Категории семьи какие бывают: Виды семей — урок. Обществознание, 6 класс.

Содержание

Работа социального педагога с семьей

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ.

 

1. Деятельность социального педагога по работе с семьей

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся : недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и другое.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.

Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.

Подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относятся запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и другие.

Помощь в координации направлена на активатизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного , семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательств, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

 

Формы социально-педагогической помощи семье.

 

Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Крисисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-

педагогические проблемы.

Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога – путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизировать усилия семьи на преодоление кризиса. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.

Социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. Также, социальный педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, подкрепляя ее документальными фактами.

Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога – создать такие условия.

Проблемно-ориентированная модель предписывает решать выбранную для работы проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи в решении их собственных трудностей.

Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, способствующие для решения проблемы. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе.

Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей , как патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.

Консультирование, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии и  прочее.

При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивать активность и уверенность родителей.

Вышеописанные методы: консультативная беседа, образовательный тренинг – являются универсальными, то есть используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.

 

Квалификационная характеристика социального педагога

по работе с семьей.

 

Должностными обязанностями семейного социального педагога являются посредничество в системе взаимодействия личности, семьи и общества; влияние на формирование нравственно и физически здоровых отношений в семье, соседском окружении, в среде сверстников, в школьно-семейном воспитании.

Семейный социальный педагог призван изучать индивидуально-психологические и возрастные особенности детей и родителей, их склонности и интересы, круг общения, условия жизни, семейный уклад, семейные традиции, психолого-педагогическую культуру родителей, микроклимат классного коллектива, взаимоотношения в социуме.

Он осуществляет контакт с медико —психолого-педагогической службой, по мере необходимости – с правоохранительными органами, с социальными работниками для оказания конкретной помощи нуждающимся .

Особо следует обращать внимания на семьи с факторами социального риска и выявлять межличностные и внутри семейные трудности и конфликты, отклоняющиеся нормы поведения, помогать с опекой и попечительством. Семейный социальный педагог содействует «процессу энкультурации, то есть включению ребенка в целостный мир

общечеловеческой культуры с целью усвоения им различных образцов культуры языка, специфических культурных навыков поведения, идейно-нравственной системы, культуры мышления и чувствования, деятельности и общения».

Критерии деятельности семейного социального педагога – повышение психолого-педагогической культуры семьи и степень ее защищенности в социуме.

В квалификационной характеристике перечень необходимых семейному социальному педагогу знаний. Он должен знать тенденции развития современной семьи, этику и психологию семейной жизни; закономерности развития личности детей м подростков, их потребности, мотивы ; функции системы государственных институтов, общественных организаций в вопросах оказания помощи семье; социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой осуществляется работа; основы трудового законодательства; принципы организации семейного досуга, общения, организации свободного времени; методику диагностических исследований и развития; программирование своей работы в социуме; методы работы с семьей и педагогически запущенными подростками, оказания помощи и поддержки.

Конечно, внедрение инновационных форм и технологий обучения во многом зависит от социально-экономических возможностей вузов и от социальной ситуации. Однако расширение масштаба активных методик обучения, разработка и издание ролевых игр и сборников ситуационных задач, создание электронных пособий не требуют чрезмерно больших затрат. Инновационный подход требует в первую очередь внутренней мотивации, наличия у преподавателей желания донести свои знания до студентов, а у студентов – воспринять эти знания.

Обязательно наличие высшего образования у социальных педагогов всех категорий.

                    

                  Роль воспитания в развитии самооценки.

Самооценку с раннего детства формирует воспитание. Низкая самооценка не дает способностям ребенка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.

Часто родители придумывают, каким должен быть ребенок в идеале, а, когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы у ребенка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребенке ему присущие черты.

Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя все, что делает ребенок, безоговорочно хвалить, но и ругать за все подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребенок начнет избегать общения с родителями. И, критикуя ребенка (если есть в этом необходимость), нужно найти, за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно выразить искреннюю надежду, что ребенок понял критику и быстро все исправит.

Особенно аккуратно нужно вести себя с детьми, если их двое и больше. Есть родители, которые откровенно сравнивают детей, ставят одного другим в пример. Конечно, это отражается на самооценке детей, вызывает у них чувство зависти, сомнение в родительской любви и откровенную неприязнь к тому, кого постоянно превозносят.

Фактически, самооценка – это разница между собой реальным и собой идеальным, а дети, особенно подростки, любят создавать себе идеалы.

Порой они хотят быть похожими на героев книг или нашумевших фильмов, но проблемы в том, что это недостижимо. В результате разрыв между идеалом и подростком настолько велик, что самооценка падает чуть ли не до нуля.

Самое обидное, что это касается, в большей степени, самых умных, интеллигентных, знающих и любознательных подростков. Именно они больше всего и чаще всего недовольны собой и имеют низкую самооценку. У легкомысленных подростков, которые живут сегодняшним днем, не думают о будущем и не забивают себе головы идеалами, как раз с самооценкой все в порядке.

Конечно, нужно приветствовать стремление ребенка к идеалу, иначе он вырастет самодовольной и не слишком образованной личностью. Но, в первую очередь, нужно суметь объяснить ему, что к идеальному приблизиться можно только постепенно, путем кропотливого труда. Объяснить ребенку, что, если идеалы кажутся недостижимыми, если не можешь изменить себя реального, то нужно уметь менять представления о себе – идеальном. И, самое главное, нужно полюбить себя, такого, какой есть.

Воспитание самооценки в ребенке – одна из самых важных задач для его будущей жизни.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

демократический

авторитарный

попустительский.

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустительском  стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Самосознание школьников  зависит от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними   не занимаются, но требуют послушании, низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних, не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа.

В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?”, “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых  – обходиться без нотаций и назиданий , как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.

При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

 Принимать активное участие в жизни семьи;

 Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

 Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

 Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

 Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

 Уважать право ребенка на собственное мнение;

 Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

 С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

 

Семейные ценности и из значение для семьи, для общества в целом — ОБУЗ «Курская городская больница №3» Министерства здравоохранения Курской области

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Традиционные ценности: что к ним относится

— Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.

— Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.

— Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.

— Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

В основе ценностей современного общества по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

 

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев:

— Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.

— Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.

— Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Любовь: это главная семейная ценность. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие: важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Доброта: это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность: еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

Взаимопонимание: важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение: оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках.
  • Совместные путешествия.

В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

В детских садах проводятся:общие субботы для родителей и детей, совместный досуг и т.д.

В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

семей по всему миру: типы и различия

семья по всему миру: типы и различия | StudySmarter

Выберите язык

Предлагаемые языки для вас:

Немецкий (DE)

Дойч (Великобритания)

Европа

  • английский (DE)
  • английский (Великобритания)

StudySmarter — универсальное учебное приложение.

4.8 • Рейтинг +11k

Более 3 миллионов загрузок

Бесплатно

Семьи по всему миру

СОДЕРЖАНИЕ :

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Lerne mit deinen Freunden und bleibe auf dem richtigen Kurs mit deinen persönlichen Lernstatistiken

    Jetzt kostenlos anmelden

    Nie wieder prokastinieren mit unseren Lernerinnerungen.

    Jetzt kostenlos anmelden

    Вы когда-нибудь задумывались о множестве различных типов семей по всему миру?

    • Мы рассмотрим некоторые из различных типов семьи в социологии и их динамику во всем мире.
    • Мы обсудим альтернативы «традиционному» нуклеарному типу семьи.
    • Мы рассмотрим коммун , включая кибуцев.
    • Мы также упомянем государственную политику , регулирующую семейную жизнь, например, политику в отношении одного ребенка в Китае.

    Типы семейной динамики

    Семьи могут иметь разные формы и могут иметь совершенно разное значение для людей в разных странах, регионах и культурах.

    На Западе семья считается экономической и социальной единицей. Напротив, в других частях мира, таких как Индия или Китай, семья представляет собой культурную и религиозную единицу. В то время как люди в западных обществах отдаляются (как географически, так и эмоционально) от своих больших семей и создают более мелкие, нуклеарные семейные единицы, страны Азии и Ближнего Востока по-прежнему делают упор на семейные связи и обязательства.

    Культурные различия в значениях и динамике «семьи» хорошо иллюстрируются средствами массовой информации. Такие фильмы, как « Прощание » (2019), представляют это столкновение между культурой коллективистских ценностей и культурой индивидуализма через историю китайско-американских иммигрантов.

    Типы семей по всему миру – теории

    Нуклеарная семья до сих пор часто рассматривается как идеальная и единственная естественная форма семьи. Функционалисты особенно верят в это, поскольку они рассматривают нуклеарную семью как строительный блок хорошо функционирующего общества. Однако у людей со всего мира очень разные отношения. Если мы посмотрим на семьи в глобальном масштабе, мы обнаружим, что они различаются по многим параметрам. Например:

    • Семьи могут быть разными в стиле брака . В некоторых частях мира полигамия (состояние в браке с более чем одним человеком одновременно) не только приемлемо и законно, но и является нормой. Радикальные феминистки поддерживают идею о том, что семьи вообще не должны основываться на браке, поскольку они рассматривают его как патриархальный институт, построенный на эксплуатации женщин.
    • Семьи могут быть матриархальными или патриархальными , в зависимости от того, ориентированы ли они на мать или на отца. Многие афро-карибские семьи являются матриархальными.

    Рис. 1 – Матриархальные семьи ориентированы на мать.

    • Воспитание детей происходит не только в нуклеарной семье. Это можно сделать с помощью расширенной семьи или даже общины, как мы увидим на примере еврейских поселенцев, живущих в кибуцах .

    Социологи перспектива личной жизни утверждают, что важны индивидуальное счастье и удовлетворенность, поэтому каждый должен найти условия, которые подходят ему как с точки зрения воспитания детей, так и с точки зрения создания семьи.

    Сравнение семей по всему миру

    Мы рассмотрели основные типы семей в Великобритании в разделе «Семейные формы в Великобритании», но они включают нуклеарные семьи, семьи с одним родителем, восстановленные семьи и другие. Многие из них, конечно, довольно распространены и их можно найти в большинстве стран мира. Итак, давайте изучим незнакомую для Великобритании форму семьи – жизнь в коммунах.

    Альтернативные типы семейств

    Мы обсудим альтернативные типы семейств. Мы сосредоточимся на коммунах, которые обеспечивают иную организацию семьи, чем традиционная нуклеарная семья с двумя родителями.

    Коммуна — это группа людей, больших или малых, которые живут вместе и разделяют имущество, богатство и обязанности друг за друга, за детей в коммуне и за дом, в котором они живут.

    Коммуны были особенно популярен в Америке в 1960-х и 70-х годов. Тем не менее, коммуны все еще существуют по всему миру.

    Было много типов коммун, все со своими правилами, ценностями и принципами. Некоторые из них могут быть основаны на общих политических убеждениях или на общем интересе к сохранению окружающей среды. Ряд коммун являются именно сельскохозяйственными сообществами, которые стараются не истощать землю и окружающую среду вокруг себя, а выращивают только те продукты, которые им нужны и потребляются.

    Как правило, все взрослые члены коммуны живут в отдельных комнатах, а дети живут в одной комнате.

    Коммуны, как правило, очень демократичны. Участники решают вопросы вместе и пытаются установить полное равенство между полами и даже между взрослыми и детьми.

    Кибуцы

    Первоначально кибуцев были сельскохозяйственными поселениями в Палестине, основанными еврейскими поселенцами сто лет назад. Кибуц относится к группе людей, которые живут вместе в условиях равенства и сотрудничества. Сегодня более 2% населения Израиля проживает в кибуцах.

    Когда они были впервые созданы, все дети жили в общих детских помещениях, отдельно от родителей, и о них заботились избранные «матери кибуца». Теперь дети обычно живут со своими биологическими родителями большую часть своего детства. Когда им исполняется 15 лет, они переезжают в общежитие для подростков.

    У всех семей есть собственные квартиры, но члены кибуцев обычно едят вместе, а дети воспитываются и получают образование вместе.

    Государственная политика в отношении семьи во всем мире

    Существует множество государственных политик в отношении семьи и семейной жизни, которые сильно различаются в разных странах. Вы найдете отдельные пояснения там, где мы обсуждаем государственную политику в отношении брака, развода, деторождения и усыновления в Великобритании.

    Теперь давайте посмотрим на случай Китая, где очень специфическая государственная политика сильно повлияла на деторождение в последние десятилетия.

    Политика Китая в отношении одного ребенка

    Пытаясь контролировать рост населения, власти Китая в 1979 году приняли закон, запрещающий супружеским парам, проживающим в городах, иметь только одного ребенка.

    Рис. 2. В 1979 г. китайские власти приняли закон, согласно которому пары, живущие в городе, могут иметь только одного ребенка.

    Если пострадавшие китайские пары нарушали закон и рожали второго ребенка, им грозило серьезное наказание, вплоть до штрафов и даже увольнения с работы.

    Полис имел негативную репутацию в других странах, особенно на Западе.

    Последствием этой политики стало то, что в Китае был один из самых низких уровней рождаемости в мире и, как следствие, стареющее население. Стране нужно больше молодых людей, чтобы они вносили свой вклад в экономику и заботились о пожилых людях. Следовательно, в 2016 году эта политика была отменена. С тех пор китайские пары могут завести двоих детей. Однако, если им не удастся получить официальное разрешение на рождение, они все равно могут столкнуться с санкциями, такими как принудительный аборт.

    Семейные формы по всему миру — основные выводы

    • На Западе семья считается экономической и социальной единицей. Напротив, в других частях мира, таких как Индия или Китай, семья представляет собой культурную и религиозную единицу.
    • Нуклеарная семья до сих пор часто рассматривается как идеальная и единственная естественная форма семьи. Однако у людей со всего мира очень разные отношения.
    • Коммуна — это группа людей, больших или малых, которые живут вместе и делят имущество, богатство и обязанности друг за друга, за детей в коммуне и за дом, в котором они живут. Они были популярны в США в 1960-х и 70-х годов.
    • Кибуц относится к группе людей, которые живут вместе в условиях равенства и сотрудничества. Первоначально кибуцев были сельскохозяйственными поселениями в Палестине, основанными еврейскими поселенцами сто лет назад.
    • В попытке контролировать рост населения китайские власти в 1979 году приняли закон, ограничивающий супружеские пары, живущие в городах, иметь только одного ребенка. В конечном итоге это было отменено из-за негативных последствий.

    Часто задаваемые вопросы о семьях по всему миру

    Семьи могут иметь разную форму и означать очень разные вещи для людей в разных странах, регионах и культурах. На Западе семья считается экономической и социальной единицей. Напротив, в других частях мира, таких как Индия или Китай, семья представляет собой культурную и религиозную единицу.

    Нуклеарная семья до сих пор часто рассматривается как идеальная и единственная естественная форма семьи. Семьи могут быть разными в стиле брака . В некоторых частях мира полигамия (состояние в браке более чем с одним человеком одновременно) не только приемлемо и законно, но и является нормой. Семьи могут быть матриархальными или патриархальными , в зависимости от того, ориентированы ли они на мать или на отца.

    В некоторых частях мира полигамия (состояние в браке с более чем одним человеком одновременно) не только приемлемо и законно, но и является нормой.

    Нуклеарная семья относится к традиционной семье с двумя родителями. Нуклеарная семья до сих пор остается самой распространенной и, по мнению функционалистов, является ячейкой общества.

    Симметричная семья – это нуклеарная семья, в которой как домашние, так и финансовые обязанности распределяются поровну между партнерами.

    Заключительный тест «Семейное путешествие по миру»

    Тест «Семейное путешествие по миру» — Teste dein Wissen

    Вопрос

    На Западе семья считается экономической и социальной единицей.

    Показать ответ

    Ответ

    Показать вопрос

    Вопрос

    Заполните пропуск правильной фразой: В Индии и Китае семья считается … единицей.

    Показать ответ

    Ответ

    культурные и религиозные

    Показать вопрос

    Вопрос

    Какая форма семьи до сих пор считается идеальной?

    Показать ответ

    Ответить

    нуклеарная семья

    Показать вопрос

    Вопрос

    Запрещена ли полигамия законом во всех частях мира?

    Показать ответ

    Ответ

    Нет. В некоторых частях мира полигамия (состояние в браке с более чем одним человеком одновременно) не только приемлемо и законно, но и является нормой.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что такое матриархальная семья?

    Показать ответ

    Ответ

    Матриархальная семья – это семья, в центре которой находится мать или женщина.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что такое коммуна?

    Показать ответ

    Ответ

    А  коммуна — это группа людей, больших или малых, которые живут вместе и разделяют имущество, богатство и обязанности друг за друга, за детей в коммуне и за дом, в котором они живут. 

    Показать вопрос

    Вопрос

    Где и когда коммуны были особенно популярны?

    Показать ответ

    Ответ

    Коммуны были особенно популярны в 1960-х и 1970-х годах в Америке.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Какой системой вообще является коммуна?

    Показать ответ

    Ответить

    Демократичный

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что такое кибуцы? Что такое кибуц?

    Показать ответ

    Ответ

    Первоначально кибуцев были сельскохозяйственными поселениями в Палестине, основанными еврейскими поселенцами сто лет назад. Кибуц относится к группам людей, которые живут вместе в условиях равенства и сотрудничества.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Сегодня более 2 процентов населения Израиля проживает в кибуцах.

    Показать ответ

    Ответ

    Показать вопрос

    Вопрос

    Почему Китай ввел политику одного ребенка?

    Показать ответ

    Ответ

    Китай ввел политику одного ребенка в попытке контролировать рост населения.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Если китайская пара нарушила закон об одном ребенке и родила второго ребенка, им грозило серьезное наказание, которое могло включать штрафы и даже увольнение с работы.

    Показать ответ

    Ответ

    Показать вопрос

    Вопрос

    Политика Китая в отношении одного ребенка была позитивно воспринята другими странами и привела к осуществлению аналогичной политики во всем мире.

    Показать ответ

    Ответ

    Показать вопрос

    Вопрос

    Когда в Китае была отменена политика одного ребенка?

    Показать ответ

    Ответ

    Политика одного ребенка закончилась в 2016 году.

    Показать вопрос

    Вопрос

    С 2016 года китайским парам разрешено иметь двоих, троих и даже больше детей без официального разрешения.

    Показать ответ

    Ответ

    Показать вопрос

    Подробнее о семьях по всему миру

    Откройте для себя подходящий контент для ваших тем

    Не нужно обманывать, если у вас есть все необходимое для успеха! Упаковано в одно приложение!

    Учебный план

    Будьте идеально подготовлены вовремя с индивидуальным планом.

    Тесты

    Проверьте свои знания с помощью игровых тестов.

    Карточки

    Создавайте и находите карточки в рекордно короткие сроки.

    Заметки

    Создавайте красивые заметки быстрее, чем когда-либо прежде.

    Учебные наборы

    Все учебные материалы в одном месте.

    Документы

    Загружайте неограниченное количество документов и сохраняйте их в Интернете.

    Study Analytics

    Определите сильные и слабые стороны вашего исследования.

    Еженедельные цели

    Ставьте индивидуальные учебные цели и зарабатывайте баллы за их достижение.

    Умные напоминания

    Хватит откладывать на потом наши напоминания об учебе.

    Награды

    Зарабатывайте очки, открывайте значки и повышайте уровень во время учебы.

    Волшебный маркер

    Создавайте карточки в заметках полностью автоматически.

    Умное форматирование

    Создавайте самые красивые учебные материалы, используя наши шаблоны.

    Что такое семья? Определение, характеристики, типы и функции

    Содержание страницы

    Что такое семья?

    Близкая и относительно постоянная домашняя группа, связанная кровными узами, браком или усыновлением, проживающая вместе и разделяющая социальные и экономические обязанности, называется семьей.

    Это самая маленькая и основная социальная единица, а также самая важная первичная группа в любом обществе. Это самая непосредственная группа, с которой сталкивается ребенок. На самом деле, это самая устойчивая группа, которая оказывает огромное влияние на индивидуальную жизнь от рождения до смерти.

    Это основной социальный институт социальной структуры. Считалось, что его эволюция происходила в древности, а семейно-родственные отношения развивались через брак. Это самая основная из всех социальных групп. Это первая и самая непосредственная социальная среда, которой подвергается ребенок.

    Это выдающаяся первичная группа, потому что в ней ребенок развивает свое основное отношение. Каждый из нас растет в доме, и каждый из нас тоже будет членом семьи. Мы присоединяемся к другим группам на более длительные или более короткие периоды времени для удовлетворения различных интересов, но семья всегда с нами.

    Семья, как правило, представляет собой небольшую группу, состоящую обычно из отца, матери, одного или нескольких детей, а иногда и близких или дальних родственников.

    Счастливая семья

    Буквально английская семья слов состоит из «famulus», что означает «слуга». Расширяя это слово, мы понимаем, что когда люди выступают в качестве слуг друг друга, такие отношения определяются как семья, каждый из членов дома имеет особый статус и роли, в соответствии с которыми выполняются семейные задачи. Через семью происходил процесс воспроизводства, питания, воспитания и социализации. Это институт взаимосвязи между двумя и более людьми, посредством которого социальное поведение, обычаи, убеждения передаются из поколения в поколение.

    Это основная социальная группа, общепризнанная как основа всех человеческих стремлений и действий. Антропологи и другие социологи спорят о происхождении, функциях и других важных аспектах этого важного социального института. Однако считалось, что прогресс человека невозможно представить без семейных организаций.

    Определения:

    Определены различными социологами. Некоторые эффективные определения:

    • To Maclver , «Семья — это группа, определяемая половыми отношениями, достаточно четкими и прочными, чтобы обеспечить деторождение и воспитание детей».
    • К М.Ф. Nimkoff , «Семья — это более или менее прочное объединение мужа и жены, с детьми или без них, или одиноких мужчины и женщины с детьми».

    Характеристики или особенности семьи

    Это является универсальной группой : Встречается в той или иной форме во всех типах обществ, как примитивных, так и современных.

    Брак как основа : Семья основана на браке, результатом которого являются брачные отношения между двумя взрослыми людьми противоположного пола.

    Источник номенклатуры : Каждый дом дает человеку имя и, следовательно, является источником номенклатуры.

    Следы происхождения : Это группа, по которой можно проследить происхождение или родословную.

    Основной агент социализации : Это самая основная группа, поскольку она является основным агентом социализации человека.

    Различные формы : Обычно ограничены по размеру, например, нуклеарные, даже большие, совместные и расширенные семьи.

    Ядро всех учреждений : Это самая важная группа в обществе; это ядро ​​всех институтов, организаций и групп.

    Эмоциональная привязанность : Она основана на эмоциях и чувствах. Спаривание, размножение, любовь и привязанность являются основой семейных уз.

    Единица сотрудничества : Это единица эмоционального и экономического сотрудничества.

    Разделение труда : У каждого члена Дома есть обязанности и ответственность.

    Социальные роли : Каждая семья состоит из различных социальных ролей, таких как муж, жена, мать, отец, дети, братья или сестры.

    Типы семьи

    По структуре и размеру:

    • Нуклеарная семья – это небольшая группа, состоящая из мужа, жены и детей, родных или приемных. Это более или менее автономная единица, не находящаяся под контролем взрослых или старейшин дома.
    • Совместная семья – состоит из трех или более поколений, живущих вместе под одной крышей, имеющих общую кухню и экономические расходы. Это дом, состоящий из трех или более нуклеарных семей, живущих вместе.

    По признаку рождения:

    Семья ориентации : Семья, в которой человек рождается, является его семьей ориентации.

    Семья потомства : Это место, где человек после женитьбы создает свою семью потомства.

    На основании брака:

    Моногамная семья : Состоит из одного мужа и жены, включая детей, на основе моногамных браков.

    Полигамная семья : Также бывает двух типов,

    • Полигамная – Она состоит из одного мужа и более чем одной жены, а также всех детей, рожденных от всех жен или усыновленных каждой из них . Этот тип семьи основан на полигамном браке (полигинии).
    • Polyandrous — состоит из одной жены и более чем одного мужа, а также детей, рожденных или усыновленных каждым из них. Этот тип семьи основан на полиандрическом браке (полиандрии).

    На основании жилого фонда:

    • Патрилокальная семья – в которой супружеская пара проживает в доме мужа или рядом с ним.
    • Матрилокальная семья – в которой супружеская пара живет с домом жены или рядом с ним.
    • Тео-местная семья – в которой супружеская пара проживает отдельно от родителей обоих супругов.

    На основании происхождения или происхождения:

    • Патрилинейная семья – это место, где происхождение или происхождение прослеживается по мужской линии или по отцовской линии.
    • Матрилинейная семья – это место, где происхождение или происхождение прослеживается по женской линии или по материнской линии.
    • Двусторонняя семья- прослеживает родство как мужчин, так и женщин.

    По характеру отношений:

    • Супружеская семья – Состоит из взрослых, между которыми существуют половые отношения, и они также могут иметь с собой иждивенцев. Это также относится к партнерам, состоящим в длительных сексуальных отношениях, но фактически не состоящим в браке.
    • Близкородственная семья – состоит из членов, между которыми существует кровное родство, т. е. семья, состоящая из родителей и детей или братьев и сестер (братьев и сестер).

    На основе моделей власти:

    На основе моделей власти выделяют три типа семей: патриархальная, матриархальная и эгалитарная семья.

    • Патриархальный – В котором мужчина является главой дома и наделен властью.
    • Матриархат – это когда женщина является главой семьи и наделена властью.
    • Эгалитаризм – В нем мужчины и женщины делят власть.

    Функции:

    Как социальная группа и важный социальный институт семья выполняет различные функции в человеческом обществе. Разные социологи рассматривали или классифицировали функции семьи по разным формам, но все же все они по-разному подчеркивали одни и те же аспекты. Однако эти различные функции описаны ниже:

    Основные функции семьи:

    Маклвер разделил функции семьи на основные (первичные функции) и несущественные (вторичные функции). Существенные функции – это те функции, которые носят базовый или фундаментальный характер, и ни один другой институт не может выполнять эти функции так успешно, как семья.

    MacIvor имеет три функции; стабильное удовлетворение сексуальных потребностей, производство и воспитание детей, а также обеспечение дома необходимыми функциями. Но он также может выполнять некоторые другие функции следующим образом;

    Стабильное удовлетворение сексуальных потребностей : Общеизвестно, что сексуальное желание является наиболее важным и сильным инстинктом и естественным стремлением человека. Первоочередной обязанностью семьи является стабильное и желаемое удовлетворение полового влечения ее членов. Через механизм брака он регулирует сексуальное поведение своих членов. Потому что удовлетворение полового инстинкта вызывает стремление к пожизненному партнерству между мужем и женой.

    Размножение (размножение) и воспитание детей : узаконивает акт размножения. Она институционализирует процесс воспроизводства. Выполняя эту функцию продолжения рода, семья способствует преемственности семей и в конечном итоге человеческого рода. Семья занимается не только производством детей, но и их воспитанием. Он заботится о ребенке в момент необходимости.

    Предоставление жилья : Предоставление человеку жилья и установление прочных социальных отношений. Только в семье рождаются и воспитываются дети под строгим надзором всех ее членов. Это дом, где все члены живут счастливо, в комфорте, мире и защите. Дом оказывает эмоциональную и психологическую поддержку всем своим членам.

    Социализация : Это один из основных агентов социализации Первичная социализация любого человека происходит в семье. Непосредственные члены дома обучают ребенка всем основным нормам, ценностям, морали и идеалам общества. Он познает культуру и приобретает характер в процессе социализации. Его личность развивается в процессе жизни в семье. Говорят, что человек не рождается человеком, а становится человеком. Новорожденный человеческий младенец стал человеком после социализации.

    Второстепенные или второстепенные функции семьи:

    К второстепенным функциям Maclver включает экономические, религиозные, образовательные, медицинские и рекреационные функции. Эти функции несущественны в том смысле, что их одновременно выполняют и другие социальные институты семьи. Эти функции следующие:

    Экономические функции : В древности дом был единицей производства и потребления. Он удовлетворяет экономические потребности своих членов. Эта функция претерпела трансформацию: семьи из производственных и потребительских единиц в древние времена превратились в скорее потребительские, а не производящие единицы. В наши дни члены семьи больше не производят вещи сами; скорее, они выходят и работают за какое-то денежное вознаграждение или заработную плату.

    Образовательные функции : В качестве начального учебного заведения семья обучала буквам, знаниям, навыкам и коммерческой тайне всех своих членов. Он заботится о начальном образовании своих членов и формирует их карьеру и характер. Мать выступает в роли первого и лучшего учителя ребенка. Кроме того, он изучает все виды неформального образования, такие как дисциплина, послушание, манеры и т. д. из дома.

    Религиозные функции : Все члены исповедуют определенную религию и соблюдают дома религиозные церемонии, обряды, ритуалы и практики. Дети учатся различным религиозным ценностям от своих родителей. Он передает религиозные верования и практики из поколения в поколение.

    Функции, связанные со здоровьем : Это основная социальная группа, выполняющая несколько функций, связанных со здоровьем для своих членов. Он заботится о здоровье и бодрости своих членов. Он заботится о больных, престарелых членах семьи. Обеспечивая своих Членов необходимой питательной пищей, она заботится о здоровье всех.

    Рекреационная функция : Также имеет рекреационную функцию. В древние времена дом был единственным центром отдыха. Собрания во время фестивалей, торжеств, воссоединения семей, браков объединяли целые семьи. В настоящее время ту же функцию выполняют выезды членов семьи на праздники или в кино, на обеды, вечеринки и т. д.

    Культурные функции : Это важный агент культурной передачи. Культура передается от одного поколения к другому через членов дома.

Добавить комментарий