Олигофрения в степени имбецильности: Олигофрения | Симптомы | Диагностика | Лечение

Содержание

Идиотия: причины, формы и степени.

Важно! Обязательно ознакомьтесь с данным материалом! Если после прочтения у Вас всё ещё останутся какие-либо вопросы, настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом по тел.:

8 (495) 664-40-40

Расположение нашей клиники рядом с территорией парка благотворно сказывается на душевном состоянии и способствует выздоровлению:

Идиотией называется максимально тяжелая степень умственной отсталости. Такой патологией больные страдают с момента рождения. Выявить патологию можно уже у грудничка первых недель жизни за счет зрительного отставания психомоторного развития.

Пациенты полностью беспомощны. Психологическое и эмоциональное развитие у них не происходит. Они не в состоянии узнавать близких и родных, не разговаривают. Больные малыши появляются на свет у абсолютно здоровых родителей. Коэффициент IQ у таких больных пациентов всю жизнь так и не превысит 20.

Такие дети не способны к обучению. Не усваивают даже элементарные навыки самообслуживания.

Могут отличаться непристойным поведением, неопрятны. Дети практически не проявляют положительные эмоции, но показывают высокую склонность к агрессии и аутоагрессии. Могут рвать на себе волосы, щипать и кусать себя и окружающих. Больные нуждаются в пожизненном присмотре. В наиболее сложных случаях возможность восприятия окружающего мира полностью отсутствует, не и малейшей двигательной активности.

Виды идиотии

В настоящий момент специалисты выделяют одиннадцать видом этой тяжелой патологии. В том числе выделяются следующие виды.

Амавротическая идиотия

Является одним из наиболее сложных вариантов этого тяжелейшего диагноза. У больных амавротической идиотией по мере взросления патология прогрессирует. В короткие сроки начинается деградация интеллекта, которая в короткий срок доходит до уровня полной идиотии с отсутствием реакции на любые внешние раздражители. У пациента снижается уровень зрения, приводя к полной слепоте. Медики выделяют особое строение глазного дна у страдающих данной патологией.

В настоящий момент точные причины заболевания не выделены. Наблюдения за пациентами позволяют предположить присутствие наследственной предрасположенности, патология часто наблюдается в родственных браках. При рождении младенец страдает гидроцефалией. Он страдает от судорог и параличей. Продолжительность жизни не превышает нескольких месяцев.

Дебильность идиотия

Дебильность является одной из степеней олигофрении. Такая патология может быть как врожденной, так и приобретенной. В числе причин, приводящих к дебильности, медики отмечают следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность, включая генеративную патологию клеток родителей больного, в этом случае может развиваться болезнь Дауна, истинная микроцефалия и другие патологии аналогичного типа;
  • заражение зародыша или плода в период внутриутробного развития при перенесении матерью в этот период таких заболеваний, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз, другие инфекции, вызванные вирусами;
  • вредные факторы, которые ребенку пришлось перенести в первые три года жизни, в том числе травмы головы, конфликт резус-фактора матери и плода, родовые травмы и другое.

Такие пациенты могут при должном обучении обслуживать себя, они получают образование во вспомогательных школах. Некоторые больные отличаются частичной одаренностью. При низкой общей продуктивности мышления они, например, могут хорошо совершать арифметические действия в уме. Пациенты могут быть апатичными или наоборот отличаться повышенным уровнем возбудимости.

Дебильность имбецильность идиотия

Пациенты, страдающие олигофренией, могут в зависимости от типа отличаться по уровню развития. Олигофрения делится на дебильность, имбецильность и идиотию. Дебильность в этом списке является наименее сложным случаем патологии. Пациенты в состоянии самостоятельно себя обслуживать. Многие заканчивают специализированную школу и в дальнейшем могут вести почти полноценный образ жизни, работая на производстве, выполняя несложные рудовые действия, например, делать уборку, выполнять погрузочно-разгрузочные работы. За счет нарушения восприятия окружающего мира лица, страдающие олигофренией в стадии дебильности, нуждаются в пожизненном контроле.

Идиотия имбецильность

Средняя степень олигофрении носит наименование имбецильности. Патология может быть врожденной или возникнуть в первые месяцы жизни в случае получения травм головы или перенесении некоторых вирусных инфекций.

Имбецилы в отличие от дебилов не в состоянии полностью обслуживать себя, но могут самостоятельно выполнять простые механические действия. Например, они в состоянии обеспечивать свой гигиенический уход. Пациентов, страдающих олигофренией в стадии имбецильности, могут признавать обучаемыми. Они осваивают простые навыки чтения. Как правило, такие больные не в состоянии осваивать счет и выполнять простейшие математические действия. При этом такие пациенты показывают высокую степень привязанности к родным, они понимают родственные чувства, могут находить друзей в кругу таких же пациентов. Но отличаются полным отсутствием инициативы. Теряются при малейшем изменении окружающей обстановки.  Нуждаются в постоянном уходе, не способны к каким-либо самостоятельным действиям.

Идиотия является самой сложной степенью олигофрении. При этом варианте патологии почти полностью или полностью отсутствуют мышление и речь. На эмоциональном уровне пациенты способны только на самом примитивном уровне демонстрировать наличие удовольствия или неудовольствия. Родственников от посторонних такие больные отличит не в состоянии. Могут произносить лишь отдельные, несвязанные и неосознанные, звуки.

Семейная амавротическая идиотия

Сложная и тяжелая форма умственной отсталости. В основе патологии лежит генетическое нарушение липидного обмена. Первые проявления диагноза чаще всего выявляются в возрасте от трех до шести месяцев. Изменения проявляются в дегенеративных процессах в сетчатке глаза, приводящей к полной слепоте, прогрессирующей слабости мускулатуры и полной умственной отсталости.

В медицинской практике различают четыре варианта патологии:

  • Являющаяся ранней формой болезнь Тея-Сакса, дети, которые страдают этим диагнозом, умирают возрасте максимум трех лет от нарастающей кахексии.
  • Поздняя форма, которая носит название болезнь Большовского-Яского, симптомы проявляются у детей в возрасте 2-4 лет. Дети погибают в возрасте 5-7 лет.
  • Юношеский вариант, болезнь Шпильмейера-Фогта-Баттена, начинает проявляться в возрасте от 5 до 15 лет. Пациенты страдают от параличей, судорожных припадков, у них прогрессирует слабоумие. Максимальная продолжительность жизни достигает в большинстве случаев 20 лет.
  • В зрелом возрасте возможно начало развития болезни Куфса. Симптомы аналогичны всем типам данной патологии. Зрение в этом случае снижается постепенно, развиваются параличи и эпилептические, присутствует выраженная пигментация глазного дна.

Вне зависимости от формы патологии, в настоящий момент лечения не существует. Используется только поддерживающая терапия, призванная облегчить страдания пациента.

Тяжелая идиотия

В медицинской практике выделяются несколько степеней этой формы умственной отсталости. Пациенты, у которых отмечается легкая и средняя степень, способны научиться самым простым действиям. Они иногда способны узнавать людей, которые постоянно с ними общаются, отличают горячее и холодное. При постоянных занятиях способны освоить несколько слов, хотя обычно не осознают их значение и не могут применять в жизни.

Тяжелая идиотия является самым сложным вариантом наивысшей степени олигофрении идиотии. Пациенты, страдающие этим диагнозом, способны вести только вегетативное существование. Они не реагируют на окружающую действительность. В состоянии только произносить отдельные неосознанные звуки. Такие больные нуждаются в постоянном уходе. Уровень развития соответствует новорожденным детям.

Минусом диагноза становится понимание отличия степеней только медиками или людьми, которые проводят с больным большое количество времени. По сути все три степени фактически друг от друга не отличаются.

Олигофрения идиотия

Идиотия, как самая тяжелая степень олигофрении, показывает полное отсутствие возможности больным выполнять какие-либо осознанные действия. Пациенты не высказывают привязанности к родным и близким. Они не могут отличить посторонних и родных.

Степени идиотии

Врожденное слабоумие имеет несколько степеней. В самых сложных случаях пациенты способны только к вегетативному образу жизни, они не двигаются, не выказывают эмоций. При более высокой степени пациенты выказывают минимальные жизненные требования, например, они могут подавать знаки в виде возгласов в случае желания принимать пищу. Показывают свое приятие или неприятие действий, которые могут провоцировать неприятные ощущения.

Идиотия у детей

Идиотия является врожденной патологией. В настоящий момент медики выявили наследственную предрасположенность к появлению заболевания, но гарантированного рождения в семье, где были ранее отмечены случае умственной отсталости, больного ребенка не выявлено.

Дети, страдающие этой самой сложной формой олигофрении, в умственном отношении не изменяются. Уровень их коэффициента IQ составляет максимум 20.

Формы идиотии

В настоящий момент медики выделяют две формы самой тяжелой степени олигофрении идиотии:

  • Торпидная, страдающие ею пациенты словно полностью отсутствуют в пространстве и времени. Предоставленные сами себе они не выказывают желания даже к минимальному движению. Без ухода умирают от голода и жажды, так как не в состоянии понимать необходимость выполнять какие-либо действия.
  • Возбудимая, в том случае больные находятся в постоянном движении, непрерывно раскачиваясь как маятник, могут ритмично биться головой о стену, пол, спинку кровати, не ощущая или не понимая боли.

Вне зависимости от формы, пациенты нуждаются в постоянном уходе. Самостоятельные действия они выполнять не способны. Учитывая отсутствие возможности узнавать близких, медики рекомендуют определять таких больных в специализированные медицинские учреждения.

Рождение умственно отсталого ребенка с олигофренией в стадии идиотии становится настоящим проклятьем для его семьи.

Часто родственники стараются оставлять больного идиотией в семье, беря на себя обременительные задачи в области ухода. В реальности медики обращают внимание, что такие жертвы целесообразны только при присутствии возможности пригласить для ухода за пациентом профессиональную сиделку с медицинским образованием. Люди, страдающие от этой патологии, часто испытывают проблемы с появлением пролежней, они требуют наблюдения за счет возможности поражения организма инфекциями, нуждаются в выполнении специализированных гигиенических процедур. 

Круглосуточные бесплатные консультации

8 (495) 664-40-40

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.

Когда обращаться за помощью?

Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.

Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».

Почему выбирают именно нас?

В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака.

Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.

Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:

  • пансионат;
  • дом престарелых;
  • лежачий хоспис;
  • профессиональные сиделки;
  • санаторий.

Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.

Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:

  • проводится первичный осмотр;
  • выясняются причины психического расстройства;
  • ставится предварительный диагноз;
  • снимается острый приступ или похмельный синдром;
  • в тяжелых случаях возможно принудительное помещение больного в стационар – реабилитационный центр закрытого типа.

Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.

Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!

Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!

Проконсультируйтесь у специалиста!

8 (495) 664-40-40

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Лига олигофренов / Статьи / Newslab.Ru

17.03.2009

Часто бестолковых людей обзывают идиотами, дебилами или имбецилами. При этом мало кто знает, что идиотия, дебильность и имбецильность — разные степени олигофрении. Оставив этику на совести сквернословов, разберёмся, что же на самом деле означают эти обидные слова.

Олигофрения буквально означает слабоумие, от греческого oligos -«малый, незначительный» + phren — «ум». Классическое ругательство идиот

 — означает человека, страдающего самой глубокой формой олигофрении, когда он в состоянии осуществлять в основном лишь рефлекторные действия, не отдавая себе никакого отчёта в происходящем. У идиотов ведь нет никаких высших побуждений и свойств, отличающих человека от животного: ни разума, ни речи, ни воли… Собака или кошка обладают этим качеством в гораздо большей степени… (А. Куприн).

Второе по популярности среди названных слов: дебил (от латинского debilis — «немощный», где de— — «без, вне» + —bilis — «сила, мощь») Дебильность это, наоборот, самая лёгкая форма патологии мозга, при которой у человека наблюдается замедленность и конкретность мышления, слабая способность мыслить абстрактно. У дебилов узкий кругозор, бедный запас слов и слабая память, но, несмотря на это, они вполне способны получать некоторые знания и профессиональные навыки. Существует мнение, что к 40 годам их практически невозможно отличить от обычных людей, однако при слабо выраженной дебильности, они могут почти не отличаться от сверстников и в детстве.

Наконец, приобретающий в последнее время популярность медицинский термин имбецил, который через раз пишут неправильно (имбицил), означает человека со средней степенью олигофрении. Имбецильность (от латинского imbēcillus — «слабый, бессильный») заметна внешне, однако, в отличие от идиотов, имбецилы способны понимать речь и произносить короткие фразы; им можно прививать навыки самообслуживания. Вместе с тем они лишены самостоятельности, инициативы, легко внушаемы, теряются при изменении обстановки и нуждаются в постоянном надзоре.

Ежи Лисовский

Поделиться 3

5 Обсудить на форуме

Ликбез

эпидемиологов и генетиков: развитие разрядки | Эпохи в эпидемиологииЭволюция идей

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭры в эпидемиологии: эволюция идейЭпидемиологияОбщественное здравоохранениеОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭры в эпидемиологии: эволюция идейЭпидемиологияОбщественное здравоохранениеОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Сассер, Мервин и Зена Штайн, «Эпидемиологи и генетики: развитие разрядки», Eras in Epidemiology: The Evolution of Ideas (

New York , 2009; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 сентября 2009 г. ), https: //doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195300666.003.0021, по состоянию на 28 июня 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭры в эпидемиологии: эволюция идейЭпидемиологияОбщественное здравоохранениеОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭры в эпидемиологии: эволюция идейЭпидемиологияОбщественное здравоохранениеОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе используется клиническая сущность умственной отсталости, чтобы проследить парадигматические изменения, произошедшие вскоре после Второй мировой войны, которые ввели генетику в эпидемиологию и повлияли на практику общественного здравоохранения. Четыре разных класса расстройств, каждый из которых лежит в основе определенной формы умственной отсталости, послужат иллюстрацией к этой теме и на этот раз. Для каждого класса существует потенциал для первичной и вторичной профилактики. Эпидемиологические исследования способствовали пониманию этих совершенно разных генетических явлений.

Ключевые слова: умственная отсталость, эпидемиология, генетика, практика общественного здравоохранения

Предмет

Эпидемиология общественного здравоохранения

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Пример эссе: Умственная отсталость у младенцев

Примеры эссе

Автор:

Кристин Т.

24 мая 2023 г. 7 минут чтения

Умственная отсталость у младенцев является критическим испытанием для всех членов семьи. Родители часто ищут причины своего недовольства, приставая к врачам с градом вопросов о том, кого винить в нарушении развития. Родители часто поддерживают собственную интерпретацию случившегося и ждут подтверждения от врача. Например, отец обвиняет свою жену, которая простудилась во время беременности, одеваясь элегантно, но недостаточно, чтобы защитить себя от холода. В то же время мать обвиняет мужа в его хроническом пьянстве и наследственных факторах, таких как эпилепсия в семье. Наконец, родители часто обвиняют гинекологов и врачей, которые якобы что-то упустили или упустили из виду.

Каким-то образом это случилось. Как правило, на вопрос «Кто виноват» нет однозначного ответа и этот вопрос будет молчать до тех пор, пока не возникнет квест относительно возможности следующего ребенка. В таком случае оба родителя должны пройти обследование и генетическое консультирование. В этих условиях, несомненно, поиск виновного губителен. Эти состояния также отражают чувство вины и их попытку подавить те переживания, которые могут еще больше привести к ухудшению семейных отношений. Когда в семье возникает проблема умственно отсталого ребенка, всем членам семьи необходимо поддерживать друг друга, так как моральная поддержка каждого члена семьи играет мощную роль в преодолении депрессивных моментов.

В обязанности родителей входит принять ребенка, создать благоприятные условия для его развития и в то же время не упускать из виду его возможности и запросы. В противном случае это может создать культ комплексов, основанный на вере родителей в то, что ребенку может не повезти. Эти условия дополнительно влияют на психологию младенца, приводя к его эгоцентричности, плохой адаптации и недостаточной обучаемости. При правильном подходе младенец начинает получать удовольствие от жизни и развивает способность получать удовольствие от общения с родителями, даже если успех может быть умеренным. Умственно отсталый младенец всегда должен находиться под наблюдением психиатра, знающего историю болезни семьи, и родители не должны метаться от одного психиатра к другому в поисках чудодейственного целителя. Компетентные психиатры постоянно наблюдают за потребностями ребенка. Их периодические осмотры улучшают развитие ребенка, предотвращая тем самым у ребенка дальнейшие сопутствующие невротические реакции. Следовательно, умственная отсталость может покрыть семейный стыд хронического травмирующего фактора, чтобы ребенок мог радовать своих родителей так же, как и другие здоровые дети. Все зависит от отношения к нему родителей, а правильное отношение к задачам лечения и воспитания – правильный подход.

Концепция умственной отсталости

По мнению местных экспертов, умственная отсталость постоянно нарушает определенные структуры психических качеств в нервной системе младенца. Умственная отсталость приводит к срыву познавательной деятельности и вызывает стойкое недоразвитие абстрактных процессов обобщения в сочетании с инертностью психических процессов. Основываясь главным образом на данных психометрических исследований, в литературе выделяют несколько подходов к определению умственной отсталости младенцев.

Основные формы умственной отсталости

Олигофрения

При ранней умственной отсталости в матке происходит недоразвитие головного мозга. Она вызывается наследственными влияниями или разнообразными повреждающими факторами окружающей среды. Это фатальное развитие происходит при рождении и в течение первого года жизни младенца. При нарастании умственной отсталости возникает интеллектуальный дефект. Поведение при психических расстройствах связано с возрастными закономерностями развития ребенка. Олигофрения — характерное тотальное недоразвитие нервно-психических функций с преимущественным сбоем абстрактных мыслительных форм.

Интеллектуальный дефект сочетается с нарушением моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоционального развития, произвольного поведения. Гипоплазия познавательной деятельности при олигофрении свидетельствует о преимущественном нарушении логического мышления, нарушениях подвижности психических процессов, инертности мышления. В таких случаях слабость логического мышления коренится в низком уровне обобщения, сопоставления предметов и явлений действительности, неспособности понять символическое значение пословиц и метафор.

Далее мышление замедляется, а типичная инерция психических процессов не переносит обучающий способ действия в новые условия. У умственно отсталых детей недоразвитие мышления сказывается на течении психических процессов. В восприятии память прежде всего влияет на функции абстрагирования и обобщения, т. е. всегда нарушенные компоненты психической деятельности влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга. Следовательно, эмоционально-волевая сфера отражает малосложные эмоции и произвольное поведение.

При сохранении интеллектуального дефекта в первые месяцы жизни ребенка можно отметить тяжелые формы. При олигофрении различают три степени умственной отсталости: дебильность, глупость и идиотизм. Дебильность — самая легкая степень и наиболее распространенная форма умственной отсталости (IQ 50–69). Социальные перспективы благоприятны при отсутствии осложняющих нарушений умственного развития и при своевременном проведении соответствующих корректирующих мероприятий. Более тяжелой умственной отсталостью является имбецильность (IQ 20-49), когда слабоумие грубо нарушает способность к абстрагированию и формированию понятий. Наиболее тяжелой формой умственной отсталости является идиотия (IQ ниже 20), характеризующаяся грубым недоразвитием всех психических функций.

Слабоумие

Слабоумие – процесс распада, более или менее сформировавшийся в интеллектуальной и других психических функциях, т. е. слабоумие возникает вследствие приобретенного интеллектуального дефекта.

В раннем возрасте сложно отличить деменцию от умственной отсталости. Дело в том, что любое заболевание или повреждение головного мозга влечет за собой утрату ранее приобретенных навыков, а упадок, порожденный интеллектуальными функциями, приводит к задержке психического развития в целом. Поэтому крайне сложно разграничить приобретенную и врожденную интеллектуальную недостаточность в раннем возрасте. В связи с приобретением интеллектуального дефекта, связанного с прогрессирующим органическим заболеванием головного мозга, эпилепсией и шизофренией, начинающейся в первые годы жизни, необходимо учитывать. Этот процесс имеет сложную структуру. Он включает в себя как индивидуальные особенности деменции, так и умственной отсталости. При возникновении слабоумия у детей в течение трех лет отграничение умственной отсталости становится более четким. Для дифференциации этих форм интеллектуальных нарушений необходимо иметь в виду, что при деменции умственная отсталость возникает при нормальном интеллектуальном развитии. Кроме того, структура психических расстройств при деменции имеет особенности, иллюстрирующие неравномерность когнитивной недостаточности различных функций. Деменция может быть несоответствием между объемом знаний и ограниченными возможностями их реализации.

Нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения и мотивации характеризуют типичные признаки деменции в раннем возрасте, а деменция проявляется поздней утратой приобретенных навыков. Например, если деменция возникает у ребенка в возрасте трех лет, это приводит к тому, что он теряет первоначальные навыки самоконтроля и аккуратности. Затем ребенок может утратить приобретенные ранее навыки, такие как ходьба и чувство привязанности к ближнему.

Синдром Ретта

Одной из форм болезни, сходной с олигофренией, которая включает признаки деменции и умственной отсталости, является синдром Ретта. Около 20 лет назад это заболевание впервые описал австрийский психиатр А. Ретт. Встречается только у девочек с частотой 1:12500. Симптомы развития синдрома Ретта проявляются в 12-18 месяцев, когда девочка начинает терять едва сформировавшиеся речевые, локомоторно-статические и предметно-манипулятивные навыки.

Характерным признаком этого заболевания является сочетание выпадения целенаправленных навыков рук и стереотипных (однообразных) действий рук в виде растирания и отжимания. Монотонное потирание рук у некоторых детей имеет своеобразные движения рук перед грудью или подбородком. В раннем возрасте выявленное движение свидетельствует о затруднении при ходьбе.

При появлении симптомов синдрома Ретта отмечаются бледность кожных покровов, постоянно холодные руки и ноги, общая слабость организма, резкое снижение аппетита, затруднение жевания и глотания. Девушки долго держат пищу во рту, не проглатывая ее. Многих больных приходится кормить, потому что они не умеют пользоваться ложкой или вилкой.

Далее для синдрома Ретта характерны нарушение осанки и постепенное развитие сколиоза. Поза и движения новорожденных девочек становятся крайне однообразными и двигательно неуклюжими. Им трудно манипулировать предметами, они не играют в куклы и другие игрушки. Неврологи обычно говорят, что у них снижен общий мышечный тонус.

Трудности в овладении ходьбой и простейшими предметными действиями, нарушение координации движений, низкий мышечный тонус — типичные признаки болезни Ретта и детского церебрального паралича. Поэтому иногда детям, длительно болеющим, может быть ошибочно поставлен диагноз детского церебрального паралича.

Характерным признаком синдрома Ретта является стойкое отсутствие подражательной деятельности и задержки в развитии материально-практической деятельности и речевого общения. У больных детей лица маловыразительны; они выглядят «безжизненными» или «несчастными». Часто можно встретить взгляд неподвижного, долго сосредотачивающегося на объекте.

Хотя некоторые факторы, такие как степень и причина тяжести, меняются от человека к человеку, некоторые общие предрасполагающие факторы связаны с умственной отсталостью младенцев. Первые факторы этого типа являются наследственными; например, младенец может страдать от врожденных нарушений обмена веществ (они возникают, когда организм младенца не может преобразовывать пищу в энергию, например, в случае расстройства фенилкетонурии), единичных генетических аномалий и нескольких хромосомных аберраций.

Другой причиной умственной отсталости младенцев является воздействие на мать тератогенов или внешних факторов, с которыми мать может столкнуться во время беременности, что наносит ущерб прогрессирующему ребенку в утробе матери. Тератогены могут содержать токсины у женщин, которые принимают наркотики или лекарства во время беременности или подвержены заболеваниям или инфекциям. Несколько других факторов на стадии беременности, которые могут повлиять на развитие умственной отсталости у ребенка, включают недоедание плода, гипоксию, недоношенность или травму. Воздействие окружающей среды также может играть решающую роль: например, у младенцев, выросших в бедной среде, может развиться умственная отсталость. Кроме того, к умственной отсталости младенцев могут привести другие психические расстройства, такие как расстройство аутистического спектра или другие первазивные расстройства развития. Наконец, общие медицинские состояния, возникшие в младенчестве, также могут вызывать умственную отсталость. К ним относятся такие инфекции, как корь или менингит. Если их не лечить должным образом, они могут вызвать задержку развития или воздействие определенных токсинов, таких как свинец или ртуть.

Пренатальные проблемы

Умственная отсталость у младенцев может возникнуть, когда плод не развивается в утробе матери. Кроме того, пренатальные причины включают врожденные инфекции, такие как токсоплазмоз, цитомегаловирус, герпес, краснуха, сифилис и вирус иммунодефицита человека. Осложнения недоношенности у детей с низким весом также могут привести к умственной отсталости.

Заключение

Умственная отсталость у младенцев — это генетическое заболевание, которое обычно проявляется интеллектуальными нарушениями ниже среднего уровня и недостаточностью адаптивного поведения. Несколько генетических или множественных факторов могут вызвать умственную отсталость у младенцев. Врачи не могут определить этиологию как минимум в 25–40% случаев, несмотря на тщательное обследование. Следует проводить систематический осмотр младенцев, уделяя особое внимание проблемам роста, вялости, судорогам в анамнезе и эпизодической рвоте.

📎 Справки:

1. Американская ассоциация по проблемам умственного развития и нарушений развития. (2002). Умственная отсталость: определение, классификация и системы поддержки (10-е изд.

Добавить комментарий