Читать онлайн «Новое японское кино. В споре с классикой экрана», Елена Леонидовна Катасонова – Литрес, страница 5
Глава VΙ. Технофэнтези Цукамото Синья и его железный человек
И все-таки настоящий шедевр киберпанка, самый радикальный вариант из всех существующих в Японии, преподнес зрителям в 1989 г. не Исии, а его младший сотоварищ по учебе в университете – Цукамото Синья, ставший в дальнейшем главным лицом японского киноавангарда. Это был фильм «Тэцуо: железный человек» («Тэцуо», 1989), созданный на стыке научной фантастики и ужасов. О жанре киберпанк молодой режиссер имел тогда самые смутные представления. Зато всем было хорошо известно о его юношеском увлечении фильмами о монстрах – «кайдзю-эйга», самым любимым из которых был первый фильм о Годзилле 1954 г. И потому пресса даже в шутку окрестила его в те годы «чудовищем» (кайдзю). А уже потом, после выхода на экраны ленты «Тэцуо», на долгие годы за ним закрепились такие жесткие определения, как панк и «железный человек». Даже такой известный специалист по японскому кино, как Том Мес, свою книгу о творчестве режиссера озаглавил не иначе как «Iron Man». При этом в академических и справочных изданиях Цукамото уже давно именуют мэтром независимого японского кино или ярким представителем авторского кинематографа Японии. И он действительно сам пишет для себя сценарии, выступает оператором, монтирует свои фильмы, играет в них, причем преимущественно злодеев.
Цукамото Синья (род. в 1960 г.)
Складывается впечатление, что Цукамото готовил себя к этой миссии чуть ли не с самого детства: по крайней мере, в 10-летнем возрасте он начал снимать свои первые фильмы на восьмимиллиметровую камеру, полученную в подарок от отца. Эти пленки, возможно, частично сохранились в семейном архиве, тогда как для широкой аудитории Цукамото впервые представил свои юношеские работы буквально через несколько лет. Тогда начинающему дарованию посчастливилось принять участие в одной из телепередач и показать несколько своих короткометражек по одному из японских телеканалов.
«На самом деле созданию фильмов я учился сам: ходил в кинотеатры и смотрел там множество картин, – поясняет режиссер. – Нельзя сказать, что я научился этому от кого-то. В средней школе я в основном смотрел известные западные картины и ходил в кинотеатры типа „мейга-дза“ в Токио (однозальные кинотеатры, бывшие популярными вплоть до конца 1980-х). В старшей школе я смотрел исключительно японские фильмы. Большое влияние на меня оказали Акира Куросава, Кон Итикава и Тацуми Кумасиро, который работал на студии „Никкацу“ (и снимал фильмы в жанре roman porno)»23. При этом весьма интересен один нюанс. «Я, конечно, очень люблю Куросаву. Все вы знаете, что это корифей японского кино. И в каком-то смысле ортодоксальная фигура», – как бы случайно обмолвился Цукамото в одном из своих интервью24.
Но куда с большей теплотой он отзывается об Исии Тэруо – этом крупнейшем мастере жанрового кино, о его стиле работы и правилах жизни. И много добрых слов говорит о Тэраяма Сюдзи и объединении ATG, где он работал: «Помню, как в старшей школе я посмотрел фильм Тэраямы „Пастораль. Умереть в деревне“ – я был в полном восторге. „Разве так тоже можно снимать кино?“ – подумал я. Он был поэтом, всегда любопытно посмотреть фильмы, снятые поэтом. В своем творчестве я всегда хотел выдержать этот баланс между экспериментальным и развлекательным»25. И так оно, в сущности, и происходит в его творчестве.
В девятнадцать лет Цукамото уже создает свой первый полнометражный фильм, после чего последующие три года посвящает себя изучению живописи в художественной школе при университете Нихон, что было крайне важно для него как для мастера, придающего огромное значение визуальной стороне своего творчества. А после этого потребовалось еще два года, чтобы постичь технические навыки для съемок телевизионной рекламы, к чему будущий мастер на всякий случай также готовил себя.
Именно в это время он и знакомится с молодыми актерами из экспериментальной студии с несколько странным для нас, но не для японцев названием «Театр монстров» («Кайдзю Гэкидзё»), так точно совпадающим с увлечениями самого Цукамото. И это, наверное, тоже было знаком судьбы, предопределившим его долгую и плодотворную работу с этим коллективом и в качестве театрального постановщика, и в качестве кинорежиссера. Сам он грезил тогда идеями «ситуационного театра» и его теоретика Кара Дзюро, популярного в Японии в 1960-е и 1970-е гг. А в кино его вдохновляли в первую очередь зарубежные режиссеры – Дэвид Кроненберг («Видеодром», 1982) и Ридли Скотт («Бегущий по лезвию бритвы», 1981).
И все-таки настоящий шедевр киберпанка, самый радикальный вариант из всех существующих в Японии, преподнес зрителям в 1989 г. не Исии, а его младший сотоварищ по учебе в университете – Цукамото Синья, ставший в дальнейшем главным лицом японского киноавангарда. Это был фильм «Тэцуо: железный человек» («Тэцуо», 1989), созданный на стыке научной фантастики и ужасов. О жанре киберпанк молодой режиссер имел тогда самые смутные представления. Зато всем было хорошо известно о его юношеском увлечении фильмами о монстрах – «кайдзю-эйга», самым любимым из которых был первый фильм о Годзилле 1954 г. И потому пресса даже в шутку окрестила его в те годы «чудовищем» (кайдзю). А уже потом, после выхода на экраны ленты «Тэцуо», на долгие годы за ним закрепились такие жесткие определения, как панк и «железный человек». Даже такой известный специалист по японскому кино, как Том Мес, свою книгу о творчестве режиссера озаглавил не иначе как «Iron Man». При этом в академических и справочных изданиях Цукамото уже давно именуют мэтром независимого японского кино или ярким представителем авторского кинематографа Японии. И он действительно сам пишет для себя сценарии, выступает оператором, монтирует свои фильмы, играет в них, причем преимущественно злодеев.
Складывается впечатление, что Цукамото готовил себя к этой миссии чуть ли не с самого детства: по крайней мере, в 10-летнем возрасте он начал снимать свои первые фильмы на восьмимиллиметровую камеру, полученную в подарок от отца. Эти пленки, возможно, частично сохранились в семейном архиве, тогда как для широкой аудитории Цукамото впервые представил свои юношеские работы буквально через несколько лет. Тогда начинающему дарованию посчастливилось принять участие в одной из телепередач и показать несколько своих короткометражек по одному из японских телеканалов.
И естественно, что все эти авангардные идеи отразились в первом же совместном проекте этого коллектива – сюрреалистической короткометражке «Странное существо обычного размера» («Фуцу сайдзу-но кайдзин», 1986). На самом деле в фильме речь идет опять о тех же кайдзю – японских монстрах из мифов и популярной культуры, а вернее говоря, о железном монстре типа Годзиллы, но размером с человека. И хотя действие фильма укладывается в 18 минут, в этой ленте постановщик успел продемонстрировать практически весь тот набор художественных средств и приемов, а главное – тем, из которых он впоследствии будет складывать свои главные хиты, первым из которых стал «Тэцуо: железный человек» («Tetsuo»», 1989). Это – секс, насилие, устрашающая трансформация человека в киборга и, конечно же, откровенная ирония и самоирония.
«Тэцуо: железный человек» («Tetsuo», 1989)
«Секс и насилие тесно связаны, – комментирует содержание своих картин сам Цукамото, – потому что оба возникают благодаря животным инстинктам. Они являются столько же фундаментальными, как и наша потребность в пище. Я думаю, что они также основополагающие элементы в кинематографе, хотя большинство фильмов стараются скрыть их инстинктивную природу или как-то обелить ее. Именно поэтому я хочу, чтобы она играла важную роль в моих фильмах»26.
В дальнейшем эта картина получила еще несколько продолжений, объединенных общим героем и рассказывающих о людях, мутирующих, как нетрудно догадаться по названиям самих лент, в какие-то невероятные металлические предметы и механизмы. Это – «Тэцуо 2: Человек-молот» («Тetsuo П: Body Hammer, 1992), «Тэцуо: Человек-пуля» («The Ballet Man», 2009), а также близкие им по содержанию «Токийский кулак» («Tokyo Fist», 1995), «Балет пуль» («Барэтто Барэ», 1998) и др.
Но так уж повелось, что прямые продолжения многих фильмов редко бывают лучше оригинала. И это становится очевидным уже при просмотре второго фильма этой серии – «Тэцуо 2: Тело-молот», где опять же речь идет о слиянии человека и металла. Правда, в данном случае преобразование героя в железное чудовище является результатом экспериментов по созданию оружия. И все-таки, несмотря на явный режиссерский повтор, часть из перечисленных лент была номинирована на награды крупных международных фестивалей, в том числе Венецианского 2009 г. («Тэцуо: Человек-пуля»), а лента «Тэцуо: Человек-кулак» получила премию популярного независимого кинофестиваля в Сандэнс.
Чтобы составить общее представление об этой серии фильмов в жанре киберпанк, совсем не обязательно пересказывать содержание каждого из них. А стоит более подробно остановиться на первой работе – легендарном фильме «Тэцуо: железный человек», теперь уже ставшей мировой классикой жанра киберпанк. Мы знакомимся с его героем, шагающим среди страшных безлюдных трущоб с ржавыми провисающими трубами и невероятных свалок металлолома на окраине Токио. Этого парня, роль которого в первом фильме исполнил сам режиссер, прозвали «металлический фетишист», поскольку он буквально бредил современными механизмами, а металл для него заменял человеческую плоть. Веря в абсолютную силу железа, он даже задумывает провести над собой эксперимент по увеличению длины ноги с помощью вживления в сустав трубки от какого-то прибора. Все это происходит в подсобном помещении, заваленном до потолка металлическим мусором: проводами, шлангами, сетками, пружинами, какими-то непонятными железными обрезками и т. д. Но для юноши это – привычная среда обитания, и все, что здесь с ним происходит, тоже не выходит для него за рамки привычного. Вскоре прямо в этой тесной грязной комнатушке он начинает снимать бинты, чтобы удостовериться в удачно проведенной операции. Но с ужасом для себя обнаруживает, что ожидаемое чудо не произошло, и рану разъедают вселившиеся в организм черви. Тогда он с криком выбегает на улицу и попадает под машину. За рулем оказывается преуспевающий молодой бизнесмен, для которого этот несчастный случай становится трагическим началом его физического конца. Стремясь избавиться от улик, он сбрасывает тело пострадавшего в ближайшую канаву. Но тот остается жив и начинает мстить своему обидчику самым невероятным образом, постепенно превращая его в ходячую груду металла. И этот человек с ужасом ощущает, как изо дня в день его голова, лицо, руки, ноги начинают обрастать пружинами, винтами, бурами и т. д. Он прокручивает в памяти все эпизоды этой чудовищной и невероятной трагедии, приведшей к столь страшному концу. Но страдалец не понимает, почему это происходит и, самое главное, – как это приостановить.
Только представьте себе, что в данном пересказе сюжетная линия значительно сокращена, упрощена и адаптирована в расчете на слабонервного читателя. Здесь сознательно упущены многие жуткие физиологические подробности того, как куски железа начинают прорастать в теле человека, как реактивные двигатели заменяют собой отвалившиеся подошвы ног, а мужское достоинство превращается в постоянно вращающуюся на дикой скорости дрель и т. д. Помножьте эти почти гипнотические болезненные видения на черно-белое изображение, усугубляющее мрачное депрессивное настроение ленты, и тяжелую музыку индастриал с ее скрежетом и грохотом, усиливающую общую атмосферу безысходности и т. д. И тогда можно будет получить хоть какое-то представление о картине, о которой так много говорили и не перестают говорить сегодня. Почему?
Да потому что этот жесткий и во многом абсурдистский фильм, который на первый взгляд может показаться полным трэшем и психоделикой, имеет глубокий философский подтекст. Он рисует устрашающие перспективы меняющейся на наших глазах и одновременно деформирующую нашу человеческую суть реальность и предупреждает о возможных страшных последствиях ее превращения в кибернетический, а сегодня – и в цифровой ад. Тем самым японский арт-хаус, по сути дела, затронул очень важную и актуальную и в наши дни проблему соблюдения баланса между человеком и технологиями, необходимости сохранения в людях человеческого начала.
Эта тема стала необычайно актуальной в 1980-е гг., которые стали для Японии весьма успешными: страна переживала небывалый экономический подъем, сопровождавшийся очередным витком развития новых технологий и общим ростом благосостояния людей. Однако ощущение надвигающегося духовного кризиса, вызванного этим дисбалансом, буквально витало в воздухе. Об этом, в сущности, и сам фильм.
Но не только философское содержание, но и визуальное наполнение картины также выглядит крайне непривычным и даже по-эстетски революционным. «Готовясь к съемкам, – писал режиссер, – я впитал в себя все то, что было в культуре андеграунда того времени»27. А еще в те годы Цукамото серьезно увлекался работами немецких экспрессионистов и итальянских футуристов, любил просматривать на досуге старые черно-белые фотографии в жанре «ню». Наверное, именно отсюда проистекают многие художественные особенности картины, напоминающей по своей стилистике немое кино: несколько гротескный грим актеров, высокий контраст света и теней, практически полное отсутствие диалогов, которые заменяются различными звуками: скрежетанием приборов, шепотом и стонами людей, телефонными звонками и т. д. Все это служит созданию атмосферы всепоглощающего физиологического ужаса, которое буквально начинает разъедать наше художественное сознание.
Конечно же, следует признать, что эта знаменитая лента, как и многие другие работы Цукамото, – это кино не для всех. Да и сам режиссер откровенно признает это: «Мои работы не для широкой аудитории. Я думаю, что зрители тех лет определенно смотрели на фильм как на нечто особенное, уникальное и интересное, иногда воспринимали происходящее на экране с удивлением»28. А еще он любит вспоминать о первых просмотрах этой картины, которые проходили в маленьких токийских кинотеатрах, переполненных до предела зрителями, и не без гордости отмечать, что тогда это был настоящий успех29. Однако в реальности лента не получила столь уж широкого резонанса у себя на родине и была воспринята достаточно прохладно в среде японской художественной интеллигенции, не принявшей авангардистских и эстетских посылов режиссера.
При этом за рубежом фильм собрал множество наград: как лучший фильм на фантафестивале в Риме, приз зрительских симпатий на Шведском фестивале фантастических фильмов и т. д. Так к начинающему японскому режиссеру пришла первая мировая известность: его стали приглашать и как конкурсанта с его фильмами, так и в качестве члена жюри на международные кинофестивали, причем даже на такие престижные, как Венецианский. А вслед за этим одно за другим посыпались заманчивые предложения от крупных японских кинокомпаний поработать в мейнстриме и т. д. И Цукамото даже рискнул однажды попробовать себя в коммерческом кино, сняв в 1991 г. картину «Харуко», спродюссированную кинокорпорацией «Сётику». Но это не было его художественной стихией, и мастер вновь возвращается в свой привычный мир малобюджетного авторского кино.
В 1995 г. он снимает свой знаменитый фильм «Токийский кулак» («Tokyo Fist»), который, по словам режиссера, «совместил в себе искусство и развлечение»30, хотя, по существу, он продолжает всю ту же тему человека и машины на фоне вечных проблем любви и ревности. В данном случае речь идет о любовном треугольнике и о соперничестве за любовь девушки двух бывших друзей-боксеров, один из которых в порыве гнева превращается в боксирующую машину для убийств. Но не только этим привлекает фильм. В нем впервые ярко обозначилась еще одна важная тема в творчестве режиссера – человек и город, плоть и бетон, к которой в дальнейшем Цукамото не раз обратится в своих фильмах.
Когда-то режиссер раскрыл один из своих главных секретов: «Я всегда снимаю фильмы о том, чего боюсь больше всего, мой собственный страх становится основой сюжета»31. И это можно ощущать в его фильме «Июньский змей» («Рокугацу-но хэби», 2002), сочетающем в себе триллер, драму и детектив. Эта работа, к съемкам которой Цукамото готовился почти 15 лет и все время откладывал их по разным причинам, была отмечена специальной премией Сан-Марко и премией Kinomatrix на Венецианском кинофестивале 2002 г.
Лента рассказывает историю одной семейной пары. Она – Тацуми Ринко – работает в службе психологической помощи и по телефону помогает тем, кто отчаялся в жизни и думает совершить самоубийство. Он – преуспевающий бизнесмен. Все в их жизни вроде бы хорошо, стабильно, но, с другой стороны, обыденность, монотонность, быт убивают чувства. И вот однажды таинственный незнакомец – один из тех, кому она кода-то спасла своими советами жизнь, – сначала присылает ей конверт с фотографиями ее мужа, запечатленного в постели то ли с ней самой, то ли с другой женщиной – изображение нечеткое. Затем она получает свои снимки, сделанные в те моменты, когда она даже не могла предположить, что ее снимают. А затем начинается откровенный шантаж: Ринко приказывают по телефону то нарядиться проституткой, то танцевать голой под дождем и т. п. И героине это нравится: она, наконец, раскрепощается, исполняя чужие фантазии и тайные желания и одновременно с этим познавая собственные. Но вот достигает ли она полной психологической и сексуальной свободы – остается загадкой.
Цукамото снял фильм с совершенно очевидным фрейдистским подтекстом. Его содержание выражает предпосланный к ней слоган: «Давай вместе отправимся в ад!». И хотя складывается впечатление, что героиня, в конце концов, пройдя через унижения, стыд, страх, реализует свои тайные желания и раскрывает себя, фильм снят в мрачной сине-белой гамме. И оттого его атмосфера получилась тяжелой, гнетущей, давящей и безысходной, а символом происходящего становится постоянно идущий в июне дождь. Вообще, воды и ее образов в картине очень много.
При всей непохожести на «Тэцуо: железный человек» в фильме опять, хотя и косвенно, обозначена тема технического прогресса. Взять, к примеру, все тот же аппарат, благодаря которому можно вторгнуться в частную жизнь человека и сломать ее. А еще Цукамото по-прежнему волнует тема урбанизации, превращающей мегаполисы в самодостаточные организмы, не нуждающиеся в людях и живущие своей самостоятельной жизнью, постепенно подчиняющей себе своих жителей.
«Тогда меня беспокоила еще и тема взаимоотношений человека с городом – это можно назвать одним из частных проявлений темы человека против технологий», – рассказал Цукамото в недавнем интервью для московской публики, организованном в связи с показом его фильма «Тэцуо: железный человек»32. И все-таки основное внимание в картине приковано к персонажам, к теме отчуждения человека в современном мире, бесконечным проблемам человеческого одиночества, тайным и неосознанным желаниям.
Страхи, причем по большей части коллективные, постепенно заполняют творчество режиссера. Это ярко проявляется в таких его лентах, как «Кошмарный детектив» («Акуму тантэй», 2006), где речь идет о бродяге и его уникальной способности проникать в чужие сны, а также о женщине-полицейском, которая заручается его помощью, чтобы поймать серийного убийцу. По замыслу Цукамото этот хоррор-триллер должен быть стать последним фильмом в его карьере, где он будет исследовать тему трансформации человеческого тела и сознания, после чего мастер планировал сменить свой излюбленный жанр и перейти к чему-то иному – романтической комедии и т. д. Но снятая в 2010 г. картина «Котоко» (2010), минималистская и по режиссуре, и по сюжету, полностью опровергла эти творческие планы. Неожиданно для себя Цукамото обратился к биографии известной японской поп-певицы, сделав особый акцент на показе ее постоянных нервных срывов из-за необходимости постоянного ухода за маленьким сыном и болезненной раздвоенности сознания, толкающем на необдуманные поступки. И только в 2014 г. в «Пожарах на равнине» («Ноби») мастер в действительности впервые обратился к совершенно новой для себя теме войны.
Этот фильм снят по одноименному роману Оока Сёхэй, который в 1959 г. уже экранизировал Итикава Кон. По сюжету, деморализованные солдаты разбитой японской армии в конце Второй мировой войны пытаются выжить на одном из Филиппинских островов, скитаясь по джунглям и теряя последние остатки человечности. В романе после пережитых ужасов главный герой приходит к религии. Но для Цукамото куда важнее «само противопоставление неописуемой по красоте природы и человека, который вынужден был на войне расстаться с человечностью»33. Вот что сегодня режиссер говорит о войне: «Меня беспокоит, что в последнее время в японском обществе все чаще говорят о возможности войны. Каждый год я отвечаю на запросы кинотеатров о показах фильма „Пожары на равнинах“, приуроченных к годовщине окончания Японией Второй мировой войны. Мне кажется, что это очень важная деятельность, я хочу, чтобы люди глубоко понимали всю суть проблемы. Вот этим я тоже сейчас занимаюсь»34.
По-видимому, Цукамото имел в виду свою новую и первую в его фильмографии картину о самураях, съемки которой проходили в 2018 г. Ее события происходят в конце эпохи Эдо, но идеи и мировоззрение героев созвучны сегодняшнему дню. Ключевая сцена этого фильма – молодой человек долго смотрит на меч и размышляет о том, почему в нашем мире он воспринимается, прежде всего, как орудие убийства. Так, начав свое творчество с тяжелых раздумий о технологических опасностях, нависших над современной цивилизацией, Цукамото в своем зрелом творчестве приходит к не менее важной для себя теме – трагедии войны и ее губительных последствий для человечества. Но это будет потом.
А в 1990-е гг. эти и другие всевозможные страхи, причем в первую очередь всякого рода урбанистические, техногенные, экологические, стали стремительно проникать в японское общество и заполнять собой японские экраны. Но, наверное, в первую очередь людей пугали экономические трудности, связанные с тем состоянием стагнации, в котором пребывала страна, начиная с 1997 г. Они растянутся еще на десять лет и усугубятся мировым финансовым кризисом. Причем последствия этих событий проявят себя не только в экономической плоскости, но и в социальной, ментальной, культурной и других сферах.
Понятно, что экономические потрясения – это всегда эмоциональный всплеск, возрождение критических настроений в обществе, изменение культурных и духовных ориентиров людей, их эстетических оценок и т. д. И все это наложилось на настроение всеобщей растерянности, порожденной тревожными предчувствиями в связи с наступлением нового тысячелетия, что по обыкновению царит в любом обществе на стыке веков. В этих условиях едва ли не единственным духовным и эмоциональным пристанищем для многих становятся всевозможные фантастические сюжеты.
Так было в Японии всегда и даже в далекие времена Средневековья, когда удивительные истории о чудесах, привидениях, всевозможных таинственных оборотнях, написанные в жанре кайдан, отвлекали простых граждан от многих жизненных проблем и переживаний. Правда, с тех пор так называемые коллективные страхи претерпели кардинальную трансформацию. На эту тему можно рассуждать долго и по-разному, но важно одно: в 1990-е гг. в Японии получил новое обличье и новый виток популярности любимый в этой стране жанр ужасов. И вскоре он, преодолев национальные границы, стал модным кинематографическим трендом ХХI в., получившим название J-horror.
55-й фестиваль японского кино | Москва
Показы проходят в рамках межгосударственного сотрудничества и организованы Посольством Японии в Москве.Угнаться за скоростью японского кинопроизводства – дело непростое. Но зрителям 55-го фестиваля японского кино это удастся: герои 18 картин самурайского, научно-фантастического, молодёжного и романтического жанров ярким вихрем врываются на российские киноэкраны этой зимой.
«Давайте сделаем кино вместе!» – восклицают юные школьницы «Фильма этого лета», и поверьте, энергии у них хватит. Молодые лица возглавляют отдел фантастики на фестивале: будь то воскрешение из мёртвых в «Как-то раз я умер», переселение душ в музыкальном фильме «30 минут до прощания» или разработка ангара для робота в «Отделе фантастического маркетинга корпорации Маэда». Многогранность юношеских талантов проявляется и в актёрской игре популярных айдолов в романтической комедии «Лжец × лжец», и в экранизации манги-бестселлера «Ночь по ту сторону треугольного окна».
Молодёжь активно наступает на пятки заслуженным мэтрам японского кино: Кодзи Якусё в сильнейшей киноработе года «Под открытым небом», Кэйко Китагава в триллере «Украденная личность», Такэру Сато в «Обыкновенной ночи». И своим мастерством звёзды готовы делиться – так же, как легендарный Дзюн Кунимура, присматривающий за внучкой в семейной драме «Шаг». Об узах сильнее родственных расскажет историческая драма о кухне эпохи Эдо («Кулинарной книге посвящается»). И обязательно останьтесь с близкими на чашечку сеанса «Пока кофе не остыл».
Анимация – ведущая сила японской креативности в мире кино – смотрит в будущее с надеждой глазами «Пупелля из города дымоходов» от аниме-студии STUDIO4°C. А её оригинальность подчеркивается показами авторских работ кукольника Такэси Ясиро. Но не стоит забывать и про реальный мир, где случается «Крах искусственного интеллекта» и то и дело бродят по загадочной больнице герои «Замаскированных».
С неутихающей любовью к кино Фестиваль напоминает о том, где это искусство зародилось: в кинотеатрах. Именно здесь юный герой по «Профессии: бэнси» оттачивает талант сопровождать показы своим голосом. И именно в кинотеатрах все эти фильмы ждут зрителей, чтобы громко призвать «Давайте сделаем фестиваль вместе!»
Фильмом закрытия Фестиваля станет выдвинутая от Японии на «Оскар» драма Рюсукэ Хамагути – «Сядь за руль моей машины».
Билеты: 300-450 р.
Чтобы первыми узнать о старте продаж билетов и следить за обновлениями в программе, подписывайтесь на страницу фестиваля ВКонтакте Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
Дизайн: Анна Хоптаthevanderlust.com
Планы: 55-й фестиваль японского киноРоссийская газета
Что предложит 55-й Фестиваль японского кино
Основное японское кино: путешествие по 50 красивым, часто причудливым фильмам Японии
в Film | 8 марта 2023 г. 1 комментарий
В 2018 году фильм Хирокадзу Корээда « магазинных воришек » получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Сама по себе награда стала меньшим сюрпризом, чем тот факт, что « Магазинные воришки» стал первым фильмом Корээды, получившим ее, учитывая, как долго он был самым широко известным японским режиссером из ныне живущих. И хотя прошло более двадцати лет с тех пор, как пальмовая ветвь в последний раз доставалась японскому фильму — «9» Сёмэя Имамура.0009 Угорь , 1997 год — Япония уже давно зарекомендовала себя в Каннах как лучшая азиатская страна. «Баллада о Нараяме
Почему эта признательность оказалась такой прочной? Это один из вопросов, исследованных видеоэссе The Essential Japanese Cinema из The Cinema Cartography. Рассказчик Луиза Лиз Бонд подчеркнула «повышенную эстетическую чувствительность» японских кинематографистов, которая проявилась в «нежном наблюдении за девятью эпизодами Одзу». 0009 Tokyo Story , поэтическая рапсодия Куросавы Dreams , душераздирающий женский взгляд Видеофобия ». Но такие же богатые и даже более разнообразные примеры можно найти в менее известных фильмах Японии, таких как ангаже-экспериментальная драма Сюдзи Тераямы
Видео объединяет эти и многие другие фильмы под рубрикой философских концепций, взятых из японской культуры. К ним относятся бусидо , код самураев, которые жители Запада узнали благодаря фотографиям Акиры Куросавы и Масаки Кобаяши; ваби-саби , идеал красоты, основанный на несовершенных вещах;
Конечно, не обязательно знать эти идеи, чтобы наслаждаться японским кино. Насыщенная текстурами эротика фильма
Связанный контент:
Как Акира Куросава снял такие сильные и долговечные фильмы? Множество видеоэссе раскрывают его кинематографический гений
Как один простой монтаж раскрывает кинематографический гений Ясудзиро Одзу
Хаяо Миядзаки встречает Акиру Куросаву: смотрите, как разговаривают титаны японского кино (1993)
Как мастер японского мультипликации Сатоси Кон Расширение границ создания аниме: видеоэссе
Ваби-саби: короткометражный фильм о красоте традиционной Японии
Страница безумия : Утраченный шедевр авангарда из раннего японского кино (1926) . Среди его проектов — информационный бюллетень Substack «Книги о городах», , книга «Город без гражданства: прогулка по Лос-Анджелесу 21-го века» и серия видеороликов «Город в кино» . Подпишитесь на него в Твиттере: @colinma rshall или на Facebook.
Серия фильмов: Японское кино 1960-х годов
5 ноября – 10 декабря 2010 г.
Азиатское общество и музей
725 Park Avenue
New York, NY 10021
Представлен совместно с Японским фондом
Партнер по работе с общественностью: Нью-Йорк-Токио
Десятилетие 60-х произвело большое количество фильмов, которые сделали его золотым веком японского кино. Политически радикальные фильмы «Новой волны», формально энергичные художественные фильмы и фильмы основных жанров производились бок о бок, что способствовало оживлению индустрии. В этой серии представлены образцы фильмов, представляющих этот период. Эти расходящиеся голоса отражают острое отношение к меняющейся Японии, чувство исследования с намеками на традиции. (Все фильмы на японском языке с английскими субтитрами.)
Бесплатный вход на все фильмы.
Удовольствия плоти
Реж. Нагиса Осима. 1965. 91 мин. 35мм. Цвет.
Пятница, 5 ноября 2010 г., 18:45
За свою карьеру, насчитывающую четыре десятилетия, Осима («Жестокая история юности », «В царстве чувств ») снял одни из самых запоминающихся, а также формально и политически провокационных фильмов, рассказывающих об изгоях, преступниках и мятежной молодежи в истории японского кино. В Pleasures , влюбленный молодой человек, которому доверен ящик с деньгами, принадлежащий заключенному в тюрьму бюрократу, отправляется в год сексуальных фантазий и потворства своим желаниям. ( Янус Фильмы )
«Величайший из ныне живущих режиссеров Японии» — Дж. Хоберман, Village Voice
«Блестящее стилистическое упражнение на чувственную тему», — Макс Тессье, киновед.
Получить бесплатные билеты/смотреть трейлер
Три самурая-преступника
Реж. Хидео Гоша. 1964. 95 мин. 35мм. Ч/б.
Пятница, 12 ноября 2010 г., 18:45
Основанный на популярном одноименном телесериале, также снятом Гошей, Three Outlaw Samurai рассказывает о трех ронинах, которые случайно оказались втянутыми в конфликт между группой крестьян и их местным судьей. Поначалу они не хотели вмешиваться, но все трое быстро решают, на чьей стороне они будут сражаться. Эта остросюжетная картина наполнена юмором, отношением и стилем.
«В результате получилась кинематографическая магия, идеальная смесь крови и слез, фильм, который стоит пересматривать снова и снова», — Майк Стрит, , The Asian Reporter .
«[Гоша] гений в постановке боевиков», — Стивен Хантер, , The Washington Post .
Получить бесплатные билеты/смотреть трейлер
Реж. Микио Нарусэ. 1964. 100 мин. 35мм. Ч/б.
Пятница, 3 декабря 2010 г., 18:45
Рэйко (Хидэко Такамине), военная вдова, поддерживает семейный магазин своего покойного мужа на плаву, преодолевая конкуренцию в супермаркетах и вмешательство родственников мужа. Устав от давления, она отправляется домой в сопровождении младшего зятя (Юдзо Каяма). Путешествие с намеками на запретную романтику заканчивается шокирующим финалом. Известен как «великий режиссер женщин» ( Комментарий к фильму ), Нарусэ размышляет об обществе, которому бросает вызов капитализм и меняющиеся социальные нравы, в этом потрясающе снятом полнометражном фильме.
«Шедевр портретной живописи» — Кейт Улих, журнал Slant .
«[В фильмах Нарусэ] поток кадров, который на первый взгляд кажется спокойным и обыденным, оказывается похожим на полноводную реку со спокойной поверхностью, скрывающей бурное течение». — Акира Куросава.
Получить бесплатные билеты/смотреть трейлер
Эпоха ассасинов
Реж. Кихачи Окамото. 1967. 99 мин. 35мм. Ч/б.
Воскресенье, 5 декабря 2010 г., 15:00
Жуткий «сумасшедший ученый», который руководит психиатрической больницей, обучает психически больных становиться убийцами. Одна из целей, слабовидящий ботаник, ставший учтивым секретным агентом, которого играет Тацуя Накадай, которого называют «самым выдающимся из ныне живущих актеров Японии» (Терренс Рафферти,
«Лихий и ангельски красивый, Тацуя Накадай — экранный идол, способный соперничать с Тоширо Мифунэ», — Дэвид Фир, , Time Out, Нью-Йорк, .
«[] резкий памфлет, который … выгодно отличается от таких других блестящих, насмешливых, модных шедевров шестидесятых, как « Десятая жертва » Элио Петри и « Заклейменный для убийства » Сейдзюна Судзуки ». — Крис Дежарден, Мастера японского кино вне закона
Получить бесплатные билеты/смотреть трейлер
Форт Смерти
Реж. Эйити Кудо. 1969. 97 мин. 35мм. Цвет.
Пятница, 10 декабря 2010 г., 18:45
Крестьяне в деревне нанимают охотника за головами, чтобы тот восстал против сёгуна, который использует их для получения денег, чтобы перестроить замок Эдо. Охотник за головами призывает своих товарищей-бойцов присоединиться к битве. За этим следует эпическая битва с участием самураев, ниндзя, мощных орудий и пушек.