Классификация мировоззрения: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Содержание

Мировоззрение: классификация


Что такое мировоззрение? Даже определение здесь далеко не простое и однозначное. Чаще всего мировоззрением называется система взглядов (представлений) человека о себе, окружающем мире и собственном месте в нём. Чтобы разобраться с термином, нужно понять, что именно обществоведы вкладывают в «систему взглядов». Это важные компоненты мировоззрения, последнее же состоит из самосознания, представлений об окружающем мире и установленной взаимосвязи.

Содержание

  • 1 Уровни мировоззрение
  • 2 Классификация мировоззрения
    • 2.1 1. Житейское
    • 2.2 2. Мифологическое мировоззрение отличается неопределённостью
    • 2.3 3. Религиозное мировоззрение
    • 2.4 4. Научное мировоззрение
    • 2.5 5. Философское
    • 2.6 6. Гуманистическое
  • 3 Исторические формы мировоззрения

Уровни мировоззрение

Базовым считается обыденное мировоззрение. Далеко не все осознают, какую роль в жизни человека оно играет. Речь идёт о представлениях и нравственных ценностях, сформированных в процессе жизни, на основании опыта, инстинктов и критического анализа пережитого. Но обыденное мировоззрение специально не вырабатывают. Оно появляется само, как естественный результат мыслительной активности. Необходимо отметить, что обыденное мировоззрение – это уровень, на котором находится большинство человечества.

Бывает также профессиональное мировоззрение. Его обычно рассматривают как следующий уровень. Формируется у людей в связи со спецификой их профессиональной деятельности, откуда и пошло название. Здесь функции мировоззрения часто носят просветительский характер. Учёный, художник, политик и многие другие пытаются передать свои взгляды на жизнь. Если мировоззрение обыденное формируется случайно, то здесь мы говорим о переработке очень своеобразного опыта, полученного во многом благодаря собственному выбору.

Теоретический уровень предполагает свободное оперирование рядом понятий. В данном случае мировоззрение его сущность и структура анализируются самим индивидуумом, обобщаются и трансформируются (при необходимости). Личность осознанно соглашается с философами или же создаёт собственное течение. Нужно сказать, что в истории было не так много тех, кто достиг подобного понимания себя, мира и происходящих в нём процессов.

Классификация мировоззрения

Говоря о том, что такое мировоззрение, нельзя не затронуть вопрос деления на типы. Отчасти те перекликаются с уровнями. Но здесь есть и свои отличия. Итак, виды мировоззрения:

1. Житейское

В данном случае самому вопросу, что такое мировоззрение, как правило, не придаётся особое значение. Человек пользуется теми представлениями, что сформировались у родственников, близких, окружающих, у него самого благодаря полученному опыту. Он нечасто задумывается над тем, какой смысл носят те или иные установки.

2. Мифологическое мировоззрение отличается неопределённостью

В этой разновидности субъективное и объективное тесно переплетаются. Центральным является миф. Он определяет, как жить, что именно нужно делать. При этом уровень критики – низкий, люди не размышляют над тем, какой смысл скрывается в традициях, обрядах и т. п. Они просто следуют им.

3. Религиозное мировоззрение


Это одно из самых стабильных, влиявших долгое время на умы целых народов. Оно базируется на вере в сверхъестественное, здесь роль мировоззрения в жизни человека становится доминирующей. Именно вера определяет поступки, часто влияет на характер. К тому же мировоззрение религиозное – самое агрессивное среди всех. Оно противостоит критике, не даёт всерьёз рассмотреть постулаты других мировоззрений. Чем и объясняется удивительная живучесть на протяжении такого долгого времени.

Стоит отметить, что религиозное мировоззрение породило, в свою очередь, ответвления. Но его виды и формы в любом случае основаны на вере в сверхъестественное. Яркий пример – метафизическое мировоззрение как система взглядов, где центральное место занимает, опять же, вера в неизменность вещей, природы и всего, что порождено Творцом. Однако подтипы данной категории объединяет то, что здесь не только не задумываются над тем, какой смысл носят те или иные утверждения, но часто об таком нельзя рассуждать. Вернее, можно, но исключительно в определённом контексте.

4. Научное мировоззрение

Это одно из самых популярных в настоящем. Тут важно понимать, какой смысл заложен в окружающем нас мире, что означает то или иное явление. Какая-либо мифология здесь полностью отсутствует. Всё максимально точно, аргументировано и конкретизировано. Научное мировоззрение постоянно развивается, пополняется новыми знаниями, всё более полно отражает окружающий мир. Но в то же время подход не меняется.

5. Философское

Обществознание рассматривает данную разновидность как одно из высших проявлений мыслительной активности. Здесь индивидуум часто теоретизирует, он задумывается над тем, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности, какой смысл у определённых понятий, какие формы может принимать знание. Сам вид основывается на фактах, такой же подход демонстрируют и учёные. Но научное мировоззрение не решает новые экзистенциальные проблемы. Кроме того, оно практически не имеет дела с так называемыми вечными вопросами.

Философия же активно ими интересуется. В ней отчасти можно увидеть мифологическое мировоззрение, особенно в отношении к неопределённому, к тому, что оно допускается и включается в систему ценностей. Свой отпечаток оставило и религиозное мировоззрение, например, по поводу того, что касается морально-нравственных ценностей. Но в целом доминирующим здесь считается широкий подход в сочетании с критичностью. Не зря системно рационализированное мировоззрение называют философией.

6. Гуманистическое


В то время как религиозное мировоззрение ставит в центр Бога, тут главным оказывается сам человек, человеческие возможности, характер, способность к созиданию и развитию. Если сравнивать с остальными подходами к формированию взглядов о себе и окружающем мире, то научное мировоззрение в большей степени обращено на законы (закономерности) окружающего мира, на познание, выявление и исследование. Человек здесь не может претендовать на особую роль, в отличие от гуманистического.

Необходимо отметить, что основные типы мировоззрения довольно жёстко классифицируются в науке (в рамках обществоведческого пласта знаний, например). Но в повседневной жизни в сознании одного человека особенности религиозного мировоззрения способны тесно переплетаться с гуманистическим или даже научным, просто по разным вопросам. Кроме того, люди склонны к изменениям своих взглядов. И если раньше в суждениях одной и той же личности наблюдались особенности мифологического мировоззрения, то впоследствии они могут смениться на теоретические.

Исторические формы мировоззрения

Традиционно первым появилось мифологическое мировоззрение. Оно было призвано объяснить природу вещей, явлений, которые вызывали вопросы. На обсуждаемом этапе люди не задавались сложными вопросами, не рассуждали о том, что такое «мировоззрение типы мировоззрения», например. Далеко не все осознавали, что у них есть система ценностей.

Вторым появилось религиозное мировоззрение, которое оказалось гораздо более структурированным. Оно не только давало представление, но и позволило разработать этику, уставить ограничения. Мировоззренческая функции религии, опять же, не всегда осознавалась и исследовалась. Многие просто подчинялись догматам.

Однако мировоззрение и его виды формы – всё это постоянно развивалось. Постепенно религия перестала удовлетворять социум. Появилась наука, которая выгодно отличалась прогрессивным подходом, стремлением к точности и новым знаниям, объявленным здесь ценностью. Противоположностью такому направлению стало реакционное мировоззрение, довлеющее ко всему старому, стабильному, устоявшемуся.


При изучении данной темы стоит отметить, что понятие мировоззрения и структура мировоззрения исследуются философами до сих пор. Современные теории считаются наиболее спорными, потому что они не прошли проверку временем. Но если вы захотите ознакомиться с такими вопросами глубже, достаточно будет поискать информацию по запросу «мировоззрение его структура и исторические типы». В контексте развития и перспектив рассматриваются и современные явления.

Мировоззрение, его виды и формы / Справочник :: Бингоскул

Мировоззрение, его виды и формы

добавить в закладки удалить из закладок

Содержание:

Мировоззрение – совокупность представлений об окружающем мире: природе, человеке, социуме; находит выражение в комплексе ценностей и идеалов личности.

Формы мировоззрения

Существуют 3 формы:

  1. Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения, основанная на пережитых ситуациях, социальном опыте.
  2. Мировосприятие – выражается в теоретическом описании окружающей действительности.
  3. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона, представление о собственном смысле жизни.

Виды мировоззрения

Виды мировоззрения
Вид Сущность
Обыденное мировоззрение – формируется в повседневности, опирается на полученные житейские знания об окружающем мире. В ходе жизни человека происходят различные события (работа и отдых, воспитание детей, просмотр ТВ), это оказывает влияние на представление о мире.
Религиозное мировоззрение – вера в сверхъестественное порождает этот вид мировоззрения. В древние времена религия имела своё выражение в мифологии. Главная черта мифологического мировоззрения – политеизм (многобожие), в то время как в религиозном – монотеизм (вера в единого Бога). Мир делится на 2 части – сверхъестественное и естественное, которые сотворены Богом. Религиозные люди следуют заповедям и канонам своих вероучений. Совершают свойственные обряды (намаз, причащение и т.д.)
Научное мировоззрение – эта форма присуща деятелям науки (учёные, исследователи). Для них управление миром происходит по естественных законах природы и общества, которые возможно описать теоретически. Научное мировоззрение отрицает непризнанные наукой явления, стремится к логическим и рациональным обоснованиям.

Особенности мировоззрения

  1. Исторично и привязано к стадиям общественного развития;
  2. Подвержено изменениям на протяжении жизни;
  3. Тесно взаимосвязано с убеждениями;
  4. Появление таких форм:
    • Догматизм (характеризуется неподвижностью, стремлению к авторитарности)
    • Скептицизм (использование сомнений в деятельности мышления)
    • Разумный критицизм.
  5. Определяет облик человека: ценности и нормы поведения в обществе.

Классификация мировоззрения


Смотрите также:

  • Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
  • Виды знаний
  • Понятие истины, её критерии
  • Мышление и деятельность
  • Потребности и интересы

Поделитесь в социальных сетях:

9 декабря 2019, 16:43

Could not load xLike class!



Классификация случайных лесов на основе объектов спутниковых снимков Landsat ETM+ и WorldView-2 для картографирования низменных пастбищных сообществ в Тасмании, Австралия

Классификация случайных лесов на основе объектов на спутниковых снимках Landsat ETM+ и WorldView-2 для картографирования низменных пастбищных сообществ в Тасмании, Австралия

  • Мелвилл, Бетани
  • ;
  • Люсьер, Арко
  • ;
  • Арьял, Джаганнатх
Аннотация

В этой статье представлен подход к классификации случайных лесов для выявления и картирования трех типов низменных местных пастбищных сообществ, обнаруженных в регионе Мидлендс Тасмании. Из-за того, что этим сообществам придается высокий приоритет сохранения, возрастает потребность в определении соответствующих наборов данных, которые можно использовать для получения точных и часто обновляемых карт протяженности сообщества. Поэтому в этой статье предлагается метод, использующий повторную классификацию и проверку статистической значимости в качестве средства определения наиболее подходящего набора данных для картирования этих сообществ. Были получены и проанализированы два набора данных; сцена Landsat ETM+ и сцена WorldView-2, обе из 2010 года. Данные для обучения и проверки были случайным образом подмножены с использованием k-кратного (k = 50) подхода из ранее существовавшего набора полевых данных. Poa labillardierei, Themeda triandra и комплексные сообщества равнинных естественных пастбищ были выявлены в дополнение к засушливым лесам и сельскому хозяйству. Для каждого подмножества случайно распределенных точек модель случайного леса обучалась на основе каждого набора данных, а затем использовалась для классификации соответствующих изображений.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Проверка выполнялась с использованием обратных точек из независимого подмножества, которое не использовалось для обучения модели. Окончательная точность обучения и классификации сообщалась в соответствии со средним классом для каждого набора спутниковых данных. Был проведен дисперсионный анализ (ANOVA), чтобы определить, различалась ли точность классификации между двумя наборами данных, а также между классификациями. Результаты показали среднюю точность класса от 54% до 87%. Точность класса значительно отличалась только между наборами данных для классов сухих лесов и пастбищ Themeda, при этом набор данных WorldView-2 показал более высокую среднюю точность классификации. Результаты этого исследования показывают, что дистанционное зондирование является жизнеспособным методом для идентификации низменных местных пастбищных сообществ в Мидлендсе Тасмании, и что повторная классификация и статистически значимое тестирование могут использоваться для определения оптимальных наборов данных для картирования растительных сообществ.


Публикация:

Международный журнал прикладного наблюдения Земли и геоинформации

Дата публикации:
апрель 2018 г.
DOI:
10.1016/j.jag.2017.11.006
Биб-код:
2018IJAEO..66…46M
Ключевые слова:
  • Естественные пастбища;
  • Случайный лес;
  • -кратная перекрестная проверка;
  • Объектный анализ изображений

наборов данных имеют представления о мире

наборы данных имеют представления о мире

Каждый набор данных передает другую точку зрения.

Когда вы меняете точку зрения, ваши выводы тоже могут измениться.

Предположим, у вас есть набор фигур. Они могут быть как заштрихованными, так и незаштрихованными. Выглядят они примерно так:

Вы создали контролируемый классификатор машинного обучения, который автоматически классифицирует каждую форму как затененную или незатененную. Вы называете это «затененным классификатором».

Нажмите «Запустить классификатор», чтобы увидеть, как работает ваша модель.

Это не идеально — некоторые формы определенно неправильно классифицированы. Вы хотите улучшить свою модель!

Для этого вам нужно больше узнать о типах ошибок, которые допускает ваша модель.

Думая о предвзятости

Во время обучения вы давали своей модели только необработанное изображение каждой формы и одну метку истинности: затененная и незатененная. Но, возможно, что-то в вашей модели — распределение используемых вами обучающих данных, выбранная вами архитектура или то, как вы задали свои гиперпараметры — привело к тому, что ваша модель работала лучше на одних фигурах, чем на других.

На самом деле, вы видели много документов и статей, в которых упоминались проблемы смещенной производительности модели между кругами, треугольниками и прямоугольниками в данных формы. В одной статье говорится, что алгоритмы определения формы хуже работают с треугольниками; в другой статье говорится, что точность цветопередачи — проблема с кругами. Итак, вы задаетесь вопросом: есть ли предубеждения в

неправильная классификация вашей модели ?

Вы хотите убедиться, что ваша модель одинаково хорошо работает в кругах, треугольниках и прямоугольниках, поэтому вы решаете провести анализ справедливости.

Есть только одна проблема: у вас нет меток для того, какие из ваших фигур являются кругами, треугольниками или прямоугольниками.

Итак, вы решили отправить свои данные специалистам по маркировке данных.

Вы получили отзыв от группы маркировки данных о том, что они не знают, что делать с фигурами, которые не являются точно кругами, треугольниками или прямоугольниками.

Для фигур, которые неясны, вы можете попросить их использовать их наилучшие предположения или просто пометить их как «другие». Тогда вы, наконец, можете провести анализ справедливости!

Ниже приведен интерфейс, который они видят:

Эти формы должны быть помечены…

Если вы вернетесь назад и измените инструкции для этикетировщиков, с какими формами вы справитесь хуже всего? Где вы находите предвзятость?

Вы заметили, что ваши результаты зависят от того, как вы решили классифицировать фигуры в наших данных.

Потому что, в конечном счете, этот — это не мир, состоящий только из кругов, треугольников и прямоугольников!

Думая о классификации

Что мы могли бы узнать о работе нашего классификатора, если бы использовали разные категории?

Все формы в основном…

Все остальное должно быть помечено…

В каждой из различных категорий какие фигуры у вас хуже всего? Где вы находите предвзятость?

Каждый способ категоризации фигур требует разного подхода к тому, что важно. Каждый из них делает одни характеристики более важными, чем другие, делает одни различия видимыми, а другие невидимыми, и позволяет легко классифицировать одни вещи, в то время как другие становятся исключениями.

И каждый из них говорит вам что-то свое о том, какое смещение имеет ваш классификатор!

Группировка и перегруппировка

Вот еще один способ взглянуть на те же результаты. Мы можем нарисовать все фигуры, которые были правильно классифицированы над пунктирной линией, и все неправильно классифицированные фигуры под ней.

Мы по-прежнему смотрим на одну и ту же модель, выполняющую ту же классификацию на одних и тех же фигурах, поэтому одни и те же фигуры остаются выше и ниже линии. Но каждый способ группировки результатов распределяет ошибки по-разному — каждый способ говорит вам что-то свое.

Этикетки рассказывают истории

Решения, которые вы принимаете о классификации, пусть и небольшие…

Все формы в основном…

… начать формировать решения других…

…они формируют анализ, который вы можете сделать…

…и они формируют характер разговоров.

Естественно хотеть найти выход из этой проблемы, собрав больше признаков или собрав больше данных. Если у нас будет достаточно подробностей на достаточном количестве данных, мы, конечно же, сможем избежать принятия подобных решений, верно?

К сожалению, это не так. Любое описание окружающего нас мира — рассказываем ли мы историю другу или рассказываем компьютеру о фигурах — требует от нас выбора, какую информацию важно передать и какие инструменты мы хотим использовать для ее передачи.

Думаем мы об этом или нет, мы всегда делаем выбор в отношении классификации.

Все люди в основном… мужчины или женщины

Вся еда в основном… сладкая или соленая

Весь контент в основном… подходит для детей или взрослых

Все высказывания в основном… ненавистнические высказывания или приемлемые высказывания

Все результаты в основном… значимы или незначимы

И, как мы видели на примере форм, все эти выборы делают одни характеристики более важными, чем другие, делают одни различия видимыми, а другие невидимыми, и упрощают классификацию одних вещей, в то время как другие становятся исключениями.

На практике

Давайте подробнее рассмотрим, как это проявляется в реальных приложениях машинного обучения. Одним из простых примеров являются задачи обнаружения контролируемых объектов.

Например, давайте представим, что мы хотим обучить модель обнаружения объектов на наборе данных, включающем это изображение:


Источник: Wikimedia Commons

Мы могли бы дать ему следующие ограничивающие рамки истинности:

Это выглядит объективно, верно? Ведь здание есть здание, куст есть куст, а гора есть гора!

Но даже маркируя одни и те же области на одном и том же изображении, вы можете передать совершенно другую перспективу:

Или рассмотрите изображение ниже с несколькими наборами меток «наземной истины». Глядя на каждую из этих этикеток, считайте:

Какие функции имеют значение? Что маркируется? Чье мировоззрение приходит через? Что вы можете узнать из этого набора ярлыков, чего не узнали бы из другого?

Источник: Викисклад

Не существует «вида из ниоткуда», универсального способа упорядочить каждый предмет, слово или изображение. Наборы данных всегда являются продуктами определенного времени, места и набора условий; они являются социально расположенными артефактами. У них есть истории; у них политика. И игнорирование этого факта имеет вполне реальные последствия.

Так что нам делать с этой информацией?

Для начала стоит задуматься о своем собственном контексте и поинтересоваться своими данными.

Если трудно увидеть значения набора данных — если он кажется «объективным», «универсальным» или «нейтральным» — это может просто отражать мировоззрение, к которому вы привыкли. Итак, понимание ограниченности собственного мировоззрения может рассказать вам об ограниченности «объективных» данных. Какие предположения вы делаете о мире? Что похоже на здравый смысл? Что кажется чуждым?

И покопайся в своих данных! Кто собирал эти данные? Почему его собрали? Кто заплатил за это? Откуда взялась «земная правда»?

Возможно, вы даже задаетесь вопросом, какие предположения лежат в основе разработки наборов данных машинного обучения, или даже более глубоко задумываетесь о классификации в целом.

Добавить комментарий