Ведущие представители когнитивной психологии
Джордж Миллер (р. 1920) совместно с Джеромом Брунером создал при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления – Центр когнитивных исследований в 1960 году. «Ни один человек в центре не мог внятно объяснить, что же означает слово «когнитивная» и что из всего этого следует. Центр не создавался для чего-то конкретного, скорее против». Создавая центр, его основатели стремились выразить только одно – насколько далеки они от бихевиоризма. Новое направление – это возврат к психологии здравого смысла, для которого совершенно очевидно, что психология должна заниматься не только поведением, но и проблемами психической жизни.
В Центре изучали разнообразные познавательные процессы: восприятие, память, мышление, речь — и проводили анализ их генезиса. Параллельно начались работы по изучению искусственного интеллекта.
В 1969 году Миллер был избран президентом Американской психологической ассоциации.
Ульрик Найссер (р. 1928) прослушал курс лекций по психологии Дж.Миллера, а также учился под руководством В.Келера. В 1967 году он опубликовал книгу «Когнитивная психология». Книга пользовалась большой популярностью, и Найссера многие начали называть «отцом» когнитивной психологии. Книга в значительной степени способствовала отходу психологии от бихевиоризма и обращению ее к проблемам познания.
Найссер доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Познание он определил как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.
В 1976 году вышла вторая его книга «Познание и реальность», где он выражает неудовлетворенность явным сужением границ когнитивной психологии, которая слишком полагается на исследование искусственных лабораторных ситуаций в ущерб изучению реальных жизненных случаев.
В основе этих работ – метафора компьютера.
В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. В ХХ веке на эту роль стала претендовать новая машина – компьютер.
Во всей предшествующей истории человечества машины являлись устройствами, которые перерабатывают либо материал (вещество), либо энергию. Компьютеры же являются носителями и преобразователями информации.
В ХХ веке сложилась наука (Н.Винер), которая стала рассматривать все формы сигнальной регуляции с единой точки зрения – как средства связи и управления в любых системах – технических, органических, психологических, социальных. Она была названа кибернетикой (от греч. «кибернетике» — искусство управления). Ею разработаны специальные методы, позволившие создать для компьютеров множество программ по восприятию, запоминанию и переработке информации.
Появление информационных машин, способных с огромной быстротой и точностью выполнять операции, считавшиеся уникальным преимуществом человеческого мозга, оказало существенное влияние на психологию. Психологи все чаще используют компьютерные операции как пояснительную схему для понимания процесса познания. И наоборот, сами компьютеры все чаще описывают в терминах человеческой деятельности. Например, способность компьютера накапливать информацию называют памятью, коды программирования – языками, а о появлении новых поколений компьютеров говорят, что они эволюционируют.
Возникли дискуссии относительно того, не является ли работа компьютера подобием работы человеческого мозга, а тем самым и его умственной организации. В результате произошли коренные изменения в психологии (особенно в американской), где господствовал бихевиоризм. То, в чем классический бихевиоризм отказывал человеку (восприятие, запоминание, внутреннее преобразование информации), оказалось делом объективно, независимо от человека, работающего компьютера.
Джордж Александр Келли (1905 – 1967). Теория личностных конструктов. Келли сформулировал свои идеи в конце 50-х годов (за 10 лет до появления работ Миллера и Найссера). Келли – практикующий медицинский психолог – был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека.
Келли показывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, т.к. каждый человек обладает
Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. На основании этого образа строятся
Келли сделал 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток, с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности.
Леон Фестингер (род. 1919) – американский психолог, профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, автор теории когнитивного диссонанса.
Фестингер изучал различные группы, предсказывающие конец света. Он обнаружил, что неудачные пророчества только укрепляют веру большинства их членов. Его исследования показывают, что членам групп приходится искать какой-нибудь путь, чтобы психологически справиться с провалом. Им необходимо сохранять смысл и порядок в собственной жизни. Описание противоречия, которое стоит перед ними, известно теперь как «Теория когнитивного диссонанса». В ней разбираются 3 основных компонента:
История зарождения и развития когнитивной психологии
Кто решился на проведение первых исследований в области человеческого познания, и какие результаты принесли смелые опыты новаторов? Бихевиоризм и психоанализ не были способны дать объяснение человеческого поведения без трактовки процессов в сознании. Постепенно интерес привел человечество к появлению нового направления, которое затронуло не только кибернетику, биологию, нейрофизиологию, но и лингвистику.
Путь становления новой науки
Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека. Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.
Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий. Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.
Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.
Выбрав термин «когнитивная..», мы противопоставили себя бихевиоризму. Изначально мы размышляли над использованием понятия «ментальность». Но «ментальная психология» звучало уж слишком нелепо, а «психология здравого смысла» отправляла бы нас к области антропологических исследований, «народная психология» похожа на вундтовскую социальную психологию. В итоге, мы остановились на термине «когнитивная психология».
Джордж Миллер, один из основателей Центра когнитивной психологии
Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.
Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:
- Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года).
- Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет).
- Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет).
- Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет).
В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.
Необычный эксперимент
С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.
Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.
Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.
Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом. Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида.
Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.
Дальнейшее развитие интереса
В последующие годы конца 20-го и начала 21-го веков исследователи все больше углублялись в сферу взаимодействия человека и компьютера. Широкую популярность приобрела теория, отображающая психику в качестве некоего центра, который может воспринимать конечное число сигналов, исходящих из окружающей среды, и затем переработанных человеческим мозгом. Когнитивная система человека рассматривалась наподобие системы компьютера, с устройствами ввода, вывода и местами хранения информации.
Психолог Джордж Миллер провел ряд интересных тестов по определению человеческих способностей к запоминанию. Так, в результате эксперимента Миллер выяснил, что мы можем единовременно запомнить не более 7-9 символов. Это могут быть девять цифр, восемь букв или пять-шесть простых слов.
Новый этап исследования
Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.
Взаимодействие с другими науками
В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.
Заключение
Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики. Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости. И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.
Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.
Источники литературы:
- 1. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности// Серия-14. Общая психология. – 1995. — №13. – С. 67-485.
- 2. Когнитивная психология. Джон Андерсон. – СПб. Серия-2. – 2014. — С. 24-45.
- 3. Когнитивная психология. Р. Солсо. – СПб. – Серия №4- 2014. – С. 234-342.
- 4. Жан Пиаже. «Избранное». Под ред. Обухова С.В. // Издательство Московского университета.
- 5. Введение в общую психологию. Абдурахманов Р.А. – Москва-Воронеж. С. 345-454.
Автор: Зонира Дженнифер, писатель, лингвист
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
30 самых влиятельных когнитивных психологов, живущих сегодня
До 1950-х годов доминирующей школой психологии был бихевиоризм и изучение наблюдаемого поведения. Однако к концу 1960-х годов для описания новых исследований внутренних психических состояний был введен термин когнитивная психология. Область когнитивной психологии исследует эти психические процессы, такие как то, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Когнитивные психологи исследуют предметы, которые включают внимание, овладение языком, стили обучения и другие связанные темы. На самом деле специалисты в области неврологии и лингвистики часто изучают когнитивную психологию, потому что эти предметы во многом пересекаются.
Когнитивные психологи выдвинули теории, ответственные за большой прогресс в психологии и образовании с тех пор, как эта область получила широкое признание. От работы Ульрика Нейссера о восприятии и распознавании образов до «Этапов когнитивного развития» Жана Пиаже вклад когнитивной психологии повлиял на многие области. Вот наш выбор для 30 самых влиятельных когнитивных психологов — людей, которые продолжают вносить свой вклад в профессию, основываясь на своем положении в академических кругах, полученных ими наградах и опубликованных работах.
1. Джон Р. Андерсон
Психолог Джон Андерсон — профессор психологии и информатики в Карнеги-Меллон. Его текущие исследования связаны с теорией познания ACT-R. Андерсон опубликовал несколько книг о мышлении, памяти и познании. Его ранние исследования были сосредоточены на интеллектуальных системах обучения, и многие из его бывших учеников стали лидерами в этой области. Бывший преподаватель Йельского университета, Андерсон был президентом Общества когнитивных наук и был избран членом как Национальной академии наук, так и Американской академии искусств и наук.
2. Альберт Бандура
Альберт Бандура — почетный профессор социальных наук в области психологии Дэвида Старра Джордана в Стэнфордском университете, где он работает с тех пор, как получил степень доктора философии. в 1951 году. Результаты знаменитого исследования Бандуры куклы Бобо в 1961 году заложили основу его теории самоэффективности и социального обучения, объединяющей связь между поведением, познанием и окружающей средой. Помимо того, что он является одним из самых молодых президентов Американской психологической ассоциации, Бандура входил в состав редакционной коллегии девяти журналов по психологии и является членом Совета по научным вопросам АПА.
3. Аарон Т. Бек
Пионер когнитивной терапии Аарон Т. Бек — почетный профессор психиатрии Пенсильванского университета. Его теории клинической депрессии служат основой для лечения и вмешательств по сей день. Бек создал множество шкал и опросников для выявления тревоги и депрессии, в том числе опросник депрессии Бека и опросник беспокойства Бека. Кроме того, Бек сотрудничал с психологом Марией Ковач, доктором философии. разработать Опросник детской депрессии. Бек является почетным президентом Института когнитивно-поведенческой терапии Бека и почетным президентом Академии когнитивной терапии.
4. Джером Брунер
Пионер когнитивной психологии Джером Брунер — старший научный сотрудник юридического факультета Нью-Йоркского университета. Брунер отвечает за многие исследования, включая классические эксперименты по восприятию, в которых рассматривалась внутренняя интерпретация стимула организмом. Он является автором книги «Исследование мышления», положившей начало когнитивному психологическому движению. Помимо помощи в создании Гарвардского центра когнитивных исследований, Брунер опубликовал 15 книг и множество статей по когнитивной психологии, психологии развития и педагогики.
5. Susan Carey
Susan Carey — профессор психологии Гарвардского университета, где она получила степень доктора философии. в 1971 году. Исследование Кэри в области овладения языком привело к введению концепции быстрого картографического обучения. Она является членом Американской академии искусств и наук и Национальной академии наук. Кэри написала книгу «Концептуальные изменения в детстве», в которой исследования Пиаже по анимизму сочетаются с ее собственными исследованиями детей и их знанием биологических концепций.
6. Фергус И.
М. КрейкКогнитивный психолог Фергус И. М. Крейк — почетный профессор психологии Университета Торонто, где он работает с 1971 года. Он также является старшим научным сотрудником Исследовательского института Ротмана-Бейкреста в Торонто. Ранние исследования Крейка были сосредоточены на улучшении памяти в процессе старения. Он сотрудничал с доктором Бобом Локхартом в 1970-х годах над теорией уровней обработки. В настоящее время Крейк изучает нормальные процессы старения, а также исследования повреждений мозга и когнитивных процессов.
7. Филип Джонсон-Лэрд
Эксперт в области человеческого познания Филип Джонсон-Лэрд — профессор психологии Стюарта на факультете психологии Принстонского университета. Он опубликовал несколько книг, основанных на его исследованиях психологии рассуждений. Джонсон-Лэрд получил множество наград за свою многолетнюю работу. Он является членом нескольких обществ, включая Американское философское общество и Ассоциацию психологических наук. В 2007 году Лэрд-Джонсон был назначен членом Национальной академии наук США.
8. Майкл Газзанига
Майкл Газзанига — профессор психологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Он является ведущим когнитивным нейробиологом, известным своими исследованиями расщепленного мозга и церебральной латерализации в головном мозге. За много лет работы в этой области Газзанига основал несколько институтов неврологии в различных американских университетах. Его опубликованные книги включают «Разум природы» и «Этический мозг». Газзанига — бывший президент Американского психологического общества. Кроме того, он был избран в Национальную академию наук в 2011 году и является членом Института медицины и Американской академии искусств и наук.
9. Рошель Гельман
Рошель Гельман — профессор психологии в Университете Рутгерса. Как исследователь в области когнитивных наук о развитии, она изучает интуитивное понимание и восприятие маленьких детей в связи с математикой. Она получила похвалу за разработку выставки для дошкольников в музее «Пожалуйста, прикоснись» в Филадельфии. Гельман является членом нескольких академий, в том числе Национальной академии наук и Американской академии искусств и наук. Она также является содиректором Центра когнитивных наук.
10. Элизабет Лофтус
Психолог и эксперт по памяти Элизабет Ф. Лофтус провела обширное исследование человеческой памяти и ее применения в судебно-медицинской экспертизе, включая эффект дезинформации и восстановление воспоминаний о сексуальном насилии в детстве. В настоящее время она является заслуженным профессором психологии и социального поведения и профессором права Калифорнийского университета в Ирвине. Лофтус был удостоен множества наград, в том числе награды за выдающийся вклад в психологию и право Американского общества психологов и юристов. Лофтус опубликовал более 500 журнальных статей и 24 книги.
11. Кен Накаяма
Психолог Кен Накаяма известен своими исследованиями прозопагнозии, то есть неспособности узнавать лица. Он является профессором психологии имени Эдгара Пирса в Гарвардском университете, где он работает с тех пор, как в 1990 году покинул Глазной научно-исследовательский институт Смита Кеттлуэлла в Сан-Франциско. ее первый президент. За свою выдающуюся карьеру Накаяма опубликовал 179статьи в психологических журналах.
12. Аллан Пайвио
Аллан Пайвио является почетным профессором психологии на пенсии в Университете Западного Онтарио, где он начал преподавать в 1963 году и продолжает занимать эту должность. Его теория двойного кодирования (DCT) предполагает хранение невербальной и вербальной информации в долговременной памяти. Он проводил исследования языка, образов, памяти и познания более 40 лет, опубликовав почти 200 глав и статей в книгах и пять книг. Пайвио до сих пор консультирует частную коррекционную образовательную компанию в Калифорнии.
13. Брайан МакВинни
Брайан МакВинни — профессор психологии, компьютерной лингвистики и современных языков в Университете Карнеги-Меллона. Он высоко ценится за разработку обработки и усвоения первого и второго языков, а также за Систему обмена данными о детских языках (CHILDES), которую он основал вместе с Кэтрин Сноу. Текущее исследование MacWhinney сосредоточено на расширении системы еще на шесть областей исследований. Он также хорошо известен разработкой нескольких новаторских программных систем, используемых для проведения психологических экспериментов.
14. Стивен Пинкер
Стивен Пинкер — эксперт по языку и познанию, профессор семьи Джонстон кафедры психологии Гарвардского колледжа. Один из 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time в 2004 году, Пинкер написал семь книг по вопросам эволюционной психологии и вычислительной теории разума. До поступления в Гарвард Пинкер работал в Массачусетском технологическом институте и Стэнфорде. Он часто публикуется в The New York Times и The New Republic, а также в нескольких языковых журналах. Пинкер был удостоен многочисленных наград в области психологии за свои исследования языка и разума, в том числе премии Бойда МакКэндлесса от Американской психологической ассоциации.
15. Майкл Познер
Майкл И. Познер — почетный профессор психологии Орегонского университета и адъюнкт-профессор Нью-Йоркского медицинского колледжа Уилла. Исследования Познера в области внимания включали исследования развития сетей внимания в отношении обработки чисел, визуального поиска и чтения у детей. Он получил признание за свой вклад в эту область, получив стипендию Американской психологической ассоциации и Американской ассоциации искусств и наук, среди многих других. Познер также является редактором многих психологических работ.
16. Генри Л. Редигер III
Помимо того, что Генри Л. Редигер III является почетным профессором психологии Университета Джеймса С. Макдоннелла в Вашингтонском университете, Генри Л. Редигер III преподавал в Университете Пердью, Университете Райса и Вашингтонском университете. Его исследованиям обучения и памяти посвящено более 200 опубликованных статей. Редигер получил ряд наград за свою долгую карьеру, в том числе президент Ассоциации психологических наук и медаль Говарда К. Уоррена. Он был избран членом многих организаций, в том числе Американской психологической ассоциации.
17. Дэниел Шактер
Дэниел Шактер — профессор психологии Гарвардского университета, где он использует когнитивное тестирование и методы визуализации мозга для исследования биологии памяти и амнезии, включая влияние старения на память. Помимо написания трех книг и редактирования семи томов, Шактер опубликовал более 200 журнальных статей на такие темы, как болезнь Альцгеймера и ложные воспоминания. Шактер является членом Американской академии искусств и наук и получил премию NAS за научное рецензирование от Национальной академии наук.
18. Ричард Шиффрин
Ричард Шиффрин — Лютер Дана Уотерман, профессор когнитивных наук на факультете психологии и наук о мозге Университета Индианы. За свою карьеру когнитивного психолога Шиффрин разработал множество теорий памяти и внимания. Его исследования сосредоточены на поиске и забывании, кратковременной и долговременной памяти, моделях нейронных сетей и математическом компьютерном моделировании. Помимо того, что Шиффрин является членом Американской ассоциации содействия развитию науки, многочисленные награды и признания Шиффрин включают, среди прочего, премию Уильяма Джеймса и медаль Говарда Кросби Уоррена.
19. Элизабет Спелке
Помимо своей должности профессора психологии в Гарвардском университете, Элизабет Спелке является директором Лаборатории исследований развития. Ее исследования были сосредоточены на оценке поведения и функций мозга младенцев и детей младшего возраста при изучении происхождения и природы знаний. Она получила несколько наград, в том числе премию Жана Никода. Спелке также является членом Американской академии искусств и наук и Национальной академии наук.
20. Джордж Сперлинг
Когнитивный психолог Джордж Сперлинг — почетный профессор когнитивных наук, неврологии и поведения Калифорнийского университета в Ирвине. Его исследование существования сенсорной памяти включало в себя классический эксперимент 1960 года, в котором проверялись ее емкость и продолжительность. Он продолжает исследовать зрение и внимание в Гарвардской лаборатории обработки информации человека. Сперлинг имеет многочисленные профессиональные членства и был избран на многие должности. Он является основателем и организатором Ежегодной междисциплинарной конференции.
21. Ларри Сквайр
Ларри Р. Сквайр занимает должность профессора психиатрии, неврологии и психологии на факультете психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Диего. Он поступил в университет сразу после получения докторской степени в Медицинском колледже Альберта Эйнштейна. Он использует модели животных и людей для своих экспериментов по изучению неврологических основ нарушения памяти. Сквайр опубликовал две книги и более 480 научных статей. Бывший президент Общества неврологии, Сквайр является избранным членом нескольких организаций, в том числе Института медицины и Американского философского общества.
22. Anne Treisman
Психолог и исследователь Энн Мари Трейсман изучала внимание, восприятие и память с тех пор, как в 1962 году получила докторскую степень в Оксфордском университете. В настоящее время она является профессором психологии в Принстонском университете. выбирать и интегрировать значимые объекты в мысли и действия. Она получила множество наград и наград за свои исследования внимания, в том числе Национальную медаль науки от президента Обамы. Она преподавала в нескольких учебных заведениях, включая Оксфорд, Калифорнийский университет, Беркли и Университет Британской Колумбии. Муж Трейсман — коллега-исследователь Дэниел Канеман.
23. Даниэль Канеман
Израильско-американский психолог Дэниел Канеман — почетный профессор психологии и связей с общественностью Школы Вудро Вильсона в Принстонском университете. Его исследование поведенческой экономики с Амосом Тверски и другими установило когнитивную основу для человеческих ошибок, проистекающих из предубеждений. Кроме того, Тверски разработал теорию перспектив, за которую в 2002 году был удостоен Нобелевской премии по экономическим наукам. В 2011 году он опубликовал бестселлер «Думай быстро и медленно», в котором резюмировал свое исследование. Канеман женат на когнитивном психологе Энн Трейсман.
24. Нэнси Канвишер
Нэнси Канвишер изучает нервные и когнитивные механизмы в качестве профессора в Институте исследований мозга Макговерна Массачусетского технологического института. Она определила несколько областей мозга, играющих роль в восприятии визуальных стимулов, в том числе Веретенообразную область лица (FFA), которая отвечает за обработку лица. Прежде чем поступить на факультет Массачусетского технологического института, Канвишер преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и Гарвардском университете. Среди ее наград — награда Troland Research Award 1999 года от Национальной академии наук, куда она была избрана в 2005 году.0003
25. Роберт Штернберг
Психолог и специалист по психометрии Роберт Штернберг является автором нескольких теорий, связанных с творчеством и стилями мышления, включая триархическую теорию интеллекта. Помимо того, что он является профессором человеческого развития в Корнельском университете, он также является почетным сотрудником Центра психометрии Кембриджского университета. Бывший президент Американской психологической ассоциации в прошлом был президентом Университета Вайоминга и деканом факультета искусств и наук Университета Тафтса. Штернберг также преподавал в Университете штата Оклахома и Йельском университете и написал более 1500 книг и статей.
26. Кит Холиоак
Кит Х. Холиоак — почетный профессор психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, где он изучает роль аналогии в обучении и передаче знаний у детей и взрослых. Родившийся в Канаде исследователь сначала преподавал в Мичиганском университете и является соредактором издания 2012 года Оксфордского справочника по мышлению и рассуждениям. Холиок опубликовал более 170 научных статей и книг, в том числе два сборника своих стихов.
27. Howard Gardner
Психолог Ховард Гарднер — профессор познания и образования Джона Х. и Элизабет А. Хоббс в Высшей школе образования Гарвардского университета. Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, согласно которой люди обрабатывают информацию несколькими совершенно разными способами. Он написал более 20 книг, переведенных на 30 языков. В 2005 и 2008 годах журналы Foreign Policy и Prospect назвали Гарднера одним из 100 самых влиятельных общественных интеллектуалов мира. Гарднер в настоящее время является старшим директором Harvard Project Zero.
28. Пол Экман
Психолог Пол Экман десятилетиями изучал взаимосвязь между эмоциями и выражением лица, за что получил прозвище «человек-детектор лжи». Он был профессором психологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско до 2004 года. Экман опубликовал Американскую психологическую ассоциацию, в 2001 году назвал Гарднера одним из 100 самых выдающихся психологов 20-го века, а он был назван одним из 100 самых выдающихся психологов журнала Time. Влиятельные люди в 2009 году. Телесериал «Обмани меня» основан на произведении Экмана.
29. Steven Kosslyn
Нейробиолог и психолог Стивен Kosslyn является деканом-основателем Minerva Schools в KGI, глобальном университете с уникальной учебной программой, в которой основное внимание уделяется основополагающим концепциям, а не распространению знаний. Исследования Косслина сосредоточены на мысленных образах и обработке информации. Его предыдущие должности включают директора Центра перспективных исследований в области наук о поведении в Стэнфорде и профессора Гарвардского университета. Он получил множество наград и премий, в том числе стипендию Гуггенхайма.
30. Дэвид М. Басс
Дэвид М. Басс — профессор психологии Техасского университета в Остине. Он также преподавал в Гарвардском и Мичиганском университетах. Басс наиболее известен своими исследованиями в области эволюционной психологии, в которых рассматриваются половые различия в выборе партнера для человека. Он написал несколько книг, в том числе «Эволюционная психология: новая наука о разуме». Многие награды Басса включают выдающуюся научную премию за ранний вклад в психологию Американской психологической ассоциации в 1919 году.88.
Источники
- Записи в Википедии для каждого психолога
- http://psychology.about.com/od/profilesofmajorthinkers/p/bio_bandura. htm
- http://visionlab.harvard.edu/members/ken/nakayama.html
- http://www.lifecircles-inc.com/Learningtheories/IP/paivio.html
- http://uscbp.usc.edu/mediawiki/index.php/Brian_MacWhinney
- http://pinker.wjh.harvard.edu/about/longbio.html
- http://psych.wustl.edu/memory/Roediger/BiographyRoediger.pdf
- https://www.psych.ucla.edu/faculty/page/kholyoak
- https://s3.amazonaws.com/s3.minervaproject.com/press-releases/Minerva_Commences_Classes.pdf
- http://psychology.about.com/od/profilesofmajorthinkers/p/bio_bandura.htm
- http://visionlab.harvard.edu/members/ken/nakayama.html
- http://uscbp.usc.edu/mediawiki/index.php/Brian_MacWhinney
- http://pinker.wjh.harvard.edu/about/longbio.html
- http://psych.wustl.edu/memory/Roediger/BiographyRoediger.pdf
- https://www.psych.ucla.edu/faculty/page/kholyoak
- https://s3.amazonaws.com/s3.minervaproject.com/press-releases/Minerva_Commences_Classes. pdf
Об авторе
Дженнифер Коебеле, MS Ed. более 10 лет писал о сфере образования. Как педагог со степенью магистра в области образования, Дженнифер специализируется на оказании помощи студентам колледжей и молодым специалистам в полной мере раскрыть свой потенциал с помощью возможностей получения высшего образования.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): типы, методы, применение
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это форма разговорной терапии, которую можно использовать для лечения людей с широким спектром проблем психического здоровья.
КПТ основана на идее о том, что то, как мы думаем (познание), то, как мы чувствуем (эмоции) и то, как мы действуем (поведение), взаимодействует друг с другом. В частности, наши мысли определяют наши чувства и наше поведение.
Таким образом, негативные и нереалистичные мысли могут причинить нам страдания и привести к проблемам. Когда человек страдает от психологического стресса, его интерпретация ситуаций становится искаженной, что, в свою очередь, негативно сказывается на предпринимаемых им действиях.
КПТ направлена на то, чтобы помочь людям осознать, когда они делают негативные интерпретации, и поведенческие модели, которые усиливают искаженное мышление. Когнитивная терапия помогает людям развивать альтернативные способы мышления и поведения, чтобы уменьшить их психологический стресс.
Когнитивно-поведенческая терапия на самом деле является общим термином для многих различных методов лечения, которые имеют некоторые общие элементы. Двумя самыми ранними формами когнитивно-поведенческой терапии были рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), разработанная Альбертом Эллисом в XIX веке.50-х годов, и когнитивная терапия, разработанная Аароном Т. Беком в 1960-х годах.
См. Добсон и Блок (1988) для обзора исторической основы когнитивно-поведенческой терапии
В этой статье
Общие предположения
• Когнитивный подход считает, что психические заболевания возникают из-за ошибочных представлений о других, нашем мире и нас. Это ошибочное мышление может быть связано с когнитивными недостатками (отсутствие планирования) или когнитивными искажениями (неточная обработка информации).
• Эти познания вызывают искажения в том, как мы видим вещи; Эллис предположил, что это связано с иррациональным мышлением, а Бек предложил когнитивную триаду.
• Мы взаимодействуем с миром через наше мысленное представление о нем. Если наши мысленные представления неточны или наши способы рассуждения неадекватны, наши эмоции и поведение могут стать беспорядочными.
Когнитивный терапевт учит клиентов, как идентифицировать искаженные познания посредством процесса оценки. Клиенты учатся различать свои мысли и реальность. Они узнают, какое влияние познание оказывает на их чувства, и их учат распознавать, наблюдать и контролировать свои собственные мысли.
Поведенческая часть терапии включает в себя задание клиенту домашнего задания (например, ведение дневника мыслей). Терапевт дает клиенту задания, чтобы помочь ему бросить вызов своим иррациональным убеждениям.
Идея состоит в том, что клиент определяет свои собственные бесполезные убеждения, а затем доказывает их ошибочность. В результате их убеждения начинают меняться. Например, тому, кто беспокоится в социальных ситуациях, может быть задано домашнее задание встретиться с другом в пабе, чтобы выпить.
Альберт Эллис – РЭПТ
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) – это тип когнитивной терапии, впервые использованный Альбертом Эллисом и направленный на решение эмоциональных и поведенческих проблем.
Целью этой терапии является изменение иррациональных убеждений на более рациональные.
РЭПТ побуждает людей идентифицировать свои общие и иррациональные убеждения (например, «Я должен быть совершенным») и впоследствии убеждает их бросить вызов этим ложным убеждениям с помощью проверки реальности.
Альберт Эллис (1957, 1962) предполагает, что у каждого из нас есть уникальный набор представлений о себе и нашем мире, которые направляют нас по жизни и определяют наши реакции на различные ситуации, с которыми мы сталкиваемся.
К сожалению, предположения некоторых людей в значительной степени иррациональны, побуждая их действовать и реагировать ненадлежащим образом, что снижает их шансы на счастье и успех. Альберт Эллис называет эти 90 127 основных иррациональных предположений 90 128.
Некоторые люди иррационально считают себя неудачниками, если их не любят все, кого они знают – они постоянно ищут одобрения и постоянно чувствуют себя отвергнутыми. Это предположение влияет на все их взаимодействие, так что отличная вечеринка может оставить их недовольными, потому что они не получают достаточного количества комплиментов.
Согласно Эллису, это другие распространенных иррациональных предположений :
• Идея о том, что нужно быть полностью компетентным во всем.
• Идея о том, что это катастрофа, когда все идет не так, как вы хотите.
• Идея о том, что люди не могут контролировать свое счастье.
• Идея о том, что вам нужен кто-то сильнее вас, на кого можно положиться.
• Идея о том, что ваша история сильно влияет на вашу нынешнюю жизнь.
• Идея о том, что существует идеальное решение человеческих проблем, и если вы его не найдете, будет катастрофой.
Эллис считает, что люди часто насильно придерживаются этого нелогичного способа мышления и поэтому используют высокоэмоциональные техники, чтобы помочь им энергично и решительно изменить это иррациональное мышление.
Модель Азбуки
Основным помощником в когнитивной терапии является то, что Альберт Эллис (1957) назвал Азбука-техникой иррациональных убеждений .
Первые три шага анализируют процесс, посредством которого у человека развились иррациональные убеждения, и могут быть записаны в таблицу из трех столбцов.
* A – Активирующее событие или объективная ситуация. В первом столбце записывается объективная ситуация, то есть событие, которое в конечном итоге приводит к некоему типу высокой эмоциональной реакции или негативному дисфункциональному мышлению.
* Б – Убеждения. Во второй колонке клиент записывает пришедшие ему в голову негативные мысли.
* C – Последствие. Третья колонка предназначена для негативных чувств и дисфункционального поведения, которые последовали за этим. Негативные мысли второй колонки рассматриваются как связующий мостик между ситуацией и тягостными чувствами. Третий столбец, С, затем объясняется описанием эмоций или негативных мыслей, которые, по мнению клиента, вызваны А. Это может быть гнев, печаль, тревога и т. д.
Эллис считает, что это не активирующее событие ( А ), что вызывает негативные эмоциональные и поведенческие последствия ( C ), а скорее то, что человек нереалистично интерпретирует эти события и, следовательно, имеет иррациональную систему убеждений ( B ), которая помогает вызывать последствия ( C ).
РЭПТ Пример
Джина расстроена, потому что она получила низкую оценку за тест по математике. Активирующее событие А состоит в том, что она провалила тест. Убеждение Б состоит в том, что у нее должны быть хорошие оценки, иначе она ничего не стоит. Следствием, C, является то, что Джина чувствует себя подавленной.
После выявления иррациональных убеждений терапевт часто будет работать с клиентом, чтобы бросить вызов негативным мыслям, основанным на свидетельствах из опыта клиента, путем переформулирования их, то есть переинтерпретации их в более реалистичном свете. Это помогает клиенту развить более рациональные убеждения и здоровые стратегии выживания.
Терапевт поможет Джине понять, что нет никаких доказательств того, что она должна иметь хорошие оценки, чтобы быть достойной, или что плохие оценки ужасны. Она хочет хороших оценок, и было бы хорошо, если бы они были, но вряд ли это делает ее бесполезной.
Если она поймет, что плохие оценки разочаровывают, но не ужасны, и что это означает, что в настоящее время она плоха в математике или учебе, но не как человек, она почувствует грусть или разочарование, но не депрессию. Печаль и разочарование, скорее всего, являются здоровыми отрицательными эмоциями, и с этого момента она может заставить ее учиться усерднее.
Критическая оценка
Терапевты рационального эмоционального поведения цитируют множество исследований в поддержку этого подхода. Большинство ранних исследований проводились на людях с экспериментально вызванной тревогой или неклиническими проблемами, такими как легкая боязнь змей (Kendall & Kriss, 19).83).
Однако несколько недавних исследований, проведенных на реальных клинических субъектах, также показали, что рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) часто оказывается полезной (Lyons & Woods, 1991).
Аарон Бек – Когнитивная терапия
Система терапии Бека (1967) аналогична системе Эллиса, но наиболее широко используется в случаях депрессии. Когнитивные терапевты помогают клиентам распознавать негативные мысли и логические ошибки, которые вызывают у них депрессию.
Терапевт также помогает клиентам задавать вопросы и оспаривать свои дисфункциональные мысли, пробовать новые интерпретации и, в конечном счете, применять альтернативные способы мышления в своей повседневной жизни.
Аарон Бек считает, что реакция человека на определенные расстраивающие мысли может способствовать ненормальности. Когда мы сталкиваемся со многими жизненными ситуациями, нам в голову приходят как утешительные, так и расстраивающие мысли. Бек называет эти непрошенные познания автоматическими мыслями.
Когда поток автоматических мыслей человека очень негативен, можно ожидать, что человек впадет в депрессию (например, «Я никогда не закончу это эссе, моя девушка воображает, что мой лучший друг, я толстею, у меня есть денег нет, родители меня ненавидят – вы когда-нибудь чувствовали такое?’).
Довольно часто эти негативные мысли сохраняются, несмотря на доказательства обратного.
Бек (1967) определил три механизма, которые, по его мнению, ответственны за депрессию:
- Когнитивная триада (автоматического негативного мышления)
- Негативные самосхемы
- Ошибки в логике (т. е. ошибочная обработка информации)
Когнитивная триада
Когнитивная триада представляет собой три формы негативного (т. е. беспомощного и критического) мышления, характерные для людей с депрессией: а именно, негативные мысли о себе, мире и будущем. Эти мысли, как правило, были автоматическими у депрессивных людей, поскольку они возникали спонтанно.
Когда эти три компонента взаимодействуют, они мешают нормальной когнитивной обработке, что приводит к нарушениям восприятия, памяти и решения проблем, а человек становится одержимым негативными мыслями.
Негативные Я-схемы
Бек считал, что у склонных к депрессии людей развивается негативная Я-схема.
У них есть набор убеждений и ожиданий в отношении самих себя, которые по существу негативны и пессимистичны.
Бек утверждал, что негативные схемы могут быть приобретены в детстве из-за травмирующего события. Переживания, которые могут способствовать негативным схемам, включают:
- Смерть родителя или брата или сестры.
- Родительский отказ, критика, чрезмерная защита, пренебрежение или жестокое обращение.
- Запугивание в школе или исключение из группы сверстников.
Люди с негативной самооценкой становятся склонными к логическим ошибкам в своем мышлении и склонны выборочно сосредотачиваться на определенных аспектах ситуации, игнорируя столь же важную информацию.
Когнитивные искажения
Бек (1967) выделяет несколько нелогичных мыслительных процессов (т. е. искажения мыслительных процессов). Эти нелогичные модели мышления обречены на провал и могут вызвать сильную тревогу или депрессию у человека.
• Произвольное вмешательство : Делать выводы на основе достаточных или не относящихся к делу доказательств: например, думать, что вы ничего не стоите, потому что концерт под открытым небом, на который вы собирались пойти, прошел под дождем.
• Избирательная абстракция : Сосредоточение внимания на одном аспекте ситуации и игнорирование других: Например, вы чувствуете ответственность за проигрыш своей команды в футбольном матче, хотя вы всего лишь один из игроков на поле.
• Увеличение : преувеличение важности нежелательных событий. Например, если вы поцарапали краску на своей машине и, следовательно, считаете себя совершенно ужасным водителем.
• Минимизация : преуменьшение значимости события. Например, учителя хвалят вас за отличную работу над семестром, но вы считаете это мелочью.
• Чрезмерное обобщение : общие отрицательные выводы на основе одного незначительного события. Например, вы получаете двойку за экзамен, хотя обычно получаете пятерку и, следовательно, думаете, что вы глупы.
• Персонализация : Приписывание негативных чувств других себе. Например, ваш учитель выглядит очень сердитым, когда входит в комнату, значит, он должен быть сердитым и на вас.
Критическая оценка
Батлер и Бек (2000) рассмотрели 14 метаанализов эффективности когнитивной терапии Бека и пришли к выводу, что около 80% взрослых получили пользу от терапии.
Также было обнаружено, что терапия была более успешной, чем медикаментозная терапия, и имела более низкую частоту рецидивов, подтверждая предположение о том, что депрессия имеет когнитивную основу.
Это говорит о том, что знание когнитивного объяснения может улучшить качество жизни людей.
РЭБТ Против. Cognitive Therapy
• Альберт Эллис рассматривает терапевта как учителя и не считает важным теплые личные отношения с клиентом. Напротив, Бек подчеркивает качество терапевтических отношений.
• РЭПТ часто очень директивна, убедительна и противостоит. Бек уделяет больше внимания тому, чтобы клиент обнаруживал для себя неправильные представления.
• РЭПТ использует разные методы в зависимости от личности клиента; в когнитивной терапии Бека метод основан на конкретном расстройстве.
Сильные стороны КПТ
1. Модель очень привлекательна, поскольку фокусируется на человеческом мышлении. Человеческие когнитивные способности были ответственны за наши многочисленные достижения, поэтому они также могут быть ответственны за наши проблемы.
2. Когнитивные теории поддаются проверке. Когда испытуемыми манипулируют, заставляя принять неприятные предположения или мысли, они становятся более тревожными и депрессивными (Римм и Литвак, 19).69).
3. Было обнаружено, что многие люди с психологическими расстройствами, особенно с депрессией, тревожностью и сексуальными расстройствами, демонстрируют неадекватные предположения и мысли (Beck et al., 1983).
4. Когнитивная терапия очень эффективна при лечении депрессии (Hollon & Beck, 1994) и умеренно эффективна при тревоге (Beck, 1993).
Ограничения КПТ
1. Точная роль когнитивных процессов еще предстоит определить. Неясно, являются ли ошибочные познания причиной
психопатология или ее следствие.
Левинсон (1981) изучал группу участников до того, как кто-либо из них впал в депрессию, и обнаружил, что у тех, кто позже впал в депрессию, вероятность негативных мыслей была не выше, чем у тех, у кого депрессия не развилась. Это говорит о том, что безнадежное и негативное мышление может быть результатом депрессии, а не ее причиной.
2. Когнитивная модель имеет узкий охват – мышление является лишь частью человеческого функционирования, и необходимо решать более широкие вопросы.
3. Этические вопросы: РЭТ — это директивная терапия, направленная на изменение познания, иногда весьма сильное. Для некоторых это может считаться неэтичным подходом.
Ссылки
Бек, А. Т. (1967). Депрессия: причины и лечение . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
Бек, А. Т., Эпштейн, Н., и Харрисон, Р. (1983). Познания, отношения и параметры личности в депрессии. Британский журнал когнитивной психотерапии.
Бек, А. Т., и Стир, Р. А. (1993). Руководство по инвентаризации беспокойства Бека . Сан-Антонио: Harcourt Brace and Company.
Батлер, А.С., и Бек, Дж.С. (2000). Результаты когнитивной терапии: обзор метаанализов. Журнал Норвежской психологической ассоциации , 37, 1-9.
Добсон, К.С., и Блок, Л. (1988). Историко-философские основы когнитивно-поведенческих теорий. Справочник по когнитивно-поведенческой терапии. Гилфорд Пресс, Лондон.
Эллис, А. (1957). Рациональная психотерапия и индивидуальная психология. Журнал индивидуальной психологии , 13: 38-44.
Эллис, А. (1962). Разум и эмоции в психотерапии . Нью-Йорк: Стюарт.
Холлон, С. Д., и Бек, А. Т. (1994). Когнитивные и когнитивно-поведенческие терапии. В работе А. Э. Бергина и С.Л. Garfield (Eds.), Справочник по психотерапии и изменению поведения (стр. 428–466). Нью-Йорк: Уайли.
Кендалл, П.С., и Крисс, М.Р. (1983). Когнитивно-поведенческие вмешательства. В: CE Walker, изд. Справочник по клинической психологии: теория, исследования и практика, стр. 770–819. Хоумвуд, Иллинойс: Dow Jones-Irwin.
Левинсон, П.М., Стейнмец, Дж.Л., Ларсон, Д.В., и Франклин, Дж. (1981). Когниции, связанные с депрессией: предыстория или следствие? Журнал ненормальной психологии , 90(3), 213.
Lyons, LC, & Woods, PJ (1991).