Каузальная атрибуция примеры из жизни: Каузальная атрибуция — в психологии феномен восприятия

Содержание

Каузальная атрибуция — в психологии феномен восприятия

Человеческая психика имеет крайне сложное устройство. Поэтому не удивительно, что время от времени в ней происходят сбои. Один из них — каузальная атрибуция. С ней сталкивались практически все люди. Вспомните ситуации, когда вы делали вывод о человеке по одному его поступку или даже слову. Почему так происходит?

Содержание

  • Что такое каузальная атрибуция
  • Разновидности каузальной атрибуции
    • Фундаментальная ошибка
    • Культурные предубеждения
    • Разница между участником и наблюдателем
    • Диспозиционная атрибуция
    • Своекорыстная атрибуция
    • Гипотеза защитной атрибуции
  • Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля
  • Связь каузальной атрибуции и выученной беспомощности
  • Теории каузальной атрибуции
    • Теория корреспондентских отношений Джонса и Дэвиса
    • Модель ковариации Келли
  • Заключение

Что такое каузальная атрибуция

Каузальной атрибуцией в психологии называют феномен межличностного восприятия, при котором человек придумывает мотивы и причины действий тех, кто его окружает. В переводе с латыни causa означает «причина», а attributio — «приписывание».

Индивид объясняет чужие поступки, используя свои логические умозаключения. Он не имеет достаточное количество фактов. Руководствуется исключительно наблюдениями, которые не могут дать полную картину. В результате человек просто дорисовывает ее в своей голове.

Термин введен в использование еще в 1920-е годы гештальт-психологом Фрицем Хайдером. В своих трудах он пытался выяснить, как люди воспринимают и интерпретируют полученную информацию. Феномен изучался и дополнялся и другими учеными.

Разновидности каузальной атрибуции

Фриц Хайдер говорил: «Наше восприятие причинности часто искривляется нашими потребностями и некоторыми когнитивными искажениями». В зависимости от этих искажений в психологии выделяют 6 типов каузальной атрибуции.

Фундаментальная ошибка

Человек объясняет поступки других людей внутренними причинами, а свои — внешними. Например, он обвиняет кого-то в занудстве. Свои же подобные поступки объясняет неправильно сложившимися обстоятельствами. Так и проявляется фундаментальная ошибка таких суждений.

Причин появления такого феномена несколько:

  1. Неодинаковые возможности. Человек игнорирует особенности, которые определяются ролевой игрой.
  2. Ложное согласие. Свое поведение индивид считает правильным, а чужое ошибочным.
  3. Доверие не к суждениям, а к фактам.
  4. Неприятие ценности того, что не случилось. Человек анализирует поведение на основании того, что люди не сделали.

Для наглядности представьте, что вы с другом сдаете один и тот же зачет. Друг не смог сдать. Сначала вы отмечаете, что он всегда плохо знал предмет. После делаете заключение, что он ленится, безответственный, уделяет внимание всему, чему угодно, кроме учебы. Думать так ошибочно. Вы не учли, что у него могут быть проблемы с обучением, например, ему трудно запоминать информацию. Или есть мешающие заниматься семейные обстоятельства.

Можно привести и другой пример из жизни. Допустим, вы встретили человека, у которого посреди дороги сломалась машина. Конечно, вашим первым желанием будет ему помочь. Вы дали несколько советов, но незнакомец отвергнул их или просто проигнорировал вас. Какой будет ваша реакция? Вы разозлитесь, посчитаете его грубияном, который неспособен принять искреннюю помощь. Но на самом деле, возможно, водитель знает, что эти советы ему не помогут. А, может, у него просто плохое настроение.

Эти примеры показывают, как проявляется внутренняя диспозиция. Внешняя выглядит по-другому. Несданный экзамен вы объясните не плохими знаниями, а сложным билетом. А вину за машину, которая не завелась, вы возложите на человека, лезущего к вам с неуместными советами. Такой стиль поведения не обязательно плох. Вы не испытываете чувство вины и не портите себе настроение. Но постоянная внешняя диспозиция — прямой путь к деградации личности.

Культурные предубеждения

Человек ищет причины поведения других в их культуре, происхождении, убеждениях. Так, многие считают, что на западе господствует индивидуализм. Тогда как в Азии практически все считают себя коллективистами. И как же не упомянуть всем известные анекдоты о евреях.

Разница между участником и наблюдателем

Согласно теории каузальной атрибуции, человек играет 2 роли: наблюдатель и участник. И в каждой из них он видит сложившуюся ситуацию по-разному. При взгляде со стороны все выглядит совсем не так.

Диспозиционная атрибуция

Причины поведения того или иного человека приписываются свойствам его личности, характеру, способностям. Допустим, в кафе вам нахамил официант. Наверняка вы подумаете, что у него плохой характер и решите, что он невоспитанный.

В этой ситуации вы поддаетесь диспозиционной атрибуции, то есть, не учитываете влияние внешних факторов, которые могут спровоцировать грубость.

Своекорыстная атрибуция

Если индивид получил новую должность, достижение он приписывает исключительно своим способностям. Если же работу отдали кому-то другому, он считает, что босс его недооценивает.

Ученые думали, что это способ защитить свою самооценку. Однако потом они выяснили, что все успехи и достижения люди склонны приписывать влиянию внутренних факторов.

Гипотеза защитной атрибуции

В социальной психологии явление защитной каузальной атрибуции — это убеждения, которые нужны человеку для защиты самого себя от беспокойства. С их помощью он оправдывает себя в тех случаях, когда сталкивается с неудачами.

Защитная атрибуция проявляется не только в отношении себя. В отношении окружающих людей она выглядит примерно так: «Хорошее происходит только с хорошими людьми, а плохое с плохими». Такая убежденность помогает стать менее уязвимыми в тех случаях, когда мы не может контролировать происходящее вокруг.

Часто при таком типе каузальной атрибуции человек впадает в крайности. Например, если произошла автомобильная катастрофа, он решает, что водитель был в нетрезвом состоянии или же купил права. При этом индивид думает, что с ним такого точно никогда не будет.

Перечисленные виды каузальной атрибуции можно сравнить с когнитивным диссонансом, теорию которого предложил Леон Фестингер. Это психологический дискомфорт, вызванный столкновением в человеческом подсознании конфликтующих идей, ценностей, реакций.

По мнению ученого, это состояние развивается по 2 причинам:

  1. При появлении дискомфорта человек пытается снизить его проявление, уменьшить конфликт между двумя несоответствиями.
  2. Индивид пытается избегать ситуаций, в которых может испытать дискомфорт.

Вспомните ту ситуацию с экзаменом. Допустим, вы его не сдали. И вы испытываете от этого дискомфорт. Зачем получать его еще и из-за того, что вы не подготовились?

Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля

Локус контроля — это свойство человеческой личности приписывать успехи и поражения влиянию внешних и внутренних факторов. И оно имеет некую связь с каузальной атрибуцией. И в том, и в другом случае индивид не хочет видеть истинные причины происходящего.

Но есть между понятиями и ряд отличий. При каузальной атрибуции работают двойные стандарты. Локус контроля же побуждает самостоятельно определять реакцию на то, что происходит вокруг.

И снова пример с экзаменом. Здесь локус может проявиться 2 способами:

  1. В плохой оценке вы обвиняете себя. Понимаете, что плохо подготовились, были невнимательными, безответственными. Кроме того, вы готовы к исправлению.
  2. Вы обвиняете все, что угодно: учителя, предмет, не тот билет.

Другое отличие локуса контроля и каузальной атрибуции — наличие у второго феномена силы воли. Плюс ко всему, его можно изменить. Достаточно лишь избавиться от комплекса жертвы, научиться брать на себя ответственность.

Связь каузальной атрибуции и выученной беспомощности

Каузальная атрибуция помогает объяснить механизм развития выученной беспомощности. В психологии под этим выражением понимают состояние, при котором человек не хочет решать свои проблемы, даже если у него есть такая возможность. Так происходит, когда предыдущие попытки с ними справиться закончились провалом.

Психолог Мартин Селигман доказал это утверждение. По его мнению, неудачи заставляют человека думать, что при последующих попытках что-то изменить случится то же самое. Согласно же теории каузальной атрибуции, люди бездействуют для того, чтобы сохранить свою самооценку. В противном случае все промахи они припишут именно себе.

Теории каузальной атрибуции

Их всего две.

Теория корреспондентских отношений Джонса и Дэвиса

В 1965 году ученые Джонс и Дэвис выдвинули предположение, что для людей важную роль играют преднамеренные поступки. При этом необдуманное или спонтанное поведение практически не представляет ценности. Эта теория помогает понять, как появляется внутренний тип каузальной атрибуции.

Внутренние атрибуты дают информацию, которая позволяет сделать прогноз о том, как поведет себя человек. Ученые назвали этот феномен «корреспондентским выводом». Это состояние, при котором индивид думает, что поведение окружающих определяется свойствами их личности.

Почему люди делают «корреспондентские выводы»? Джонс и Дэвис выявили несколько причин:

  1. Выбор. Традиционно считается, что поступки зависят от внутренних факторов.
  2. Спонтанное или намеренное поведение. Первое связано с внешними факторами, обстоятельствами. А второе с личностью.
  3. Социальная желательность. Пример: вы увидели человека, сидящего на полу. В комнате есть много свободных стульев. Несоответствие, не так ли? Но такое поведение — проявление индивидуальности.
  4. Гедонистическая релевантность. Состояние, при котором человек целенаправленно либо вредит вам, либо приносит пользу.

Еще одна причина — персонализм. Индивид полагает, что поведение другого человека должно на него каким-то образом повлиять. При этом он считает, что оно продиктовано личными особенностями оппонента, а не внешними факторами.

Модель ковариации Келли

О ковариации Келли заговорили в 60-е годы прошлого столетия. Считается, что она — самая популярная теория каузальной атрибуции.

Ученый пытался разобраться, должны ли действия определяться внутренними мотивами или внешними факторами.

Само по себе слово «ковариация» означает, что у человека есть информация сразу из нескольких источников. Он получил наблюдения в разные периоды времени и в разных ситуациях. Это помогает видеть и сам эффект, и его причины.

По мнению Келли, в процессе поиска причин поведения окружающих людей человек пользуется 3 видами доказательств:

  1. Консенсус. Это показатель степени, в которой люди действуют одинаково в похожих обстоятельствах. Представьте двух друзей. Первый, идя на обед со вторым, всегда курит. Если второй тоже так делает, — это высокий консенсус в его поведении. В противном случае консенсус низкий.
  2. Отличительность. Это также показатель степени, в которой поведение человека не меняется в похожих ситуациях. Вернемся к примеру с друзьями. Если первый мужчина курит только в обществе друзей, у него высокая отличительность. Если всегда, то низкая.
  3. Согласованность. Степень, показывающая, что человек ведет себя одинаково всегда, когда попадает в определенную ситуацию. Если мужчина из примера курит только в присутствии друзей, согласованность высокая. При особых обстоятельствах — низкая.

Давайте приведем пример. Представьте компанию молодых людей, которые собрались посмотреть юмористическое шоу. Героя зовут Андрей. Он смеется над шутками участников. Консенсус будет высоким, если остальные члены компании также смеются. Высокая отличительность — Андрею нравятся шутки отдельного выступающего. Высокая согласованность — герой постоянно смеется над рассказами любимого комика.

Если все в компании смеются над тем же участником шоу, что и Андрей, — это внешняя атрибуция. Люди веселятся, потому что комик по-настоящему хорошо выступает. Внутренняя атрибуция проявляется если:

  • герой — единственный, кому нравится комик;
  • смеется с шуток всех выступающих;
  • постоянно смеется над шутками определенного комика.

Получается, что Андрей просто любит повеселиться.

Есть один нюанс. Делать подобные выводы не всегда представляется возможным. У вас может не быть всей необходимой информации для того, чтобы понять истинную причину поведения человека.

Допустим, что вы практически не знакомы с описанным выше Андреем, но попали с ним в одну компанию. Вы не можете быть уверенными в последовательности его поведения. И в этой ситуации человек ведет себя 2 способами. Первый — увеличивается число причин, которые нужны для объяснения чьего-то поведения. Второй — увеличивается количество достаточных причин.

Представьте, что спортсмен не прошел тест на употребление допинга. Причин тому может быть 2: либо он случайно принял запрещенный препарат, либо хотел обмануть. Но можно добавить и еще одну причину случившегося: обманули самого спортсмена.

Заключение

Итак, каузальная атрибуция помогает оценивать мотивы и причины поведения окружающих людей. Но в ней есть одна опасность. Человеку можно приписать ложные качества, представить его не таким, какой он есть на самом деле. Чтобы этого избежать, нужно изучать ситуацию со всех сторон. Принимать решение и делать выводы только после того, как будут учтены все детали.

что означает понятие, определение, автор теории, виды, примеры

Содержание:

  • Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии
  • Структура процесса, стороны
  • Разновидности каузальной атрибуции
  • Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля
  • Ошибки каузальной атрибуции
  • Примеры с выводами

Содержание

  • Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии
  • Структура процесса, стороны
  • Разновидности каузальной атрибуции
  • Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля
  • Ошибки каузальной атрибуции
  • Примеры с выводами

Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии

Определение

Каузальная атрибуция в социальной психологии – это феномен межличностного восприятия, заключающийся в приписывании вымышленных причин действий другому человеку в условиях нехватки информации о действительных мотивах его действий.

Определение было сформулировано западными социальными психологами Ли Россом, Г. Келли, Ф. Хайдером. Они изучали механизмы, при помощи которых человек находит для себя объяснение причинно-следственных связей происходящих событий.

Примечание

Термин имеет латинское происхождение: causa означает «причина», attributio – «приписывание». Наиболее общее представление понятие получило в теории атрибуции, разработанной теми же авторами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура процесса, стороны

Познавая друг друга в рамках социума, люди не ограничиваются информацией, получаемой в результате внешних наблюдений. В большинстве случаев они проявляют стремление к выяснению мотивов действия, формулированию выводов о качествах личности.

Но поскольку сведений, поступивших в процессе стороннего наблюдения, не хватает, наблюдатели на основе собственного опыта, мировоззрения, довлеющих над ними стереотипов, имеющегося объема знаний самостоятельно определяют вероятные причины поступка, приписывают их участнику событий.

Разновидности каузальной атрибуции

В своих трудах Г. Келли выделяет три вида атрибуции:

  1. Личностную, в процессе которой причина приписывается совершающему действие человеку.
  2. Обстоятельственную, предполагающую приписывание причины обстоятельствам.
  3. Объектную, при которой интерпретация направлена на объект поступка и его свойства.

Многолетние исследования показали, что сторонним наблюдателям свойственно использование личностной атрибуции. Непосредственные участники событий, напротив, чаще применяют обстоятельственный вид.

Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля

Оределение

Локус контроля – это свойство человека причислять свои неудачи и успехи внешним или внутренним факторам.

Связь локуса контроля и казуальной атрибуции состоит в том, что в обоих случаях человек пытается объяснить причины сложившейся ситуации, и в зависимости от сделанных выводов выдает ту или иную интерпретацию.

Только в случае с локусом индивид демонстрирует осознанность выбора реакции. А в процессе каузальной атрибуции на него оказывают значительное давление двойные стандарты и стереотипы.

Пример

Провалив сроки сдачи проекта, менеджер может проявить локус контроля двумя способами: признать собственную нерасторопность или обвинить в провале сложность работы, контрагентов, подчиненных, сотрудников.

Ошибки каузальной атрибуции

Разным людям свойственно демонстрирование различных видов атрибуции разной степени «правильности» определения причин. В связи с этим выделяют 3 категории позиций:

  1. Различия – отличия от мнения остальных людей.
  2. Подобия – согласия с мнением окружающих.
  3. Соответствия – постоянства актуальности причины в пространстве и времени.

Все три позиции субъекта восприятия могут приводить к ошибкам атрибуции, которые подразделяются на 2 класса:

  1. Мотивационные, связанные с пристрастиями субъекта к асимметрии негативных и позитивных результатов.
  2. Фундаментальные, проявляющиеся в недооценке ситуационных факторов и переоценке личностных.

Самой распространенной мотивационной ошибкой считается приписывание неуспеха обстоятельствам, успеха – себе. Фундаментальные могут проявляться в ошибках «ложного согласия», когда индивид подгоняет результаты и выводы под собственное мнение, а также в ошибках большего доверия к фактам, чем к общепринятым суждениям.

Примеры с выводами

Столкнувшись с грубостью работника регистратуры в поликлинике, человек делает вывод о том, что все люди, занятые подобной работой, являются грубиянами. Закономерность явно некорректна, но из-за нехватки информации о качествах других сотрудников посетитель программирует себя негативной установкой.

Другой пример связан с эффектом проекции. Приятному собеседнику человек приписывает собственные позитивные качества. Неприятного, наоборот, мысленно «снабжает» своими же негативными чертами. Очевидно, что созданный образ необъективен, а значит, произошла типичная ошибка атрибуции.

Еще один частый случай – неправильное восприятие знаков невербального общения, когда улыбка незнакомца может восприниматься как заискивание, усмешка, надменность, критическая оценка. Индивид рассматривает ситуацию сквозь призму своего настроения, собственных комплексов, убеждений, вследствие чего опять возникает ошибка атрибуции.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

15 Примеры теории атрибуции (2023)

Теория атрибуции считает, что люди пытаются понять события и действия, приписывая событиям намерения, убеждения и чувства. Также утверждается, что мы склонны разделять причинность на две категории: внутренние (диспозиционные) факторы и внешние (ситуационные) факторы.

Книгу Психология межличностных отношений Фрица Хайдера (1958) обычно считают основополагающей работой, положившей начало этой области исследований.

Хайдер предположил, что люди будут объяснять действия как других, так и самих себя с точки зрения либо внутренних диспозиционных факторов, либо внешних ситуационных факторов.

После работы Хайдера другие теоретики предложили модели, пытающиеся объяснить, как и почему люди объясняют результаты, которые они получают непосредственно, и поведение других, за которыми они наблюдают (Jones & Davis, 1965; Kelley, 1967; Weiner, 1985).

Почему мы приписываем поведение причинно-следственной связи?

Считается, что мы пытаемся приписать событиям причинно-следственную связь, чтобы ощутить контроль над окружающей средой. Он преодолевает наш когнитивный диссонанс.

Атрибуционное поведение также может помочь нам разработать курс действий, который может либо сохранить, либо улучшить эту среду.

За последние 50 с лишним лет теория атрибуции сыграла заметную роль в образовании, социальной психологии, клинической психологии и теории управления.

Примеры теории атрибуции

  • Проиграв 9 из 10 последних игр, команда начинает сомневаться в лидерских качествах тренера.
  • Стелла считает, что ее ребенок невероятно умен, но ее учитель не очень хорош и сдерживает ее.
  • Друг Хакима снова опаздывает. Вместо того, чтобы расстраиваться, он просто принимает тот факт, что пунктуальность не является одним из жизненных приоритетов его друга.
  • Жасмин проходит мимо бездомного и предполагает, что он, вероятно, вырос в очень неблагополучной семье.
  • Болельщики очень расстроены после поражения в близком матче. Они сразу обвиняют судей в плохом судействе.
  • Кумар получил высшую оценку в классе на выпускном экзамене по химии, что он приписывает всему тому времени, которое он потратил на учебу.
  • Спустя годы после неприятного развода Бет и Эндрю обвиняют друг друга в своем неудавшемся браке.
  • Эвита выиграла еще одно соревнование по гимнастике, что ее родители приписывают ее отличным генам и природному таланту.
  • Бен не может понять, почему его «лучший друг» продолжает говорить о нем плохо за его спиной.
  • Мистер Джонс проезжает мимо местного продовольственного банка и обвиняет коррумпированных политиков и жадные корпорации в перемещении всех рабочих мест за границу.

Практические примеры теории атрибуции

1. Корыстная атрибуция

У людей есть базовая психологическая потребность смотреть на себя в положительном свете. На самом деле негативное отношение к себе является депрессивным симптомом и может быть психологически нездоровым.

Хайдер (1976) считал, что корыстная атрибуционная предвзятость широко распространена. Как он заявил,

«Человек склонен приписывать себе хорошее, но страдает, когда приходится приписывать себе что-то не очень хорошее…» (с. 16).

Мезулис и др. (2004) провели метаанализ 266 исследований корыстных атрибуций. Исследователи смогли рассчитать размер эффекта для каждого исследования, что, по сути, является показателем того, насколько сильно одна переменная влияет на другую переменную.

Например, величина воздействия солнечного света на рост растений довольно велика, тогда как влияние музыки, скорее всего, довольно низкое.

Результаты метаанализа были надежными:

«Общая величина эффекта предвзятости атрибуции была большой (d = 0,96) и может представлять собой одну из самых больших величин эффекта, продемонстрированных в психологических исследованиях познания на сегодняшний день» (стр. 738).

2. Предвзятые утверждения в зале суда

Представление доказательств относительно характера подсудимого может привести присяжных к совершению фундаментальной ошибки атрибуции. Это повышает вероятность того, что присяжные сочтут подсудимого ответственным.

Согласно Dominioni et al. (2920), европейская правовая система полагается на вынесение вердиктов судьями, в то время как американская система возлагает ответственность на присяжных:

«Ученые-правоведы спорят о том, какая из этих двух систем лучше…» (стр. 261).

Исследователи провели исследование с использованием виньеток, которые предоставляли доказательства характера или не свидетельствовали о характере для студентов юридических факультетов и будущих судей.

Перефразируя: Результаты показали, что участники, участвовавшие в условиях свидетельских показаний, были более склонны связывать инцидент с поведением подсудимого (или менее склонны связывать его с ситуацией), чем участники с условием отсутствия свидетельских показаний.

Этот анализ также показывает, что студенты-юристы были более склонны приписывать инцидент поведению подсудимого (или менее склонны приписывать ситуации), чем будущие судьи (стр. 254).

3. Предвзятость актера-наблюдателя

Предвзятость актера-наблюдателя — это склонность людей приписывать ситуационные факторы своему собственному поведению, но в большей степени атрибуции, основанные на чертах, для других.

Эта тенденция была продемонстрирована в исследовании Nisbett et al. (1973). Исследователи попросили студентов колледжа подумать о своем поведении и о человеке, которого они знали, например, о своей матери или соседе по комнате.

Затем им было предложено обвести термин, который лучше всего описывает поведение этого человека. Эти термины различались в зависимости от черт характера или ситуации.

Результаты показали, что учащиеся чаще обводят ситуационные термины для своего собственного поведения, но термины, основанные на чертах характера, для других.

Есть несколько возможных объяснений предвзятости актер-наблюдатель. Один сосредотачивается на доступности информации.

Например, мы гораздо лучше осведомлены о различных факторах, влияющих на наши собственные решения, чем на решения других людей, и можем просто наблюдать со стороны.

4. Ковариационная модель Келли

Иногда у нас есть значительная информация о поведении другого человека. Здесь в игру вступает ковариационная модель атрибуции Келли. Он исследует влияние нескольких факторов, влияющих на то, как мы объясняем поведение других.

Согласно Келли, мы рассматриваем три основные переменные:

  • Консенсус: это связано с тем, как другие люди ведут себя таким же образом в подобной ситуации. Если Радж выглядит расстроенным из-за экзамена, и другие ученики тоже расстроены, то поведение Рэя находится на высоком уровне консенсуса.
  • Отличительность: это относится к тому, как человек действует в других ситуациях. Если Джим расстраивается в других ситуациях, эта отчетливость низкая.
  • Постоянство: это связано с тем, как человек действует в другое время в ответ на ту же ситуацию. Если Радж расстраивается после каждого экзамена, значит, последовательность высока.

Например, если Радж всегда смеется при просмотре определенного шоу (высокая согласованность), не так много смеется над другими шоу (высокая отчетливость) и другие люди также смеются над этим шоу (высокий консенсус), тогда мы припишем Поведение Раджа к внешним факторам (спектакль смешной).

Однако, если большинство людей не смеются над этим шоу (низкий консенсус), Радж смеется над многими шоу (низкая отчетливость) и Радж часто смеется над этим шоу (высокая согласованность), то мы можем приписать поведение Раджа внутренние факторы (Радж любит посмеяться).

5. Локус причинности Вайнера

Бернард Вайнер (1985) сосредоточил свою теорию атрибуции на том, как люди объясняют успех и неудачу. Согласно его теории, объяснения могут быть основаны на личных факторах, таких как способности или усилия, и ситуационных факторах, таких как удача или сложность задачи.

Это привело к схеме классификации 2 x 2:

«Способность описывалась как внутренняя и стабильная, усилие — как внутреннее и нестабильное, трудность задачи — как внешняя и стабильная, а удача — как внешняя и нестабильная» (стр. 551).

Однако из-за недостатков этой схемы было добавлено третье измерение, обозначенное управляемостью .

Хотя способность раньше считалась внутренней и стабильной, это может быть не совсем так. Например, в случае со спортом можно улучшить свои способности с помощью практики.

Точно так же, хотя изначально Вайнер считал усилие внутренним и нестабильным, это не всегда так; как в случае с ленивым или вообще немотивированным человеком.

Только принимая во внимание все три аспекта причинности, можно разработать концептуальную основу с истинной объяснительной силой.

См. соответствующую концепцию: Теория локуса контроля

Заключение

Теория атрибуции пытается объяснить, как и почему люди объясняют поведение других и самих себя. За несколько десятилетий исследований было разработано несколько выдающихся теорий и получены последовательные результаты.

Одним из самых убедительных открытий является то, что люди прибегают к корыстным атрибуциям, которые приписывают им успех, но отрицают ответственность за неудачи.

Хотя обычно мы объясняем свое поведение ситуационными факторами, мы склонны рассматривать действия других как производные от диспозиционных факторов, таких как их личность.

Несмотря на кажущуюся безобидность в повседневной жизни, предвзятость атрибуции может иметь серьезные последствия в правовой системе. Присяжные могут быть более склонны считать ответчика ответственным за свои действия и меньше доверять ситуационным факторам.

Ссылки

Доминиони, Г., Десмет, П., и Висшер, Л. (2020). Судьи против присяжных: необъективные атрибуции в зале суда. Cornell International Law Journal, 52, 235-265.

Heider, F. (1958). Психология межличностных отношений . Нью-Йорк: Уайли.

Хайдер, Ф. (1976). Беседа с Фрицем Хайдером. В JH Harvey, WJ Ickes и RF Kidd (Eds.), New Directions in Attribution Research (Том 1, стр. 3–18). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Джонс, Э. Э., и Дэвис, К. Э. (1965) От действий к диспозициям: процесс атрибуции в социальной психологии, в Л. Берковице (ред.), Достижения в экспериментальной социальной психологии (Том 2, стр. 219- 266), Нью-Йорк: Академик Пресс.

Келли, Х. Х. (1967). Теория атрибуции в социальной психологии. В D. Levine (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation (том 15, стр. 192-238). Линкольн: Университет Небраски Press.

Мезулис, Эми и Абрамсон, Лин и Хайд, Джанет и Ханкин, Бенджамин. (2004). Существует ли универсальная положительная предвзятость в атрибуциях? Метааналитический обзор индивидуальных, возрастных и культурных различий в корыстной атрибуционной предвзятости. Психологический бюллетень, 130, 711-47. https://doi.org/10.1037/0033-2909.130.5.711

Нисбетт, Р. Э., Капуто, К., Легант, П., и Маречек, Дж. (1973). Поведение, как его видит актер и как видит наблюдатель. Журнал личности и социальной психологии, 27 (2), 154–164.

Вайнер, Б. (2010). Теория атрибуции. https://doi.org/10.1002/9780470479216.corpsy0098

Вайнер, Б. (1985). Атрибуционная теория мотивации достижения и эмоций. Психологический обзор, 92, 548-73. https://doi.org/10.1037/0033-295X.92.4.548

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ сообщения

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Теория атрибуции: три фактора и примеры

Что такое теория атрибуции?

Представьте, что однажды, когда вы едете на работу, вы замечаете, что водитель позади вас кажется очень агрессивным: он очень близко следует за вашей машиной, подает звуковой сигнал, если вы задерживаетесь хотя бы на несколько секунд, когда красный сигнал светофора становится зеленым, и, наконец, сворачивает, чтобы пройти мимо вас. Как вы объясните это поведение? Теория атрибуции была предложена для объяснения того, как люди по-разному оценивают людей в зависимости от того, какое значение мы придаем данному поведению.

Теория атрибуции подчеркивает основной социальный мотив людей понимать друг друга и иметь некоторый контроль. То есть люди должны иметь некоторое представление о действиях других людей (понимание) и об их собственном влиянии на эти действия (контроль).

В частности, теория атрибуции предполагает, что, когда мы наблюдаем за поведением человека, мы пытаемся определить, было ли оно вызвано внутренними или внешними причинами.

  • Считается, что внутреннее поведение находится под контролем человека.
  • Внешне обусловленное поведение является результатом внешних причин; то есть человек рассматривается как вынуждаемый ситуацией.

Например, если сегодня сотрудник опоздал на работу, будем ли мы считать, что это вызвано внутренними причинами (например, в результате того, что он поздно заснул) или внешними причинами (например, пробками на дорогах)?

Это решение зависит от трех факторов. Мы потратим оставшуюся часть этой статьи на более глубокое изучение каждого из них, а пока здесь они по порядку.

  1. Отличительность,
  2. Консенсус и
  3. Согласованность.
Важный совет!

Теория атрибуции — это подход, используемый для объяснения того, как мы по-разному судим о людях, исходя из того, какое значение мы придаем данному поведению.

1. Отличительные особенности

Самобытность относится к тому, проявляет ли индивидуум поведение во многих ситуациях или оно характерно только для одной ситуации.

Мы хотим знать, является ли это поведение необычным. Если это так, то наблюдатель, скорее всего, припишет этому поведению внешнюю атрибуцию. Если это действие не уникально, оно, вероятно, будет расценено как внутреннее.

Следовательно, если сотрудник, опоздавший сегодня на работу, также является человеком, которого коллеги считают ленивым, мы, вероятно, расценим такое поведение (позднее возобновление работы) как внутреннее.

2. Консенсус

Если все, кто столкнулся с похожей ситуацией, реагируют одинаково, можно сказать, что поведение демонстрирует согласие.

Поведение нашего опоздавшего сотрудника соответствовало бы этому критерию, если бы все сотрудники, которые сегодня шли на работу одним и тем же маршрутом, также опаздывали.

Если уровень консенсуса высок, вы должны будете приписать опоздание сотрудника внешней стороне, тогда как если другие сотрудники, которые пошли тем же маршрутом, пришли на работу вовремя, вы сделаете вывод, что причина является внутренней.

3. Консистенция

Наконец, руководитель ищет последовательность в действиях сотрудника.

Участвует ли человек в поведении регулярно и последовательно?

Одинаково ли реагирует сотрудник с течением времени?

Опоздание на работу на 10 минут воспринимается неодинаково, если для одного работника это необычный случай (она не опаздывала несколько месяцев), а для другого – рутинный паттерн (он опаздывает на два-три раза в неделю).

Чем последовательнее поведение, тем больше наблюдатель склонен приписывать его внутренним причинам.

На рисунке ниже представлены основные элементы теории атрибуции. Например, это говорит нам о том, что если сотрудник Майкл в целом выполняет другие связанные задачи примерно на том же уровне, что и свою текущую задачу (низкая отчетливость), если другие сотрудники часто выполняют иначе — лучше или хуже — чем Майкл выполняет эту текущую задачу (низкий уровень консенсуса), и если производительность Майкла по этой текущей задаче постоянна с течением времени (высокая согласованность), его менеджер или кто-либо еще, кто оценивает работу Майкла, вероятно, возложит на него основную ответственность за выполнение своей задачи (внутренняя атрибуция). ).

Диаграмма, суммирующая ключевые элементы теории атрибуции

Искаженные атрибуции

Интересно, что результаты теории атрибуции показывают, что ошибки или предубеждения могут исказить атрибуцию. Например, существенные доказательства подтверждают гипотезу о том, что, когда мы выносим суждения о поведении других людей, мы склонны недооценивать влияние внешних факторов и переоценивать влияние внутренних или личных факторов.

Эта фундаментальная ошибка атрибуции может объяснить, почему менеджер по продажам может быть склонен приписывать плохую работу своих торговых агентов лени, а не инновационной линейке продуктов, представленных конкурентом.

Люди также склонны приписывать свои успехи внутренним факторам, таким как способности или усилия, а вину за неудачи возлагают на внешние факторы, такие как удача.

Это корыстное предубеждение предполагает, что обратная связь, предоставляемая сотрудникам в обзорах производительности, будет предсказуемо искажена ими, независимо от того, положительная она или отрицательная.

Ярлыки восприятия также могут искажать атрибуции. Все мы, включая менеджеров, используем множество ярлыков, чтобы судить о других. Восприятие и интерпретация поведения людей — это большая работа, поэтому мы используем ярлыки, чтобы сделать задачу более управляемой.

Быстрые пути восприятия могут быть полезны, поскольку они позволяют нам быстро делать точные выводы и предоставлять достоверные данные для прогнозов. Однако они не идеальны. Они могут и доставляют нам неприятности.

См. краткое описание ярлыков восприятия ниже.

ЯРЛЫК ЧТО ЭТО ТАКОЕ ИСКАЖЕНИЕ
Избирательность Люди усваивают определенные фрагменты того, что они наблюдают, в зависимости от их интересов, происхождения, опыта и отношений что другие похожи на них Могут не принимать во внимание индивидуальные различия, что приводит к неправильному сходству.
Стереотипы Люди судят о других на основе их восприятия группы, к которой другие принадлежат Может привести к искаженным суждениям, поскольку многие стереотипы не имеют под собой фактической основы
Эффект ореола Люди формируют впечатление других на основе одного признака Не принимает во внимание общую картину того, что человек сделал

Люди не могут усвоить все, что наблюдают, поэтому они избирательны в своем восприятии. Они поглощают кусочки. Эти кусочки и фрагменты выбираются не случайно; скорее, они выбираются выборочно в зависимости от интересов, происхождения, опыта и отношения наблюдателя.

Избирательное восприятие позволяет нам «быстро читать» других, но не без риска нарисовать неточную картину.

Легко судить о других, если предположить, что они похожи на нас. При предполагаемом сходстве или эффекте «как я» восприятие наблюдателем других больше зависит от собственных характеристик наблюдателя, чем от характеристик наблюдаемого человека.

Например, если вы хотите, чтобы ваша работа была сложной и ответственной, вы предполагаете, что другие хотят того же. Люди, предполагающие, что другие такие же, как они, могут, конечно, быть правы, но не всегда.

Когда мы судим о ком-то на основе нашего восприятия группы, частью которой он является, мы используем ярлык, называемый стереотипированием. Например, «Женатые люди являются более стабильными работниками, чем одинокие» или «Пожилые сотрудники чаще отсутствуют на работе» являются примерами стереотипов.

Добавить комментарий