Кинестетику: Кинестетик — Психологос

Кинестетики: как «прочувствовать» английский язык?

В прошлый раз мы говорили об аудиалах и визуалах. Герои этой статьи самые сложные ученики — кинестетики. Расскажем как работать с учениками, которые любят все потрогать, пощупать и никогда не сидят долго на месте. 

Как определить кинестетика?

Кинестетики — ученики, которые учатся через движения, вкусы и запахи. Таким ученикам сложно сидеть на одном месте и заниматься одним и тем же делом больше 20 минут. Они чаще всего вызывают у нас трудности, так как их сложно заинтересовать и замотивировать. Однако не стоит отчаиваться и к ним мы тоже найдем подход. 

Отличительные черты кинестета:

— ученик часто описывает вещи словами «теплый», «горячий», «холодный», «шершавый», «гладкий» или говорит «теплые цвета», «мягкий свет» и т.д.;

— не может долго сидеть на месте. Ему постоянно нужно что-то трогать, рисовать или жевать;

— при входе в класс ученик бежит к вам, чтобы обнять и потрогать вас при любой возможности;

— когда вы раздаете варианты контрольной ученик сразу начинает ее делать не дослушав до конца объяснения инструкций. Или когда в онлайне вы переключаете слайд, он сразу начинает делать задание, не обращая внимание на ваши слова.

В таком случае перед вами точно ученик с преобладающим кинестетическим типом восприятия.

В раннем возрасте у большинства детей преобладает данный тип восприятия. Со временем параллельно развиваются и другие. Именно поэтому малышам всегда хочется что-то потрогать, попробовать и понюхать. Не стоит злится из-за этого. В этом тоже могут быть своим плюсы.

Как помочь кинестетику запомнить материал?

1. Практика, практика и еще раз практика. Вы можете очень долго и во всех красках рассказывать кинестету теорию, но пока он не использует конструкцию like, hate + Ving в речи, он ничего не запомнит. Именно поэтому важно скорее не рассказывать теорию, а дать ее «пощупать». Задавайте ученику ССQ (Concept Checking Questions), просите подчеркнуть в тексте конструкции или записать схематично конструкции с предложениями. 

2. Показывайте. Особенно хорошо работает с глаголами. Если вы учите неправильные глаголы, то попросите ученика показать жестами или мимикой глаголы движения (go, sit, run, jump и т.д.). На следующем занятии в качестве Revision назовите ученику глагол и попросите его показать жестами или мимикой. Так он сможет лучше запомнить слова. 

3. Больше движения. Если ученик постоянно отвлекается или хочет что-то показать не злитесь. Это отличная возможность прокачать разговорные навыки ученика. Если он постоянно хочет поймать кошку, попросите его ее взять, показать вам ее и описать. Если вы работаете офлайн и ученик не может сидеть на месте, то попросите его помыть доску или написать тему урока у доски. Найдите возможность разрешить ему встать и подвигаться. 

4. Проводите физкультминутки. Это полезно для всех. Если вы замечаете, что ученик не остается надолго в кадре камеры, то самое время провести физкультминутку. Встаньте вместе с ребенком перед камерой, начните показывать движения и попросите его повторить. Это поможет вам размяться, а ученику сосредоточить всю свою энергию на движении и перейти к обучению. В режиме офлайн попросите кинестета выйти к доске и провести физкультминутку для класса. Это поможет разрядить обстановку. 

5. Объясняйте цель. Кинестетикам стоит сразу говорить цель — для чего это нужно, и как задание поможет им достигнуть цели. К примеру, многие ученики очень не любят упражнения, где нужно вписать недостающие буквы в слова или предложения. Объясните, что для того чтобы лучше и быстрее запомнить написание слов, которое здорово отличается от произношения, ему необходимо научиться печатать/писать слова правильно. В следующий раз когда он встретит данные слова в тексте или в речи, он сразу их распознает и не запутается. А со временем сможет быстро и качественно писать сочинения на экзаменах и не только.

 

6. Хвалите. Если вы работаете онлайн, то в конце урока когда будете хвалить ребенка, попросить его дать вам пять в камеру или стукнуть кулачок. Так у ученика с данным движением будут только положительные эмоции и он будет понимать, что фраза «High five» означается «Дай пять». Если вы работаете офлайн, то, когда хвалите ребенка, можете легонько прикоснуться к его плечу, чтобы он обратил на вас внимание. 

7. Давайте трогать предметы. Не все слова мы можем показать наглядно. Сейчас очень популярны среди детей слаймы. Мы раньше называли их лизунами. Они могут быть разных цветов и текстур. Как правило, кинестетики любят что-то трогать. Попросите ученика показать вам слайм и рассказать какого он цвета и текстуры. Также слаймы можно ассоциировать с темами урока. Пусть ребенок на каждом уроке, если появляется новая тема, кладет рядом слайм и иногда трогает его для подкрепления темы. В следующий раз когда он будет доставать слайм из коробки, то сразу будет вспоминать ощущения и ассоциировать их с темой. Если ваш ученик не любит слаймы, то он может взять любые любимые вещи (ручки разных цветов, чашки или игрушки). Важно, чтобы у ученика на одну тему был отдельный предмет.  

Источник: slimejoy.ru

5 упражнений, которые хорошо подойдут для кинестетиков

1. «Крокодил». Очень хорошо для запоминания лексики поможет всем нам известная игра «Крокодил». Если вы работаете онлайн, то создайте колесо с изучаемой лексикой. Попросите ученика покрутить колесо, чтобы ему выпало слово, которое он показывает, а вы будете отгадывать. И потом наоборот. Если вы работаете офлайн, то напишите слова на бумажке, разрежьте их и смешайте. По очереди вытягивайте слова и показывайте. 

2. Doodle. Сейчас стало модным ведение дневников, в которых используются doodle рисунки. Многие ученики любят рисовать. Пусть в качестве домашнего задания нарисуют в таком стиле себе лексику, которую вы изучили на уроке. Если для визуалов главная цель этого задания — результат, то для кинестетов это сам процесс. Обсудите потом рисунок на уроке. Подходит как для офлайн, так и для онлайн работы.

 

Источник: pinterest.com

3. Диалоги. Одно из хороших заданий для развития разговорной речи и аудирования — диалоги. С кинестетами всегда предлагайте читать диалоги по ролям. Если вы работаете тет-а-тет, то читайте вместе с учеником и потом обязательно меняйтесь ролями, чтобы ученик мог запомнить всю лексику диалога. Если вы работаете в группе, то просите учеников читать диалоги вместе и потом конечно же поменяйте их ролями. 

4. «Где он?» Задействуйте пространство. Одна из тяжело запоминающийся тем для детей — предлоги. Если вы работаете с предлогами места попросите ученика взять несколько предметов, проговорить предлог и показать где он находится по отношению к другому предмету. Если вы работаете офлайн и в группе, то поделите детей на команды и попросите кинестета показывать, где находится предмет, а команда пусть называет предлог. Соревновательный дух никто не отменял.

5. «Сlap». Помогает как для тренировки грамматики, так и лексики. Например, частая ошибка учеников: они считают, что если изменят интонацию в предложении, то из утверждения сделают вопрос. Чтобы они почувствовали разницу дайте им задание — хлопнуть, когда услышит предложение грамматически правильно построенное для вопроса. Не меняйте интонацию специально. Дайте ученику сначала понять, как это должно выглядеть грамматически правильно, а потом добавляйте интонацию.

Не забывайте, что желательно чередовать данные упражнения с другими, которые нацелены на развитие визуальных и аудиальных навыков. Не существует «чистых» кинестетов, визуалов и аудиалов. Любой навык можно развить. Терпение и труд все перетрут! 

кто это, тесты, типы модальности

Как использовать мозг по максимуму и эффективнее учиться? Учёные заметили, что у каждого из нас есть своя доминирующая модальность получения информации: визуальная, аудиальная (слуховая), кинестетическая (телесная) и дигитальная, в основе которой логика и поиск причинно-следственных связей.

Модальность — это качественные характеристики ощущений, которые влияют на наше восприятие чего-либо. Проще говоря, модальность — это канал, через который человек воспринимает информацию.

Для каждого типа модальности есть свой, главный стиль обучения. Так вот, знание о своей доминирующей модальности позволяет использовать мозг по максимуму.

Мы попросили бизнес-коуча, психолога, специалиста по масштабированию бизнеса Елену Анисим объяснить разницу в обучении людей с разными типами модальности и поделиться конкретными инструментами, которые помогают в обучении.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Почему мы по-разному воспринимаем информацию?

Типы модальности
Внешние факторы

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Дигиталы

Почему мы по-разному воспринимаем информацию? 

Первая причина состоит в том, что все мы по-разному воспринимаем окружающий мир. Одному достаточно увидеть картину, другому прослушать аудио или прикоснуться к предмету.

Получается, что наш тип модальности — то есть тот канал, который лучше всего принимает информацию — это первая причина разного восприятия мира. А вторая причина — это внешние факторы: среда, окружение, тип личности и наш мозг.

Типы модальности

Узнать свою модальность можно двумя способами: подобрать модальность по описанию или пройти тест.

Тест для проверки модальности — Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева)

Разберём признаки, характерные для каждого типа:

  • Визуалам привычно «видеть» мир с помощью зрения. Если читая книгу, вы ярко воображаете происходящее, лучше запоминаете не сухой текст, а изображение, графики и иллюстрации — вы визуал.
  • Аудиалы лучше воспринимают информацию на слух.
    Мнемонические техники, подкасты и аудиокниги — это про них.
  • Кинестетики воспринимают мир с помощью прикосновений и ощущений. Им важен тактильный контакт. Они вертят ручку, пока что-то читают, не могут усидеть на месте. Стандартные форматы обучения не для них.
  • Дигиталы — логически осмысливают информацию, воспринимают мир через внутренний диалог с логическими доводами.

Познание мира через прикосновения, уши или глаза характерно для людей с ярко-выраженным типом модальности, но проблема в том, что таких людей не так много.

Внешние факторы

При рождении все люди кинестетики, но под влиянием различных факторов могут превратиться в визуала, аудиала или дигитала.

Обычно на способность человека воспринимать информацию влияют:

  • внешняя среда,
  • окружение,
  • тип личности,
  • мозг.

Учёные доказали, что за обработку разных типов информации отвечают разные отделы мозга, а значит каждый человек воспринимает информацию всеми органами чувств сразу, просто некоторые из них могут преобладать. Поэтому, чтобы эффективно учиться, нужно совмещать модальность с другими методиками.

Существует множество научно обоснованных подходов к обучению, которые мы не используем. Одним из таких подходов является использование предварительных знаний при изучении чего-то нового.

То, что человек уже знает, сильно влияет на то, насколько хорошо он усвоит новую информацию. Есть даже доказательство, что определенная часть мозга активизируется, когда мы связываем старую и новую информацию.

Как именно связывать информацию каждый решает сам. Можно строить схемы, рисовать интеллект-карты или задействовать мнемонику — один из ассоциативных методов.

А теперь подробнее рассмотрим каждый тип модальности: его характерные черты и конкретные приёмы обучения.

Читайте также: Виды интеллекта и 3 способа определить свой IQ, EQ и другие

Визуалы

Сила визуалов в зрительной памяти. У них хорошо развито пространственное мышление, они легко визуализируют объекты и проецируют карты. Например, им гораздо легче собрать стол из Икеи, если они видят готовую схему.

Признаки. Визуал следит за своим внешним видом, обращает внимание на то, как одеты другие. При общении держит дистанцию, чтобы видеть человека как бы издалека. В помещении выбирает место так, чтобы видеть всю комнату. Любит красоту и порядок, тщательно продумывает свои образы, обустраивает жильё с позиции «красиво», а не комфортно.

Ещё визуала можно узнать по тому, как он говорит. Часто он использует такие фразы: посмотри, вижу, красивый, яркий и т. д. Визуал легко подбирает слова, может поддержать любую беседу, но быстро забывает о теме разговора. Единственный способ для него что-то запомнить — записать или зарисовать. 

Чаще всего визуалы выбирают профессии, связанные с пространством и образами: дизайнер, художник, фотограф, архитектор. Изображение: J.Borba для Unsplash

Как лучше запоминать информацию? С помощью наглядных пособий. Если вы визуал, переводите длинный текст и подкаст во что-то более визуальное: ментальную карту, иллюстрацию, диаграмму, схему.

Важные мысли выделяйте цветом. Вы даже можете придумать целую систему кодировки цветом.

Если вы визуал, до того, как что-то учить, запишите свои цели. Так вам будет легче сосредоточиться и не упустить важное. Вот какие приёмы вы можете использовать для лучшего запоминания:

  • Структурируйте нужную информацию, чтобы её можно было записать на отдельных карточках. Сделайте такие напоминалки и периодически пересматривайте карточки. Можно писать карточки от руки или использовать любое приложение, работающее по принципу flash cards: Quizlet, AnkiDroid Flashcards или Buffl.
  • Работайте в тишине. Многие визуалы любят учиться одни. Сделайте так, чтобы вас не отвлекали посторонние звуки. Если такой возможности нет, занимайтесь в берушах.
  • Используйте интеллект-карты. С их помощью вы сможете структурировать и визуализировать информацию. Удобные приложения: MindMaps, mindmeister, MindMup.
  • Пишите конспекты. Во время лекции записывайте важные мысли, а после дополняйте их пояснениями. Важное подчёркивайте и выделяйте разными цветами. Если не любите писать от руки, установите электронный блокнот Evernote или создайте обычный Google Docs или Яндекс.Документ.
  • Повторяйте материал. Иногда помогает запомнить материал, если от руки исписать целый лист одной фразой. Особенно хорошо это работает при изучении новых слов и иностранных языков.
  • Включайте субтитры при просмотре видеолекций.
  • Старайтесь мысленно представить образ изучаемого материала. Например, представьте слова, ситуацию или описываемый факт, которые нужно запомнить.
  • Смотрите на лектора со время объяснения материала, это поможет вам сосредоточиться.
  • Используйте визуальные цепочки или мнемонику.

Читайте также: Карьерный рост, или лучшие и худшие фотографии предпринимателей из Fortune 500

Аудиалы

Чистый аудиал воспринимает мир на слух, ему не важна красота или порядок окружающих предметов. Мозг будет воспринимать только ту информацию, которую человек услышал. Причем строго в той последовательности, как было озвучено.

Признаки. В обычной жизни аудиал может не помнить лица людей, но не забудет их имена.

При общении аудиалы наклоняются немного вперёд, склоняют голову к плечу или подпирать щёку рукой. Поймать их взгляд сложно — аудиалу важен тембр голоса собеседника, а не его внешность. Им нравится разговаривать и слушать других. 

Любой посторонний звук, даже спокойная музыка, отвлекает аудиалов. Им нужна тишина, чтобы сосредоточиться. Изображение: C.MacAulay для Unsplash

Обычно аудиал читает медленнее, чем среднестатистический человек. Этот недостаток компенсирован невероятной памятью. Мозг аудиала запоминает информацию после 2–3 проговариваний вслух.

Как лучше запоминать информацию? Чтобы что-то запомнить, аудиалу нужно проговорить или прослушать информацию. Бесполезно читать, зубрить, рисовать или рассматривать картинки.

Если вы аудиал, лучший способ что-то запомнить — учиться в группах, где разрешены обсуждения. Аудиалы любят сразу обсуждать то, что услышали. Обсуждения помогут не только запомнить важное, но и углубить знания.

Визуальные средства аудиалам не подходят. Помните тот стол из Икеи? Прочитайте вслух инструкцию аудиалу пару раз — тогда он сможет его собрать.

Что ещё может помочь аудиалам:

  • Прослушивание лекций, аудиокниг и вебинаров с короткими презентациями.
  • Составление карточек с новыми понятиями или формулами, перечитывание их вслух.
  • Запись собственного голоса, читающего лекцию, и последующее её прослушивание.
  • Записывание лекций и уроков для повторного прослушивания.
  • Участие в ролевых играх.

Читайте также: Синдром эмоционального выгорания: как распознать и преодолеть

Кинестетики

Кинестетики изучают мир через прикосновения. Им нравится касаться собеседника, вертеть что-то в руках, трогать поверхности, долго смаковать блюдо. Для них важен физический контакт.

Чтобы что-то запомнить, кинестетикам нужно включиться в процесс. Например, через физическую активность. В примере с Икеей кинестетик будет тем, кто соберёт стол без инструкции.

Признаки. Кинестетики не могут усидеть на месте — длинные лекции и конференции не для них. Их разум просто не может установить связь с тем, что они делают, когда слушают или наблюдают. Им нужно встать и включиться в действие.

Кинестетики не будут долго думать, просчитывать шаги. Они будут действовать. Для них главное — движение. Ещё они любят заниматься спортом и много гулять. Изображение: E.Simpson для Unsplash

Дома у кинестетиков бардак. Порядок и ровные стопки книг — не про них. Они будут носить одну и ту же одежду годами, потому что для них важен комфорт, а не внешний лоск. Классические кинестетики любят пространство, комфорт и уют.

Кинестетики обычно сильны в математике и естественных науках. Они вряд ли смогут объяснить, как что-то сделать, но зато смогут показать.

Как лучше запоминать информацию? У кинестетика хорошо развита мышечная память, поэтому для него самый простой способ что-то запомнить — записать.

Если вы кинестетик, чтобы повысить качество своего обучения, можно работать в группах, участвовать в хакатонах и других мероприятиях, которые предполагают какое-то действие.

  • Чтобы закрепить изученное, попробуйте рассказать его кому-то другому.
  • Чтобы сконцентрироваться, попробуйте жевать резинку, ходить или раскачиваться на стуле во время чтения или учебы.
  • Чтобы увидеть связь между разными темами или идеями, используйте карточки. Выпишите всю нужную информацию и разложите их по группам.
  • Чтобы запомнить, пишите шпаргалки.

И не забывайте про перерывы. Вставайте, разминайтесь и ходите, чтобы улучшить кровообращение.

Читайте также: Что такое мягкие навыки и в чем их твердая сила

Дигиталы

Дигиталы систематизируют информацию. Для них характерен поиск сильных и слабых сторон, плюсов и минусов.

Их волнует суть информации, ее функциональность, то, как они могут использовать её в своих интересах. Их часто посещает мысль: «Что мне это даст?»

Дигиталы больше думают, чем говорят, поэтому они немногословны. У них слабо выраженная мимика, они редко используют жесты при общении. Их речь однообразна, но вербально гибка. А всё потому, что дигиталы не любят бросать слова на ветер и болтать о пустяках.

Любят размеренную жизнь — они никуда не торопятся и чётко знают, что им нужно. Их любимые слова: «интересно», «я знаю», «поэтому», «логично», «разумно». 

Чаще всего дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность. Изобаржение: N.C.Institute для Unsplash

Как лучше запоминать информацию? Дигитал живёт по принципу: если это логично — мне это понятно. Чтобы что-то запомнить, ему нужно выстроить логическую цепочку, сделать инструкцию или как-то по-другому структурировать информацию.

Если вы дигитал, идеально, если вы сможете выстроить собственную модель обучения — она будет подходить вам лучше всего. Что можно в неё добавить:

  • Превращение материала во что-то визуальное: графики, диаграммы, временные шкалы или контуры.
  • Построение моделей: реальных, как Lego, или 3D.
  • Превращение процесса обучения в стратегическую игру и логическую головоломку.
  • Включение критического мышления: попросить объяснить причины действий или решений, найти доказательства, что информация достоверна.
  • Провести собственное исследование на изучаемую тему.

Высоких вам конверсий!

Автор этого поста:

Елена Анисим, бизнес-коуч, психолог, специалист по масштабированию бизнеса

29-03-2023

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Он обнаружил, что животные могут ориентироваться только с помощью «цепного рефлекса» — кинестетического ощущения того, как добраться до еды в центре.

Из журнала Slate Magazine