Классификация мировоззрения: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

Мировоззрение, его виды и формы / Справочник :: Бингоскул

Мировоззрение, его виды и формы

добавить в закладки удалить из закладок

Содержание:

Мировоззрение – совокупность представлений об окружающем мире: природе, человеке, социуме; находит выражение в комплексе ценностей и идеалов личности.

Формы мировоззрения

Существуют 3 формы:

  1. Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения, основанная на пережитых ситуациях, социальном опыте.
  2. Мировосприятие – выражается в теоретическом описании окружающей действительности.
  3. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона, представление о собственном смысле жизни.

Виды мировоззрения

Виды мировоззрения
ВидСущность
Обыденное мировоззрение– формируется в повседневности, опирается на полученные житейские знания об окружающем мире. В ходе жизни человека происходят различные события (работа и отдых, воспитание детей, просмотр ТВ), это оказывает влияние на представление о мире.
Религиозное мировоззрение– вера в сверхъестественное порождает этот вид мировоззрения. В древние времена религия имела своё выражение в мифологии. Главная черта мифологического мировоззрения – политеизм (многобожие), в то время как в религиозном – монотеизм (вера в единого Бога). Мир делится на 2 части – сверхъестественное и естественное, которые сотворены Богом. Религиозные люди следуют заповедям и канонам своих вероучений. Совершают свойственные обряды (намаз, причащение и т.д.)
Научное мировоззрение– эта форма присуща деятелям науки (учёные, исследователи). Для них управление миром происходит по естественных законах природы и общества, которые возможно описать теоретически. Научное мировоззрение отрицает непризнанные наукой явления, стремится к логическим и рациональным обоснованиям.

Особенности мировоззрения

  1. Исторично и привязано к стадиям общественного развития;
  2. Подвержено изменениям на протяжении жизни;
  3. Тесно взаимосвязано с убеждениями;
  4. Появление таких форм:
    • Догматизм (характеризуется неподвижностью, стремлению к авторитарности)
    • Скептицизм (использование сомнений в деятельности мышления)
    • Разумный критицизм.
  5. Определяет облик человека: ценности и нормы поведения в обществе.

Классификация мировоззрения


Смотрите также:

  • Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
  • Виды знаний
  • Понятие истины, её критерии
  • Мышление и деятельность
  • Потребности и интересы

Поделитесь в социальных сетях:

9 декабря 2019, 16:43

Could not load xLike class!



Мировоззрение: что это такое — подробный пример, виды, структура

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это система взглядов, оценок и представлений о мире, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.

Это понятие объединяет в себе фактические знания и всевозможные убеждения. При этом можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, оно, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. Мировоззрение личности формируется и развивается на протяжении всей жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами становится более осознанным.

Существует два уровня мировоззрения:

  • Обыденный. На этом уровне мировоззрение строится посредством чувственного познания на основе повседневных эмоций и переживаний.
  • Рациональный. Это более осмысленный уровень. В его основе лежит рациональное познание, поэтому он формируется у людей с развитым критическим мышлением.

Важнейшей характеристикой мировоззрения является его целостность. Несмотря на то, что оно является комплексной системой взглядов, его элементы всегда приведены к некоторому «общему знаменателю». Если же появляется какая-то новая информация, которая не вписывается в мировоззрение, для неё придумывается объяснение, позволяющее устранить противоречие, после чего мировоззрение снова становится целостной системой.

Пример мировоззрения

Как мы уже обсудили, мировоззрение — это система взглядов и оценок об окружающем мире, людях, самом себе. Конечно, мировоззрение очень многогранно и касается множества аспектов жизни, но для примера пройдемся по наиболее важным аспектам. Итак, пример мировоззрения:

Окружающий мир существует по определённым законам, часть из которых справедлива, другая часть не совсем. С одной стороны, если трудиться и прикладывать усилия, то каждый может добиться успеха. Это справедливо. Однако, не у всех равные возможности. Из-за проблем со здоровьем некоторым людям приходится значительно тяжелее с самого рождения. Это не справедливо. Но изменить это невозможно, поэтому остаётся принять эти правила и постараться делать то, что я могу с тем, что имею.

Тем не менее, по возможности, я считаю необходимым помогать людям, которые в этом нуждаются, стараясь делать мир чуточку лучше.

В мире нет ничего сверхъестественного — всё функционирует по правилам, которые объяснимы с точки зрения науки. Многие из того, что происходит вокруг, уже смогла объяснить наука, но многое ещё предстоит изучить. Для меня изучение окружающего мира представляет большой интерес, я люблю постигать тайны космоса и не перестаю удивляться необъятным размерам вселенной.

Люди делятся на плохих и хороших. Понять, кто перед тобой часто бывает непросто, а иногда и вовсе — невозможно. Но всё тайное становится явным — рано или поздно каждый человек раскрывает свою истинную сущность. Из-за этого я не спешу доверять и открываться людям, пока мне не станет понятно наверняка, что человеку можно доверять.

Я — хороший человек, но не идеальный. Такие качества, как честность, добропорядочность, умение держать свои обещания — считаю одними из наиболее важных качеств человека. Стараюсь воспитывать и поддерживать эти качества в себе. Между тем, у меня есть и ряд минусов, к числу которых относится желание критиковать окружающих, поучать без спроса, лезть со своими советами направо и налево. Данное качество усложняет мои отношения с окружающими, поэтому я стараюсь себя сдерживать.

Искать, в чём смысл жизни, считаю нецелесообразным, поскольку единого ответа на данный вопрос не найти, сколько не ищи. Однако, отсутствие смысла не делает жизнь хуже. Важно лишь одно — счастлив я, или же нет. Если да — значит я на правильном пути. Если нет, то надо что-то менять в жизни, пробовать что-то новое. Главное, помнить, что каждый день по своему прекрасен и неповторим. Каждый день заслуживает шанс стать лучшим в жизни.

В этом примере содержится лишь малая часть того, что входит в понятие мировоззрение. Текст можно было продолжать ещё долго, но основную суть Вы уловили. Если говорить простым языком, мировоззрение — это отношение ко всему, что есть вокруг и осознание своего места в этом мире.

Характерные особенности мировоззрения

Как для индивидуального, так и для общественного мировоззрения характерны следующие особенности:

  • Историческая обусловленность. Мировоззрение человека формируется на основании мировоззрения общества, в котором он вырос. Таким образом, и в общественном, и в индивидуальном мировоззрении, как правило, глубоко заложены проблемы, пережитые этим обществом, различные «исторические травмы», знаменательные события и прочее.
  • Взаимосвязь с убеждениями. У каждого человека свои жизненные принципы и убеждения, и они всегда тесно взаимосвязаны с его мировоззрением. С возрастом некоторые убеждения меняются, и это сказывается на мировоззрении. Разумеется, присутствует и обратная зависимость. Новые знания и жизненный опыт могут влиять на мировоззрение, и это сказывается на убеждениях.
  • Зависимость от эмоций. Большинство людей искренне верит, что их мировоззрение ни в чём не противоречит законам логики и здравому смыслу. Но в действительности всё обстоит несколько иначе. Наше мировоззрение формируется преимущественно на основании эмоциональной оценки различных событий, которые мы переживаем сами или наблюдаем со стороны.
  • Зависимость от знаний. Фактические знания об окружающей действительности также оказывают существенное влияние на мировоззрение в процессе его формирования и развития. Например, оно очень сильно меняется у людей, изучающих основы психологии, поскольку они начинают лучше понимать мотивы других людей (и даже свои собственные).
  • Возможность активного формирования. В большинстве случаев мировоззрение формируется пассивно, на основании наиболее доступной информации (книги, телевизионные шоу, сериалы и прочее). Однако каждый человек имеет возможность самостоятельно искать новые знания, прикладывая усилия к тому, чтобы осознанно формировать своё мировоззрение и свою индивидуальность.

Структура мировоззрения

Чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, разберём подробно его внутреннюю структуру и выделим все элементы, из которых оно формируется:

  • Знания. Существуют разные виды знаний (эмпирические, теоретические, профессиональные, практические). Как правило, именно наличие реальных знаний позволяет человеку быть уверенным в правильности своих оценок при формировании мировоззрения.
  • Чувства. Мировоззрение формируется не столько в процессе познания, сколько в те моменты, когда человек даёт оценку событиям и явлениям, связывает их с какими-то чувствами и эмоциями.
  • Ценности. Это ещё одно понятие, неотделимое от мировоззрения. У каждого человека есть своя индивидуальная система ценностей – вещей, которым он придаёт наибольшее значение. И эта система служит призмой, через которую он смотрит на мир.
  • Поступки. Как плохие, так и хорошие поступки являются проявлениями мировоззрения. Например, совершая некрасивый поступок, человек может оправдывать его убеждением, что «мир всё равно несправедлив, поэтому незачем стараться быть хорошим».
  • Убеждения. Убеждениями обычно называют взгляды на то, как устроен окружающий мир, как он должен быть устроен и как люди должны поступать по отношению друг к другу. И это одна из важнейших составляющих мировоззрения.
  • Характер. Характер оказывает существенное влияние на повседневное поведение человека, определяя не только его поступки, но и его реакции на внешние события. Поэтому он оказывает существенное влияние на то, как формируется и развивается мировоззрение.

Составляющие мировоззрения

Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:

  • Мироощущение. Это эмоциональная составляющая мировоззрения. При взаимодействии с окружающим миром, человек оценивает происходящие события, и у него формируется понимание того, насколько мир справедлив по отношению к нему и вообще. Кто-то радуется удачам и предчувствует успех, а кто-то испытывает обратные чувства. Таким образом, по мироощущению люди делятся на пессимистов, считающих мир несправедливым, и оптимистов, верящих, что мир к ним благосклонен.
  • Мировосприятие. Эта составляющая похожа на предыдущую. Человек может считать мир дружественным или враждебным, и на основании этого строить свою картину мира. Мировосприятие определяет, как человек видит окружающих и как позиционирует себя. Он может считать себя победителем или неудачником, а окружающих – друзьями или врагами.
  • Миропонимание. Эта составляющая характеризует уровень познания окружающего мира и определяется сложностью образов, которыми может оперировать человек. По мере взросления миропонимание расширяется. Сразу после рождения ребёнок воспринимает лишь образ матери, но позже учится воспринимать и других людей. Со временем миропонимание расширяется до города, страны, планеты, Вселенной.

Разновидности и примеры мировоззрения

В зависимости от того, какие вещи являются наиболее значимыми в жизни конкретного человека (или общества), мировоззрение может приобретать разные формы. Обычно выделяют 5 его разновидностей:

  • Обыденное. Это мировоззрение, которое формируется у каждого человека в процессе его повседневной жизни. Оно основывается преимущественно на жизненном опыте и даёт простые ответы на большинство житейских вопросов.
  • Религиозное. Это мировоззрение, связанное с верой и формирующееся у тех людей, для которых эта сфера жизни является наиболее значимой. Как правило, они принимают взгляды и обычаи, свойственные их религии, и придерживаются их, совершая все необходимые культовые действия (молитвы, обряды, жертвоприношения). При этом степень приверженности вере часто отождествляется с нравственностью.
  • Мифологическое. Это мировоззрение основано на мифах – вымышленных историях, объясняющих реальность. Основное отличие мифологии от религии заключается в том, что она не требует от человека веры и совершения каких-либо ритуальных действий, а просто объясняет различные факты и явления.
  • Научное. Люди, у которых сформировалось научное мировоззрение, обычно обладают развитым критическим мышлением. Они склонны перепроверять факты и верят лишь тому, что доказано или достаточно твёрдо аргументировано. Эта форма мировоззрения строится на научном познании и является самой точной. При этом она отвечает не на все вопросы. В связи с этим умение признавать собственное незнание является одной из черт людей, обладающих научным мировоззрением.
  • Философское. Это мировоззрение строится на размышлениях об устройстве мира, на диалоге с собой. Для него характерны доказательность, логическая обоснованность и целостность. Но при этом оно является достаточно труднодоступным для большинства людей.

Конечно же, в каждом человеке в той или иной мере присутствуют все перечисленные виды мировоззрения, но всегда имеется одно основное, максимально точно соответствующее его картине мира и жизненным ценностям.

Как формируется мировоззрение?

Для правильного понимания того, что такое мировоззрение, важно знать, что оно не является врождённой особенностью. Оно формируется и развивается в процессе социализации человека под влиянием общественного мировоззрения, господствующего в конкретном обществе. В некоторых случаях оно может меняться достаточно радикальным образом.

Формирование мировоззрения начинается в раннем детстве. Изначально ребёнок не нуждается в научных доказательствах и философских размышлениях. Ему нужны моментальные ответы на все вопросы. При этом он верит, что взрослые всё знают, всегда говорят ему правду и могут решить все возникающие у него проблемы. Поэтому детское мировоззрение можно считать обыденным с некоторыми признаками религиозного.

По мере взросления ребёнок накапливает опыт, сталкивается с тем, что некоторые его взгляды оказываются ошибочными, в том числе и взгляды, навязанные родителями, воспитателями и прочими взрослыми. Его мировоззрение при этом расширяется, дополняясь научными и философскими взглядами. Значительное влияние на него оказывает образование и выбранная специальность.

Одним из наиболее важных этапов формирования мировоззрения является нахождение своего места в обществе. При этом его развитие не заканчивается никогда. В процессе жизни представления человека об окружающем мире многократно меняются, он пересматривает свои взгляды и убеждения, отказывается от старых ценностей и принимает новые. Важно понимать, что развитие мировоззрения – это постоянный процесс, не прекращающийся в течение всей жизни человека.

Что влияет на формирование мировоззрения?

Как было отмечено выше, мировоззрение формируется у человека в течение жизни под влиянием различных внешних факторов. Наибольшее влияние оказывают такие факторы как:

  • Окружение. Конечно же, в первую очередь это люди, окружающие ребенка при его взрослении. Это родители и остальные родственники, воспитатели и наставники. Для большинства людей окружение является самым важным фактором. К примеру, верующие люди, как правило, придерживаются именно той религии, к которой их приучили родители.
  • Общество. Мировоззрение социума также играет важную роль. По мере взросления ребёнок в значительной мере перенимает его через культуру, традиции и стереотипы. Его представление о своём месте в обществе, о семейной жизни, об успешности и прочих социальных аспектах формируется именно на основе общественного мировоззрения.
  • Религия. Большинство мировых вероисповеданий напрямую указывает, каких взглядов должен придерживаться верующий человек, а также регулирует основные аспекты личной и социальной жизни.
  • Образование и наука. Высокий уровень образования обычно способствует вырабатыванию у человека научного мировоззрения. Он начинает отделять эмоции от фактов, оценивать достоверность новых знаний.
  • Эпоха. Мировоззрение может быть признаком эпохи и временных обстоятельств, в которых растёт и взрослеет человека. Особенно значимым данный фактор стал сейчас, в эпоху доступной информации и стремительного развития технологий. Поэтому мировоззрение большинства людей сейчас так сильно отличается от родительского.
  • Профессия. Основной вид деятельности, профессиональные знания и опыт оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения. Лучшим примером здесь являются упомянутые выше психологи, которым их образование и опыт позволяют гораздо лучше понимать не только чужие эмоции, но и свои собственные.

Функции мировоззрения

Можно без преувеличения сказать, что мировоззрение определяет всю жизнь человека, заставляя его выбирать для себя тот или иной путь при принятии судьбоносных решений. При этом у него есть 3 основных функции:

  • Познавательная. Мировоззрение является источником знаний. Эти знания не обязательно являются достоверными, но позволяют быстро находить ответы на возникающие вопросы.
  • Ценностно-ориентационная. В рамках данной функции мировоззрение помогает человеку формировать его собственную систему ценностей.
  • Практическая. Каждый день мы принимаем сотни решений в разных сферах жизни, руководствуясь своим мировоззрением.

Заключение

Мировоззрение – это сложная и хорошо согласованная система знаний, жизненных принципов, взглядов, стереотипов и убеждений. У каждого из нас оно формируется в раннем детстве под влиянием родителей и воспитателей, а потом непрерывно развивается в течение всей жизни. При этом каждый сам выбирает, будет ли его мировоззрение формироваться пассивно, либо он сам будет управлять тем, какие принципы и убеждения ложатся в его основу.

Иногда под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Обычно спустя некоторое время целостность мировоззрения восстанавливается, но в некоторых случаях наступают нежелательные последствия (например, аддиктивное поведение или вступление в секту).

Мировоззрение присутствует не только на уровне личности, но и на уровне социальной группы или иной общности. В частности, отражением общественного мировоззрения является менталитет – совокупность типичных психических свойств, присутствующая у обширной группы людей (например, у нации или жителей одного города).

65 Примеры мировоззрения (2023)

Мировоззрение — это система убеждений, которая формирует восприятие, ценности и действия человека. Это якорь, на котором мы можем жить так, чтобы он соответствовал нашей основной системе убеждений.

Существует четыре типа мировоззрения. К ним относятся: мировоззренческие, идеологические, религиозные и философские. В каждой из этих категорий мы можем выделить примеры мировоззрений, таких как оптимизм, либертарианство, монотеизм и стоицизм.

Список мировоззрений, обсуждаемых в этой статье

Примеры мировоззрений

1. Мировоззрения установок

Мировоззрение установок – это общая предрасположенность человека. Его можно рассматривать как основные черты личного характера человека, которые имеют тенденцию быть достаточно последовательными, чтобы их можно было рассматривать как личность человека.

Примеры установочных мировоззрений включают оптимизм, пессимизм, сострадание, задумчивость и склонность к приключениям.

Наиболее распространенная метафора, которую мы используем при изучении мировоззрения установок, — это метафора «стакан наполовину полон» и «стакан наполовину пуст». Эта метафора заставляет нас думать о двух людях, смотрящих в один и тот же стакан воды. Один человек говорит: «Этот стакан наполовину полон». Они оптимисты, потому что размышляют о том, что имеют. Другой человек говорит: «Этот стакан наполовину пуст». Они пессимисты, потому что размышляют о том, чего им не хватает.

При оценке эффективности работы работодатель часто ссылается на мировоззрение человека. Они могут говорить о своей трудовой этике, оптимизме или сотрудничестве как о вещах, которые представляют ценность для команды.

Точно так же в школьных табелях учителя могут отражать дружелюбие, устойчивость или мышление учащегося.

List of Attitudinal Worldviews
Optimism Ambitiousness Tolerance Work Ethic
Pessimism Compassion Friendliness Cautiousness
Resilience Respect Skepticism Thoughtfulness

2.

Идеологическое мировоззрение

Идеологическое мировоззрение – это мировоззрение, основанное на ценностях и идеалах человека. Они проистекают из личного представления о том, как мир должен быть устроен как политически, так и экономически.

Примеры идеологических мировоззрений включают капитализм, социализм, коммунизм, социал-демократию, либертарианство, аграрность и тоталитаризм.

Эти идеологические взгляды могут лежать в основе того, как вы голосуете, и вашего представления о том, какими правами и свободами должны обладать люди. Например, социалист может быть больше сосредоточен на социальном равенстве и обеспечении того, чтобы люди получали образование и медицинское обслуживание, в которых они нуждаются, независимо от их дохода.

Напротив, капиталисты могут больше заботиться о том, чтобы у людей была свобода начать свой бизнес и заработать богатство для себя и своей семьи.

Интересно, что в идеологических мировоззрениях присутствует гендерный уклон. Если бы мы посмотрели на кривую распределения, то увидели бы, что женщины ближе к коммунитарным мировоззрениям, а мужчины ближе к индивидуалистическим мировоззрениям.

Список идеологических мировоззрений
Individualism Collectivism Authoritarianism Neoliberalism
Capitalism Anarchism Totalitarianism Environmentalism
Socialism Libertarianism Constitutionalism Localism
Communism Agrarianism Глобализм Прогрессизм
Республиканизм Монархизм Плюрализм Популизм
Технократия Прогрессивизм Сохранял Демократия
9000. 3,0031. Даже люди, не верящие в бога или неуверенные, могут быть отнесены к обладающим религиозным мировоззрением (агностицизм и атеизм).

Мы также можем разделить религиозные мировоззрения на несколько ключевых типов, включая монотеизм, политеизм и атеизм.

Большинство основных мировых религий являются монотеистическими, включая христианство, исламизм, мормонизм, католицизм и иудаизм.

Люди с твердой верой в организованную религию могут обратиться к своим основополагающим текстам (например, Библии, Корану и т. д.), чтобы сформировать свое мировоззрение. Через эти тексты они развивают убеждения о морали, о том, как жить хорошей жизнью, об отношениях между полами и даже о том, что и когда есть!

Список религиозных мировоззрений
Christianity Sikhism Islamism Buddhism
Hinduism Mormonism Catholicism Protestantism
Jainism Daoism Judaism Atheism

4. Philosophical Worldviews

Философское мировоззрение относится к вашим убеждениям по фундаментальным вопросам, таким как природа существования, истина, знание и социальные отношения.

В то время как философские взгляды на мир похожи на религиозные и идеологические мировоззрения и основаны на них, ваша философия, как правило, представляет собой набор эпистемологических убеждений, основанных на критических рассуждениях и систематических и рациональных исследованиях.

Философские мировоззрения также часто основываются на школах мысли, возникающих в результате академических исследований, таких как плюрализм, моральный релятивизм, марксизм, постмодернизм и интеллектуальный консерватизм.

Например, философия стоицизма основана на школе мысли, восходящей к Древней Греции. Это философское мировоззрение учит, что люди должны изменить то, что они могут, и принять то, что они не могут изменить. Он побуждает к личным размышлениям о том, как развивать мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

List of Philosophical Worldviews
Pluralism Moral Relativism Marxism Postmodernism
Conservativism Classical Liberalism Existentialism Humanism
Moral Absolutism Secularism Stoicism Утилитаризм
Детерминизм Конфуцианство Структурализм Материализм

Влияние культуры на мировоззрение

Хотя нам нравится думать, что мы используем личный интеллект и свободное мышление, чтобы прийти к нашему мировоззрению, правда состоит в том, что наше мировоззрение очень сильно зависит от нашей культуры.

Например, подавляющее большинство людей, выросших в исламских семьях, во взрослом возрасте становятся мусульманами; то же самое и с христианством. В то время как небольшие изменения происходят от поколения к поколению, существует четкая передача мировоззрений от поколения к поколению.

Точно так же мы можем видеть, что такие общества, как Соединенные Штаты, в высшей степени индивидуалистичны, тогда как общества в Скандинавии по своей природе более коммунитарны. Простое знакомство с мировоззрением через семью, друзей и средства массовой информации может коренным образом повлиять на ценности, которые мы сознательно принимаем во взрослой жизни.

Это не значит, что у вас нет свободы выбора; скорее, это означает, что на социологическом уровне некоторые мировоззрения более прочно закреплены в одних культурах, чем в других, демонстрируя влияние вашего ситуативного контекста на то, как вы воспринимаете окружающий мир.

Ваше мировоззрение? – Как это определить

Большинство людей с самого начала имеют приблизительное представление о своем мировоззрении. Если вы не можете сформулировать свое мировоззрение прямо сейчас, вам следует начать с вопросов.

Эти вопросы могут включать такие вопросы, как:

  • Какими словами вы бы описали свою личность? (Установочные мировоззрения)
  • Каковы ваши основные убеждения, когда дело доходит до политики и экономики? (Идеологические мировоззрения)
  • Что вы думаете о Боге и духовности? (Религиозные мировоззрения)

Вы также можете много читать, чтобы лучше понять мир, если вы чувствуете, что вам нужно быть более информированным, прежде чем заявить о своем мировоззрении. Обычная книга, которую читают люди, — это «Выбор Софи », вымышленная книга о девушке, которая открывает для себя свое мнение о философии.

Точно так же вы можете посещать занятия по мировым религиям и политике, чтобы лучше понять, каковы ваши основные системы убеждений.

Заключение

Мировоззрение человека представляет собой глубоко укоренившийся набор убеждений, которые формируются рядом факторов, включая семью, культуру, религию и образование. Он также может меняться со временем. Большие события в жизни, такие как рождение ребенка, могут потрясти фундаментальную систему убеждений человека и заставить его переосмыслить все свое мировоззрение.

Точно так же многие люди не знают, каково их личное мировоззрение. Для таких людей саморефлексия, консультации с людьми, которыми они восхищаются, и изучение целого ряда философских и религиозных взглядов могут помочь им развить личную систему убеждений.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

наборов данных имеют представления о мире

наборы данных имеют представления о мире

Каждый набор данных передает другую точку зрения. Когда вы меняете точку зрения, ваши выводы тоже могут измениться.

Предположим, у вас есть набор фигур. Они могут быть как заштрихованными, так и незаштрихованными. Выглядят они примерно так:

Вы создали контролируемый классификатор машинного обучения, который автоматически классифицирует каждую форму как затененную или незатененную. Вы называете это «затененным классификатором».

Нажмите «Запустить классификатор», чтобы увидеть, как работает ваша модель.

Это не идеально — некоторые формы определенно неправильно классифицированы. Вы хотите улучшить свою модель!

Для этого вам нужно больше узнать о типах ошибок, которые допускает ваша модель.

Думая о предвзятости

Во время обучения вы давали своей модели только необработанное изображение каждой формы и одну метку истинности: затененная и незатененная. Но, возможно, что-то в вашей модели — распределение используемых вами обучающих данных, выбранная вами архитектура или то, как вы задали свои гиперпараметры — привело к тому, что ваша модель работала лучше на одних фигурах, чем на других.

На самом деле, вы видели много документов и статей, в которых упоминаются проблемы смещенной производительности модели между кругами, треугольниками и прямоугольниками в данных формы. В одной статье говорится, что алгоритмы определения формы хуже работают с треугольниками; в другой статье говорится, что точность цветопередачи — проблема с кругами. Итак, вы задаетесь вопросом: есть ли предвзятость в неправильной классификации вашей модели ?

Вы хотите убедиться, что ваша модель одинаково хорошо работает в кругах, треугольниках и прямоугольниках, поэтому вы решаете провести анализ справедливости.

Есть только одна проблема: у вас нет меток для того, какие из ваших фигур являются кругами, треугольниками или прямоугольниками.

Итак, вы решили отправить свои данные специалистам по маркировке данных.

Вы получили отзыв от группы маркировки данных о том, что они не знают, что делать с фигурами, которые не являются точно кругами, треугольниками или прямоугольниками.

Для непонятных фигур вы можете попросить их использовать их наилучшие предположения или просто пометить их как «другие». Тогда вы, наконец, можете провести анализ справедливости!

Ниже представлен интерфейс, который они видят:

Эти формы должны быть помечены…

Если вы вернетесь назад и измените инструкции для этикетировщиков, с какими формами вы справитесь хуже всего? Где вы находите предвзятость?

Вы заметили, что ваши результаты зависят от того, как вы решили классифицировать формы в наших данных.

Потому что, в конечном счете, этот — это не мир, состоящий только из кругов, треугольников и прямоугольников!

Думая о классификации

Что мы могли бы узнать о работе нашего классификатора, если бы использовали разные категории?

Все формы в основном…

Все остальное должно быть помечено…

В каждой из различных категорий, в каких формах вы работаете хуже всего? Где вы находите предвзятость?

Каждый способ категоризации фигур требует разного подхода к тому, что важно. Каждый из них делает одни характеристики более важными, чем другие, делает одни различия видимыми, а другие невидимыми, и позволяет легко классифицировать одни вещи, в то время как другие становятся исключениями.

И каждый из них говорит вам что-то свое о том, какое смещение имеет ваш классификатор!

Группировка и перегруппировка

Вот еще один способ взглянуть на те же результаты. Мы можем нарисовать все фигуры, которые были правильно классифицированы над пунктирной линией, и все неправильно классифицированные фигуры под ней.

Мы по-прежнему смотрим на одну и ту же модель, выполняющую ту же классификацию на одних и тех же фигурах, поэтому одни и те же фигуры остаются выше и ниже линии. Но каждый способ группировки результатов распределяет ошибки по-разному — каждый способ говорит вам что-то свое.

Этикетки рассказывают истории

Решения, которые вы принимаете о классификации, пусть и незначительные…

Все формы в основном…

… начать формировать решения других…

… они формируют анализ, который вы можете сделать…

…и они формируют характер разговоров.

Естественно хотеть найти выход из этой проблемы, собрав больше признаков или собрав больше данных. Если у нас будет достаточно подробностей на достаточном количестве данных, мы, конечно же, сможем избежать принятия подобных решений, верно?

К сожалению, это не так. Любое описание окружающего нас мира — рассказываем ли мы историю другу или рассказываем компьютеру о фигурах — требует от нас выбора, какую информацию важно передать и какие инструменты мы хотим использовать для ее передачи.

Думаем мы об этом или нет, мы всегда делаем выбор в отношении классификации.

Все люди в основном… мужчины или женщины

Вся еда в основном… сладкая или соленая

Весь контент в основном… подходит для детей или взрослых

Все высказывания в основном… ненавистнические высказывания или приемлемые высказывания

Все результаты в основном… значимы или незначимы

И, как мы видели на примере форм, все эти выборы делают одни признаки более важными, чем другие, делают одни различия видимыми, а другие невидимыми, и упрощают классификацию одних вещей, в то время как другие становятся исключениями.

На практике

Давайте подробнее рассмотрим, как это проявляется в реальных приложениях машинного обучения. Одним из простых примеров являются задачи обнаружения контролируемых объектов.

Например, давайте представим, что мы хотим обучить модель обнаружения объектов на наборе данных, включающем это изображение:


Источник: Wikimedia Commons

Мы могли бы дать ему следующие ограничивающие рамки истинности:

Это выглядит объективно, верно? Ведь здание есть здание, куст есть куст, а гора есть гора!

Но даже маркируя одни и те же области на одном и том же изображении, вы можете передать совсем другую перспективу:

Или рассмотрите изображение ниже с несколькими наборами меток «наземной истины». Глядя на каждую из этих этикеток, считайте:

Какие функции имеют значение? Что маркируется? Чье мировоззрение приходит через? Что вы можете узнать из этого набора ярлыков, чего не узнали бы из другого?

Источник: Викисклад

Не существует «вида из ниоткуда», универсального способа упорядочить каждый предмет, слово или изображение. Наборы данных всегда являются продуктами определенного времени, места и набора условий; они являются социально расположенными артефактами. У них есть истории; у них политика. И игнорирование этого факта имеет вполне реальные последствия.

Так что нам делать с этой информацией?

Для начала стоит задуматься о своем собственном контексте и поинтересоваться своими данными.

Если трудно увидеть значения набора данных — если он кажется «объективным», «универсальным» или «нейтральным» — это может просто отражать мировоззрение, к которому вы привыкли. Итак, понимание ограниченности собственного мировоззрения может рассказать вам об ограниченности «объективных» данных. Какие предположения вы делаете о мире? Что похоже на здравый смысл? Что кажется чуждым?

И покопайся в своих данных! Кто собирал эти данные? Почему его собрали? Кто заплатил за это? Откуда взялась «земная правда»?

Возможно, вы даже задаетесь вопросом, какие предположения лежат в основе разработки наборов данных машинного обучения, или даже более глубоко задумываетесь о классификации в целом.

Добавить комментарий