Периоды жизни человека: Регистр лекарственных средств России РЛС Пациент 2003.

Содержание

Регистр лекарственных средств России РЛС Пациент 2003.

Назад Оглавление Вперёд

Основные периоды жизни человека. От чего зависит продолжительность жизни и есть ли “лекарство от старости”?

В разделе 1.3.4 рассказывалось о жизненном цикле клетки. Нетрудно провести аналогию между клеточным циклом и жизнью человека. Основные периоды клеточного цикла – рождение, созревание, активное функционирование, угасание и гибель – в целом соответствуют периодам жизни человека (рисунок 1.3.16 и таблица 1.5.4). Снова мы столкнулись с неким алгоритмом, написанной природой программой, которую организм человека выполняет и выполнит до конца, если не вмешаются трагичные случайные факторы.

Таблица 1.5.4. Основные периоды жизни человека (по Н.П. Гундобину)
Период жизниМужчиныЖенщины
Период новорожденностиОт рождения до 1 месяца
Период грудного возрастаОт 1 месяца до 1 года
Ясельный возрастОт 1 года до 3 лет
Дошкольный возрастОт 3 до 7 лет
Младший школьный возраст7-13 лет7-11 лет
Подростковый возраст (пубертатный возраст)13-17 лет11-15 лет
Юношеский17-21 год15-20 лет
Зрелый возраст, первый период21-35 лет20-35 лет
Зрелый возраст, второй период35-60 лет35-55 лет
Пожилой возраст60-75 лет55-75 лет
Старческий возрастОт 75 до 90 лет
ДолгожителиСтарше 90 лет

От момента рождения ребенок не только растет физически: развивается его костно-мышечная система, увеличивается рост и масса тела, но и “созревает” функционально: постепенно активируются ферментные системы печени и желудочно-кишечного тракта, стабилизируется терморегуляция, претерпевают функциональные изменения сердечно-сосудистая, дыхательная и другие системы. Например, у новорожденного частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет 120-140 ударов в минуту, у 3-летнего ребенка – уже 105, а в 8-9 лет ЧСС практически соответствует параметрам взрослого – 90 ударов в минуту. Такое “урежение ритма” объясняется постепенной оптимизацией сердечной деятельности – нарастанием эффективности сердечного сокращения: если у новорожденного в течение одной минуты сердце перекачивает 450-550 мл крови, то есть с каждым сердечным выбросом в аорту выталкивается около 4 мл крови, то у 8-летнего ребенка этот объем уже составляет более 30 мл (2800 мл за 1 минуту). Однако наибольший прогресс наблюдается в развитии нервной системы и психики: становятся более дифференцированными эмоциональные реакции, богаче – мимика, активируются познавательные процессы, формируются механизмы запоминания, концентрации и сохранения внимания, закладываются основы логического и абстрактного мышления и многое другое (подробнее в разделе 1.5.2.13). В пубертатный период начинает меняться гормональный фон, организм готовится к выполнению репродуктивных функций. По разным данным, до 20-25 лет развитие организма идет по нарастающей, далее наступает фаза плато (с 25 до 30-35 лет), характеризующаяся максимальной активностью всех функций организма. После 35 лет постепенно уменьшаются резервные возможности организма, в организме начинают более интенсивно протекать процессы старения. Отчего это происходит? Ученые утверждают, что дело в генетической программе, записанной в ДНК клетки, и поиск “гена старения” продолжается. Ни для кого не секрет, что первые морщины – первые проявления процессов старения – обнаруживаются уже в 20-25 лет, однако темпы угасания второстепенных, а затем и основных функций организма нарастают после 35-40 лет. Наиболее показательны в этом отношении процессы высшей нервной деятельности и реакции психики. Более трудным становится усвоение нового материала, больше времени приходится тратить на запоминание информации, усложняются процессы быстрого реагирования на ситуацию или принятия нестандартных решений. После 60 лет обычно наблюдается угнетение интеллектуальной деятельности, значительно ухудшается память на текущие события, эмоциональные реакции становятся не всегда адекватными, отмечается склонность к депрессии, что обусловлено ухудшением кровоснабжения и обмена веществ в головном мозге, уменьшением числа нейронов и возрастными дегенеративными изменениями нервной системы. Однако процессы восприятия информации, к которой человек привык в силу своей профессиональной деятельности, и мышления могут долгое время сохраняться на достаточно высоком уровне. Отчего это зависит? Тут действует простой закон биологии: “В первую очередь угасает та функция организма, которая активно не используется”.

Давайте еще раз посмотрим на рисунок 1.3.17. График, отражающий интенсивность процессов метаболизма в клетке в различные периоды ее жизненного цикла, в равной степени можно отнести и к процессам высшей нервной деятельности, и к любой другой функции организма человека в течение жизни.

На протяжении истории человечества продолжительность жизни увеличивалась. Так, в XIV-XVII веках средняя продолжительность жизни человека составляла всего 24-29 лет. В конце XIX века в странах Европы люди в среднем жили 42 года, а во второй половине ХХ века – свыше 70 лет. По статистике, основными причинами смерти современного человека являются хронические неинфекционные заболевания – атеросклероз, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь, злокачественные опухоли. Предполагают, что эффективная профилактика только сердечно-сосудистых заболеваний может привести к увеличению продолжительности жизни до 85 лет. Резервы повышения продолжительности жизни кроются в оптимизации двигательной активности, питания, ритмов жизни и эмоциональных реакций человека. Хотя по-прежнему актуальным остается высказывание “Нужно не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам”. А пути достижения обеих целей одинаковы!

Литература
    1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 248 с., ил.
    2. Большой толковый медицинский словарь / Под ред. проф. Г.Л. Билича: в 2-х томах. – М.: Вече АСТ, 1999. – Т. 1, 2.
    3. Брэгг П.С., Махешварананда С.П., Нордемар Р. и др. Позвоночник – ключ к здоровью. – СПб.: Диамант, Золотой век, Лейла, 1999. – 512., ил.
    4. Ваши глаза: Как сохранить и улучшить зрение. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000, – 288 с.;
    5. Вельховер Е.С., Ананин В.Ф. Иридология: теория и методы: Монография. – М.: Изд-во РУДН и Биомелинформ, 1992. – 296 с., ил.
    6. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.:Аспект Пресс, 2001. – 373 с.
    7. Краткая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В. Петровский: в 3-х томах. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – Т. 1, 2, 3.
    8. Популярная медицинская энциклопедия / Гл. ред. В.И. Покровский. – 5-е изд. – М.: “Издательский Дом Оникс”, “Альянс-В”, 1998. – 688 с., ил.
    9. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 кл. шк. с углубл. изучением биологии. – М.: Просвещение, 1998. – 256 с., ил.
    10. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учебник для общеобразоват. учеб. завед. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 216 с., ил.
    11. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2001. – 608 с., ил.
    12. Человек. Наглядный словарь. (серия наглядных словарей) / Пер. с англ. О. Лосевой; Гл. ред. Е. Мирская. – М.: Слово/Slovo. – 2001. – 64 с., ил.
    13. Энциклопедический словарь медицинских терминов / Гл. ред. Б.В. Петровский: в 3-х томах. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – Т. 1, 2, 3.
    14. Энциклопедия для детей. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – Том 18. Ч.1. – 464 с., ил.

    7. Критические периоды развития организма. Понятие. Значение.

    Учение о критических периодах развития было создано в 1921 г. К. Стоккардом и в дальнейшем значительно углублено и расширено П. Г. Светловым.

    Индивидуальное развитие, по воззрениям П. Г. Светлова, состоит из небольшого числа этапов, каждый из которых начинается критическим периодом, за которым следуют этапы видимой дифференциации и роста.

    Критические периоды характеризуются наиболее высокой чувствительностью к воздействиям вредных факторов внешней среды.

    В ранних стадиях эмбрионального развития критические периоды относятся к развитию всего организма, позднее отрицательное влияние определенных факторов сказывается на формировании отдельных органов — тех, которые в данный момент претерпевают наиболее активные формообразовательные процессы. Внешние факторы, к которым организм (или отдельный орган) весьма чувствителен в определенные периоды, могут существенным образом влиять на его развитие. Различные воздействия в один и тот же период могут вызывать сходные отклонения. И наоборот, один и тот же фактор, действующий на разных этапах, вызывает различные изменения, т. е. тип аномалии в значительной степени зависит от стадии развития, во время которой на организм оказал действие тератогенный агент.

    Биологический смысл повышения чувствительности к внешним воздействиям в критические периоды заключается в обеспечении восприятия зародышем и его частями сигналов, ответом на которые являются определенные процессы индивидуального развития.

    В критические периоды наблюдается неустойчивое равновесие развивающихся систем, когда старые механизмы регуляции уже себя исчерпали, а новые еще не достигли определенного уровня зрелости. Степень чувствительности при этом меняется: сначала она увеличивается, достигая максимума, затем снижается, то есть существует период максимальной готовности к формированию функциональной системы.

    Наиболее высокой чувствительностью к повреждающим агентам обладают зародыши во время

    1. имплантации (первый критический период), соответствующий 7—8-му дню эмбриогенеза, и

    2. во время плацентации (второй критиеский период). Плацентация приходится на 3—8-ю неделю эмбриогенеза и совпадает с этапом формирования зачатков органов.

    Повреждающие факторы внешней среды (химические агенты, в том числе лекарственные, радиация и др.) могут оказывать неодинаковое влияние на зародыши, находящиеся в разных стадиях развития: эмбриотоксическое или тератогенное. Эмбриотоксическое действие повреждающих факторов характерно для первого критического периода, тератогенное — для второго.

    В период имплантации зародыш либо погибает (при повреждении многих бластомеров), либо дальнейший эмбриональный цикл не нарушается (при сохранности большого числа бластомеров, способных к полипотентному развитию). При поражении зародыша в период плацентации и органогенеза характерно возникновение уродств.

    При этом пороки развития образуются в тех органах, которые в момент действия повреждающих агентов находились в процессе активной дифференцировки и развития. У различных органов эти периоды не совпадают во времени. Поэтому при кратковременном действии тератогенного фактора формируются отдельные аномалии развития, при длительном — множественные.

    В постнатальном развитии выделяют три критических периода.

    1. Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

    2. Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

    3. Кризис 3 лет

      . Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам».При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, интенсивно формируются речь и сознание. Вместе с этим повышаются и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высоких требований – к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.
      п. В этот период онтогенеза родителям и воспитателям необходимо принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40% смертных случаев при детских бытовых и транспортных травмах приходится на первые 4 года жизни ребенка.

    4. Кризис 7 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди – учителя, школьные друзья. Меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, падает двигательная активность и т. д. В этот период вновь необходимо особое, бережное отношение к ребенку со стороны учителей и родителей. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Следует также учесть, что на этот критический период приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения – важный фактор предупреждения транспортных трагедий.

    5. Пубертатный кризис связан с половым созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции, с изменением в организме гормонального баланса.

      Обычно это происходит в 11–15 лет, то есть в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ранимостью нервной системы и возникновением многих нервных расстройств и психических заболеваний. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.

    6. Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Устремленность в будущее.

      Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение.

    7. Кризис 30 лет. Он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Возникает вследствие нереализованности жизненного замысла или жизненный замысел вообще оказался неверным. Нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

    8. У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис — кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

      Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию».

    9. Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

    Чему мы можем научиться у каждого?

    Перейти к разделу

    Какие этапы жизни?

    8 стадий жизни

    Другие теории об этапах жизни

    Как ориентироваться и преуспевать на этапах жизни

    Если бы кто-нибудь спросил вас, на каком этапе вашей жизни вы находитесь, что бы вы ответили?

    Многие из нас считают этапы жизни просто детством и взрослой жизнью. Но можно ли действительно разделить нашу жизнь на две основные категории?

    На протяжении жизни мы сталкиваемся с радикальными изменениями и большими вехами. С самого рождения мы постоянно учимся, растем и развиваемся.

    Человеческое развитие сложно разделить на четкие этапы. Но многие специалисты в области психологии развития создали теории, помогающие лучше понять наше интеллектуальное и когнитивное развитие.

    Эти теории дают нам лучшее представление о том, как мы достигаем различных жизненных целей в разное время.

    Давайте рассмотрим различные этапы жизни и узнаем, почему их понимание может помочь вашему личному развитию.

    Какие этапы жизни?

    Стадии жизни — это различные фазы, через которые проходят все люди в течение обычной жизни. На каждом этапе у большинства людей будут общие интересы, действия и поведение.

    Когда мы говорим о концепции этапов жизни, на ум приходят три различных этапа: детство, взрослость и старость.

    Однако в жизненном цикле человека есть и другие нюансы. Мы все уникальные личности, которые чувствуют, думают и испытывают разные вещи по мере взросления.

    Резкое изменение образа жизни часто характеризует переход на другой этап жизни. Люди часто говорят, что кто-то вступает в новый этап жизни, когда они переезжают из дома, получают высшее образование, выходят на пенсию или заводят детей.

    Но сколько этапов жизни? Ну, это зависит от того, кого вы спросите.

    Некоторые специалисты по развитию разбивают продолжительность жизни человека на девять этапов. Другие считают двенадцать более подходящим числом.

    В некоторых из этих теорий первой стадией является внутриутробное развитие. Так что в глазах некоторых психологов жизненный цикл начинается еще до рождения.

    Хотя существует множество теорий, важно помнить, что все мы люди с уникальным опытом. Этапы жизни просто предназначены для того, чтобы быть линзой, через которую можно увидеть нашу жизнь.

    8 жизненных стадий

    Вскоре мы углубимся в другие концепции жизненных стадий, но давайте сначала обсудим популярную теорию психосоциального развития Эрика Эриксона.

    Эрик Эриксон — известный американо-немецкий психолог ХХ века. Он специализировался на изучении эго и использовал психоаналитические инструменты как для исследования, так и для представления своих теорий.

    Эриксон известен разработкой концепций кризиса идентичности и стадий психосоциального развития.

    Его теория психосоциального развития делает упор на социальные взаимодействия. Он утверждает, что социальные контексты и опыт человека определяют его личность.

    Конфликт также занимает центральное место в теории. На каждом этапе жизни Эриксон предлагает конфликт. Каждый конфликт является переломным моментом, когда человек сталкивается с борьбой за достижение психологического качества. Затем эти конфликты приводят к переходу человека на следующую стадию.

    Итак, согласно теории Эрика Эриксона, каковы этапы жизни? Его гипотеза охватывает восемь конкретных этапов жизни:

    • Детство
    • Детство
    • Дошкольные годы
    • Младшие школьные годы
    • Подростковый возраст
    • Молодость
    • Середина взрослой жизни
    • Поздняя взрослость

    Когда ты молод, у тебя может быть грандиозное представление о том, кем ты видишь себя через десять лет. Многие дети мечтают стать супергероями или президентами. Но со временем эти надежды и мечты, скорее всего, превратятся в более обоснованное и конкретное видение.

    По мере того, как вы растете в себе, вы взращиваете набор ценностей, интересов и устремлений. Естественно, личные цели восьмилетнего человека будут сильно отличаться от целей сорокалетнего.

    Разный жизненный опыт помогает вам расти и учиться, а ваш взгляд на мир меняется. С возрастом растет и ваш уровень зрелости.

    С большей зрелостью приходит уровень уважения, сострадания и самосознания. Ваши отношения с самим собой меняются.

    1. Младенчество

    Младенчество начинается с рождения человека и продолжается до восемнадцатимесячного возраста. Это время в значительной степени характеризуется отношениями младенца с опекунами и конфликтом доверия и недоверия.

    Если о нем хорошо заботятся, младенец начинает доверять своему родителю или опекуну. Если ими пренебрегают, они, скорее всего, проецируют это недоверие на отношения на других этапах своей жизни.

    Хотя люди всех возрастов борются с проблемами доверия, это характерная черта первого этапа жизни.

    Достоинством младенчества является надежда. Если в младенчестве о человеке надлежащим образом заботятся, а в более позднем возрасте он оказывается в сложной ситуации, он более склонен верить, что кто-то придет ему на помощь.

    2. Детство

    Эта стадия раннего детства длится от восемнадцати месяцев до трех лет. В этом возрасте малыши начинают учиться самостоятельно. Если поощрять чувство независимости и уверенности малыша в себе, это способствует его автономии.

    Но если этих маленьких детей ругают или высмеивают за их любопытство, у них может развиться чувство стыда, неуверенности в себе и вины. Эта неуверенность может препятствовать их личностному росту, потому что уверенность жизненно важна для развития человека. Следовательно, основной конфликт — это автономия против стыда и сомнения.

    Добродетелью малыша является воля. Чувство воли является продуктом растущей уверенности ребенка в своих физических и когнитивных способностях.

    3. Дошкольные годы

    Дошкольный возраст варьируется от трех до пяти лет. В этом возрасте основной конфликт возникает между инициативой и чувством вины. Как и в детстве, это симптом их попыток учиться самостоятельно и стать более полноценными людьми.

    Если опекун поощряет ребенка делать что-то самостоятельно, он вырастает личностью, проявляющей инициативу и имеющей цель в жизни. Если их опекуны критикуют и демотивируют их, у них развивается чувство вины.

    В отличие от более ранних стадий, взаимодействие с другими детьми примерно того же возраста способствует большей части развития здесь.

    4. Младшие школьные годы

    Младшими школьными годами являются дети в возрасте от пяти до двенадцати лет. Они испытывают напряжение между трудолюбием и неполноценностью.

    На этом этапе жизни ребенок все больше осознает себя. Эта самореализация включает в себя социальное и эмоциональное развитие.

    Также особое внимание уделяется когнитивному развитию — на этом этапе вы учитесь читать и писать.

    Достижения и похвалы сделают ребенка на этом этапе трудолюбивым. Но отсутствие признания приводит к чувству неудачи и неполноценности. Если ребенок чувствует одобрение и поддержку в своих начинаниях, он разовьет добродетель компетентности.

    5. Подростковый возраст

    Этот этап жизни известен своей бурностью. В возрасте от двенадцати до восемнадцати лет большинство людей испытывают кризис идентичности. Этот период ориентирован на будущее, поскольку подростки думают о своем будущем и вкладывают средства в социальные связи.

    Больше всего на свете обычный подросток хочет быть принятым сверстниками.

    Подросток исследует различные типы ролей, которые он может играть во взрослом возрасте. Это период всепоглощающего самопознания, и это путешествие может быть очень запутанным.

    Достоинством подростков является верность. Здоровая сеть поддержки поможет подростку развить способность формировать отношения, несмотря на потенциальные различия.

    6. Молодость

    Молодость наступает в возрасте от восемнадцати до сорока лет. Как правило, люди на этом этапе строят социальные, профессиональные и финансовые основы, которые им понадобятся на всю оставшуюся жизнь.

    Основной конфликт раннего взросления — близость против изоляции. Эта напряженность основана на наличии или отсутствии интимных личных отношений. Тип развития прежде всего социальный.

    Если молодой человек избегает близости из-за боязни неудачи, разочарования или обязательств, он, скорее всего, будет чувствовать себя изолированным и одиноким. Молодые люди могут испытывать такие вещи, как кризис четверти жизни. Тем не менее, они также могут начать учиться на своих ошибках.

    Однако, если они создадут прочную социальную сеть, они будут чувствовать себя связанными с окружающим миром и, надеюсь, понятыми им. Достоинством этой стадии является повышенная способность к любви.

    7. Средний возраст

    Согласно Эриксону, средний возраст начинается в сорок и заканчивается в шестьдесят пять. Основным конфликтом на этом этапе среднего возраста является перетягивание каната между генеративностью и стагнацией. Генеративность — это выбор взрослых передать то, чему они научились, молодому поколению.

    Если взрослый на этой стадии недоволен или обижен на свою жизнь, он может предпочесть вариться в своем недовольстве и избегать участия в жизни общества. Если они решат быть позитивными и продуктивными членами своего сообщества, они разовьют добродетель заботы.

    8. Поздняя взрослость

    Восьмая и последняя стадия жизни — поздняя взрослость. Эта стадия относится к любому человеку старше шестидесяти пяти лет.

    Поздняя взрослость — время глубоких размышлений и самоанализа. Если вы гордитесь жизнью, которую вы вели, то вы должны испытывать чувство умиротворения. Однако если вас преследуют сожаления и неудачи, вы, вероятно, испытаете отчаяние и обиду.

    Согласно Эриксону, либо эго-целостность, либо эго-отчаяние характеризуют конец жизни пожилых людей. Достоинством этой стадии является мудрость.

    Другие теории о стадиях жизни

    Теория Эрика Эриксона не единственная — в течение многих лет философы, психологи и ученые спорят о количестве жизненных стадий и о том, когда они происходят. Чтобы получить лучшее представление обо всех этапах жизни и о том, как эта структура может вам помочь, давайте рассмотрим некоторые другие теории.

    Теория когнитивного развития Жана Пиаже

    В то время как Эриксон предлагает восемь стадий жизни, Жан Пиаже предлагает только четыре. Его теория рассматривает природу интеллекта. Он считает, что то, как дети приобретают знания, определяет поступательное умственное развитие.

    Эти стадии:

    1. сенсомоторная (от рождения до двух лет)
    2. предоперационный (возраст от двух до семи лет)
    3. бетон в рабочем состоянии (от семи до одиннадцати лет)
    4. формальный операционный (двенадцать лет и старше)

    Пиаже подчеркивает важность любознательности в когнитивном развитии.

    Теория сезонов жизни Даниэля Левинсона

    В отличие от теории Пиаже, которая заканчивается подростковой стадией жизни, Левинсон рассматривает всю жизнь человека. Он подчеркивает развитие, которое происходит во взрослом возрасте.

    Теория сезонов жизни состоит из последовательных этапов. Эти этапы происходят в течение двух типов периодов. Стабильный период — это время, когда мы делаем решающий жизненный выбор. Переходный период — это когда заканчивается один этап и начинается другой.

    Основным недостатком этой теории является то, что исследование касается исключительно мужского опыта. Левинсон решил взять интервью только у биологических мужчин.

    Измерение развития Клауса Ригеля

    Теория Ригеля не отображает единый процесс развития. Вместо этого его теория подчеркивает непредсказуемую природу жизни.

    Ригель предполагает, что личное развитие происходит благодаря внешним и внутренним изменениям, которые вы испытываете во взрослой жизни.

    Он выделяет четыре взаимосвязанных внутренних и внешних измерения развития:

    • внутренний психологический уровень включает эмоциональный интеллект и умственные способности.
    • Внутреннее физическое измерение описывает физическую и половую зрелость.
    • Внешнее культурно-социологическое измерение относится к ожиданиям и возможностям общества.
    • Измерение внешней среды включает в себя политический, физический и экономический контекст, в котором живет человек.

    Как ориентироваться и преуспевать на этапах жизни

    Хотя мы можем описать жизненный цикл человека четко очерченными этапами, мы постоянно и постепенно меняемся изо дня в день.

    Когда ты молод, у тебя может быть грандиозное представление о том, кем ты видишь себя через десять лет. Многие дети мечтают стать супергероями или президентами. Но со временем эти надежды и мечты, скорее всего, превратятся в более обоснованное и конкретное видение.

    По мере того, как вы растете в себе, вы взращиваете набор ценностей, интересов и устремлений. Естественно, личные цели восьмилетнего человека будут сильно отличаться от целей сорокалетнего.

    Чтобы пройти эти этапы жизни и преуспеть, вам нужно подготовиться к тому, чтобы извлечь уроки из одного этапа в другой. Таким образом, вы сможете продолжать становиться более счастливой и лучшей версией себя по мере прохождения этапов жизни.

    Вот несколько способов сделать это: 

    • Проработайте свою детскую травму с помощью специалиста по психическому здоровью 
    • Сделайте свой личностный рост приоритетом, работая с внутренним ребенком и тенью 
    • Поймите свои модели и то, что действительно важно для вас, отправившись в путешествие по самопознанию 
    • Примите решение внести необходимые изменения в жизнь, заручившись поддержкой тренера, семьи и друзей 

    Эти практики помогут вам взрослеть с возрастом. Это хорошо и для вас, и для ваших близких — с большей зрелостью приходит больше уважения к себе и другим, больше сострадания и больше самосознания.

    Продвижение по этапам жизни может быть сложным, но увлекательным, потому что дает нам возможность стать самим собой. Если вы научитесь ориентироваться в волнах перемен, вы будете благодарны за все шансы, которые жизнь дает вам для роста.

    Понимание этапов жизни для личного роста

    Жизнь — это путь самопознания. На протяжении всего курса вы найдете возможности для обучения, чтобы стать лучшим другом, партнером и членом семьи.

    Рост и изменения, происходящие с нами на протяжении всей жизни, выходят за пределы физического мира. У нас есть самосознательные, саморефлексивные и социальные способности, которые мы можем развивать.

    Понимая этапы жизни и то, что влечет за собой каждый этап, вы можете развить свое самосознание. И с самосознанием вы можете жить своей жизнью с целью и намерением.

    Хотя на дороге могут быть ухабы, трудности, с которыми мы сталкиваемся, — это возможности для роста. Личностный рост – это не всегда легко, но это полезно.

    Если вы хотите инвестировать в свой личный рост и нуждаетесь в профессиональном и структурированном руководстве, свяжитесь с BetterUp сегодня.

    Менструальный цикл (нормальная менструация): обзор и фазы

    Женские репродуктивные органы

    Что такое менструация?

    Менструация — это ежемесячное отторжение слизистой оболочки матки. Менструация также известна под терминами «менструация», «менструальный период», «менструальный цикл» или «период». Менструальная кровь, которая частично состоит из крови и частично из ткани внутренней части матки, вытекает из матки через шейку матки и выходит из тела через влагалище.

    Менструация вызывается гормонами. Гормоны — это химические мессенджеры в вашем теле. Ваш гипофиз (в вашем мозгу) и ваши яичники (часть вашей репродуктивной системы) вырабатывают и выделяют определенные гормоны в определенное время во время менструального цикла.

    Эти гормоны вызывают утолщение слизистой оболочки матки. Это происходит для того, чтобы в случае наступления беременности яйцеклетка могла имплантироваться в слизистую оболочку матки. Гормоны также заставляют ваши яичники выпускать яйцеклетку (овуляция). Яйцеклетка перемещается по фаллопиевым трубам, где ждет сперму. Если сперматозоид не оплодотворяет эту яйцеклетку, беременность не наступает. Слизистая оболочка матки разрушается и отторгается. Это ваш период.

    Что такое менструальный цикл?

    Менструальный цикл — это термин, описывающий последовательность событий, происходящих в вашем организме, когда он ежемесячно готовится к возможной беременности. Ваш менструальный цикл — это время от первого дня менструального цикла до первого дня следующего менструального цикла. Цикл у каждого человека немного отличается, но процесс один и тот же.

    Какова продолжительность нормального менструального цикла?

    Средняя продолжительность менструального цикла составляет 28 дней. Тем не менее, цикл может варьироваться от 21 дня до примерно 35 дней и оставаться нормальным.

    Сколько дней между менструациями считается нормальным?

    Дни между менструациями — это продолжительность менструального цикла. В среднем менструальный цикл длится 28 дней. Тем не менее, циклы продолжительностью от 21 до 35 дней могут быть нормальными.

    Как долго длятся нормальные месячные?

    У большинства людей менструация (кровотечение) длится от трех до семи дней.

    Трехдневные месячные — это нормально?

    Месячные считаются нормальными, если они длятся от трех до семи дней. В то время как на более коротком конце диапазона, у некоторых людей менструальный период длится три дня. Хорошо.

    Каковы четыре фазы менструального цикла?

    Повышение и понижение уровня гормонов запускает этапы менструального цикла. Ваши гормоны заставляют органы вашего репродуктивного тракта реагировать определенным образом. Конкретные события, происходящие во время менструального цикла:

    • Фаза менструации: Эта фаза, которая обычно длится с первого по пятый день, представляет собой время, когда слизистая оболочка матки выходит из влагалища, если беременность не наступила. т произошло. У большинства людей кровотечение длится от трех до пяти дней, но период, продолжающийся от трех до семи дней, обычно не вызывает беспокойства.
    • Фолликулярная фаза : Эта фаза обычно длится с 6-го по 14-й дни. В это время повышается уровень гормона эстрогена, который вызывает рост и утолщение слизистой оболочки матки (эндометрия). Кроме того, другой гормон — фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) — вызывает рост фолликулов в яичниках. В течение 10-14 дней один из развивающихся фолликулов сформирует полностью созревшую яйцеклетку (яйцеклетку).
    • Овуляция : Эта фаза наступает примерно на 14-й день 28-дневного менструального цикла. Внезапное повышение уровня другого гормона — лютеинизирующего гормона (ЛГ) — заставляет ваш яичник выпускать свою яйцеклетку. Это событие и есть овуляция.
    • Лютеиновая фаза: Эта фаза длится примерно с 15-го по 28-й день. Яйцеклетка выходит из яичника и начинает свое путешествие по фаллопиевым трубам в матку. Уровень гормона прогестерона повышается, чтобы подготовить слизистую оболочку матки к беременности. Если яйцеклетка оплодотворяется спермой и прикрепляется к стенке матки (имплантация), вы беременеете. Если беременность не наступает, уровни эстрогена и прогестерона падают, а толстая оболочка матки отторгается во время менструации.

    В каком возрасте обычно начинаются менструации?

    Месячные начинаются у людей в среднем в возрасте 12 лет. Однако у вас могут начаться менструации уже в 8 лет или в 16 лет. Как правило, у большинства женщин менструация начинается в течение нескольких лет после роста груди и роста волос на лобке.

    У людей прекращаются менструации в период менопаузы, которая наступает примерно в возрасте 51 года. Во время менопаузы прекращается выработка яйцеклеток (останавливается овуляция). Вы достигли менопаузы, когда у вас не было менструаций в течение одного года.

    Каковы симптомы менструации?

    Некоторые люди испытывают симптомы менструации, а другие нет. Интенсивность этих симптомов также может быть разной. Наиболее распространенным симптомом являются судороги. Спазмы, которые вы чувствуете в области таза, связаны с сокращением матки, освобождающей ее слизистую оболочку.

    Другие признаки начала менструации:

    • Изменения настроения.
    • Проблемы со сном.
    • Головная боль.
    • Пристрастие к еде.
    • Вздутие живота.
    • Болезненность груди.
    • Акне.

    Как ваши месячные меняются со временем?

    Ваш менструальный цикл может измениться от подросткового до 40-50-летнего возраста. Когда у вас впервые начинаются месячные, нормально иметь более длинные циклы или обильные менструации. У молодых женщин может пройти до трех лет, чтобы менструальный цикл стал регулярным после начала менструации. Нормальный менструальный цикл — это цикл, который:

    • Происходит примерно каждые 21–35 дней.
    • Вызывает кровотечение от трех до семи дней.

    Когда вам исполнится 20 лет, ваши циклы станут более постоянными и регулярными. Как только ваше тело начнет переходить к менопаузе, ваши месячные снова изменятся и станут более нерегулярными.

    Изменение менструального цикла также является нормальным явлением во время других жизненных событий, влияющих на ваши гормоны, например, после родов или во время кормления грудью.

    Что считается нерегулярным периодом?

    Нерегулярные менструации — это все, что не является нормальным менструальным периодом. Некоторые примеры нерегулярного периода:

    • Месячные с интервалом менее 21 дня или более 35 дней.
    • Отсутствие месячных в течение трех месяцев (или 90 дней).
    • Менструальные выделения, которые намного обильнее или легче, чем обычно.
    • Менструальные кровотечения, длящиеся более семи дней.
    • Месячные, сопровождающиеся сильной болью, спазмами, тошнотой или рвотой.
    • Кровотечение или мажущие выделения между менструациями.

    Сколько у меня должно быть кровотечений во время менструации?

    Во время менструации вы можете потерять от двух до трех столовых ложек крови. Некоторые признаки нерегулярного менструального кровотечения:

    • Кровотечение через тампон или прокладку каждые один-два часа.
    • Прохождение сгустков крови размером более четверти.
    • Кровотечение продолжительностью более семи дней каждый раз во время менструации.

    Некоторое изменение объема кровотечения в каждом цикле является нормальным явлением. Также важно помнить, что ваша норма может отличаться от чьей-то еще. Старайтесь не сравнивать. Поговорите с врачом, если вас беспокоят нерегулярные или сильные кровотечения во время менструации.

    Как отслеживать месячные?

    Полезно знать о своем менструальном периоде. Может показаться, что отсутствие менструации не имеет большого значения, но нерегулярные месячные могут быть признаком проблемы. Ваш лечащий врач спросит вас о ваших последних месячных и менструальных циклах. Знание того, что является нормальным для вас, может быть очень полезным для вашего врача.

    Отслеживание менструации также может быть полезно для определения того, когда у вас овуляция, когда вы, скорее всего, забеременеете. Это также может помочь вам спланировать заранее или подготовиться к менструальным кровотечениям во время особого мероприятия или отпуска.

    Для отслеживания менструации:

    • Отметьте первый день менструации в календаре знаком X. Это первый день.
    • Продолжайте отмечать каждый день кровотечения знаком X. Прекратите отмечать, когда кровотечение прекратится.
    • Когда снова начнется кровотечение, отметьте его крестиком. Это снова первый день.
    • Затем вы можете подсчитать количество дней между каждым первым X, чтобы получить продолжительность вашего цикла. Подсчитайте количество крестиков, чтобы узнать, сколько дней длится кровотечение.

    Существуют также приложения, которые делают все это за вас, и вы можете загрузить их на свой телефон или планшет.

    Когда мне следует беспокоиться о месячных?

    Обратитесь к своему лечащему врачу, если:

    • У вас не было менструаций до 16 лет.
    • У вас нет менструации в течение трех месяцев или дольше.

Добавить комментарий