Классификация социально психологических явлений: 1.7. Классификация социально-психологических явлений

1.7. Классификация социально-психологических явлений

1.7. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Комментарии

Взаимодействие — процесс вза­имного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отноше­ния и связи.

Социальная перцепция — это про­цесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумевают­ся люди и социальные группы.

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоцио­нальными переживаниями индивидов, участвующих в них.

Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и име­ющее целью достижение изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенчес­кой сферах участвующих в общении людей.

Психология этнических общнос­тей — это социально-психологические явления, характеризующие взаимодей­ствие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей раз­личных этносов (наций), а также их национально-психологические особен­ности.

Психология класса — это соци­ально-психологические явления, воз­никающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимо­отношений представителей различных классов, а также социально-психоло­гические особенности последних.

Психология политики — это со­циально-психологические явления и процессы, характеризующие деятель-

ность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных поли­тических организаций.

Психология религии — это соци­ально-психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, об­щения и взаимоотношений верующих в Бога людей.

Психология малой группы — со­циально-психологические явления и процессы, возникающие и развиваю­щиеся в малой группе.

Психология семейных отноше­ний — социально-психологические явления и процессы, возникающие в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений членов семьи как представителей определенной группы.

Психология межличностных от­ношений — социально-психологичес­кие явления, возникающие и функцио­нирующие в процессе взаимодействия и общения конкретных личностей.

Социальная психология личнос­ти — социально-психологические осо­бенности человека как личности.

Массовидные социально-психо­логические явления — это явления, возникающие в стихийно образующих­ся общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические осо­бенности массовой коммуникации, по­ведение людей в толпе, психологию рек­ламы и распространения слухов.

Психология массовой коммуни­кации — социально-психологические явления и процессы, характеризующие особенности движения и распростра­нения информации в обществе.

Психология социального воздей­ствия — социально-психологические явления, характеризующие влияние людей друг на друга в обществе.

Комментарии

Взаимодействие, социальная пер­цепция, взаимоотношения, общение, взаимопонимание, взаимовлияние — это те феномены, на основе которых образуются и функционируют все дру­гие социально-психологические явле­ния и процессы. Вот почему они носят название

базовых.

Объединяйтесь, люди! Смотрите:ноль— это ничто, но два ноля уже кое-что значат.

Станислав Лец

Взаимодействие— это процесс непосредственного или опосредованно­го воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождаю­щий их взаимную обусловленность и связь.

Социальная перцепция

— это про­цесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумевают­ся люди и социальные группы.

Взаимоотношения (синоним: меж­личностные отношения) в малой, груп­пе — это субъективные связи, возника­ющие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями инди­видов, в них участвующих.

Общение — сложный многоплано­вый процесс установления и развития

контактов и связей между людьми, по­рождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку еди­ной стратегии взаимодействия.

Взаимопонимание

— социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласова­нии индивидуального осмысления пред­мета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии це­лей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых на­блюдается близость или схожесть (пол­ная или частичная) когнитивного, эмо­ционального и поведенческого реагиро­вания на приемлемые для них способы достижения результатов совместной де­ятельности.

Лучшее наслаждение, самая высокаярадость жизни чувствовать себя нужным, и близким людям!

М. Горький

Влияние людей друг на друга

сознательное или бессознательное воз­действие людей друг на друга, ведущее к определенным изменениям в: их со­знании и психике; характере взаимо­действия, взаимоотношений и обще­ния между ними; социально-ролевых отношениях; совместных условиях жизни и деятельности в целом.

Классификация социально психологических общностей

19.08.2016

Принципы и опыт классификации. Классификация социально-психологических общностей или групп может осуществляться на основе самых различных принципов. В качестве таковых могут употребляться критерии различия по характеру деятельности, месту в социальной структуре, по механизму функционирования, целям и задачам и т.

д.

Так, в свое время в отечественной социальной психологии была популярна дифференциация групп, предложенная А. В. Петровским и К. К. Платоновым, по критерию характера образующихся в них отношений. В таком случае различались:

  1. диффузные группы с отношениями, опосредованными только симпатиями—антипатиями;
  2. ассоциации с отношениями, опосредованными личностными целями;
  3. корпорации с отношениями, опосредованными лич-ностно-значимыми, но асоциальными установками; 
  4. коллективы с отношениями, опосредованными личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

При таком подходе вне поля зрения оказывались большие социальные группы. Заслуживает в этой связи внимания классификация, предложенная Г. М. Андреевой, в которой устранен этот недостаток. Она предлагает различать все группы в соответствии со смысловым значением этого слова на условные и реальные. В свою очередь, реальные — на лабораторные и естественные. Те, в свою очередь, — на большие и малые. Большие — на стихийные и устойчивые, а малые — на становящиеся и развитые. При такой классификации понятие группы, как и в предыдущем случае, подменяет более широкое понятие общности и рассматривается преимущественно под углом практики эмпирического, даже экспериментального исследования.

В учебном пособии по социальной психологии под редакцией А. А. Бода-лева и А. Н. Сухова (М. 1995) предпринята попытка введения в структуру аналогичной классификации социально-психологической характеристики общности и социальных институтов. Тем самым достигается значительное расширение феноменологии социально-психологических явлений, подлежащих классификации и не сводимых в строгом смысле слова к понятию «группа». Существенно при этом и то, что феноменология больших общностей получает достаточно развернутую и значительно обогащенную социально-психологическую характеристику.

Однако и при этом остается не совсем ясным характер того основного критерия, по которому дифференцируется все многообразие применяемых здесь понятий: общности, группы, института и движения. Тем не менее предложенную концепцию классификации можно считать заметным шагом вперед по пути обогащения общей картины всего многообразия социально-психологических проявлений общности.

Величина общностей как логическое основание для их дифференциации. Не претендуя на столь же дифференцированную социально-психологическую характеристику феноменологии общности, ограничимся лишь критерием масштаба или величины рассматриваемого явления. Тогда можно было бы говорить о различии всех общностей на глобальные или локальные макрообщности, на общности среднего уровня и микрообщности.

Реальность этих различий можно проследить и на ходе развития социально-психологической мысли и соответствующих эмпирических исследований.

Общая тенденция здесь такова: от изначального внимания к большим и предельно большим психологическим общностям к альтернативным им по масштабу микрообщностям, а затем несколько позже к общностям среднего масштаба.

Так, для этапа становления социальной психологии в качестве течения мысли во второй половине XIX века характерно обращение к изучению больших общностей, а соответственно этому к психологии эпохи или духа времени, к психологии народов и масс.

В первой четверти XX века начинаются эмпирические и экспериментальные исследования психологических особенностей состояния и поведения индивида в малой группе и психологии самой микрогрупповой динамики. Значительно позже приходит время исследований психологии общностей среднего масштаба — психологии организации.

В самом же широком смысле понятие общности вполне применимо уже к характеристике психологических особенностей человечества в целом. Здесь проходит качественный раздел между социальной психологией человека и инстинктивной психикой животных. Вместе с тем это предполагает и отличие человеческой общности как сообщества землян от всех других ассоциаций подобных человеку высокоорганизованных существ («инопланетян»), которые вполне возможны в бескрайних просторах вселенной.

К макрообщностям есть основание отнести и такие большие группы людей, как классы и соответствующие им социальные, экономические и политические течения и движения.

К общностям среднего уровня относятся социальные институты и организации, а также общности, которые связаны с профессиональным разделением труда. И, наконец, психология микрообщности может быть начата с диады и триады, если оставить в стороне отдельного индивида как носителя свойств групповой психологии. Классическими представителями психологии микрообщности являются брак и семья, с одной стороны, и различные виды малых групп в тех или иных сферах деловой или игровой деятельности — с другой.

Ключевые слова: Социальность

Источник: Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999

Материалы по теме

Теория социальной идентичности

Семечкин Н.И., Психология малых групп

Социология конфликта

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина

Понятие социально-психологического климата коллектива

Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999

Культура и социальное поведение

Белинская Е. П., Социальная психология личности

Теоретические подходы к проблеме социальных изменений

Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.

Характеристика понятия «методология» в социальной психологии

Руденский Е.В., Социальная психология

Теория конформизма

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Типология социальных характеров (по Б. С. Братуею)

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Теории социальной психологии — iResearchNet

Широта и диапазон современных теорий социальной психологии отражают разнообразное интеллектуальное происхождение различных точек зрения и подходов. Ранние дискуссии о социальной психологии были сосредоточены на этих отличительных интеллектуальных истоках, подчеркивая различия между психологической и социологической социальной психологией. Это представление области подвергалось критике за сохранение искусственных границ, которые упускают из виду важные связи между общим предметом социологии и психологии. В 1980 Шелдон Страйкер сформулировал три «лица» социальной психологии: психологическую социальную психологию, социологическую социальную психологию и символический интеракционизм.

Хотя каждая точка зрения представляет собой уникальные теоретические идеи, они также информируют друг друга и служат для создания всестороннего понимания индивидуальных взаимодействий и того, как они влияют на группы, к которым мы принадлежим, а также на среду, в которой происходят групповые взаимодействия. Все три точки зрения разделяют акцент на личности и индивидуальных взаимодействиях как факторе, объясняющем все аспекты социальной жизни, такие как создание стабильных групповых структур и формирование успешных социальных движений. Каждая из трех теоретических точек зрения в социальной психологии, более известная как когнитивная и внутриличностная, символическая интеракционистская и структурная, представляет собой различное происхождение и интеллектуальную принадлежность и фокусируется на различных аспектах личности и общества.

Теории социальной психологии

Когнитивная и внутриличностная социальная психология

Когнитивная и внутриличностная социальная психология возникла в результате работы психологов-экспериментаторов в Германии, таких как Вильгельм Вундт, в середине девятнадцатого века и фокусируется на понимании того, как внутренние процессы влияют на способность человека взаимодействовать с другими. Наиболее изученными с этой точки зрения внутренними процессами являются когнитивные (память, восприятие и принятие решений) и физиологические (химическая и нервная активность). Каждый подход исследует различные аспекты того, как эти внутренние процессы влияют на взаимодействия. В основе когнитивного и внутриличностного подхода лежит то, как люди хранят информацию в мозгу в виде схем. Схемы представляют способ, которым люди идентифицируют объекты в своей среде, маркируя их, что затем позволяет классифицировать объекты. Использование схем позволяет людям обрабатывать миллиарды битов информации из окружающей среды, что затем позволяет им легко вступать во взаимодействие. Чем точнее люди понимают любую конкретную социальную ситуацию, определяемую тем, насколько хорошо они обозначают и классифицируют ее на основе информации из окружающей среды, тем более успешным и легким будет взаимодействие. Когнитивные и физиологические подходы в этой перспективе исследуют различные аспекты влияния схем на взаимодействия.

Когнитивный подход исследует, как активность мозга, непосредственно связанная с памятью, восприятием и процессами принятия решений, влияет на способность человека понимать информацию, необходимую для участия в успешных взаимодействиях. Кроме того, этот подход также исследует, как различия в когнитивных процессах приводят к различиям в способности людей взаимодействовать. Изучение памяти исследует, как люди классифицируют события, ситуации и другие вещи, с которыми они сталкивались ранее, помогая исследователям понять тип схемы, построенной и используемой в определенных группах, культурах и условиях. Изучение памяти позволяет исследователям напрямую исследовать связь между взаимодействиями и тем, как они обозначаются. Возьмем, к примеру, человека, входящего в комнату и наблюдающего за двумя людьми, взаимодействующими друг с другом. Если она маркирует и классифицирует взаимодействие как романтический перерыв между любовниками, она с меньшей вероятностью прервет его, чем если бы взаимодействие было обозначено и классифицировано как разговор между коллегами. Кроме того, если человек, входящий в комнату, идентифицирует и называет одного из актеров своим близким другом, его взаимодействие с двумя людьми будет другим, чем если бы они были просто коллегами. Теоретические идеи, связанные с пониманием схем и памяти, включают стереотипы (фактические категории, используемые для обозначения людей и ситуаций) и самоисполняющееся пророчество (когда мы действуем таким образом, чтобы подтвердить наши первоначальные впечатления о людях). Изучая восприятие, исследователи заинтересованы в изучении того, как интерпретация людьми информации из окружающей среды влияет на их взаимодействие с другими. Изучение восприятия исследует значения, которые люди связывают с категориями, в которые помещаются события, ситуации и люди. Ключевые теоретические идеи, связанные с этим подходом к изучению взаимодействий с когнитивной социально-психологической точки зрения, включают атрибуции, которые люди делают, оценивая действия других и результаты этих действий, а также ошибки в этих атрибуциях. Наконец, исследования принятия решений исследуют, как схемы, воспоминания и восприятия влияют на то, как люди принимают решения, начиная от того, что надеть утром и заканчивая уровнем риска, на который они готовы пойти в любой ситуации. Принятые решения напрямую влияют на то, готов ли человек взаимодействовать с одним человеком, а не с другим, а также на качество происходящих взаимодействий.

В то время как когнитивный подход исследует те внутренние процессы, которые влияют на то, произойдет ли взаимодействие, а также на качество взаимодействия после того, как оно произойдет, физиологический подход исследует способы, которыми конкретные биологические и химические процессы влияют на способность людей создавать адекватные и полезные схемы, использовать свою память, точно воспринимать вещи, а затем принимать соответствующие решения. Физиологический подход в когнитивной и внутриличностной перспективе обычно не включается в дискуссии о социальной психологии, поскольку на первый взгляд его теоретическая направленность не имеет прямого отношения к социальным взаимодействиям. Однако недавние разработки в этом подходе гораздо теснее связывают его с когнитивным подходом, что оправдывает его включение в данное обсуждение. Когнитивные и поведенческие психологи вместе с нейробиологами уже более 100 лет проводят так называемые «исследования на животных». Цель таких исследований — более точно объяснить, как те или иные химические и биологические процессы непосредственно влияют на когнитивные функции. В настоящее время технологии позволяют исследователям в области психологии, неврологии и социологии, основанным на физиологии, измерять и изучать взаимосвязь между этими химическими и биологическими процессами и связанными с ними действиями и взаимодействиями у людей. Ранние исследования в этой области были сосредоточены на нечеловеческих видах из-за этических проблем, связанных с экспериментами на людях. Новые технологии, такие как портативная электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и функциональный магнитно-резонансный томограф (фМРТ), позволяют исследователям изучать нейронные и химические реакции на действия и взаимодействия людей. Подразумевается, что такие технологии позволят социальным психологам более точно и напрямую измерять социальное взаимодействие.

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм возник из работ Джорджа Герберта Мида и его студентов в Чикагском университете, а также из работ философов-прагматиков. Хотя Мид формально был связан с кафедрами психологии и философии Чикагского университета, его занятия по социальной психологии и социальной философии привлекали большое количество студентов с зарождающегося факультета социологии. Один из студентов-социологов, Герберт Блумер, ввел термин «символический интеракционизм», а другие студенты-социологи сыграли важную роль в публикации идей Мида о личности после его смерти. Эти идеи сосредоточены на его рассуждениях о разуме (что делает людей уникальными социальными существами), о себе (как мы становимся уникальными социальными существами) и обществе (как социальные институты влияют на наши взаимодействия). Мид много писал о вопросах, касающихся социальных явлений более макроуровня, таких как роль правительства в финансировании образования и роль образования в социализации, но в основном он получил признание за свой вклад в символический интеракционизм. Как правило, символическая интеракционистская точка зрения в социальной психологии фокусируется на изучении значений, лежащих в основе социальных взаимодействий, с точки зрения того, как они создаются, как они поддерживаются и как мы учимся понимать такие значения. Кроме того, теоретики, пишущие в рамках этой точки зрения, утверждают, что индивидуальные взаимодействия приводят к созданию формальных социальных организаций и социальных институтов. Следовательно, чтобы понять общество, необходимо понять взаимодействия, которые его формируют и поддерживают. Существует три основных теоретических подхода в символической интеракционистской перспективе, символическом интеракционизме, феноменологическом и жизненном пути, каждый из которых исследует различные аспекты этих значений и самости, от которой они происходят.

Подход символического интеракционизма наиболее тесно связан с первоначальными идеями Мида, касающимися социальной психологии, и фокусируется на изучении того, как значения создаются и поддерживаются в рамках социальных взаимодействий с собой в качестве основы для таких взаимодействий. Основная идея этого подхода заключается в том, что люди создают значения и управляют ими через роли и идентичности, которые они занимают. Важно отметить, что каждый человек выполняет любое количество ролей и идентичностей, в зависимости от людей, с которыми он взаимодействует, а также от среды, в которой он находится. Классические символические интеракционистские исследования включают работы Герберта Блюмера, Чарльза Хортона Кули и Мэнфорда Куна. Блумер подробно остановился на рассуждениях Мида о социальной самости, исследующей себя как объект вне индивидуума, в то время как Кули сосредоточился на объяснении процесса, в котором самость осознает себя как объект. Дискуссии Куна исследовали различные измерения личности как способ объяснения способности людей принимать различные идентичности в зависимости от ситуации и других вовлеченных акторов. Современное развитие этих идей можно найти в работах Эрвинга Гоффмана, Питера Бёрка, Шелдона Страйкера, их сотрудников и учеников. Обсуждение Гоффманом драматургии и презентации себя, среди других идей, исследовало способы, которыми люди определяют роль, которую играют в любом конкретном взаимодействии, и ожидания, связанные с этой ролью. Страйкер и другие исследовали, как роли связаны с идентичностью людей и насколько значимы эти идентичности для людей. Берк и его коллеги предложили более формальное теоретическое объяснение того, как различные части личности связаны с определенными идентичностями людей.

Феноменологический подход зародился в европейской социологии и философии, подчеркивая сами значения и то, как такие значения отражают невысказанные нормативные ожидания в отношении взаимодействий. Основная идея этого подхода заключается в том, что язык, вербальный и невербальный, представляет собой неформальные и формальные правила и нормы, которые определяют социальные взаимодействия и структурируют общество. Ранние работы по феноменологии, представленные идеями Альфреда Шюца и Гарольда Гарфинкеля, различали различные аспекты того, как люди создают социальную реальность, а также действуют в рамках уже существующей социальной реальности. Шюц исследовал, как язык и общение представляют собой интерсубъективный процесс создания и поддержания реальности, в то время как Гарфинкель исследовал, как люди управляют реальностью посредством развития этнометодологии. Современные разработки феноменологии можно найти в работах таких теоретиков, как Говард Беккер, Питер Бергер и Дуглас Мейнард. С помощью серии исследований Беккер исследовал, как интерпретация людьми социальных взаимодействий и социального опыта отражает их собственный опыт и негласные нормы поведения. Бергер, наряду с Томасом Лукманном, считается американским введением в идеи и феноменологию Шюца. Что не менее важно, Бергер и Лукманн также ясно продемонстрировали, как повседневное общение и язык создают кажущиеся огромными социальные институты и организации. Наконец, Мейнард развил этнометодологию, сосредоточившись на анализе разговоров как на способе понимания того, как социальные разговоры создают и представляют реальность.

Подход жизненного цикла в символическом интеракционизме фокусируется на том, как люди усваивают значения, связанные с взаимодействиями, на протяжении всей жизни, а также на этапах, отражающих такие процессы обучения. Основная идея этого подхода заключается в том, что нормы, правила и ценности, которые определяют взаимодействие и формируют общество, меняются на протяжении всей жизни людей, особенно по мере того, как они переходят в другое социальное положение и среду. Как относительно новый подход в символической интеракционистской перспективе с точки зрения идентификации как уникального подхода, ключевые идеи можно проследить до рассуждений Мида о социализации и идей Георга Зиммеля о взаимодействиях внутри групп и между ними. Мид объяснил, как люди становятся уникальными социальными существами, в своих лекциях о себе, где он описывает трехэтапный процесс (подготовка, игра и игра), в ходе которого люди узнают нормы, правила и ценности группы, в которой они родились. Он утверждал, что к концу этого процесса у людей будет полностью развитая личность. В дискуссиях Зиммеля о взаимодействиях и группах изучалось, как взаимодействия людей друг с другом менялись по мере изменения размера группы, состава группы и социальной среды. Современные теоретики, такие как Гленн Элдер, Роберта Симмонс и Дейл Даннефер, а также их ученики и коллеги, строят эти идеи аналогичным образом. Во-первых, современные подходы исходят из того, что социализация — это пожизненный процесс, который меняется по мере изменения личности. Во-вторых, теоретики в этом подходе исследуют как факторы индивидуального уровня, так и социальные факторы, которые способствуют процессу социализации. Элдер сосредоточился на том, как социализация постоянна среди когорт людей, различаясь только качественными аспектами, связанными с различиями в окружающей среде и ресурсах. Симмонс исследовал, как сам процесс социализации варьируется в зависимости от стадии жизни человека, а Даннефер исследовал, каким образом группы, с которыми связаны люди, играют важную роль в их продолжающейся социализации на протяжении всей жизни.

Структурная социальная психология

Структурная социальная психология возникла в результате работы экономистов, психологов и социологов, заинтересованных в более формальном и математическом объяснении социальных взаимодействий с целью создания проверяемых гипотез. Структурная социальная психология предполагает, что социальными акторами движут рациональные интересы, сосредоточенные на максимизации вознаграждения и минимизации наказания. Другое родственное предположение состоит в том, что взаимодействия, основанные на рациональных расчетах, приводят к формально структурированным индивидуальным, групповым и институциональным взаимодействиям. Этот подход связан с когнитивной и внутриличностной социальной психологией в том, что касается разработки формальных теорий для объяснения взаимодействий и создания конкретных гипотез для проверки в экспериментальных ситуациях. В более современной работе в области структурной социальной психологии используются более разнообразные методы, такие как опросы и методы включенного наблюдения. Есть три основные теоретические программы, которые представляют этот подход: изучение власти, обмена и переговоров; исследования социального влияния и авторитета; и статусные характеристики, теория состояний ожидания и исследования социальных сетей. Каждый набор исследований фокусируется на различных аспектах описания и объяснения базовой структуры социальных взаимодействий.

Исследования власти, обмена и торга исследуют, как социальные взаимодействия могут быть описаны как обмены между социальными акторами при допущении, что люди рационально рассчитывают затраты и выгоды, связанные с любым конкретным взаимодействием. Исследования по обмену начались с работ Джорджа Хоманса, Ричарда Эмерсона и Питера Блау. Хоманс утверждал, что взаимодействия можно лучше понимать как обмены, при которых субъекты участвуют во взаимодействиях, приносящих определенные выгоды. Его работа также исследовала, как потребность в таком обмене приводит к равновесию между актором и идеей распределительной справедливости. Блау дополнительно уточнил эту работу, сосредоточив внимание на социальных аспектах таких обменов с точки зрения того, как они полагаются на доверие между участниками, что каждый человек выполнит свои неуказанные обязательства. В то время как Хоманс, Блау и другие обсуждали, что власть возникает в результате обмена и что власть не обязательно равномерно распределяется между акторами, Эмерсон и его коллеги специально исследовали развитие власти, то, как она управляется акторами, и как дифференциация власти влияет на возможность будущих обменов. Более современная работа, основанная на этих идеях, — это исследования переговоров, которые определяют, как различные типы дифференциации власти влияют на переговоры, которые затем приводят к реальному обмену. Лоулер и его коллеги исследовали тип переговоров, предшествующих обмену, а также то, как различные уровни власти среди участников влияют на такие переговоры. Молм и ее коллеги изучили, как обмен меняется в зависимости от неравенства участников и наличия других источников и участников.

Второй набор исследований, которые можно отнести к категории структурной социальной психологии, фокусируется на социальном влиянии и авторитете. Основная тема этих исследований заключается в том, что существует несколько факторов, которые побуждают людей находиться под влиянием других, включая статус или положение, которое другие занимают по сравнению с собой, и групповое поощрение конформизма. К классическим исследованиям социального влияния относится исследование Стэнли Милгрэма, в котором изучалось влияние авторитетной фигуры, находящейся у власти, на индивидуальное согласие. Милгрэм обнаружил, что люди в подавляющем большинстве подчинялись просьбам выполнить задачу, которая якобы требовала причинения вреда другому человеку. Исследования группового соответствия Сеймура Аша показали, что люди охотно меняют свой ответ или мнение, когда большинство в группе указывает на другой ответ или мнение. Современные идеи строятся на этой основе путем изучения различных условий, при которых происходит подчинение авторитету, и того, в какой степени другие могут влиять на изменение отношения.

Статусные характеристики, состояния ожиданий и исследования социальных сетей изучают, как социальные взаимодействия основаны на социально и культурно обусловленных ожиданиях поведения людей друг от друга. Эти социально и культурно обусловленные ожидания связаны с предполагаемыми предсказаниями относительно того, насколько успешно любой индивидуум будет способствовать процессу обмена или взаимодействия. Затем эти прогнозы определяют, какие люди, вероятно, получат больше всего возможностей для взаимодействия и влияния в группе. Теория статусных характеристик, берущая свое начало в работах Бергера, Зельдича и их коллег, четко определяет два основных типа социальных характеристик, с которыми связаны ожидания в отношении поведения, — диффузные (такие как раса, пол, класс и способности) и специфические статусные характеристики. такие как опыт работы, образование и соответствующие навыки) – и это обычно связано с группами, работающими над достижением конкретных целей. Теория состояний ожидания утверждает, что те люди, которые обладают расплывчатыми и специфическими статусными характеристиками, оцениваемыми как более вероятные для успешного вклада в достижение групповых целей, получат больше возможностей для взаимодействия, а также большее социальное влияние среди других членов группы. Более того, теоретики утверждают и успешно продемонстрировали, что конкретные и стабильные иерархические групповые структуры развиваются на основе этих ожиданий. Современная работа в этой области включает определение степени, в которой различные статусные характеристики влияют на ожидания, а также того, как такие ожидания развиваются и воспринимают ли акторы справедливость таких ожиданий. Теория социальных сетей и элементарная теория строятся на идеях этих различных подходов в структурной социальной психологии, специально исследуя, как позиция актора по отношению к другому влияет на процессы социального влияния, а также на стабильность групповой структуры. Основное предположение теории социальных сетей состоит в том, что социальное влияние, власть и торги зависят от того, как акторы объединены в сеть друг с другом. Марковский, Уиллер, Кук, а также их ученики и коллеги исследуют различные аспекты того, как акторы связаны друг с другом и как это влияет на другие социальные процессы.

Как показывает приведенное выше обсуждение, все три теоретических подхода в социальной психологии исследуют различные аспекты людей, их взаимодействия и то, как их взаимодействия влияют на группы. Когнитивная и внутриличностная социальная психология фокусируется на внутренних процессах, которые влияют на то, происходят ли и насколько успешно происходят взаимодействия между людьми. Понимание, обеспечиваемое этой точкой зрения, помогает объяснить, как акторы создают значения, касающиеся взаимодействий, которые затем приводят к созданию и поддержанию конкретных социальных институтов и организаций, как это обсуждается символическими интеракционистами. Наконец, структурные социальные психологи исследуют, как изменчивые взаимодействия символической жизни создают формальные групповые структуры, которые затем влияют на взаимодействие людей.

Ссылки:

  1. Адлер, П. А. и Адлер, П. (1987) Ролевой конфликт и значимость идентичности: спортсмены колледжа и академическая роль. Журнал социальных наук 24: 443-55.
  2. Аш, С.Э. (1955) Мнения и социальное давление. Scientific American 193: 31-5.
  3. Бергер, Дж., Коэн, Б.П., и Зельдич, М., младший (1972) Статусные характеристики и социальное взаимодействие. Американский социологический обзор 37: 241-55.
  4. Бергер, Дж., Риджуэй, К.Л., Фисек, М.Х., и Норман, Р.З. (1998) Легитимация и делегитимация власти и престижа. Американский социологический обзор 63: 379-405.
  5. Бергер, П. и Лукманн, Т. (1966) Социальное конструирование реальности. Анкор, Нью-Йорк.
  6. Бест, Дж. Б. (1995) Когнитивная психология, 4-е изд. Уэст, Миннесота.
  7. Блау, П. (1964) Обмен и власть в социальной жизни. Уайли, Нью-Йорк.
  8. Блумер, Х. (1969) Символический интеракционизм: перспектива и метод. Прентис-Холл, Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси.
  9. Берк, П. Дж. и Райтцес, Д. (1981) Связь между идентичностью и исполнением ролей. Социальная психология Ежеквартально 44: 83-92.
  10. Буш, Д. и Симмонс, Р. (1990) Процессы социализации на протяжении всей жизни. В: Розенберг, М. и Тернер, Р. (ред.), Социальная психология: социологические перспективы. Основные книги, Нью-Йорк.
  11. Кук, К. (редактор) (1987) Теория социального обмена. Сейдж, Таузенд-Оукс, Калифорния.
  12. Кули, Ч. Х. (1902) Человеческая природа и социальный порядок. Скрибнер, Нью-Йорк.
  13. Старейшина, Г. Х., младший (1975) Возрастная дифференциация и жизненный путь. В: Инкелес, А., Коулман, Дж., и Смелсер, Н. (ред.), Ежегодный обзор социологии 1.
  14. Фестингер, Л. (1957) Теория когнитивного диссонанса. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд.
  15. Гекас, В. и Берк, П.Дж. (1995) Я и идентичность. В: Кук, К.С., Файн, Г.А., и Хаус, Дж.С. (ред.), Социологические перспективы социальной психологии. Эллин и Бэкон, Бостон.
  16. Гоффман, Э. (1959) Представление себя в повседневной жизни. Якорь/Даблдей, Нью-Йорк.
  17. Губриум, Дж. (1988) Социальное сохранение разума: опыт болезни Альцгеймера. Символическое взаимодействие 9: 37-51.
  18. Клейнман, С. (1991) Чувства полевых работников: что мы чувствуем, кто мы, как мы анализируем. В: Шаффир, В. Б. и Стеббинс, Р. А. (ред.), Опыт полевых исследований: взгляд изнутри на качественные исследования. Sage, Thousand Oaks, CA, стр. 184-95.
  19. Лоулер, Э. Дж. и Бахарах, С. Б. (1987) Сравнение зависимости и карательных форм власти. Социальные силы 66: 446-62.
  20. Марковский, Б. (1998) Социальные сетевые концепции групповой солидарности. В: Дореян, П. и Фараро, Т.Дж. (ред.), Проблема солидарности. Гордон и Брич, Нью-Йорк, стр. 343-72.
  21. Мейнард, Д. (1984) Внутренние переговоры о признании вины. Пленум, Нью-Йорк.
  22. Милграм, С. (1963) Поведенческое исследование послушания. Журнал ненормальной и социальной психологии 67: 371-8.
  23. Риджуэй, К. и Бергер, Дж. (1986) Ожидания, легитимация и доминирующее поведение в рабочих группах. Американский социологический обзор 51: 603-17.
  24. Страйкер, С. (1980) Символический интеракционизм: социальная структурная версия. Бенджамин Каммингс, Менло-Парк, Калифорния.
  25. Зельдич, М., младший и Уокер, Х.А. (1984) Легитимность и стабильность власти. В: Лоулер, Э. Дж. (ред.), Достижения в групповых процессах, Vol. 1. JAI Press, Сан-Диего.

Социально-психологические явления: определение, классификация / Paulturner-Mitchell.com

Социально-психологические явления сопровождают меня всю жизнь. К ним относятся восприятие, подражание, понимание, внушение, лидерство, убеждение, отношения и многое другое. Все это обычно проявляется в процессе общения, которое, в свою очередь, считается центральным явлением в психологии. Однако все в порядке.

Специфика

Прежде всего следует отметить, что социально-психологические явления обычно рассматриваются на нескольких уровнях — формально-формализованном, личностно-институциональном и межличностном. И вообще всякое общение в принципе воспринимается как средство повышения качества образования и труда, как особое явление. Ведь именно в его процессе формируется психологическая и социальная структура личности, малых групп и целых коллективов.

Итак, в чем специфика данной темы? Дело в том, что все социально-психологические явления, которые кажутся нам привычными, обычно рассматриваются с нескольких точек зрения. Точнее, они «разложены» по уровням.

Поначалу социальное выступает лишь в роли корректора биологического и природного. На втором проявляется универсальный фактор. Учет различий по возрасту, полу, учет преемственности поколений.

И, наконец, третий уровень. Короче говоря, он включает в себя экономические и политические условия, которые являются важными причинами социализации личности.

И центральным звеном всего этого является понятийный аппарат. То есть основные понятия, выражающие структуру малых групп, индивидов, а также массовых явлений.

Классификация

Социально-психологические явления социальной психологии и их проявления зависят от многого. Из сообществ, малых и больших групп, в которых они возникают.

Также по их типу. Сообщества могут быть как организованными, так и неорганизованными. Возникающие в них явления называются массоподобными явлениями (об этом будет сказано ниже), а поведение — спонтанным.

Значение имеет и класс психологических явлений. Явления могут быть рационально осмысленными (мнение, убеждение, ценности), эмоционально упорядоченными (настроение, социальные переживания), функционирующими в определенных условиях (например, в экстремальных или конфликтных ситуациях). И, конечно же, они бывают как сознательными, так и бессознательными.

Об общественном мнении: определение

Теоретические знания полезны, но стоит перейти к практике и непосредственно рассмотреть социально-психологические явления. Одна из них – форма массового сознания. Это общественное мнение. Именно в нем проявляется отношение людей (иногда даже целых групп) к тем или иным процессам. Определение уточняет — что к тем, что затрагивает их потребности или интересы. Но реальность показывает, что современные люди высказывают свое мнение по отношению ко всему, даже если это их не касается.

Характеристика явления

Общественное мнение может формироваться разными путями — сознательно или стихийно. Во втором случае суждение основывается на определенной информации, переносимой с одного слова на другое. Возьмем, к примеру, политическую сферу. Маловероятно, что все люди в современном обществе являются экспертами в темах, которые его касаются. Однако большинство из них с удовольствием говорят о политике, и многие их суждения кажутся умными. Почему? Потому что мнение, высказанное ими, опирается на информацию, предоставленную СМИ, самими политиками, авторитетными людьми. Это в лучшем случае. Обычно есть еще слухи, заблуждения, сплетни, идеология, убеждения.

На самом деле люди впитывают в свое сознание все, что они слышали, после чего лишь подкрепляют своими догадками. Вот и сложилось их «мнение».

Об осознанном подходе

Можно выделить в отдельную короткую тему. Потому что осознанный подход в наше время не так «популярен», как упомянутый выше. Потому что образ жизни спонтанный. Чтобы мнение было сознательным, люди (все или большинство) должны подходить к восприятию действительности субъективно. А это подразумевает способность мыслить самостоятельно, редко ориентируясь на что-то общепринятое и уже устоявшееся в обществе. Что опять же не всем свойственно.

Шкала

У общественного мнения есть одна характеристика — оно имеет влияние. Даже если сформировался в небольшой коллектив.

Пример: имеется относительно небольшое предприятие с 50 работниками. Как и везде, есть тот, кого обычно называют изгоем. Почему возникло такое мнение? Возможно, он был не так общителен, как все, или всегда вел себя тихо, никому не возражал. Если в коллективе работают нормальные люди, то никакого обсуждения этот человек вызывать не будет. Но нередко бывает, что индивидуумы этого типа становятся «изгоями», «козлами отпущения» за то, что на них сваливают никем не приятную работу. Об их нелюдимости строят догадки, плетут интриги. И вот, в один момент такой человек обретает окончательный образ, придуманный его «благодетелями».

И это только один пример. А как же влияние общественного мнения, которое освещает проблемы международной жизни и экономические вопросы.

Виды взаимодействий

Совместная деятельность также принимается как социально-психологическое явление. Почему? Потому что это отношения с другими людьми, осуществляемые с какой-либо целью.

Не может быть воплощено в реальность, если его участники не подключатся. Совместимость есть во всех случаях. Первый ее вариант называется психофизиологическим. Проявляется в тех случаях, когда совместная деятельность осуществляется похожими людьми. У них схожий характер, одинаковые поведенческие реакции, схожие установки, возможно, даже мировоззрение. Все это определяет согласованность между ними. И его наличие необходимо для достижения поставленных целей.

Второй вариант совместимости — социально-психологический. Он считается самым оптимальным. Потому что предполагает сочетание типов поведения людей в определенной группе и общность их взглядов, интересов и ценностей.

Сплоченность и достижение результатов

Вот что такое совместная деятельность. Сплоченность – это процесс, при котором между людьми формируются специфические отношения, посредством которых они объединяются в «единый организм». Все, опять же, делается ради достижения определенных целей и результатов. В этом заинтересован каждый из участников группы.

Принято выделять уровни сплоченности. И на первом обычно развиваются эмоциональные контакты — проявление симпатии и расположения людей друг к другу, например. Второй уровень подразумевает процесс убеждения каждого человека в том, что его система ценностей совпадает с другими. А на третьем разделяется общая цель.

Все это влияет на формирование так называемого социально-психологического климата в коллективе, что способствует поддержанию общего настроения, достойного уровня работоспособности и самочувствия.

Явления в массах

Общество – это форма объединения людей. Соответственно, такое понятие, как массовый экстрасенс, касается обсуждаемой темы напрямую. Из него следуют другие термины. Массовое сознание, например. Это один из самых распространенных. Или массовое настроение. Все мы хоть раз, но слышали эти понятия.

Вот, например, массовые явления психики. Так называются определенные явления, возникающие, существующие и развивающиеся в достаточно больших социальных группах. Таковы массовые настроения. Это психические состояния, охватывающие большое количество людей. Предпосылками к их возникновению, как правило, являются события политического, социального, экономического и даже духовного характера. Естественно, чаще всего наиболее ярко проявляются негативные массовые настроения. Которые способны разрушить устоявшиеся в обществе и вызывающие отвращение у него социально-политические системы. Бурные события «девяностых» показали, насколько может быть влиятельным настроение.

Индивидуальность

Также имеет место быть в теме социально-психологических явлений. Потому что они часто принадлежат не обществу, а отдельному человеку. Имеются в виду те явления, которые обусловлены особенностями, поведением и действиями конкретного человека. Это может быть социальный статус, роль личности, ее позиция, ценности, установки. Часто бывает, что из-за одного человека в любой группе (в одном и том же трудовом коллективе) происходят такие явления, что без него некуда быть. Если, например, офисом правит злой начальник, который постоянно срывается на сотрудников по любому поводу, то каждый раз, когда он там присутствует, у большинства сотрудников будет напряженное состояние. Потому что каждый будет предчувствовать «бурю», и воспринимать себя как потенциальную жертву. И, опять же, это только один пример.

Что такое закон подражания?

Ответ на этот вопрос в свое время дал французский социолог Габриэль Тард. Точнее, сформулировал.

Тард утверждал, что подражание есть главная движущая сила общественного развития — подражание. И все сходства, которые только могут быть в нашем мире, обусловлены обычным повторением.

Социолог выделил логические законы подражания — те, которые основаны на способах распространения некоего нововведения или расчета цели. Нововведения были выделены в отдельную категорию.

Но самое главное в законе то, что подражание идет наружу изнутри. Другими словами, разум всегда опережает чувства. Идеи предшествуют смыслу. И цели — выше средств. И конечно, желание подражать в людях только самое престижное. Потому что иерархия имеет немаловажное значение.

Функции социальных групп и деление на них

Так было всегда. Социально-психологические группы существуют столько же, сколько и человечество. Со временем менялись только их названия. Но в целом всегда существовали объединения людей, обладающих каким-то единым социальным признаком.

Существует множество подходов к определению классификации функций таких групп. В качестве основных принято выделять несколько.

Первая функция — социализация. Считается, что человек только в группе может обеспечить свое полноценное существование и выживание.

Вторая функция инструментальная. Подразумевает совместное осуществление группой той или иной деятельности (о взаимодействии выше уже упоминалось).

Третья функция выразительная. Сюда входит все, что связано с психологией. Это взаимное одобрение людей, уважение, доверие, дружба, чувства, эмоции и многое другое.

И, наконец, четвертая функция – поддерживающая. Суть ее заключается в том, что все люди стремятся объединиться в сложных ситуациях. Таковы их социально-психологические особенности. Вместе справиться с чем-то легче (и физически, и морально), чем одному.

О проблемах

Тему, касающуюся их, также следует отметить с вниманием. Социально-психологические проблемы сегодня затрагивают каждого.

Возьмем, к примеру, такую ​​малую группу, как семья. В наше время не каждый союз заканчивает свое существование естественным путем — то есть уходом одного из супругов в мир иной. Все чаще распадаются браки. Около 80%, по статистике! И почти всегда причинами являются возникающие и нерешенные психологические проблемы.

Или, например, пожилые люди. У них тоже масса проблем социально-психологического характера.

Добавить комментарий