Кинотерапия – простой способ помочь самому себе / Кино / Независимая газета
Просмотр «Криминального чтива», по мнению психологов, помогает справиться с неврозом. Кадр из фильма
80% российских психологов применяют кинотерапию в своей практике – таковы результаты опроса телеканала «Синема», который совместно со специалистами составил список из 30 фильмов, обладающих глубоким терапевтическим эффектом. Среди них оказались «Унесенные ветром», помогающие справиться со стрессом, и «Криминальное чтиво», оказавшееся действенным оружием в борьбе с неврозом. Также при активном участии специалистов редакции даже удалось создать тематический тест, помогающий решить, какую картину, по мнению психологов, вам сейчас стоит посмотреть.
Кинотерапия – уникальный метод психотерапии, которым пользуются психологи во всем мире. В руках специалиста кино становится лекарством для души и трансформатором жизни. Согласно опросу 30 российских специалистов, кинотерапию активно практикуют 80% опрошенных. Из них 42% назначают ее почти каждому клиенту, 38% – каждому третьему пациенту. Психологи даже составили универсальную «киноаптечку», которая поможет справиться с различными эмоциональными состояниями.
Мотивируют и вдохновляют: «Рокки», «Форрест Гамп», «Коко де Шанель».
Помогают справиться с потерей, расставаниями: «Прерванная жизнь», «Дневник памяти», «Проблеск надежды», «Привидение».
Помогают справиться с проблемами, связанными с домашним насилием: «Мой король», «В постели с врагом».
Помогают побороть страхи и фобии: «Король говорит», «Пролетая над гнездом кукушки».
Помогают увидеть свет в конце тоннеля и найти в себе силы двигаться дальше: «Рэй», «Побег из Шоушенка».
Помогают справиться с депрессивным расстройством: «Ангел за моим столом», «Часы», «Две жизни», «Обыкновенные люди», «Всегда говори «да», «День сурка», «На грани».
Помогают преодолеть кризис в отношениях: «Перед рассветом», «Перед закатом», «Другой мужчина», «История о нас», «Москва слезам не верит».
Помогают справиться со стрессом: «Унесенные ветром».
Помогают справиться с неврозом: «Криминальное чтиво».
Терапевтический эффект кино кроется в ассоциативном и эмоциональном воздействии фильма на человека. Киноленты «вскрывают» законсервированные эмоции человека и помогают увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни. Как объясняет научный сотрудник Института психологии РАН Тина Кубрак, суть кинотерапии – сопереживание, достижение такого эмоционального состояния, которое дает человеку возможность личностного роста: «Переживая опыт вместе с героем, пациент работает с личными проблемами, он видит ситуацию со стороны и через это лучше понимает себя. И ему легче об этом говорить.
«Очень часто человек усложняет жизненные решения, простую ситуацию воспринимает как трагедию», – дополняет коллегу врач-психотерапевт, дотор медицинских наук, профессор, академик РАМТН, заведующий кафедрой клинической, нейро- и патопсихологии РГГУ Андрей Жиляев, также использующий в своей практике сюжеты фильмов. В частности, в данном случае он рекомендует посмотреть «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино: «Я не поклонник Тарантино, но фильм «Криминальное чтиво» применяю часто в терапии. Банда едет с ограбления, у них в машине умирает раненый товарищ, они в панике врываются к боссу и кричат: «Босс, что нам делать? У нас в машине труп». А он отвечает: «Не лезьте, здесь нужна помощь профессионала». И появляется профессионал, который говорит: «Труп убрать, машину вымыть!» Вот это упрощение, как ни странно, зачастую производит шокирующее впечатление на людей, находящихся в неврозе, и достигается положительный эффект».
Еще один фильм, часто применяемый Андреем Жиляевым, – «Унесенные ветром». В этой картине, по мнению специалиста, есть сюжеты, которые помогают пациентам справиться со стрессовыми состояниями. Когда главной героине, Скарлетт, плохо, когда кажется, что всё рухнуло, она произносит: «Я клянусь, что бы ни случилось в моей жизни, я больше никогда не буду голодать». И важна еще одна фраза, ставшая классикой: «Я подумаю об этом завтра». По словам Жиляева, эти отсылки великолепно срабатывают и помогают в стрессовых ситуациях. Но для терапии необязательно использовать картины только с хорошим финалом.
В 2017 году психологи из Рочестерского университета сравнили различные типы терапевтических занятий с парами, у которых наблюдались проблемы в отношениях. Они пришли к выводу, что, если партнеры на протяжении месяца посмотрели и обсудили пять романтических фильмов, в которых герои проходили через различные трудности и испытания, их удовлетворенность отношениями повышалась. Более того – в таких парах было меньше разводов. Удивительно, но результаты кинотерапии были почти такими же высокими, как и после сеансов семейной терапии.
Целебную силу искусства осознают и сами деятели кино, отмечает главный редактор телеканала «Синема» Иван Кудрявцев: «В 2006 году на вручении кинопремий Британской академии кино и телевидения продюсер лорд Дэвид Паттнэм, принимая свою награду, сказал, что картина «Шестое чувство» помогла ему примириться со смертью отца. Так что именно кино как никакое другое искусство способно воздействовать на психоэмоциональное состояние человека, дает возможность отвлечься от собственных переживаний и посмотреть на ситуацию и на мир с совершенно новой точки зрения. Кинотерапия – это простой способ хотя бы минимально помочь самому себе в трудную минуту. Который к тому же всегда под рукой!»
Кинотерапия. Методология. Применение. | КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГ
«Понимание образов, которыми живёт, питается, развлекается человек, означает знание того, «кто он есть», «что он собой представляет»; это знание можно использовать и для лечения человека, и для содействия его дальнейшему росту».
А.Менегетти. Кино, театр, бессознательное.
Культура и искусство – достойная альтернатива психологическим техникам на пути самопознания и саморазвития. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности.
Кинотерапия
Кинотерапия – один из инструментов, позволяющий проникнуть в живое психологическое действие человека.
Смысл кинотерапии состоит в использовании фильма какого-либо режиссёра с целью выпустить на волю инстинкты и желания, таящиеся в каждом из зрителей. Поэтому истинным объектом анализа является не сам фильм, а то, что фильм будоражит в зрителях и от чего рождается другой фильм. Кинофильм стимулирует проявление тех психических элементов, которые скрыты внутри человека. Зритель получает возможность увидеть и понять собственные комплексы. Понимание которых ведёт к обретению свободы действия и принятия решений в своей жизни.
Сквозь вереницу сменяющихся образов улавливается проявление интенциональности бессознательного, но не режиссёра, а зрителя. В кинотерапии режиссёр важен как «личность» и никогда – как «режиссёр»: интересен человек – такой, каким он был всегда, каков он сегодня и, если продолжить существование, — каким будет завтра. Режиссёр также познаётся и воспринимается через его страдания, муки, как действующее лицо тех образов, которые он выбирает ради игры или в силу коммерческих соображений, ради собственного удовольствия, ради поэтики или в воспитательных целях.
Например, в контексте кинотерапии можно задать следующий вопрос: Тебе случалось когда –нибудь выходить из кинотеатра с таким количеством эмоций, что казалось, ты сейчас перевернёшь если не весь мир, то уже собственную жизнь тоже?
Почему нравится этот образ? Почему он привлекает? Почему он волнует? Почему его ненавидят ? Почему отвергают его?
Образ позволяет проявиться внутреннему миру, а наблюдение за чередой сменяющих друг друга синхронизированных образов даёт возможность понять то , что они провоцируют, на что воздействуют. Внутреннее содержание зрителя провоцируется и поэтому проявляет себя, что и позволяет его «увидеть».
Кино развлекает или «отвлекает», заставляя бессознательное выйти наружу. Через фильм бессознательное выказывает себя (комплексы, негативная и позитивная психология)(1.94.)
В процессе кинотерапии важно понять, что именно «захватывает» : если индивида увлекает данный сюжет или образ, то, вне всякого сомнения, он – такой же, как и увиденное. Если никак не связан с этим образом, то и не идёт за ним. Иное, отличающееся от человека, не может повести за собой. Всё то, что индивида затрагивает, влечёт, вызывает тем или иным способом эмоцию, то есть «действует внутри» , индивида идентифицирует. Цель кинотерапии – проверить в каждом из участников его способность взаимодействовать с реальностью. Следовательно, насколько человек эмоционально захвачен фильмом, настолько он обладает инструментом сравнения, позволяющим раскрыть себя самому себе.
В классическом варианте кинотерапии участники смотрят фильм и обсуждают его в группе. Эффект подобной процедуры – расширение концепций : разные люди по разному видят происходящее на экране, и делясь впечатлениями, снабжают друг друга дополнительной информацией . Однако просмотр фильма в одиночестве тоже может принести положительные плоды.
Кинотерапия – позволяет человеку переосмыслить собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.
Материал кинофильма используется как средство выявления в человеке «скрытых» мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность.
Определяются следующие цели кинотерапии :
Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни для них чувств и переживаний.
Осознание и переосмысление своих целей и потребность действий , чувств , важных для построения собственной жизни.
Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью, повышение возможности выборов
Развитие способности участников группы выражать свои чувства и сопереживать(5)
Кинотерапия проводится: в зависимости от поставленных задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнует фильм, эмоции созвучны внутреннему запросу. Фильм популярный и всем известный:
1. Просмотр фильма, во время которого внимание участников обращено на:
а) эмоциональные и физиологические переживания;
б) образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;
в) позитивность или негативность динамики фильма и музыки;
г) стереотипы , которые разыгрываются героями и т.д.
2. После просмотра — спонтанное обсуждение.
Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами фильма. Просмотр кинофильма, захватывающего в той или иной степени группу людей, вызывает ослабление «Сверх-Я» как культурного, моралистического элемента, как внутренней преграды, так как все зрители понимают, что их переживания, реакции и высказывания относятся к вымышленной реальности.
С «Я» снимается ответственность за происходящее и значительная часть бессознательного раскрывается. Истинной картиной является то, что спровоцировано действием кинофильма. Какие эмоции, чувства, ощущения захлестнули участников просмотра? Необходим взрыв психоэмоционального материала, поскольку именно им определяется психологическое состояние жизни человека. Именно такова реальность, проживаемая человеком день за днём в своей привычной жизни.
Кинотерапия представляет собой не стороннее наблюдение, а живое соучастие в происходящем, когда каждый «окунается в круговорот событий»(1) с единственной целью распознать себя и определить, действует ли он с позиции собственных комплексов или руководствуется собственным бытиём.
3. Обобщение обсуждения ведущим. Он помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные актуальные потребности и задачи .
4. Излагается реальное содержание фильма. Проективное восприятие показывается обращением внимания зрителя на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма.
5. Участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих задач и потребностей. Если я переживаю, так или иначе вовлекаясь в происходящее на экране действие, то необходимо понять , насколько важна , что собой представляет , чего стоит данная эмоция в моей жизни? Что она мне даёт ? Какую пользу моему существованию приносит это переживание? Отождествляя себя с данным образом, я способствую собственной самореализации или нет ? (2.413-420)
Области применения кинотерапии:
1. Средство выявления психологических особенностей личности.
2. Решение проблем семьи, воспитание детей и молодёжи.
3. Поиск и раскрытие внутренних резервов и потенциала личности.
4. Решение проблем бизнеса, как инструмент налаживания взаимоотношений.
5. Формирование анализа сновидений.
Кинотерапия является тонким инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы личности. На сеансах кинотерапии участники могут, сочетая эстетическое и интеллектуальное удовольствие, решать личностные задачи, используя в качестве стимульного материала шедевры киноклассики. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного эмоционального восприятия образов человек исследует свои личностные особенности и выявляет бессознательные поведенческие паттерны. И вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих собственных действий и осознанным изменениям в жизни.
Не существует абсолютных стандартов, любая вещь реальна по-разному для каждого наблюдателя. Поэтому, в зависимости от запросов, существует разные виды кинотерапии: при проведении клинической терапии нужно отдаться чувствам, переживать, волноваться, страдать. Кинотерапия, ориентированная на оттачивании профессиональных навыков, предполагает отстранённый просмотр. Кинотерапия может определяться запросом, уровнем культуры, степенью самопонимания участников.
Человек – существо познающее посредством многочисленных контактов. Во время просмотра кинофильма происходит процесс: зрителя через его эмоциональные психосенсорные центры захватывает звуки, краски, эмоции, ассоциации , а затем он производит сокращение, то есть приходит к разуму, рассудку, осознанию фильма. В зрительном восприятии участвуют не только глаза: познаёт всё тело целиком. И в процессе кинотерапии, в зависимости от отреагирования, человек может выявить важные для своей жизни динамики :
Психоаналитической процесс , по Фрейду, или аналитический , по Юнгу, состоит из извлечении из глубин бессознательного вытесненного на поверхность логического сознания, то есть в обнаружении вытесненного и выведении его на уровень сознательной деятельности. В процессе кинотерапии многие переживания ассоциируются с воспоминаниями детства, со сновидениями. Это помогает определить ту искажённую часть , которая незримо структурирует поведение человека, комплекс.
Забывание, «не видение» определённых сцен или персонажа кинофильма, позволяет понять механизм подавления (подавление – это бегство, своеобразный способ избежания, аннулирования определённых чувств, которые могут подвергнуть опасности самоуважение, ценность «Я», поколебать его престиж. «Я» отталкивает всё то, что доставляет боль и способно вступить в конфликт с принципами самоутверждения данного субъекта.
Какой образ фильма или стиль поведения героев неприемлем, неприятен для субъекта и вызывает чувство неловкости — определяет процесс компенсации.
Проекция. У каждого есть точка наблюдения, точка отсчёта, из которой субъект строит проекцию. Проблема возникает в отношении субъекта к реальному объекту. Мы можем определить соответствует ли мировоззрение, образ жизни и мышление субъекта реальности жизни.
Порой при просмотре кинофильма человеком овладевает скука. Это показывает , что пласт вытесненного слишком велик. Так же определённая сцена или персонаж могут вызвать у зрителя ассоциации с личными переживаниями или вытесненными воспоминаниями, которые с помощью кинотерапии человек может вербализовать и понять, что расширяет горизонты его сознания(1.111-122).
Никто из нас не остаётся неизменным в течении жизни. И только человек, ведомый комплексом, всегда одинаков. Во время кинотерапии обсуждается «вымышленная» действительность, поэтому она не такая суровая, как реальная действительность, ситуация, и поэтому, каждый участник может поупражняться в критическом пересмотре собственной жизни. Истинной кинокартиной является то , что спровоцированно действием кинофильма. Какие эмоции, чувства, ощущения были во время просмотра ? Они и показывают то , каким есть человек.
Для проведения кинотерапии можно использовать любой фильм, но самым привлекательным является тот, который получил успех на международном уровне, понравился и вызвал определённый отклик, дискуссии в мировой печати. Цель кинотерапии — научить зрителя быть внимательным к своему образу мышления и собственным выборам потому, что на их основе строится его собственная жизнь.
Список литературы:
1.Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Москва.2001.-380с.
2. Менегетти А.Образ и бессознательное.Москва.20 00.-434с.
3.Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. Москва.2004.-607с.
4.Parkinson D. Kino istorija.Vilnius.1999.- 263p.
5.Фадеева Ю. Кинотерапия. http://www.centruh.ru/ kinoterapia.php
6.Прокофьева Н.И. Практика кинотерапии. http://www.imaton.ru./ main.php
Источник — iorana.ru
Что такое кино- и кинотерапия и как она работает?
Фильмы могут быть для некоторых бегством от реальности, но они также являются глубоким отражением нашей культуры и нашей внутренней жизни как человеческих существ.
Когда мы собираемся посмотреть фильм, это коллективный опыт, который может оказать глубокое влияние на наши эмоции и мысли. Мы можем заглянуть в другие миры, как реальные, так и воображаемые.
Кинотерапия использует это воздействие как катализатор исцеления. Клиенты смотрят фильм с намерением увидеть себя в отражении. Они могут относиться к персонажам или обнаруживать, что их опыт совершенно другой. Эту информацию можно принести на сеанс терапии и использовать для исследования внутреннего мира клиента.
Давайте рассмотрим, как работает эта терапия и в чем ее преимущества, а также добавим несколько подходящих рекомендаций.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит
- Что такое кино и кинотерапия?
- Как работает кинотерапия?
- 3 преимущества кинотерапии
- Взгляд на кинотерапию для пар и семейную терапию
- Кинотерапия и управление гневом
- 4 полезных рабочих листа для ваших занятий
- 9 вопросов, которые следует задать своим клиентам
- Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое кино и кинотерапия?
В Древней Греции театр использовался как средство катарсиса. Считалось, что зрители испытают облегчение, когда разделят эмоции игроков. Этот процесс эмпатии приведет к катарсису или очищению эмоций, и зрители покинут театр с чувством очищения (Wu, 2008).
Фрейд обновил концепцию катарсиса своей теорией о том, что раскрытие и освобождение подавленных эмоций приведет к облегчению и, в конечном счете, к счастью (Wu, 2008).
В более современные времена терапевты использовали библиотерапию аналогичным образом. Терапевт предлагает клиенту книгу, в которой персонажи переживают аналогичный опыт. Клиент читает книгу и обсуждает ее с терапевтом, используя историю, чтобы получить представление о своем собственном выборе и мыслях.
Кинотерапия была разработана как ответвление библиотерапии и следует по стопам этих старых практик, используя кино вместо театра или книг.
Как работает кинотерапия?
Терапевт назначает фильм клиенту, выбирая его специально для отражения основного аспекта работы клиента.
Клиент самостоятельно смотрит фильм и вносит свой вклад в следующий сеанс. Этот инструмент также можно использовать для пар и семей (Dermer & Hutchings, 2000).
Биргит Вольц (без даты), доктор философии, MFT, психотерапевт, пишет о кинотерапии и ведет группы кинотерапии. Она определила пять рекомендаций по выбору пленки для вашего клиента.
- Смех как лекарство
Wolz (n.d.) предполагает, что фильмы могут быть выбраны как способ посмеяться и дистанцироваться от проблемы, которой клиент может одержим. Это не просто побег, а возможность найти новую перспективу. - Плач об эмоциональном катарсисе
Иногда мы переживаем процесс скорби, но позволить себе полностью прочувствовать эмоции может быть сложно. Фильм может обеспечить необходимую эмоциональную разрядку. - Обретение надежды и ободрения
Фильм может дать обнадеживающее и воодушевляющее решение проблемы, давая клиенту вдохновение и оптимизм. - Анализ негативных убеждений и повторное открытие своих сильных сторон
Следуя за персонажем через его взлеты и падения, клиент может чувствовать себя менее одиноким и обнаружить, что он также разделяет сильные стороны, обнаруженные персонажем. - Улучшение общения
Персонажи часто показывают, где может нарушиться общение. Просмотр фильма с партнером, другом или членом семьи может создать возможность улучшить общение.
После выбора и назначения фильма клиент переходит на этап наблюдения. Им предлагается активно смотреть фильм, замечая, что они чувствуют и думают в процессе. Исследователи представили четыре основных этапа, протекающих в процессе кинотерапии (Sacilotto et al., 2022).
- Идентификация
Клиент идентифицирует себя с персонажем из-за их общего поведения и целей и замечает чувства и эмоции персонажа. - Катарсис
Клиент может обнаружить, что он учится на опыте персонажа. - Проницательность
Клиент усваивает опыт персонажа и развивает связь между их общим опытом. - Универсализация
Клиент больше не чувствует себя одиноким, потому что видит отражение собственного опыта.
Следует также учитывать культуру, и клиницисты должны выбирать фильмы, в которых клиенты увидят, как представлена их собственная культура и идентичность (Dunham & Dermer, 2020).
Идеи фильмов для сеансов
Wolz также предлагает множество примеров фильмов, подходящих для каждой из ранее упомянутых категорий. На ее веб-сайте есть обширная библиотека с сотнями предложений. Вот краткий список некоторых часто назначаемых фильмов:
Зависимость и выздоровление
- 28 дней (2000)
- Когда мужчина любит женщину (1994)
- Покидая Лас-Вегас (1995)
- Звезда родилась (2018)
Жестокое обращение с детьми
- Гуд Уилл Хантинг (1997)
- Таинственная река (2003)
Отношения
- Война роз (1989)
- Брачная история (2019)
- День сурка (1993)
Психическое заболевание
- Лучше не бывает (1997)
- Справочник Silver Linings (2012)
- Девушка, прерванная (1999)
- Антуан Фишер (2002)
Загрузить 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
3 Преимущества использования кинотерапии
Несмотря на то, что простой просмотр фильма не обязательно приведет к значительным изменениям, есть некоторые клинические доказательства того, что фильмы, за которыми следует терапевтический сеанс, дают положительные результаты (Egeci & Gencoz, 2017).
Результаты улучшаются, когда клиницист внимательно рассматривает предпочтения, цели, интересы и способность к пониманию клиента (Sacilotto et al., 2022).
Основными преимуществами кинотерапии являются озарение, катарсис и ощущение менее одиночества. Клиенты относятся к героям фильмов и по-новому понимают себя. И подобно опыту связи, обнаруживаемому в групповой терапии, они чувствуют, что они не одиноки в том, что они переживают.
Помогает ли кинотерапия при депрессии?
Тематические исследования показали, что кинотерапия может быть полезным инструментом для увеличения оптимизма и уменьшения безнадежности у людей с депрессией. Кинотерапия помогла клиентам лучше понять причины их депрессии и помогла инициировать изменения (Heston & Kottman, 1997; Powell, 2008).
Кинотерапия также может помочь людям раскрыть и развить свои сильные стороны (Niemiec, 2020). Терапевт может попросить клиента пройти опрос сильных сторон и определить их основные сильные стороны. Затем они могли бы выбрать фильм с персонажем, который либо демонстрирует, либо развивает эти сильные стороны. Niemiec (2020) представляет список фильмов, основанный на сильных сторонах характера.
Взгляд на кинотерапию пар и семейную терапию
Исследования кинотерапии опирались в основном на тематические исследования и в основном носят описательный характер.
Это связано с необходимостью выбирать пленки, которые однозначно удовлетворят потребности клиента.
Хотя у многих пар и семей возникают схожие проблемы, когда они приходят на терапию, они настолько различаются, что проведение крупномасштабного исследования будет затруднено.
В одном небольшом исследовании, в котором участвовали шесть пар, применялось несколько различных фильмов, в которых изучались способности решать проблемы, справляться со стрессовыми ситуациями, не признавать точку зрения партнера, отсутствие навыков распознавания или выражения мыслей и чувств и общая склонность к негативным качествам ( Эгечи и Генкоз, 2017).
Эти исследователи обнаружили, что участники прошли стадии идентификации и катарсиса; однако не все из них нашли понимание. Тем не менее, фильмы помогли облегчить обсуждение и дали возможность по-новому взглянуть на свои проблемы.
В другом небольшом исследовании детям предподросткового возраста, чьи родители переживали развод, была назначена кинотерапия, чтобы помочь разобраться в своих чувствах, связанных с разлукой (Marsick, 2010).
Исследование показало, что с помощью фильмов и последующих сеансов дети смогли лучше идентифицировать и выразить свои чувства, испытали катарсис гнева и печали, развили навыки преодоления последствий развода родителей и почувствовали себя менее одинокими. (Марсик, 2010).
«Cinema Therapy» — популярный канал на YouTube, управляемый лицензированным терапевтом Джонатаном Декером и профессиональным режиссером Аланом Сирайтом. Они обсуждают фильмы как возможность исследовать отношения и темы психического здоровья. В этом эпизоде они обсуждают семейную динамику в серии о Гарри Поттере .
Уизли: пять ключей к счастливой семье
Кинотерапия и управление гневом
В одном исследовании описывалось использование кинотерапии в лечебном учреждении для девочек. Они провели серию ежемесячных групповых сеансов кинотерапии. Фильмы были посвящены отношениям матери и ребенка, отсутствию отца, дружбе и идентификации со сверстниками (Bierman et al., 2003).
Исследователи обнаружили, что во время сеансов, следующих за фильмами, девочки могли выявлять и преодолевать некоторые конфликты и выражать свои чувства по поводу семейных и социальных отношений с большей готовностью, чем на индивидуальных сеансах терапии (Bierman et al., 2003).
На YouTube-канале «Кинотерапия» есть серия видеороликов, посвященных злодеям. Они называют это «злодейской терапией» и исследуют истории происхождения и часто непонятых персонажей, которые составляют «плохих парней» в фильмах. Этот тип исследования может быть полезен при проработке катарсиса гнева и агрессии.
Злодейская терапия: Круэлла
4 Полезные рабочие листы для ваших сеансов
Важнейшей частью работы, выполняемой во время сеанса кинотерапии, является выявление мыслей и убеждений, которые могут быть вредными или дисфункциональными.
Главной целью работы является открытие клиентом новой точки зрения. Эти рабочие листы могут помочь облегчить этот процесс.
- Рабочий лист записи мыслей
Этот рабочий лист помогает клиентам отслеживать свои мысли и эмоции. Это особенно полезно для клиентов с негативными моделями мышления. - Оспаривание иррациональных убеждений
Этот рабочий лист помогает клиенту бросить вызов убеждению, которое, возможно, не служит ему. - Мысли для проверки фактов
Этот рабочий лист дает клиентам возможность проверить, является ли мысль фактом или мнением. - Вопросы для оспаривания мыслей
Этот рабочий лист содержит список вопросов, которые клиент может использовать, чтобы оспорить мысль или убеждение.
9 вопросов, которые следует задать своим клиентам
Доказано, что сеанс терапии после просмотра фильма дает наилучшие результаты.
Использование глубоких и наводящих на размышления вопросов может помочь клиентам определить их понимание и связь с персонажами. Wolz (nd) предложил следующие вопросы:
- Вы помните свои чувства и ощущения, или ваше дыхание менялось на протяжении всего фильма?
- Что вам понравилось, а что не понравилось или даже не понравилось в фильме?
- Вы идентифицировали себя с одним или несколькими персонажами?
- Развились ли у персонажа определенные способности, которые вы хотели бы развить?
- Вы видели одного или нескольких персонажей, моделирующих поведение в определенных частях фильма, которым вы хотели бы подражать?
- Развили ли эти персонажи определенные сильные стороны или другие способности, которые вы также хотели бы приобрести?
Представьте себя одним из этих персонажей, когда будете смотреть фильм. Представьте себя со зрелыми или мудрыми аспектами личности персонажа.
- Как бы выглядела ваша жизнь, если бы у вас были качества или способности персонажа?
- Представьте, что вы используете эти качества или способности в своей жизни.
- Какие части фильма тронули вас больше всего?
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
На сайте PositivePsychology.com есть замечательные бесплатные ресурсы, которые врачи и коучи могут использовать в своей практике. Для сеансов кинотерапии с отдельными людьми инструменты для исследования мыслей и выявления сильных сторон были бы особенно полезны.
Мы поделились несколькими тестами на определение силы, которые являются важными аспектами кинотерапии. Ведение дневника мыслей — отличный способ зафиксировать мысли, убеждения и отношения.
Наш пакет из 3 бесплатных инструментов для когнитивно-поведенческой терапии включает в себя упражнения для выявления сильных сторон и переосмысления негативного мышления.
Еще одним полезным ресурсом для работы с семьями и парами являются наши 3 бесплатных инструмента для позитивного общения.
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить их благополучие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Важная информация
Кинотерапия — это новый инструмент, используемый терапевтами, чтобы способствовать прозрению и стимулировать изменения у клиентов. Это может быть полезно для преодоления сопротивления и для облегчения разговора.
Кинотерапия может использоваться на индивидуальных сеансах, в группах, с парами или с семьями. Было показано, что это полезно для облегчения общения и разрушения барьеров на пути к близости. Семьи могут счесть полезным пережить большие перемены, такие как переезд или развод, а пары могут найти это полезным для преодоления трудностей в отношениях.
В группе клиенты могут научиться видеть новые точки зрения и чувствовать себя менее одинокими в своем процессе. Фильмы могут быть мощным способом объединить людей и стать ступенькой к тому, чтобы увидеть точки зрения других.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Бирман, Дж. С., Кригер, А. Р., и Лейфер, М. (2003). Групповая кинотерапия как метод лечения девочек-подростков. Стационарное лечение детей и молодежи , 21 (1), 1–15.
- Дермер, С. Б., и Хатчингс, Дж. Б. (2000). Использование фильмов в семейной терапии: приложения для отдельных лиц, пар и семей. Американский журнал семейной терапии , 28 (2), 163–180.
- Данэм, С. М., и Дермер, С. Б. (2020). Кинотерапия с афроамериканскими парами. Журнал клинической психологии , 76 (8), 1472–1482.
- Эгечи, И. С., и Генкоз, Ф. (2017). Использование кинотерапии в решении проблем в отношениях. Искусство в психотерапии , 53 , 64–71.
- Хестон, М.Л., и Коттман, Т. (1997). Фильмы как метафоры: консультационное вмешательство. Журнал гуманистического образования и развития , 36 (2), 92–99.
- Марсик, Э. (2010). Кинотерапия с подростками, переживающими развод родителей: коллективный пример. Искусство в психотерапии , 37 (4), 311–318.
- Немец, Р. (2020). Сильные стороны характера: кинотерапия: использование фильмов для вдохновения на изменения, смысл и кинематографическое возвышение. Журнал клинической психологии , 76 (8), 1447–1462.
- Пауэлл, М.Л. (2008). Кинотерапия как клиническое вмешательство: теоретическое обоснование и эмпирическая достоверность . Университет Арканзаса.
- Сацилотто, Э., Сальвато, Г., Вилла, Ф., Сальви, Ф., и Боттини, Г. (2022). Зазеркалье: обзорный обзор кино и видеотерапии. Границы психологии , 12 .
- Вольц, Б. (без даты). Кинотерапия.com. Получено с https://www.cinematherapy.com/.
- Ву, А. З. (2008). Применение кинотерапии с подростками и мастер-класс по кинотерапии . Калифорнийский государственный университет.
Об авторе
Доктор Аманда О’Брайан является сертифицированным тренером по здоровому образу жизни и специализируется на использовании методов, основанных на фактических данных, чтобы помочь своим клиентам изменить то, как стресс и тревога влияют на их жизнь. Она также работает внештатным писателем, создавая психообразовательный контент. Ее цель в писательстве — помочь людям лучше понять себя, представляя когнитивную науку в веселой и интересной форме.
Насколько полезна была для вас эта статья?
Совершенно бесполезен Очень полезно
Категории
Читайте другие статьи по их категории
Целебная сила кино и телевидения
Робертсон использовал все, от классического фильма 1939 года Волшебник страны Оз до научно-фантастического телесериала 1993 года Секретные материалы с более чем 1000 клиентов. Она объединяет кинотерапию с эмпирическим, ориентированным на осознанность подходом к клиентам в возрасте от 3 до 70 лет как в индивидуальной, так и в групповой терапии. Ее оценка результатов? «Замечательный.»
«Клиенты связывались со мной спустя годы после завершения терапии, чтобы сказать мне, что использование определенных фильмов и телевизионных эпизодов в терапии сыграло важную роль в их устойчивом росте и исцелении», — сказала она мне недавно в интервью. «За прошедшие годы я обнаружил, что использование кинотерапии эффективно помогает людям с тревогой, зависимостью, депрессией, насилием в семье, горем, паническим расстройством, социальной фобией, телесным дисморфическим расстройством, расстройствами пищевого поведения и расстройствами, связанными с травмами».
Не так много написано об использовании фильмов и видео в психотерапии, но кинотерапия используется уже около четырех десятилетий. По словам Робертсона, в простом определении это экспрессивная сенсорная терапия, в которой фильмы, телешоу, видео и анимация используются в качестве терапевтических инструментов для роста и исцеления в индивидуальной, семейной и групповой терапии. Терапевты могут «предписать» определенные фильмы или видео для просмотра в качестве домашнего задания или показать подборку на сеансе, исходя из проблем клиента.
Что показывают исследования кинотерапии
Было проведено несколько исследований, документально подтверждающих эффективность кинотерапии в помощи людям разных возрастных групп в решении проблем и преодолении различных ситуаций или расстройств.
В исследовании 2010 года исследователи использовали кинотерапию в шести индивидуальных терапевтических сеансах с тремя детьми предподросткового возраста, родители которых развелись. В дополнение к использованию вопросов и обсуждению на основе фильма, терапевты использовали выразительные методы, такие как искусство, творческое письмо, рассказывание историй и драма. Во всех случаях фильмы помогали детям идентифицировать и формулировать эмоции, поощряли делиться ими и облегчали преодоление трудностей. Согласно аннотации к исследованию, «Благодаря своим экспрессивным реакциям дети испытали катарсис и создали терапевтически значимые метафоры». 2
В исследовании 2005 года приняли участие 14 усыновленных детей с особыми потребностями. Участники были разделены на экспериментальную группу, которая включала структурированную и управляемую обработку видео, или контрольную группу без обработки до, во время или после видео. Результаты показали статистически значимую разницу между двумя группами, что указывает на ценность контролируемого процесса в снижении импульсивности и нетерпения. 3
Ваш мозг в кино
«Кино может заинтересовать людей на очень глубоком уровне, — объяснил мне Робертсон. «Он может выйти за рамки традиционной терапии разговорами, потому что он мультисенсорный и может быстро запускать перцептивные, когнитивные и эмоциональные процессы. Просмотр кино может активировать области мозга, связанные с обработкой эмоций, рефлексией, решением проблем и эмпатией». По ее словам, темы фильмов могут глубоко резонировать с людьми, позволяя им лучше размышлять о себе и своих обстоятельствах и даже менять свое настроение.
В своей статье Counseling Today Робертсон рассказала о работе исследователей, которые измеряют активность мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), когда люди смотрят фильмы. А в статье «Нейрокинематика: нейронаука кино», опубликованной в 2008 году в Projections, исследователей сообщили, что уровень контроля фильма над мозговой активностью человека различается в зависимости от содержания фильма, монтажа и стиля режиссуры. 4 В то время как некоторые фильмы могут в значительной степени контролировать активность мозга и движения глаз, некоторые этого не делают. Высокий балл в определенных областях мозга означал, что фильм очень эффективно контролировал эмоции и мысли зрителя, а также воздействовал на то, что зритель видел и слышал.
Мы больше не в Канзасе: Малдер и Скалли спешат на помощь
Учитывая изменчивость реакции нашего мозга на разные фильмы, очень важно, чтобы опытный терапевт выбрал правильный фильм, чтобы кинотерапия была эффективной.
«Кинотеатр должен иметь глубокий, многоуровневый резонанс, чтобы быть терапевтически эффективным», — говорит Робертсон. «Важными факторами являются возраст человека, уровень развития и отношение к выбору кинотеатра. Я внимательно отношусь к выбору кинотеатра, чтобы удовлетворить уникальные потребности моих клиентов».
Она часто использует Волшебник страны Оз , фэнтезийную драму 1998 года К чему приводят мечты (о мужчине, ищущем свою жену после того, как он погиб в автокатастрофе ), и конкретный эпизод «Все вещи» из Секретные материалы . В этом эпизоде Скалли (Джиллиан Андерсон) проводит вскрытие, когда понимает, что ее бывший любовник был госпитализирован, и это заставляет ее пересмотреть решения, которые она приняла в своей жизни до настоящего времени.
«Я часто использую эти подборки, потому что они оказались очень эффективными с таким количеством клиентов всех возрастных групп и с разным уровнем подготовки», — говорит Робертсон. Они помогли ее клиентам изучить основные концепции внимательности, такие как устойчивость, сострадание, принятие и присутствие с самим собой.
Как мне помогают фильмы
Для людей, борющихся с зависимостью, Робертсон использует фильмы 28 Days (Сандра Баллок в роли обозревателя газеты, вынужденной лечь в реабилитационный центр), Когда мужчина любит женщину (Мег Райан — жена пилота авиакомпании и мать, которая протрезвеет и борется за то, чтобы восстановить свой брак), и драма 2012 года , рейс (Дензел Вашингтон играет пилота авиакомпании, который спасает почти всех своих пассажиров на самолете). неисправный авиалайнер).
Я был заинтригован работой Робертсона и использованием фильмов и телешоу в качестве терапевтических инструментов, потому что я лично получил пользу от просмотра вдохновляющих фильмов, таких как Легенда о Бэггере Вэнсе и Патч Адамс . Оба этих фильма глубоко тронули меня в самый тяжелый момент моей жизни и обратились к той части моей души, которая хотела сдаться.
Мягкий совет, который Уилл Смит (в роли Бэггера Вэнса) дает Мэтту Дэймону о том, как противостоять своим демонам и принять свое истинное «я», укрепил мою решимость в борьбе с хронической депрессией, а напоминание Робина Уильямса о том, что нужно использовать юмор, чтобы противостоять отчаянию, восстановило измученное инвалид во мне.
Ссылки:
- Робертсон, Б. (2016, 29 марта). Все взаимосвязано: интеграция осознанности, кино и психотерапии. Консультация сегодня . Получено с https://ct.counseling.org/2016/03/all-things-connect-the-integration-of-mindfulness-cinema-and-psychotherapy/
- Marsick, E. (2010). Кинотерапия с подростками, переживающими развод родителей: коллективный пример. Искусство в психотерапии, 37 (4). 311-318. Получено с http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0197455610000687
- Ян, Х. и Ли, Ю. (2005). Применение односеансной кинотерапии и агрессивные поведенческие тенденции у усыновленных детей.