Карта семейной системы пример: Экокарта: составление карты семейной системы

Экокарта: составление карты семейной системы

Обоснование

«Экокарта» — техника, предложенная Аттеневом (Atteneave, 1976) и Хартманом (Hartman, 1979). Ее цель — схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики, кроме того, она позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи.

Экокарта является необходимой составной частью стратегии координации комплексной психологической помощи семье, ориентированной на расширенную семью и метасемейные взаимоотношения, — она позволяет включить в психотерапевтический процесс максимальное количество индивидов. Для составления эко-карты следует выяснить, есть ли в окружении клиентов люди (родственники, соседи, коллеги по работе), которые в действительности могли бы помочь в решении семейных проблем, но семья к ним по ряду причин не обращалась? Это же касается профессионалов, помогающих семье, — учителей, социальных работников, врачей и т. д. — они обычно ссылаются друг на друга, но никогда не встречаются. Дж. Стантон и М. Стантон (Stanton, Stanton, 1984) подчеркивают, что каждая социальная система или индивид, взаимодействующие с семьей, склонны подталкивать ее в удобном и привычном для них направлении, и это часто является причиной напряженности и семейных конфликтов.

При составлении карты взаимоотношений семьи с внешним миром определяются люди, эмоционально значимые для клиентов, включая и тех, кого сейчас нет рядом с ними. Благодаря описательной природе методики и той беседы, которая может быть проведена на ее основе, психотерапевту становится ясна степень эмоциональной и физической близости между членами семьи. Также могут быть изучены взаимоотношения между членами семьи, даже если это вызывает у клиентов эмоциональные трудности и представляет собой нечто гораздо большее, чем составление списка «значимых других».

Если члены семьи осознают, что психотерапевт понимает сложность и запутанность их взаимоотношений, они будут с большей готовностью делиться с ним сокровенными мыслями о своей жизни.

Составляя экокарту семьи, психотерапевт, по сути дела, присоединяется к ней, становится ее членом, как бы работает с ней над одним общим проектом, что Аттенев называет «процессом ретрибализации».

Процедура

Психотерапевт собирает данные от самого идентифицированного пациента или от всей семьи. Обсуждаются разные семейные связи и люди, на которых она может положиться. При этом могут быть заданы следующие общие вопросы:

«У вас большая семья?»

«Вы работаете?»

«Ваши соседи помогают вам?»

Постепенно психотерапевт переходит к более конкретным вопросам:

«Близки ли вы с членами вашей семьи?»

«Нравится ли вам ваша работа?»

«Кого вы можете попросить о помощи?»

«Расскажите о своих родственниках — где они живут, чем занимаются?»

«Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу, переписываетесь?»

«Активно ли вы участвуете в жизни церковной общины?»

«Контактируете ли вы с администрацией школы, в которой учатся ваши дети?»

«Есть ли у вас семейный врач?»

«Есть ли у вас близкие друзья?»

«Что ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство?»

Полученная информация затем заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются с точки зрения их значимости и близости. Люди, живущие под одной крышей, более тесно связаны между собой, чем другие. Отмечаются позитивные и негативные установки с позиции идентифицированного клиента. Знакомые друг другу индивиды соединяются линиями. Когда возникает подозрение на какие-нибудь специфические поведенческие образцы в отношениях между центральными фигурами в семье, проводится специальное изучение связей между группами и кластерами. При этом легко выявляются индивиды, находящиеся в изоляции, а также всевозможные альянсы. Кроме того, изучаются вопросы секса, карьеры, а также то, кого можно включать в семью, с точки зрения ее членов, а кого — нет.

Собственно процесс составления экокарты семьи основывается на символах и техниках, привычных для генограммы и социограммы. Ниже приведены специфические для данной техники символы.

Мужчина =

Женщина =

Другие системы =

Тесные взаимосвязи =

Слабые взаимосвязи =

Конфликтные взаимоотношения

Разрыв взаимоотношений с индивидом справа =

Разрыв взаимоотношений с индивидом слева =

Разрыв взаимоотношений для обоих индивидов =

Пример

В этом примере приводится экокарта неполной семьи, состоящей из матери Роберты (разведенной с мужем Джо) и двух дочерей Салли и Ким (см. рис.). В экокарту включены также связанные с этой семьей социальные организации, друзья и родственники. Идентифицированным пациентом является Ким, у которой имеются проблемы в школе, дома и в отношениях с друзьями.

Ким дурачится, ведет себя как клоун, что часто становится источником конфликтов с учителями. Директор и школьный психолог разговаривают с Ким и приглашают в школу Роберту. У Ким есть двое друзей, живущих в том же квартале, с которыми она порой играет, предпочитая их школьным приятелям.

Салли — прилежная ученица, она хорошо чувствует себя в школе, где имеет круг друзей. У нее начинает пробуждаться интерес к мальчикам. Она часто ругает Ким, доминируя над ней. Девочки любят проводить время с семьей Джо. Роберта работает медсестрой, ей нравится работа, и ее удовлетворяет заработок. На экокарте это отношение представлено позитивной связью с больницей, идущей в двух направлениях. Хотя идентифицированным пациентом является Ким, ясно, что именно Роберта чувствует себя одиноко, нахо-|дится в изоляции и больше всего нуждается в поддержке, будучи вовлеченной в большинство конфликтов.

Данный пример иллюстрирует то, как процесс создания экокарты побуждает терапевта и пациентов прилагать совместные усилия к сбору информации. Совместная деятельность позволила Роберте, детям и терапевту начать развивать отношения, основанные на [взаимном доверии и заботе друг о друге.

Описывая мучавшую ее проблему, Роберта говорила об испытываемом ей чувстве разочарования. Она ощущала, что теряет контроль над своими дочерьми.

На рис. видно, что у Роберты две дочери. У младшей, Ким, проблемы в школе. Школьная администрация часто просит Роберту забирать Ким домой из школы. Несмотря на то, что это является проявлением заботы с их стороны, Роберта раздражается и чувствует, что она не выполняет требования, которые предъявляет ей школа. Сотрудники школы активно пытаются решить проблему с Ким. Обратите внимание, что на экокарте школа изображена как социальное учреждение, поддерживающее Ким, а отношение Роберты к школе — как конфликтное.

Роберта разведена с Джо уже четыре года. Это отношение изображено на диаграмме как конфликтное, так как Роберта возмущена тем, что Джо безответственно относится к материальному обеспечению детей. Родители Джо близки с внучками, пытаются помочь Роберте в их воспитании, и в том числе материально. Однако Роберта обижена на семью Джо, вследствие этого ей трудно принять их помощь. Она говорит, что отклоняет все попытки перемирия, и это показано на диаграмме при помощи стрелок, обращенных от семьи Джо к Роберте; стрелки, идущие от Роберты к их семье, отсутствуют.

Хотя в юности Роберта уделяла значительное время церкви, теперь она не играет в ее жизни существенной роли. Семья Роберты живет за 2000 миль от нее, и они почти не видятся. Оба этих типа отношений показаны пунктиром, что указывает на отсутствие сильной связи.

У Роберты есть несколько друзей, и она помогает им чем может (например, ходит в магазин или нянчит маленьких детей), однако ей неудобно просить их помочь ей. Это изображено на экокарте при помощи стрелок, показывающих передачу энергии от Роберты к ее друзьям.

Роберта с большим вниманием изучала наглядное описание своей семьи и ее отношений к различным людям и организациям. Экокарта помогла ей увидеть, что она не использовала полностью поддержку, которая была ей доступна. Терапевт вместе с Робертой обсудили, каким образом Роберта могла чувствовать себя более комфортно, обращаясь за помощью к друзьям. Кроме того, они исследовали возможность большего принятия Робертой семьи Джо, ценя и приветствуя их заботу о детях и помощь им, что скорее всего поможет детям поддерживать отношения с семьей отца, а Роберте лучше справляться с их воспитанием.

Использование

Само участие в составлении экокарты семьи и изучение получившейся диаграммы стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источники напряжения и конфликтов. Это прежде Всего важно для закрытых семей, которые «варятся в собственном соку» и не могут использовать уже существующие у них ресурсы для улучшения положения. Экокарта особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. Не только психотерапевты, но и другие социальные работники могут найти эту технику весьма эффективной для изучения метасемейной среды и стрессовых факторов, присутствующих во взаимодействиях семьи с другими социальными институтами. Каждому социальному институту в действительности что-то нужно от данной семьи, они склонны манипулировать ею, соревнуясь и вступая при этом в противоречия друг с другом. Важно увидеть в социальных институтах источники ресурсов, а не только источники негативных манипулятивных влияний.

Информация, представленная членами семьи в ходе заполнения экокарты, в иных условиях может не проявиться, о чем-то они могут просто забыть сказать, что-то не будет упомянуто из-за естественного для психотерапевтической ситуации сопротивления. Экокарта указывает на место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте, становятся очевидными изолированные индивиды, звезды и всевозможные альянсы.

Семейная системная терапия расширенной семьи //Психологическая газета

Как применять системный подход в семейной терапии? Как мотивировать прийти на консультацию три поколения одной семьи? И почему проблема одного человека – это отражение проблем в отношениях всех родственников? Помогла разобраться в этих вопросах Екатерина Уголева, заведующая кафедрой системной семейной терапии Института практической психологии «Иматон», руководитель программы дополнительного профессионального образования «Семейное психологическое консультирование: системный подход».

Мастер-класс «Семейная системная терапия расширенной семьи: для чего, возможно ли, каков результат?» прошел на конференции «Неоклассика системной семейной терапии», состоявшейся на Санкт-Петербургском саммите психологов.

«Целью семейной системной терапии, как правило, не является осознавание и инсайт, это может быть побочным продуктом. Цель – изменить паттерн, изменить взаимодействие, в том числе, может быть, избавившись от симптома или перейдя на новый более высокий этап жизненного цикла семьи.

Ядерная или нуклеарная семья – это семья из двух поколений: родители–дети. Ядерная семья – открытая динамическая система (союз людей и взаимоотношения между ними), которая подвержена влиянию двух законов: закону развития и закону гомеостаза. 

Нормативные семейные кризисы связаны с возрастом брака: год, три, 6-7 лет, 10-12 лет, 15-18 лет, 24-26 лет, 30 лет. Нормативным кризисом является и рождение ребенка. Я предлагаю спрашивать клиентов, не сколько лет они в браке, а сколько лет они живут вместе, потому что для большинства людей брак ассоциируется с чем-то официальным. До совместного проживания может быть стадия монады, когда молодой человек или девушка живут самостоятельно. В нашей культуре, на мой взгляд и взгляд моих коллег, эта стадия не проживается полнообъемно, полноценно: из родительского гнезда многие перепрыгивают в отношения с партнером. Это чревато тем, что некоторые панически боятся остаться одни.

Расширенная семья – это семья из трех и более поколений, включающая и горизонталь (сиблингов).  

Все чаще появляется термин «бинуклеарная семья» – это семья с несколькими ядрами, когда супруги после развода обзавелись новыми партнерами и, тем не менее, общаются. Наступают времена, когда мы можем говорить о цивилизованных разводах. Еще 10 лет назад считалось западной экзотикой, когда люди после развода встречаются, например, на детский день рождения и довольно спокойно и доброжелательно общаются. Сейчас такие семьи все легче и легче собирать на консультации.

Я работаю с расширенной семьей. Примерно в трети случаев ко мне приходят не два, а три или четыре поколения. У меня собиралась семья до 20 человек, даже несколько раз с домашними животными. Карл Витакер говорил, что у него собиралось больше 30 человек, в литературе описаны случаи, когда до 70 человек приходило на консультацию. Чем больший фрагмент семейной системы придет на консультацию, тем нам легче работать. Карл Витакер, проработав не один десяток лет, писал: «Я понял, что то, в каком составе они придут, зависит от меня, а не от них»…

Встречают друг друга и делают бессознательный выбор не просто два человека – Вася и Маша или Ромео и Джульетта, – а два рода, два клана, две семьи, которые решают объединяться. На уровне контекстуального посыла, как вы думаете, чем напутствует Васю семья? Что транслирует Маше перед замужеством ее семья? Это не только про наследников и фамилию. Даже если об этом не говорят, посыл такой: Вася должен сделать так, как у родителей, воспроизвести их семью в своем браке. Как говорит Витакер, война за то, чей род победит, будет длиться лет 30. Эти войны могут быть бесконечными и передаваться по наследству.

Родителей и ребенка можно схематично изобразить в треугольнике. Треугольник является минимальной строительной единицей семейной системы. Диада (пара) неустойчива, она может существовать только до этапа нормативного кризиса. Когда тревога повышается, напряжение повышается, дифференциация снижается, то обязательно этим двоим нужен третий. Причем эти двое норовят занять не центральное место. Классический пример: родители приводят ребенка и говорят: «У нас все отлично, подлечите нам Васю, он себя плохо ведет». Это не обязательно ребенок, это может быть чья-то мама.

Должность «козла отпущения» или, как мы грамотно говорим, идентифицированного клиента – выборная. Ее выбирает семейное бессознательное. Достаточно функциональна та семья, где эта должность сменная. 

Симптом идентифицированного клиента в системном подходе мы рассматриваем как символическое отражение дисфункции всех отношений. Т.е. с какой бы проблемой люди к нам не пришли – алкоголизм мужа, депрессия жены, давление бабушки, отклоняющееся поведение у сына, – мы будем рассматривать этот симптом как отражение дисфункции всех отношений. Гомеостаз в любой динамической системе устаревает, в нем накапливается «мусор» – обида, вина, неоправдавшиеся ожидания.

Возьмем типичную проблему. Нам звонит Маша. Они с Ваней 10 лет в браке, сын Вася во втором классе, у него начались «двойки», он плохо общается с одноклассниками. Он подрался, а мама живет в убеждении, что все можно решить словами. И для комплекта – энурез. Набросаем картинку семьи: Маше 32 года, Ване – 34, старшей дочке Оле 11 лет (начинается сложный этап «опустевшего гнезда», когда один из детей вступает в подростковый возраст).

Мы будем лечить не Васю, не его сестру, не маму с папой или бабушек и дедушек, мы работаем с их отношениями.

Наш клиент – отношения. 

Когда трубы засоряются, не проходит вода, через мусор отношений тоже мало что проходит, отношения задыхаются. Боуэн отмечал четыре способа проявления сниженной дифференциации в отношениях: конфликт между супругами, дистанцирование, проекция проблем на ребенка и болезнь одного из супругов.

Не думайте, что проекция проблем на ребенка происходит со зла, сознательно. Пример тонкого втягивания ребенка в дисфункциональный треугольник: Маша и Ваня повздорили, они в хроническом напряженном состоянии, потому что этап того или иного кризиса, а тут еще у Вани сложности на работе. И в выходной день жена готовит завтрак, зовет: «Васенька, Оленька, идите завтракать!», а мужа не зовет. Она не сказала ни одного плохого слова. Или может сказать: «Васенька, скажи папе, что завтрак готов». Она понимает, что муж слышит, что завтрак готов, но она говорит через ребенка.

Даже на первой консультации на уровне лексики, формулировки я стараюсь как можно раньше начать процесс «вынимания» идентифицированного клиента – ребенка – из упоминаний. Ребенок в такой конструкции скорее всего сядет между родителями, и я прошу Васю пересесть, тогда родители оказываются в полуметре друг от друга. Поверьте, многое меняется даже от такой простейшей вещи!

Когда нам звонит Маша, мы задаем несколько обязательных для работы в системном подходе вопросов, помимо состава семьи: сколько лет детям, сколько люди вместе живут, первый или не первый брак (совместная жизнь с кем-то). Я обязательно спрошу и про родителей тоже, например, в такой форме: «Марья Ивановна, а ваши родители и родители мужа живы, здоровы? Близко они живут или далеко?». Не так уж редко слышу вот такой ответ: «Все замечательно, мама живет рядом». Не останавливайтесь, потому что вам ничего не ответили, спросите: «А папа?». И до сих пор нередко молодая женщина или мужчина может ответить: «Да нет у меня папы».

Но мы-то с вами знаем, что так, как правило, не бывает.

Я проявляю на этой стадии особую форму терапевтического внимания, которую Витакер называл приставучестью к клиентам. Поскольку я не понимаю, что мне ответила Маша, я продолжаю спрашивать: «А папа-то где ваш?». Она говорит: «Да он от нас ушел». О чем будет говорить такая фраза зрелой женщины? Какую гипотезу мы строим? Если взросла женщина со своей семьей говорит словами мамы, то можем предположить между ними симбиотические отношения. Сепарирована ли она в достаточной степени от родительской семьи? Нет. А с папой – эмоциональный разрыв.

Сепарироваться от такого значимого объекта как отец можно только тогда, когда установлены отношения с реальным объектом, даже если вы его не знаете или видели в глубоком детстве.

В случае, если человек мертв, это может быть такой объект как его могила, знание о нем, знакомство с его семьей. Штопка эмоционального разрыва по вертикали происходит даже на таком микроуровне, когда вы как терапевт просто не соглашаетесь удовлетвориться объяснением «Папы нет, он нас бросил».  

Узнаем, что, когда родители развелись, Маше было 8 лет, ее сыну Васе сейчас тоже 8. Это мы заносим в карту первичного приема или в бланк, который вы можете заранее подготовить, чтобы не забыть, какие вопросы задать, чтобы кусочек генограммы зарисовать, после чего построить гипотезу.

Родители у Васиного папы живут в «идеальной семье» – не верьте этому. Мы все живые, а признаком живого являются ошибки, кризисы, конфликты, сложности, которые время от времени возникают. Подозрительная позиция к презентации этого безоблачного фасада помогает. Маша рассказывает, что Ванины родители живут далеко и они с ними практически не общаются.

Давайте просто посчитаем количество нормативных кризисов, которые будут являться источниками напряжения:

1. Опустевающее гнездо (дочь в подростковом периоде).
2. Поход одного из детей в школу – нормативный кризис.
3. Браку 10 лет, внутренний скрытый или внешний конфликт обязательно будет (крах ожиданий, опустошение).
4. Эмоциональные разрывы.
5. Продолжение симбиотических отношений, несепарированность. 

Как собрать всю семью на консультацию?

И тут мы переходим к вопросу, как замотивировать семью прийти на сеанс максимальным составом. Продуктивнее побороться за эту структуру именно перед первой встречей.

После того, как я узнаю, к кому еще обращались и в каком составе семья живет, я перехожу к той стадии телефонного разговора, когда рассказываю, что можно сделать этой обеспокоенной женщине, чтобы наша первая встреча прошла продуктивно. Я говорю: «Чтобы мы могли со всем разобраться, очень важно, чтобы на первую встречу мы бы пригласили вашего мужа, обоих детей. Еще лучше, если на первую же встречу вы позовете и ваших родителей, и его родителей, и братьев-сестер». Иногда люди так взволнованы, что не могут дослушать до конца эту фразу. Одна женщина мне кричала в трубку: «Что вы мне такое предлагаете! Он (муж) же меня убил!». Это была яркая реакция на незавершенный развод, и ребенок, естественно, был по уши втянут в эти конфликтные отношения.

Трудностей собрать ядерную семью совсем немного или их нет вообще. На предложение позвать на встречу своих родителей могут ответить: «Да вы что! Родители никогда не придут, мама старенькая, ей 55». Теперь есть «Скайп», мама и из Лос-Анжелеса сможет выйти на связь. Если человек очень встревожен, я могу сказать такую фразу: «Конечно, вам принимать решение. Я просто должна вам рассказать, что можно сделать, чтобы с самого начала мы общались по существу. Если вы рискнете пригласить их, то даже на первой встрече мы можем сделать много». На мой взгляд, чем жестче ситуация, тем скорее придет большая семья».

Карта деталей внутренних систем семейства

| 4 января 2022 г. | Терапия IFS

Терапия IFS направлена ​​на улучшение нашего самочувствия путем создания прочных доверительных отношений между нашими субличностями и сердцевиной нашего существа, именуемой «Я», и постепенного усиления лидерства «Я». Назначение сопоставления частей состоит в том, чтобы идентифицировать части в нашей индивидуальной системе. Он также может служить для определения отношений между Частями. Итак, давайте подробнее рассмотрим карту деталей Internal Family Systems.

Карта деталей внутренних семейных систем – как это сделать?

Обычно у нас есть несколько основных частей и несколько десятков менее активных частей. Во время упражнения мы можем определить Части, которые в настоящее время активны, основные Части нашей системы, или выбрать тему и определить Части, связанные с этой конкретной темой или опытом.

Картирование частей может выполняться в качестве индивидуального упражнения с ручкой и бумагой или терапевтом/практиком IFS-терапии во время сеанса. Узнайте больше о сеансе терапии IFS.

Вы можете начать с привлечения энергии Я, пробуждая качества 8С: любопытство, творчество, сострадание, спокойствие, смелость, уверенность, ясность, связанность. И как только вы почувствуете, что укоренились в этих качествах, пригласите части проявить .

Вы можете сфокусироваться внутри и пригласить Части появляться в предпочтительном для них порядке относительно определенного вопроса, слушать, пока они не скажут все, что хотели, чтобы вы о них знали, увидеть, как они уходят, и пригласить следующую часть.

Карта деталей внутренних систем семейства — 6F

С каждой деталью вы можете просмотреть 6F .

Найдите часть – прислушайтесь к мысли, чувству, жесту, энергии, слову и посмотрите, сможете ли вы найти ее в своем теле.

Фокус – Сосредоточьтесь на этом конкретном элементе, месте в вашем теле, и посмотрите, что получится.

Воплощение во плоти – Обратите внимание, как вы чувствуете Часть в своем теле. Появляются ли какие-то мысли или эмоции? Как далеко вы от той части? Как вы думаете, сколько ему лет?

Чувство – Как вы относитесь к этой части? Здесь вы проверяете собственную энергию и 8С.

Подружиться – Что Часть хочет, чтобы вы знали? Какова его роль? Какова его цель? Как он думает, сколько тебе лет? Сколько этому лет?

Страхи – Чего он боится, если перестанет делать то, что делает?
Каждый раз вы можете записывать ответы, пока ничего больше не придет.

Затем задайте такие вопросы, как «Есть ли части, связанные с этой частью? Что должно произойти, чтобы они могли доверять вам и доверять друг другу?»

Какой бы шаблон вы ни выбрали, сопоставление частей IFS состоит из идентификации частей и записи информации на листе бумаги. Это может быть список имен. Он может включать характеристики каждой части. Вы можете собирать дополнительную информацию, например, когда и как проявляется Часть, ее название, возраст, ее роль и намерение.

Сохранение этой информации по мере работы с Частями и дополнение ее новой информацией по мере изменения Частей может помочь вам отслеживать эволюцию на пути IFS. Узнайте больше о работе частей в IFS-терапии.

Хотите узнать больше о IFS-терапии?
Получите доступ к бесплатному 3-дневному вводному онлайн-курсу IFS.

Майкл Пастерски — основатель Life Architect, Planets и Foundation for Conscious Education. Он также является автором книги «Insight. Дорога к умственной зрелости» книга и блог о психологии и личностном развитии, которые читают более миллиона человек в год. Вы найдете англоязычную версию блога на Pasterski.com. Каждый день работает коучем и тренером по личностному развитию.

Семейная диаграмма — Центр изучения семьи Боуэна

Значение семейной диаграммы и семейных исследований

О семейной диаграмме

Семейная диаграмма — это приложение, предназначенное для оценки и исследования семьи с Боуэном Теория. Цель приложения — предоставить семейную диаграмму, которая оживляет эмоциональные процессы в семье с течением времени так, как это представлял доктор Боуэн. Разработанный доктором Патриком Стинсоном и в контакте с региональными лидерами сети Боуэна, 9Семейная диаграмма 0073 — это одна из попыток поддержать текущее состояние дел в области семейной оценки, а также способ бросить вызов самой теории Боуэна как научной теории. Дополнительную информацию о семейной диаграмме можно найти здесь: https://alaskafamilysystems.com/family-diagram/

Люди задают и отвечают на вопросы, основанные на семейной диаграмме, например:

  • Когда сопровождают роды смерти в других поколениях?

  • Кто из братьев и сестер больше связан с родителями в каждом поколении?

  • При каких обстоятельствах происходит отключение?

  • Как люди функционируют после эмоционального отключения?

  • Что свидетельствует о повышении или понижении уровня дифференциации себя?

  • Какую роль играет большая семейная система в том, когда и где появляются симптомы?

Диаграмма как инструмент личного и профессионального исследования

Семейное исследование и разработка собственной семейной диаграммы являются частью психотерапии или коучинга, основанного на теории Боуэна. Диаграмма является важным инструментом для работы над дифференциацией себя и способствует снижению беспокойства и повышению способности наблюдать и управлять реакциями и их влиянием на семью. По мере того, как люди становятся более объективными в отношении семьи и самих себя, они способны предпринять шаги, чтобы стать более ответственными за себя, свои реакции и свое функционирование в жизни, на работе и в семье.

Терапевты считают, что разработка семейной диаграммы как часть терапии дает людям возможность увидеть симптомы или проблемы в их браке или семье в более широкой и фактологической перспективе. Легче переключить свое внимание с простого причинно-следственного мышления и с обвинений или диагнозов людей на более любопытное или заинтересованное. Семейные диаграммы — одинаково полезный инструмент для представления об организации или собрании как о системе взаимоотношений.

Создайте и задействуйте свою семейную диаграмму

Семейные исследования и разработка семейных диаграмм являются частью обучения теории Боуэна и ее приложениям. Люди, участвующие в программе последипломного образования и в программе непрерывного обучения, работают с наставником и руководителем факультета, чтобы узнать больше фактов об истории своих семей и разместить эти факты на семейной диаграмме.

Ресурсы

Виктория Харрисон написала иллюстрированное руководство по семейным исследованиям и разработке собственной семейной диаграммы для тех, кто участвует в коучинге или изучает теорию Боуэна. Эта книга, Семейная диаграмма и семейные исследования: инструменты для работы над дифференциацией себя можно получить через издателя, Центр изучения природных систем и семьи.

Майкл Э. Керр, доктор медицинских наук, дает хорошее объяснение диаграммы семьи в главе 10 документа Оценка семьи *. Миньонетт Келлер, доктор философии, описывает семейную диаграмму как важный исследовательский инструмент в главе Справочника Боуэна по теории семейных систем и методам исследования: системная модель для семейных исследований , который она и Роберт Дж. Нун, доктор философии, отредактировали.

Несколько исследователей теории Боуэна преобразовали семейную диаграмму в то, что обычно называют «генограммой». Джон Ф. Батлер, доктор философии, описал важные различия между семейной диаграммой, разработанной Мюрреем Боуэном, и этими адаптациями. Его статья «Семейная диаграмма и генограмма: сравнения и контрасты» была впервые опубликована в The American Journal of Family Therapy в 2008 году. Статья перепечатана в приложении к журналу г-жи Харрисон.0073 Семейная диаграмма и семейное исследование.

Д-р Патрик Стинсон работает с доктором Лаурой Хавстад в Санта-Розе, Калифорния, с преподавателями Центра Боуэна и с лидерами региональных программ теории Боуэна, над разработкой приложения семейных диаграмм для клинической практики и исследований, основанных на теории Боуэна. Он стремится улучшить процесс оценки семьи, делая различные аспекты семейного функционирования более доступными визуально, например, оживляя эмоциональный процесс семейного организма, состоящего из нескольких поколений, во времени.

Добавить комментарий