1.4 Классификация волевых качеств
На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.
Например, Ф.Н. Гоноблин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет, что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность [Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие.-М., 1976. с.42.]
В.И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения.
Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества:
1) энергия — динамическая сила — интенсивность; это качество определяется трудностью достижения цели;
2) мастерство – контроль — дисциплина; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций;
3) концентрация — сосредоточенность — внимание; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны;
4) решительность — быстрота — проворность проявляются в принятии решения;
5) настойчивость — стойкость — терпение;
6) инициатива — отвага — решимость на поступки; это склонность к риску;
7) организация — интеграция — синтез; воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи.
В этой классификации обращает на себя внимание объединение качеств, не имеющих отношения к «силе воли» и порой несовместимых, в триады (например, мастерство — контроль — дисциплина). Налицо смешение волевых проявлений с функциями и процессами управления активностью человека.
Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С.Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.
Эту идею С.Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям [ Брихцин М.
В.В. Никандров исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная — в ее процессуальности, энергетическая — в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная — в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному — настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному – принципиальность [ Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.-Весник СпбУ-1995.
Эта классификация тоже не идеальна, так как многие термины дублируют друг друга (стойкость — твердость, самостоятельность — независимость, самообладание — решительность, отвага — мужество), и, кроме того, во всех волевых качествах проявляется волевое усилие, а следовательно и энергия, поэтому энергетический параметр должен быть отнесен ко всем качествам, а не только к решительности и самообладанию
Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные.
Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта К общим волевым качествам П.А. Рудик, Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность А.Ц. Пуни и Б.Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность.
К основным ПА. Рудик и Е.П Щербаков относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность[ Рудик П. А. Психология воли спортсмена.- М., 1989. с.25.]
Ф. Генов и А.Ц. Пуни делят волевые качества на три группы: ведущие для данного вида спорта, ближайшие к ведущим и следующие за ними ( поддерживающие).
Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В.К. Калин. Он, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость
В ходе накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.
Системность вторичных волевых качеств связана, как считает В.К. Калин, не только с включением в них ряда базальных волевых качеств как составных частей, :но и с накоплением знаний и умений в волевой регуляции, использованием самых различных непосредственных и опосредованных способов регуляции, с широким включением функциональных проявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Последнее, отмечает автор, позволяет ставить вопрос о разделении системных качеств на собственно волевые и охватывающие функциональные проявления разных сфер (волевой, эмоциональной и интеллектуальной) [Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-1989.-№2.]
Примером системного собственно волевого качества может служить храбрость, включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность.
К системным вторичным волевым качествам В.К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.
Высшим и наиболее сложным системным волевым качеством В.К. Калин считает самоуправление организацией психических функций, т. е. способность и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предмет ной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики.
Большое место в выработке этого умения занимают профилактика (исключение) случаев установления взаимодействия со средой через энергоемкие функции и минимизация энергозатрат на саму волевую регуляцию за счет подбора наиболее адекватных способов волевой регуляции.
Волевые качества личности
Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В. К. Калин (1989). Он выделяет базальные (первичные) и системные (вторичные) качества. К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. Ко вторым — настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. В этих качествах, как отмечает автор, наиболее выражена личностная саморегуляция деятельности.
1.4 Классификация волевых качеств В.К.Калина
Волевые качества рассматривают как индивидуальные особенности свободы, присущие отдельным людям. К положительным качествам относятся такие, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и т.д. Качества, которые характеризуют слабость воли личности: беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и т.п.
Базовые волевые качества. Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. Четкую классификацию волевых качеств сделал В. К. Калин. Такие волевые качества, как энергичность, терпеливость, выдержку и смелость, он относит к базальным (первичным) качествам личности. Функциональные проявления их является однонаправленной регуляторными действиями сознания, которые, набирают форму волевого усилия.
Под энергичностью понимают способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.
Терпеливость определяют как умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).
Выдержка — способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
Смелость — способность в случае возникновения опасности (жизни, здоровью или престижа) сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности. Иначе говоря, смелость связана с умением противостоять страха и идти на оправданный риск ради определенной цели.
Системные волевые качества. Остальные проявлений волевой регуляции личности сложнее. Они представляют собой определенные сочетания однонаправленной проявлений сознания. Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Такие волевые качества являются вторичными, системными. Например, храбрость включает в себя составные: смелость, выдержку, энергичность; решительность — выдержку и смелость.
Целый ряд волевых качеств личности являются системными — настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. При этом важно знать, что базальную (первичные) волевые качества составляют основу системных (вторичных) качеств, их ядро. Низкий уровень таких базальных качеств очень затрудняет образование более сложных, системных волевых качеств.
Целеустремленность заключается в умении человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями, обусловленными ее твердыми убеждениями. Целеустремленная личность всегда опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет ей свою конкретную цель. Такая личность хорошо знает, чего хочет достичь и что ей делать. Ясность целей — в этом заключается ее достоинство.
Настойчивость — это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивая личность правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такая личность способна к длительному и неослабного напряжение энергии, неуклонного движения к намеченной цели. Противоположными настойчивости есть упрямство и негативизм, свидетельствующие о недостатках воли. Упрямо человек отстаивает свои неправильные позиции, несмотря на разумные доводы.
Принципиальность — умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, уверенностью в целесообразности определенных нравственных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми. Принципиальность проявляется в стойку дисциплинированности поведения, в правдивых, чутких поступках. Противоположные этим качества имеет человек беспринципный.
Самостоятельность — это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их, соответственно, со своих взглядов и убеждений. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведении изменения. Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.
Инициативность — это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления. Противоположными качествами является безынициативность и зависимость. Безынициативный человек легко поддается влиянию других людей, их действий, поступков, собственные решение ставит под сомнение, не уверен в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества выступают в форме внушения.
Одной из важных волевых качеств человека является его решимость. Решительность — это умение принимать обдуманные решения, последовательно претворять их в жизнь. Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный человек склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.
Свобода личности характеризуется также ее организованностью, которая заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченному плану. Эта качество требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств.
Итак, совокупность проявлений позитивных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности.
1.5 Развитие волевых качеств личности
Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе. А в связи с общим развитием личности. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует, прежде всего, отметить роль семейного воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют требований, которые должны им безоговорочно выполняться. Не приучают его сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. Готовность употребить усилие не дается сама собой, к ней необходимо приучать специально.
Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно, не выполняются. Родители, желая воспитать ребенка трудолюбивым, умным, умеющим прилично вести себя в обществе, нагружают свое дитя непосильной работой. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое дело до конца, что тоже представляет собой проявление слабоволия.
Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других значимых лиц. Не менее сильно влияет на развитие волевых качеств развивающейся личности чтение детской и художественной литературы, просмотр фильмов, герои которых преодолевают преграды, испытывают значительные трудности, но при этом не сдаются и добиваются своего.
Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в обычной жизни. Если ребенок успешно справляется с повседневными делами, взрослому следует поощрить его, похвалить, т.е. закрепить в нем положительную привычку.
Многие авторы отмечают, что развитие воли связано с режимом, с сознательной дисциплиной ребенка, которые способствуют формированию соответствующих волевых качеств.
Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой, — физические упражнения, соревнования, учат преодолевать трудности, позволяют вырабатывать навыки их преодоления. Не менее важна в развитии воли игровая деятельность. Подвижные, развивающие игры также преобразуют волю ребенка. Кроме того, игровые правила и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, решительность в действиях. И, конечно же, сама деятельность оказывает существенное влияние на развитие воли ребенка.
Волевой мобилизации младших школьников в учебной деятельности способствуют такие обстоятельства, как связь задания с потребностями и интересами школьников; обозримость цели; оптимальная сложность задания; наличие инструкции о способах выполнения задания; демонстрация учителем продвижения учащегося к цели.
Кроме этих общих рекомендаций исследователи пытаются найти способы формирования отдельных волевых качеств, таких как смелость, настойчивость, целеустремленность, решительность. Наибольшая противоречивость в исследованиях зафиксирована относительно смелости, потому что выявлено, что наиболее высоких результатов в спортивной гимнастике, которая требует высокого уровня смелости, добиваются спортсмены с низким уровнем указанного качества. Исследователи предположили, что происходит адаптация к трудной ситуации, связанной с выполнением опасного упражнения. Однако исследования показали, что при этом не происходит переноса смелости на другие упражнения, требующие смелости.
Относительно формирования настойчивости и целеустремленности было показано, что эти качества развиваются на основе воспитания у ребенка умения доводить до конца посильное задание. Позитивная роль в этом процессе принадлежит значимым целям, осознанию ответственности, умению не бросать дело при возникновении препятствий. Важно также знать методы поддержания целеустремленности. Это достигается с помощью конкретизации цели и использования целей учащихся, с помощью применения различных средств и методов проведения занятий, за счет принципа доступности и т.д.
Решительность формируют при помощи многократного повторения проблемной ситуации, где необходимо принять решение в условиях выбора. Также рекомендуют формировать решительность в соревновательной обстановке, отмечая при этом, что слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность.
Таким образом, психологами указывается на возможность целенаправленного формирования тех или иных волевых качеств личности. Но при этом необходимо учитывать, что развитие волевой сферы протекает неравномерно. Необходимо знать и использовать эти закономерности.
Заключение
В процессе работы, при помощи обобщения и анализа изученного материала, удалось сделать следующие выводы.
Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.
Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.
Воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.
В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
— преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
— приобретение человеком контроля над своим поведением;
— выработка волевых качеств личности;
— а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.
Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.
Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств, происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.
Сравнение двух крупнейших моделей личности: Большой пятерки и VIA
Источник: DepositPhotos/VIA Institute
Сильные стороны характера являются частью вашей личности, а не отдельной категорией. Некоторые называют характер «оценкой личности», потому что характер заключается в том, чтобы продвигать нашу личность вперед таким образом, чтобы способствовать общественному благу.
Таким образом, вы можете думать о сильных сторонах характера как о положительных сторонах своей личности. Как правило (хотя и не всегда) быть добрым, справедливым, скромным и любопытным — это положительное качество. Напротив, такие качества, как экстраверсия и интроверсия, являются более нейтральными элементами нашей личности.
Две доминирующие модели личности
Две самые большие модели личности в современном мире — это модель личности «Большая пятерка» и классификация сильных сторон характера VIA. Большая пятерка относится к пяти широким областям личности: открытость, добросовестность, экстраверсия, приятность и невротизм (под аббревиатурой ОКЕАН). Классификация VIA относится к 24 сильным сторонам характера личности, таким как справедливость, благодарность, любопытство, саморегуляция и храбрость, которые отражают основную идентичность и способствуют коллективному благу. Каждая модель имеет инструменты измерения и множество исследований, подтверждающих модель.
Я сосредоточусь на том, как рассматривать эти две модели с практической точки зрения, а затем обращусь к тому, что обнаружила наука, изучив их вместе. Но сначала взгляните на следующую диаграмму, где представлен краткий обзор, сравнивающий «Большую пятерку» и классификацию VIA.
Источник: Институт VIA
Практический подход (если вы практикующий врач или клиент)
Специалисты, знакомые с классификацией VIA, считают ее очень практичной с точки зрения применения сильных сторон для клиентов, особенно когда речь идет о поддержке саморазвития, построении позитивных отношений, повышении устойчивости к проблемам и достижении целей.
Клиенты, как правило, сразу «понимают», когда видят свои результаты в опросе VIA. Если клиент узнает, что он обладает высокими показателями настойчивости, доброты и благодарности, уровень самопонимания и личного понимания возникает немедленно. Затем они могут начать думать о том, что они будут делать, чтобы более осознанно продвигать свои сильные стороны в своей жизни, или о том, как они могут повысить более низкую силу. Часто возникает импульс действовать таким образом, чтобы поддержать себя и/или других.
Поскольку «Большая пятерка» — это широкие характеристики, маловероятно, что у клиентов будет аналогичный призыв к действию. Человек узнает, что у него высокая экстраверсия и открытость опыту. Это важные выводы, но работа, вообще говоря, на этом заканчивается.
Хорошей новостью является то, что если человек хочет внести изменения в свою личность — в результате анализа показателей из классификации VIA или Большой пятерки — он может это сделать. Недавние исследования личности показывают, что нам не суждено сохранить одни и те же личностные черты на протяжении многих лет, но мы можем вносить в свою личность значимые изменения (Hudson & Fraley, 2015; Roberts et al., 2017). Если вы хотите стать более экстравертным или интровертным, более благоразумным и добросовестным, более добрым и благодарным, вы можете.
С практической точки зрения, использование обеих моделей бок о бок не особенно распространено, однако те, кто хочет изучить способы объединения Большой пятерки и Классификации VIA, могут рассмотреть следующие идеи:
1. Создайте путь силы персонажа какую черту из «большой пятерки» вы хотели бы развить? 2. Повышение устойчивости 3. Действуйте «как если бы» Getting Scientific (Если вы ученый/исследователь) Как известно любому исследователю в области личности, лакмусовой бумажкой любой новой черты личности всегда является Большая пятерка. Ничто из «нового» не может получить истинного доверия, не показывая, что оно предлагает что-то существенное, помимо «Большой пятерки». Многие конструкции, рекламируемые как «новые», не прошли этот тест. Последней жертвой стала упорство, которое, как показали исследователи, в основном представляет собой «переупаковку добросовестности» (Crede, Tynan, & Harms, 2017). Было показано, что многие другие интересные личностные качества скрыты в Большой пятерке. Вполне естественно, что классификация VIA и обзор VIA будут подвергнуты одному и тому же испытанию. Примечательно, что классификация VIA прошла этот почти невозможный тест. Исследование за исследованием показали, что сильные стороны характера VIA обеспечивают дополнительную достоверность по сравнению с Большой пятеркой. Крупнейшее из них было проведено в сотрудничестве с ведущим ученым Большой пятерки Лью Голдбергом и исследователем сильных сторон характера Робертом МакГратом (McGrath, Hall-Simmonds, & Goldberg, 2020). Они обнаружили, что в дополнение к совпадению сильных сторон характера и Большой пятерки значительный вклад в положительные результаты внесли сильные стороны характера, не учитываемые Большой пятеркой. И «большая пятерка», и классификация VIA предсказывают удовлетворенность жизнью и одинаково сильны в этом отношении. Если кто-то заинтересован в том, чтобы выйти за рамки общего функционирования, измерение сильных сторон характера было бы предпочтительным путем для получения более полной картины. Я не буду обобщать каждое исследование, которое я перечислил ниже для исследователей, но я упомяну два новых крупных исследования (которые скоро будут опубликованы), одно на рабочем месте и одно в образовательном пространстве. Каждый из них показал, что сильные стороны характера обеспечили важные прогнозы сверх Большой пятерки по ряду результатов, таких как производительность труда, удовлетворенность работой, удовлетворенность школой и позитивные школьные отношения. Кроме того, преимущество этих сильных сторон характера также было показано во многих исследованиях для предсказания результатов выше Большой пятерки на индивидуальном уровне силы, например, доброты (Lefevor & Fowers, 2016), творчества (Grohman et al., 2017), смирения (Exline & Hill, 2012), а также благодарности и прощения (Hill & Mathias, 2011). Заключение Личность сложна. Существующие модели хорошо передают личность широкими мазками. Новые модели, исследующие сильные стороны характера, кажутся важными для личностных наук. Что касается практиков и обычных потребителей, ценность классификации VIA, помогающей нам понять и улучшить себя, огромна (Niemiec & McGrath, 2019).). Любознательные читатели могут узнать больше, ознакомившись с краткими обзорами более 600 недавних публикаций по науке о сильных сторонах характера здесь. Ссылки Креде, М., Тайнан, М.С., и Хармс, П.Д. (2017). Много шума о упорстве: метааналитический синтез литературы о упорстве. Журнал личности и социальной психологии, 113 (3), 492–511. https://doi.org/10.1037/pspp0000102 Exline, JJ, & & Hill, P. (2012). Смирение: последовательный и надежный показатель щедрости. Журнал позитивной психологии, 7 (3), 45-56. Грохман, М. Г., Ивчевич, З., Сильвия, П., и Кауфман, С. Б. (2017). Роль страсти и настойчивости в творчестве. Психология эстетики, творчества и искусства, 11 (4), 376-385. http://dx.doi.org/10.1037/aca0000121 Хилл, П. Л., и Матиас, А. (2011). Благодарность, прощение и благополучие во взрослой жизни: тесты умеренности и постепенного предсказания. Журнал позитивной психологии, 6 (5), 397-407. Хадсон, Н.В., и Фрэйли, Р.К. (2015). Волевое изменение черт личности: могут ли люди решить изменить свои черты личности? Journal of Personality and Social Psychology, 109 (3), 490–507 http://doi.org/10.1037/pspp0000021 Лефевор, Г. Т., и Фауэрс, Б. Дж. (2016). Черты, ситуационные факторы и их взаимодействие как объяснение помогающего поведения. Личность и индивидуальные различия, 92 , 159–163. http://doi.org/10.1016/j.paid.2015.12.042 МакГрат, Р. Э., Холл-Симмондс, А., и Голдберг, Л. Р. (2020). Отличаются ли показатели характера и личности? Доказательства анализа наблюдаемых и истинных оценок. Оценка, 27 (1), 117-135. https://doi.org/10.1177/1073191117738047 Niemiec, RM (2019). Поиск золотой середины: чрезмерное, недостаточное и оптимальное использование сильных сторон характера. Ежеквартальное издание психологического консультирования, 32 , 453-471. DOI: 10.1080/09515070.2019.1617674 Робертс, Б.В., Луо, Дж., Брайли, Д.А., Чоу, П.И., Су, Р., и Хилл, П.Л. (2017). Систематический обзор изменения черт личности посредством вмешательства. Психологический бюллетень, 143 (2), 117–141. Рух, В., Брунч, Р., и Вагнер, Л. (2017). Роль черт характера в экономических играх. Личность и индивидуальные различия, 108 , 186-190. DOI: 10.1016/j.paid.2016.12. 007 Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий Классификация — это процесс, с помощью которого объекты, события, люди или переживания группируются в классы на основе (а) характеристик, общих для членов одного и того же класса , и (б) признаков, отличающих членов одного класса от представителей другого . Личность — это устойчивая конфигурация характеристик и поведения, которая включает в себя уникальную индивидуальную адаптацию к жизни, включая основные черты, интересы, побуждения, ценности, самооценку, способности и эмоциональные паттерны. Теории в философии науки, набор логически связанных объяснительных гипотез, которые согласуются с совокупностью эмпирических фактов и могут указывать на более эмпирические отношения. Содержание 9000 9 Теории типов утверждают, что мы можем классифицировать человеческие личности по четко определенным типам. Согласно Моргану и Кингу, «A тип — это просто класс людей, которые, как говорят, имеют общий набор характеристик. Это означает, что люди делятся на категории в соответствии с общими для них характеристиками. Например, некоторые люди заметно проявляют склонность к общительному, беспечному характеру, общению с людьми, меньшей ориентации на задачу и т. д. Этих людей классифицируют как экстравертов . Ряд мыслителей дали свои типологические модели для объяснения теорий личности, некоторые из которых включают В 400 г. до н.э. Гиппократ пытался объяснить личность с точки зрения телесных жидкостей или юмора. Он предположил, что в нашем организме есть четыре типа жидкости; желтая желчь, черная желчь, кровь и мокрота. Для каждого человека характерно преобладание одного вида жидкости. Это определяет темперамент заинтересованного лица. Таким образом, он разделил людей на четыре типа, которые приведены ниже: Кречмер использовал для этой цели физическое телосложение и темперамент. Он основал свою классификацию на биологических типах, основанных на физическом строении. Четыре типа, о которых он говорил, включали: 1. Пикнический тип – Это люди невысокого роста с плотным телосложением. У них короткая, толстая шея. По темпераменту они демонстрируют характеристики социальных и веселых . На самом деле они беспечные , любят есть и спать . Кречмер назвал их « циклоидами », так как они имеют высокую вероятность стать жертвой маниакально-депрессивного типа психопатологии. 2. Атлетический тип – Это мускулистый тип с хорошо развитой мускулатурой, они не высокие и не низкие. Таким образом, они обладают устойчивым и спокойным характером и способны приспосабливаться к изменениям в окружающей среде. Они энергичны, оптимистичны, подвижны. 3. Лептосоматический тип – У них очень худощавое телосложение. Их характеристики: необщительные, сдержанные, застенчивые, чувствительные и пессимистичные. Шелдон на основании физической конституции разделил личность на соматотипы. Для этого он проанализировал обнаженные фотографии 4000 студентов и разделил их личности на три основных типа. Вот эти три типа: 1. Эндоморфный – Такие люди низкорослые и толстые с округлой формой корпуса. Эндоморфные люди похожи на тип « пикник », упомянутый Кречмером. Они любят не только есть и пить, но и веселиться. Хотя по натуре они общительны, к жизни относятся неторопливо. Люди с высокоразвитыми внутренностями (внутренними органами), но слабой соматической структурой. Таким образом, мудрый по темпераменту Шелдон назвал их «висцеротония». Легкие на подъем, общительные, ласковые. 2. Мезоморфный – это люди мускулистого типа. Их мышцы и кости довольно хорошо развиты, и они имеют хорошую физическую форму. Этих людей обычно считают жесткими, склонными к риску, напористыми и агрессивными, авантюристами . Они любят командовать другими. Шелдон назвал этих личностей « соматотонией » 3. Эктоморфы — Такие люди высокие, но худые. У них слабая соматическая структура, а также неразвитые внутренности, Шелдон назвал их «9».0009 церебротония ». Более того, Эти люди любят держаться подальше от людей. Они общительны, замкнуты и пессимистичны. Юнг постулировал теорию личности, основанную на психологических характеристиках. Он использовал 4 психологические функции, чтобы классифицировать людей по различным типам. Оллпорт рассматриваемая личность 90 009 черт быть предрасположенностью реагировать одинаковым или сходным образом на различные виды стимулов. Другими словами, черты — это последовательные и устойчивые способы реагирования на окружающую среду. Кроме того, Он резюмировал характеристики черт следующим образом: Согласно теории, нашей личностью управляют три типа черт. Тем не менее, они назвали эти три категории черт как 9.0009 основные признаки, центральные признаки и вторичные признаки . Олпорт организовал эти черты в иерархию Ганс Айзенк использовал факторный анализ для определения основных факторов, которые включали интроверсию в сравнении с экстраверсией и эмоциональность в сравнении со стабильностью. Согласно его теории, различные комбинации этих измерений приводят к развитию разных личностей. Позже он добавил к своей модели третье измерение и назвал его «Психотизм против психотизма». Социализация. Связанный: Личностный опросник Айзенка – EPQ Классификация теорий личности — Careershodh
Типовые теории личности
Типология Гиппократа
Типология Кречмера
Теории черт личности
Исторические теории черт личности Гордон Оллпорт Теория черт личности –
Раймонд Кеттелл Теория черт личности Исходные черты (факторы) личности Кеттелла
Теория черт Айзенка F АКТЕРЫ НИЗКИЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТЫ А Зарезервировано Исходящие Б Менее умные Более умный С Стабильный, сила эго Эмоциональность/невротизм Е Покорный Напористый Ф Трезвый Беспечный Г Целесообразный Добросовестный Н Застенчивый Предприимчивый я Стойкий Нежный Л Доверие Подозрительный М Практический Воображаемый Н Прямо Проницательный О Спокойный Опасения 1 квартал Консервативный Эксперименты 2 квартал Зависит от группы Самодостаточный 3 квартал Недисциплинированный Контролируемый 4 кв. Расслабленный Напряженный