душе. Такие, как Андреас Везалий, который жил в XVI веке, он воровал трупы повешенных и тайно вскрывал их, чтобы написать свою анатомию. И вот теперь даже пересадка сердца стала обычной операцией. Я вспоминаю журнальную фотографию одного из первых пациентов с пересаженным сердцем: стоит улыбающийся человек, в руках у него стеклянная банка, а в банке собственное сердце, уже бывшее. Вообще мне бы не хотелось, чтобы сложилось представление, что хирурги какие-то бездушные роботы, в этой профессии все начинается с сострадания, с сопереживания. Когда кардиохирургия только начиналась, потерь было не так уж мало, было ужасно тяжело. Я помню мальчика лет восьми, он был оперирован по поводу сложного врожденного порока сердца, все протекало очень трудно. Потом много лет подряд он присылал по праздникам поздравительные открытки своему врачу, каждое послание начиналось словами: «Я жив».

И еще одна попытка дать определение души. Поэтическая попытка Александра Кушнера.

То, что мы зовем душой,

Что, как облако, воздушно

И блестит во тьме ночной

Своенравно, непослушно

Или вдруг, как самолет,

Тоньше колющей булавки,

Корректирует с высот

Нашу жизнь, внося поправки;

То, что с птицей наравне

В синем воздухе мелькает,

Не сгорает на огне,

Под дождем не размокает,

Без чего нельзя вздохнуть,

Ни глупца простить в обиде;

То, что мы должны вернуть,

Умирая, в лучшем виде, —

Это, верно, то и есть,

Для чего не жаль стараться,

Что и делает нам честь,

Если честно разобраться.

В самом деле хороша,

Бесконечно старомодна,

Тучка, ласточка, душа!

Я привязан, ты — свободна.

Далее в программе: Любовь по-вятски. Рассказывают Александра Александровна и Валентин Кузьмич.

Акустические портреты политиков. Американские президенты.

Красное сухое. Что и как пьют в Монголии.

Разум и душа — Сергей Магденко на vc.ru

156 просмотров

За материальное целеполагание отвечает разум, а за нематериальное душа. Но действуют они совместно. Разум без души скатится в безудержное потребление всего материального, а душа без разума не сможет удержаться в этом мире.

Разум и душа должны находиться в гармонии и становиться опорой друг для друга.

Обычно слова душа и вера находятся где-то рядом, даже можно сказать неразрывны друг с другом, но это только на первый взгляд. Может быть именно из-за такой конструкции у нас в голове и не происходит той искры, которая разжигает огонь у нас в груди и дает бесконечное количество энергии для действий. Чтобы понять, чем руководствуется душа, давайте изучим разум.

Чем руководствуется разум?

Логика. Это фундамент нашего разума. Он получает информацию о действительности через 5 органов чувств, упорядочивает ее и на основе причинно-следственных связей выстраивает свое дальнейшее поведение. Самое главное, для прогноза на будущее, он опирается на прошлое.

Если солнце вчера вставало и делало так 20 лет, значит и завтра встанет. Если автобус приходил в 06:25 на остановку целый год, то и дальше он будет приходить в это время. Если мы дружили с Ваней 15 лет, значит и следующий 15 лет мы будем дружить.

Так ли это? На чем основаны утверждения выше? Чем руководствуется разум при принятии решений?

Вера. У разума нет ничего кроме веры. Он верит, что солнце встанет, автобус приедет, Ваня останется другом и это ничем не обосновано кроме веры. В любой момент солнце может взорваться, автобус сломаться, а Ваня предать. Но чтобы жить в материальном мире нам требуется вера в то, что окружающие события вокруг нас будут повторяться, иначе мы просто не сможем действовать.

Но вспомните, какое негодование возникает, если что-то идет не так как в это верил разум. Такси задерживается на 20-ть минут, коллега опаздывает впервые за три месяца, нет света в доме, касса не работает, изменилось расписание маршрута, заняли «мой» столик в ресторане. Мы верим, что проснемся завтра и все продолжится, как всегда. Мы верим, что дойдем до места встречи и с нами ничего не произойдет. Мы верим, что будем жить долго.

Разум верит и это позволяет нам жить.

Если это осознать, то, когда ваша вера во что-то рухнет, вы просто улыбнетесь и начнете верить в другое, в другое расписание, другого друга, другого коллегу. Понимая, что ваша вера основана на прошлом опыте, а прошлое мертво и будущее может быть абсолютно иным, вы можете обрести полное душевное спокойствие, если захотите конечно.

А что же душа?

Если мы так нагло отобрали у нее веру, чем же она руководствуется?

Что мы имеем в виду, когда говорим, что душа поёт?

Душа руководствуется интересом. Если ей интересно, то вы чувствуете душевный подъем, прилив сил, вам хочется действовать.

И вот тут возникает важная задача согласовать веру разума и интерес души.

Если вы решили заняться каким-либо делом, то может быть четыре варианта развития событий:

1. Душе неинтересно и разум не верит. Рабство.

Это самый плохой вариант. Например, человек не любит заниматься продажами, но делает это за деньги, а еще спустили план на месяц, в выполнение которого он не верит. Результат очевиден, будет провал.

2. Душе неинтересно, а разум верит. Тренд.

Это означает, что вы планируете заняться делом, которое в тренде. Это выгодное, модное дело, которое поддерживается обществом. Все вокруг говорят, что это классно, кругом подтверждение успеха. Это самое опасное состояние из него выбраться гораздо труднее, чем из предыдущего и последующего состояний.

3. Душе интересно, а разум не верит. Предвкушение.

Это состояние, когда вы уже нащупали своё, но пока страшно, окружение вас отговаривает, а разум не хочет сходить с привычных рельс жизни.

4. Душе интересно и разум верит. Предназначение.

Это не то состояние, к которому стоит стремиться, это то состояние, в котором только и стоит жить.

Легче всего двинуться к Предназначению из состояния Рабство. Оно всеми возможными знаками показывает вам что надо что-то менять и тут два пути, можно двинуться к предназначению через Предвкушение, а можно через Тренд.

Если отправиться в путь через Предвкушение, то остается только вопрос времени, когда вы выйдете на свое Предназначение. Душа, если вы ее услышали, больше не оставит вас в покое и разум будет вынужден поверить в то, что вы делаете.

Как ни странно, но тяжелее всего выйти не из состояния Рабство, а из состояния Тренд. Ведь это состояние, когда практически все материальные вопросы решены, есть нормальная работа, хорошая зарплата, семья, понятная пенсия, отдых по плану в нужной стране, понятные друзья и т.д. Разум категорически не хочет ничего менять, ведь здесь все разумно, понятно, тепло и спокойно.

Ему невдомек, что там, где душе интересно, ему будет еще спокойнее, еще понятнее, еще безопаснее.

Продолжение следует…

____________________________________________________________________________

Подпишитесь на группу, где я размещаю новую информацию от института метафизики управления «Нейроквант»: https://vk.com/neuroquant

Персональный сайт: magdenko.ru

Подписка на новости всех проектов: https://vk.com/app5898182_-199764487#u=1453514&s=..

Что такое ваша душа, согласно Библии?

В Слове Божьем говорится, что после сотворения Адама он стал живой душой, когда его тело, которое Бог сотворил из праха, получило дыхание от Бога (Бытие 2:7).

До того, как это животворящее дыхание пришло от Бога, не было «Адама». Он стал личностью (душой), когда тело и дыхание соединились. Душа — это полная интеграция, из которой состоит каждый отдельный человек. Это индивидуально для каждого человека. Он никогда не покидает его или ее тело и умирает, когда человек умирает.

Тот факт, что душа представляет собой неразрывное сочетание тела и животворящего дыхания Бога, имеет большое значение. Библия учит нас целостно думать о душе и жизни, которой мы живем. Также важно заботиться о себе и быть хорошими распорядителями тела, разума и духа, которые Бог дал нам как наши души.

Давайте подробнее рассмотрим, что Библия говорит о душе.

  • Формула живой души
  • Как Библия описывает душу
  • Что происходит с душой, когда мы умираем?
  • Как менялось определение «души» на протяжении истории
  • Есть ли «место» для наших душ?

Он играет большую роль в том, как мы смотрим на жизнь, смерть, горе, жизнь после смерти и многое другое.

Формула жизни души l

Тело + Дыхание Жизни = Живая Душа

Если вы посмотрите на языки оригинала, на которых была написана Библия, термины, иногда переводимые как «душа», на самом деле означали «жизнь». или «человек». На ум приходят два примера:

На иврите термин nephesh и на греческом языке psuche оба переводятся в Библии как «душа». Однако их также можно перевести как «жизнь» или «человек».

Глядя на исходный иврит и греческий язык, а также различные варианты использования этих терминов, мы можем получить более полное представление о том, кто мы такие, как люди.

Оказывается, слово «душа» может быть даже не самым подходящим современным переводом языка оригинала из-за коннотаций бессмертия и мистицизма, связанных со словом «душа».

На иврите фраза «Позволь мне жить» (3 Царств 20:32) звучит так: «Пусть живет душа моя». Видите, как использование слова «душа» здесь связано с существованием человека в целом?

Теперь взгляните на более растянутую фразу «да благословит вас душа моя прежде моей смерти» (Бытие 27:4, NKJV). На самом деле это означает «чтобы I благословил вас».

Использование слова «душа» говорит о чьей-либо полной личности. Библия использует эти термины как способ близкого отождествления с человеком — это не относится к отдельной сущности, жизненной силе или энергии.

Другой способ взглянуть на это состоит в том, что люди не имеют души, но являются душами (1 Коринфянам 15:45; Бытие 2:7).

Как Библия говорит о душе

Теперь, когда мы знаем, что такое душа, давайте посмотрим, как Библия описывает ее:

«Душа» может плакать (Иеремия 13:17).

«Души» могут быть взяты в плен (Иеремия 52:28-30).

«Души» могут быть крещены (Деяния 2:41).

И да, «душа» может умереть (Иезекииль 18:4; Иакова 5:20; Откровение 20:4; Псалом 89).:48; Иов 36:14; Левит 19:8; 21:1, 11).

«Душа» в Библии — это целостный человек с сознанием, желаниями и эмоциями.

Книга Притчей говорит: «Аппетит работника работает на него» (Притчи 16:26).

Еврейское слово, обозначающее здесь «аппетит» ( nephesh ), также можно перевести как «желания» или «потребности». Так желания души рабочего заставляют его работать.

Библия говорит здесь о душе как о целостной личности, которая нуждается, чего-то желает и жаждет.

Nephesh также переводится как «душа» в других местах Библии, и что у него есть чувства.

Давид молится Богу, говоря: «Не предай меня на волю врагов моих» в Псалме 27:12. Здесь слово «желание» тоже nephesh. В этом контексте еврейское слово означает «желание» или «жадность».

Библия изображает души как полную интеграцию того, что делает нас личностями. Души — это то, что делает нас людьми.

Душа не существует независимо от тела. Вместо этого, когда Библия говорит о душе, она говорит о полном существе — живой личности.

Также важно понимать, что в Библии душа не вечна. Поскольку это полная форма тела + дыхание = жизнь, оно умирает, как умирает тело.

Откуда взялась идея о бессмертной душе?

Идея бессмертия вне Бога пришла от сатаны. Это часть фундаментального обмана, существовавшего с самого начала человечества.

Сатана солгал Еве прямо в Эдемском саду, сказав ей, что она не умрет, если съест запретный плод. (Бытие 3:4). Он внушил ей мысль, что она может ослушаться Бога и продолжать жить вечно.

Это явно было пустым обещанием, поскольку люди стали смертными, как только Адам и Ева съели этот плод. Смертность началась в результате обмана.

В Библии термин «бессмертие» используется только дважды:

В 1 Тимофею 6:14-16 мы узнаем, что только Бог обладает бессмертием. При нынешнем положении вещей мы, люди, смертны. Мы умираем и перестаем существовать. Просто как тот.

Также в 1 Коринфянам 15:51-54 говорится о верующих, получивших бессмертие при воскресении, при Втором пришествии Иисуса. Например, у нас, людей, сейчас его нет.

Что происходит с нашими душами, когда мы умираем?
Разгаданная смерть

Библия учит, что после смерти люди засыпают. Их сознание заканчивается.

Ибо живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают; нет им больше награды, ибо память о них забыта. Также их любовь, их ненависть и их зависть теперь исчезли; никогда уже не будут они участвовать во всем, что происходит под солнцем» (Екклесиаст 9:5,  

Довольно отрезвляющее сообщение, верно?

Однако это не конец всей истории .

Библия учит, что вечная жизнь — это дар, который предлагает нам Христос. Без этого дара мы просто никак не продолжаем жить после смерти (Римлянам 6:23; Иоанна 3:36; 5:24; 1 Иоанна 5:11, 12).

Наши «души» засыпают, когда мы умираем. И если мы примем жертву Христа, у нас может быть надежда, что мы снова проснемся при Его Втором пришествии.

Развитие концепции души на протяжении всей истории

Со времени первого заблуждения о бессмертии души представление о сознательной части нас, продолжающей жить после смерти тела, стало широко распространенным мнением.

Поклонение предкам, например, , является общепринятой верой и практикой. Это основано на идее, что умершие родственники продолжают жить, хотя их жизнь теперь находится в другом плане существования. Это убеждение часто включает в себя то, что эти предки могут влиять на жизнь живых.

Считается очень важным поклоняться этим умершим родственникам, чтобы заручиться их благосклонностью и оказать положительное влияние на оставшихся в живых членов семьи.

Бессмертие души также выражалось в человеческих жертвоприношениях. В некоторых культурах человека специально приносили в жертву, чтобы он мог сыграть особую роль в следующей жизни.

Древняя философия полна упоминаний о бессмертии души. Греческий философ Платон считал тело тюрьмой души и считал, что после смерти душа освобождается из этого заточения.

Он рассудил, что поскольку душа способна понимать научную истину, а истина, согласно Платону, бессмертна, то и душа должна быть бессмертной. Платон учил своих учеников, что тело и «бессмертная душа» отделяются, когда человек умирает.

Эта часть греческой философии оказала влияние и на христианские традиции. Считается, что этот процесс проникновения веры начался примерно в 3 веке нашей эры, когда платоническая философия появилась в христианских учениях о душе.

Итальянский философ и католический священник Фома Аквинский еще больше укрепил эту веру в 13 веке.

Чуть позже Римско-католическая церковь официально провозгласила учение о бессмертии души истиной в 1513 году.

Это католическое учение также сильно повлияло на протестантские церкви, многие из которых также верят, что душа не умирает.

Человеческие представления о местонахождении души

Древние египтяне верили, что душа находится в сердце. В 1500-х годах Леонардо да Винчи думал, что сможет найти человеческую душу, расчленив мозг. На него повлияло распространенное в то время убеждение, что душа находится в центре головы.

Перенесемся в 1907 год. Дункан Макдугал, американский врач из Хаверхилла, штат Массачусетс, пришел к убеждению, что душа имеет физический вес.

Чтобы измерить это, он наблюдал за изменением веса умирающих больных туберкулезом. Он предположил, основываясь на своей попытке измерить массу, потерянную в момент смерти, что душа весит 21 грамм.

Как видите, человеческие теории о физических свойствах души и о том, где она находится, сильно различались!

Библия описывает душу по-разному. В нем не упоминается душа как физическая часть человеческого тела, занимающая место или имеющая физический вес. Писание не говорит о душе как об отделенной от физического тела. Это не «часть» тела, а все существования человека!

В таком случае, помимо заботы о своем теле, мы можем сделать вывод, что наша христианская обязанность и привилегия — расти в социальном, физическом и духовном плане. Если вы хотите укрепить свою душу и жить более богатой жизнью, важно с уважением и заботой относиться ко всему нашему человеку.

Часть этой целостной заботы включает в себя правильное питание, физические упражнения, образование, поддержание здоровых отношений и планирование времени, чтобы мы не выгорали и не переутомлялись.

Забота о своей душе также означает уделять время поклонению Богу и проводить время с семьей и друзьями.

Быть «душой» означает, что мы живем той жизнью, которую дал нам Бог. Это не значит, что мы — это Бог или что мы ходячие контейнеры для Божьего духа. Мы души, созданные по образу Божьему, но мы определенно не являемся Богом. Мы полагаемся на то, что Он поддержит нас.

Разница между душой и духом

Согласно Библии, душа и дух работают вместе. «Дух» человека — это его жизненная сила. Это относится к дыханию жизни, которое Бог вдохнул в Адама (Бытие 2:7) и в каждого из нас.

Эта жизненная сила исходит от Бога (Исаия 42:5) и возвращается к Нему, когда мы умираем (Екклесиаст 12:7; Псалом 103:29; Деяния 7:59).

Но дух ни в коем случае не делает ничего по своей собственной воле, например, во многих историях изображается призрак человека после его смерти. Эта жизненная сила соединяет тело и образует душу, а душа без жизненной силы мертва.

Опять же,

Физическое Тело + Дыхание Жизни от Бога = Человеческая Душа

А какой это дар — быть живой душой!

Дух жизни, который дает нам Бог, — это не только способность жить, но и то, что придает нам индивидуальность как людям. Это позволяет нам думать и чувствовать. Диапазон эмоций, являющийся частью человеческого опыта, также приходит к нам благодаря духу.

Это позволяет нам чувствовать гнев (Судей 8:3) и печаль (Бытие 26:35, Исайя 54:6). Даже тревога (Исход 6:9) и депрессия (Притчи 15:13; Псалом 142:4) — это то, что мы чувствуем из-за духа.

Это также позволяет нам испытывать радость, любовь и мир (Галатам 5:22, 23).

Хотя это правда, что мы можем пригласить Святого Духа «жить в наших сердцах», это выражение не имеет в виду, что душа есть Бог или что это частица Бога внутри нас. Это просто означает, что мы приглашаем Святого Духа к руководству и влиянию в нашей жизни. Мы открываем Ему свои внутренние мысли, позволяя Ему помочь нам победить грех и испытать плоды Духа.

Дух позволяет нам мыслить рационально (Псалом 76:6). Это позволяет понять (Иов 32:8), самоосознание (1 Коринфянам 2:11) и самообладание (Иов 32:18; Ездра 1:1,5).

Короче говоря, дух — это часть того, что делает нас такими сложными людьми, какими мы являемся.

Быть живой душой — это высший дар от Бога — существование

Душа, согласно Библии, — это сочетание физического тела и животворящего духа Бога, составляющего человека. Это полный пакет!

В конце жизни, когда человек умирает в своем физическом теле, его душа также покоится, пока Иисус не вернется, чтобы забрать Своих детей на небеса.

Когда мы вверяем свою жизнь Иисусу и спасаемся, мы пытаемся спасти не только наши тела, мы пытаемся спасти всю свою душу. Мы знаем, что при воскресении мы снова станем «целыми душами», так как нам будут даны новые, совершенные тела, снова пропитанные Божьим дыханием жизни.

В конечном счете наша надежда, мир и вся жизнь исходят от Иисуса. Когда мы решаем принять жертву Иисуса за наши грехи и сделать Его Господом нашей жизни, наше будущее обеспечено. Бог дал нам жизнь, чтобы сделать нас живыми душами, и если мы умрем в нашей земной жизни, Он обещал вернуть нам эту жизнь «обратно» при воскресении, если мы продолжим наши отношения с Ним.

Пока мы выбираем жить с Ним, нам не о чем беспокоиться. Ни в жизни, ни в смерти.

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Бога, который во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:38, NKJV).

Хотите узнать больше?

Существует ли душа? Доказательства говорят «да»

Реальность души является одним из самых важных вопросов жизни. Хотя религии постоянно твердят о его существовании, откуда мы знаем, существуют ли души на самом деле? Ряд новых научных экспериментов помогает ответить на этот древний духовный вопрос.

Определение души

Идея души связана с идеей будущей жизни и нашей верой в продолжение существования после смерти. Говорят, что это высший оживляющий принцип, по которому мы думаем и чувствуем, но он не зависит от тела. Многие делают вывод о его существовании без научного анализа или размышлений. В самом деле, тайны рождения и смерти, игра сознания во сне (или после нескольких мартини) и даже самые обыкновенные мыслительные операции, такие как воображение и память, предполагают существование жизненной жизненной силы — élan vital — то, что существует независимо от тела.

Однако современная научная парадигма не признает этого духовного измерения жизни. Нам говорят, что мы всего лишь активность углерода и некоторых белков; мы живем некоторое время и умираем. А вселенная? Это тоже не имеет смысла. Все это было решено в уравнениях — душа не нужна. Но биоцентризм — новая «теория всего» — бросает вызов этой традиционной, материалистической модели реальности. Во всех направлениях эта устаревшая парадигма ведет к неразрешимым загадкам, к идеям, которые в конечном счете иррациональны. Но знание — это прелюдия к мудрости, и вскоре наше мировоззрение догонит факты.

Конечно, большинство духовных людей считают душу гораздо более определенной, чем научная концепция. Он считается бестелесной сущностью человека и считается бессмертным и превосходящим материальное существование. Но когда ученые говорят о душе (если вообще говорят), это обычно в материалистическом контексте или трактуется как поэтический синоним разума. Все, что известно о «душе», можно узнать, изучая работу мозга. По их мнению, нейробиология — единственная отрасль научных исследований, имеющая отношение к пониманию души.

Традиционно наука отвергала душу как объект человеческой веры или сводила ее к психологическому понятию, которое формирует наше познание наблюдаемого мира природы. Таким образом, термины «жизнь» и «смерть» являются не чем иным, как общими понятиями «биологическая жизнь» и «биологическая смерть». Оживляющий принцип — это просто законы химии и физики. Вы (и все когда-либо жившие поэты и философы) всего лишь пыль, вращающаяся вокруг ядра галактики Млечный Путь.

Пока я сижу в своем кабинете, окруженный грудами научных книг, я не могу найти ни единого упоминания о душе или каком-либо понятии нематериальной, вечной сущности, которая занимает наше существо. Действительно, душу никогда не видели под электронным микроскопом, не прокручивали в лаборатории в пробирке или ультрацентрифуге. Согласно этим книгам, ничто не выживает в человеческом теле после смерти.

Причина нашего субъективного опыта

Хотя нейробиология добилась огромного прогресса в изучении функционирования мозга, почему у нас есть субъективный опыт, остается загадкой. Проблема души лежит именно здесь, в понимании природы себя, «я» в существовании, которое чувствует и живет жизнью. Но это проблема не только биологии и когнитивистики, но и всей западной натурфилософии.

Наше нынешнее мировоззрение — мир объективности и наивного реализма — начинает давать фатальные трещины. Конечно, это не удивит многих философов и других читателей, которые, созерцая работы таких людей, как Платон, Сократ и Кант, а также Будды и других великих духовных учителей, не переставали задаваться вопросом о взаимосвязи между вселенной и разумом. человека.

Биоцентризм и душа

В последнее время биоцентризм и другие научные теории также начали бросать вызов старой физико-химической парадигме и задавать некоторые трудные вопросы о жизни: существует ли душа? Что-нибудь терпит разрушительное действие времени?

Жизнь и сознание занимают центральное место в этом новом взгляде на бытие, реальность и космос. Хотя современная научная парадигма основана на вере в то, что мир существует объективно и независимо от наблюдателя, реальные эксперименты говорят об обратном. Мы думаем, что жизнь — это просто активность атомов и частиц, которые какое-то время вращаются, а затем растворяются в небытии. Но если мы добавим к уравнению жизнь, мы сможем объяснить некоторые главные загадки современной науки, в том числе принцип неопределенности, запутанность и тонкую настройку законов, формирующих Вселенную.

Рассмотрим знаменитый эксперимент с двумя щелями. Когда вы наблюдаете, как частица проходит через отверстия, она ведет себя как пуля, проходящая через одну или другую щель. Но если частицу никто не наблюдает, она ведет себя как волна и может проходить через обе щели одновременно. Этот и другие эксперименты говорят нам, что ненаблюдаемые частицы существуют только как «волны вероятности», как это продемонстрировал великий лауреат Нобелевской премии Макс Борн в 1926 году. Это статистические предсказания — не что иное, как вероятный результат. Пока их не наблюдают, они не существуют в действительности; только когда ум устанавливает леса на место, они могут мыслиться как имеющие продолжительность или положение в пространстве. Эксперименты показывают, что даже простого знания в уме экспериментатора достаточно, чтобы превратить возможность в реальность.

Многие ученые отвергают значение этих экспериментов, потому что до недавнего времени считалось, что это зависимое от наблюдателя поведение ограничено субатомным миром. Тем не менее, это оспаривается исследователями всего мира. На самом деле, только в этом году группа физиков (Gerlich et al, Nature Communications 2:263, 2011) показала, что квантовые странности также происходят в человеческом мире. Они изучили огромные соединения, состоящие из 430 атомов, и подтвердили, что это странное квантовое поведение распространяется на большой мир, в котором мы живем.0003

Важно отметить, что это имеет прямое отношение к вопросу о том, есть ли у людей и других живых существ души. Как указывал Кант более 200 лет назад, все, что мы переживаем, включая все цвета, ощущения и объекты, которые мы воспринимаем, — не что иное, как представления в нашем уме.

Добавить комментарий