Классификация видов общения в психологии: 6. Классификация видов общения.

6. Классификация видов общения.

Выделяют следующие виды общения:

1. формальное общение — когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски, набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту).

Эффективное общение зависит от многих факторов, в частности, можно привести несколько правил, необходимых для умения располагать к себе людей и избегать лишних конфликтов.

1. Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям. Человек, не проявляющий интерес к своим близким, окружению, друзьям, сослуживцам, часто переживает большие трудности в жизни и причиняет неприятности другим людям.

2. Стоит попытаться понять достоинства другого человека и искренне признать и похвалить его достоинства. Необходимо дать другому человеку почувствовать его значимость.

3. Вместо того, чтобы осуждать других людей, надо постараться понять, почему они поступают так, а не иначе. Это гораздо более эффективнее, чем критиковать. Критика в 99% случаях из ста бесполезна, так как ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает искать для себя оправдание.

4. Необходимо стараться быть доброжелательным и приветливым, улыбаться.

5. Стоит обращаться к человеку по имени, отчеству. Для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком человеческой речи.

6. Необходимо учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника, вести разговор в круге его интересов.

7. Надо научиться быть хорошим слушателем и поощрять других людей рассказывать о себе.

8. Необходимо проявлять уважение к мнениям друто-го, избегать говорить человеку, что он не прав. Для того, чтобы не наносить удар по чувству собственного достоинства и не побуждать его вступить в борьбу.

9. Стоит дать возможность собеседнику выговориться, ибо большинство людей, пытаясь убедить другого человека, много говорят сами. Нельзя прерывать собеседника, даже при несогласии с ним. Пусть собеседник чувствует, что найденное решение или идея принадлежат ему.

10. Надо попытаться увидеть многие вещи с точки зрения другого человека, поставить себя на его место.

2.1.

 Психология общения

Делая попытку классификации видов общения, стоит отметить, что единого подхода по этому вопросу в психологической науке не достигнуто. Учитывая это, скажем, что общение может выступать в двух основных вариантах. Оно может быть предметно сориентированным, т.е. осуществляться в ходе совместной не коммуникативной деятельности. Это генетически исходный вид общения (как в фило -, так и в онтогенезе). Но даже и в этом случае стоит разграничивать взаимодействие и собственно общения. Общение необходимо для взаимодействия, но одно и тоже общение может быть различной направленности, разного характера и объема. Более сложный вариант общения представляет собой «чистый» общения, не включенное в не-коммуникативную совместную деятельность. Здесь можно рассмотреть социально ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.

Человек, находясь в общественных отношениях с другими людьми, может общаться:

I. По критерию пространственного существования

Непосредственное общение — это вид общения, при котором происходит прямой контакт между субъектами общения. Например, студенты, слушая лекцию преподавателя, общаются с ним непосредственно, при прямом контакте (видя, слушая его живой язык).

Опосредованное общение — это вид общения, противоположный до непосредственного общения, и является таким, при котором субъекты общения не контактируют друг с другом, но одновременно вступают в коммуникативные связи. Например, читая любую книгу, вы косвенно общаетесь с автором этой книги; не зная его, не видя его, не контактируя с ним вы получаете определенную информацию в интерпретации этого автора.

II. По критерию мотивации к общению

Желательно общение — это вид общения к которому мы стремимся, которого желаем. Например, в анонсе телепрограмм вы нашли интересную для себя программу или телефильм и в определенное время включаете телевизор, то есть вы стремитесь к такому общению.

Нежелательно общение — это вид общения, от которого человек избегает, уходит, убегает. Например, вы заходите в общественный транспорт в «час пик»; много людей, тесно, люди стоят близко друг к другу, держат малую дистанцию между собой, безусловно, что это для людей является определенным дискомфортом.

Некоторые отклоняется, отворачивается в другую сторону, постоянно смотрит в окно, другой читает газету, книгу, кто слушает музыку — все это ради того, чтобы избежать прямого нежелательного контакта.

III По критерию ориентации на собеседника

Межличностное общение этот вид общения наиболее распространен в жизни человека, а конкретно — это непосредственные общественные связи людей в контексте «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» отношений.

Массовое общение — это вид общения, которое направлено не на конкретного человека, а на массу людей. Такое общение осуществляется через телевидение, средства массовой коммуникации. Через такой вид общения происходит обмен информации от поколения к поколению, от одной нации к другой.

IV. По критерию временного ограничения

1. Кратковременное общение — этот вид общения ограничен во времени. Например, есть люди, для которых общение дополнительный в этой жизни, основная функция их общения заключается в четком обмене информацией.

Они пытаются не допустить того, чтобы общение их поглотило.

2. Длительное общение — это вид общения, при котором люди испытывают дискомфорт в отношениях, если не получат удовольствие от общения как непосредственного, так опосредованного. Для таких людей общения является самоцелью в жизни, они склонны к долговременных контактов, им постоянно нужно блокировать свою потребность в получении определенной информации от партнера по общению.

V. По критерию количества участников

1. Монологическое общение — это вид общения, которое предусматривает одностороннее направление информации, когда только один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, т.е. отсутствует обратная связь. При таких условиях происходит субъект-об’сктне общения.

2. Диалогическое общение — это вид общения, в основе которого лежит гуманное отношение к другому человеку с которым общаются. При таком общения оба являются активными участниками процесса общения, происходит обратная связь.

VI По критерию результативности:

Конфликтное общение — это особый вид общения, для которого характерно столкновение взглядов людей, их интересов и действий. Такое общение отрицательное, поскольку сопровождается негативными эмоциями, стрессами, переживаниями, разочарованиями.

Маніпулятивне общение — это вид общения при котором один из коммуникантов хочет преобладать, иметь доминирующую позицию, подавляя интересы, желания и потребности другого участника коммуникативного процесса.



Назад  

Определение, типы, причины и симптомы

Коммуникативные расстройства влияют на способность человека обнаруживать, получать, обрабатывать и понимать понятия или символы, необходимые для общения. Это может повлиять на слух, язык и речь. Причины включают неврологическое повреждение вследствие инсульта.

Процесс общения позволяет человеку передавать информацию, выражать свои идеи и чувства, понимать мысли, эмоции и идеи других людей.

По оценкам Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA), около 5–10% американцев страдают коммуникативными расстройствами.

В этой статье более подробно обсуждаются коммуникативные расстройства, включая типы, причины, симптомы и лечение.

Коммуникативные расстройства представляют собой группу состояний, связанных с проблемами с получением, обработкой, отправкой и пониманием различных форм информации и коммуникации, в том числе: 4

Они может возникнуть в результате любого состояния, которое влияет на слух, речь и язык до такой степени, что может нарушить способность человека правильно общаться. Коммуникативное расстройство может проявиться в раннем развитии ребенка, или заболевание может вызвать его развитие в более старшем возрасте.

Это может быть самостоятельным заболеванием или сочетаться с другими расстройствами общения и развития.

Тяжесть коммуникативных расстройств может варьироваться от легкой до глубокой.

ASHA классифицирует коммуникативные расстройства на четыре группы:

Речевые расстройства

Речевые расстройства влияют на способность человека артикулировать звуки речи. Эти условия могут влиять на беглость речи, то есть на скорость, ритм и течение речи, или на голос, то есть на высоту тона, громкость или продолжительность речи.

Речевое расстройство

Речевые расстройства нарушают способность человека понимать или использовать устную, письменную или другие системы символов.

Они могут включать проблемы с:

  • Фонология: Этот термин относится к звукам, которые составляют языковые системы, и к правилам, регулирующим звуковые сочетания.
  • Морфология: Морфология описывает структуру и построение слов.
  • Синтаксис: Люди, у которых есть трудности с синтаксисом, могут делать ошибки, связанные с отношениями, порядком и сочетанием слов в предложениях.
  • Языковое содержание: Этот термин относится к значению слов и предложений или семантике.
  • Языковая функция: Языковая функция означает использование и понимание языка на основе контекста взаимодействия и вне его буквального значения.

Нарушение слуха

Нарушение слуха возникает в результате нарушения чувствительности слуховой системы. Они связаны с трудностями в обнаружении, распознавании, различении, понимании и восприятии слуховой информации.

Человек с нарушением слуха может быть глухим или иметь частичную потерю слуха.

Узнайте больше о глухоте и потере слуха.

Центральное расстройство слуховой обработки (ПАПД)

По данным ASHA, ПАПД возникает из-за проблем с обработкой слуховой информации в области мозга, ответственной за интерпретацию слуховых сигналов.

Эти проблемы не связаны с нарушением интеллекта или нарушениями слуховой чувствительности уха.

Другие классификации

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) классифицирует коммуникативные расстройства по четырем категориям:

  • Речевое расстройство: Человек испытывает трудности с приобретением и использованием устной, письменной или жестовой речи или других языковых модальностей. .
  • Нарушение звуков речи: Эти расстройства связаны с трудностями произношения звуков речи, которые могут затруднить понимание звуков или помешать эффективному общению.
  • Нарушение беглости речи у детей (заикание): Этот термин относится к нарушениям плавности речи и плавности речи, которые не соответствуют возрасту ребенка.
  • Расстройство социальной (прагматической) коммуникации: У человека проблемы с пониманием и использованием вербальной и невербальной коммуникации в социальных целях.

Причина большинства коммуникативных расстройств неизвестна, но они могут быть обусловлены развитием или приобретенными. Возможные причины включают:

  • воздействие токсинов и веществ в утробе матери
  • черепно-мозговые травмы или опухоли в области мозга, ответственные за коммуникацию
  • инсульт и другие неврологические расстройства
  • структурные нарушения, такие как заячья губа или волчья пасть
  • повреждение голосовых связок в результате неправильного использования и жестокого обращения
  • вирусное заболевание
9000 2 Эти расстройства также могут быть генетическими. Тематическое исследование 2015 года показало, что некоторые генетические варианты могут сделать определенных людей восприимчивыми к коммуникативным расстройствам.

Тип коммуникативного расстройства будет определять возможные симптомы:

Симптомы расстройства речи

Симптомы расстройств речи включают:

  • повторение слов, гласных или звуков
  • затруднение произнесения звуков, даже когда человек знает, что он хочет сказать
  • удлинение или растягивание слов
  • опуская или замена слов или звуков
  • резкие движения головы или чрезмерное моргание во время разговора
  • частые паузы во время разговора

Симптомы нарушения речи

Симптомы языковых расстройств включают:

  • чрезмерное использование слов-наполнителей, таких как «гм» ​​и «э-э», из-за неспособности вспомнить слова новые слова
  • проблемы с использованием слов и составлением предложений для объяснения или описания чего-либо
  • произнесение слов в неправильном порядке
  • трудности с пониманием инструкций и ответами на вопросы

Симптомы нарушений слуха

Симптомы нарушений слуха включают:

  • отставание от своих сверстников в плане устного общения
  • просьба к другим повторять то, что они говорят, медленнее и четче
  • говорить громче, чем обычно
  • 90 013 приглушенная речь и другие звуки
  • отстранение от социальной обстановки и разговоров
  • трудности с пониманием слов, особенно в шумной обстановке

симптомы ПАПД

Симптомы ПАПД включают:

  • трудности с локализацией звуков
  • трудности с пониманием слов, которые люди говорят слишком быстро или на фоне шума
  • проблемы с пониманием и следованием быстрой речи
  • трудности с разучиванием песен
  • отсутствие музыкальных и певческих навыков 9001 4
  • трудности с изучением нового языка
  • проблемы с концентрацией внимания
  • легко отвлекаются

Коммуникативные расстройства распространены у детей. Почти 1 из 12 детей в США страдает какой-либо формой коммуникативного расстройства. Показатели наиболее высоки среди детей в возрасте 3–6 лет и снижаются в более старшем возрасте.

Согласно исследованию, проведенному в 2016 году, существуют убедительные доказательства того, что языковые расстройства передаются по наследству. Таким образом, семейный анамнез является значительным фактором риска развития коммуникативных расстройств. То же исследование показывает, что у мужчин чаще развиваются языковые расстройства, чем у женщин.

Определенные состояния подвергают человека риску коммуникативных расстройств, таких как афазия, апраксия и дизартрия. Национальная ассоциация афазии отмечает, что у 25–40% людей, перенесших инсульт, будет афазия.

Исследование 2021 года также показало, что более тяжелая черепно-мозговая травма подвергает человека более высокому риску получения диагноза коммуникативного расстройства.

Врач должен провести медицинский осмотр для диагностики коммуникативных расстройств. Этот экзамен будет включать в себя осмотр рта, ушей и носа человека. Если врач подозревает коммуникативное расстройство, он будет работать с другими специалистами, такими как неврологи и логопеды, чтобы поставить точный диагноз.

Общие тесты включают в себя:

  • Слуховые тесты
  • Неврологические экзамены
  • Назофаринголарингоскопия, в которой используется гибкая волоконно-оптическая трубка с камерой для просмотра голосовой коробки
  • Психометрические тестирование для оценки мышления и логических доступа. для оценки когнитивных способностей
  • психиатрическая оценка, если также присутствуют эмоциональные и поведенческие проблемы
  • оценка речи и языка
  • визуализирующие исследования, такие как МРТ или компьютерная томография

Врачи также могут сравнить язык ребенка с возрастом, этапами общения и контрольными списками.

Лечение коммуникативных расстройств включает работу с логопедом. Конкретный подход будет зависеть от типа и тяжести коммуникативного расстройства. Терапия может проходить в индивидуальной или групповой обстановке.

Логопед будет работать с реабилитационной командой, включая физиотерапевта и эрготерапевта, над другими соответствующими навыками до или параллельно с сеансами логопеда. Основные причины, такие как инфекции, также потребуют лечения.

В лечении часто участвует вся семья, другие медицинские работники и учителя, что обеспечивает индивидуальный подход.

В зависимости от цели логопед может исправить и развить навыки или обучить альтернативным формам общения, таким как аугментативное и альтернативное общение (AAC) или язык жестов.

Коммуникативные расстройства — это разнообразные расстройства, затрагивающие любой аспект коммуникации. Они могут возникать в любом возрасте, и есть различные возможные причины, хотя причина часто неизвестна.

Коммуникативные расстройства обычно появляются у детей на ранней стадии их развития, в то время как взрослые часто приобретают коммуникативные расстройства в результате других состояний, таких как инсульт или черепно-мозговая травма.

Лучшим способом лечения коммуникативных расстройств у детей является раннее вмешательство. Раннее выявление и лечение могут помочь удовлетворить потребности ребенка в развитии и предотвратить дальнейшие задержки.

Категории и коды классификации APA PsycInfo

Каждая запись в APA PsycInfo получает классификационный код, который используется для категоризации документа в соответствии с основной темой. Эти классификационные коды могут помочь вам нацелить поиск, позволяя ограничить поиск определенной категорией.

Категории и коды классификации APA PsycInfo

ПРИМЕЧАНИЕ . Эта система кодов классификации была разработана для описания содержания базы данных APA PsycInfo, а не области психологии. Классификационные коды APA PsycInfo отличаются от APA PsycTests ® Система классификации.

У нас также есть версия этой диаграммы для печати в формате PDF (PDF, 60 КБ) , для которой требуется Adobe Acrobat Reader.

Добавить комментарий